Лит.: Сильвестр (Медведев), мон. Оглавление книг, кто их сложил//ЧОИДР. 1846. 3. Отд. 4. С. 11-12. 33; Докучаев Н. О так называемой «Книге о вере единой»//Черниговские ЕВ. Прил. 1867. 17, 18; 1868. 8, 16, 17, 20, 21; 1869. 3; Дементьев Г. Критический разбор так называемой Книги о вере сравнительно с учением глаголемых старообрядцев. СПб., 1883; Завитневич К. «Палинодия» Захария Копыстенского и ее место в истории западнорус. полемич. лит-ры. Варшава, 1883; Калужняцкий Э. И. Игумена Нафанаила «Книга о вере», ее источники и значение в истории южно-западнорус. полемич. лит-ры//ЧОИДР. 1886. Кн. 4. Отд. 2. С. 1-36; Белокуров С. А. Арсений (Суханов). М., 1891. Ч. 1 (по указ.); Строганов П. Я. Патриарший Бизюков мон-рь: Опыт церк.-ист. исслед. Могилёв, 1914. С. 100, XLII-XLIII; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 118, 344; Rothe H. Zur Kiever Literatur im Moskau. II//Slavistische Studien zum IX. Intern. Kongress in Kiev, 1983. Köln; W., 1983. S. 417-434; Niess H. Kirche in Rußland zwieschen Tradition und Glaube. Gött., 1977; Mychalskyj A. «Liber de fide» Pseudo-Nathanaelis. R., 1967. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1; 21); Заборовский Л. В. Католики, православные, униаты: Проблемы религии в русско-польско-украинских отношениях кон. 40-80-х гг. XVII в.: Документы. Исследования. М., 1998. Ч. 1. С. 124; Опарина Т. А. Иван Наседка и полемич. богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 243-284; она же. Число 1666 в рус. книжности сер.- 3-й четв. XVII в.//Человек между Царством и Империей: Сб. материалов междунар. конф. М., 2003. Ч. 4. С. 287-317; Флоря Б. Н. Положение правосл. населения Смоленщины в составе Речи Посполитой (20-40-е гг. XVII в.)//RES. 1998. T. 70. Fasc. 2. Р. 333-345; он же. Смоленщина и Моск. Патриархия накануне русско-польской войны//Слав. альманах. 2002. М., 2003. С. 49-53; Гурьянова Н. С. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии. Новосиб., 2007. С. 291-319; Савельева Н. В. Кто был автором «Книги о вере»//Рус. лит-ра. М., 2010. 4. С. 149-154; она же. Неизвестный западнорус. автор иером. Гедеон, игумен Бизюкова мон-ря, и моск. книгопечатание сер. XVII в.//Книжная старина. СПб., 2011. Вып. 2. С. 82-131; она же. К вопросу о допечатной традиции «Книги о вере» иером. Гедеона, игумена Бизюкова мон-ря: Из истории бытования списка М. А. Оболенского//Старообрядчество в России, XVII-XX вв. М., 2013. Вып. 5. С. 15-38.

http://pravenc.ru/text/1841552.html

Троицкий Костенский Почеповский, 16. Благовещенский Суражицкий. Женские монастыри: 1. Праскавеевский (Пятницкий) Чернигове, 2. Покровский Макошинский, 3. Успенский Печеницкий и 4. Покровский Шумаровский. 962 Территория Черниговской епархии оказывалась сравнительно небольшой; она была расположена, главным образом, по среднему и нижнему бассейну реки Десны. На юге в волостях Нежинского полка Черниговская епархия граничила с Киевской епархией, которой принадлежал почти весь Нежинский полк; тут были спорные протопопии Борзенская, Конотопская. По соседству со спорной Глуховской протопопией начиналась юго-восточная и восточная граница Черниговской епархии с Севской епархией. В бассейне верхнего течения Десны северо- восточные пределы Черниговской епархии прилегали к северо-западным границам Севской и Брянской епархии, на севере Черниговская епархия сходилась со Смоленской, а на северо-западе с Белорусской. Перед учреждением великороссийских духовных штатов в 1764 году были собраны сведения о городах и количестве церквей в малороссийских епархиях. По собранным сведениям 963 состав их оказался такой: Наименование городов, которые в нижеследующих епархиях состоят: Число церквей I. В Киевской епархии: Козелец Борзна Конотоп Кролевец Воронеж Глухов Прилуки Пирятин Лохвица Миргород Сорочинцы Опошня Полтава Кобеляки Местечко Триполье Всего: II. В Переяславской епархии: Переяславль Борисполь Боришевск Золотоновск Баганск Крепость св. Елисаветы Пандульский и Гусарский полки Всего: III. В Черниговской епархии: Чернигов Новгородок Березна Сосница Стародубье Погары Три местечка и две волости Всего: Киевская епархия, как раньше, так и теперь, разделялась на протопопии; число и название протопопий соответствовало городам. Правда, в 1767 году известна еще Тыковская протопопия крестового наместничества Песковского с одной церковью, но в 1768 году о ней сведений уже нет. Одновременно с ней, только два года (1767 – 1768 гг.), существовала Решетиловская протопопия с четырнадцатью церквами. В 1763 г. наместник Решетиловский был сделан протопопом и наместия стала протопопией. В состав её была отделена из Миргородской протопопий Остаповская наместия. Поводом к образованию самостоятельной полноправной Решетиловской протопопий послужило разделение на две партии духовенства Полтавской протопопий при избрании протопопа: одна партия избрала полтавского наместника, другая – решетиловского. Поэтому м. Арсений Могилянский счел наиболее удобным разделить Полтавскую протопопию на две самостоятельные Полтавскую и Решетиловскую, но в 1770 г. обе протопопии снова были соединены в одну – Полтавскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Это написано после страшного происшествия – убийства его дочери, много позже Трактата о небытии. Вообще, тема смерти сопровождала Арсения Николаевича с детства: «В 1920-м году родилась моя старшая сестра Галина. Я её помню по трем сценкам, чудом сохранившимся в моей памяти. Вот залитая солнцем комната. Галю я не вижу. Она как будто бы сидит на рояле. Она говорит мне, чтобы я принес ей печенье. Я бегу к шкафу, выдвигаю нижний ящик, а там красивая картонная коробка с печеньем (Пти фур”?). Всё. Остро чувствую свой бег через полкомнаты. Где это было? Может быть, уже в Астрахани. Почему она сама не пошла за печеньем? А вот мы стоим рядом в пальтишках. За нами железные зеленые ворота. Явно, что это что-то церковно-монастырское. Впереди круто опускающийся вниз переулок. И вот оттуда, как корабль из-за горизонта, вырастает мама. Увидев нас, она улыбается. И третье. Галя лежит нагая на кровати на спине. Бледная, худая. И какой-то врач мажет ей как будто бы пупок йодом. Это уже к смерти. Галине вырвали зуб – и она истекла кровью за два-три месяца. Смерть дочери потрясла мою мать. И кто бы ни приходил, она всем рассказывала, как умирала Галя. Как за ней прилетели и с ней улетели какие-то птицы. Галину привезли в запаянном цинковом гробу в Москву и похоронили на Новодевичьем кладбище. Оно было для элиты. В 1920-е годы у тетушек были связи. Потом всех их дружков посадили, расстреляли. Вспоминать бесследно исчезнувших запрещалось. Их как бы никогда не было. Не отсюда ли моя Философия Небытия? Смерть сестры легла тяжкой плитой на моё детство. Мне запрещалось быть веселым. Помню, что как-то пришла какая-то женщина. Я что-то развеселился. Когда женщина ушла, мать сделала мне строгое замечание. Она меня ни разу пальцем не тронула. Но я её страшно боялся». – А что там с его отцом? – остановил меня Гаврилыч. – Арсений Николаевич пишет о нём без всякой оценки, отстранённо: «Отец. Никитин Николай Тихонович (12.08. 1867 – 02.12.1937), Уроженец Воронежской губернии. Владимир Ульянов на 3 года, а Иосиф Джугашвили на 21–22 года были моложе моего отца. ННТ был православным священником. Кандидатом богословских наук. В свои 40 лет, в 1907-м году, он стал монахом. В 1913-м году – епископом. Моя мать познакомилась с моим отцом в 1912-м году. Ей было 17, а ему 45. И моя мать стала злым гением его жизни. Своего отца я знал и не знал: не знал в качестве отца и знал в качестве мнимого деда (когда я родился, ННТ шел шестидесятый год) и называл его дедушкой”. В 1936-м году епископ Модест получил сан архиепископа Смоленского и Вяземского. Летом 1937 мы (дедушка”, моя мать и я) ездили в Смоленск и уже собирались туда переезжать, но 29 октября 1937 года архиепископ Модест был арестован органами НКВД.

http://pravoslavie.ru/133148.html

74 Так Иеремия передавал свои нужды в речи Годунову по приезде в Москву (Стат. спис. л.62–68; « Снош. Рос. с Вост.» стр. 198). 77 Описание Арсения Елласонского в приложении к сочинению Сафы стр. 35–37 и у Старчевского стр. 369–370. 78 Патриарху назначено суточных кормовых денег 5 алтын; архидиакону, двум священникам, старцу его, казначею, толмачу, келарю, диакону по 6 денег человеку на день; 9 прислужникам по 4 деньги на день. Митрополиту Иерофею 2 алтына 3 деньги; священнику его 6 денег, 4 служкам по 4 деньги на день. Архиепископу Арсению по 2 алтына на день, старцу 6 денег, архимандриту по 8 денег на день. Кроме того из Москвы посланы мед и рыба, из них патриарху выдавались – кружка меда вишневаго, кружка меда малиноваго, кружка меда боярскаго, ведро меда паточнаго, 3 ведра меда цыженаго. Да ему ж рыбы сухия на день – прут белорыбицы, прут лососины, прут семжины, на блюдо спины осетровыя. Митрополиту, старцам и слугам питья на день – кружка меда боярскаго, полведра меда паточнаго, ведро меда цыженаго, прут белорыбицы, прут семжины, на блюдо спинки белужьи. Тоже и Арсению елассонскому. Архимандриту кружка меда боярскаго, полведра меда цыженаго. Да у владыки смоленскаго велено взять для патриарха меда краснаго по 5–ти ведер вишневаго и обарнаго, 10 ведер меда паточнаго, 15 ведер цыженаго (Стат. спис. л. 2–3, 20–22). 81 Там же л. 27–35. О сделанной в Смоленске встрече с любовью отзывается и Арсений Елассонский в своём «описании путешествия в Москву». 82 В наказе Нащокину предписывалось поместить патриарха на подворье «в больших хоромех в горнице с комнатою, а митрополита и архиепископа поставити в столовой избе и в комнате, а архимандриту дати подклеть особно, а старцев и слуг их устроити вместе по подклетомъ, как патриархъ, митрополит и архиепископ приговорятъ, где велят ково поставити с собою и им быти велят в которых хоромехъ... Туто оставити детей боярских лутчихъ, выбрав трехъ, которые бы полутче и покрепчае. А с двора и на двор никого не пущати без его Григорьева (Нащокина) ведома и без Семейкина (Пушечникова)...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Число учащихся Наимен. епархий Число шк. к 1862 г. Мальчик. Девочек Киевская Подольская Волынская Тульская Черниговская Рязанская Тверская Костромская Кишиневская Смоленская Минская Рижская Считаем уместным напомнить, что необходимость широкого участия духовенства в деле школьного образования крестьянских детей с особенною силою сознана была именно в Киеве и притом несколько ранее отмены крепостного права. Еще в 1859 г. от 31-го августа Митрополит Киевский Исидор дал местной консистории предложение следующего содержания: «принимая во внимание настоящее состояние России, стремящейся к образованию, я нахожу нужным, чтобы сельское духовенство не было чуждо сего общего движения и по возможности старалось бы содействовать в сельских обществах распространению полезных знаний. Для сего предлагаю консистории распорядиться: 1) чтобы во всех местечках и селах были открыты в самых домах священников школы, если таковых не будет устроено со стороны сельского общества, 2) чтобы в школах сих учили чтению и письму и преподавали Закон Божий применительно к понятию сельских детей» 3 . Духовенство Киевской епархии с сочувствием отнеслось к мысли своего архипастыря и немедленно приступило к ее осуществлению. В течение осени того же 1859 года открыто было до 100 церковно-приходских училищ. Еще более успешно пошло дело открытия училищ в следующих 1860 и 1861 годах, как в этом деле принял горячее участие Митрополит Арсений. Подтвердив распоряжение предместника своего митрополита Исидора, о заведении по всей епархии церковно-приходских школ, он вместе с тем назначил особых наблюдателей этих школ, из уездных протоиереев, местных благочинных и наиболее благонадежных священников с тем, чтобы они ежегодно объезжали вновь устроенные школы в качестве ревизоров, составляли объездные журналы и представляли их на рассмотрение архипастыря. Распоряжения митрополита Арсения не остались без исполнения, и уже в сентябре 1861 года, с которого духовное ведомство, в силу вышеупоминавшегося указа Святейшего Синода от 26 июня 1861 г., начало ежемесячно собирать сведения о числе школ и количестве обучавшихся в них, в Киевской епархии числилось 1206 церковно-приходских школ, с 19016 мальчиками и 4573 девочками 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Только глухой в наш век не слышал о мажорах. Это слово заменило у нас французское выражение «золотая молодежь». И это явление, как его ни назови, по сути – фурункул, указывающий на глубоко поселившуюся гниль внутри общественного организма. Сытые, праздные, наглые, сходящие с ума от того, что им (как пелось в одной песенке) нечего больше хотеть, эти молодые люди – позор своих родителей, у которых не нашлось то ли времени, то ли благоразумной строгости для рожденных ими. Проблема стара как мир, стара, как имущественное расслоение. И вот иллюстрация из времени не так уж и далекого, но однозначно из другой эпохи. В Преображенской больнице города Москвы в течение долгих сорока лет жил b XIX beke юродивый Иван Яковлевич Корейша. В больницу он был посажен не для лечения, а в заключение, как буйный и неисцелимый. Это была месть смоленских чиновников за обличения. Сама же лечебница скорее была грязной помесью тюрьмы и ночлежного дома, где больных могли сажать на цепь, а лечили только рвотными, слабительными, прижиганиями и приставлением пиявок. Этот кошмар Иван Яковлевич усугубил спаньем на полу, полной антисанитарией, вкушением пищи в виде смешанного воедино завтрака, обеда и ужина и еще рядом невыносимых простому человеку условий. При этом до полусотни и больше людей приходило к блаженному ежедневно. Если приходили по житейским нуждам, Иван Яковлевич вел себя, как и подобает юродивому, – бормотал, скоморошил, обличал. Если же приходили с духовными вопросами, за смыслом жизни, он говорил ясно, четко и умно. А бывали у него в грязной келье-палате с тяжким духом и академики, и известные священники, и даже государь Николай I. После посещения императором блаженного счел для себя необходимым посетить последнего и генерал-губернатор Москвы. Им на ту пору был Закревский Арсений Андреевич. Это был заслуженный военный, во многих боях отличившийся храбростью и выдержкой. Был под Аустерлицем, воевал в Отечественную войну. Правда, на должности генерал-губернатора не был любим за заносчивость и самодурство. Подлинным же пятном на его мундире поверх заслуженных наград было то, что обе женщины в его семье – жена и дочь – были отчаянные мессалины. О таких сказал однажды великий Павел: Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью ( Еф. 4:19 ). Закревский, увы, был маститым рогоносцем, не имевшим никакого влияния и на единственную дочь – соперницу матери в разврате.

http://azbyka.ru/semya/muzhiki-muzhiki-p...

103, 123, 126, 128, 129, 135, 142, 146, 147, 148,150, 151, 392 Никитин Арсений . 59 Никитина Нина Александровна; (15 августа 1903 – ?). Окончила советскую трудовую школу 2-й ступени (б. гимназия Мушниковой) в Петрограде (1920), одновременно занималась на курсах по дошкольному воспитанию и в институте Физического образования им. П. Ф. Лесгафта. Зимой 1920 работала по ликвидации неграмотности в Красной Армии. В 1920 поступила на историческое отделение Петроградского университета, после третьего курса перевелась на географический факультет по специальности этнография, который и окончила в 1926 году. Будучи студенткой, была курсовым представителем, секретарем этнографического кружка. Одновременно окончила Богословский институт (1923). Активная участница Вознесенского братства. Арестована 22 июня 1925 по «делу студентов». Вскоре освобождена. В 1925–1927 – регистратор в отделе этнической антропологии Российской Академии Истории материальной культуры. В 1926 была избрана младшим ассистентом при кафедре этнографии восточных славян, но в связи с сокращением штатов не была утверждена. Постепенно отошла от религии. «Среди всех отчетов только Никитиной видно стремление не только отчитаться в марксистском минимуме, но и работать по существу (участие в работах Института марксизма и в обществе воинствующих материалистов-диалектиков)», – отзыв Кривцова 15 ноября 1929. Впоследствии работала в Историко-лингвистическом институте. С ок. 1933 – научный сотрудник Государственного музея социалистической реконструкции сельского хозяйства. Соч.: К вопросу о русских колдунах (оттиск из Сборника Музея антропологии и этнографии. Т. VII. 1928. С. 299–325); Можно ли верить гадалкам и знахарям. [Л.] 1930 (Против попов и церкви); Методическое письмо по организации антирелигиозной работы среди народов Севера. Под рук. проф. В.Т. Богораз-Тана. М. 1934 (Центральный Совет Союза воинствующих безбожников СССР). См.: Бовкало А. А. Высшее женское образование в России в 1910 – 1920-х годах.//Духовное просвещение в России. Материалы международной конференции. Смоленск. 1995. С. 28–37; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998; Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Публ. В. Антонова//Минувшее. Исторический альманах. 15. М.-СПб. 1994. С. 521–618.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Теперь организм Арсения не вырабатывает инсулин и не может самостоятельно расщеплять глюкозу, чтобы получать энергию. Энергию, без которой ни один человек не способен полноценно жить, даже двигаться. Причина — «отключение» соответствующей функции поджелудочной железы. С января Арсений Прилепский делает инъекции в среднем пять раз в день, на каждый прием пищи. Еще нужно регулярно измерять уровень сахара. Кровь из пальца наносят на тест-полоску, которую вставляют в глюкометр. Эту процедуру тоже повторяют несколько раз в день. Ирина не знает, почему заболел ее сын. Генетическая предрасположенность не обязательно ведет к диабету. Что именно провоцирует «поломку»? Может, злоупотребление сладкими напитками. Может, ковид. Известно лишь, что сбой может произойти в любой момент, в любом возрасте. В Краснодарском крае почти 1 900 детей болеют сахарным диабетом, по данным Всероссийской организации детей и родителей. В России на 2020 год зарегистрировано около 50 тысяч случаев, говорила вице-премьер Татьяна Голикова. И дети болеют диабетом все чаще: прирост за 2019–2020 годы составил 5,3%. В прошлом году почти 48 тысяч детей-диабетиков были под диспансерным наблюдением. «Болеть диабетом очень дорого» Жизнь с диабетом меняется навсегда. Дни подчинены режиму, замерам. У многих детей приступы случаются и во сне: родители вынуждены заводить будильники ночью, чтобы проверять уровень сахара. В среднем суточный расход у ребенка — пять доз инсулина, столько же игл и пять-десять тест-полосок. В первые месяцы болезни Арсения семья почти все покупала самостоятельно. Но постепенно Ирина разобралась, что должно предоставлять государство в таких случаях. Оказалось, выдачу препаратов и расходников регулярно задерживают. Или выдают меньше, чем положено. Об этом «Правмиру» также сообщили жители Смоленска, Калуги, Казани, Армавира. — Понимаете, ребенку нужно лечение каждый день. Есть нормативы, которые, кстати, не учитывают особенности пациентов. К примеру, на каждого ребенка должны выдавать 1 672 тест-полоски в год или 4,5 в день. Нам важно получать хотя бы это. На деле — регулярные перебои с поставками. Спасибо докторам, которые сами звонят пациентам, когда препараты появляются, помогают все получить. Кстати, дети более-менее обеспечены, за них бьются родители. А вот у взрослых диабетиков, насколько я знаю, ситуация совсем плачевная, — говорит Ирина.

http://pravmir.ru/vracham-zapretili-vypi...

Рождественский Александр Петрович (1864–1930), протоиерей. Член Собора по должности, как присутствующий член Святейшего Синода и по участию в Предсоборном Совете. Председатель Отдела о духовных академиях. В 1890 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. С 1894 г. исполнял должность доцента кафедры Св. Писания Ветхого Завета СПбДА- С 1896 г. магистр богословия. С 1901 г. экстраординарный профессор. В 1903 г. рукоположен во иерея. В 1911 г. удостоен степени доктора богословия. Член ряда общественных организаций. В 1911–1918 гг. ординарный профессор СПбДА. В 1912 г. член Предсоборного Совещания. В 1917 г. председатель Союза демократического православного духовенства и мирян, с 14 апреля 1917 г. член Святейшего Синода. После окончания работы Собора уехал на юг России, в 1919 г. участвовал в Ставропольском Юго-Восточном Русском Церковном Соборе, член Высшего Церковного Управления на Юге России. Эмигрировал через Константинополь в Болгарию. В 1921–1923 гг. профессор по кафедре Священного Писания Ветхого Завета на богословском факультете Софийского университета. В 1924 г. в связи с болезнью был освобожден от занятий, переселился в Моравскую Тршебову в Чехии, где и скончался. Руднев Сергей Петрович (1872–1934), член Симбирского окружного суда. Член Собора по избранию как мирянин от Симбирской епархии. В 1895 г. окончил юридический факультет Харьковского университета. С 1895 г. занимал должность судебных следователей в различных судах России, с 1916 г. проживал в Симбирске. После окончания работы Собора жил на Дальнем Востоке. После окончания Гражданской войны в эмиграции, проживал в г. Харбине. Самарин Александр Дмитриевич (1868–1932), член Собора по приглашению от Св. Синода от Государственного совета. В 1891 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1912–1917 гг. член Государственного совета. В 1915 г. обер-прокурор Св. Синода. В 1922–1932 гг. аресты и ссылки. Умер в ссылке. Санковский Александр Васильевич (1868–1937), протоиерей. Член Собора по избранию как клирик от Смоленской епархии. Избран членом Высшего Церковного Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Мы начали из глубины сердца возносить мольбы против врага Бога и христиан, Радзивила, как прежде проклинали Стефана, господаря Молдавии, ибо, несомненно, Творец воздвиг этих двух людей в наказание христианам и ради умножения нашей печали, огорчения и расстройства, кои заставили нас бежать из своей страны и неотлучно нам сопутствовали. Одно (огорчение) что, как мы насчитали, из-за Стефана, во время мятежа, поднятого им против Василия, до „безмятежного“ вступления его на престол, было убито более ста тысяч христиан из молдаван, валахов, венгров, греков, сербов, болгар, арнаутов, турок, арабов, татар, поляков, казаков и иных народов. Мы плакали из-за этого, но плакали и из-за того, что не дано нам было сроку всего в пятнадцать дней, от четверга вербной недели до четверга пасхальной, когда Василий обещал нам всяких благ: уплату долгов, архиерейское облачение с дорогой митрой и пр., и если бы мы отпраздновали Пасху вместе с ним, то всем этим воспользовались бы; он отправил бы нас сюда без хлопот и затруднений (для нас), и мы наверно вернулись бы (теперь) в свою страну, а не оставались так долго здесь. Другое (огорчение), что этот проклятый Радзивил теперь выступил и возбудил спящий гнев царя, у которого в мыслях было отпраздновать Пасху здесь, и мы уже радовались, что он отпустит нас, устроив наши дела: ведь, мы едва верили себе, что видим его собственными глазами. Господи наш! воззри на наше положение! Доколе Ты будешь отвращать от насо свои взоры? Но мы благодарны Тебе, Господи Боже наш, за всякое положение. Не успели мы порадоваться, что избежали неприятностей (испытанных) в Молдавии, а они не покидают нас и до сих пор. Пошли, Боже, Радзивилу немощь и болезнь, продолжительные в такой мере, в какой он повинен в крови тысячей народа и в какой омрачил теперь нашу жизнь, о Творец! и за то еще, что этот проклятый был, как мы сказали, причиною всех теперешних зол, этот неудачник, не имеющий ни силы, ни счастья на войне, ни свободного поприща. Когда царь пошел на Смоленск более чем с 600 тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010