П.В. Долгоруков Бартеневы В старину: Бортеневы. Из жалованной грамоты Иоанном Великим сыну его, князю Юрию Ивановичу, на владение Дмитровым и Рузою, в 1503 году, видно, что в то время Демид Бортенев владел, в тех местах, деревнею Овсянниковою, а Рыжок Бортенев деревнями Ивановщиною и Шириповым. Кирило Макарьевич и Галактион Фомич Бортеневы упоминаются в колыванском походе 1540 года; Иван Васильевич находился воеводою в походах: казанском 1544, шведском 1549 и полоцком 1551 годов; сотник стрелецкий Афанасий Бортенев упоминается в походе против крымцев в 1555 году. Пять Бортеневых подписались у поручной грамоты по боярине князе Иване Фёдоровиче Мстиславском, в 1571 году: Шарап Микулич во ста рублях; Афанасий и Ковер Юрьевичи, оба вместе, во ста рублях; Назарий Семёнович и Владимир Григорьевич в семидесяти рублях каждый. Данило Микулич подписался, 2 июля 1566 года, у приговора думы земской о войне с Польшею. Елизарий Данилович был воеводою в Цареве-Борисове в 1602 году. Во время смоленской осады 1634 года, Григорий Фатьянович убит, а Дементий Андреевич и Борис Иванович умерли от получённых ими ран. Двадцать один Бартеневых владели населёнными имениями в 1699 году. Арсений Иванович Бартенев, от брака с Федосьею Ивановною Бутурлиною, имел несколько человек детей, из коих Мария Арсеньевна (рождение 1815) за Дмитрием Ивановичем Нарышкиным. Различные ветви фамилии Бартеневых употребляют два различные герба: 1) Общий Российский Гербовник, часть III, 62: щит разделён горизонтально на два поля; верхнее голубое; в нём золотой меч, перпендикулярно пронзающий серебряный полумесяц; нижнее поле золотое; в нём натянутый лук с летящею вверх стрелою. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями; намет голубой, подложенный золотом. 2) Общий Российский Гербовник, часть X, 80: щит разделён перпендикулярно на два поля; правое серебряное; в нём натянутый лук с летящею вправо стрелою; левое поле голубое; в нём золотой меч, острием вверх. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями; намет голубой, подложенный, справа золотом, слева серебром. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

И вот они отправились из Киева по Днепру до Смоленска, затем через Ваз узу к верховьям реки Волги, бывшим в то время во владении Новгорода. Здесь, на границах Новгородских и Суздальских, нашли они на берегу Волги урочище Старый бор, поселились на нём, стали вести святую и богоугодную жизнь и учить приходящих людей слову Божию. Кто были эти приходившие люди? Надобно припомнить, что города Старицы в то время еще не было; они основаны в 1297 г. Но если к инокам Трифону и Никанору приходили люди слушать слово Божие, то справедливо можно заключить, что люди эти жили невдали от Старого бора, может быть на месте нынешнего города Старицы, и вероятно они были уже и христиане; хотя и мало просвещенные светом веры Христовой 5 ; но могли быть между ними и язычники, привлекаемые добродетельной жизнью иноков. Видя строгую подвижническую жизнь не стяжательность и любвеобильное отношение к ближним новых тружеников веры, простые люди с доверием смотрели на них и охотно шли к ним, чтобы поучиться от них слову Божию и богоугодной жизни. Два инока, без сомнения, первоначально поставили малую келью, или вырыли пещеру; а затем небольшую часовню – последняя необходима была для них, как место общественной молитвы и обучения приходивших людей слову Божию. Оба инока трудились вместе довольно долго; первый из них, Трифон, скончался в 1127 г. Таким образом, в течение 16 лет подвизались оба они, как два брата родные, подвигом добрым ради просвещения ближнего и своего собственного спасения. Быть не может, чтобы в течение этих 16 лет они не побывали в Новгороде, к области которого принадлежала та местность, где они трудились теперь. Быть не может, чтобы они не испросили благословения архиепископа Новгородского на устройство часовни на новом месте своих подвигов. Вместе с тем этих 16 лет было вполне достаточно, чтобы этим двум достоуважаемым инокам, пылавшим пламенною любовью к Господу, давно подвизавшимся в строгих подвигах иночества в посте, бдении и молитве, не пришла мысль составить около себя маленькое иноческое братство; тем более что в тот период времени, когда они подвизались, устроение подобных малых обителей было предоставлено больше, чем в последующие и нынешние времена, свобода каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончил Институт инженеров путей сообщения. С 1818 г. на службе при военных поселениях А.А. Аракчеева. С 1825 г. адъютант А.Х. Бенкендорфа. В 1828–1829 гг. участник русско-турецкой войны. С 1834 г. – флигель-адъютант. В 1840 г. основал симфонический оркестр в С.-Петербурге. С 02.01.1837 г. по 22.06.1861 г. директор Придворной певческой капеллы. Сделал попытку унификации обиходных мелодий всего круга церковных песнопений. С 1843 г. генерал-майор. С 1855 г. сенатор. С 1861 г. обер-гофмейстер. «Обиход» А.Ф. Львова широко использовался до начала XX в. Автор гимна «Боже царя храни» (1833).) («К Богородице прилежно» Архангельского. – Тропарь 4-го гласа из службы Смоленской иконе Божией Матери (28 июля ст. ст.) входит в чинопоследование общего молебна Божией Матери. Архангельский Александр Андреевич (11.10.1846–16.11.1924) – духовный композитор, хоровой дирижер, педагог. Родился в семье священника с. Старое Тезиново Пензенской губернии. Окончил Пензенскую ДС. С 1862 г. регент архиерейского хора в Пензе. С 1870 г. проживал в С.-Петербурге. В 1870–1871 гг. вольнослушатель хирургического отделения Военно-медицинской академии, в 1871–1873 гг. студент химического факультета Технологического института. В 1872 г. сдал экзамен в Придворной певческой капелле на звание регента. С 1873 г. служил регентом различных хоров в С.-Петербурге и преподавал пение в различных учебных заведениях. С 1880 г. по согласию с церковными властями начал заменять в церковных хорах детские голоса женскими. В этом же году создал смешанный хор (вначале из 20, в последствии до 90 чел.), который возглавлял до 1923 г. В 1887 г. реформировал состав хора, полностью заменив голоса мальчиков женскими. В 1901 г. создал С.-Петербургское певческое благотворительное общество, объединившее все хоры С.-Петербурга. В 1902–1908 гг. организовал бесплатные курсы хорового пения, их руководитель и педагог. С 1906 г. главный инспектор Св. Синода по устройству и инспектированию церковных хоров. В 1923 г. возглавил Общестуденческий русский хор в Праге, который впоследствии носил его имя. Архангельский один из первых трактовал песнопения литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармоническиеи интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходны мраспевам и народной песне. Большинство его произведений с преобладанием тихой грусти и скорбного настроения доступны для небольших хоров. Подробнеео нем см.: Ткачев Д. В. Александр Андреевич Архангельский, 1846–1924: Очерк жизни и деятельности. Л., 1974; Александр Андреевич Архангельский: Воспоминания современников. Духовно-музыкальные сочинения. М., 1999. Гарднер И.А.С. 475–481; Плотникова Н.Ю. Архангельский Александр Андреевич – русский хоровой дирижер, композитор, педагог//ПЭ. М., 2001. Т. 3. С. 485–486.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

И. Вознесенского , С.В. Смоленского, В.М. Металлова, А.М.Покровского, Д.В. Аллеманова, А.А. Игнатьева и многих других исследователей. В начале текущего столетия вопросам церковного пения был посвящен и специальный православно-церковный журнал «Хоровое и регентское дело» (1909–1916), а также старообрядческий журнал «Церковное пение», в котором сотрудничали и наши видные ученые – такие, например, как С.В. Смоленский. О нуждах церковного пения неоднократно высказывались выдающиеся иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Московский  Филарет (Дроздов) ,  Арсений (Стадницкий) , митрополит Новгородский и его ученик Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский. -Ред.). Из журнальных публикаций послевоенного времени можно указать на статьи профессора Ленинградской Духовной Академии Л.Н. Парийского (ЖМП, 1949, 11) и протоиерея Н. Трубецкого (ЖМП, 1959, 10–12). Нет возможности перечислить всего, что было написано за это время по вопросам церковного пения вообще и русского в особенности. Естественно, возникает вопрос: стоит ли снова обращаться к этой теме? Да, стоит. И стоит не потому только, что всякая наука в своем развитии беспредельна. Занятые историко-археологическими изысканиями и музыкально-теоретическими положениями, исследователи трудились, как выразился один из них, «над внешней стороной» церковного пения: их, главным образом, интересовала сторона вещественная, материальная, а духовной стороной они занимались или мимоходом, или вовсе обходили ее Наши церковно-музыкальные специалисты не сказали нам о пении самого главного – того, что Спаситель назвал единым на потребу ( Лк. 10:42 ), и не сказали этого не потому только, что не тем были заняты, а потому, что если бы и захотели, то не смогли бы сказать. Чтобы стать на правильный путь в этом отношении, необходимо прежде всего поставить вопрос: для какой цели создано наше церковное пение и для чего оно существует? В самом ответе на этот вопрос мы получим все необходимое, всю нашу «программу». Мы рассматриваем православное церковное пение как «словесную службу», то есть словесно-мелодическую часть нашего богослужения, и именно с этой стороны оно нам прежде всего дорого. Все прочее, касающееся нашего пения, имеет для нас значение второстепенное, и постольку, поскольку оно служит высшей цели – «единому на потребу». Поэтому, минуя музыкально-теоретические и археологические проблемы в области исследования нашего предмета, мы должны обратить все внимание на его богослужебную сторону, значение которой на сегодняшний день недостаточно раскрыто исследователями. Исторический элемент может нас интересовать примерно в той же мере, в какой он фигурирует в Священном Писании и святоотеческих творениях, то есть только в тех случаях, когда это необходимо для высшей цели. Итак, рассматривая наше церковное пение как средство богообщения, в свете Откровения и церковного учения, мы должны решить следующие проблемы:

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Ардонский год был временем знакомства и общения с преосвященным Арсением (Смоленцом), епископом Пятигорским, викарием Владикавказской епархии. Владыка Арсений был редким явлением в русском церковном мире − поляк по происхождению, выпускник юридического факультета Варшавского университета, обладатель редких математических способностей и феноменальной памяти. Имея в виду своё польское происхождение, при хиротонии во епископа он сказал: «Я рад, что в моём лице один из уроженцев этого злобствующего против Церкви града впервые за время его существования причислился к сонму её епископов. Сегодняшнее событие является доказательством силы нашей Церкви, и я дерзаю назвать себя духовным сыном Церкви в полном смысле этого слова» 163 . Келейником у епископа Арсения был Ваня Чернов − будущий митрополит Казахстанский и Алма-Атинский Иосиф 164 . Однажды в Алма-Ате старцу-митрополиту принесли фотокарточку епископа Семиреченского и Верненского Пимена. Он узнал «отца ректора». Татьяна Николаевна Сошникова (в монашестве Тамара), подарившая ему старый фотоснимок, рассказывала, о радости Владыки, повторявшего: «Отец ректор! Отец ректор! Ардон!» В конце жизни давно ушедшие из жизни люди часто делаются невидимыми спутниками на последнее отпущенное на Земле время. Мог ли митрополит Иосиф представить, что через шесть десятилетий он узнает о человеке, который когда-то вызывал в нем симпатию и, возможно, юношеское желание подражать, а потом исчез из поля зрения, сметённый шквалом революции. Случай с фотокарточкой относился к 60-м годам XX века. В Алма-Ате еще были живы люди, помнившие о событиях 1918 года. Они рассказали Владыке Иосифу о том, что знали сами и что слышали от других. С того момента митрополит часто отправлялся в пригородную рощу, где епископ Пимен был расстрелян. Если обратиться к хронике одного из посещений семинарии владыкой Арсением, можно в какой-то мере увидеть происходившее и глазами Вани Чернова. В приезды епископа Арсения архимандрит Пимен выходил навстречу с причтом семинарской церкви, с крестом в руках. Тексты его выступлений в Ардоне, напечатанные в хрониках, лишь в малой мере передают достоинства живого слова. В журнальных пересказах выразительны отдельные смысловые акценты: о достоинствах местоположения семинарии вдали от шума городского и впечатлений городской жизни, которые оценят те, кто готов к усидчивым и серьёзным занятиям; среди сельской природы легче сохранить юношескую чистоту и свежесть чувств 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Каждый сможет стать благотворителем в «День Белого Цветка» Москва, 18 мая 2012 г. Православная служба помощи «Милосердие» приглашает москвичей на большой благотворительный праздник для всей семьи Поиграть в старинные русские игры, попробовать свои силы в творческих конкурсах и научиться своими руками делать народные игрушки – смогут все желающие на благотворительном празднике для всей семьи «День Белого Цветка», который пройдет 20 мая в Марфо-Мариинской обители. Гости праздника смогут приобрести сувениры и поделки, сделанные детьми из детских домов и воскресных школ. Московские кафе угостят посетителей пирожками, сладостями и чаем из старинного самовара, раздуваемого сапогом. В саду обители выступит струнный квартет Большого Театра, состоится концерт детских и приходских хоров. Для гостей проведут экскурсию по обители с посещением покоев св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны и выставки фотографий, посвященной св. страстотерпцу императору Николаю II. Все собранные на празднике средства будут направлены на обустройство новой богадельни для одиноких стариков в Черкизово. Пожертвования на богадельню будут собирать дети и студентки училища сестер милосердия. По дореволюционной традиции, они будут обходить гостей праздника со специальными коробочками для сбора пожертвований и вручать всем благотворителям бумажные белые цветы. «Первый в России «День белого цветка» прошел при поддержке царской семьи в 1911 г. и с тех пор проводился несколько раз в год. - Говорит начальница Марфо-Мариинской обители инокиня Екатерина (Позднякова). - Императрица, наследник и великие княжны готовили для него поделки, которые потом сами продавали гостям на благотворительном базаре. Прейскуранта не было – каждый мог заплатить за них ту сумму, которую он готов передать на дела милосердия». В прошлом году праздник возродила в Москве православная служба помощи «Милосердие», в нем приняли участие более 3 тысяч человек. Праздник 20 мая откроется в 9.00 торжественной Литургией с участием председателя Отдела по церковной благотворительности епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона. Начало благотворительной ярмарки – в 11.00. Адрес Марфо-Мариинской обители: ул. Б.Ордынка, 34 (м.Третьяковская). Аккредитация СМИ открыта до 19.00 18 мая по телефонам 8-495-911-7297 (пресс-секретарь Отдела по благотворительности Московского Патриархата Василий Рулинский) или 8-916-118-0089 (сотрудник пресс-службы Отдела по благотворительности Арсений Загуляев), а также по электронной почте: diaconia @yandex.ru 18 мая 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53626.html

– Вы, молодой человек, не отдаете себе отчета в том, что ожидает Вас на этом пути. Это путь скорби, путь креста, под тяжестью которого Вы упадете, черствость и людская неблагодарность сломают Вас, Вы будете несчастным человеком. Страшные, жестокие слова, но они не охладили меня в моем решении. Вскоре услыхал о скоропостижной кончине о. В. Ш-окого. Бедный, сам смерть к себе призвал. Долго размышлял я о его кончине, что привело его к страшному решению уйти из жизни? Слыхал о том, что перед тем, как призвать смерть, о. В. совершил Литургию, причастился св. Тайн Тела и Крови Христовых. Значит, не потеря веры привела его к преждевременной кончине. Говоря его словами: упал он под тяжестью жизненного креста, черствость и людская неблагодарность сломали его. Через многие годы пастырского служения понял я, что случившееся с о. Владимиром было следствием недостатка в нем пастырской любви, покрывающей недостатки людей, любви, в которой растворяется миром пастырю причиняемое зло. С любовью вспоминаю моих чудных товарищей по гимназии, особенно Сашу Калишевича, Мишу Севбо, Гришу Проневича и братьев Веселовских. Миша – сын священника, во время последней Мировой войны призванного на кафедру епископа Смоленского. Сблизила меня с Мишей смерть его матери. Миша – человек исключительных дарований, глубокой веры и необычайных доброты и любви к труду. Гриша – одаренный сын крестьянина, в доме его уютных и добрейших родителей любил я часто бывать. Все годы нашей гимназической жизни держались мы тройкой: Миша, Гриша и Митроша. Были мы народниками в лучшем смысле этого слова. Страдания нашего народа были нашими личными страданиями. Шли мы и в учении тройкой в первом ряду. Еще на школьной скамье познал я страшный вред зависти, убедился в том, что завистливую душу в ее поступках направляет сатана. И не случайно святые подвижники называют зависть «добродетелью диавола». Один из моих одноклассников, Арсений Г., возымел ко мне это страшное чувство. Сын почтенных, интеллигентных родителей, не мог он примириться с тем, что шел я в учении впереди его. Дважды на гимнастической площадке чуть не стал я жертвой из чувства зависти исходящей злобы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Вследствие их просьб, 2-го апреля 1750 года, св. синоду чрез духовника императрицы прот. Дубенского объявлено было Высочайшее повеление, чтобы дела о смоленских в св. синоде, по силе правил св. отец были рассмотрены и представлены Ее Величеству с мнением непродолжительно. По поводу сего повеления, св. синодом, в журнале от 2-го апреля, определено: „предложить к докладу экстракт из дела после 25-го апреля (дня коронации); а между тем с учиненных о винах брачных разводов мнений преосвященных Феофана новгородского, Иосифа московского и Афанасия вологодского 372 послать копии к членам синода для рассуждения». Прежде, чем св. синод занялся „рассуждением» о всем деле „смоленских шляхтичей», чрез московского митрополита Платона (Малиновского) объявлено в синоде новое высочайшее повеление, данное чрез духовника Ее Величества протоиерея Дубенского с „наикрепчайшим» подтверждением о том, чтобы дело о браке смоленского шляхтича Богдана Друцкого-Соколинского, женившегося на второй жене в пятой степени свойства, по смерти первой жены, бывшей ему в кровном родстве в 6-й степени, „особо от прочих о таковых в свойствах поженившихся шляхтичах в св. синоде дел, всеконечно, как наискорее, производством и решением окончено было». Сверх того, 1-го июля 1750 года, от графа Разумовского, чрез нарочно присланного в св. синод, Высочайшим именем учинено было напоминание и подтверждение св. синоду о скорейшем окончании дела Б. Друцкого-Соколинского. Журналом 1-го июня в св. синоде было положено составить из дела Друцкого экстракт и предложить оный присутствию 6-го числа июня, о чем и известить повестками всех членов синода. Но 6-го числа в присутствие синода не явились члены – Стефан (Калиновский) архиепископ новгородский и Арсений (Могилянский) епископ переяславский. Члены эти, как известно было тогда, держались того мнения, что св. синод – не в праве отступать в решении брачных дел от правил, изложенных в 50-й и 51-й главах кормчей книги. Присутствовавшие же в заседании члены заявили, что они желали бы высказать свои мнения, но „без полного собрания синода оного учинить стали быть воспрепятствованы», потому что в полном собрании „каждый член, согласився с другими, удобнейше утвердиться может в мнении».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

И, действительно, Матерь Божия всегда была, есть и будет тёплая молитвенница, скорая помощница и усердная Заступница наша перед Богом. Обратимся, прежде всего, к православному востоку: каких знаков особенного покровительства Своего Она не являла над православными греками? Сколько раз побораемы были Избранной Воеводой скифы и агаряне, опустошавшие области и города православного востока? ... Но не будем перечислять всех случаев Её дивного и чудного заступления за православный восток, а обратимся к своему православному отечеству – России, в которой особенно многочисленны и дивны были многие случаи видимого заступления Царицы Небесной за отечество наше. Об её заступлении над нами – русскими говорят, во-первых, исторические события нашей православной России. Вспомним, например, разорительные и опустошительные нашествия татарских полчищ, более 300 лет разорявших и опустошавших землю русскую, и как Божия Матерь, через чудотворную икону свою Владимирскую, воодушевляла и спасала наших предков. Кто не слышал, далее, о бывшем на Руси, немного более 200 лет тому назад, так называемом смутном времени самозванцев, когда отечество наше было постигнуто одним из величайших бедствий? На престоле Российском пресёкся род царей Рюрикова Дома, для наших соседей и недругов–иноверцев это был самый благоприятный случай к торжеству над православной Россией: область за областью отторгались ими от России на севере и юге, почти половина России предалась самозванцу, последний восседал уже на троне царей российских, в самом сердце России – Москве, сами русские, изнурённые безначалием и междоусобием, начали было думать, что для прекращения крамолы внутренней и для отклонения браней внешних нет другого лучшего средства, как возвести на престол царей российских иноверного королевича; и вот по молитвам святителей московских и преподобного Сегрия Радонежского, Божия Матерь через свою чудотворную икону Казанскую, спасла Россию... Наконец, кто из вас не слышал от своих отцов и дедов про нашествие французов в 1812 году, когда они, со своими многочисленными союзниками, разоривши и опустошивши почти половину России, дошли уже до самой столицы России Москвы и опустошили её? И однако Россия вышла победительницей над всеми этими и другими врагами своими, дерзая против них единственно о имени Избранной Воеводы–Царицы Небесной, которая одна только укрепляла, воодушевляла и вселила безответное мужество и подвигала на самопожертвование наших христолюбивых воинов храбро идти против врагов, безмерно превосходивших числом, и Своей чудотворной иконой Смоленской и Своими явлениями Святым людям, и во сне, и на яву, обещая им Свою помощь, и предсказывая победу над врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Монахиня Анастасия продавала свечи и покупала. Она была стара, я очень молод. Однажды свечей не хватило, я узнал адрес, где находится частный свечной завод Медведева (впоследствии сын его был у меня иподиаконом), и пошел туда взять в долг два пуда свечей. Медведев сразу мне отпустил, мы познакомились. Эти два пуда мне пришлось квартала три-четыре пронести в мешке на спине. И когда я переходил Митрофановскую улицу, проезжала линейка довольно красивая, полная монашек, как ласточек на проволоке. Я остановился, чтобы пропустить ее, и слышу голос: — Се архиерей идет Таганрогский. — Матушка, да это монашонок, который с архиереем приехал. — Да вы дуры, это архиерей, — и дальше поехали. Я не обратил внимания на «это архиерей» и на «дуры», а перешел через улицу и понес свечи. То была старица Мария. Позже их связала длительная духовная дружба. Архиерейство матушка предсказывала Иоанну не единожды. Было ей открыто и то, что владыку ждет белый клобук. В годы Великой Отечественной войны у владыки Иосифа и матушки Марии состоялась еще одна знаменательная встреча: Когда немцы отступали, я к матушке Марии пришел: «Что делать?» Она говорит: — Деточка, немцы уйдут, русские победят. — А мне что делать? — Коли останешься с русскими, то изобьют — прямо вот так в рай. Коли немцы останутся — забьют. В рай! А когда немцы уйдут и большевики придут и не забьют — це Мария уже нэ знаэ, Мария нэ брэша, но будешь большевицкий митрополит, коли не забьют. Иди, деточка, я уже устала. С будущими патриархами Алексием и Пименом В последние дни оккупации старица скончалась. Отпевал ее владыка Иосиф. Шаг третий: Исповедник В 1935 году молодой архиерей (хиротония во епископа Таганрогского состоялась в 1932 году) был арестован по обвинению в «антисоветской агитации и связи с архиепископом Арсением (Смоленцом)». Обвинение было заведомо ложным: владыка Арсений, у которого будущий митрополит Иосиф нес послушание эконома архиерейского дома, еще в первые годы после революции категорически отрицал свою «партийность» и отпевал красных наравне с белыми. Отбывать срок владыке Иосифу пришлось в Ухто-Ижемских лагерях, в области Коми. По воспоминаниям Бориса Филиппова, узника того же лагеря, епископ Иосиф не уставал помогать ближним:

http://pravmir.ru/5-shagov-k-bogu-mitrop...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010