Преемником преосвященного Доната и восьмым епископом Рижским, с 28 марта 1887 г. и по 4 октября 1897 г., был преосвященный Арсений, ныне архиепископ Казанский. Слишком десять лет преосвященный Арсений, не останавливаясь ни пред какими препятствиями, ревностно и успешно трудился в Остзейском крае над утверждением и распространением православия, деятельно продолжая многоплодное служение своих предшественников. Православная паства при преосвященном Арсении продолжала ежегодно увеличиваться (средним числом около 1,000 человек в год) новыми чадами из обращающихся к православию эстов и латышей. Заботами преосвященного Арсения восстановлена память одного из древних насадителей православия в Лифляндии священномученика Исидора и сопострадавших с ним 144 . В особенности же нужно отметить основание при преосвященном Арсении, замечательного по своей деятельности Пюхтицкого женского монастыря (в 1892 г.). Эта обитель является оплотом и рассадником православия в Эстском крае и известна своими благотворительными учреждениями, каковы – больница, община сестер милосердия, богадельня, приют и училище. Полезная деятельность преосвященного Арсения в Рижской епархии обратила на него внимание высшей власти и ему 15 мая 1893 г. был пожалован сан архиепископа, a 4 октября 1897 г. архиепископ Арсений был переведен в Казань, где и святительствует доныне. Прощаясь с Рижской паствой, преосвященный Арсений принес 25 тысяч рублей в пользу епархиального попечительства о вдовах и сиротах духовенства 145 . В настоящее время, с 4 октября 1897 г., на Рижской кафедре святительствует девятый Рижский епископ преосвященный Агафангел, по примеру своих предшественников прилагающий все заботы к утверждению православия в Прибалтийском крае. Заканчивая свое повествование о «судьбах православия в Прибалтийском крае», приведем некоторые данные из «всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1896 и 1897 гг. В рижской епархии, обнимающей собою весь Прибалтийский край, православных числится до 250,522 человек обоего пола, из коих русских только незначительная часть, большинство же латыши и эсты, есть также ливы (в Курляндской губернии) и шведы (на острове Вормсе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елена 2017/11/07, 18:18:48 Преподобный Отче Антипе моли Господа о нас гребных РБ Вадима РБ Елене РБ Анне о прощении грехов вольная и не вольная. Посолить Антипе о дарование работы РБ Елене.Аминь. 2017/05/06, 20:50:11 О преподобный Отче наш Антипе Афонский мои Бога о моей семье ! Во имя Отца и Сына и Святого Духа ! Аминь! Гулистан 2016/05/27, 11:18:37 О Преподобные отче Антипе и Арсение молите Бога о нас грешных Элизбаре,,Елене и Дарье подайте Вашими молитвами здравие душевное и телесное и защитите мою семью от всех враг видимых и невидимых и спросите у Господа о прощении наших грехов. О Преподобные отче Антипе и Арсении молите Бога о нас.Пусть у нашей дочери р.Б Дарьи пройдет гладко летняя сессия,помогите,а моему мужу р.Б Элизбару предложат наконец то новую работу. Верю и надеюсь на вашу скорую помощь.Не дай лукавым возрадоваться в бедах наших.Я тоже осталась без работы,предстательством вашим перед престолом божьим вознесите молитву благомощную за меня Елену .Простите, что усомнилась в людях. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!.Слава Богу за все!!! 2016/02/05, 04:53:11 О Преподобные отче Антипе и Арсение молите Бога о нас грешных Элизбаре,,Елене и Дарье подайте Вашими молитвами здравие душевное и телесное и защитите мою семью от всех враг видимых и невидимых и спросите у Господа о прощении наших грехов. О Преподобные отче Антипе и Арсении молите Бога о нас.Пусть у нашей дочери р.Б Дарьи разрешиться затяжной вопрос по пересдаче сесии в феврале,помогите,а моему мужу р.Б Элизбару предложат наконец то новую работу. Верю и надеюсь на твою скорую помощь.Не дай лукавым возрадоваться в бедах наших. Прости что усомнилась в людях. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!. 2015/09/14, 14:50:14 Преподобный Отче Антипе! Благодарю тебя за помощь.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Аминь!Аминь! Аминь!Аминь! Гулистан! 2014/11/08, 10:30:00 Отче Антипа и Арсение. Молите Бога о нас, грешных и недостойных рабов елены, георгии, Александре, Наталье, Александре, Фотинии, отроковице р.б. ларисе.

http://isihazm.ru/?id=618

В сем отношении авва Дорофей прекрасное наставление дал своему келарю: " Если не хочешь впадать в ярость и злопомнение, - говорит святой Дорофей, - то отнюдь не имей пристрастия к вещам, и не беспокойся много о каком-нибудь сосуде, не пренебрегая впрочем им. Если кто хочет взять у тебя, давай; если же по неосторожности, или как-нибудь случайно, разобьется или затеряется, не печалься. Но это должен делать не по небрежению о монастырских сосудах, но по желанию сохранить себя без смущения. Сего же можешь достигнуть, когда будешь всем распоряжаться не как своим, но как Божиим имуществом, которое вверено тебе для употребления. А если не будешь иметь такого разума, то непрестанно будешь и сам смущаться и других смущать " (Наставл. келарю. В конце его творений, в слав.изд.). В расположении своем ко всему мирскому монах должен быть подобен мертвецу, который ничего земного уже не желает и не имеет пристрастия к земным вещам. Так о святом Арсении Великом рассказывают, что когда греческий император Аркадий предоставлял ему брать дань с Египта для своего монастыря, он отвечал императору: " Арсений не требует этого, потому что он давно уже умер для мира " (Чет.Мин.8 мая. Подобн. см. Достоп. сказ. о подв. св.отц. 29. Об Арсении). Если же и нужно когда пользоваться какими вещами, то пользующийся ими монах, по Апостолу, должен быть как непользующийся (1Кор.7:31), т.е. о получении какой-нибудь вещи не радоваться и о потере не печалиться. Равно должен не иметь привязанности и к внешним достоинствам, не восхищаться похвалами, почестями, и не оскорбляться бесчестием, уничижением; но в том и другом случае быть в одинаковом расположении духа, по словам аввы Пимена (Скит. Патер. и Чет.Мин.), уподобляться мертвецу или истукану, который, когда его хвалят, не превозносится, когда поносят, не гневается, и ни на то, ни на другое ничего не отвечает. Однажды Макарий Египетский для наставления своего ученика приказал ему идти на кладбище и ругать мертвецов. Когда ученик это сделал, авва спросил его: что сказали тебе мертвецы? Ученик отвечал: ничего. После сего авва приказал ему идти и хвалить мертвых. Когда ученик исполнил, то авва опять спросил: что сказали мертвецы? Ученик отвечал: опять ничего. Тогда авва Макарий сказал ему: так и ты будь мертв, если хочешь спастись. Когда ругают тебя, молчи, не сердись, а когда хвалят, не превозносись, даже и не думай, подобно мертвому, ни об оскорблениях, ни о похвалах, и спасешься " (Достоп. сказан. о подв. св.отц. 23.С.148).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

Вот третье отвержение, вводящее прямо к тихому пристанищу царствия небесного! Вот образец и твоего течения к горнему отечеству, душа христианская! Не любите мира, ни яже в мире ( 1Иоан. 2, 15 ), заповедует св. апостол всем христианам; иже хощет по Мне ити, да отвержется себе ( Мар. 8, 34 ), говорит Сам Господь; елико велик еси, и преимущественно по нравственным совершенствам, толико смиряйся и пред Господем обрящеши благодать ( Сирах. 3, 18 ), заметил еще древний мудрфц. – Тако тецы, да постигнеши неувядаемый веиец славы от верховного Подвигоположника и Подвигозрителя 66 . (Воскр. чт. г. XVII). 2. Умри для мира а) Что значит умереть для мира? I. О св. Арсении Великом рассказывают, что когда греческий император Аркадий предоставлял ему брать дань с Египта для своего монастыря, он отвечал императору: «Арсений не требует этого, потому что он давно уже умер для мира». (Четьи-Мин. 8 мая. Подоб. см. в «Достоп. сказан. о подвиг. св. отцов», § 29 об Арсении). Если же и нужно когда, пользоваться такими вещами, то пользующийся – ими христианина, по апостолу, должен быть как непользующийся (1Кор. 31), т. е. о получении какой-нибудь вещи не радоваться и о потере не печалиться. I. Кто умер для мира, тот не должен иметь привязанности и к внешним достоинствам, не восхищаться похвалами, почестями, и не оскорбляться бесчестиен, уничижением; но в том и другом случае быть в одинаковом расположении духа, и должен, по словам аввы Пимена, (Скит. патер. и Четьи-Мин.), уподобляться мертвецу или истукану, который, когда его хвалят, не превозносится, когда поносят, не гневается, и ни на то, ни на другое не отвечает. II. Однажды Макарий египетский для наставления своего ученика приказал ему идти на кладбище и ругать мертвецов, Когда ученик это сделал, авва спросил его: «что сказали тебе мертвецы»? Ученик сказал: «ничего». После сего авва приказал ему идти и хвалить мертвых. Когда ученик исполнил, то авва опять спросил: «что сказали мертвецы?» Ученик отвечал: «опять ничего». Тогда авва Макарий сказал ему: «так и ты будь мертв, если хочешь спастясь: когда ругают тебя, молчи, не сердись; а когда хвалят, не превозносись, даже и не думай, подобно мертвому, ни об оскорблениях, ни о похвалах – и спасешься». (Достоп. сказан. о подв. св. и блаж. отц.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Память о священномученике Арсении благоговейно хранилась церковным народом, ходило множество списков с его писем и изображений, и наиболее частое – митрополит Арсений, стоящий в темнице, одетый в мужицкий кафтан, треух и валенки, у узкого окна с решеткой, на подоконнике лежит кляп. Тут же на стене обыкновенно изображался его портрет в одеянии святителя с. 261]. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов вынес Определение о признании недействительным лишение сана митрополита Арсения (Мацеевича) с. 46]. Архиерейский Собор 2000 года прославил владыку Арсения в лике святых Русской Православной Церкви с. 70]. Память священномученика митрополита Арсения (Мацеевича) совершается в день его блаженной кончины 28 февраля/12 марта. Источники и литература: 1. Барсов Н.И., профессор. Арсений Мацеевич митрополит Ростовский (по поводу XXV тома «Истории России» г. Соловьева).//Русская Старина. Москва. 1876. Т. 15. С. 721-756. 2. Выписка из последовавших в нынешнем году случившихся новостей.//Русская старина. Москва. 1862. Кн. 2. 4-6. Смесь. С. 15-20. 3. Дело об Арсении Мацеевиче.//Русская старина. 1862. Кн. 2. 7. (Заимствовано из дела Архива Святейшего Синода). 4. Деяние Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации//ЖМП. 2000. 9. С. 69-71. 5. Долгорукий И.М., Путешествие в Киев в 1817 году.//Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских. 1870. Кн. 3. 6. Доношение Святейшему Правительствующему Синоду от Ростовского митрополита Арсения марта 1763 г.].//Русская старина. Москва. 1862. Кн. 2. 4-6. Смесь. С. 25-39. 7. Доношение Святейшему Правительствующему Синоду от Синодального Члена, Преосвященного Арсения, митрополита Ростовского и Ярославского марта 1763 г.]//Попов. М.С., священник. Арсений Мацеевич митрополит Ростовский и Ярославский. СПб. 1905. Приложение. 8. Карташов А.В., Очерки по истории Русской Церкви. Москва. 1997. Том II . С. 456-480. 9. Морошкин И., священник. Арсений Мацеевич Митрополит Ростовский в ссылке. Исторический очерк по вновь открытым материалам.//Русская старина. Москва. 1885. Т. 45. С. 311-338. Март. С. 611-628. Т. 46. Апрель. С. 53-86.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Ниц лежали кроткие царицы, Преклонялись хмурые цари… Черной смертью и кровавой битвой Девичья святилась пелена, Что осьмивековою молитвой Всей Руси в веках озарена. Но слепой народ в годину гнева Отдал сам ключи своих твердынь, И ушла Предстательница-Дева Из своих поруганных святынь. А когда кумашные помосты Подняли перед церквами крик, – Из-под риз и набожной коросты Ты явила подлинный свой Лик. Светлый Лик Премудрости-Софии, Заскорузлый в скаредной Москве, А в грядущем – Лик самой России – Вопреки наветам и молве. Не дрожит от бронзового гуда Древний Кремль, и не цветут цветы: В мире нет слепительного чуда Откровенья вечной Красоты! Верный страж и ревностный блюститель Матушки Владимирской, – тебе – Два ключа: златой в Ее обитель, Ржавый – к нашей горестной судьбе. 1925–1929 гг. Коктебель Приписка о. Арсения (1961 г.): “Предполагаю, что последние четыре строки относились к А. И. Анисимову, реставрировавшему икону Владимирской Богоматери и охранявшему ее от посягательств на дальнейшее раскрытие красочных слоев. Александр Иванович Анисимов был расстрелян в 1937 г.”. Н. Т. Лебедев. Из архива В. В. Быкова (получено в 1999 г.). Воспоминания об отце Арсении и его духовных детях, беседы отца Арсения, записанные Кирой Бахмат Эти воспоминания писались в течение двадцати лет начиная с 1958 г., и представляют отдельные, подчас не связанные друг с другом фрагменты, записанные мною по мере возникновения в памяти. Воспоминания А. Ф. Берг 1980 г. С момента основания общины мы познакомились и подружились на всю жизнь с Александрой Федоровной Берг, удивительным человеком, добрым, верующим и большой молитвенницей. Мое отношение к ней всегда было почтительным. Хотя разница в возрасте была только четыре года и в общину мы вошли одновременно, но не могу объяснить, почему всегда звала ее по имени и отчеству, а она меня – Кира. Александра Федоровна сердилась на меня, что не зову ее просто Александрой, но что-то никогда не давало называть ее на “ты” и произнести имя без отчества. Мы любили друг друга, дружили, помогали и вместе молились: Юрий, Саша (я так называла ее за глаза) и я. В последние годы, когда Александра Федоровна почти перестала видеть, она продиктовала мне несколько отрывочных воспоминаний об о. Арсении и о своей жизни:

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/8

876. Старец схиархимандрит Гедеон/Троицко-Стефано-Махрищ. монастырь. — М.: Отчий дом, 1998. — 71 с. О значении творений свт. Игнатия в духовной жизни старца, о его пометах на книге «Аскетические опыты», т. 1 — С. 23. 877. Шергин Б. В. Дневник 1945 года (18 января — 12 апреля)/Вступ. ст. А. Н. Мартыновой; Публ. И. А. Красновой//Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1994 год. — СПб., 1998. — С. 248–301. О записи в дневнике цитаты из кн. свт. Игнатия «Отечник» — с. 258, комментарий — с. 294. 878. Амвросия (Оберучева). Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий/Изд. группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеев. жен. монастыря, Храм святых бессребренников Космы и Дамиана на Маросейке. — 411 с. — Загл. обл.: История одной старушки. О чтении сочинений свт. Игнатия; О свт. Игнатии и оптинских старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Никоне (Беляеве); К истории отзыва свт. Игнатия на книгу Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» — с. 106, 199, 215, 221, 241, 247, 274, 282, 287, 294, 298, 315, 398. 879. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)/Сост. Г. П. Чинякова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Новая книга: Ковчег, 1999. — [Кн. 1]. — 208 с.: ил. О свт. Игнатии и его творениях в духовной жизни иеросхимонаха Стефана — с. 4, 6, 7, 22, 23, 32, 90, 95, 103, 111, 152, 154, 171, 177, 178, 186. 880. Путь немечтательного делания: Игумения Арсения и схимонахиня Ардалиона: Первая публикация собственноручных посланий схимонахини Ардалионы и поучений игумений Арсении/Ред. И. Судникова. — М.: Правило веры, 1999. — 575 с.: портр. — Загл. обл.: Игумения Арсения и схимонахиня Ардалиона. Путь немечтательного делания. Об отношении игумений Арсении к свт. Игнатию, в т. ч. в письмах к П. А. Брянчанинову — с. 110–112, 253, 254, 271, 287, 325, 343, 360–362, 380, 395, 403–404. 881. Валамский патерик/Спасо-Преображен. Валаам. Монастырь. — М.: Паломник, 2001. — 368 с.: ил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Благотворителям и потрудившимся в деле возрождения монастыря были вручены почетные грамоты губернатора Волгоградской области и Волгоградской областной Думы. Изначально Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь был основан как мужской, однако в 1785 году был преобразован в женский. Войсковой атаман генерал-поручик А.И. Иловайский ходатайствовал перед правящим архиереем о преобразовании Усть-Медведицкого мужского монастыря в женский по причине того, что «между жилищами того войска состоят три монастыря и есть мужские, женского ни одного», а женщин, желающих принять монашество, было много. При игумении Арсении (Себряковой; 1833-1905) при монастыре открылось училище, в которое направляли молодых послушниц, которые впоследствии становились преподавателями в училище. Преподавали игумения Арсения и клирики монастыря. Был построен Казанский собор с нижней церковью в честь преподобного Арсения Великого (освящен 8 сентября 1885 года). При игумении Арсении были выстроены двухэтажные крытые железом корпуса для монахинь, отдельные дома для священнослужителей, устроено монастырское подворье в станице Урюпинской. Под руководством игумении был заново отделан старый Преображенский храм, к нему пристроили теплый придел в честь Владимирской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В советское время монастырь был закрыт. Возрождение обители началось в 1991 году. 30 августа 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II определил: «Благословить открытие Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в Волгоградской епархии». 17 июля 2002 года на заседании Священного Синода было принято решение о преобразовании Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в женский монастырь, во главе женской общины, приехавшей сюда с Украины, стояла монахиня Георгия (Боровик), ныне игумения монастыря. 21 октября 2016 года решением Священного Синода настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игумения Арсения (Себрякова) была прославлена в лике местночтимых святых Волгоградской митрополии ( журнал 95 ).

http://patriarchia.ru/db/text/5948946.ht...

В Николо-Корельском монастыре богомольцы, после увоза Арсения, стали посещать его подвальную келью и там молиться, как в святом месте. Создалось вскоре тут же и сказание, будто Арсений увезен отсюда в Сибирь «в Камчадалы». А там около Верхнеудинска, на горе «у Троицы в Забайкалье» могила Арсения, над которой 8 мая народ сходится совершать панихиду. Местные историки установили, что почитаемый тут Арсений скончался годом позднее (в 1773 г.). Но и непрерывное местное почитание его и сказания о чудесах, соединенных с его памятью, не могли перевесить яркости памяти и почитания Арсения Мациевича. Имя последнего перенесено сюда в Забайкалье и покрыло имя Арсения местного, сибирского. А именно, на обратной стороне иконы, повешенной над могилой Арсения в Забайкалье, значится: «На месте сем погребен в 1771 году (!?) смиренный иеромонах Арсений, бывший митрополит Ростовский и Ярославский и сего достоинства лишен». Такова сила всероссийской народной памяти о борце всероссийского значения. «Дело» об Арсении зачислено в разряд «секретнейших». Им интересовались люди не с государственной, а с чисто духовной точки зрения. Влеклись к лику незабытого еще в живой памяти старого поколения «духовному» (а никак не экономическому) исповеднику люди русского мистицизма начала XIX в. В 1827 г. дело об Арсении найдено в кабинете императора Александра I. Художникам заказывались портреты Арсения уже тюремного периода в мужицком треухе и полушубке. Мистик-масон И. В. Лопухин в своем имении устроил Арсению в мистическом стиле сложный памятник. На высоком берегу над озером построена маленькая келейка размеров Ревельского каземата Арсения, названная «пустынька»: «в памятник несчастиям некоторого Андрея, знаменитого твердостью духа и страданием своим». На стене написан крест с архиерейскими митрами на его трех концах. В четырех углах креста: 1) кандалы, 2) надломленный архиер. жезл, 3) закрытая книга, и 4) горящий трикирий. В аллее у келейки камень с надписью: «Священной памяти Арсения-страдальца, 1813 года апреля 14 дня». Это день осуждения Арсения. У одного из заливов озера, в беседке тоже написано: «уголок этой воды может горячему воображению напомнить о том морском заливе, на берегу коего, в заклепах мрачного затвора Арсений-страдалец провожал последние дни свои». Вся местность слыла под именем: «Арсениева Орлиная Пустынь». Павел (Канючкевич) митрополит Тобольский и Сибирский

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Почти 15 лет продолжался труд матушки Арсении над постройкой храма, прежде чем она могла увидеть его вполне оконченным и насладиться его красотою. " Этот храм - чудный образ духовной борьбы, Подвиг инока в деле спасенья.  Он - созданье твоей задушевной мечты,  Он всей жизни твоей воплощенье. Пред величием дела бессильны слова,  Им не надо речей громогласных:  Они сами, родная, поют за тебя,  Поют гимн твоей жизни прекрасной.  ................................................  Величает тебя и живая душа,  Величает и камень безгласный " . Так выразил в обращении к матушке Игумении один молодой поэт, случайно посетивший пустынную обитель на берегах Дона, свой восторг пред величьем дивного храма и благоговейное чувство перед смиренной труженицей, строительницей его, не щадившей ничего для созидания на земле храма Тому, Кому с юных лет посвятила всю свою жизнь, Кому и в душе своей, чистой и светлой, уготовила храмину большую устланную, убранную, всю озаренную кротким сиянием Света Христова. Да, невольно приходит на мысль: если с течением времени люди забудут имя матушки Арсении, то памятники, которые она оставила после себя, те " камни безгласные " , будут стоять века, напоминая собою о ней! " Храм, созданный на скудные монастырские средства, трудами настоятельницы и инокинь, без сомнения, составляет украшение всей Донской земли, - пишет Д. Н. Правдин в своем очерке об Усть-Медведицком монастыре. - И, действительно, величественный храм этот приводит в восхищение всякого образованного человека и вызывает слезы умиления у людей простых сердцем. Редко можно встретить столько изящества, столько вкуса, столько простора и света, как в нем. Начиная с иконостаса, сияющего тонкой золоченой резьбой, с чудной живописью работы иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры о. Симеона, поддерживаемый шестью мраморными колоннами в части притвора, с дивным куполом, в котором изображена Святая Троица, окруженная Архангелами и Ангелами, и кончая самыми мельчайшими деталями, он весь - воплощение красоты и изящества!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010