Первый префект иеромонах Афанасий Волховской является в 1745 году 5 ; он же был и первым ректором с 1748 года. Управление семинарию с 1742 года, при архимандритах Кирилле Флоринском и Арсении Могилянском, поручено было лицу светскому – интенданту Андрею Ивановичу Павловскому, – явление редкое в истории тогдашних духовных училищ. Павловский был нечто вроде инспектора и правителя дел, и удержал свое влияние на дела семинарии даже при первом префекте. Главная часть его управления состояла в заведывании письменными делами, касавшимися семинарии: под его непосредственным начальством, состояла интендантская контора, имевшая значение семинарского правления. Она открыта в марте 1743 года, и в нее тогда переданы из духовной лаврской канцелярии все дела, касавшиеся семинарии. При открытии интендантской конторы нужно было определить отношения ее к управлению лавры, и на запросе конторы, как ей «корреспондоватися» с Учрежденным собором и с духовною канцеляриею лавры, архимандрит Кирилл предписал, что в соборе интендантская контора должна входить доношениями, а в канцелярию писать промемории. Власть Павловского не ограничивалась наблюдением за письмоводством: он входил и в учебные дела: так вместе с учителями он, в 1743 году, экзаменовал поступавших в семинарию 6 . Когда архимандрит лавры жил в Петербурге, Павловский вел с ним частую переписку, иногда сам ездил туда, и в таких случаях дела семинарского правления поручались двум старшим учителям они обязаны были посылать доношения о всех делах семинарских не прямо на имя архимандрита, но на имя интенданта, который докладывал о них архимандриту. В 1745 году, когда поступил, в семинарию первый префект, ему показалось несообразным с его саном и должностью подчиняться в делах правления авторитету Павловского, и он стал посылать доношения прямо на имя архимандрита лавры Арсения. Павловский, бывший в то время при Арсении в Петербурге, отстоял данные ему права, и Арсений прислал семинарской конторе выговор с предписанием, чтобы как прежде, так и впредь, доношения о делах семинарии не шли к нему, минуя Павловского 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРСА [польск. bursa; нем. bursche; от позднелат. bursa - кошель, касса, стипендия], общежитие при духовном учебном заведении (в России до 1917). Первоначально общая касса к.-л. союза или учреждения, напр. мон-ря, братства и т. п. В средневек. ун-тах - денежная сумма, ассигнованная учредителем ун-та на содержание одного студента. До появления общежитий (коллегий) ун-ты пользовались правом льготного найма помещений, размер платы определялся специальной комиссией, решения к-рой были обязательны к исполнению для всех граждан, сдающих квартиры. Многочисленные конфликты, возникавшие между студентами и горожанами из-за квартирного вопроса, а также стремление ун-тов предохранить своих воспитанников от деморализующего влияния улицы привели к образованию в XIII в. общежитий (коллегий). Денежная сумма, причитавшаяся каждому члену коллегии для оплаты своего содержания, именовалась Б., а студенты, жившие в общежитии, - бурсаками (bursarii, bursiati). Б. называли и каждое отдельное место в коллегии, предназначенное для студента. Впосл. это наименование распространилось и на все общежитие бурсаков в целом. В этом последнем смысле Б. представляла собой ассоциацию студентов, связанных правилами внутреннего распорядка. Бурсаки обязаны были собираться на общие трапезы, участвовать в церковных торжествах и научных мероприятиях. На Руси слово «Б.» стало употребляться с XVII в. Первые Б. появились при учебных заведениях (как католич., так и правосл.) в Юго-Зап. Руси. Ближайшим образцом для них служила католич. Краковская академия. Наибольшую известность приобрело общежитие при киевской братской школе (см. Братские школы ), возникшее в 1-й пол. XVII в. в результате преобразования свт. Петром (Могилой) странноприимного дома, состоявшего при уч-ще, в помещение для нуждающихся воспитанников. Скудное содержание подталкивало бурсаков искать дополнительные материальные средства. В кон. XVII-XVIII в. в обычай вошел сбор добровольных пожертвований, организовывавшийся самими студентами: бурсаки ежегодно избирали из своей среды 2 префектов, неск. ассистентов и секретарей, им поручалась особая книга (album), с к-рой они обходили киевских граждан и жителей окрестностей и в к-рой регистрировались все сделанные пожертвования. Студенты также создавали артели, путешествуя по городам и селам, они совершали богослужения, пели канты, произносили речи и стихи, осуществляли театральные постановки и т. о. добывали деньги, необходимые для продолжения учебы. В XVIII в. при митрополитах Рафаиле (Заборовском) и Арсении (Могилянском) при КДА были возведены новые здания для размещения бурсаков, в результате чего бытовые условия студентов значительно улучшились. В 1786 г. при митр. Самуиле (Миславском) воспитанникам был воспрещен сбор подаяний.

http://pravenc.ru/text/153673.html

1 . Первым епископом переславской епархии был архиепископ Арсений Могилянский, синодальный член, поставленный из архимандритов Троицко-Сергиевой лавры; почему и именовался «Переславским и Дмитровским и архимандритом Свято-Троицкия лавры». Посвящение его во епископа происходило в придворной церкви 25 июля 1744 года. Так как он состоял членом Синода, то в помощь ему для управления епархиею указом Синода 1745 года марта 30 дан был викарный епископ. Таким был Серапион, посвящённый во епископа из архимандритов Калязинского монастыря. Ему велено было именоваться «епископом Можайским и Волоколамским» и быть коадъютором Переславской архиепископии, и жить в Переславском Никитском монастыре. Можайская епархия при этом была присоединена (1749 года) к переславской. На ектениях при священнослужении определено было возглашать так: «о преосвященнейшем архиепископе нашем Арсении и боголюбивом епископе Серапионе». 1752 года июня 26 архиепископ Арсений за болезнью был уволен от члена Синода, епархии и архимандрита Троицкой лавры и назначен, согласно его прошению, на жительство в Новгород-Северский монастырь черниговской губернии. 2 . Серапион. Поступил он в управление епархиею на место Арсения в 1752 году. По смерти же Арсения, указом 1753 года февраля 28 повелено ему быть настоящим Переславской и Дмитровской епархии всея архиереем. Правил он, впрочем, только до 29 октября того же года и переведён был в вологодскую епархию. Недолгое правление этого архипастыря ознаменовалось весьма важным событием: в 1753 году он учредил в Переславском Даниловом монастыре епаршую семинарию, в которой преподавались науки философские и богословские. 3 . Амвросий. Поступил он на переславскую епархию в 1753 году из архимандритов ставропигиального «Новый Иерусалим» монастыря. Посвящение его во епископа происходило 7 ноября в московском Успенском соборе. В указе святейшего Синода от 29 сентября, между прочим, написано: «и чинить ему как духовным церковнаго клира, так и всякаго звания светским служителем яко пастырю и командиру достодолжное послушание и повиновение». Пребывание ему назначено было иметь в монастыре «Новый Иерусалим», в который переведена и консистория; в Переславле же осталась кафедральная контора консисторских дел; но преосвященный Амвросий заботился и об устроении кафедрального Горицкого монастыря. Он устроил в нём соборную церковь во имя Успения Божией Матери; величие этой церкви поражает каждого и в настоящее время. На освящение её в 1759 году к 25 декабря приглашены были все настоятели мужских монастырей Переславской епархии. Он также застроил по образцу Ново-Иерусалимского монастыря громадное здание, названное Гефсиманиею; но, к сожалению, не привёл его к окончанию за переведением своим в 1701 году (марта 7) в Крутицкую епархию. Начатые им громадные постройки представляют в настоящее время одни грустные развалины. Из Крутицкой епархии преосвященный Амвросий был переведён в Москву, где в 1771 году взбунтовавшимся во время моровой язвы народом был убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Примечания Зернова А.С. Указ. соч. С. 27. Там же. С. 28. Савва В. Московские цари и византийские василевсы. Харьков, 1901; Аста Pamriarchami Consmanminopolimani (изд. Миклошичем). 1859. Т. II. С. 190. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. М.—Л., 1947. С. 146. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв. М., 1914. С. 241—243, 483—486. Письмо патриарха Паисия 1 июля 1649 года, приписка об Арсении Греке. См.: Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. I. Биография Суханова//ЧОИДР. 1891. Прил. XLV. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1881. Т. VII. С. 70—96; Белокуров С. Указ. соч. С. 191. Николаевский П.Ф. Из истории сношений России с Востоком в половине XVII века//Христианское чтение. СПб., 1882. Т. I. С. 257. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России… С. 116, 221—247. Макарий. История русской церкви. СПб., 1866—1883. Т. IX. С. 236—237. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России… С. 61 и сл. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. IX. С. 237—239. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России… С. 421; Николаевский П.Ф. Из истории сношений России… С. 247, 258, 732. Павел Алеппский. Указ. соч. Т. II. С. 241. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники... С. 145. Воссоединение Украины с Россией. М., 1953. Т. I. С. 46; Т. II. С. 27; Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. С. 26. Харлампович К.В. Указ. соч. С. 26, 28—29. Грушевский М.М. История Украины-Руси. Т. VI. Нью-Éорк, 1954. С. 264. Голубев С. Киево-могилянская академия//ТКДА. 1890. Т. I. С. 539. Флоровский В.Г. Пути русского богословия. Белград—Париж, 1937. С. 45, 48, 52. Малышевский И.И. Киевские церковные соборы.//ТКДА. 1884. 12. С.535. Malvy A., Villier М. Op. cim. P. XXIII; Флоровский Г.В. Указ. соч. С. 49—52. Malvy A., Villon M. Op. cit. P. XXXIV, 1, 10, 11, 145; Голубев С. Киево-могилянская академия//ТКДА. 1890. Т. I. С. 545. Голубев С. Киево-могилянская академия//ТКДА. 1890. Т. I. С. 545. Меднянський С. Бpamcki школи Ykpaihu i Бiлopycii в XVI—XVII ст. Kieb, 1958. С. 115.

http://sedmitza.ru/lib/text/439505/

927 Свящ. Н. Шпачинский. Митр. Киев. Арсений Могилянский... стр. 112. Таких епископов при митрополите Арсении Могилянском в пределах Киевской митрополии было несколько: далматский епископ Симеон Кончаревич (1759 – 1760 г.; 1765 – 1769 г.), кроатский епископ Феофил Пассич (1759 г. и с 1764 г.), Анатолий Мелес (1759 г.). 929 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. X, 79. Прилож. VII, стр. 1011. Тут названа Ворваковская протопопияи – следует Воронковская. Эта протопопия просуществовала до 1733 или 1734 г., когда была закрыта (Вл. Пархоменко. Очерк истории. Переяславско-Бориспольской епархии... стр. 28). 930 Вл. Пархоменко. Очерк истории Переяславско-Бориспольской епархии... стр. 28. Протопопии представляли собой отдельные церковно-административные округа: они в свою очередь делились на меньшие округа – наместии. В 1738 году в Переяславско-Бориспольской епархии насчитывалось девять наместий; после количество их значительно возросло. 931 Пол. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Пр. Исп. VI, 2272, ср. Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. XVI, прилож. XII, стр. 654; XX,. прил. X, стр. 895; XXXI, прил. I, стр 435 ср. XX, 567. Тут названы монастыри Переяславско-Бориспольской епархии, церкви в них и число братии в нач. 40 гг. XVIII в. Количество духовенства – священников, вполне соответствовало числу церквей Переяславско-Борисиольской епархии. По ведомости присягавших Императрице Анне Иоанновне в ней значилось в Переяславской городской протопопип – 13 священников, в уездной – 37, в Боришевской – 62, Золотоношской – 62, Воронковской – 42, а всего – 206 священников. Таким образом, около 1/4, приходских церквей было двухштатными. 932 Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Син. XXXI, 27, приложение XXXVII, стр. 672. Тут о Переяславской епархии почему-то замечено: «в Переяславской, т. е. епархии, протопопий – 4, монастырей – 3, церквей – 181». Вероятно, здесь имеются ввиду только уездные протопопии, которых, как известно, было четыре, если не считать наместий. Кстати заметить, в указанном приложении показано общее количество городов, монастырей, церквей и архимандрий по всем русским епархиям и в отдельности по каждой епархии за 1751–1752 гг. Всего было городов – 295, монастырей без архимандрий – 624, архимандрий – 136, церквей – 18 052 (стр. 669–672).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

архимандритом киевския лавры действительно находился, о том с имеючихся в означенной лавре разных крепостей совершенно видимо есть. Ктому архим. Тимофей (Щербацкий) при соборной братии объявил, яко слышно-де, что показании архиереи (т. с. Платон Малиновский и Сильвестр Кулябка) за слабостию здравия своего намерены оставить свои епархии и проситься в киевопеч. лавру на обещание. А образец был таков, что когда покойнаго епископа черниговскаго Иродиона Жураковскаго от епархии на обещание в киевомежигорский мон. уволено, при том монастыре в правление ему поручено. И по тем двом резонам архиереи в кандидаты положени». IV. Несостоявшееся викариатство при Арсении Могилянском, митр. киевском (1759 –70) 9 Не вдруг установились в русской церкви учреждение викариатства. В Руси до-петровской было нечто в роде викариатства в самом простом и первоначальном виде: именно вспомоществование главному архиерею на совершении богослужения и посвящение ставленников. Такого рода временными викариями были заезжие греческие архиереи, проживавшие в России иногда по нескольку лет, а также и русские престарелые архиереи, проживающие на покое; те и другие, чувствуя себя как гости, помогали – так сказать – архиерею-хозяину за его гостеприимство и ласку, вовсе не имея в ввиду принимать участие в епархиальном управлении. Бывали примеры и постоянных викариев в том же роде; так для вспоможения новгородскому митрополиту Иову был посвящен ему викарием духовник его Иоиль, архимандрит монастыря Антония римлянина, человек, как видно, престарелый, который остался в том же монастыре и умер раньше своего патрона (архиерействовал 1708–12). С учреждением св. синода у высшего правительства явилась мысль придать учреждению викариатства самостоятельное значение. Три раза в 1-й половине века, – сколько нам пзвестно, – эта мысль была предлагаема правительством и три раза отклоняема св. синодом. В пунктах инструкции св. синоду от 24 янв. 1724 г. рукою Петра I в п. 4-м написано: У архиереев синодских быть викарием и им дела земские ведать и во всем ответ давать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

В. Знаменского в «Православном Обозрении» 1878 года 4 и 5) и в сочинении И. Чистовича « Феофан Прокопович и его время» (см. index). О Георгии Дашкове – статья Чистовича в «Православном Обозрении» 1863 года, 1) и в его же сейчас указанном сочинении « Феофан Прокопович ...». О Гаврииле Бужинском – в Словаре митрополита Евгения, в «Истории Московской Славяно-греко-латинской академии» С. К. Смирнова, с. 207, статья священника С. Родосского в «Страннике» 1863 года 2–4) и у Чистовича в « Феофане Прокоповиче ...». О Кирилле Флоринском – у С. К. Смирнова (ibid., с. 198) и в статье Н. Попова «Придворные проповеди в царствование Елизаветы Петровны», напечатанной во II т. «Летописей русской литературы и древностей» (с. 7 sqq.). Об Арсении Могилянском – у митрополита Евгения в Описании Киево-Софийского собора (с. 227 sqq.) [и у свящ. Н. Шпачинского – «Киевский митрополит Арсений Могилянский и состояние Киевской митрополии в его правление», Киев, 1907]. Об Афанасии Вольховском – в «Истории Троицкой лаврской семинарии» С. К. Смирнова (с. 94 fin.). О Гедеоне Криновском – у митрополита Евгения в Словаре и у митрополита Платона в автобиографии (с великою похвалой отзывается как о человеке и с величайшею похвалой как о проповеднике). О Лаврентии Хоцятовском – отзыв Платона, что был «человек неученый, но добродушный и учащих и учащихся усердный любитель» (в автобиографии). 209 Сам Платон, как дает он знать в своей автобиографии, не был переименовываем из Левшинова в Левшина (ибо до самого пострижения своего в монашество называет себя в автобиографии Левшиновым). Переименован был или переименовал себя из Левшинова в Левшина брат его Александр, который был протоиереем Московского Успенского собора; в 1769 и 1771 годах он еще Левшинов (см. Описание библиотеки Общества Истории и Древностей Российских Строева, т. II, 148, § 31, с. 161, и статью «О мятежах в городе Москве и в селе Коломенском, 1648, 1662 и 1771 гг.», напечатанную в III кн. «Чтений Общ. Истор. и Древн. Росс.» за 1890 год, с. 366 и 438 нач.), а в 1783 году – уже Левшин (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Между всеми сими Архангелами огненные языки. Ниже Архангелов Собор всех Девяти Чинов Ангельских, окружающий и поддерживающий Престол Вседержителя. Ниже их, между двенадцатью окнами купола, в простенках написаны во весь рост 12 Апостолов, поставленных на 12 ветхозаветных и Апокалипсических камнях ( Исх.28 и Апок.21 ); над Апостолами златые звезды, в средине коих огненные языки, а над ними большими красными буквами надпись Апокалипсис.12: На главе венец от дванадесяти звезд. Такими же Историческими, Аллегорическими и эмблематическими картинами расписан весь Собор и все древние галереи оного. По надписям видно, что пять Вселенских Соборов написаны в 1718 году при Митрополите Иоасафе Кроковском. Шестой и Седьмой Соборы, докончены в 1724 г. при Архиепископе Варлааме Ванашовиче, а хоры расписаны при Митрополите Арсении Могилянском. Но пристройки новые оставлены белыми, а по них развешены только портреты многих Киевских и других Архиереев и Князей. Иисуса за приятие смерти славою и честью венчана; повыше сего, звезды в облаках. На западной стене, Ангел из облаков пускающий стрелы на Князей языческих с надписью: упою стрелы моя от крове и меч мой снесть мяса от глав Князей языческих. В пролетном, под сим изображением, окне изображены мученики: Назарий, Георгий, Протасий и Полиевкт. На столпе, идущем от арки на запад, Божия Матерь и Иосиф; пониже карниза, Василий Великий в мантии и клобуке с жезлом, Григорий Богослов , в таком же виде. На западной стене, между столпами против Иконостаса, изображение из Апокалипсиса, но не надписано. Пониже сего, большой пролетный ход за столпы на запад; в оном на столпах изображены Ефрем Сирин , Иоанн Лествичник , Иоанн Дамаскин , Иосиф Песнописец. На двух восьмиугольных столпах, выше Шестого Вселенского Константинопольского Собора и повыше карниза, Божия Матерь и Апостолы, взирающие на Вознесение Спасителя на небо. Между столпами в трех больших пролетах на верхний этаж ведущих и около оных находятся разные эмблематические изображения. От северной стороны на восток за аркой в облаках Спаситель, налагающий венцы на главы, с надписью: видех в Сионе не сочтенный сонм и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Но остались еще и вне алтаря в средине церкви под куполом некоторые мозаические древние картины. На восточной к алтарю дуге выше иконостаса виден на золотом поле в дуге образ Спасителя; в юго-западном треугольнике между дугами под куполом цел также весь образ Евангелиста Марка, на северо-восточном треугольнике под куполом же половина образа Евангелиста Иоанна; прочие подписаны красками. Над дугой стоящая Божия Матерь; по дугам изображены были 40 мучеников, из коих уцелели только Лисимах, Худион, Иоанн, Нуколай, Акакий, Александр, Валерий, Вивиан, Крисп, Гий, Астий, Евноий, Аггий, Севериан, Леонтий; прочие подмалеваны красками. Но все дуги и столпы под куполом ясно сохраняют еще следы мозаики. По возобновлении купола в самом своде оного малярским искусством изображен Спаситель, благославляющий обеими руками и в облаке от него исходящий Дух Святый; ниже Его Архангел Михаил, держащий в одной руке меч, а в другой воинское знамя, против него архангел Гавриил, держащий ветвь лилейную; за Михаилом Рафаил с алавастром в руках, за Варахаил с цветами, Уриил со свечой зажженной, Селафиил с четками, Иегудиил с венцом. Между всеми сими архангелами огненные языки. Ниже архангелов Собор всех девяти чинов ангельских, окружающий и поддерживающий Престол Вседержителя. Ниже их между 12 окнами купола в простенках изображены во весь рост 12 апостолов, поставленные на 12 Ветхозаветных и Апокалиптических камнях (Исход. гл. 28 и Апокалипсиса гл. 21). Над каждым из апостолов златые звезды, в середине коих огненные языки, а над ними красными буквами надпись Апокалипсис. гл. 12. на главе ея венец от двенадесяти звезд. Такими же историческими, аллегорическими и эмблематическими картинами расписан весь Собор и все древние галереи оного. По надписям видно, что пять Вселенских Соборов написаны в 1718 г. при митрополите Иоасафе Кроковском, шестой и седьмой Собор кончены в 1724 г. при архиепископе Варлааме Ванатовиче, а хоры расписаны при митрополите Арсении Могилянском. Но пристройки новые оставлены белыми, а по ним развешаны только портреты многих киевских и других архиереев и князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Правда, в то же время Петр хотел заняться и обучением монахов, прежде всего истинному разуму Писания. Сперва было предположено всех молодых монахов (т. е. ниже 30 лет) собрать в Заиконоспасскую Академию для занятий (указ 1 сент. 1723 г.). И это должно было вызвать только новое беспокойство. Это можно было понять только так, что и на монахов распространяется учебно-служилая повинность (это было вполне в духе «реформы»), да еще в латинских школах. Несколько позже Петр проектировал переустроить монастыри вообще в рассадники просвященных деятелей, а в особенности для полезных переводов… Новая школа была воспринята прежде всего, как некий государственный захват и вмешательство. И новые «ученые» монахи латино-Киевского типа, каких только и хотели готовить Петр и Феофан (срв. в «объявлении» 1724 г.), навязывавшие и вбивавшие в недоуменные и встревоженные головы эту безжизненную латинскую науку, вряд ли могли кого примирить с упразднением и закрытием старых и богомольных обителей, с замолканием в них службы Божией (срв. позже об этом откровенное суждение молодого Паисия Величковского)… Петровское правительство вымогало приятие самого религиозно- психологического сдвига. Именно от этого вымогательства религиозное сознание в XVIII-м веке так часто съеживалось, сжималось, укрывалось в молчание, в отмалчивание и замалчивание вопросов для самого себя… Утрачивался единый и общий язык, терялась та симпатическая связь, без которой взаимное понимание невозможно. И этому еще более содействовали те насмешки и издевательства, в которых так любовно изощрялись русские культур-трегеры и просветители XVIII-ro века… В истории русского богословия и русского религиозного сознания вообще все эти противоречия и ушибы XVIII-ro века отозвались и сказались с большой силой и болезненностью… 5. Век XVIII-ый — век эрудитов и археологов. Богословие на сваях В школьном преподавании прямое влияние Феофана сказалось не сразу. Сам он преподавал в Киеве недолго и учеников не оставил. Его «система» осталась не окончена, его записки были приготовлены к печати и изданы уже только много позже. В школьный обиход Феофанова система входит приблизительно в середине века (в Киеве, при митр. Арсении Могилянском, с 1759-го года). В первую половину века богословское преподавание всюду продолжается в прежнем романистическом типе (Феофилакт, Гедеон Вишневский и отчасти даже Кирилл Флоринский в Москве; Иннокентий Поповский, Христофор Чарнуцкий, Иосиф Волчанский, Амвросий Дубневич в Киеве; здесь же уместно назвать и Арсения Мацеевича). В новых семинариях богословие изучают обычно по конспектам Иоасафа Кроковского или Феофилакта, т. е. по Аквинату. Философия в это время преподается всюду перипатетическая, [ 13 ] Philosophia Aristotelic-Scholastica, и обычно по тем же учебникам, что у польских иезуитов…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010