Так провела она несколько месяцев в Новочеркасске, наконец, 30 декабря 1850 года, Михаил Васильевич привёз её в Усть-Медведицкий Преображенский монастырь 33 , где игумения Вирсавия с радостью приняла Анну в святую обитель. В монастыре Анне пришлось последовательно выполнять почти все послушания: она носила воду, рубила дрова, топила печи, чистила кухонную посуду, полы, в трапезной подавала еду сёстрам, помогала печь просфоры, по ночам будила монашествующих на полночную молитву. В Усть-Медведицком монастыре жила тогда дальняя родственница Михаила Васильевича, монахиня Леонида (Ладыгина), в келье которой первое время стала жить Анна, с послушницей Дашей, бывшей крепостной Михаила Васильевича. (Позже игумения пригласила Анну жить в свою келью.) Спала она всегда в подряснике и кожаном поясе, одевалась крайне просто. Свободное от работы время она проводила в молитве и чтении духовных книг, учила наизусть Псалтирь, заниматься иконописью. Её трудами были написаны плащаница и шесть больших икон: преподобных Арсения Великого , Антония и Феодосия Печерских , Пахомия Великого , Иоанна Лествичника , Моисея Угрина и Сергия Радонежского (Все эти иконы помещены в настоящее время в монастырской трапезной.) Михаил Васильевич Себряков, щедрый благотворитель обители, на свои средства выстроил большой настоятельный дом, недалеко от него келью для своей дочери. В 1854 году Анна была пострижена в рясофор с именем Арсении, в честь Арсения Великого , а 11 января 1859 года – в мантию. Ее духовной наставницей стала схимонахиня Ардалиона (схимонахиня Ардалиона (Игнатова) (1816–1864 гг.)). Схимонахиня Ардалиона учила духовную дочь видеть лишь свои грехи и недостатки, а все добрые дела приписывать одному Господу. Матушка Арсения стала ходить в келию схимницы почти ежедневно, позже, по благословению игумении пригласила её жить в свою келью, взяла на попечение её осиротевших племянниц. Схимонахиня Ардалиона, провидя в матери Арсении избранницу Божию, старалась отучить матушку Арсению от земных привязанностей, схимница однажды порезала на куски небольшой вышитый коврик, которым мать Арсения очень дорожила. Однажды матушка Арсения, без благословения схимницы, подала нищенке полтинник. Схимница объяснила духовной дочери, что такими щедрыми милостынями, она как бы выделила себя, вследствие чего может зародиться в её душе высокоумие или тщеславие,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

234 – 174. Иза Брянска Пречистые Богородицы Свинскава моностыря игумен Карнилей и в сына своего духовного места 344 келаря Иева руку приложил. 235 – 175. Того же монастыря строитель Варсунофей р. В экземпляре Оружейной Палаты 1 – 1. Смиреный Ефрем, Божиею милостию, митрополит Казанскый и Свияжскый. 2 – 2. Божиею милостию смиренный, Кирил, митрополит Ростовскый Ярославскый. 3 – 3. Смиренный Иона, Б[ожиею милостию, митрополит] С[арскии и Подонскии]. 345 4 – 4. Божиею милост[ию, смиренный Гераси]м,[архиепи]скоп [Суждалскии и Тору]скии. 5 – 5. См[иренный Феодорит, Божиею милостию, архиепископ Рязанскии и М]ур[омскии]. 6 – 6. Смиренный Арсений, Божиею милостию, архиеп[ис]коп Архангельскии. 7 – 7. Сми[ренный Иосиф, Коло]менскы и К[оширс]кый. 8 – 8. Смиренный Селивестр, еп[ископ Корелскии и Орешскии]. 9 – 9. [Рожественного монастыря архимарит Исаия]. 10 – 10. Ч[юдо]ва монастыря ар[химарит Аврамей]. 11 – 11. [Живоначалные Троицы Сергиева монастыря келарь старец Аврамей]. 12 – 12. Симонова монастыря архимарит Павел. 13 – 13. Свияжской архиморит Корнилей. 14 – 14. [А]н[д]рониковской архимарит Сергей. 15 – 17. Кирилова монастыря игумен Матфей. 16 – 15. С Костромы Ипатцкого монастыря архимарит Кирил. 17 – 16. Из Нижнева Печерского монастыря архимарит Феодосей. 18 – 18. Из Ростова Богоявленского монастыря архимарит [Иосиф]. 19 – 19. [С Костромы Богоявленского монастыря игумен Арсении]. 20 – 20. [Богоявленской игумен Семеон из Ветошного ряду]. 21 – 21. Из Ярославля Спаского монастыря архимарит Феофил. 22 – 22. [Чюдова монастыря келарь старец Мисаило]. 23 – 23. Из Боровска Пафнутьева монастыря игумен [Иона]. 24 – 24. С Волока Иосифова монастыря иг[умен Арсении]. 25 – 25. [Спа]ского монастыря из Суздаля архимадрит Ми[трофан]. 26 – 26. С Резани Спаской архиморит Рофаил. 27 – 27. С Вологды Каменого монастыря архимарит Питирим. 28 – 28. Из Ростова Борисоглебской игумен Петр. 29 – 29. С Р[еза]ни [Сол]отчинского монаст[ыря Трифон]. 30 – 30. С Вологды Прилуцково монастыря игумен Кирил. 31 – 31. Ис Кашина Колязина монастыря игумен Феодосей руку пр[иложил].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

был викарием Московской епархии. 1000 Кажется, епископ Илиодор Чистяков был единственным, кто всю жизнь оставался на одной и той же кафедре — в Курске (1832–1860). В 1865–1880 гг. епископы, вообще, довольно подолгу задерживались в своих епархиях. Но в последующее время, до 1903 г., из всех архиереев в 62 епархиях только один избежал перемещений, остальные же меняли кафедру каждые 3–4 года (Группа петербургских священников: К церковному Собору. СПб., 1905. С. 18). 1001 Об Иоанникии Горском см.: Никанор. 1. С. 44–60; Савва. 2. С. 529. Об Иоанникии Рудневе см. § 9, прим. 460. В эпоху Победоносцева архиепископ Ионафан Руднев (1819–1906) был редким исключением: он оставался в Ярославской епархии с 1877 по 1903 г. 1002 Много замечаний на этот счет можно найти в воспоминаниях Никанора и Саввы. 1003 Об Арсении Мацеевиче см.: Попов (1912); об Арсении Верещагине и Симоне Лагове см. выше. 1004 О Гаврииле Петрове см.: Титлинов (1916), особенно гл. 2 (Тверь), 7 (об оздоровлении монастырской жизни), 8 (Петербург). Литературу о Платоне Левшине см. в библиогр. к § 8 и в кн.: Розанов. 2. 1. С. 10 и след.; см. также ниже § 19. 1005 Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 4 и след.; Шпачинский (1907); Рождественский Ф. Самуил Миславский, в: ТКДА. 1876–1877; Орловский П. Сказание о блаженном Рафаиле, митрополите Киевском, в: ТКДА. 1908. 2. 1006 Из подольской старины, в: Русс. ст. 1911. 148. С. 89 (имеется в виду, вероятно, епископ Арсений Москвин (1841–1846), известный своей строгостью). 1007 Сборник. 113. 1. С. 141–142. 1008 О Моисее: Никанор. 1. С. 21 и след.; Сборник. 113. 1. С. 169; об Ионе — там же. С. 75; РБС. Ибак—Ключарев (1897). С. 316; о Евгении: Сборник. 113. 1. С. 143–145. 1009 Ряд решений Филарета по вопросам епархиального управления с начала 70–х гг. публиковался в «Душеполезном чтении»; см. также: Заозерский Н. А. Филарет, митр. Московский, как администратор и судья в своей епархии, в: Прибавления. 1883. 2; прочую литературу см. в РБС. Н. П. Гиляров–Платонов дает следующую оценку Филарету как епископу: «С именем митрополита Филарета соединяется понятие о целом периоде церковной истории… Он не был представителем эпохи; он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

велела разыскать нищую и взять обратно данный ей полтинник. Мудрая старица прививала духовной дочери глубокое смирение и послушание. Вскоре после того, как схимница перешла жить в келью к матери Арсении, к ней перешли и прежние келейницы схимонахини: Агафия и матушка Рипсимия. По вечерам Арсения читала схимнице отеческие книги, а старица сопровождала прочитанное пояснениями. Схимница, не придавая особой важности внешним подвигам, говорила: «Главною целью искания должны быть добродетели. А чтобы приобрести их, надо искоренить страсти и всю плотскую нечистоту: нелегко это – надо трудиться даже до смерти, надо подвизаться добрым подвигом даже до отречения своей души». «Путь борьбы против страстей, –говорила схимонахиня, – путь самый трудный. Он указан Иисусом Христом и Им же назван тесным и прискорбным. Другой путь более лёгкий, которым идут многие, это – жизнь по страстям. Ты видишь, многие сёстры даже не знают, не понимают о существовании другого пути, кроме того, которым они идут. Сходила в церковь , прочитала известное правило, отложила известное число поклонов – и убеждена, что исполнила всё. Они не берутся за труд над своим внутренним человеком, не ищут, не стараются истреблять страсти в корне их…» В 1862 году пожилая игумения Вирсавия подала прошение об увольнении её с должности настоятельницы. Однако владыка Иоанн, по просьбе сестёр, не удовлетворил её просьбу, лишь назначил ей помощницей мать Арсению, которую 4 мая 1862 года определили на должность казначеи монастыря. После кончины игумении Вирсавия, последовавшей 21 ноября 1863 года, сёстры обратились к матери Арсении с просьбой принять на себя начальство над монастырём, но матушка Арсения, просила их отложить избрание начальницы до погребения умершей игумении. Позже, согласилась принять настоятельскую должность из послушания к схимнице, которая видя, как тяжело ей расставаться с безмолвною жизнью, смогла убедить её следующими словами: «Хотя и желаю, чтобы ты исполнила в этом мою волю, но желаю также, чтоб ты сама убедилась в необходимости её исполнить, чтобы ты с охотой приняла на себя должность, которую предлагают тебе сёстры и к которой призывает тебя Господь; чтобы ты пожелала с усердием послужить обители, воспитавшей тебя в монашеской жизни. И для тебя самой, для твоего спасения такая деятельность необходима. С самого поступления в монастырь ты жила уединённою жизнью, работала над своим внутренним человеком. Если и проходила ты послушания, то в них ты не вкладывала своего сердца, тебя там не было, до тебя, значит, ничего не касалось. А тебе нужна такая деятельность, в которой приняли бы участие все чувства твоего сердца, все способности твоей души. Ты увидишь, что в сердце твоём живут страсти, тебе самой неведомые. И самолюбие, и гордость, и тщеславие, и гнев – все обнаружатся. А для человека, стремящегося выйти из страстей, важно именно то, чтобы их познать в себе, чтобы они обнаружились, иначе, он и бороться с ними не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сделайте одолжение уведомить меня, находите ли приличным, чтобы я послал к министру финансов 241 большой перламутровый крест и несколько кусков мыла в знак благодарности, и не примете ли на себя труд таковой доставки, ибо я не имею чести познакомиться с ним лично, или не послать ли оное прямо к нему? ОР РГБ, ф. 188, картон 6, ед. хр. 7, л. 69. 59. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 30 июля 1836 г. Подлинник Я не премину помянуть владыке Московскому об архимандрите Арсении 242 ; от него же, высокопреосвященного, обещаны мне и русские церковные книги. Но, о, дражайший, почему Вы огорчаетесь 243 словами чиновника Петра Львова 244 , когда письма и самые дела служат доказательством истины? Я жил с юных лет во Святом Граде Иерусалиме и находился в течение многих годов при преосвященном владыке Петры 245 и с грамматиком 246 . Я им и сын, и брат во Христе. Я знаю лучше их сердце, нежели г. Петр, и потому скорее можете верить мне, нежели ему, пробывшему в Иерусалиме весьма малое время. Мы, т. е. Его Святейшество, я и все, явно исповедуем, что Вы благодетель Святого Гроба; святая совесть Ваша конечно сочувствует и соисповедует это, почему же Вы спрашиваете других и им верите? Итак, прошу Вас не огорчаться в сем отношении. ОР РГБ, ф. 188, картон 6, ед. хр. 7, л. 81–81об. 60. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 14 августа 1836 г. Подлинник Я получил позволение от Московского преосвященного на напечатание книг, о которых я Вас уведомлял, и теперь занимаюсь ими; просил также Патриарха написать об архимандрите Арсении 247 , и беру на себя расходы на отправление его в Константинополь из доходов, собираемых с домов здешнего подворья, откуда Патриарх отправит его в Святой Иерусалимский Град, где он может поселиться в обители св. Саввы, вместе с прочими отцами. ОР РГБ, ф. 188, картон 6, ед. хр. 7, л. 45. 61. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву Москва 28 октября 1836 г. Подлинник Милостивый государь! Прошу Вас отдать включаемое у сего письмо Его Высокопреосвященству, нашему владыке Московскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но что особенно важно, иллюстрирует Каптерев свой убийственный для «обличителей» старого обряда вывод, в архиве мне удалось найти подлинное следственное дело об известном книжном справщике при Никоне – Арсении-греке, который был сослан нашим правительством под строгий начал «для исправления его православной веры» в Соловецкий монастырь. Но Никон, как известно (ибо за это его обличали вожди староверов еще в XVII веке.– А.Б.), взял Арсения из Соловецкого монастыря, привез его в Москву и здесь поручил ему исправление русских церковных книг. Противники Никоновской реформы постоянно заявляли, что Арсений-грек – воспитанник иезуитов и латынник и что такому сомнительному человеку никак не следует поручать справу (редактирование.– А.Б.) наших церковных книг, так как он может только испортить их, а не исправить. Все эти обвинения и нападки на книжного справщика Арсения-грека считались доселе несправедливыми, порожденными слепою ненавистью невежественных противников церковной реформы Никона, которые образованного и православного грека, выдвинутого Никоном, тенденциозно ославили еретиком. Но найденное мною в архиве подлинное следственное дело об Арсении-греке, констатировал Николай Федорович, неожиданно вполне подтвердило справедливость старообрядческих обвинений против Арсения. Из следственного дела оказывается, что Арсений, по его собственному сознанию на следствии, действительно был учеником иезуитов и, отказавшись от православия, принял латинство, а по возвращении в Константинополь был обращен в мусульманство, почему московское правительство и сослало его в заточение в Соловецкий монастырь». Выражаясь по-иному, обличители староверов с Субботиным во главе дружно плюхнулись в лужу. Каптерев продолжал: «Понятно, что со стороны Никона было очень нетактично брать к себе такого крайне сомнительного в глазах русского общества человека, а тем более было крайнею неосторожностию поручить Арсению исправление русских церковных книг. Ввиду указанных фактов я и высказал в своем исследовании ту мысль, что церковная реформа Никона (а значит, и вся обличительная деятельность кафедры Субботина.– А.Б.) нуждается в пересмотре и проверке, и что на некоторые, по крайней мере, заявления ее противников никак нельзя смотреть только как на продукт невежества и клеветы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Священный Синод в заседании от 15 июля 2016 года (журнал 66) определил, что «Правом ходатайствовать о прославлении подвижника благочестия к местному почитанию обладают в митрополиях — архиерейские советы митрополий» и что «после решения Священного Синода канонизация подвижника благочестия совершается в установленном богослужебном порядке в митрополиях — архиереями митрополии». При этом «имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, а посвященные им богослужебные тексты одобряются в установленном порядке, но не печатаются в общецерковных изданиях». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Причислить к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игумению Арсению (Себрякову). 2. Память преподобной Арсении Усть-Медведицкой совершать 21 июля (3 августа) в день ее преставления ко Господу. 3. Честные останки преподобной Арсении, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленной святой иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.   ЖУРНАЛ 96 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о новой редакции текста акафиста и рапорт Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб Божией Матери в честь иконы Ее «Абалакская» , священномученику Владимиру Амбарцумову , а также тропарь, кондак и молитву преподобным Геннадию и Никифору Важеозерским . 2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве новую редакцию текста акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Серафимо-Дивеевская» . 3. Направить утвержденные богослужебные тексты, а также акафист в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4645732...

Известно, что матушка Арсения хотела жить затворницей в вырытых ею пещерах до конца жизни, но монастырь под ее руководством процветал и архипастыри Дона не позволили ей совсем удалиться от земных обязанностей, чему она беспрекословно покорилась как высшей воле. Под землей матушкой Арсенией был даже ископан пещерный храм, в котором игуменья помолиться уже не успела. скрыть способы оплаты Комментарии Наталия 23 февраля 2022, 18:53 Матушка Арсения, моли Бога о нас! Василий 12 ноября 2021, 14:57 Матушка игумения Арсения, моли Бога о нас Владимир 13 декабря 2017, 12:25 Помолитесь за меня пожалуйста. Не могу большой кредит отдать. Зинаида 14 ноября 2016, 12:15 Радуемся вместе со всеми. Матушка Арсения моли Бога о нас. Екатерина А. 6 ноября 2016, 23:15 Слава Богу! Матушку Арсению канонизировали! Нина 10 января 2016, 02:01 Здравствуйте. К замечаниям об отсутствии фото самого храма, хотелось бы добавить наличие ошибки в названии района в котором располагается храм - Серафимовичский, без " е " после " ч " . С уважением, местная жительница. Анатолий 17 ноября 2015, 16:37 жаль не включили в повествование изображения главного - трехуровнего собора. Жемчужина Дона - так Его называют местные жители и многочисленные гости этого края. Было бы очень здоров сделать фоторепортаж об этой священной обители. Рассказать о сегодняшних насельницах обители. О том как шло возрождение. О бывших и настоящих благодетелях этого святого места. связь времен не должна прерываться. с уважением, почитатель матушки Арсении раб божий Анатолий. Матушка Аресения, моли Бога о нас. Елена Киев 17 ноября 2015, 11:30 Большая радостная новость! Матушка Арсения, моли Бога о нас! Ирина 16 ноября 2015, 10:31 " когда в 1905 году гроб с ее телом доставили из Сарова. Настоятельница скончалась на 73-м году жизни во время паломничества на торжество прославления преподобного Серафима Саровского " Торжества по случаю прославления Серафима Саровского проходили в 1903 году. Tatiana 15 ноября 2015, 23:14 A my vsjo zhaluemsja,chto nam tjazhelo.Matushka Arsenija,moli Boga o nas!

http://pravoslavie.ru/87737.html

Понеже бо писано чувственныя глаголы, a no чувству ничего не сбывается. Блюдемся сего, любимцы мои, дабы не впасти в дебрь глубокия беды, но паче последуем, еже святии и богоноснии отцы предаша нам, и утвердиша, и запечатлеша. Да будет с вами благодать Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и да совокупит вас Своею благодатию в премирную любовь, и утвердит свыше Духом Святым, ныне и присно и веки веков, аминь. Тропарь. Глас 4 1206 Соловецкого монастыря преподобномучеником новым, пострадавшим за Христа Земных благ возненавидели есте и небеснаго царя Христа, Сына Божия, возлюбили есте, многообразныя раны претерпели есте и кровию своею Соловецкий остров вторым освящением освятили есте, и венцы от Бога яве приясте, о нас молитися прилежно, блажени, память всепразднственную вам совершающим. Великий Никаноре, Христу, Сыну Божию, сострадалче, молися, умирити паству и люди, той бо есть верным утверждение. Кондак, глас 2 Разумом на враги мужески вооружившеся, и вся тех сети разрушисте, и победу свыше приемше, земнаго царя не послушали есте, и Никоново злое мудрование под ноги свои попрали есте, и владыце всех, Христу, Сыну Божию, молитеся, святии мученицы, всехвалнии, единомысленно вопиюще: «Коль добро и красно, еже быти з Богом!». 1097 Текст набран по: Каптерев Н.Ф. Следственное дело об Арсении Греке и ссылка его в Соловецкий монастырь. ЧОЛДП. 1881. Июль. С. 70–96. 1098 Занимаясь в Московском архиве Министерства иностранных дел изучением, так называемых, «греческих дел», относящихся до сношений с Россией с праволсавным Востоком в XVI, XVII и XVIII столетиях, мы, между прочим, встретили несколько неизвестных, или малоизвестных доселе документов, имеющих некоторое значение для русской церковной истории. В настоящей коротенькой заметке мы обращаем на них внимание наших ученых, особенно занимающихся изучением русского раскола, к которому эти документы имеют близкое, и довольно существенное отношение. Так, следственное дело об Арсении Греке показывает, что Арсений Грек, личность которого до его появления в Москве, доселе оставалась довольно темной, оказывается в действительности человеком, во всех отношениях ненадежным, которому не следовало бы поручать исправление наших богослужебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в: Прав. об. 1889. 9; см. также: Русс. арх. 1912. 2. С. 351–356. Курсив автора. Филарет. Собрание мнений. 4. С. 145–149. Более ясно отношение Филарета к светской власти выражено в другом его замечании о том, что несколько времени тому назад (намек на Протасова) в Св. Синоде обнаружились факты полного произвола со стороны обер-прокурора (там же. С. 213; ср. с. 211–216, 225). Протопресвитер В. Б. Бажанов через императрицу довел записку Муравьева до Александра II, что, однако, не имело практических последствий. О Бажанове, занимавшем в Святейшем Синоде весьма независимую позицию (он был членом Синода с 1850 по 1883 г.), см.: Сборник. 113. 1. С. 133–139. Мечтою А. Н. Муравьева было стать обер-прокурором Синода (Мещерский. Воспоминания. 1. С. 180, 321; Казанский. Переписка, в: БВ. 1904. 1. С. 573). Казанский. Переписка, в: БВ. 1904. 1. С. 572 и др. Так характеризует Д. А. Толстого В. П. Мещерский (Воспоминания. 2. С. 470); ср. выше § 7 и Казанский. Ук. соч. С. 572. Дневник А. В. Горского, в: БВ. 1914. 10–11. С. 402 Об Арсении Москвине см. его письма: Киев. ст. 1901. 4; Певницкий В. Воспоминания о покойном митрополите Арсении, в: ТКДА. 1877. 8–9; 1878. 1; РБС (1900). С. 314; Савва. Хроника. 4. С. 601. Усилия Арсения провести школьную реформу (1867–1869 гг.) вызвали критику со стороны Филарета (Письма к архиеп. Алексию. С. 228). «Пленение Русской Церкви» Агафангела появилось в печати только в 1906 г. Ср.: Филарет. Собрание мнений. 3. С. 78; 2. С. 418; 4. С. 115; он же. Письма к Антонию. 3. С. 78; 4. С. 337, 332; Савва. 4. С. 750–753, 811; 8. С. 651–654. Порфирий Успенский. Книга бытия моего. 7. С. 149. Кирилл Наумов... в его письмах, в: Русс. ст. 1889. 12. С. 87; 1890. 1. С. 131; 4. С. 211; Савва. Хроника. 7. С. 710; Филарет. Собрание мнений. 4. С. 406. О Кирилле Наумове см.: Титов Ф. Преосв. Кирилл Наумов. Киев, 1902 (также: ТКДА. 1899–1901). Это видно из отчетов обер-прокурора (еще до Победоносцева), в которых имеются законы и распоряжения в виде мнений Государственного совета, подписанных императором. Это часто встречается и в законах, изданных в 2 и 3 ПСЗ.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010