Правда, в то же время Петр хотел заняться и обучением монахов, прежде всего истинному разуму Писания. Сперва было предположено всех молодых монахов (т. е. ниже 30 лет) собрать в Заиконоспасскую Академию для занятий (указ 1 сент. 1723 г.). И это должно было вызвать только новое беспокойство. Это можно было понять только так, что и на монахов распространяется учебно-служилая повинность (это было вполне в духе «реформы»), да еще в латинских школах. Несколько позже Петр проектировал переустроить монастыри вообще в рассадники просвященных деятелей, а в особенности для полезных переводов... Новая школа была воспринята прежде всего, как некий государственный захват и вмешательство. И новые «ученые» монахи латино-Киевского типа, каких только и хотели готовить Петр и Феофан (срв. в «объявлении» 1724 г.), навязывавшие и вбивавшие в недоуменные и встревоженные головы эту безжизненную латинскую науку, вряд ли могли кого примирить с упразднением и закрытием старых и богомольных обителей, с замолканием в них службы Божией (срв. позже об этом откровенное суждение молодого Паисия Величковского) ... Петровское правительство вымогало приятие самого религиозно- психологического сдвига. Именно от этого вымогательства религиозное сознание в XVIII-м веке так часто съеживалось, сжималось, укрывалось в молчание, в отмалчивание и замалчивание вопросов для самого себя... Утрачивался единый и общий язык, терялась та симпатическая связь, без которой взаимное понимание невозможно. И этому еще более содействовали те насмешки и издевательства, в которых так любовно изощрялись русские культур-трегеры и просветители XVIII-ro века... В истории русского богословия и русского религиозного сознания вообще все эти противоречия и ушибы XVIII-ro века отозвались и сказались с большой силой и болезненностью... 5. Век XVIII-ый – век эрудитов и археологов. Богословие на сваях В школьном преподавании прямое влияние Феофана сказалось не сразу. Сам он преподавал в Киеве недолго и учеников не оставил. Его «система» осталась не окончена, его записки были приготовлены к печати и изданы уже только много позже. В школьный обиход Феофанова система входит приблизительно в середине века (в Киеве, при митр. Арсении Могилянском, с 1759-го года). В первую половину века богословское преподавание всюду продолжается в прежнем романистическом типе (Феофилакт, Гедеон Вишневский и отчасти даже Кирилл Флоринский в Москве; Иннокентий Поповский, Христофор Чарнуцкий, Иосиф Волчанский, Амвросий Дубневич в Киеве; здесь же уместно назвать и Арсения Мацеевича) . В новых семинариях богословие изучают обычно по конспектам Иоасафа Кроковского или Феофилакта, т. е. по Аквинату. Философия в это время преподается всюду перипатетическая, 13 Philosophia Aristotelic-Scholastica, и обычно по тем же учебникам, что у польских иезуитов...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Автор заканчивает рассматриваемую главу общею характеристикою епархиального управления при митроп. Арсении Могилянском, при чем находит, что, не смотря на слабые стороны, общие многим другим епархиям, оно все-таки в данное время отличалось стройностью и разумностью. „Митрополит Арсений (говорит автор), – по справедливости сказать, – постарался бывшие до него учреждения епархиального управления утвердить прочно, каждому указать определенный круг обязанностей, и требовал от них исполнения этих обязанностей. Он старался облегчить все делопроизводство, устранить волокиту, заставить всех трудиться“. Эти речи автора мы считаем значительно приподнятыми. Отец Шпачинский упустил из вида характерную черту административной деятельности Арсения Могилянского, красною нитью проходящую чрез все периоды этой деятельности, как до поступления его на киевскую митрополию, так и по вступлении на нее. Это – стремление к преумножению средств находившихся под его ведением учреждений и – не разлучно связанная с ним – экономия, бережливость, урезывание необходимых расходов. Что Арсений Могилянский был очень требователен к своим подчиненным – это справедливо; но исполнительности со стороны их он старался достигнуть или мерами строгости, или обещанием награды в будущем, или, всего чаще, душе спасительными словами, увещевая трудиться „Господа ради“. Многие из его резолюций на эту тему отличаются большим красноречием. Но на рационально-практическую почву дело упорядочения епархиального управления (в особенности по отношению к судебной и канцелярской волоките) им не было поставлено. Сам отец Шпачинский признает, что со вступлением на киевскую митрополию Арсения Могилянского содержание канцеляристов (дотоле, по мнению о. Шпачинского сносное, а по нашему нищенское) ухудшается (стр. 153). При такой постановке дела, какое значение могли иметь строгие распоряжения митрополита о тщательном исполнении канцеляристами возлагавшихся на них обязанностей, к тому же распоряжения зачастую сами по себе неисполнимые? – Разумеется, можно приказать, например, чтобы архивариус „подавал пример (подчиненным) в добром житии и в исполнении дел, чтобы он для отдыха имел только 10-й, 11-й. 12-й, 1-й, 2-й и 3-й часы ночи (sic!), а все остальное время следил за поступками канцеляристов, наблюдал за своевременным, в 6 часов, приходом их на службу и т. п. (см. стр. 149), разумеется, все это можно приказать, но не суть-ли такие приказания кимвалы бряцающие?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Заботами игумении Леониды (правившей обителью по кончине матушки шесть лет) над могилою матушки Арсении воздвигнут величественный памятник из белого мрамора, с таким же мраморным аналоем, на котором лежит икона Смоленской Божией Матери, благословение ее отца при ее поступлении в монастырь, с вечно теплящейся теперь перед нею лампадой. Но жизнь матушки Игумении Арсении лучше всякого памятника ярко горит светлым воспоминанием, отрадным лучом в сердцах не только преданных ей послушниц, но и далеко живущих мирян. Прошло уже несколько лет со дня кончины матушки Арсении, но обитель полна памятью о ней. Эти чудные, полные неземной красоты храмы воздвигнуты ею, эти благоустроенные монастырские келлии, эти пещеры - место дивных подвигов и уединенных молитв, - все напоминает ее, ее труды, ее заботы об удобствах сестер, ее самоотверженную любовь к Богу. Имя матушки Арсении произносится с благоговением живущими в монастыре. Многие из сестер часто видят во сне свою усопшую Игумению-подвижницу. Так, через год после ее смерти одна послушница видела ее во сне в чудном одеянии, окруженную необыкновенно приятным, дивным светом. Другой раз, утешая ее же во сне, матушка сказала: " Не бойся, ведь я всегда с вами " . Недавно избранная игумения Святослава, одна из близких духовных дочерей и верная последовательница учения матушки Арсении, особенно старается поддержать дух матушки во вверенной ей обители. Часто беседуя с сестрами, она напоминает им живое слово своей незабвенной наставницы, ее любовь к ним, ее великие подвиги и добродетели. Перед началом всякого дела по управлению обители она имеет обыкновение посещать могилу матушки Арсении, нередко служит по ней панихиды, как бы испрашивая ее благословения на начинаемое дело. Но не одна игумения - и другие часто посещают могилу матушки и находят там утешение и духовное общение с почившей. В полумраке пещерного храма, освещенного лишь кротким сиянием лампады, в молитве за нее, в воспоминаниях о ней, о ее словах, полных духовного смысла, так много находит успокоения мятущаяся душа. Чудится, что матушка близко, около нас, что она видит нас, чувствует нашу скорбь, видит все наши немощи, уклонения от заповедей Божиих, от ее слова и, как при жизни, покрывая все своею бессмертною любовью, она вместе с нами возносит за нас свои молитвы к Богу, Вечному Источнику Света и Жизни, к Которому с младенчества стремилась она так неуклонно своею пламенной самоотверженной душою. Из записок матушки Арсении

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Анна Михайловна не могла равнодушно видеть горе или нужду и всегда спешила прийти на помощь. Она кормила голодных, утешала страждущих, посещала больных и заключенных, причем, не желая быть узнанной, нередко надевала простое платье и покрывалась темным платком. Она также посещала тюрьмы, где часто выкупала заключенных за долги. В возрасте семнадцати лет Анна поступила в Усть-Медведицкий монастырь на территории нынешней Волгоградской области и трудилась на общих послушаниях, также занималась иконописанием. Через четыре года пребывания в монастыре она была пострижена в рясофор с именем Арсения, а еще через пять лет, в 1859 году — в мантию с тем же именем. В 1862 году монахиня Арсения была назначена казначеей монастыря, а после кончины игумении — настоятельницей. В 1864 году она была возведена в сан игумении. Ее попечением в монастыре была открыта четырехклассная школа для девочек, где Арсения преподавала историю и географию, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, обновлен и украшен Преображенский собор, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, дома для священнослужителей, обновлена трапезная, устроено подворье монастыря в станице Урюпинской, основан скит с церковью во имя преподобной Марии Египетской. 10 июля 1874 года, в день памяти преподобного Антония Киево-Печерского, игумения Арсения подъяла на себя подвиг — рытье пещер по ночам, до конца жизни ей удалось вырыть около 164 метров. В них она намеревалась создать пещерный храм. Скончалась игумения Арсения от болезни в Саровской пустыни 3 августа 1905 года. Погребена в Арсеньевской церкви Усть-Медведицкого монастыря. Народное почитание игумении Арсении началось сразу после ее кончины. Уже через несколько лет стали издаваться ее письма, которые выпускаются и сегодня. Множество паломников посещают Усть-Медведицкую обитель, многие педагоги обращаются к жизни и поучениям игумении Арсении в поисках примеров для воспитания детей и юношества. Сестры обители свидетельствуют о помощи игумении Арсении в их послушаниях и молитвах. Собрано около 150 рассказов паломников о благодатной помощи игумении Арсении. Епархиальная комиссия исследовала случаи исцеления от болезней, которые произошли после молитвенных обращений к ней. Наиболее часто встречаются свидетельства об исцелении женщин от бесплодия: описаны 65 случаев исцелений, ряд из которых признаны врачами невозможными при помощи современных средств медицины.

http://patriarchia.ru/db/text/4667707.ht...

Игумения Арсения мечтала побывать в Сарове, поклониться мощам преподобного Серафима. 24 июня 1905 года она, наконец, отправилась в Саров с келейной монахиней Агнией. … Накануне отъезда она пожелала отслужить панихиду на могиле своей духовной наставницы схимонахини Ардалионы, во время которой горячо, со слезами, молилась, а по окончании службы подозвала к себе ризничию, монахиню Веронику, и показала ей место, где желала бы, чтобы её похоронили, приказав сказать об этом казначее монастыря после своего отъезда. По дороге матушка заболела, пробыла недели две у своей родственницы, в Саров прибыла только 12 июля. По промыслу Божиему здесь ей и суждено было закончить свой земной путь. Утром 21 июля, она последний раз причастилась Святых Тайн. К вечерне и всенощной она не могла уже идти. По свидетельству келейницы поздно вечером, перед самой кончиной, глаза матушки Арсении стали большие, блестящие и радостные, как будто она увидела что-то радостное. Она вздохнула раза два, лицо её просветлело, затем последовал последний вздох – в одиннадцатом часу ночи подвижница мирно отошла ко Господу. (Узнав о случившемся, духовник игумении Арсении отец протоиерей Феодор Прокопьев, поехал в Саров за телом.) На другой день тело почившей положили в деревянный гроб и перенесли, в кладбищенскую церковь , где она и находилась до отпевания. 26-го был привезён из Москвы матушкиной родственницей Ладыгиной металлический гроб, в который и опустили деревянный гроб после панихиды, совершённой четырьмя иеромонахами. 31 июля тело почившей было доставлено в родную обителью. Погребение игумении Арсении состоялось второго августа 1905 года. На погребении присутствовало 9 иереев и 3 диакона. После панихиды было зачитано завещание написанное игуменией Арсенией. Гроб с почившей был обнесен вокруг Казанского храма и опущен в склеп, в нижнем храме Арсеньевской церкви. Господи, упокой душу рабы Твоей, игумении Арсении, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас! Высказывания, поучения игумении Арсении …Монах должен иметь три помысла, говорят святые отцы: о смерти, о суде и о воздаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На Литургии присутствовал губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Ранее в одной из иконописных мастерских Москвы был написан образ преподобной Арсении. К церемонии прославления были составлены тропарь, кондак и величание святой Арсении Усть-Медведицкой, прозвучавшие в исполнении мужского хора Киево-Печерской лавры и хора Сионского собора Тбилиси. В связи с наплывом паломников на прилегающей к монастырю территории была организована полевая кухня, где верующим было предложено бесплатное горячее питание. Участники торжеств, которым не хватило места в Казанском и Арсеньевском храмах, наблюдали за ходом богослужения на больших экранах, установленных на территории и за оградой монастыря. Подготовка к приему гостей в обители началась сразу после принятия решения Священным Синодом о причислении к лику святых пятой и самой известной в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игумении Арсении (Себряковой). Анна Михайловна Серебрякова родилась 3 июля 1833 года в богатой и знатной семье помещика Донской области. В возрасте трех лет с ней произошло необычное событие. Родители взяли Анну на богомолье в Воронеж, где в то время правящим архиереем был архиепископ Антоний (Смирницкий), многими почитаемый за свою строгую святую жизнь и прозорливость. Родители были с ним знакомы и посетили владыку. Анна, увидев его, быстро вырвалась из рук державшей ее няни, побежала к святителю и поклонилась в ноги. Архиепископ благословил ее и, обращаясь к изумленным родителям, сказал: «Это будет великая жена». С детства Анна любила Священное Писание. «Меня так поражало в детстве дивное, высокое учение Спасителя, — рассказывала она потом, — а мысль, что мы не исполняем Его святые заповеди, глубоко возмущала мою душу». Когда Анне шел шестнадцатый год, отец решил подыскать ей жениха. Однако она ответила родителю, что любит только Господа и желает ради Него оставить мир. Отец не стал ей препятствовать. Она ежедневно посещала церковные службы, проводя остальное время в молитве, чтении и душеспасительных беседах с отцом, а также обучаясь иконописи.

http://patriarchia.ru/db/text/4667707.ht...

Живое участие в преобразовании училища принимал, и Михаил Васильевич Себряков, на его средства была устроена небольшая библиотека и приобретена школьная мебель. В 1887 г. родной брат иг. Арсении Василий Михайлович отдал свой дом и родовое поместье под училище. Первыми преподавателями были, сама игуменья и священники монастыря, в последствии преподавали монахини, для этого обученные. В 1867 г. после открытия училища, Донской архиепископ Платон прислал иг. Арсении святительское благословение за благоустройство монастыря и открытие в нем женского училища. Но, однажды посетив обитель, отнесся к иг. Арсении, с недоверием посчитав ее молодой и не опытной в управлении монастырскими делами, даже хотел преобразовать в общежительный с определенным количеством сестер. Однако встретил сопротивление со стороны иг. Арсении, которая отрицательно отнеслась к преобразованию, вплоть до отказа от игуменской должности. Архиепископ, чтоб не вызвать отрицательного отношения к себе со стороны игуменьи отклонил свое решение и положительно отнесся к настоятельнице. В 1871 г. с согласия сестер иг. Арсения обратилась с прошением к Архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Получив одобрение, приступила к собиранию необходимого материала. Высокопреосвященный Платон разрешил использовать на строение храма процентный капитал, вложенный в кредитные учреждения Войсковым Правлением в количестве 8.000 руб. и монастырские в сумме 4.700 руб. Всего наличными было 17.000 руб. Было позволено снести Петропавловскую церковь и на ее месте выстроить новый храм. Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев. В 1874 г. 23 июня местное духовенство, при огромном стечении народа освятило место для воздвигаемого храма, а в 1875 г. в день празднования «Казанской ик. Божией Матери» была совершена закладка камня. В 1876 г. сотник Василий Борисов представил пожертвование Архиепископу Платону Донскому и Новочеркасскому, на сооружение храма в Усть-Медведицком монастыре, суммой в 3.027 руб.

http://pravicon.com/info-4007

Еще один пример — исцеление маленькой Пелагеи из Городища (городского поселения под Волгоградом). Она родилась с двойным пороком сердца и ишемией мозга. В более взрослом возрасте врачи предлагали девочке сделать операцию, но до этого ей нужно было жить на медикаментах. – Пелагея приезжала сюда с мамой и крестной, вместе они молились в пещере у камушка, через некоторое время два порока затянулись, — рассказывает моя собеседница. — Сейчас она уже пошла в школу, поет в хоре, у нее все хорошо, семья стала ходить в храм. Этот факт мы тоже включили в документы, которые передали в Синод. Там врачи уже будут отсеивать, оценивать. Сложность заключалась в том, что не каждый случай подходит для такой серьезной процедуры, как канонизация. Например, одна женщина делится с нами радостью: «У меня муж пить бросил!» Мы за нее, естественно, рады, но это же на рентген не снимешь, а там нужны доказательства, медицинские справки. Слава Богу, чудесных случаев исцелений, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве. В сентябре все необходимые документы, включая подтвержденные факты исцелений и жизнеописание игуменьи Арсении, составленное ее современниками, с благословения епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея передали в Синод Русской православной церкви. Когда будет получен ответ и каким он будет, предполагать пока сложно. Комиссия по канонизации святых собирается дважды в месяц и за одно заседание рассматривает одно-два дела, так что решение о канонизации может затянуться не на один год. В случае, если документы будут отправлены на доработку, в Усть-Медведицком монастыре готовы дополнить бумаги необходимыми сведениями. Пока к святым Русской православной церкви причислен единственный подвижник из Волгоградской области. В 2006 году был канонизирован как священномученик Николай Попов из хутора Верхнегнутов в Чернышковском районе Волгоградской области, в 1919 году священника казнили по решению революционного трибунала. Наследие игуменьи Арсении Игуменья Арсения, в миру — Анна, происходила из старейшего в области рода Себряковых. Ее отец, помещик Михаил Васильевич Себряков, имел должность штабс-ротмистра, числился казначеем Войска Донского, был на хорошем счету у Екатерины II. В 1850 году в возрасте 17 лет по собственному желанию Анна Себрякова поступила в Усть-Медведицкий монастырь, а через 14 лет возглавила его. За 40 лет правления игуменьи Арсении были построены новые храмы, созданы училище и иконописная мастерская при монастыре, сама настоятельница активно занималась благотворительностью и просветительской деятельностью.

http://pravoslavie.ru/87737.html

Думается мне и чувствовалось тогда всем переполненным скорбью до глубины сердца существом, что в этот миг праведная душа самой матушки Арсении покинула блаженные селения, чтобы присутствовать тут около своего праха, утешая неземным утешением скорбный дух ее осиротевших духовных детей, собравшихся встретить ее. И не я одна чувствовала это, многие, даже мирские, говорили, что испытывали во время панихиды по матушке Арсении неземное, блаженное успокоение. " Несомненно, - говорил епископ Игнатий в одном из своих поучений, - что почивший находится под милостию Божиею, если при погребении тела его печаль окружающих растворена какой-то непостижимой отрадой " .Да, несомненно, что душа матушки Игумении Арсении наслаждается там, в загробном мире, райским блаженством, уготованным Господом для любящих Его. Доказательством этого не служит ли вся ее долгая жизнь, представлявшая из себя целый ряд подвигов, дивного самоотречения и беспредельной святой любви. И если Господь обещал дать награду за чашу воды, поданной одному из малых сих, то тем более получит ее та, которая с юных лет отдала всю себя на служение Богу и ближним...Солнце уже взошло, когда процессия с гробом матушки, поставленным в деревянном ящике на приготовленные заранее дроги, двинулась от станции Себряково через село Михайловку, где возле церкви, по желанию местного духовенства была отслужена лития и сказано соответствующее событию слово священником Иоанном Минервиным... При пении монахинями Святый Боже медленно двигалась процессия по улицам села в сопровождении множества народа, желавшего проводить прах матушки до усадьбы Василия Михайловича Себрякова, находящейся в 8 верстах от станции, где предполагали сделать остановку. Усадьба была в это время пуста, так как владелица ее, младшая дочь Василия Михайловича Анна Васильевна Чарныш, проживала с больным мужем в Одессе и не могла присутствовать на похоронах матушки Арсении. За садом, недалеко от барского дома, где возвышался крест над фамильным склепом Себряковых, остановились теперь с прахом матушки Игумении и снова, по усердию Михайловского духовенства, была отслужена панихида.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1391...

Она также посещала тюрьмы, где часто выкупала заключенных за долги. В возрасте семнадцати лет Анна поступила в Усть-Медведицкий монастырь, на территории нынешней Волгоградской области, и трудилась на общих послушаниях, также занималась иконописанием. Через четыре года пребывания в монастыре она была пострижена в рясофор с именем Арсения, а еще через 5 лет, в 1859 году, — в мантию с тем же именем. В 1862 году Арсения была назначена казначеей монастыря, а после кончины игумении — настоятельницей. В 1864 году она была возведена в сан игумении. Ее попечением в монастыре была открыта четырехклассная школа для девочек, где Арсения преподавала историю и географию, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, обновлен и украшен Преображенский собор, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, дома для священнослужителей, обновлена трапезная, устроено подворье монастыря в станице Урюпинской, основан скит с церковью во имя преподобной Марии Египетской. 10 июля 1874 года, в день памяти преподобного Антония Киево-Печерского, игумения Арсения подъяла на себя подвиг — рытье пещер по ночам, до конца жизни ей удалось вырыть около 164 метров. В них она намеревалась создать пещерный храм. Скончалась игумения Арсения от болезни в Саровской пустыни 3 августа 1905 года. Погребена в Арсеньевской церкви Усть-Медведицкого монастыря. Народное почитание игумении Арсении началось сразу после ее кончины, уже через несколько лет начались издания ее писем, которые продолжаются по сей день. Множество паломников посещают Усть-Медведицкую обитель, многие педагоги обращаются к жизни и поучениям игумении Арсении в поисках примеров для воспитания детей и юношества. Сестры обители свидетельствуют о помощи игумении Арсении в их послушаниях и молитвах. Собрано около 150 рассказов паломников о благодатной помощи игумении Арсении. Епархиальная комиссия исследовала случаи исцеления от болезней, которые произошли после молитвенных обращений к ней. Наиболее часто встречаются свидетельства об исцелении женщин от бесплодия: описаны 65 случаев исцелений, ряд из которых признаны врачами невозможными при помощи современных средств медицины.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4645732...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010