Однажды спросили Арсения, почему он так скрывается от всех. «Я люблю всех, но не могу быть в одно и то же время и с Богом и людьми. Все силы небесные имеют одну волю и единодушно славят Бога; на земле же всякий человек имеет свою волю, и помыслы людей различны». Спросил один инок Арсения: «Что мне делать: я читаю псалмы и не понимаю их?» Арсений отвечал: «Во всяком случае полезно читать их, хотя бы ты и не понимал читаемого». Арсений плел корзины из финиковых листьев, причем по целому году не переменял воды, где размачивал листья. «Почему ты не переменяешь воды, разве не чувствуешь, как от нее нехорошо пахнет?» спрашивали Арсения братия. «Вместо благовоний, которыми я окружен был в мире, хочу обонять теперь этот запах, чтобы в день страшного суда избежать адского смрада», – отвечал Арсений; 40 лет прожил он в пустыне и умер на 95 году своей жизни. Св. Пророк Исаия происходил из царского рода и был призван к своему служению следующим видением. Он видел Господа, сидящего в небесном храме, на величественном престоле. Перед Ним были серафимы, из которых каждый имел шесть крыл: двумя они закрывали лица свои, двумя прикрывали ноги и двумя летали. И взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (воинств)! Вся земля полна славы Его!» Столпы здания потрясались от их восклицаний, и по всему храму разносилось курение. Смотря на все это, Исаия сказал: «Жалкий я человек! Желал бы и я славить Бога, но уста мои нечисты». Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, слетел к нему и, прикоснувшись к его устам, сказал: «Вот это касается твоих уст, и беззаконие твое отъемлется, и грех твой очищается!» После сего послышался голос Божий: «Кого Я пошлю к иудеям? Кто пойдет для нас?» Исаия отвечал: «Пошли меня, я пойду». Господь вещал ему: «Поди. Настойчивой проповедью ты только ожесточишь их, так что они заткнут уши, закроют глаза, и в душе своей останутся бесчувственными; они не обратятся, и Я не исцелю их». Исаия спросил: «Господи! Долго ли продолжится такое бесчувственное состояние народа?» Господь отвечал: «До тех пор, пока не запустеют города, не обезлюдеют дома, и эта земля не сделается пустыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

- Нет уж, оставайтесь здесь сами вместе с вашими предшественниками, а я постараюсь добраться до столицы, - ответил путник. На некотором расстоянии от указателя он встретил попутчика, и вместе они благополучно дошли до города. " Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " (Мф. 11:27). Духовный выбор Спросил однажды авва Марк авву Арсения: - По какой причине ты избегаешь общества и беседы с нами? Арсений отвечал: - Знает Бог, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом, и с человеками. На небе тысячи и тысячи тысяч имеют одну волю, а у человеков воля многообразна: и потому не могу, оставив Бога, быть с человеками. Духовный опыт Однажды авва Евагрий сказал авве Арсению: - Отчего мы, при всей нашей учёности и нашем развитии, не имеем ничего, а эти грубые египтяне имеют такое возвышенное духовное делание? Авва Арсений отвечал: - Мы ничего не почерпаем для духовного жительства из учений мира, а они подвигами стяжали своё духовное жительство. Ерши и река У речных ершей подросла молодёжь. Когда молодые рыбки освоились с обстановкой и поняли, что живут в таком месте, которое называется рекой, они спросили родителей: - Откуда и куда течёт наша река? - Дети, мы не знаем - ни откуда, ни куда она течёт. Знаем только, что она большая и течёт издревле. Молодёжь забеспокоилась: - А когда вся река вытечет, где мы будем жить? - Не волнуйтесь, дети, - ответили родители. - Она с нами всегда и не прекратит течь, пока мы живём. " Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. " (1Ин. 2:25) Ещё больший подвиг Один отшельник достиг такой святости, что спокойно жил среди зверей, и они его не трогали, кормил их детёнышей, и звери не причиняли ему вреда. Когда его увидел один из отцов монастыря, он сказал: - Если ты хочешь достичь ещё большего совершенства - иди в монастырь и попробуй ужиться со святыми братьями. Желанное безумие Про святого епископа Аммона рассказывают, что к нему привели на суд женщину, которая обвинялась в грехе прелюбодеяния (тогда епископ выполнял и роль судьи). Посмотрев на несчастную, святой епископ сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

Основанные на этой почве соображения или скорее недоразумения, вовремя не разъясненные и не рассеянные, по-видимому и порешили вопрос о церковных имениях в том виде, как это произошло. Со стороны же Св. Синода, как я уже говорил выше, противодействий ожидать было нельзя. Вообще высшие иерархи, хотя и призванные быть первыми блюстителями интересов Церкви, все время держались самой пассивной роли и не решались обнаруживать вполне открыто свое недовольство, исключение составлял один митрополит Ростовский и Ярославский Арсений Моцеевич, в лице которого, по-видимому, и сосредоточилось все то, что могло сделать и сказать русское духовенство того времени против реформы Екатерины II. Конечно, самый факт настойчивого протеста со стороны Арсения Моцеевича, когда другие иерархи, будучи недовольны распоряжениями правительства и считая их неправильными, молчали, свидетельствует о силе духа и твердости характера Ростовского митрополита. Но самые возражения Арсения Моцеевича едва ли можно признать удачными. Они совершенно игнорировали ясные для большинства недостатки в существовавшем положении церковных имений, опирались на формальный основания, свидетельствовали о недовольстве архиерея правительством и вообще не были достаточно целесообразны. В своем первом доношении Св. Синоду по поводу ре- тельство претерпеваем, от тех, которым надлежит веровати, яко мы аще и недостойные, аще и узники» однако к нам относятся слова Христовы: что вы свяжете на земли, то будет связано и на небе и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. ( Мф.18:18 )… Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк.10:16 )… а также и слова Апостола: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ибо они неусыпно пекутся о душах ваших ( Евр.13:17 )… По поводу же обязания архиереев заводить высшие школы митрополит Арсений высказывал следующие соображения: По какой причине возлагать на архиереев, чтобы они «всякая науки содержали и снабдевали, сиречь, философския, богословския, математическия и астрономическия»? Ведь им, как преемникам апостолов сказано только: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Постучавшись у дверей, они вошли, и приветствовав старца, сели молча. Потом брат клирик сказал: я пойду, помолитесь обо мне. А брат странник, не смея говорить с старцем, сказал сему брату: и я пойду с тобою. И вышли вместе. После сего попросил он провожавшего брата: проводи меня и к Авве Моисею, который был разбойником. Когда пришли к Моисею, он принял их с радостью и отпустил весьма ласково. После сего провожавший брат сказал страннику: вот я водил тебя и к чужестранцу, и к Египтянину; который из них понравился тебе? Он отвечал: мне понравился Египтянин. Один отец, услышав об этом, помолился Богу так: Господи! открой мне дело сие: один ради имени Твоего убегает людей ; а другой ради Твоего же имени принимает их с отверстыми объятиями. И вот, показаны ему два большие корабля на реке. На одном видит он Авву Арсения и Духа Божия, плывущих в безмолвии, а на другом – Авву Моисея и Ангелов Божиих, которые питали его сотовым мёдом. 39 . Авва Даниил сказывал: Авва Арсений, приближаясь к смерти, завещал нам: не заботьтесь делать по мне вечери любви; ибо если я приготовил для себя сию вечерю, то найду ее. 40 . Когда приближалась кончина Аввы Арсения, ученики его пришли в смятение. А он говорит им: ещё не настал час; когда же настанет, скажу вам. Но я буду судиться с вами на страшном суде, если вы отдадите кому-либо останки мои. Они сказали: что же нам делать? Мы не знаем, как похоронить тебя. Старец отвечал им: ужели не знаете, как привязать к ноге моей верёвку, и тащить меня на гору? – Старец обыкновенно говаривал сам себе: Арсений, для чего ушёл ты из мира? – После бесед я часто раскаивался, – а после молчания – никогда. – Когда наступала кончина его, братия увидели, что он плачет, и говорят ему: правда ли, что и ты, отец, страшишься? Он отвечал им: правда, – настоящий страх всегда был со мною с того самого времени, как я сделался монахом. И таким образом он почил. 41 . Сказывали также, что во все время жизни своей, сидя за рукодельем, имел он платок на груди, по причине слёз, падавших из очей его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

IX. Нечувствительное и необременительное бдение. В одну ночь вышедши из келии, целую ночь простоял он под открытым небом. X. Побеждение натуры и согреяние молитвою. В одну ночь, в пламенной молитве вышед из келии, стал на открытом месте, воздел руки к небу и возжелал в таком положении пробыть до утра в молитве. В эту ночь случился большой мороз, от чего руки его, поднятые вверх и обнаженные, застыли и сильно заболели. Он, сожалея оставить самодействовавшую в сердце его молитву, начал с терпением и слезами взывать ко Господу. Вскоре начал он чувствовать молитву в сердце своем сильнее и усладительнее движущуюся. Вдруг напало великое действие молитвы и воскипело сердце его внутри, как вода от огня, и в ту ж минуту как бы теплые потоки потекли во все члены и составы тела его. От сего ощущения весь он согрелся, и болезнь ознобная прошла, нимало не повредя руки его. Тогда он вспомнил Святого пророка Давида слова: «Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем [о Боге] возгореся огнь» ( Пс. 38:4 ). XI. Наслаждение при общественном молитвословим. Много раз он откровенно объявлял старцу своему, что не только не показывается ему продолжительным всенощное бдение в молитве, но еще, как бы ненасыщенный, неохотно, по причине наступления утра, оставляет свое бдение. Примечание: Это признак развившейся Божественной любви: святой Арсений Великий по-часту провождал неощутительно целые ночи в молитве и переставал тогда уже, когда восходящее солнце осиявало лице его. Также и святитель Николай и преподобный Нонн до благовеста прихаживали к дверям храма и во внутренной молитве радостно ожидали общего молитвословия. XII. Беспрерывность самодействующей молитвы. Молитва до того ему усвоилась и напечатлелась в сердце его, развивая действия во внутренности оного, что он старцу своему открывался так: «Никогда я не перестаю молиться. Никогда я не бываю без молитвы. Даже и тогда, когда память затмится (забудет), или когда дремлю, или сплю, а молитва сама собою творится в сердце моем (произносится).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

856 См. матер. по этому вопросу: Е. Зульце. «Как покончить борьбу о значении лица и дела Иисуса?» Л. Класен. «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?» М. Реймле. «Вера в Иисуса Христа и историческое исследование Его жизни». С. Екк. «О значении воскресения Христа для первообщины и для нас». Ф. Лоофс. «Сказания о воскресении и их ценность». Изд. И. Мор (В. Зобин) Лейпциг. 1898–1901. 863 Лев.16:8–10 : «И бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа ( ), а другой жребий (син. пер. – для отпущения); и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грехи, а козла, на которого вышел жребий для отпущения (тоже слово), поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать в пустыню для отпущения (тоже слово). 870 Толстой, бывший обер-прокурор Св. Синода (1856–1862 г.), см. о нем т. II и III Хроники по указателям. 876 Книга озаглавлена так: «Пятидесятилетний Юбилей Высокопреосвященнейшего Арсения, Митрополита Киевского и Галицкого, и проч.» Киев, 1873 г. Книга эта напечатана под наблюдением профессора Академии В. Ф. Певницкого . 880 Стр. 21. Но эта уступка, столь приятная для белого духовенства, не была одобрена покойным Московским Митрополитом Филаретом, не одобрялась первенствующим Членом Св. Синода Новгородским Митрополитом Исидором и досточтимым преемником Митр. Арсения Высокопреосвященным Митрополитом Филофеем. Примечание Высокопр. Саввы. 881 † 28 ноября 1876 г. См. о нем Русский Архив, ч. III, стр. 373–384, и «Вятские Епарх. Ведомости» 1892 г., стр. 667 и сл. 895 Не так поступил с документами, относящимися к пятидесятилетнему юбилейному торжеству своему (5-го авг. 1867 г.), в Бозе почивший Владыка Московский, митрополит Филарет.   Вот что писал он по этому поводу к своему Викарию преосвящ. Леониду от 18 авг. 1867 года:   «У меня составляется Записка о 5-м дне августа, которая представляет его как он был. Но есть ли бы в ней поместить все письма и адресы, полученные в сей день, это была бы книга. Итак, надобно было устранить обилие милостивых слов, выписать только дело, и поставить выписку в порядке: и это, по множеству материалов, потребовало бы много времени.  

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Старче, вы помните меня? – Да, помню. – Вот, отец мой разрешил мне стать монахом. – Хорошо. – Старче, но я должен вам сказать, что от огорчений я заболел туберкулезом, поэтому мой отец и отправил меня сюда. – Что? У тебя туберкулез? И ты пришел сюда, чтобы и мы заразились от тебя? А ну-ка, убирайся! Убирайся отсюда! – Мне ничего не нужно, – сказал юноша. – Только кусок черствого хлеба и угол, где бы я мог лечь и умереть. Только бы вы меня постригли в монахи! Больше я ничего не хочу. – Нет, – сказал тот Старец и прогнал его. Вышел этот юноша на дорогу, сел и стал плакать. По случаю в тот час проходил там Старец Иосиф. Увидел он юношу и спросил: – Что случилось с тобой, дитя мое, что ты плачешь? – Так и так, Старче, я хочу стать монахом. Неужели нет ни одного христианина, который мог бы меня постричь? Раз уж я умру, то мне не нужно ничего, что я и сказал тому Старцу. Раньше я к нему приходил и меня принимали, а сейчас не хотят, прогнали меня. И я не знаю, где найти такого монаха, который принял бы и постриг меня. Мне ничего не нужно, пусть меня оставят где-нибудь умирать, только бы меня сделали монахом. Старцу Иосифу только того и надо было. – Идем со мной, дитя мое, – сказал он ему. Он взял его за руку и привел к себе. Тогда у него в общине были отец Иоанн, отец Ефрем, отец Афанасий и отец Арсений. Узнав все обстоятельства, они сказали Старцу, оставшись наедине: – Он нас заразит. – Молчите, – сказал Старец. – Бог послал его, чтобы меня испытать. Вы молчите, я сам за ним буду ухаживать. Старец о нем очень хорошо заботился. Он соорудил ему из досок келейку, бегал по соседям и выпрашивал для больного инжир, изюм, маслины. Так юноша прожил около шести месяцев. Однажды он сказал Старцу: – Старче, я вижу каких-то цыганок. Что им нужно от меня, зачем они собрались вокруг моей кровати? Старец понял и сказал отцу Арсению: – Отец Арсений, готовься. Парень кончается. Я его постригу в великую схиму, потому что он от нас уходит. Собрались они, чтобы совершить постриг, в церкви. Отец Ефрем не стал заходить туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

960.  Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16. 15). 961. Алфавитный патерик. 962.  Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5. 44). 963.  Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6. 3). 964.  Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10. 38–39). 965. Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить… Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7. 1, 5). 966. Алфавитный патерик. 967. Алфавитный патерик 968.  Для чистых все чисто (Тит. 1. 15). 969. Алфавитный патерик. 970. Слово 89. 971. Притч. 25. 8. 972. Алфавитный патерик. 973. Житие преподобного Василия Нового, мытарство осуждения. Четьи-Минеи, 26 марта. 974. Патерик Алфавитный. 975. Пароход этот именуется «Валаам». С открытия судоходства на Ладожском озере до осеннего бурного времени пароход дважды в неделю ходит в Валаамский монастырь, отправляясь каждый раз из Шлиссельбурга. 976. Остров Валаам от ближайшего берега в двадцати пяти верстах, от финляндского города Сердоболя в сорока, от Коневского монастыря в восьмидесяти; в окружности имеет около тридцати верст; принадлежит к Санкт-Петербургской епархии, а по гражданскому распределению к Выборгской губернии Великого Княжества Финляндского. 977. Рукописное житие святого Авраамия Ростовского и Словарь Российских святых. 978. Словарь Российских святых. 979. Рукопись библиотеки Валаамского монастыря. Может быть, архивы Финляндии доставят со временем сведения более определительные и подробные для истории Валаама, нежели какие доставляются источниками, ныне известными. 980. Пребывание на Валааме преподобных Арсения, Савватия и Александра — достоверные факты, сохраненные в их жизнеописаниях. В жизнеописании преподобного Свирского, написанном учеником его Илларионом, сказано с достаточною подробностию и великою похвалою о подвижничестве Валаамских иноков, а в житии преподобного Арсения что в монастыре было многочисленное братство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010