В то же время пришел Боняк с половцами к Киеву, в воскресенье вечером, и повоевал около Киева, и пожег на Берестове двор княжеский. В то же время воевал Куря с половцами у Переяславля и Устье сжег, месяца мая в 24-й день. Олег же вышел из Стародуба и пришел в Смоленск, и не приняли его смоленцы, и пошел к Рязани. Святополк же и Владимир пошли восвояси. В тот же месяц пришел Тугоркан, тесть Святополков, к Переяславлю, месяца мая в 30-й день, и стал около города, а переяславцы затворились в городе. Святополк же и Владимир пошли на него по этой стороне Днепра, и пришли к Зарубу, и там перешли вброд, и не заметили их половцы. Бог сохранил их, и, исполчившись, пошли к городу; горожане же, увидев, рады были и вышли к ним, а половцы стояли на той стороне Трубежа, тоже исполчившись. Святополк же и Владимир пошли вброд через рубеж к половцам, Владимир же хотел выстроить полк, они же не послушались, но поскакали на конях на врага. Увидев это, половцы побежали, а наши погнались вслед воинам, рубя врагов. И содеял Господь в тот день спасение великое: месяца июля в 19-й день побеждены были иноплеменники, и князя их убили Тугоркана, и сына его, и иных князей; и многие враги наши тут пали. Наутро же нашли Тугоркана мертвого, и взял его Святополк как тестя своего и врага, и, привезя его к Киеву, похоронили его на Берестовом, между путем, идущим на Берестово, и другим, ведущим к монастырю. И 20-го числа того же месяца в пятницу, в первый час дня, снова пришел к Киеву Боняк безбожный, шелудивый, тайно, как хищник, внезапно, и чуть было в город не ворвались половцы, и зажгли предградье около города, и повернули к монастырю, и выжгли Стефанов монастырь, и деревни, и Германов. И пришли к монастырю Печерскому, когда мы по кельям почивали после заутрени, и кликнули клич около монастыря, и поставили два стяга перед вратами монастырскими, а мы бежали задами монастыря, а другие взбежали на хоры. Безбожные же сыны Измаиловы вырубили врата монастырские и пошли по кельям, высекая двери, и выносили, если что находили в келье; затем выжгли дом святой владычицы нашей Богородицы, и пришли к церкви, и зажгли двери на южной стороне и вторые – на северной, и, ворвавшись в притвор у гроба Феодосиева, хватая иконы, зажигали двери и оскорбляли Бога нашего и закон наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

Арсений. Изображал. Я. Так же, как и ты, и как все старообрядцы? Арсений. Нет. Не Он, как мы, а мы, как Он. Я. Пусть будет по-твоему, дело не в игре слов. Когда ты кончишь изображение на себе крестного знамени, какую молитву проговариваешь? Арсений. Известно, какую. Какая полагается тут: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Аминь. По Малому катехизису. Я. И Христос так же молился? Арсений. Так же и Христос. Я. Вот видишь, какая тут допущена несообразность. По-вашему выходит, что Христос молился Самому Себе и называл Себя грешным. Подумай, к чему ваше лжемудрование ведет нас? Арсений. Если не так, то как же Христос молился? Я. Святые евангелисты свидетельствуют о том, как Христос молился: пал на лицо Свое, молился ( Мф.26:39 ), пал на землю и молился ( Мк.14:35 ), преклонив колени, молился ( Лк.22:41 ). Есть и апостольское предание о том, как творить молитву, но никак не о сложении перстов, а именно: воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Да и для чего бы Господь наш Иисус Христос в молитве Своей к Отцу Своему Небесному слагал два перста? Арсений. Во исповедание двух естеств – божеского и человеческого. Я. В ком? Арсений (подумав). В Самом Себе. Я. Страшно подумать, что ты сказал. Вера есть несовершенство знания. Всеведущему Богу приписывать веру – богопротивно 5 . Исповедовать веру в Божество и человечество Иисуса Христа приличествует только нам, немощным, а не Богу. Далее, по 31-й главе Стоглава ты воздаешь поклонение пречистому образу и животворящему Кресту Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородице и Небесным Силам… Неужели ты по совести своей скажешь, что и Христос также молился, как и мы, грешные? Арсений промолчал. Но подумай, как же мог Христос молиться и поклоняться иконам, которых тогда еще и не было? Пойми, мог ли кланяться Творец твари? – С чем сообразно этому доверять и такую нелепость защищать? В 31-й главе Стоглава несправедливо написано о перстосложении и клятве. Святой Мелетий не учил о перстосложении для крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Ночью, во время молитвы, Арсений услышал свыше голос, говоривший: «Арсений! Беги от людей, и ты спасешься». Услышав это, Арсений оделся в худые одежды и, выйдя тайно из дворца царского, пришел на берег морской; здесь, по Божию промышлению, он нашел корабль, отправлявшийся в Александрию Он сел на него и отправился в путь, возложив все упование свое на Бога. Когда корабль прибыл в Александрию, тотчас Арсений отправился в скит подвижников Придя в церковь, он начал слезно упрашивать пресвитеров посвятить его в монашество и наставить его на путь спасения. Эти же последние, видя, что с ними говорит муж честный и благоговейный, спросили его: — Кто ты и откуда ты пришел? Он же отвечал им: — Я странник и человек я убогий. Пресвитеры, посоветовавшись между собою о том, кому бы можно было отдать пришельца для наставления иноческому житию, решили отдать его авве Иоанну Колову о чем и известили его. Старец же Иоанн, помолившись Богу, сказал: «Да будет воля Господня!» Между тем Иоанн велел приготовить трапезу для братии, так как был десятый час дня. Братия сели за стол, но Арсений стоял, потому что никто не приглашал его садиться. Братия начали вкушать пишу, но Арсений не ел ничего и все время стоял, опустив голову вниз, как бы предстоя пред Богом и Его святыми ангелами. Старец же Иоанн взял один из сухарей, предложенных для трапезы, и бросил Арсению, сказав: — Ешь, если хочешь. Это сделал Иоанн для того, чтобы испытать смирение пришельца и узнать, пришел ли он сюда действительно для того, чтобы отречься от мира. Между тем Арсений думал про себя так: «Этот старец — ангел Божий и прозорливец, потому что он знает, что я хуже пса; поэтому и сухарь бросил он мне как псу; по той же причине я должен и съесть его, как пес». И наклонившись до земли, он пошел на четвереньках, как четвероногое животное, к сухарю, взял его прямо ртом, затем отошел с ним в угол и там съел его лежа на земле. Блаженный Иоанн, видя такое смирение святого Арсения, сказал пресвитерам: — Он будет великим подвижником.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Арсений Иванов. Здесь святитель Златоуст учит не о кончине мира, а о скончании Церкви Христовой. Я. Это не святитель Златоуст, а ты так учишь; на него ты только сваливаешь и делаешь его участником своих заблуждений в учении Христовой Церкви. Спрошу я вас, беспоповцев: когда мир кончится? Отвечай, Арсений Иванович, на основании тобою прочитанных слов святителя Златоуста. Арсений Иванов. Тогда, когда кончится вседневная жертва Христова во всей вселенной. Я. Смотрите же и понимайте, как крепка и непобедима Церковь Христова. Мир сей, или век сей, без Христовой Церкви существовать не может. Да какой бы смысл, какая цель была бы тогда в существовании мира без Христовой Церкви? В последней трубе вострубит, и мертвии восстанут нетленни. Когда Сам Господь снидет с небесе, тогда и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, т. е. христиане, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ( 1Фес.4:16–17 ). Зачем тогда существовать миру? Тогда все кончено. Мир огню блюдом. Зачем тогда существовать миру, когда на земле не будет ни живых, ни мертвых? Арсений Иванов. Как же сказано у апостола: так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога? В которой Церкви? Я. На этот вопрос Кириллова книга отвечает следующее: в смущенной глаголю жидовской, а не в той, в которой ныне есть мы… понеже бо к жидом (антихрист) приидет, яко Христос, и от жидов прият имать быти (л.50). Арсений Иванов. Вы теперь так и верите, что антихрист к жидам придет и в их жидовской церкви сядет, а нас он и не коснется. Я. Что антихрист придет к жидам, вы, беспоповцы, это слышали не от меня, а то, что он нас не коснется, – об этом я еще не говорил. Правду о вас, беспоповцах, сказал Евтихий Алексеев: вы роетесь по всем книгам, путаетесь, сбиваетесь с пути истинного и других смущаете, а о святом Евангелии, в котором свет и жизнь наша, забыли, и слова Самого Господа оставляете в небрежении. Арсений Иванов. Из чего это ты видишь?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

И из этой меры он кормил учеников, когда они приходили к нему. Плодов он не ел, кроме того времени, как в первый раз созреют они. Сколько ни любил он молитву, но не оставлял рукоделия до шестого часу. Впрочем, его работа не прерывала его внутреннего единения с Богом. Он так был проникнут страхом и любовью к Богу, что от постоянного сокрушения сердца слезы непрестанно лились из глаз его, так что он всегда держал платок на груди. От сильного плача выпали его ресницы. Непрестанною мыслью его была память смертная. Феофил Архиепископ Александрийский, умирая, говорил: блажен ты, Авва Арсений, что всегда имел в уме своем сию страшную минуту. Постоянно готовясь к ответу на страшном суде, Арсений два раза в день, утром и вечером, испытывал себя, сохранил ли он волю Божию, не следовал ли в чем своей воле, и таким образом всю жизнь свою проводил в подвиге постоянно строгого суда над собою и постоянного покаяния. И это самоиспытание приводило его только к большему смирению. Часто в своей молитве к Богу он взывал: Боже! не оставь меня; я не сделал пред тобою ничего доброго, но даруй мне по милости Твоей положить начало. Сорок лет прожил Арсений в Скиту, потом по причине разорения Скита варварами десять лет в Трое близ Мемфиса и три года в Канопе Александрийском. Последние два года своей жизни опять провел он в Трое. Приближаясь к смерти, он сказал ученикам: «Не заботьтесь делать по мне вечерю любви. Ибо если я приготовил для себя сию вечерю, то найду её. Я буду судиться с вами на страшном суде, если вы отдадите кому-либо останки мои. – Как же хоронить тебя, спросили ученики? – Неужели не знаете, отвечал старец, как привязать к ноге моей веревку и тащить меня в гору? Между тем старец плакал. Правда ли, отец, спросили ученики, что и ты страшишься. Он отвечал им: правда, настоящий мой страх всегда был со мною с того времени, как я сделался монахом». И Арсений скончался. Своему близкому ученику Даниилу Арсений оставил кожаный хитон, жесткую власяницу и пальмовые сандалии; и я недостойный, говорил о себе Даниил, носил все это, дабы получить благословение 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Не надобно подчинять всех одним и тем же правилам строгости, а нужно сообразоваться с степенью состояния и звания . Святый Арсений Великий сделался однажды болен; братия принесли его в больницу, и положили его на постланном одре и под голову положили мягкую подушку. Один инок, пришедший посетить его, соблазнился сим и сказал: отец Арсений на такой мягкой постели лежит? Пресвитер церковный узнал о сем, отозвал брата в сторону и спросил его наедине: когда ты был в мире, то чем ты был? Пастух был, отвечал тот, и во многих трудах и печалях провождал жизнь. А ныне как ты живешь в келлии своей? живу покойно; нужное имею, живу без печали. Тогда пресвитер сказал: а вот отец Арсений в мире был учителем детей царских; ему предстояли тысячи рабев, в светлых одеждах, постель его была многоценна, богатство его было бесчисленно. Для тебя монастырская жизнь – жизнь покоя, после пастушеской жизни, а отец Арсений после мирского изобилия здесь трудится и нищету терпит! Брат познал свой грех и сказал: «правда, отче, сознался он, я от труда на покой пришел, а отец Арсений от покоя на труд пришел. Внешность бывает обманчива Когда Господь отверг Саула, то повелел Самуилу на место его выбрать в цари одного из сыновей Иессея. Самуил пришел к Иеесею и велел ему привести своих сыновей. Увидавши Елиава, старшего сына Иессеева, Самуил подумал: верно этот помазанник, угодный Богу! но Господь открыл ему: «не смотри на вид его и на высоту роста его; Я не избрал его. Я не на то смотрю, на что, обыкновенно, люди смотрят: люди смотрят на лицо, а Господь смотрит на сердце». Потом Иессей представил еще шестерых сыновей, но Господь ни в одном из них не указал своего избрания в царя. Тогда Самуил спросил Иессея: нет ли еще у тебя сыновей? Есть еще самый меньший; пасет он овец. Самуил велел привести его. Это был Давид. При его появлении Господь сказал Самуилу: «вот это тот, кого я избрал: встань и помажь его». Самуил взял рог с елеем и помазал его на царство. По наружности не суди о человеке В древней церкви избрание епископа производилось двумя или более епископами при участии мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Арсений Иванов. О пришествии пророков Илии и Еноха мы с тобою опять, как и прежде, не сойдемся. У вас учат, что пророки придут чувственно, а мы с этим согласиться не можем. Я. Да ведь ты, сколько заметить можно, намерен же оставить вражду с Церковью в учении о чувственном приходе антихриста? Арсений Иванов. Об этом я пока ничего еще не говорил; твоя догадка может так и остаться догадкой. Что же касается продолжения беседы о пророках Илии и Енохе, то я откровенно сознаюсь в своем нежелании беседовать. Я. Почему же ты не желаешь? Арсений Иванов. Ты будешь говорить то же, что и прежде говорил, что пророки придут чувственно. А с этим я имею основание не согласиться. Я. Какое же ты имеешь основание к тому, чтобы отвергнуть учение Церкви о чувственном пришествии пророков Илии и Еноха на обличение антихриста и укрепление верных? Арсений Иванов. Да самое простое. Этого им и сделать по нынешним временам никак нельзя. От них прежде всего полиция потребует паспорт: кто они? Неужели думаешь ты, что наша полиция поверит, что они пророки? Ни-ни. Может, ты скажешь, что они явятся с подложным видом на жительство? Я. Я скажу только то, что ты говоришь о таком важном событии кощунственно. Но чего ожидать от беспоповца, пропитанного враждою ко всему, что несогласно с его горделивым мнением? Святые пророки – посланники Божии; явятся они в самый важный момент, переживаемый вселенною, а потом будут обладать такою силою свыше, что и если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят ( Откр.11:5–6 ). Что же может сотворить с таким чрезвычайным посланником Божиим слабая власть человеческая? Арсений Иванов. Я не то имею в виду. Святых пророков Илию и Еноха и Иоанна Богослова мы имеем на земле в Писании. Вы учите, что пророки сами явятся на проповедь , а мы уповаем на то, что закон естественный, Моисеев, и благодатный – Писанием – будут обличать антихриста и утверждать в вере христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Издание Братства святителя Василия, Епископа Рязанского Часть 1-я Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. ( 2Тим.4:3–5 ) Avt К читателям Достоинство и характер определений Стоглавого Собора относительно сложения перстов для крестного знамения и благословения (Из беседы с беспоповцами в деревне Велине Рязанской губернии) Беседа о перстосложении назначена была самими раскольниками. Защитником раскола выступил некто Арсений, мастер-красильщик фабрикантов Лебедевых, родом гусляк, из деревни Заполицы, Богородского уезда. Он прежде принадлежал к секте поповцев австрийского согласия, но потом перешел к беспоповцам-перекрещенцам. От роду Арсению было не более 35 лет; в браке не был; он трезв и постник, живет уединенно, что и дает ему особую цену в глазах темного раскола. По праздникам Арсений занимается списыванием цветников и выпискою из книг разных мест, служащих, по понятию его, к обличению Церкви Греко-российской и защите раскола. После моей речи к народу и разъяснения предмета бесед Арсений и я сели за стол. При мне сотрудников не было. Не видно было никого и на стороне Арсения. После обычных при таких случаях приветствий и благожеланий узреть свет истины – Свет Христов, я предложил Арсению сотворить на себе крестное знамение. Он перекрестился двуперстно; перекрестился и я, но троеперстно. Затем я спросил его: «Какая же у нас с тобой разница в знамении креста Христова? В изображении крестного знамени ты ничем не отличался от меня. Ты начал с чела своего, оттуда же и я; затем ты опустил руку свою на живот, так же и я; ты поднял руку на правое плечо, на правое – и я; с правого ты перенес на левое, так же точно и я; ты действовал десницею, десницею – и я. Как сам ты, Арсений, видишь, и как все окружающие видели, мы с тобой совершенно одинаково изобразили на себе крестное знамение. В чем же ты находишь разницу?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Для молитвы больше всего нужно сердце (версия для печати)/Православие.Ru Для молитвы больше всего нужно сердце Православие.Ru , 21 июля 2011 г. Архимандрит Арсений (Папачок) Перевела с румынского Зинаида Пейкова Вопросы задавал Архимандрит Иоанникий (Балан) 19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) – старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он был представителем золотой плеяды румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, – опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей. Предлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни. Архимандрит Арсений (Папачок) – Как можно стяжать дар смирения и слез на молитве? – Смирение не может прийти само по себе, без того, чтобы ты в духовном течении жизни не думал, что ничего не можешь сам без благодати Божией. Спаситель говорит: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5). 113-е правило Карфагенского Собора гласит: «Но если всё же кто-нибудь говорит, будто он что-нибудь может без Христа, да будет анафема» . Брат, неужели ты не знаешь, что если ты мнишь о себе и гордишься, то это от тебя отошла помощь Божия? Ибо сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6; 1 Пет. 5: 5). Подумай же о том, что без благодати Божией ты – прах и пепел. А если ты полагаешь, что вот, Господь терпел тебя до сих пор и так будет всегда, тогда с великим страхом поостерегись, ибо Бог долго терпит, но иногда и предваряет события!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Утром рано исповедовалась и причащалась, на исповеди о. Арсений сказал: “Горе Ваше огромно, ему нет измерения и сравнения, Вы – мать и жена погибших, но ни Вы, ни я не знаем волю Господа. Боль огромна, и я, иерей Арсений, понимаю это, но склоняюсь перед волей Божией. Только Он, да, да, только Ему открыты пути жизни человека. Отцы Церкви говорили, что Господь призывает к Себе человека в лучшие мгновения жизни. Молитесь об ушедших, читайте молитвы Пресвятой Богородице и помните две главнейшие заповеди Господни: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” ( Мф. 22:37-40 ). Войдя в столовую, посмотрите на лица сидящих. Многие из них несут в себе тяжесть большого горя, но они спокойны, ибо верят в Бога. Вечером за столом Вы сидели рядом с Георгием Алексеевичем, он перенес огромное горе. У него убили дочь и жену, предварительно надругавшись над ними, но посмотрите, как он это переносит, он в глубокой скорби, но весь в молитве”. Необычная была эта исповедь, так я никогда не исповедовалась. Начинала рассказывать, а он двумя–тремя заданными полувопросами приоткрывал самое затаенное, тщательно скрываемое от всех и даже от самой себя, что ранее старалась никогда не вспоминать, а сейчас говорила священнику. Да и не могла умолчать, видела и понимала, что о. Арсений знает, что лежит на дне моей совести, и если что недоговаривала, то ощущала неполноту раскаяния и возвращалась к упущенному. Многое, что наслоилось в отношениях с погибшим мужем Николаем и мамой, поняла по-другому, увидела свои ошибки и даже гибель сына и мужа стала воспринимать по-другому. Исповедь у о. Арсения словно сняла завесу, отделявшую мою душу от веры, многое пришлось переосмысливать, духовно переоценивать. Я была безгранично благодарна Лене за то, что она привезла меня к о. Арсению, это еще более укрепило нашу дружбу, появились новые интересы и темы для задушевных разговоров с Юрием и Леной.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/8

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010