Убийство священника Троицкой церкви поселка Калининский Макеевского благочиния Николая Борисова25 произошло при следующих обстоятельствах. Священник был арестован 7 января 1918 года, направлен в штаб Красной гвардии на станцию Ханженково, застрелен конвоирами во время пути без предъявления каких-либо обвинений. Затем тело положили на линейку, дополнительно нанеся штыковые раны, и пустили лошадь на произвол судьбы26. Священник церкви Рождества Богородицы хутора Петровского Милютинского благочиния Александр Иванов 10 мая 1918 года «убит красногвардейцем, без всякой причины, выстрелом в упор из винтовки, только за то, что поп»27. Священника села Железное Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Михаила Попова большевики заставляли служить панихиду по самому себе, а когда тот отказался, застрелили его28. Обстоятельствам убийства красными священников в Ростове-на-Дону — Константина Верецкого и Ивана Талантова — посвящено два отдельных дела29. Здесь содержатся обзоры материалов предварительных расследований судебного следователя Ростовского-на-Дону окружного суда по делам священников, показания свидетелей по делу И. Талантова — жены и двух сыновей священника 14-ти и 11-ти лет, причта храма, показания свидетелей по делу К. Верецкого — вдовы, отца и матери священника. В показаниях епископа Ростовского и Таганрогского Арсения (Смоленца) также имеется свидетельство об убийстве священника Верецкого30. Интересны воспоминания меньшевика, руководителя Донского комитета РСДРП Александра Локермана, опубликованные в 1918 ­году в ­Ростове-на-Дону под названием «74 дня советской власти. (Из истории диктатуры большевиков в Ростове-на-Дону)», описывающие бесчеловечную политику большевиков в Ростове-на-Дону после Октябрьской революции, ничем не оправданные убийства, в том числе священников Верецкого и Талантова31. Как только отряды красноармейцев вступили в Ростов, сразу же десяток красногвардейцев отправился в дом отца Константина. Ворвавшись прямо в столовую, где отец Константин обедал с семьей, красноармейцы приказали идти вместе с ними32. Отца Константина повели в сторону степи33. Дали залп в спину, с убитого сняли сапоги, сделали еще три контрольных выстрела и оставили лежать на улице. Расстреляли его на глазах у двух самых маленьких племянниц.

http://e-vestnik.ru/analytics/ubit_za_to...

Иосиф, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 12 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 Долгая и многострадальная жизнь Иосифа, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского 1 во многом является примером для нас. Это был очень скромный человек, доброй и отзывчивой души. От природы он был одарен поэтичностью и удивительной памятью. Он умел найти общий язык с любым по званию и возрасту собеседником. Владыка непременно обращал внимание на свою речь, подбирал удачные слова и выражения, отчего речь его становилась интересной, яркой, запоминающейся. Свидетельством тому могут служить его проповеди, письма, записи на книгах и так далее. Все это сохранило для нас некоторые черты его биографии. Не имея школьного образования, Владыка многое получил от архиепископа Арсения Смоленца (†6.XII.1937) 2 , под руководством которого послушник Ваня Чернов, начиная с иподиакона, со временем был возведен и в архиерейский сан. Духовный путь его начался в Белыническом монастыре в Белоруссии. Поступлению в монастырь предшествовал такой случай. В 1910 году в мае месяце в Могилевском соборе находились святые мощи преподобной Евфросинии Полоцкой, которые перевозили из Киева в Полоцк. Простояв почти всю ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложиться к мощам. На следующую ночь он видел во сне, как Преподобную уже выносили из собора, и в это время она встала и благословила юношу. По благословению Преподобной Ваня был принят в монастырь, еще не дойдя до него. Его догнал ехавший на фаэтоне настоятель монастыря архимандрит Арсений, который поинтересовался, куда идут мальчики. Выяснилось, что один идет в монастырь Богу молиться, слушаться и работать, а другой его провожает. Прочтя рекомендательное письмо директора гимназии Свирелина, отец архимандрит сказал: “Мальчик, ты уже принят в монастырь”. Вскоре молодой послушник вместе с отцом Арсением, ставшим епископом Пятигорским, едет на Кавказ. Здесь ему в 1911 г. настоятелем Второафонского монастыря была вручена икона Иверской Божией Матери, привезенная с Афона, с которой он потом никогда не расставался.

http://pravmir.ru/iosif-mitropolit-alma-...

Убийство священника Троицкой церкви поселка Калининский Макеевского благочиния Николая Борисова 25 произошло при следующих обстоятельствах. Священник был арестован 7 января 1918 года, направлен в штаб Красной гвардии на станцию Ханженково, застрелен конвоирами во время пути без предъявления каких-либо обвинений. Затем тело положили на линейку, дополнительно нанеся штыковые раны, и пустили лошадь на произвол судьбы 26 . Священник церкви Рождества Богородицы хутора Петровского Милютинского благочиния Александр Иванов 10 мая 1918 года «убит красногвардейцем, без всякой причины, выстрелом в упор из винтовки, только за то, что поп» 27 . Священника села Железное Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Михаила Попова большевики заставляли служить панихиду по самому себе, а когда тот отказался, застрелили его 28 . Обстоятельствам убийства красными священников в Ростове-на-Дону — Константина Верецкого и Ивана Талантова — посвящено два отдельных дела 29 . Здесь содержатся обзоры материалов предварительных расследований судебного следователя Ростовского-на-Дону окружного суда по делам священников, показания свидетелей по делу И. Талантова — жены и двух сыновей священника 14-ти и 11-ти лет, причта храма, показания свидетелей по делу К. Верецкого — вдовы, отца и матери священника. В показаниях епископа Ростовского и Таганрогского Арсения (Смоленца) также имеется свидетельство об убийстве священника Верецкого 30 . Интересны воспоминания меньшевика, руководителя Донского комитета РСДРП Александра Локермана, опубликованные в 1918 ­году в ­Ростове-на-Дону под названием «74 дня советской власти. (Из истории диктатуры большевиков в Ростове-на-Дону)», описывающие бесчеловечную политику большевиков в Ростове-на-Дону после Октябрьской революции, ничем не оправданные убийства, в том числе священников Верецкого и Талантова 31 . Как только отряды красноармейцев вступили в Ростов, сразу же десяток красногвардейцев отправился в дом отца Константина. Ворвавшись прямо в столовую, где отец Константин обедал с семьей, красноармейцы приказали идти вместе с ними 32 . Отца Константина повели в сторону степи 33 . Дали залп в спину, с убитого сняли сапоги, сделали еще три контрольных выстрела и оставили лежать на улице. Расстреляли его на глазах у двух самых маленьких племянниц.

http://pravoslavie.ru/117821.html

Из сметы средств на изъятие церковных ценностей оплачивалась " работа " обновленцев, финансировалось совещание " прогрессивного духовенства " в Москве. Из средств Донской комиссии были выделены средства и " на расходы по проведению процесса по делу епископа Арсения " – 20 тысяч деноминированных рублей . Необходимы были деньги и на " постановку " остальных процессов в области. Суды Как свидетельствуют описи изъятого по Донской области, у Церкви отбирались богослужебные сосуды, используемые при совершении Литургии, предметы, находящиеся на Престоле, как особые святыни. Стремясь предотвратить святотатство, духовенство Дона, как и других регионов страны, попросту скрывало такие предметы, зачастую раздавая их прихожанам или унося домой. В Покровской церкви Ростова прятали чашу и кресты, в сокрытии крестов обвинялось также духовенство города Азова. В суде эти факты были истолкованы как воровство. Начались процессы по делам о краже церковного имущества, превратившиеся в хорошо организованную и достаточно эффективную антирелигиозную пропаганду. Показательные процессы прошли в следующих районах: два – в Новочеркасске, два – в Ростове-на-Дону, один – Азове, один – в Морозовском округе, " процесс над 4 попами " - в Первом Донском округе. Кроме того, известно о целом ряде арестов, в том числе игуменьи Старочеркасского монастыря, священника Яковлева и старосты Одигитриевской церкви ст. Аксай. Донским ревтрибуналом были вынесены расстрельные приговоры. Один из них - по делу епископа Арсения (Смоленца) в Ростове-на-Дону. Однако, благодаря объявленной ВЦИК к годовщине Октябрьской революции амнистии, он был заменён десятилетним сроком заключения на Соловках. К высшей мере наказания были приговорены священники церкви Александра Невского в Новочеркаске: Евдоким Фирсов и Александр Мануйлов, диакон Виссарион Иванов. В Царицине 9 июня начался судебный процесс, итогом которого стал расстрельный приговор викарию Донской епархии епископу Нижне-Чирскому Николаю (Орлову). Суды явили собой образец беспощадной, циничной расправы над идеологическим противником в духе " заветов " Ильича из его письма в Политбюро от 19 марта 1922 г.: " Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий " .

http://e-vestnik.ru/science/donskoe_duho...

Жизнеописание Митрополита Иосифа Владыка Иосиф родился в 1893 году и при крещении был назван в честь великомученика Иоанна Нового († 1330–1340). Его детские годы прошли в Могилеве. Родители – Михаил и Евдокия, сестра – Анна; брат – Алексий. Мать скончалась, когда Ване было три года. Отец, «занимавший одну из низших военных должностей, вынужден был брать сына с собой в казармы, где среди солдат преимущественно и проходило детство мальчика» 1 . Со своими сверстниками он «играл» в богослужения. У него рано возникло желание уйти в монастырь. Поступлению в монастырь предшествовал знаменательный случай. В 1910 году в мае месяце в Могилевском соборе находились святые мощи преподобной Евфросинии Полоцкой († 23.05.1173 г.), которые переносили из Киева в Полоцк 2 . Простояв почти всю ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложиться к ее святым мощам. На следующую ночь он видел во сне, как преподобную уже выносили из собора, и в это время она приподнялась и благословила юношу. По благословению преподобной Ваня был принят в Белыничский монастырь под Могилевом, еще не дойдя до него. Их догнал ехавший на фаэтоне настоятель монастыря архимандрит Арсений (Смоленец; 1907–1910), который поинтересовался, куда идут мальчики. Выяснилось, что один идет в монастырь Богу молиться, слушаться и работать, а брат его провожает. Прочтя рекомендательное письмо директора гимназии Свирелина, отец архимандрит сказал: «Мальчик, ты уже принят в монастырь». Дойдя до монастыря, Ваня со слезами поклонился находящемуся в этой обители чудотворному образу Белыничской Богоматери 3 . Эта встреча на многие годы определила жизненный путь будущего Митрополита. На фотопортрете Архиепископа Арсения, хранившемся у Владыки, было написано его рукой: «(Судьба) Промысл подарил мне встречу на моем жизненном пути с этим человеком, которого жизнь была почти легенда, но – реальность». Не имея школьного образования, Владыка Иосиф многое получил от Архиепископа Арсения (Смоленца; † 6.12.1937 г.) 4 , под руководством которого послушник Ваня Чернов, начиная с послушника, со временем был возведен и в архиерейский сан. Владыка Арсений происходил из польской семьи и имел светское юридическое образование. В 1902 году он кончил Казанскую Духовную Академию, еще через год он инспектор Киевской Духовной Семинарии, через год – ректор Александровской Духовной Семинарии в Ардонске 5 , а с 1907 года – настоятель Белыничского монастыря 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

После кровавых столкновений в Старой Руссе Петроградский отдел ГПУ сообщил 18.04 на Лубянку о противодействии изъятию трех иерархов: митрополита Новгородского Арсения (Авксентия Георгиевича Стадницкого), епископа Старорусского и Демянского Димитрия (Сперовского?) и епископа Валдайского Иосифа (Невского). В ответ пришло требование скорейшей “разработки” их дел для предания суду Ревтрибунала (об агитации митрополита Арсения против изъятия говорилось и в сообщении Новгородского губотдела ГПУ от 28.03). Однако митрополит Арсений упоминается в последующих сводках как активно действующий на свободе. После сообщений об арестах духовенства в Новгородской губернии 25.04 констатируется: “Состоялось совещание КИЦЦ совместно с митрополитом Арсением, на котором достигнуто соглашение”. А 29.04 в сводке VI отделения удовлетворенность выражается в следующей примечательной формулировке: “ГПО произвело изъятие лиц, замеченных в агитации против изъятия [...] Митрополит Арсений под влиянием мер[,] принятых ГПО[,] обнародовал в газете воззвание к верующим с призывом не противодействовать изъятию. ГПО принимает все меры расслоению духовенства” (ЦА ФСБ, ф. 1, оп. 6, д. 497, л. 14, 94; д. 499, л. 2; ГАРФ, ф. А-353, оп. 6, д. 7, л. 110). Позднее митрополит Арсений был арестован по делу патриарха Тихона и сослан в Среднюю Азию. Особой остроты в первые же дни кампании по изъятию достиг конфликт с архиерейской властью в г. Ростове-на-Дону. О массовых беспорядках в этом городе 11 марта 1922 г., повлекших за собой расстрельный приговор, в доступных нам сводках не сообщается. Но в телеграммах от 25 и 26.03, попавших в сводку Информотдела 7 от 30.03, говорится о “контрреволюционной агитации” архиепископа Ростовского Арсения (Александра Смоленца) и о том, что еще “5/1П он предал анафеме всех посягающих на достояние церкви”. СО ГПУ в ответ на это известие предложило “не затягивать разработками дела подстрекателей и инициаторов выступлений”, арестовать “виновных церковников”, требуя для них в Ревтрибунале “самых суровых репрессий”. Губотдел ГПУ 24.04 сообщит: “Произведен арест священников-сподвижников архиепископа Арсения”. По другим источникам известно и об аресте самого владыки. Сводки конца апреля уже будут отмечать здесь “пассивное отношение” духовенства к изъятию ценностей при сохраняющемся “враждебном отношении” крестьян епархии (ЦА ФСБ, ф. 1, он. 6, д. 497, л. 14, 97; д. 499, л. 8, 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арсения (Смоленца) , а 12 сент. того же года - еп. Павла (Вильковского). ОГПУ использовало арест М., чтобы склонить его к участию в организации неканоничной автокефальной Белорусской Православной Церкви (БПЦ), однако М. от участия в этом категорически отказался. Автокефальная БПЦ была провозглашена в авг. 1927 г. в Минске викариями М. епископами Филаретом (Раменским) и Николаем (Шеметилло), к-рые ввели в автокефалистских церквах формулу поминовения за богослужением М. как «митрополита». В это время М. находился в Бутырской тюрьме. 17 сент. 1927 г. решением Коллегии ОГПУ он был освобожден под подписку о невыезде. Проживал на покое в Москве. 5 апр. 1928 г. возведен митр. Сергием в сан архиепископа. В сент. того же года назначен управляющим Енисейской и Красноярской епархией. Пребывал в Красноярске, где паства вначале приняла его отчужденно, но затем стала относиться к архиерею с теплотой. 2 апр. 1931 г. М. был вызван для участия в сессии Временного Патриаршего Священного Синода. 11 мая того же года прибыл в Москву. Вскоре скончался от сердечного приступа в Покровском храме на Н. Красносельской ул., где он должен был сослужить заместителю патриаршего местоблюстителя при совершении епископской хиротонии. 20 мая митр. Сергий возглавил отпевание М. в сослужении 18 архиереев. Был похоронен на Семёновском кладбище Москвы. После закрытия Семёновского кладбища в 30-х гг. ХХ в. могила была перенесена на московское Преображенское кладбище Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 323-330; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в ист., гос. и церк. жизни. Мн., 1990р. С. 259-262; Процька Т. С. Nakymhik за веру i Мн., 1996; она же. Без веры мы - никто: Жизнь и смерть митр. Минского и Белорусского Мелхиседека. Мн. 2012; она же. Невядомыя cmapohki жыцця Meлxiceдэka (Паеускага), мimp. Mihckara i Белорусскага//Праваслауе. 2013. 19. С. 55-65; Кривонос Ф., прот. У Бога мертвых нет: Неизв. страницы из истории Минской епархии (1917-1939). Мн., 2007; он же. Человек глубокой веры: Жизнь и архипастырское служение Преосв.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

ординарным профессором. Одновременно с преподаванием юридических дисциплин П.В. Верховский читал курс истории Русской церкви Синодального периода студентам филологического факультета Варшавского университета с. III]. После эвакуации в 1915 г. Варшавского университета в г. Ростов-на-Дону, с 1916 г. П.В. Верховский, помимо преподавания юридических дисциплин, получил курс по всеобщей истории Церкви, который читал студентам 3-го – 4-го курсов исторического отделения университета л. 140 об.] К этому времени относится встреча П.В. Верховского с товарищем обер-прокурора Св. Синода князем Н.П. Жеваховым, который писал: «Предо мною предстал маленький, невзрачный человек с нервными движениями и характерным выражением глаз. Я почти безошибочно определял по этому выражению людей «ищущих», но ничего не нашедших» с. 361]. Слова князя оказались пророческими. В Ростове-на-Дону происходит становление П.В. Верховского как общественного и церковного деятеля. Вероятнее всего, на это повлияли близкие отношения с епископом Приазовским и Таганрогским Арсением (Смоленцом), хотя введенные в научный оборот источники это никак не отражают. Доказательством дружбы с епископом служит тот факт, что 1 октября 1918 г. при крещении в церкви св. блгв. князя Александра Невского Ростова-на-Дону дочери П.В. Верховского Ирины епископ Приазовский и Таганрогский Арсений не только совершил таинство Крещения в сослужении с известнейшими ростовскими протоиереями А. Лиховицким и И. Цариненко, но и выступил в качестве восприемника л. 25 об. – 26], хотя, в соответствии с Номоканоном при Большом Требнике, таковым быть не мог с. 132]. После революционных событий 1917 г. профессор русского права П.В. Верховский активно включился в церковную жизнь Приазовской и Таганрогской епархии. С 1918 г. он начинает преподавать Закон Божий в Ростовском коммерческом училище. 21–23 марта 1917 г. П.В. Верховский участвовал в работе Екатеринославского епархиального собрания представителей клира и мирян Православной церкви в качестве секретаря собрания л.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

А.В. Шадрина Профессор Варшавского (Донского) университета П.В. Верховский: неизвестные страницы биографии и творческое наследие Источник Статья посвящена личности профессора Варшавского (Донского) университета Павла Владимировича Верховского, с 1920 г. протоиерея Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Будучи ученым-правоведом, с 1913 г. – ординарным профессором Варшавского университета, он внес значительный вклад в изучение истории русского церковного права. Становление П.В. Верховского как общественного и церковного деятеля происходило в г. Ростове-на-Дону, что во многом было обусловлено дружескими отношениями с епископом Приазовским и Таганрогским Арсением (Смоленцом). После революционных событий 1917 г. П.В. Верховский активно включился в церковную жизнь Приазовской и Таганрогской епархии: в 1917 г. он участвовал в работе Екатеринославского епархиального собрания представителей клира и мирян; в 1919 г. – в работе Юго-Восточного русского церковного собора в Ставрополе, на котором сыграл определяющую роль в учреждении Ростовской и Таганрогской епархии. 21 сентября 1920 г. профессор П.В. Верховский, следуя своей юношеской мечте, стал священником. Принятие священного сана поставило перед профессором-протоиереем вопрос о дальнейшей преподавательской деятельности в университете, поскольку это было запрещено законами советской власти. Как юрист-правовед П.В. Верховский привлекался представителями власти в качестве консультанта, а также к работе Комиссии по отделению церкви от государства и школы от церкви, что позволило ему оказать заметное влияние на церковную политику и на процесс формирования церковно-государственных отношений в 1920–1921 гг. В статье впервые проанализировано творческое наследие ученого-протоиерея, посвященное решению проблем истории русского церковного права и истории Русской церкви, в которых он добился выдающихся успехов. В современной исторической науке одним из приоритетных направлений является биографика. Особое внимание в развитии этой междисциплинарной области научных исследований уделяется личности второго плана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

В 1-й пол. 1927 г. при поддержке ОГПУ обновленцы активизировали свою деятельность, в 1925-1935 гг. их центром являлся Минск (раньше - Могилёв), где жил обновленческий «митрополит» Даниил Громовенко. После выхода в свет «Декларации» 1927 г. Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Сергия (Страгородского) духовенство Минской епархии 9-10 авг. 1927 г. провело епархиальный съезд под председательством еп. Филарета (Раменского), на к-ром заявило о провозглашении автокефалии Белорусской Православной Церкви. Однако эта инициатива не встретила поддержки в Полоцкой и Могилёвской епархиях, т. о., в 1927-1935 гг. в Минской епархии одновременно существовали 2 правосл. иерархии: одна была представлена епископами-автокефалистами Филаретом (Раменским) и Николаем (Шеметилло), др., подчинявшаяся митр. Сергию (Страгородскому), была представлена еп. Арсением (Смоленцем ; 1927), еп. Павлом (Вильковским; 1927-1930), архиеп. Феофаном (Семеняко; 1931-1935). К маю 1929 г. в Вост. Б. действовало 1123 храма, из них 424 (преимущественно в Полоцкой и Могилёвской епархиях) пребывали в каноническом подчинении митр. Сергию (Страгородскому), 386 церквей (прежде всего в Минской епархии) подчинялись епископам-автокефалистам, и 313 принадлежали обновленцам. В 1935 г. в результате тайных переговоров, состоявшихся между Филаретом (Раменским) и Могилёвским архиеп. Павлином (Крошечкиным), автокефалия, провозглашенная в 1927 г., была упразднена. Еп. Арсений (Смоленец). Фотография. 10-е гг. XX в. Еп. Арсений (Смоленец). Фотография. 10-е гг. XX в. С весны 1929 г. в Вост. Б. широчайший размах приобрела антирелиг. пропаганда. В том году был создан Белорусский антирелигиозный ун-т, 9 июня в Минске прошел 1-й Всебелорус. съезд безбожников. Начались массовые аресты духовенства и мирян, сопровождавшиеся закрытием храмов. К нач. 1932 г. в Вост. Б. существовало ок. 500 церквей (включая обновленческие). Весной 1932 г. власти арестовали архиеп. Полоцкого и Витебского Николая (Покровского), вместе с ним пострадала большая часть духовенства Полоцкой епархии.

http://pravenc.ru/text/77856.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010