Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мц. Евгения Доможирова. Фотография. 30-е гг. XX в. Петровна Доможирова (1871, Рига - 18.01.1933, Семипалатинск (?), Казахстан), мц. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Из семьи генерала рус. армии. Окончила Варшавский ин-т благородных девиц и одновременно школу Красного Креста. В 1896 г. поступила на работу в военный госпиталь в Варшаве, через неск. месяцев перешла в больницу при Александро-Мариинском жен. ин-те, где была сначала сестрой милосердия, потом зав. больницей. В 1907 г. переехала в Москву, работала сестрой милосердия в лазарете при Ин-те московского дворянства для девиц благородного звания. Не вышла замуж, посвятив жизнь служению Богу и людям. В 1912 г. по болезни оставила работу, но с началом в 1914 г. первой мировой войны, несмотря на слабое здоровье, поступила сестрой милосердия в военный госпиталь в Полоцке. С 1917 г. проживала в Твери (в 1931-1990 Калинин), помогала городскому духовенству. Была хорошо знакома с тверскими священниками, к-рые в кон. 20-х - нач. 30-х гг. собирались для обсуждения вопросов составления обращений против закрытия храмов, организации помощи семьям арестованных священнослужителей. По благословению Крымского архиеп. Арсения (Смоленца) собирала сведения о закрытии храмов, об арестах среди духовенства, об увеличении налогов на священнослужителей. В ночь на 15 марта 1932 г. Е. арестовали в Калинине в числе 11 священников и мирян. На допросах не отрицала своего знакомства с др. обвиняемыми, но отказалась признать их и свою деятельность «антисоветской». 9 июля приговорена Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. к 3 годам ссылки в Казахстан. Была отправлена к месту заключения тюремным этапом. Скончалась в семипалатинской (по др. данным, в алма-атинской) пересыльной тюрьме. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Д. 25784-С. Лит.: ЖНИР. Янв. С. 52-54.

http://pravenc.ru/text/187023.html

«Изв.Казан.епарх.» 1892, 22, стр.650–654. Христианский взгляд на бедствия и несчастия жизни. Казань, 1891· Возможен ли истинно-христианский прогресс вне церкви. Казань, 1893, НЭС, m.II, cmp.II. Слово в Неделю Православия о прогрессе веры. «Изв.Казан.епарх.» 1893, 4, стр.147–154. Слово, сказанное 19 окт.1899 г. Нравственные условия материального благосостояния людей. «Изв.Казан.епарх.» 1899. 23, стр.1029–1033. Сила пастырского влияния. «Прав.Собес.» 1900, дек., стр.596–598. Мысли и думы о прощании с XIX веком. Поучение, сказанное 31 декабря 1900 г. за литургией в Спасском монастыре. «Прав.Собес.» 1901, январь, cmp.I. Увещание по поводу бывших студенческих волнений и беспорядков. «Прав.Собес.» 1901, май, стр.623–629· Приветствие студентам по случаю начала нового учебного года. «Прав.Собес.» 1901, октябрь, стр.582–585· Речь, сказанная 8 января 1902 г. дворянам Казанской губернии перед дворянскими выборами. «Прав.Собес.» 1902, февраль, стр. 236–240. Задачи питомцев духовной школы. Из поучения, сказанного 27 января 1902 г. в церкви Казанской духовной семинарии. «Изв.Казан.епарх.» 1902, 4, стр.149–153. Поучение на день Рождество Господа нашего Иисуса Христа. «Изв.Казан.епарх.» 1902, I, стр.4–9· Речь при пострижении в монашество Арсения Смоленца. «Прав.Собес.» 1902, апрель, стр.602. Речь при прощании с почившим профессором Волковым. «Прав.Собес.» 1902, май, стр.728–729· Поучение, сказанное в кафедральном соборе по случаю сбора пожертвований на казанских погорельцев 16 июня 1902 года. «Изв.Казан.епарх.» 1902, 13, стр.587–589· Крещение черемис-язычников в селе Мушерни Казанской епарх. «Изв.Казан.епарх.» 1902, 16, стр.726–733. Речь, сказанная перед собранием народных учителей и учитель­ниц Казанского и Царево-Кокшайского уездов 29 авг.1902 г. «Изв.Казан.епарх.» 1902, 18, стр.808–811. Поучение, сказанное 15 cehm.I1902 г. в 4–х классном городском училище перед началом занятий в мужской воскресной школе. «Изв.Казан.епарх.» 1902, 19, стр.852–853. Надгробная речь при отпевании Петра Михайловича Украинского. «Изв.Казан.епарх.» 1903, I, стр.25–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Христианский взгляд на бедствия и несчастия жизни. Казань, 1891. Возможен ли истинно-христианский прогресс вне церкви. Казань, 1893, НЭС, т. II, с. 11. Слово в Неделю Православия о прогрессе веры. «Изв. Казан. епарх.» 1893, 4, с. 147–154. Слово, сказанное 19 октября 1899 г. Нравственные условия материального благосостояния людей. «Изв. Казан. епарх.» 1899, 23, с. 1029–1033. Сила пастырского влияния. «Православный собеседник» 1900, декабрь, с. 596–598. Мысли и думы о прощании с XIX веком. Поучение, сказанное 31 декабря 1900 г. за литургией в Спасском монастыре. «Прав. Собес.» 1901, январь, с. 1. Увещание по поводу бывших студенческих волнений и беспорядков. «Прав. Собес.» 1901, май, с. 623–629. Приветствие студентам по случаю начала нового учебного года. «Прав. Собес.» 1901, октябрь, с. 582–585. Речь, сказанная 8 января 1902 г. дворянам Казанской губернии перед дворянскими выборами. «Прав. Собес.» 1902, февраль, с. 236–240. Задачи питомцев духовной школы. Из поучения, сказанного 27 января 1902 г. в церкви Казанской духовной семинарии. «Изв. Казан. епарх.» 1902, 4, с. 149–153 (Казань, 1902). Поучение на день Рождество Господа нашего Иисуса Христа. «Изв. Казан. епарх.» 1902, 1, с. 4–9. Речь при пострижении в монашество Арсения Смоленца. «Прав. Собес.» 1902, апрель, с. 602. Речь при прощании с почившим профессором Волковым. «Прав. Собес.» 1902, май, с. 728–729. Поучение, сказанное в кафедральном соборе по случаю сбора пожертвований на казанских погорельцев 16 июня 1902 г. «Изв. Казан. епарх.» 1902, 13, с. 587–589. Крещение черемис-язычников в селе Мушерни Казанской епарх. «Изв. Казан. епарх.» 1902, 16, с. 726–733. Речь, сказанная перед собранием народных учителей и учительниц Казанского и Царево-Кокшайского уездов 29 августа 1902 г. «Изв. Казан. епарх.» 1902, 18, с. 808–811. Поучение, сказанное 15 сентября 1902 г. в 4-х классном городском училище перед началом занятий в мужской воскресной школе. «Изв. Казан. епарх.» 1902, 19, с. 852–853. Надгробная речь при отпевании Петра Михайловича Украинского. «Изв. Казан. епарх.» 1903, 1, с. 25–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

26 марта о. Алексея вызвали из камеры на допрос. Следователь задавал свои вопросы так, чтобы ответы священника совпадали с заранее составленным обвинением в создании контрреволюционной организации и деятельности ее против советской власти. Отец Алексей в своих ответах старался держаться строго церковного русла. Он говорил: " Проповедей антисоветского характера я не произносил. По вопросу об интервью митрополита Сергия помню, что также в кругу Куприянова, Владимирского был разговор о том, что это интервью не соответствует действительности и что оно дано под нажимом со стороны власти. С епископом Арсением Смоленцом я знаком, так как он раньше служил в Твери, последний раз я виделся с ним в его приезд сюда в прошлом году; он заходил ко мне, делился впечатлениями о церковной жизни и передавал, что члены Синода и вообще духовенство, в частности он, живут под постоянным страхом ареста, что жизнь тяжелая вследствие налогов, что не знаешь судьбу завтрашнего дня " . 14 апреля следователь снова вызвал на допрос о. Алексея и снова и снова спрашивал, стараясь в чем-нибудь уловить его. Отец Алексей отвечал: " Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю, так как не считаю, что бывшие у нас коллективные собеседования носили политический характер. Эти беседы больше трактовали положение Церкви и тяжелые условия церковнослужителей. Проповеди я говорил, но антисоветских выпадов я в них не допускал " . 9 июля 1932 года Тройка ОГПУ приговорила священников Алексея Бенеманского, Василия Куприянова, Квинтилиана Вершинского, Василия Владимирского, иеродиакона Парфения Березовского и мирян Александра Болотова, Марию Мацневу, Марию Троицкую и Евгению Доможирову к высылке в Казахстан на три года . Хотя все они были приговорены к ссылке и должны были жить в Казахстане как административно-ссыльные, то есть вне тюремных стен и не за колючей проволокой, однако, в приговоре Тройки оговаривалось специально, что высланные должны следовать на место ссылки этапным порядком, то есть проходя через все тюрьмы России южного направления. Это было своего рода особое наказание, иногда такое путешествие по этапу было тяжелее заключения, и не все переживали его. 18 января 1933 года, в канун праздника Богоявления, в Алма-Атинской тюрьме скончалась Евгения Доможирова .

http://fond.ru/kalendar/1315/aleksiy/

Вся его деятельность на территории, занятой белыми, - это организация всенародного покаяния Я думаю, что сделал он его еще и потому, что был свидетелем событий с самого начала революции, даже не Октябрьского переворота, как его называли в традициях того времени, а Февральской, так называемой бескровной революции, когда он был ректором Тверской духовной семинарии в сане архимандрита. Владыка Вениамин был свидетелем убийства Николая Георгиевича фон Бюнтинга. Это был губернатор Тверской губернии. Государственный человек, который отказался признать какие-то органы в Твери, которые, в свою очередь, признали Временное правительство. И понимая, что он обречен на смерть, по телефону исповедался викарному владыке Арсению (Смоленцу). У владыки Вениамина было чувство вины. Потому что никто из духовных лиц за этого человека не заступился. Совершенно беззащитный, немолодой человек был убит. Потом над телом его глумились, чему был свидетель владыка Вениамин. И он пишет, что представители благостного Евангелия экзамен не выдержали . Вот какой он выводит урок. И в дальнейшем своей работой, пастырским окормлением русской армии барона Врангеля он попытается подвести духовную основу под Белое движение. Вообще вся его деятельность на территории, занятой белыми, - это организация всенародного покаяния, это призыв к молитве. Но, к сожалению, увы, он не всегда слышал ответы на свои призывы. Далеко не всегда. - Владыка Вениамин пишет и о своем отношении к простому народу. Народ тянулся к владыке. Почему народ его так любил, не боясь, просил в Крыму выступить посредником в переговорах с Врангелем? - Причина в полном отсутствии какого-то высокомерия у владыки Вениамина. Он был выходцем, условно говоря, из социальных низов. Семья жила нелегко. Отец и мать поднимали детей на ноги. Это были те люди, которые учились на медные деньги, как тогда говорили. И владыка Вениамин этого не забыл. Хотя по социальной лестнице достаточно высоко поднялся. Был архимандритом перед революцией. Были ордена государственные, которыми награждали духовных лиц и светских чиновников. То есть он делал карьеру. Но, видимо, было в нем что-то, что влекло к нему людей. И я думаю, что, прежде всего, его вера. Такая же простая вера, как и у этих людей. Простая вера и соответствие его жизни тому, что он декларировал.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

14. Смоленцев А.И. Мир Бога в х удожественном мире произведения И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»./А.И. Смоленцев//И.А. Бунин и XXI век : Материалы Международной научной конференции. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. – С.61-78. 15. Смоленцев А.И.  «Знание Бога» (Благодать) и «знание о Боге» (закон) как критерий понимания при изучении объектов гуманитарного исследования. Материалы к постановке проблемы (на примере изучения творчества И.А. Бунина)» /А.И. Смоленцев//Православие и русская культура: прошлое и современность : Материалы V Международной научно-практической конференции (Тобольск, 19-21 мая 2011 г.). – Тобольск : Славянский печатный дом, 2011. – С.212-216. 16. Смоленцев А.И. Рецензия на книгу: О. А. Бердниковой «Так сладок сердцу Божий мир». – Воронеж, 2009./А.И. Смоленцев//Научный центр «Бунинская Россия». Итоги деятельности в 2010 году : Бюллетень 1. – Елец, 2011. – С.27-32. 17. Смоленцев А.И. «Интерпретация смыслов»: об одной Воронежской аллюзии в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»/А.И. Смоленцев//Материалы Всероссийской научной конференции «Воронежский текст» русской культуры. – Воронеж, 2012. – С.133-139. 18. Смоленцев А.И. Рассказ И.А. Бунина «Чаша жизни»: другие «щепочки» и «поэтическая суть вещей»//Материалы Творческой мастерской «Метафизика И.А.Бунина: рассказ «Чаша жизни» в контексте творчества писателя 1909–1914 годов»/«Воронежский текст» русской культуры: Провинциальность как эстетический код литературы ХХ века. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013. публикации в литературно-художественных изданиях 19. Смоленцев А.И. «Небесная составляющая русской литературы». Несколько слов к вопросу о «бессюжетности». Из работы «Иван Бунин. Гармония страдания»  /А.И. Смоленцев// Литературный альманах «Русское эхо». – Самара, 1999. – 5. – С.49–57. 20. Смоленцев А.И. «Божественный зов» (Религиозные аспекты символизма в поэзии И. А. Бунина)/А.И. Смоленцев//«Воскресная школа». – М., 1999. – 45 (117). – С.10-11. 21. Смоленцев А.И. «Высшая мера мечты» («Алые паруса» А. Грина в свете христианства). «К единству». 9. М. 2000. С.26-29.

http://bogoslov.ru/person/4030613

22. Смоленцев А.И. «Перечитывая «Жизнь Арсеньева»/А.И. Смоленцев//  «Час России». – М., 2001. – 1. – С.105-110. 23. Смоленцев А.И. «И Свет во тьме светит…» (о новой повести Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»)/«Подъем». Воронеж, 12, 2004. С. 152-185. 24. Смоленцев А.И. «До четырнадцатой строки (поэзия Е.Чепурных и настоящее русского творческого слова)» эссе/журнал «Русское эхо», Самара, 2, 2013. интернет-публикации 25. Смоленцев А.И. Спор «Толстой и Православие» в Православных координатах//Русский переплет. Искания и размышления, 05. IX. 2006/режим доступа: 26. Смоленцев А. Грин. Логика судьбы/режим доступа: 27. Смоленцев А.И. И.А. Бунин – рассказ «Чаша жизни» в контексте нашей эпохи/Портал Богослов/Режим доступа:   http://www.bogoslov.ru/text/4030604.html Во второй части публикации вниманию читателей предложен опыт рассуждения над поэтическим текстом на примере стихотворения «Господь Скорбящий». Это текст предстает первым в ряду знаковых стихов, написанных И.Буниным в 1914 году. В настоящей работе внимание Алексея Смоленцева сосредоточено на одном из художественных сегментов поэтического наследия И.А. Бунина – «Стихах Бунина 1914 года». Автор обозначает ряд признаков, характеризующих целостность объекта, расширяет представление о литературных источниках, предшествующих созданию объекта, и уточняет их. Также в статье обозначены некоторые научные проблемы, возможные к осмыслению при дальнейшем исследовании объекта. К публикации предложен сокращенный вариант исследования. Алексей Иванович Смоленцев, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, в данной публикации вновь обращается к потаенным смыслам творчества И.А. Бунина, раскрытие которых, по мысли автора, имеет не только большое значение с точки зрения литературоведения и истории русской литературы, но и является актуальным для современного россиянина. В основе авторского замысла – осмысление основ бытия человека и общества в творчестве Бунина через утверждение уклада личной и общественной жизни согласно православным духовно-нравственным ориентирам.

http://bogoslov.ru/person/4030613

Стихи, проза, публицистические статьи и литературоведческие исследования опубликованы в центральных и региональных, литературно-художественных и научных изданиях (сборниках вузов гг. Москвы, Воронежа, Ельца, Кирова, Самары, Тамбова, Тобольска) , в альманахах «День поэзии» (М., 2000, 2007; СПб., 2007), «Проза» (М.2001); журналах  - «Час России», «К единству», «Наш современник»; газетах – «Воскресная школа», «Литературная Россия», «День литературы», включены в антологии «Молитвы русских поэтов» (М., Т.2, 2013), «Поэзию любят красивые люди» (СПб., 2012), «Душа хранит» (к 70-летию Н.М. Рубцова), «Вятская поэзия XX века» и « Вятский рассказ XX века» и др.; член Союза писателей России (1997), кандидат филологических наук (2012). Библиография работ автора: Автор книг:    «Иван Бунин. Гармония страдания» (литературно-художественное исследование; Самара, 2001), «Пересеченная местность» (рассказы; Киров, 2002), «Береженый хлеб» (книга стихов в коллективном сборнике; Киров 2003). 1. Смоленцев А.И.  Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: «контексты понимания» и символика образов : дис. … канд. филол. наук/А. И. Смоленцев ; Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж, 2012. – 223 с. 2. Смоленцев А. И.  Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: «контексты понимания» и символика образов : автореф. дис. … канд. филол. наук/А. И. Смоленцев ; «НАУКА-ЮНИПРЕСС» – Воронеж, 2012. – 24 с. монография 3. Смоленцев Алексей Иван Бунин. Гармония страдания : лит.-худож. исследование : «Жизнь Арсеньева». Художественный мир. Пафос. Жанр – автобиография лирического героя. Инстинкт истины. Творческий космос/А. И. Смоленцев ; предисл. Н. Переяслова, послесл. протоиерея Евгения Шестуна. – Самара : Самар. отд-ние Лит. фонда России, 2001. - 96с. - ISBN 5-8530-467-X. научные статьи в изданиях, рецензируемых ВАК РФ 4.  Смоленцев А.И.  Замысел «Воскресить чей-то далекий юный образ...» (стихотворение И. А. Бунина «1885 год» и роман «Жизнь Арсеньева»)/А.И. Смоленцев//  Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН» . – Самара, 2012. – т. 14, 3 (2). – С.776-783.

http://bogoslov.ru/person/4030613

Окружность его была до семи верст. По стенам крепости его стояло 88 башен, каждая в длину до девяти сажень. Стены же из громадных квадратных природных камней. Местоположение Смоленска было очень выгодно для обороны. Он стоял на холмах, перерезанных оврагами. На другом берегу протекающего тут Днепра был посад, обнесенный деревянною стеною, называвшийся «Деревянным городом». При приближении польского войска смоленцы зажгли «Деревянный город», а сами ушли в «Каменный город». Поляки повторяли предложения сдаться несколько раз. Был послан монах, но тот не вернулся. Пришел какой-то русский с убеждениями о сдаче, но его смоленцы повесили за то, что он, будучи русским, принял на себя такое поручение. Пострелявши несколько дней напрасно, поляки отправили посланца собственно к смоленским купцам. Те приняли его ласково, но приказали говорить и слушать не иначе, как глядя в землю, чтобы он не мог рассмотреть крепость. С первых же дней осада Смоленска шла неудачно. Осажденные держали себя смело. Так, однажды шестеро смельчаков, переехав из крепости через Днепр на лодке к неприятельским шанцам среди белого дня захватили знамя и вернулись благополучно. 12 октября король приказал идти на приступ. Разбив ворота петардой часть войска ворвалась в город, но не получив подкрепления была вытеснена осажденными. Не удавались также и подкопы. XI. Недовольство тушинцев действиями Сигизмунда и переговоры с ним. Затруднительное положение второго самозванца. Переговоры тушинских послов с Сигизмундом Приход Сигизмунда под Смоленск произвел в тушинском стане волнение. В походе короля тушинцы усматривали, что он сам домогается московской короны, и признает тушинского царька обманщиком, и не уважает прав и видов поляков, помогавших Димитрию. Гетман Рожинский был первый против короля. В Тушине он был полновластным хозяином, а в войске короля он не мог иметь такого значения. Рожинскому нетрудно было уговорить товарищей не отступать от цели, столь уже близкой к осуществлению. Они обязались друг перед другом не покидать Димитрия, пока он не достигнет престола, не переходить в другое войско, хотя бы и королевское, под смертною казнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– (Жизнь замечат. людей: сер. биогр.; вып. 906). 2. Бахтин, М. М. Бахтин  М.М. Собрание сочинений: В  7 т ./М. М. Бахтин - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 1996-2012. 3. Белинский, В. Г. Собрание сочинений: в 3 т./В. Г. Белинский. – М.: ОГИЗ, 1948.  4. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета: канон. с парал. местами. – М.: Библ. лига, 1999. – с. 5. Бунин, И. А. Окаянные дни/И. А. Бунин; сост. А. В. Кочетов. – М.: Современник, 1991. – 255 с. 6. Бунин, И. А. Собрание сочинений: в 9 т.  /И. А. Бунин; под общ. ред. А. С. Мясникова [и др.]. – М.: Художеств. лит., – 1965-1967. Далее ссылки на это издание приводятся с указанием тома и страницы в круглых скобках. 7. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса/Б. П. Вышеславцев. – М.: Республика, 1994. – 368 с. 8. Гей, Н.К. В. Г. Белинский и русская литература//Вступит. статья к собр. соч. в 9-ти томах. Т. 1. М., 1976. Режим доступа: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_1280.shtml . 9. Гиль Рене. Режим доступа: . 10. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т./В. И. Даль. – М.: Прогресс: Универс, 1994. – Т.1. 11. Долгополов, Л. На рубеже веков/Л. К. Долгополов. – Л.: Совет. писатель. Ленингр. отд-ние, 1977. – 364 с. 12. Зайцев, К. И. А. Бунин: жизнь и творчество/К. И. Зайцев. – Берлин: Парабола, 1934. – 267 с. 13. Иван Бунин: в 2 кн. – М.: Наука, 1973. – кн. 1 – (Литературное наследство). 14. Ленин, В. И. Лев Толстой, как зеркало русской революции». Режим доступа:   15. Лермонтов, М. Ю. Режим доступа:   16. Литературная энциклопедия терминов и понятий/Рос. акад. наук. Ин-т науч. информ. по обществ. наукам; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – М., 2001. – 1600 стб. 17. Пушкин, А. С. О сколько нам открытий чудных (Пушкин). Режим доступа: http://ru.wikisource.org/wiki/   18. Смоленцев, А. И. «Интерпретация смыслов»: об одной Воронежской аллюзии в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»/А.И. Смоленцев//Материалы Всероссийской научной конференции «Воронежский текст» русской культуры.

http://bogoslov.ru/article/4030604

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010