Митрополит Иосиф (Чернов)      Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов; 1893–1975) — выдающийся святитель Русской Православной Церкви, по жизни которого можно изучать историю XX века. Подвижник и аскет, исповедник веры, прошедший лагеря, блестящий проповедник и прозорливый старец. Великая сила любви, исходящая от владыки, еще при его жизни привлекала к нему множество людей всех возрастов и профессий. Митрополит Иосиф (в миру — Иван Михайлович Чернов) родился 2 июня 1893 года в Белоруссии, в Могилеве. С 1912 по 1917 год иподиакон Иван Чернов проживал в Тверском Успенском Отрочем монастыре. В феврале 1918 года он был пострижен в мантию с именем Иосиф в честь святого праотца Иосифа Прекрасного. Несколько дней спустя отец Иосиф был рукоположен во иеродиакона, в 1920 году — во иеромонаха, а в 1924 году возведен в сан игумена. Игумен Иосиф служил в Никольском соборе Таганрога. Ему приходилось вести борьбу против обновленцев, которые захватили все городские храмы, кроме Никольского собора. В результате обновленческие храмы опустели, Никольский же собор не мог вместить всех молящихся. Это и стало причиной ареста отца Иосифа органами ГПУ в 1925 году. В 1932 году в Ростове архимандрит Иосиф был хиротонисан во епископа Таганрогского. 3 февраля 1933 года он был назначен временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Владыка Иосиф был тогда единственным православным епископом в Ростовской области, удерживающим свою паству от обновленческого соблазна. В 1935 году епископ Иосиф был осужден на пять лет лагерей «за антисоветскую агитацию и связь с архиепископом Арсением (Смоленцом)», который явился в Таганрог после отбытия им ссылки. Для отбытия срока наказания владыка был направлен в Ухто-Ижемские лагеря Коми АССР. Владыка Иосиф рассказывал, как они встречали Пасху в лагере. Каким-то чудом прихожане смогли передать им в заключение хлеб, вино, пасхальное яичко. Вместо престола они положили одного старенького архиерея, чтобы служить литургию на его мощах — ведь все они на тот момент были исповедниками. Разумеется, на тот момент он был жив, но когда служба закончилась, архиерей оказался мертв. Эту историю владыка рискнул даже рассказать во время проповеди с амвона, хотя в советское время это было небезопасно.

http://pravoslavie.ru/94941.html

Иоанн (Шаховской Дмитрий Алексеевич, 23.08.1902–30.05.1989), архиепископ Сан-Францисский, князь. Родился в Москве в аристократической семье. Учился в Императорском Александровском лицее. В 1920 году покинул Россию. Монашеский постриг получил на Афоне в 1926 году, а в 1927м был рукоположен в городе Белая Церковь в Югославии. Один из организаторов православного прихода храма Христа Спасителя в городе Аньер близ Парижа. Тринадцать лет служил настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине. Во время войны вел миссионерскую работу среди русских военнопленных. В 1946 году переехал в США. Посвящен в епископа Бруклинского Американской митрополии, епископа, а затем архиепископа Сан-Францисского. Автор многих литературных и богословских трудов, бесед, проповедей, которые переведены на разные языки. Скончался в городе Санта-Барбара в Калифорнии, похоронен на местном сербском кладбище. Иосиф (Чернов Иван Михайлович, 15.06.1893–04.09.1975), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. В 1918 году пострижен в монашество епископом Арсением (Смоленцем). С 1919 года – иеродиакон, с 1920 года – иеромонах. В 1925 году арестован и приговорен у двум годам лишения свободы. 27 ноября 1932 года был хиротонисан во епископа Таганрогского, викария Ростовской епархии. В 1935 году арестован во второй раз и приговорен к пяти годам лишения свободы. Во время Великой Отечественной войны, когда Таганрог был оккупирован немецкими войсками, возобновил открытое служение в качестве епископа Таганрогского (с августа 1942). В феврале 1945 года приговорен к 10 годам лишения свободы. Срок заключения отбывал в Челябинском лагере особого назначения, с 1948 года – в поселке Спасск в Карагандинском лагере. Работал на строительстве кирпичного завода, санитаром. С 1954 года находился в ссылке в поселке Ак-Кудук Чкаловского района Кокчетавской области. Несмотря на пожилой возраст, был вынужден работать водовозом. В 1956м освобожден из ссылки. С марта 1956 года – священник в городе Кокчетав, с 25 ноября 1956 года – епископ. В 1958 году возведен в сан архиепископа. В 1968 году – в сан митрополита АлмаАтинского и Казахстанского. По воспоминаниям современников, много молился (как днем, так и ночью, в своей домашней церкви или келье), был талантливым проповедником, очень скромным человеком, доброй и отзывчивой души. От природы он был одарен поэтичностью и удивительной памятью, умел найти общий язык с любым по званию и возрасту собеседником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

к митрополиту Агафангелу «действительно ли он отказался от возглавления Русской Церкви и поступил ли по добровольному соглашению», последний на письмо архиепископа Арсения [Смоленца] буквально начертал 9(22) августа 1926 г. следующее: «Да, Высокопреосвященнейший Владыко, действительно отказался я от Местоблюстительства Патриаршего Престола и отказался по собственному своему произволению, что и удостоверяю своей подписью». Не ясна ли вся неосновательность заявления о том, что митрополит Сергий недолжным порядком воспринял власть и права Заместителя. Обратите внимание и на то, что до 24 января (6 февраля) с. г. подобных возражений не высказывали ни митрополит Иосиф [Петровых], ни ярославские архипастыри во главе с митрополитом Агафангелом [Преображенским]. Да и как они могли или могут ныне возражать, когда один из подписавших ярославское заявление, архиепископ Угличский Серафим [Самойлович], временно пользовался правами заместительства по тем же основаниям, как и митрополит Сергий, и эти права тогда у него никем не оспаривались. Митрополит же Иосиф [Петровых], будучи епископом Ростовским, викарием Ярославской епархии, в 1926 г. митрополитом Сергием был назначен на кафедру Ленинградскую с возведением в сан митрополита, и принял он и белый клобук, и назначение, видимо, потому что признавал тогда заместительские права митрополита Сергия и в них не сомневался. Кстати, обратите внимание и на подписи под Ярославским заявлением. Один подписывается: «Серафим, архиепископ Угличский, викарий Ярославской епархии, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя», другой: «митрополит Иосиф, 3-й из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместителей». Архиепископ Серафим восприял в своё время права от митрополита Иосифа, а Иосиф от митрополита Петра в таком порядке, как и митрополит Сергий. Так где же правда, где же совесть? Последнее слово по поводу письма архиепископа Угличского Серафима, в коем он 24 января (6 февраля) с. г. даёт митрополиту Сергию совет и, более того, настаивает на передаче заместительских прав, впредь до возвращения митрополита Петра, митрополиту Ярославскому Агафангелу, мотивируя это благом Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

По особым обстоятельствам Высокопреосвященнейший митрополит Пётр из Перми 19 декабря 1926 г. (1 января 1927 г.) снова подтверждает права и обязанности митрополита Сергия, как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, – посланием, в коем, между прочим, читаем следующие строки: “Вопрос об окончательной передаче обязанностей (Патриаршего Местоблюстителя) я (митрополит Пётр Полянский) предполагал выяснить по возвращении Высокопреосвященнейшего митрополита Кирилла [Смирнова]. Но митрополит Кирилл не возвратился и тогда в письме от 27 мая (9 июня) на имя митрополита Агафангела [Преображенского] я подтвердил передачу ему местоблюстительских прав и обязанностей, причём передача эта была обусловлена... В случае отказа митрополита Агафангела, писал я, от восприятия власти или невозможности её осуществления права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя возвращаются снова ко мне, а заместительство к митрополиту Сергию. На моё письмо митрополит Агафангел 30 мая (12 июня) ответил, что по преклонности лет и крайне расстроенному здоровью он отказывается принять на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола» (подлинник письма хранится). Таким образом, не ясно ли отсюда, что Патриаршим Местоблюстителем является митрополит Крутицкий Пётр, а его законным, по преемству власти, Заместителем – митрополит Нижегородский Сергий. Мало этого. Телеграммой от 11(24) мая 1926 г1 на имя митрополита Сергия митрополит Агафангел писал: «Продолжайте управлять Церковью», а письмом [телеграммой] от 4(17) июня 1926 г. извещает: «В ответ на Ваше письмо от 31 мая (13 июня) с. г., полученное мною 4(17) июня, сообщаю Вашему Высокопреосвященству, что я по преклонности лет и расстроенному здоровью уже отказался от замещения должности Патриаршего Местоблюстителя, о чем доложено мною Его Высокопреосвященству Местоблюстителю Патриаршего Престола Петру, митрополиту Крутицкому письмом от 30 мая (12 июня) и доведено до сведения советской власти письмом от 26 мая (8 июня)». На письмо архиепископа Ростовского Арсения [Смоленца] от 3(16) августа 1926 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

" Проповедей антисоветского характера я не произносил. По вопросу об интервью митрополита Сергия помню, что также в кругу Куприянова, Владимирского был разговор о том, что это интервью не соответствует действительности и что оно дано под нажимом со стороны власти. С епископом Арсением Смоленцом я знаком, так как он раньше служил в Твери, последний раз я виделся с ним в его приезд сюда в прошлом году; он заходил ко мне, делился впечатлениями о церковной жизни и передавал, что члены Синода и вообще духовенство, в частности он, живут под постоянным страхом ареста, что жизнь тяжелая вследствие налогов, что не знаешь судьбу завтрашнего дня " . 14 апреля следователь снова вызвал на допрос о. Алексея и снова и снова спрашивал, стараясь в чем-нибудь уловить его. Отец Алексей отвечал: " Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю, так как не считаю, что бывшие у нас коллективные собеседования носили политический характер. Эти беседы больше трактовали положение Церкви и тяжелые условия церковнослужителей. Проповеди я говорил, но антисоветских выпадов я в них не допускал " . 9 июля 1932 года Тройка ОГПУ приговорила священников Алексея Бенеманского, Василия Куприянова, Квинтилиана Вершинского, Василия Владимирского, иеродиакона Парфения Березовского и мирян Александра Болотова, Марию Мацневу, Марию Троицкую и Евгению Доможирову к высылке в Казахстан на три года. Шли этапным порядком, то есть проходя через все тюрьмы России южного направления, – это было особого рода наказание, тяжелее отбывания срока, и не все его переживали – одна из соэтапниц Алексея Бенеманского - Евгения Доможирова - умерла в тюрьме. В 1935 году о. Алексий вернулся в Калинин и воссоединился с семьей. К тому времени дети уже выросли – старшей дочери было двадцать девять лет, младшему сыну - шестнадцать. Священник обратился к архиепископу Фаддею (Успенскому) с просьбой о принятии его на службу. Владыка сразу же определил его на служение в храм, но власти отказали отцу Алексию в регистрации и ему пришлось выйти за штат.

http://drevo-info.ru/articles/22729.html

Был арестован и дважды приговаривался к расстрелу управляющий Томской епархией Барнаульский еп. Виктор (Богоявленский) , но помилован ВЦИК с заменой смертного приговора 10 годами тюремного заключения. Донской ревтрибунал приговорил к смертной казни Ростовского еп. Арсения (Смоленца), затем в связи с амнистией мера наказания была заменена 10 годами заключения. В Царицыне был казнен викарий Донской епархии Нижнечирский еп. Николай (Орлов ; по др. сведениям, умер в тюрьме). В дек. 1922 г. состоялся «2-й этап» Московского процесса, по которому проходило более 100 обвиняемых. Суды над причастными к сопротивлению И. ц. ц. продолжались и в дальнейшем. В апр. 1923 г. в Краснодаре был устроен показательный процесс о «противодействии изъятию церковных ценностей» над Ейским еп. Евсевием (Рождественским). Общее число привлеченных к «церковным делам» в этот период, по разным данным, составляло ок. 10 тыс. чел. Исследователи считают, что в период проведения кампании погибло более 2 тыс. чел. Тяжелый удар был нанесен в ходе репрессий по епископату РПЦ. В связи с обвинениями в противодействии И. ц. ц. и сопротивлении обновленцам в 1922-1923 гг. были заключены в тюрьмы или отправлены в ссылку 66 архиереев - до половины их общего числа. Главный удар в ходе кампании по И. ц. ц. власти направили на правосл. Церковь как на самую многочисленную и представлявшуюся советско-партийному руководству наиболее влиятельной и опасной конфессию. При этом власти стремились подчеркнуть, что изъятие ценностей затрагивает все конфессии без исключений. Так, Троцкий требовал «тщательнейшего изъятия» ценностей из московских синагог. В Москве 4 апр. 1922 г. разграблению подверглись 43 правосл. церкви, Новодевичий и Донской мон-ри, а также римско-католич. костел и 2 старообрядческие церкви. На следующий день в числе 56 московских храмов, где прошли изъятия, оказались арм., греч., 2 рус. старообрядческие церкви, а также евангелический молельный дом и синагога. В ряде регионов изъятие ценностей затронуло значительное количество неправосл.

http://pravenc.ru/text/293919.html

Правда о советских митрополитах. Часть первая. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф Источник: Фома.Ru Митрополит Иосиф (Чернов) служил в страшные годы: при Сталине, при Хрущеве, в войну, после войны… Его сажали, ссылали, калечили — он возвращался к своей пастве и бесстрашно продолжал служение Христу. Его запомнили радостным, мудрым и необычным человеком. Свой старый автомобиль он именовал «черным лебедем», свою собаку называл исключительно на «вы»… Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (в миру Иван Чернов) родился в 1893 году в Могилеве. В 1910 г. поступил в Белынический Рождество-Богородицкий монастырь Могилевской епархии. Был келейником, затем иподиаконом архимандрита, впоследствии епископа Арсения (Смоленца). В 1918 г. пострижен в монашество. Служил в Никольском храме Таганрога, выступал против обновленческого движения. В 1925 г. был арестован, приговорен к двум годам лишения свободы. С 1924 г. — игумен, с 1927 г. — архимандрит, с 1932 г. — епископ Таганрогский, викарий Ростовской епархии. С февраля 1933 г. управлял Донской и Новочеркасской епархией. В 1935 г. был арестован, приговорен к пяти годам лишения свободы по обвинению в «антисоветской агитации». В декабре 1940 г. освобожден, вернулся в Таганрог, затем был выселен в Азов. Тайно служил, совершал священнические хиротонии и монашеские постриги. Во время немецкой оккупации Таганрога возобновил открытое служение. В ноябре 1943 г. был арестован гестапо по обвинению в шпионаже, в январе 1944 г. освобожден. В июне 1944 г. арестован советскими органами власти, приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1954–56 г. находился в ссылке в поселке Ак-Кудук Чкаловского района Кокчетавской области, работал водовозом. С 1956 г. — епископ Петропавловский, викарий Алма-Атинской епархии. С 1957 г. — епископ, затем архиепископ Петропавловский и Кустанайский. С 1960 г. — архиепископ, с 1968 г. — митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. После кончины Патриарха Алексия I митрополита Иосифа пытались выдвинуть в кандидаты на Патриарший престол, однако он отказался. Владыка скончался 4 сентября 1975 года в Алма-Ате.

http://pravoslavie.ru/37501.html

Как член Предсоборного Совета по избранию от Донского университета участвовал 1—12 июня 1917 года во Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве (входил в 4 Отдел Предсоборного Совета). Был избран членом Поместного собора Православной российской церкви, но на Соборе присутствовать не смог из-за тяжёлой болезни дочери. Был автором проекта принятого Собором «Определения Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви». В 1918—1919 годах преподавал Закон Божий в Ростовском коммерческом училище. Был членом правления храма Александра Невского Ростова-на-Дону. В мае 1919 году участвовал в Юго-Восточном Русском Церковном Соборе в Ставрополе. Был одним из самых активных деятелей Временного Высшего Церковного Управления на Юге России. 31 августа 1920 года резолюцией епископа Ростовского и Таганрогского Арсения (Смоленца) был определён настоятелем Рождество-Богородицкого храма в Ростове-на-Дону и после рукоположения в сан иерея, 19 сентября 1920 года, приступил к обязанностям настоятеля; 21 сентября уволен из университета. 12 июля 1921 года арестован по обвинению в участии в «к/р организации князя Ухтомского»; в сентябре освобождён под подписку о невыезде, а 23 октября 1921 года на него было заведено отдельное дело; 7 декабря 1921 года по требованию начальника Особого отдела ВЧК Артузова прибыл в Москву и был немедленно арестован. Через полгода освобождён из тюрьмы под подписку о невыезде из Москвы. 11 июля 1922 года устроился сотрудником Центрального Института Труда ВЦСПС в Москве, но уже 7 октября вновь арестован и приговорён к высшей мере наказания за контрреволюционную деятельность. Расстрел был заменен на 10 лет лишения свободы; 28 февраля 1924 года по частной амнистии Президиума ВЦИК был выпущен из Таганской тюрьмы с заменой оставшегося срока заключения на принудительные работы. Во время заключения П. В. Верховского его жена и трое детей находились в Петрограде, где также проживали его три брата и две сестры. Учитывая неизлечимую болезнь жены и бедственное состояние семьи, после освобождения он принял решение не возвращаться к священническим обязанностям и вновь поступил на службу в Центральный Институт Труда. Расценивал свой отказ от священства как «трагедию души» и, по-видимому, считал такое положение временным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Рукоположен во иерея епископом Арсением (Смоленцом), настоятель соборного Рождество-Богородицкого храма в Ростове-на-Дону. В 1920–1921 гг. – основной посредник между Церковью и властью, организатор противодействия ее антицерковным действиям, в июне 1921 г. начал организацию духовного образования в Ростове-на-Дону. Автор циркуляра ростовского епископа и «Обязательного постановления Донисполкома», разъясняющих декрет об отделении Церкви от государства. 12 июля 1921 г. арестован по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной организации князя К. Э. Ухтомского», виновным себя не признал. 23 июня 1922 г. освобожден из внутренней тюрьмы ГПУ под подписку о невыезде из Москвы. С 11 июля 1922 г. – сотрудник Центрального института труда ВЦСПС в Москве, технический редактор изданий. Составлял брошюры по делопроизводству государственных учреждений, исследовал историю делового стиля. Осуждал обновленцев, расценивал свой отказ от священства как «трагедию души» и, по-видимому, считал такое положение временным. 7 октября 1922 г. вновь арестован, приговорен к смертной казни, замененной 10 годами лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Содержался в Бутырской и Таганской тюрьме. 28 февраля 1924 г. освобожден, по частной амнистии Президиума ВЦИК оставшийся срок наказания заменен принудительными работами. В 1936 г. арестован по старому делу, приговорен к длительному заключению с последующей ссылкой. 10 апреля 1943 г. умер в г. Инта Коми АССР. Редактировал журнал « Церковь и жизнь». Публиковал статьи в изданиях: «Всероссийский церковно-общественный вестник», «Московский церковный голос», «Христианская мысль», «Утро России». Автор книг: «Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XIX ст.» (Варшава, 1912), «Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент»: К вопросу об отношении Церкви и государства в России» (В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1916), «Новые формы брака по советскому законодательству» (Л., 1925), «Делопроизводство госучреждений» (М., 1929), «Письменная деловая речь. Словарь, синтаксис и стиль. Разбор бюрократических шаблонов и нарушений грамматики в языке документов» (М., 1930), «Как составлять обязательные постановления» (М., 1930) и др. 257

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф (Чернов Иоанн), архп. Алма-Атинский и Казахстанский Родился в 1893 году. Образование получил домашнее.· С юных лет был келейником у епископа Арсения (Смоленца).· В 1916 году принял монашество.· В 1919 году рукоположен во иеродиакона, а в 1920 году – во иеромонаха· В 1922 году награжден наперстным крестом. В 1924 году возведен в сан игумена. В 1927 году – архимандрит. 14 ноября 1932 года хиротонисан во епископа Таганрогского 9 вик. Ростовской епархии. Чин хиротонии совершали: Управделами Св. Синода Питирим (Крылов), архп. Дмитровский; Николай (Амассийский), архп. Ростовский; Назарий, архп. Челябинский; Александр (Белозер), епископ Барнаульский. С 16 февр.1933 г. по 1942 г. управлял Донской и Новочеркасской епархией. С 1943 года по осень 1956 года епархией не управлял. С 12 ноября 1956 г. – епископ Петропавловский, вик. Алма- Атинской епархии. 14 марта 1957 года правящий епископ Петропавловский и Кустанайский. Имеет любовь к церковным службам и усердие к проповеданию. Проповеди его отличаются образностью, поэтичностью и живостью. Составил акафисты: преп. Пелагии, Свят. Павлу Исповеднику, архп. Константинопольскому (Азов, 1942 г.), Великомуч. Иакову Персиянину (Азов, 1942 г.). 25 февраля 1958 года возведен в сан архиепископа. 15 сент.1960 г. – архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский. 25 февраля 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. II мая 1963 года награжден церковным орденом св. князя Владимира II степени. Литература: «ЖМП» 1957, стр.7. -«- 1958, стр.5. -»- 1959, стр.17. -«- 1959, стр.14. -»- 1960, стр.29. -«- 1960, стр.4. -»- 1961, стр.31. - " - 1963, стр.10. «Журнал Засед. Св. Син. от 22.XI.1956 г. от 5.III.1959. ФПС I, 274, cmp.II. ФПС II, стр.7. ФПС IV, стр.4. ФПС V, 99. Iosif (Ivan Michajlovi) ernov wurde am 2(15). Juni 1893 in Mogilev am Dnepr geboren. Mit drei Jahren verlor er die Mutter (Evdokija) und mußte dann in der Kaserne leben, wo sein Vater arbeitete. Als Knabe arbeitete er mit im Magazin. Mit sieben Jahren spürte er den Wunsch, ins Kloster zu gehen, als er eine Prozession vom Kloster ziehen sah. 1910 trat er dann ins Belneeskij Kloster in Mogilev ein. Damals war Vorsteher dieses Klosters Archimandrit Arsenij (Smolenec), ein sehr gebildeter Mensch. Er prüfte den Jungen und fand ihn rein, gebetsfreudig, demütig und arbeitsliebend. Als er Bischof wurde, nahm er Vanja mit. Von nun an war das Leben des jungen Ioann mit dem Leben des В Arsenij eng verbunden: in Pjatigorsk,

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010