Уличенный в жидовстве, Возницын упорно отрицал свое отступничество. Отговорки его были столь нелепы, что возбудили против него всех судей и заставили их сомневаться в его душевном здравии, тем более, что и жена, и слуга капитана показывали, что и в роду его были безумцы, и сам он частенько вел себя неадекватно. Крест потерял, новый купить не успел; обрезания не совершал; обморозился в Польше. Борух Лейбов и вовсе был замешан в убийстве «священника Авраамия, который “чинил ему, жиду, всяческие противности в строении школы”» 18 . Сохранившиеся допросные листы, однако, показывают, что в допросах иеромонах Арсений участия не принимал, их проводили игумен Соловецкого монастыря Варсонофий и лично глава Тайной канцелярии А. Ушаков. Можно предположить, что, несмотря на известную свою неприязнь к малороссам 19 , именно архимандрит Варсонофий привлек иеромонаха Арсения к делу Возницына, как уже участвовавшего в полемике с Иоасафом. Несмотря на то что Возницын требовал привести его к исповеди и причастию, уверяя отца Арсения в своем православии, ввиду явного его нераскаяния и лжи его требование не было удовлетворено. По личному распоряжению Анны Иоанновны оба были сожжены. «Дабы далее сие богопротивное дело не продолжилось... обоих казнить смертию – сжечь» 20 . Как и в случае с Иоасафом увещевания отца Арсения остались безрезультатны. Тот малый срок, за который было проведено следствие (дело было очевидное), не дал Мацеевичу возможности достучаться до Возницына. Имя его стало для Арсения почти нарицательным, символом упорной лжи, изворотливости, недоверие его к людям, взгляды которых давали возможность сомневаться в их православии, усилилось. После хиротонии Арсения митрополитом Сибирским посыпались просьбы и жалобы. Первым с прошением подоспел отставной прапорщик Афанасий Корсунский. Экономколлегия направила ветерана на содержание в сибирские монастыри на содержание. Определение увечных и отставных солдат на проживание в монастыри были совершенно в практике XVIII в. и согласно воинскому артикулу 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

- Это риторический вопрос. Тогда нужно было начинать искать причины революции в том, что Петр I уничтожил Патриаршество? - Ну и что? Что изменило бы, если бы был Патриарх? - Церковь была бы более свободна... - Неизвестно, была бы, или не была. Гадать, что было бы, не метод истории. Мы можем только обращаться к прецедентам. Кто осудил великого святого Иоанна Златоустого? Собратья-иерархи. Императрица Евдоксия приказала, они и осудили. Известно, что византийские императоры-еретики ставили и патриархов-еретиков, и низлагали православных Патриархов. Кто дал согласие на низложение причисленного ныне к лику святых митрополита Арсения (Мацеевича)? Синод. Императрица Екатерина приказала, и никто возражать не стал, и его сгноили в Ревельской тюрьме в башне «Толстая Маргарита». А если бы иерархи решительно и дружно встали бы на его защиту - тогда посмотрели бы мы на матушку императрицу. А если бы был Патриарх, и он один самоотверженно вступился за митрополита Арсения, не отправился ли бы он еще дальше несправедливо осужденного митрополита? - Значит, была слабая Церковь? - Это свидетельствует не столько о слабости Церкви, сколько о том, что государство, опираясь на силу, далеко не всегда считалось с ней. Вот говорят, что Патриарх не мог влиять на советскую власть. А на императорскую власть он бы смог влиять?! Синод не мог на нее влиять, а один Патриарх бы смог? Мне кажется, это заблуждение. Причины революции в том, что аристократия, включая высшую, практически вся интеллигенция, купечество, уклонились от Церкви. Утрата веры была, конечно, и в народе. Но нельзя все взваливать на какого-то одного человека. Человек живет среди определенных условий, множество людей влияет на них, они влияют на человека, человек влияет на них и принимает решения, а из этих влияний, условий, решений, поступков состоит история. - Почему сегодня снова появилась идея скрывать правду от молодежи? - Появилась эта идея не сегодня, и скрывали правду от всего народа, не только от молодежи. Весь советский период правды не говорили, и получается, что и теперь мы ее не знаем, и по-прежнему мы «родом из октября», как утверждала советская пропаганда.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

2. Считать всероссийское празднование пятнадцатых торжеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, проходивших в Рязани и во всей Русской Православной Церкви, вкладом в возрождение славянской культуры и исторической памяти, что приобретает особую актуальность в юбилейный год 2000-летия Рождества Христова. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии для включения их в повестку дня предстоящего Юбилейного Архиерейского Собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и деятельность возглавляемой им Комиссии. 2. Включить в повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора следующие вопросы: а) Прославление для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. б) Включение имен ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. в) Рассмотрение вопроса о канонизации Царской Семьи. г) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители († 1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867). д) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении канонизированных как местночтимых святых преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

В XVIII веке выходцы из Киево-Могилянской академии оказали огромное влияние на церковную жизнь в пределах современной России. Большинство архиерейских кафедр в Русской Церкви в первой половине XVIII века занимали воспитанники Киевской школы. Они сумели создать особый тип архиерея, который считался образцом для всего синодального периода. Образцовый архиерей того времени — это человек высокообразованный, владеющий иностранными языками, умеющий синтезировать лучшие достижения западной науки с отечественными церковными традициями. Он обязательно должен был содействовать развитию образования, заниматься миссионерством. В этом заключалась тогда особая «киевская школа». Казалось бы, в ней нет ничего экстраординарного. И потому некоторые исследователи вслед за Георгием Федотовым называют эту святость «казенной». Но именно эти «казенные» святые оказали решающее влияние на развитие Русской Церкви в синодальную эпоху и были окружены глубоким народным почитанием как при жизни, так и особенно после смерти. Кроме того, нельзя забывать, что отличительной чертой киевских воспитанников была готовность принципиально защищать интересы Церкви. Вспомним, например, митрополита Ростовского и Ярославского Арсения (Мацеевича; 1697–1772), который выступил против секуляризации церковных земель, за что и пострадал — умер в зато­чении. На рубеже XVIII–XIX веков выпускники Киевской академии имели непосредственное отношение и к возрождению традиции старчества. Стоявший у истоков этого возрождения преподобный Паисий (Величковский) начинал свой путь в стенах Киево-Могилянской академии. Выпускником академии был и святитель Антоний (Смирницкий), епископ Воронежский, которого преподобный Серафим Саровский называл своим «старшим братом». Одним из наиболее авторитетных аскетических писателей XIX века был также выпускник КДА святитель Феофан Затворник. На иконе изображены и почитаемые святители XIX века Иннокентий Херсонский (Борисов) и Мелетий Харьковский (Леонтович). Оба они были ректорами Киевской академии. На иконе можно также заметить святителя Филарета (Амфитеатрова). Этот известный иерарх хотя и не был выпускником КДА, однако в течение двух десятилетий (с 1837 по 1858 год) служил на Киевской кафедре и как киевский митрополит был главным покровителем Киевских духовных школ.

http://e-vestnik.ru/analytics/akademiya_...

В XVIII веке выходцы из Киево-Могилянской академии оказали огромное влияние на церковную жизнь в пределах современной России. Большинство архиерейских кафедр в Русской Церкви в первой половине XVIII века занимали воспитанники Киевской школы. Они сумели создать особый тип архиерея, который считался образцом для всего синодального периода. Образцовый архиерей того времени — это человек высокообразованный, владеющий иностранными языками, умеющий синтезировать лучшие достижения западной науки с отечественными церковными традициями. Он обязательно должен был содействовать развитию образования, заниматься миссионерством. В этом заключалась тогда особая «киевская школа». Казалось бы, в ней нет ничего экстраординарного. И потому некоторые исследователи вслед за Георгием Федотовым называют эту святость «казенной». Но именно эти «казенные» святые оказали решающее влияние на развитие Русской Церкви в синодальную эпоху и были окружены глубоким народным почитанием как при жизни, так и особенно после смерти. Кроме того, нельзя забывать, что отличительной чертой киевских воспитанников была готовность принципиально защищать интересы Церкви. Вспомним, например, митрополита Ростовского и Ярославского Арсения (Мацеевича; 1697–1772), который выступил против секуляризации церковных земель, за что и пострадал — умер в зато­чении. На рубеже XVIII-XIX веков выпускники Киевской академии имели непосредственное отношение и к возрождению традиции старчества. Стоявший у истоков этого возрождения преподобный Паисий (Величковский) начинал свой путь в стенах Киево-Могилянской академии. Выпускником академии был и святитель Антоний (Смирницкий), епископ Воронежский, которого преподобный Серафим Саровский называл своим «старшим братом». Одним из наиболее авторитетных аскетических писателей XIX века был также выпускник КДА святитель Феофан Затворник. На иконе изображены и почитаемые святители XIX века Иннокентий Херсонский (Борисов) и Мелетий Харьковский (Леонтович). Оба они были ректорами Киевской академии. На иконе можно также заметить святителя Филарета (Амфитеатрова). Этот известный иерарх хотя и не был выпускником Киевской духовной академии, однако в течение двух десятилетий (с 1837 по 1858 год) служил на Киевской кафедре и как киевский митрополит был главным покровителем Киевских духовных школ.

http://patriarchia.ru/db/text/4347534.ht...

— В свое время разрыв канонического общения сопровождался взаимными обвинениями, а также со стороны Московской Патриархии каноническими прещениями, в частности, запрещением в служении епископов Зарубежной Церкви. Вероятно, понадобится рассматривать вопрос о снятии этих прещений? — Принципиально этот вопрос решен в ходе диалога. Стороны пришли к единому суждению о том, что при вступлении в силу «Акта о каноническом общении» будут объявлены утратившими силу все ранее изданные документы, в которых содержатся прещения или заявления о непризнании канонической законности или благодатной действительности иерархии, которые издавались обеими сторонами. Обращясь к прецедентам, в этой связи уместно отметить то обстоятельство, что во время визита в Югославию в 1945 году Святейший Патриарх Алексий I совершил панихиду на могиле первого предстоятеля Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого), несмотря на то, что в 1934 году Временным Патриаршим Синодом в Москве был издан акт о запрещении в служении епископов Зарубежной Церкви с предупреждением об извержении их из сана в случае неподчинения этому прещению, которому они, как известно, не подчинились, и в первую очередь это прещение касалось митрополита Антония. Дело в том, что присутствие политического фактора во всех таких решениях, которые выносились в годы разделения, вызванного исключительно или по преимуществу политическими обстоятельствами, очевидно, а между тем, Поместный Собор 1917–1918 годов признал недействительными прещения, наложенные по политическим мотивам, и на этом основании был, в частности, церковно реабилитирован лишенный сана при Екатерине Великой митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич), причисленный Архиерейским Собором 2000 году к лику святых. Еще один мало известный факт: в конце 1930-х годов к митрополиту Сергию, впоследствии Святейшему Патриарху, обращались с вопросом о том, как следует поминать бывшего архиепископа Могилевского Варлаама (Шишацкого), который был лишен сана Святейшим Синодом за то, что в Отечественную войну 1812 года совершил государственную измену, присягнув по требованию оккупационных властей Наполеону и побудив к такой присяге подведомственное ему духовенство. Митрополит Сергий ответил, что его следует поминать как архиепископа, потому что лишение его сана было мотивировано политически.

http://patriarchia.ru/db/text/100199.htm...

В тот же день Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении мэра Москвы Ю.М. Лужкова посетил храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно. Святейший Патриарх поклонился святыням храма, приветствовал настоятеля прихода и прихожан и поблагодарил Ю.М. Лужкова за труды по воссозданию Царицынского парка. Святейший Патриарх и мэр Москвы совершили прогулку по Царицынскому парку, после чего побывали на ярмарке меда в Коломенском. 5 сентября, в праздник Собора Московских святых, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Нестора (Сиротенко) во епископа Кафского, викария Корсунской епархии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви вручил новохиротонисанному епископу Нестору архиерейский жезл и произнес напутственное слово. (Подробнее читайте в следующем номере ЦВ.) Святейший Патриарх Кирилл также совершил литию по прис-нопоминаемому митрополиту Никодиму (Ротову), скончавшемуся 5 сентября 1978 года. 6 сентября, в день перенесения мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Божественной литургии Предстоятель поздравил всех собравшихся с днем памяти митрополита Московского Петра и отметил важность подвига святого для сохранения единства Святой Руси. Святейший Патриарх Кирилл обратился  к сослужившему с ним епископу Иваново-Вознесенкому и Кинешемскому Иосифу и присутствовавшему на богослужении губернатору Ивановской области М.А. Меню и пожелал духовного и материального процветания Ивановскому региону. Епископ Иосиф преподнес в дар Предстоятелю икону Шуйской-Смоленской Божией Матери с предстоящими новомучениками Иваново-Вознесенской епархии. Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Грузинская Православная Церквовь), также сослуживший Святейшему Патриарху Кириллу, поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за возможность сослужения и преподнес в дар Святейшему Патриарху панагию священномученика Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского.

http://e-vestnik.ru/news/01_sluzh0910_pa...

В этот монастырь при Екатерине I был сослан лишенный архиерейства вице-президент Святейшего синода, архиепископ Новгородский Феодосий Яновский, который здесь и скончался 3 февраля 1726 г. При Екатерине II здесь около 4 лет жил лишенный архиерейства митрополит Ростовский Арсений Мацеевич до 27 декабря 1767 г., когда он, уже лишенный монашества, был сослан в Ревель (колодка, к которой он был прикован, находится в монастыре). В ризнице хранятся: ветхое рукописное Евангелие без обозначения года и два оловянных потира. В библиотеке имеется грамота Марфы Борецкой, немало древних рукописей, хронографов, синодиков, нотных книг знаменного распева и проч. До 1707 г. монастырь управлялся игуменами: в 1707 г. была учреждена архимандрия; с 1768 г. настоятель снова получил сан игумена; с 1848 г. монастырем управляет епархиальный епископ. Монастырь владеет сенокосным участком в 23 дес. 1264 кв. саж. удобной и 10 дес. 1376 кв. саж. неудобной земли на острове Шатун, отдаваемой в аренду за 186 руб. в год; сенокосным участком «Звенье» близ монастыря, в 4 дес. 2019 кв. саж., в аренде за 125 руб.; лесным участком в 150 дес.; рыболовными тонями у берегов Белого моря, в аренде за 125 руб.; лесным участком в 471 дес. 780 кв. саж. в Кудьмозерской казенной даче, вблизи монастыря. Из казны получает 669 руб. 09 коп. Монахов 13, послушников 1. Большевики закрыли монастырь в 1920-х гг. Первостроители города Северодвинска в 1930-х гг. возвели вокруг монастыря корпуса Севмашпредприятия, которое вначале специализировалось на строительстве военных надводных кораблей, а затем уже специализируется и на строительстве и ремонте атомных подводных лодок. К нему приписан: Николаевский Новоземельский мужской скит на острове Новая Земля в Ледовитом океане, в становище Малые Кармакулы, в 1500 в. от Архангельска. Разрешен к учреждению Святейшим синодом в 1882 г.; основан в 1889 г. В скиту имеется храм во имя св. Николая Чудотворца (освящен 19 сентября 1888 г.). Церковная школа для самоедских детей. С 22 апреля 1894 г. скит получает из казны 1000 руб. Игумен и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=08140

Воцарившийся после ее смерти император Петр   III по происхождению и воспитанию был иностранцем, которому были чужды Россия и ее Церковь. Он был лютеранин по крещению и до 14 лет жил в герцогстве Голштиния (Германия), откуда императрица Елизавета вызвала его в Петербург. Здесь 29 июня 1742 года он перешел в Православие, но открыто выражал презрение к Православной Церкви и ее обрядам. Однажды в беседе с Новгородским архиепископом Димитрием (Сеченовым), император высказал желание, «чтоб из всех образов, находящихся в церквах, оставлены были в них одни изображающие Христа и Богородицу, а прочих бы не было; также чтоб всем попам предписано было бороды свои обрить и вместо длинных ряс носить такое платье, какое носят иностранные пасторы» с. 188]. Не любивший Православия, иерархии и монашества, Петр III подписал указ о полной секуляризации недвижимых церковных имуществ с передачей синодальной Коллегии экономии, ведавшей ими, в ведомство Сената. В указе обобранным церковным владельцам с издевкой цитируются евангельские слова: «взгляните на птиц небесных... и на полевые лилии». 28 июня 1762 года произошел дворцовый переворот, в результате которого на престол вступила императрица Екатерина II . Воспитанная в строго протестантском духе, она так и не стала православной, как никогда не была и искренней лютеранкой. Ее конфессиональная принадлежность оставалась для нее делом внешним. Она всегда рассматривала церковные и религиозные вопросы с точки зрения государственных интересов. В вопросе церковной собственности императрица была убежденной сторонницей ее изъятия в пользу государства. Перед народом она подчеркнуто демонстрировала свою принадлежность Православию: охотно называла себя «благочестивой императрицей», даже «главой греческой Церкви» с. 192], ходила из Москвы пешком на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, целовала руки духовенству, ездила в Киев и поклонялась печерским угодникам. При этом современники отмечали, что она «была совершенно равнодушна ко всему священному» с. 78]. В одном из писем к Вольтеру сама императрица писала: «Что касается свидетельств об исповедании, они для нас не важны... Мы позволяем каждому верить в то, что ему нравится» с. 191]. Щекотливую для себя проблему престолонаследия императрица решила ссылкою на то, что взошла на трон ради защиты Православной веры с. 490].

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Всем участникам богослужения были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с патриаршим благословением. По окончании Литургии Патриарх Кирилл посетил гимназию имени преподобного Сергия Радонежского при Варницком монастыре. Справка. Троице-Сергиев Варницкий монастырь, родина преподобного Сергия Радонежского Ростовская земля — родина множества святых и подвижников благочестия. Здесь проповедовал святитель Леонтий и преподобный Авраамий, писал свои труды святитель Димитрий (Туптало), отсюда отправился на исповеднический подвиг святитель Арсений (Мацеевич), а менее чем через 200 лет сонм ростовских новомучеников и исповедников засвидетельствовал свою верность Христу даже до смерти. Но самым почитаемым из этого подвижнического сонма стал преподобный Сергий Радонежский (1314-1392), за великие свои труды и подвиги названный Игуменом земли Русской. Малое селение, располагавшееся рядом с соляными варницами, — родовая вотчина бояр Кирилла и Марии, родителей Преподобного, так же прославленных в лике святых. При ростовском Успенском соборе учился грамоте будущий святой, носивший в детстве имя Варфоломей. Грамота давалась отроку с большим трудом, но, как повествует житие, отправившись однажды на поиск заблудившихся лошадей, он, получив благословение от «старца святого, удивительного и неизвестного», чудесным образом обрел многоценное сокровище — грамотность. Вот что пишет ученик Преподобного святой Епифаний Премудрый: «Достоин был даров духовных добрый сей отрок, который от самих пеленок Бога познал и Бога возлюбил, и Богом спасен был». Он жил, во всем повинуясь родителям: старался повеления их исполнять и ни в чем не ослушаться их. В годы отрочества будущий Преподобный жил в строгом посте, а по средам и пятницам не вкушал ничего, по ночам часто бодрствовал и молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа. Епифаний Премудрый добавляет, что семья преподобного Сергия была благочестива и страннолюбива. Кирилл и Мария вместе со своими сыновьями неоднократно посещали святыни города.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010