Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Россия в XVII - XIX вв. Персоналии АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА (1684 (по др. данным - 1683, 1685 или 1686) - 1727), имп. Всероссийская (с 28 янв. 1725), 2-я жена имп. Петра I ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник ЛЬВОВ Афанасий Иванович (1703 - между 1769 и 1778), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (1753-1758), гос. деятель МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Романова (1824-1880), имп., супруга имп. Александра II Николаевича, мать имп. Александра III Александровича, благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57) ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ Анна Алексеевна (1785-1848), графиня, камер-фрейлина, крупнейшая русская церковная благотворительница ОСИНИН Иван Терентьевич (1833 - 188), магистр богословия, тайный советник, государственный и общественный деятель ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества)

http://pravenc.ru/rubrics/134132.html

1862 год Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома, и принадлежащей к оному Крестовой церкви. Калужские Епархиальные Ведомости (далее: Калужские ЕВ), Прибавления, 1, с 1–17; 2, с. 19–35; 3, с. 37–50; 4, с. 54–56; 6, с. 84–91; 7, с. 101–106; 8, с 107–125. Отд. изд.: Калуга, 1862, 87+VI с.; 2-е изд.: Калуга, 1888, 88+VIII с. Древние акты монастырских архивов и церквей Калужской епархии. Калужские ЕВ, 9, с. 141–146. О церкви святых Жен-Мироносиц города Калути. Калужские ЕВ, 10, с. 156–165. Историческое описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря Калужские ЕВ, 13, с. 202–215: 14, с. 224–231; 15, с. 241–249; 17, с 276–287; 19, с. 311–329; 22, с. 394–407; 23, с. 407–430. Отд. изд.: Калуга, 1862, 146 с. Записки инока, уроженца г. Калуги, о его странствии в святой град Иерусалим из Москвы чрез Молдавию, Турцию и Египет в самом начале прошедшего столетия. Калужские ЕВ, 20, с. 344–357. Отд. изд.: Калуга, 1862, 16 с. Последние русские православные пустынножители (материалы для истории русского монашества, 1745–1820). Домашняя Беседа, 20, с. 463–467; 21, с. 487–490; 22, с. 507–517; 23, с. 539–547; 24, с. 563–570; 25, с. 595–601; 26, с. 619–627. Церковно-историческое исследование о древней области Вятичей, входившей с начала XV и до конца XVIII столетия в состав Крутицкой и частью Суздальской епархии. Составил И. Л. ЧОИДР, кн. 2, отд. I (Исследования), с. 1 + VI11+156. Отд.: М„ 1862, 156 с. [Публикация состоит из трех частей: 1) Из древнего «Лицевого подлинника». (Материал для истории иконописания); 2) О упраздненных монастырях, находящихся в пределах Калужской епархии (с. I-VIII, общий обзор и план исследования); 3) Исследование (с. 1–156)]. Старица Евфросиния. Домашняя Беседа, 28, с. 19–22. Ответ г. Сп-кову на его вопрос: «Были ли у нас в древней Руси епископы немонахи?». День, 35. (Подпись: «Ставрос».) Отд.: М., 1862, 14 с. Журнальные заметки. Статья третья. Домашняя Беседа, 49, с. 477–483. [Полемика по вопросу о монашестве епископов, затронутому в заметке И.А. Чистовича «Еще об Арсении Мацеевиче ». День, 1862, 25.] Историческое описание Тихоновой Калужской Пустыни. СПб., 144 с. Читать далее Источник: Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина)//Богословские труды. 1972. 9. С. 226-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В Пюхтицком монастыре состоялось празднование Собора святых Эстонской земли 2 декабря 2016 г. 13:16 1 декабря 2016 года в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре состоялись торжества, посвященные празднованию Собора святых Эстонской земли. Всенощное бдение накануне и Божественную литургию в день праздника возглавил митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Нарвский и Причудский Лазарь , наместник Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), духовенство Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и клирики Пюхтицкого монастыря. За богослужением молились настоятельница Пюхтицкого ставропигиального монастыря игумения Филарета (Калачева) с сестрами, многочисленные паломники и прихожане обители. По окончании богослужения состоялась праздничная трапеза, во время которой митрополит Корнилий поблагодарил игумению Филарету за оказанный прием и обратился к сестрам и гостям обители с архипастырским словом. Затем в конференц-зале монастыря состоялось вручение наград Эстонской Православной Церкви духовенству и мирянам за понесенные труды на благо Церкви. Завершился праздничный день просмотром нового фильма «История Православия на Эстонской земле». Празднование Собора святых Эстонской земли было установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 июля 2002 года по ходатайству руководства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно указу была написана икона «Собор Святых земли Эстонской», которая ныне находится в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. Были составлены литургические тексты, в том числе канон, в котором упоминаются имена 17 угодников Божиих. В Собор входят: блгв. вел. кн. Александр Невский, в схиме Алексий (†1263); сщмч. Исидор Юрьевский и с ним 72 пострадавших (†1472); прпп. Иона († ок. 1480) и Васса († ок. 1473) Псково-Печерские; прп. Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (†1482); прпмч. Корнилий Псково-Печерский (†1570); сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (†1772); прав. Иоанн Кронштадтский, чудотворец (†1908); сщмч. Иоанн Кочуров (†1917); сщмчч. Александр Волков и Димитрий Чистосердов Ивангородские (†1918); сщмч. Сергий Флоринский, Раквереский (†1918); сщмчч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, протт. (†1919); свт. Агафангел (Преображенский), исп., митр. Ярославский (†1923); сщмч. Николай Сиймо, пресвитер Кронштадтский (†1931); сщмч. Карп Эльб (†1937). Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4703061.ht...

Дамаскин, епископ Костромской и Галичский (Аскоронский Дамиан) Происходил из среды киевского мещанства. Образование получил в Киевской духовной академии. Проходил различные послушания в Киево-Печерской лавре. В 1738 году пострижен в монашество. В 1740 году назначен учителем Новгородской духовной семинарии. С 1741 года – архимандрит Деревяницкого Воскресенского монастыря в Новгороде. В 1744 году перемещен в Рождество-Богородицкий Антониев монастырь. С 1746 года – ректор Новгородской духовной семинарии. 11 января 1748 года освобожден от ректорства и переведен в Хутынский монастырь. 7 января 1751 года назначен архимандритом Иверского Валдайского монастыря. 21 мая 1758 года хиротонисан во епископа Костромского. В 1759 году открыл в Костромской епархии шесть духовных правлений: в Костроме, Любиме, Нерехте, Плесе, Судиславле и Солигаличе, а при каждом из правлений в 1760 году основал малые училища для начального обучения детей; учредил во всех соборах протоиереев и установил десятоначальников и благочинных надзирателей; устроил для семинарии новые здания и церковь и обновил в ней преподавательский состав выпускниками Киевской духовной академии. Епископ Дамаскин привлекался к суду по делу митрополита Арсения (Мацеевича) , которому он рецензировал толкование псалмов. Разбор дела подтвердил неправоту преосвященного Дамаскина, и Святейшим Синодом ему был вынесен выговор. В 1764 году епископ Дамаскин тяжело заболел «подагрою и хирагрою» (хирагра – заболевание суставов рук – прим. ред.). Болезнь переносил терпеливо. В июне 1769 года он подал прошение об увольнении на покой, но прежде чем его прошение было удовлетворено, епископ Дамаскин 16 июля 1769 года скончался. Погребен он был в основанном им храме праведного Лазаря в Костромском Ипатьевском монастыре. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 51, 53, 59, 73, 849. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 96. Костромской Ипатьевский монастырь. Очерк. – Кострома, 1913. – С. 44. Русская старина. – 1876, апрель. – С. 737, 741, 747. – 1879, сентябрь. – С. 3–5, 20–21. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 64. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 6. – С. 50–51. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ярославские свв. Описания иконы Ярославские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских Святых Дни памяти Святых указаны по новому стилю СВЯТИТЕЛИ Александр, епископ Переславский — 27 мая и 5 июня Антоний, епископ Ростовский (+1336) — 23/5 июня Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский (+ 1772) — 12 марта Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (t+1481) — 5 апреля Вассиан II, архиепископ Ростовский (+ 1516) — 7 февраля Григорий Премудрый, архиепископ Ростовский (+ 1416) — 16 мая Димитрий, митрополит Ростовский (+ 1709) — 4 октября и 10 ноября Дионисий Грек, архиепископ Ростовский (+1426) — 31 октября Ефрем, епископ Ростовский (+1119) — 5 июня Ефрем, архиепископ Ростовский (+1454) — 9 апреля Иаков, епископ Ростовский (+1391) —10 декабря Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский и Черноморский (+ 1867) - 13 мая Игнатий, епископ Ростовский (+1288) — 10 июня Иннокентий, епископ Иркутский (+1731) 9 декабря — и 22 февраля Иоанн II, епископ Ростовский (+1214) — 23/6 июля Иоанн III, епископ Ростовс[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1962-73.] Собор Ярославских святых. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1962-73 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского). Файл 11171.jpg:   Размер: 880x1200, 1.06 MPix, 182 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (150) , (5) . Описание: [Русь. XVII.] Ярославские святые (блгв. кнн.Василий, Константин и Феодор, Давид и Константин). Русь. Последняя треть XVII в. 122 х 103. Из Троице-Сергиева Варницкого монастыря. В 1929 поступила в Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Файл 11172.jpg:   Размер: 933x1200, 1.12 MPix, 829 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (166) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Ярославские святые. Строгановская школа (Прокопий Чирин/?/). Икона. Русь. XVII в. 31.5 х 27.5. Coleccion Roger Cabal. Париж. Файл 11173.jpg:   Размер: 1000x1200, 1.2 MPix, 233 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (145) , (4) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 11174.jpg:   Размер: 581x1200, 0.7 MPix, 130 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (137) , (4) .

http://pravicon.com/icon-3212

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варфоломей (Любарский), еп. Вятский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Любарский Владимир (Василий) Павлович; 15.07.1699, посад Мена Черниговской губ.- 4(5).06.1774, Вятка), архиеп. Вятский и Великопермский. Из семьи священника, близкий родственник митр. Платона (Любарского) , составившего его биографию. Учился в Черниговской духовной школе (коллегиуме), где был учеником Антония (Сахновского), потом в КДА. По приглашению еп. Гедеона (Вишневского) в 1729-1744 гг. был последовательно преподавателем всех классов, префектом, ректором в Смоленской славяно-латинской школе (семинарии). 25 апр. 1729 г. Гедеоном (Вишневским) пострижен в монашество. В 1738 г. В. назначен игуменом Авраамиева смоленского в честь Положения ризы Богородицы во Влахерне монастыря и членом Смоленской консистории. В 1739 г. (по др. данным, в 1738) В. по оговору иером. Кирилла (Ярошевича), позже казненного в Смоленске, провел 2 месяца в заключении в Тайной канцелярии, но был оправдан. С 29 июля 1745 г. архимандрит Пафнутиева боровского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря и присутствующий в Московской следственной комиссии о раскольниках. По приглашению архиеп. Арсения (Мацеевича) с 1747 г. (по др. данным, с кон. 1745) архимандрит Спасского ярославского мон-ря. Был создателем и фактическим руководителем Ярославской ДС. 9 мая 1758 г. назначен архиеп. Вятским и Великопермским, 19 июня (по др. данным, 19 июля) хиротонисан в Петропавловском соборе С.-Петербурга. 15 окт. 1758 г. прибыл в Вятку. В епархии столкнулся с непорядками и разорением, оставшимися от архиеп. Антония (Илляшевича) . Привел в порядок финансы, решил в пользу архиерейского дома дела о спорных землях, организовал строительство нового кафедрального собора. Восстановил ДС, открытую еп. Лаврентием (Горкой) и переставшую существовать при Антонии (Илляшевиче), пожертвовал в ее пользу собственную б-ку и приобрел для семинарии книги на 2500 р. Инспектором ДС назначил Платона (Любарского), к-рый характеризует В. как умелого и волевого хозяйственника, хорошего проповедника, любителя и знатока латыни и европ. лит-ры. Одним из последних действий В. было распространение воззвания «Краткое увещание» против Пугачева. Погребен в вятском Троицком кафедральном соборе. Собор и захоронение не сохранились. Соч.: Краткое увещание преосв. еп. Вятского и Пермского Варфоломея к народу своей епархии// Платон (Любарский). Иерархии. С. 63-64. Лит.: Платон (Любарский). Иерархии. С. 57-62; он же. Сб. древностей Казанской епархии и др. приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 181-192; История Вятской ДС//Вятские ЕВ. 1868. 1, 2, 4, 12. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/154405.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЗЛОВСКИЙ Алексей Семенович (март 1707-1776), кн., обер-прокурор Святейшего Синода. Сын генерал-майора кн. С. М. Козловского. В 1722 г. поступил солдатом в лейб-гвардии Преображенский полк, затем был офицером в лейб-гвардии Семёновском полку, вышел в отставку премьер-майором. С 1754 г. на гражданской службе. 17 апр. 1758 г. К. был произведен в генерал-майоры и назначен обер-прокурором Синода. Синод обычно следовал указаниям К. только в тех случаях, когда его предложения не находились в резком противоречии с интересами духовного ведомства. Большое значение имело и отношение имп. Елизаветы Петровны к духовенству, позволявшее Синоду в ряде случаев обходиться без посредничества обер-прокурора. К. не всегда имел возможность оказывать влияние на Синод, что вызывало иногда вмешательство Сената или генерал-прокурора в дела, находившиеся в ведении Синода. По мнению историков, К. не располагал фактическим влиянием на ход дел в церковном управлении. С назначением в 1760 г. генерал-прокурором Сената кн. Я. П. Шаховского позиции обер-прокуратуры в Синоде усилились. Однако после вступления на престол имп. Екатерины II, когда вновь был поднят вопрос о церковных вотчинах, встал вопрос о замене обер-прокурора. 9 июня 1763 г. К. был пожалован чин генерал-поручика и ему было предписано присутствовать в Московской Сенатской конторе. 3 мая 1772 г. вышел в отставку. К. был женат на Марии Алексеевне Заборовской, имел 5 сыновей (в т. ч. Федора († 1770), писателя и поэта) и 2 дочерей. В лит-ре встречается ошибочное утверждение о том, что дочерью К. была игум. Анфия (в миру Анна), в 1795-1813 гг. настоятельница московского во имя прп. Алексия, человека Божия, монастыря. Игумения являлась его племянницей. Лит.: Барсов Т. В. Свят. Синод в его прошлом. СПб., 1896. С. 293-294; Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Свят. Синода в XVIII и в 1-й пол. XIX ст. Каз., 19002. С. 226-235; Письмо еп. Арсения (Мацеевича) к обер-прокурору Св. Синода [кн. Козловскому]//РА. 1902. Кн. 1. 4. С. 498; Попов М. С. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912; Филиппов А. Н. Каталог членов и обер-прокуроров Свят. Правит. Синода за XVIII в. М., 1916. С. 25; Фруменкова Т. Г. Обер-прокуроры Свят. Синода (1722-1917)//Из глубины времен. СПб., 1994. [Вып. 3]. С. 20-29; Волков С. В. Генералитет Рос. империи: Энцикл. слов. М., 2009. Т. 1. С. 668; Мурзанов Н. А. Словарь рус. сенаторов, 1711-1917 гг.: Материалы для биографий. СПб., 2011. С. 211. А. А. Бовкало Рубрики: Ключевые слова: ВОЛЖИН Александр Николаевич (1860 - 1933), обер-прокурор Святейшего Синода (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916) ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824)

http://pravenc.ru/text/1841692.html

Азбучный предметный указатель к десятому тому Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Цифры показывают номера постановлений. А АКАДЕМИИ: Киевская – упомин. 3177 , 3267 , 3415 ; об оставлении за ней прежних её прав 3286 ; о студентах, желающих пострига 3243 , 3278 , 3293 ; – желающих священства 3280 ; треб. из них учитель в Смоленскую епархию 3357 . Морская – определение в неё недорослей, не прилежащих к приказным делам 3564 . Наук – о назнач. в гимназию при ней преподавателем иеромонаха Арсения Мацеевича 3472 ; объявление от ней о продаже вещей в Синод. Канцелярии 3234 ; треб. от ней оценка глобуса, компаса и атласа 3318 ; – оценка книг 3369 ; упомин. о типографии при ней 3410 ; определ. в неё Новгород. семинариста 3731 . Славяно-греко-латинская Московская – упомин. 3310 , 3326 ; справки и ведомости об учащихся 3217 , 3262 ; треб. ведомость о желающих священства 3280 ; из студентов её – выбир. свящ. в Петропавловский собор 3177 , 3200 , 3279 , 3294 ; – вызыв. в Иркутск 3359 ; – псаломщик в Лондон 3434 ; – в миссию 3658 ; – к обучению ставленников 3454 ; – учителя в школы 3432 ; не разреш. брать из ней учителей в Устюжские школы 3373 ; студенты обучаются манджурскому языку 3237 ; 3375 ; о возрасте поступающих в академию 3638 ; о проповеднике её 3413 ; префект назнач. к свидетельств. Библии 3633 ; о месте для ней в Симонов. и др. монастырях 3370 , 3490 , 3716 ; – в Донском мон. 3745 ; о переводе пяти школ студентов из Николаев. греческого мон. в Заиконоспасский 3698 . АЛЕКСАНДРИЯ – о вывозе туда оставшихся после Фиваидского митрополита вещей 3195 , 3249 , 3255 . АНАФЕМА (См. Отлучение от церкви ) – о снятии её 3499 . АНТИМИНСЫ – об отправке его к новопостроенной для новокрещёных церкви 3310 ; – для Николо-Труниловской в С.-Петербурге 3334 ; о хранении их – в инструкции поповск. старосте 3338 . АПТЕКА – устраив. при Новгород. семинарии 3559 . АРМЯНЕ – разреш. им постр. церкви в С.-Петербурге 3517 , 3574 ; присоединение к православию их архиепископа 3541 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, несчастному старику хватило и нескольких ударов. Он умер от боли и унижения, и Иоаким, архиепископ Ростовский, сам известный просветитель, открывший в Ростове Славяно-латинскую школу, подал в Синод жалобу на отца Арсения. По реакции Синода видно, сколь мало придавали тогда значения самому факту телесных наказаний, – как справедливо замечает епископ Диомид, «те, кто проявлял слабость к подчиненным, сами должны были нести ответственность» 14 , – законоучителю посоветовали «пытать впредь бережнее». Сам факт смерти игумена Трифона предпочли забыть. Казалось, что такой жестокий опыт должен бы навсегда отвратить иеромонаха Арсения от практики побоев, но уже в бытность его митрополитом так же, «кошками», был наказан нерадивый священник, запустивший церковь свою до безобразия. Впрочем, предположение П. Лизунова о том, что Арсений Мацеевич собственноручно исполнял свои приговоры, вряд ли истинно. Предание, переданное протоиереем Диевым, об имевшем место наказании кнутом самого Арсения в Казани 15 , тоже, скорее всего, недостоверно и имеет, как замечает Попов, целью своей хоть както очистить имя Арсения Мацеевича от этого эпизода 16 . Дважды в эти годы Арсений Мацеевич участвует в увещевании расколоучителей. Оба раза это были священники: олонецкий поп Евтихий (Максимов) и игумен Мошенского монастыря Иоасаф. Последний вдохновившись небесным видением, ушел в раскол сам и совратил весь свой монастырь. По итогам бесед иеромонах Арсений напишет один из самых замечательных полемических трудов «Увещание Бывшему Мошенского монастыря игумену Иоасафу, за раскол в Соловецком в заключении держащемуся, мною нижайшим в тойже обители соловецкой сочиненной». Впрочем, эти случаи не входят в предмет нашей статьи. Отец Арсений не участвовал в суде над раскольниками. Иоасаф вообще был уже осужден и содержался в Соловецком монастыре 17 . В 1739 г. Арсений Мацеевич был привлечен и к делу капитана Возницына. Последний, совращенный еврейским откупщиком Борухом Лейбовым, снял с себя крест, выбросил из дому иконы, отказывался принимать «нечистую» пищу и, наконец, поехав в Польшу, обрезался.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

Это дело Святейшим Синодом, потом Императрицей, решено: сан Митрополита и священства снять, а оставить, по старости его лет, при нем только монашеский чин; от гражданского суда и истязания, за оскорбление Ее Императорского Величества, освобождается, послать же в отдаленный монастырь, под смотрение разумного начальника, чтобы невозможно ему было ни письменно, ни словесно развращать простых людей, а потому бумаге и чернил ему не давать, о чем и сообщить во все Епархии, для известия духовенству. И в ссылке не воздержал колкость своего языка, произнося хулы на верховное правительство, особ духовных и светских, облекая укоризны видом пророческого предсказания. Говоря об одной высокой особе, предсказывал обстоятельства скоропостижной ее кончины. По причине такого нескромного поведения, Святейшим Синодом был переводим в разные монастыри, от одного Настоятеля к другому, сначала в Ферапонтов Белоезерский, потом в Николаевский Корельский, а отсюда в Анзерский, близ Соловецкого монастыря. По причине умножившихся разных толков в народе, Мацеевич, по распоряжению верховного правительства, вызван в С.-Петербург. Здесь, в тайной Экспедиции, известным тогда сыщиком Шишковским, произведено было об Арсении новое исследование. По этому следствию, в начале 1768 года, Мацеевич лишен монашества и с прозванием «Андрей враль» заключен в Ревельскую крепость. В крепости, наравне с арестантами, участвовал в крепостных работах, умер 1779 2 года и погребен, по обычаю мирян, на погосте Ревельской церкви Николая Чудотворца. В тесной комнате крепости, обитая с арестантами, на окошке Мацеевич вырезал слова: «Благо ми есть, яко смирил мя еси, Господи». Иван Владимирович Лопухин, собравший подробные сведения о Мацеевиче, в Записках своих (напечатанных в Чтениях Импер. Общества Истории и Древн. Росс, 1860 г., книг. 2), превознося Екатерину II до небес, перечисляет два случая, где сия великая Императрица, по чувству гнева, увлеклась личными предубеждениями, именно: по делу известного содержателя типографии Новикова и по делу Мацеевича, из содержания в монастыре вызванного для заключения в крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010