381-382 АРОН (Аронос, Орион), мч. Римский (пам. 6 июля) - см. Лукия дева, мученица, Арон и др. мученики Римские АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс 382-383 383-384 384-385 АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 385-387 АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) 387-392 АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 392-393 АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда 394-395 395-396 396-397 397-398 398-399 399-401 АРСЕНИЙ (Желиборский Андрей; 1618-1662), еп. Львовский и Каменец-Подольский Западнорусской митрополии АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф 401-403 403-404 АРСЕНИЙ (Митрофанов Алексей Яковлевич; 1804-1859), архим., возобновитель и настоятель Святогорской Успенской пустыни 404-405 405-406 406-407 АРСЕНИЙ (Рябинин Павел Васильевич; 1852-1937), старообряд., монах, возглавлявший странников-статейников 407-408 408-409 409-416 АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором 416-418 418-419 АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию 419-420 АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ (прибл. 820-887), Католикос Мцхетский, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.) 420-421 АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)

http://pravenc.ru/vol/iii.html

Вашего императорского величества всенижайший раб и богомолец смиренный Арсений архиепископ. 1757 года, августа 15-го дня из Спасского монастыря, Новгородка Северского. 7. Письмо графа Шувалова к митрополиту Арсению Мацеевичу об устройстве серебряной раке для святителя Преосвященнейший владыко, Ее императорского величества соизволение есть к мощам святого Димитрия митрополита ростовского новоявленного чудотворца сделать здесь серебряную раку 3 ; но прежде необходимо надлежит иметь с гроба, в котором почивают мощи его святые, меру длине, ширине и вышине, а притом, план и профиль: за чем отправлен при сем к вашему преосвященству с нарочным кабинет-курьером архитектуры гезель, Александр Кокоринов; того рода ваше преосвященство благоволите оному гезелю Кокоринову объявленную меру при присутствии вашем снять позволить. Вашего преосвященства послушный слуга граф Петр Шувалов. В 17-й день декабря 1757 года. 8. Его же инструкция, данная кабинет – курьеру Гавриле Побединскому для устройства раки. По имянному ее императорского величества указу ехать вам архитектуры с гезелем Александром Кокориновым в Ростов и по приезде явиться и посланный с тобою конверт подать тамошнему преосвященному митрополиту Арсению, и при его преосвященстве приказано объявленному гезелю Коринову с гроба, в котором почивают мощи святого Димитрия митрополита ростовского новоявленного чудотворца, снять меру длине, ширине и вышине, а потом план и профиль, ехать со всем оным обратно в Санкт-Петербург, почтовых подвод по себя и по гезеля Кокоринова по взятой из ямской канцелярии подорожной брать до Ростова и обратно по четыре. В 17-й день декабря, 1757 года. Подписал генерал-фельдцейхмейстер и кавалер граф Петр Иванович Шувалов. 9. Письмо Адама Олсуфьева к митрополиту Арсению Мацеевичу о раке для святителя Димитрия Преосвященнейший владыко, милостивый государь мой! По высочайшему ее императорского величества повелению отправлено из кабинета с вручителем сего господином майором Шадеевым, сделанная на мощи святителя Димитрия, митрополита ростовского, новоявленного чудотворца, серебряная рака, с тем, чтоб оная хранилась в Ростове впредь до указу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Доселе в устах Русских сохранились сказания о ссылочном Мацеевиче, не столько со стороны предосудительной, как доброй. Вначале настоящего столетия возник вопрос о том, что Мацеевич сослан был сначала в Нижегородский Благовещенский монастырь, потом, по закрытии оного, отправлен в Сибирь, первоначально в Нерчинский Успенский, наконец, в Селенгинский монастырь, но на дороге в оный, будучи сопровождаем солдатом городовой команды, Афанасием Блиновым, скончался, не доезжая до Верхнеудинска, 13 июня 1773 года и что на Верхнеудинском городском кладбище, на могиле Мацеевича, построена часовня жителями, почитающими это место за гроб бывшего Митрополита Ростовского. К разрешению этого вопроса, поместим здесь письмо Иркутского Епископа Михаила к издателю Истории Российской Иерархии, Пензенскому Епископу Амвросию, писанное от 21 июня 1816 года. «Недавно отыскал я в моей Консистории дело, которое много объясняет сообщенное вам, Действительным Тайным Советником, Сенатором и Кавалером Лопухиным, известие о месте погребения оного Арсения. Я почти уверен, вместе с почтенным Иваном Владимировичем, что оный бывший Митрополит конечно в Сибири не был и что сюда послан был другой Арсений, и ныне прославляется под именем первого. Обстоятельства, убеждающие меня к сему уверению, суть следующие: 1) известно, что Ростовский Арсений лишен монашества и назван Андреем, а Верхнеудинский наш Арсений официально в вышеозначенном деле, начавшейся перепиской Иркутской Губернской Канцелярии с Иркутской Духовной Канцелярией, в исходе 1767 года по 25 июля 1773 года, именуется иеромонахом Арсением. 2) А, что он, действительно, был таковым, сие доказывается тем, что благословлял людей по-священнически и по дозволению бывшего тогда Иркутского Епископа Софрония, приобщался Святых Таин в священнических ризах и в алтаре, с прочими иеромонахами. 3) Первому, как досказывает Иван Владимирович Лопухин, производилась, в заключении его Ревельском, сперва гривенная порция, а последнему, в заштатном Нерчинском Успенском монастыре, двухкопеечная, без всякой прибавки о которой просил в 1768 году оного монастыря Игумен Исайя чрез Консисторию, но не получил оной в пользу несчастного.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

Предсказывал он и смерть митрополита Димитрия (Сеченова) такими словами: «Язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь». Дело кончилось тем, что был послан донос, в котором говорилось, что архимандрит монастыря почитает монаха Арсения за первого члена Синода, целует его руку, даже приказывает читать в церкви его слова, поучительные его сочинения с некоторыми толкованиями оскорбительными. В результате этого доноса, по приказанию императрицы, Арсений был лишен и монашества и под именем Андрея Враля заключен в Ревельскую крепость, в каземат на водяных воротах, представлявший из себя почти могилу в 10 футов длины и 7 ширины. Его одели в арестантский халат. Здесь он и скончался. Народ сострадал о нем как о несчастном пастыре, считал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником Православия. О нем сохранилось несколько преданий, одно из них мы здесь приводим. В 1772 году Арсений сильно заболел и велел позвать священника. Последний, войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: «Вы мне сказали, что надо исповедовать и приобщить преступника, а передо мной стоит на коленях архипастырь в полном облачении». Тогда пристав вошел со священником в тюрьму. На койке лежал арестант, который сказал духовнику: «Сын мой, пред тобой не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение неизреченной милости Божией. Это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела». В связи с тем, что митрополит Арсений был лишен святительского сана по политическим мотивам, на последней сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 15/28 июня 1918 года, он был восстановлен в сущем сане. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года митрополит Арсений был причислен к лику святых. Труды: Увещание бывшему Мошенскому игумену Иоасафу, за раскол в Соловецком заключении содержащемуся, мною нижайшим в той же обители Соловецкой сочиненное//Православный собеседник. – 1861, т. 3. Обличение неправды раскольническия. – М., 1745.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Радуйся, гонение лютое за Церковь Русскую от лжебратии потерпевший; радуйся, яко в страданиях имя Божие возвеличивший. Радуйся, святителю Арсение, Ростовский чудотворче. Кондак 8 Странное житие возлюбивший, являеши нам образ милосердия, поминая убо Слово Христово «како неудобно есть богату внити в Царствие Божие», имение свое щедро нищим раздаяше, ничтоже помышляюще себе оставити. Темже великую монашескую добродетель совершенно исполнил еси, отче Арсение, нестяжанием на земли, сокровиществовал еси на небесех, идеже ныне с лики святых поеши Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вся повеленная в законе Божием исполнил еси, постническое житие прохождаше, сердцем и усты непрестанно молитву творяше, сосуд сердечный очистил еси и паки елеем милости и любви благодатно наполнил еси. И како подобаше, достойно убо Жениха душ и телес наших со светильником горящим сретил еси и в Чертог Преукрашенный с мудрыми вшел еси. Ныне же с горних высот на ны милостиво взирая, приими от нас похвалу сию: Радуйся, яко милосердием своим Всемилостивому Богу подражатель явивыйся; радуйся, яко любовию к ближнему человеколюбцу Христу уподобивыйся. Радуйся, в постническом житии живущим споспешниче; радуйся, поучающимся в молитве помощниче. Радуйся, учителю добродетельнаго жития по Бозе; радуйся, яко наслаждаешися плодами своих добродетелей в Райских чертозех. Радуйся, яко страданиями вельми убеливыйся; радуйся, яко в брачной ризе нетления на пир Домовладыки Христа достойно явивыйся. Радуйся, святителю Арсение, Ростовский чудотворче. Кондак 9 Всякий глагол изнемогает в описании страданий твоих, отче многострадальне Арсение, видим бо, како тя славнаго служителя Христова, архиерейскою властию свыше облеченнаго, по слову царицы из сана извергают, монашескаго чина лишают и некиим Андреем Вралем глумящеся нарицают. Вемы, яко страдания души твоея превосходят озлобления телесныя. Ты же, вся сия претерпевше, с дерзновением пел еси Богу: Аллилуиа. Икос 9 Ветии суемудреннии умолкоша, не могущи уразумети Силу Божию, яковая в немощи совершается, егда по немощи страха ради иудейска никтоже из народа в защиту невиннаго страдальца глас свой возвыси, тогда благовест ростовских звонниц чудесно архипастыря-изгнанника тя приветствова. Мы же чудеси сему дивящеся, прославляем тя, отче Арсение, пении таковыми:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Суд приговорил митрополита Арсения к лишению сана. С него в присутствии императрицы сняли архиерейские одежды и сослали его в Никольский Корельский монастырь Архангельской губернии простым монахом. Но и там, отданный под стражу, с запрещением давать ему бумагу и чернила, он не смирился. Обаянием своей сильной личности он привлек на свою сторону не только архимандрита с братией, но и приставленный к нему караул с их начальником подпрапорщиком Алексеевским. В их присутствии он говорил " крамольные речи " о том, что императрица Екатерина II " наша не природная, да и не тверда в законе нашем и не надлежало ей престола принимать " . Говорил о правах на престол Иоанна Антоновича, замечая при этом: " Лучше было, кабы ее величество за него вступила в супружество, то бы-де ей уже и престол следовал, а ее величество с ним не в ближнем родстве... И Синод бы дозволить мог " . Лучше-де ей за Иоанна Антоновича идти, нежели за Орлова " . Предсказывал он и смерть митрополита Димитрия (Сеченова) такими словами: " Язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь " . Дело кончилось тем, что был послан донос, в котором говорилось, что архимандрит монастыря почитает монаха Арсения за первого члена Синода, целует его руку, даже приказывает читать в церкви его слова, поучительные его сочинения с некоторыми толкованиями оскорбительными. В результате этого доноса, по приказанию императрицы, Арсений был лишен и монашества и под именем Андрея Враля заключен в Ревельскую крепость, в каземат на водяных воротах, представлявший из себя почти могилу в 10 футов длины и 7 ширины. Его одели в арестантский халат. Здесь он и скончался. Народ сострадал о нем, как о несчастном пастыре, считал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником православия. О нем сохранилось несколько преданий, одно из них мы здесь приводим. В 1772 году Арсений сильно заболел и велел позвать священника. Последний, войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: " Вы мне сказали, что надо исповедывать и приобщить преступника, а передо мной стоит на коленях архипастырь в полном облачении " . Тогда пристав вошел со священником в тюрьму. На койке лежал арестант, который сказал духовнику: " Сын мой, пред тобой не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение неизреченной милости Божией. Это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела " .

http://pravoslavie.ru/5201.html

12 августа 1762 года Екатерина  II издала манифест, в котором церковные земли передавались в управление Церкви. Но надежды духовенства оказались напрасными, уже 29 ноября 1762 года ею был издан указ об учреждении Особой Комиссии о церковных имениях. Главной задачей Комиссии было выяснение «истинных доходов от церковных имений», и, соответственно этому, учреждение «штатов», то есть жалования из казны. Для этого было предписано провести опись церковных имуществ с. 728]. В такой ситуации митрополит Арсений не мог молчать. В Неделю Православия 9 февраля 1763 года он совершил с собором ростовского духовенства праздничное богослужение с положенным анафематствованием еретиков и врагов Церкви, в тексте которого он сделал, однако, собственные дополнения: «Вси насильствующии и обидящии святии Божии церкви и монастыри, отнимающе у них данная тем... имения... яко крайние врази Божии, да будут прокляти» с. 200]. На второй неделе Великого поста 1763 года к митрополиту Арсению прибыл Переяславльский епископ Сильвестр (Старогородский), который был назначен в состав учрежденной комиссии и оставил владыке Арсению инструкцию императрицы от 29 ноября 1763 года. В этой инструкции излагалась система управления церковными вотчинами: 1) чтобы содержание духовенству назначить не роскошное; 2) богатые средства церковных вотчин употребить на народное просвещение: на устройство школ, гимназий, академий; 3) остатки доходов употребить на правильно организованную общественную благотворительность с. 111]. Ознакомившись с этой инструкцией, 6 марта 1763 года митрополит Арсений отправил в Святейший Синод первое письмо, в котором излагались критические замечания к манифесту от 12 августа и инструкции от 29 ноября 1763 года с. 200]. В письме он подчеркивал, что до Петра III все князья и цари признавали за Церковью право собственности на церковные вотчины. Как можно употребить церковный доход на предметы нецерковные? Каноны грозят отлучением всякому восхитителю церковного имущества с. 460 - 461]. Митрополит Арсений напомнил, что в своих манифестах императрица объявила себя защитницей Православия. Комиссия же разослала по монастырям и епархиальным управлениям счетоводные книги, чего не водилось даже при татарских ханах, которые, напротив, прямо признавали церковное землевладение. Владыка писал, что узникам и призреваемым жить легче, чем архиереям. Те никому не дают отчета в употреблении милостыни. «Горе убо нам, бедным архиереям, яко не от поган, но от своих, мнящих быти овец правоверных, толикое мучительство претерпеваем» с. 6].

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Возсиял еси светом учения Христова стране ростовстей, темныя просвещая, неверныя призывая, заблудшия в церковь возвращая, благолепием церковных богослужений многия люди ко Христу привел еси и сущия в расколе в лоно Матери Церкви с любовью возвратил еси, отче Арсение. Наипаче же ныне, имея дерзновение ко Святей Троице, умоляй за ны, грешныя, помощи твоея требующия и хвалу тебе возсылающия с пением таковым: Радуйся, истинный образ веры и благочестия; радуйся, яко меч острый посекаяй злочестия. Радуйся, насадителю божественных учений; радуйся, богомудрый возвестителю божественных велений. Радуйся, добрый делателю винограда Христова; радуйся, истинно славящий пресладкое имя Иисусово. Радуйся, заблудших на путь спасения возвращение; радуйся, в недуги многия впадших скорое исцеление. Радуйся, святителю Арсение, Ростовский чудотворче. Кондак 7 Хотящи Церковь Православную озлобити, по наущению диаволю, российская самодержица указ написаше, тако убо земли церковныя изымати, монаси изгоняти, монастыри закрывати и прочия безумныя глаголы. Ты же, отче честный, яко отец чадолюбивый и верный архипастырь в защиту Матери Церкви мужественно восста, нечестивыя деяния царицы осудил еси, всем сердцем вопия Богови: Аллилуиа. Икос 7 Наста время подвига твоего, един бо из многих осмелился еси возвысити глас свой в защиту Церкви, за сие лютая в злобе своей, яко новая Евдоксия, царица русская воздвиже на тя гонение, ты же, терпеливодушне отче Арсение, за истину даже до смерти, подобно Златоустому Иоанну, смиренно претерпевая, горькую чашу страданий до дна испил еси, за сие ублажаем тя, поющи: Радуйся, добрый инок, за иноческия обители до смерти постоявший; радуйся, с сильными мира сего за Церковь Христову брань сотворивший. Радуйся, смиренномудрый воин Христов, горькую чашу страданий до дна испивший; радуйся, коварства демонския и хитросплетения злобных служителей тьмы посрамивший. Радуйся, сладкое блаженство райское, уготованное святым, улучивший; радуйся, славу Богови вкупе с горними силами радостно воспевший.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

— Но главное зло — это октябрьская революция. — Если бы не было февральской революции, то не было бы и октябрьской. Возможно, что октябрьская революция не произошла бы, если бы не было многомиллионной финансовой помощи Германии большевикам. А если бы демократические США осудили бы Троцкого за терроризм, то тоже может быть, революции бы не было. Однако они его не осудили, а, снабдив деньгами, выделили для него и его банды целый корабль и прислали их в Россию. Государь Николай II ompekcя от престола с условием, что его примет Англия. Согласие было получено. Но через несколько месяцев на запрос Временного правительства о возможности приезда Государя, из Англии был получен отказ, который на дипломатическом языке звучал так: «Правительство ее королевского величества не настаивает на приезде императорской семьи в Англию». Если бы Англия приняла бы к себе императора, то, может быть, возле него собрались бы здоровые монархические силы? И тогда, может быть, коммунисты бы не устояли? Однако, зачем Англии сильный конкурент? Но разве все эти факты известны широкому кругу наших соотечественников? — Это риторический вопрос. Тогда нужно было начинать искать причины революции в том, что Петр I yhuчmoжuл Патриаршество? — Ну и что? Что изменило бы, если бы был Патриарх? — Церковь была бы более свободна… — Неизвестно, была бы, или не была. Гадать, что было бы, не метод истории. Мы можем только обращаться к прецедентам. Кто осудил великого святого Иоанна Златоустого? Собратья-иерархи. Императрица Евдоксия приказала, они и осудили. Известно, что византийские императоры-еретики ставили и патриархов-еретиков, и низлагали православных Патриархов. Кто дал согласие на низложение причисленного ныне к лику святых митрополита Арсения (Мацеевича)? Синод. Императрица Екатерина приказала, и никто возражать не стал, и его сгноили в Ревельской тюрьме в башне «Толстая Маргарита». А если бы иерархи решительно и дружно встали бы на его защиту — тогда посмотрели бы мы на матушку императрицу. А если бы был Патриарх, и он один самоотверженно вступился за митрополита Арсения, не отправился ли бы он еще дальше несправедливо осужденного митрополита?

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-i...

Лит.: Христианские мученики, пострадавшие на Востоке с времени завоевания турками К-поля/Пер. П. Соколова. СПб., 1862. С. 100-101; Белокуров С. А. Собирание патриархом Никоном книг с Востока//ХЧ. 1882. 9-10. С. 38-39; С. Oдhoшaju nampujapxa са Pycujoм у XVII в.//ГСКА. 1900. 58. С. 244-270; Турилов А. А. Эпизод болгаро-сербско-русских связей сер. XVII в.: Гипотеза о происхождении Карловацкой рукописи «Сказания о письменах» Константина Костенецкого//Славяноведение. 2. С. 87-97. А. А. Турилов, мон. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) КИРИЛЛ I [серб. Кирил], свт. (пам. 30 авг., в Соборе Сербских святитителей), патриарх Печский Сербской Православной Церкви с 1407 или 1409 (?) по 1418 г. АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/161337.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010