Глинская пустынь во второй половине XVIII – начале XIX века (1764–1817) Глава III Во второй половине XVIII века огромное влияние на жизнь всех русских монастырей оказала проводимая Екатериной II политика секуляризации 279 монастырских земель, то есть передача их из духовного ведомства в ведение государственного светского учреждения – Коллегии экономии. По узаконению от 20 февраля и «Духовным штатам» от 26 февраля 1764 года у монастырей были отобраны их вотчины, а на содержание обителей назначены штатные оклады по трем классам. Безвотчинные монастыри либо упразднялись, либо были оставлены «на своем содержании» (за штатом). В результате секуляризации произошло огромное сокращение числа монастырей и монашествующих. По итогам 1764 года из 954 монастырей более половины (569) были упразднены, за штатом оставались 161 280 . Попытки выступлений против секуляризации отдельных представителей духовенства, например Арсения Мацеевича , были обречены на провал 281 . В 1786 году узаконение 1764 года распространилось на Малороссию, а в 1788 году – на Харьковскую, Воронежскую, Екатеринославскую губернии и Курское наместничество. (Курское наместничество было учреждено в 1779 году, и Глинская пустынь вошла в состав его Путивльского уезда 282 .) До сих пор исследователи истории Глинской пустыни считали всю вторую половину XVIII и начало XIX века временем упадка материального благосостояния обители 283 , когда положение ее было плачевным 284 . Однако обнаруженные нами документы 285 с полным основанием позволяют разделить этот период еще на два: предсекуляризационный (1764–1788) – период не только достатка, но даже некоторого улучшения благосостояния обители, и послесекуляризационный (1789–1817) – период действительно резкого ухудшения материального положения Глинской пустыни и сокращения числа ее насельников. Однако упадок коснулся лишь хозяйственной, но никак не духовной жизни обители, которая никогда не ослабевала, а, напротив, непрерывно возрастала. Как для первого, так и для второго периода характерна частая смена настоятелей (сведения обо всех настоятелях Глинской пустыни сохранились, начиная с 1764 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Волховский [Вольховский] I; † 15.02.1776, Ростов Вел.), еп. Ростовский и Ярославский. Род. в Полтавской губ., из духовного сословия. Обучался в Харьковском духовном коллегиуме, затем в Киевской академии, по окончании к-рой был назначен учителем в Харьковский коллегиум, вскоре вызван в МДА в качестве проповедника. В мае 1745 г. в ТСЛ принял постриг с именем А. и в том же году был назначен префектом только что учрежденной Троицкой семинарии, с 1748 г. профессор богословия и ректор семинарии. С дек. 1749 г. келарь лавры. 23 февр. 1753 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем ТСЛ. 23 апр. 1758 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского (в лит-ре встречаются также др. даты хиротонии). 18 июля 1762 г. на созванном по повелению императрицы Екатерины II совместном заседании Сената и Синода, на к-ром обсуждались способы обеспечения содержания духовенства, А. вместе с др. архиереями-малороссами не поддержал проект Сената. Проект предусматривал сохранение за Церковью имений, при этом половина доходов с них должна перечисляться в казну. А. предложил сохранить за Церковью свободное управление имениями при условии ежегодной выплаты гос-ву 300 тыс. р. В нач. марта 1763 г. А. вместе с др. архиереями подписал доклад императрице, в к-ром послание Ростовского митр. сщмч. Арсения (Мацеевича) , содержавшее протест против конфискации церковных имений, расценивалось как «оскорбление Ее Императорского Величества». После подачи доклада императрице против митр. Арсения было начато дело и он был арестован (по преданию, священномученик обличил А., предсказав ему мучительную смерть). А. стал преемником митр. Арсения на Ростовской и Ярославской кафедре (26 мая 1763). Вероятно, в это же время А. был назначен членом Святейшего Синода. Вместе с митр. Новгородским Димитрием (Сеченовым) и митр. Московским Тимофеем (Щербатским) , сопровождавшими императрицу из Ростова в Москву в мае 1763 г., А.

http://pravenc.ru/text/76882.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Положение церковного управления в XVIII — начале XX в. К оглавлению При преемниках Петра I в новой столице России Санкт-Петербурге (1725—1741) секулярные тенденции все более усиливаются. В первую очередь были подорваны экономические основы независимого положения Церкви. С этой целью в 1726 г. Синод разделили на два Департамента. Первому, состоявшему из шести членов Синода, теперь уже только из одних архиереев, была поручена сфера духовной деятельности. Второй же, состоявший исключительно из лиц светских, брал под свой контроль не только церковные земли, но и вообще все имущество Церкви. В годы правления Петра I (1727—1730) второй Департамент Синода был переименован в коллегию экономии синодального правления. Таким образом, оставалось сделать последний шаг для полного подчинения аппарата, ведающего экономической жизнью Церкви, а через него и самой этой жизни прямому контролю со стороны государства. Этот шаг был сделан в период «бироновщины», когда в 1738 г. названная коллегия была вместе с Дворцовым и Казенным приказами передана Сенату. В царствование Елизаветы Петровны (1741— 1761) в отношении Русской Церкви имело место заметное потепление. Но сама императрица, всячески выражая свое благочестие, мало что изменила. Так, она ответила отказом на доклад членов Синода митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича) и архиепископа Новгородского Амвросия (Юшкевича), поданный ей в 1742 г. Названные иерархи просили императрицу о том, что если ей не угодно будет прямо восстановить патриаршество, то чтобы она установила в Синоде должность Президента (Председателя) с лично принадлежащими ему правами, составила бы Синод из одних только архиереев и упразднила бы в нем должность обер-прокурора, а также коллегию экономии. Между тем императрица не пошла на этот шаг, объявив себя преемницей Петра I и указав, что законы ее отца являются и ее собственными законами По-прежнему церковными делами распоряжался обер-прокурор, и именно в тот период окончательно сложилась консисторская система. Русская Церковь, имевшая значительные земельные имущественные владения, стремилась сохранить экономическую самостоятельность. Но при Екатерине II, в 1763—1764 гг., Русской Церкви был нанесен еще один серьезный удар императорской властью. Церковные земли были переданы государству под предлогом использования доходов с них для дел просвещения, в действительности же они поступали в общегосударственную казну, из которой на церковные нужды выделялась всего 1/8 часть доходов с секуляризованных земель.

http://sedmitza.ru/lib/text/436399/

Амвросий, архиепископ Новгородский и Великолуцкий (Юшкевич Андрей) Родился около 1690 года в Малороссии. Первоначальное образование получил в польской школе, а окончательное – в Киевской духовной академии, где был оставлен учителем. В 1731 году принял монашество и священный сан и назначен настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря. В 1734 году отозван в Санкт-Петербург для присутствия на заседаниях Святейшего Синода. В 1734 году возведен в сан архимандрита Московского Симонова монастыря. В том же году переведен настоятелем Ипатьевского монастыря. 2 февраля 1740 года – епископ Новгородский и Великолуцкий, 3 августа того же года возведен в сан архиепископа. Скончался 17 мая 1745 года. Погребен в притворе соборного храма Рождества Богородицы в Антониевом монастыре Новгородской епархии. Будучи игуменом Виленского Свято-Духова монастыря, отец Амвросий за ревность к Православию терпел от католиков и униатских властей много неприятностей, оскорблений и даже истязаний. По этой причине он был отозван в Санкт-Петербург, где участвовал в заседаниях Святейшего Синода. В Санкт-Петербурге он привлек всеобщее внимание своими выдающимися проповедями. Членом Святейшего Синода преосвященный Амвросий был до конца жизни. Получив в управление Новгородскую епархию, архиепископ Амвросий с особенной любовью занялся устройством духовной семинарии в Антониевом монастыре, которую ему удалось открыть в октябре. Для этой семинарии он пожертвовал свою громадную библиотеку. С именем преосвященного Амвросия связаны две попытки восстановить патриаршество (5 апреля 1742 года и 10 мая 1744 года). Преосвященный Амвросий вместе с митрополитом Арсением (Мацеевичем) представили императрице Елизавете Петровне свой проект реформы высшего церковного управления. Труды: Основательное показание разностей между греческою и римскою папскою церковью (в рукописи). Проповеди: на бракосочетание принцессы Анны Леопольдовны. – СПб., 1739; в высочайший день рождения... императрицы Елисаветы Петровны. – СПб., 1741; на восшествие ее в Москву. – М., 1742; в день коронации. – М., 1744; в день архангела Михаила. – М., 1742; на мир с Швецией. – М., 1742; в день восшествия императрицы Елисаветы на престол. – М., 1743; на 15 июля 1744 года. – М., 1744.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ростовские свв. Описания иконы Ростовские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного синода Русской православной церкви 10 марта 1964 года. Празднование 23 мая (5 июня) совпадает с днём памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. Святители и чудотворцы Авраамий, Исайя, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV — начала XVI века. Агафангел (Преображенский) — митрополит Ярославский Арсений (Мацеевич) — митрополит Ростовский Антоний — епископ Ростовский Вассиан (Рыло) — архиепископ Ростовский Вассиан II — архиепископ Ростовский Василий (Преображенский) — епископ Кинешемский Григорий Премудрый — архиепископ Ростовский Димитрий (Туптало) — митрополит Ростовский Дионисий Грек — архиепископ Ростовский Ефрем — архиепископ Ростовский Иаков — епископ Ростовский Игнатий (Брянчанинов) — епископ Кавказский и Черноморский Игнатий I — епископ Ростовский Иоанн I — епископ Ростовский Иов — патри[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 2006.] Собор Ростовских святых. Полещук А. (выпускник Иконописной школы 2006 г.). Сергиев Посад. 2006 г. Дипломная работа. Церковь Введения Троице-Сергиева Варницкого монастыря. Ростов Великий. Файл 9678.jpg:   Размер: 779x1200, 0.93 MPix, 215 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (241) , (3) . Описание: [Ростов. XV.] Ростовские святые (свт. Леонтий, Исаия, Игнатий Ростовские, прпп. Сергий Радонежский, Авраамий Ростовский с блж. Максимом Московским и Исидором Ростовским). Икона. Ростов. Конец XV - начало XVI века. 71 х 66. РЯХМЗ. Ростов Великий. Файл 9679.jpg:   Размер: 871x1200, 1.05 MPix, 240 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (148) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Боголюбская с припадающими Ростовскими святыми (слева направо/по диагоналям/: свтт. Леонтий, Исаия, Игнатий, блж. Исидор и свт. Иаков, прп. Авраамий, св. Иоанн, прп. Петр.). Икона. Русь. XVII в. Этой иконой встретили св. Димитрия Ростовского.

http://pravicon.com/icon-2799

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография священномучеников АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГРИГОРИЙ И КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Михайлович Громогласов (1869 - 1937),прот., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая)

http://pravenc.ru/rubrics/123222.html

Мосальское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2016 и 2019. Адрес: Воронежская область, Каширский район, село Мосальское, Советская улица, дом 63 Координаты: 51.339123, 39.538886 Проезд:по автодороге Колодезный - Каширское Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Мосальское, Рождества Пресвятой Богородицы церковь В 2016 году в селе Мосальское Каширского района Воронежской области на месте разрушенного храма на пожертвования начато строительство нового Рождество-Богородицкого храма. О храмах наиболее ранние сведения содержатся в Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов: «…а в селе церковь Рождество Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа да тёплой храм Пречистыя Богородицы Курския, да предел мученика Христова Андрея Стратилата, древяны, клецки, а у Рождества Христова верх шатровой, а в церквах образы, книги и ризы, и колокола, и всякое церковное строение вотчинное». Неизвестно, когда и кем были основаны церкви, но придел Андрея Стратилата, очевидно, создал князь А.Ф. Мосальский в честь своего святого покровителя. В середине XVIII столетия взамен исконно существовавших деревянных храмов возводится каменный. Церковь Рождества Христова «строением начата» в 1754 году по благословенной храмоздательной грамоте ростовского митрополита Арсения (Мацеевича). 5 сентября 1771 года священник Степан Иванов подал прошение епископу Афанасию об освящении тёплого придела Рождества Пресвятой Богородицы. Но, видимо, обнаружились какие-то препятствия – придел был освящён 24 мая 1775 года архимандритом Борисоглебского монастыря Венедиктом. С течением времени завершается основной храм. В начале сентября 1787 года священник Кондрат Иродионов подал прошение архиепископу Арсению (Верещагину) об освящении престола и выдаче антиминса, поскольку «ныне и вышеписанная настоящая церковь всем приличествующим церковным благолепием убрана и украшена и к освящению состоит в готовности».

http://sobory.ru/article/?object=51137

Ростов. Митрополичий двор. Церковь Григория Богослова. Карта и ближайшие объекты В Ростове при архиерейском дворе (с юга, со стороны озера) существовал небольшой монастырь строгого устава (не случайно он назывался “Григорьевский затвор”, церковь Григория Богослова на этом месте стоит и сейчас), там читали по-гречески, совершенствовались в классической учености, изучали святоотеческие творения в подлиннике. Не случайно святитель Стефан становится монахом Григорьевского затвора. Церковь Григория Богослова (1680-е гг.) - церковь приписного, то есть целиком зависимого от митрополита бывшего Григорьевского монастыря. На первый взгляд, Григорьевская церковь своим многоскатным завершением и пятиглавием близка другим кремлевским церквам. Но у нее мы не находим ни аркатурно-колончатого пояса, ни изразцового, ни богатых наличников. Во время пожара 1730 г. особенно сильно пострадала церковь Григория Богослова - в ней сгорел иконостас. Церковь Григория Богослова построена в 1680 г. возле южной стены Ростовского кремля. Неизвестно, была ли в XVII в. церковь Григория Богослова, подобно всем прочим церквям Ростовского архиерейского дома, украшена фресковой росписью. В 1740-х г.г. при архиепископе Арсении Мацеевиче интерьер Григорьевской церкви был оформлен плафонной клеевой живописью и лепниной. Стены храма членятся внутри каннелированными пилястрами, пространство между которыми заполнено белой лепниной с мотивами картушей, цветов и раковин. Их грубоватые и сочные формы, выполненные с большим темпераментом и причудливым декоративным вкусом, выдают руку талантливого мастера из простого народа. В картушах помещены евангельские сцены. В барабане «Отечество». На северной стене «Рождество Богоматери», на южной «Вход в Иерусалим», на западной «Благовещение», «Преполовение» и «Беседа с Никодимом». В алтаре «Саваоф», «Моление о чаше» и «Тайная вечеря». В 1884 г. интерьер церкви Григория Богослова был поновлен в русском стиле артелью Н.М. Сафонова. Реставрация проходила под наблюдением Московского Археологического Общества на средства крестьянина Ивана Алексеевича Рублева. Во время этой последней реставрации была переписана живопись в картушах. В центральном кубе в нижней части западной стены написаны новые клейма: «Изгнание торгующих из храма», «Нагорная проповедь» и «Насыщение 10 тысяч десятью хлебами». На восточной стене трапезы написана фигура Антония Римлянина, плывущего на камне из Рима в Новгород. Оконные откосы заполнил измельченный травной орнамент в «русском» стиле, состоящий из красных и зеленых побегов на желтом фоне. Перегруженный деталями травной узор сверху донизу покрыл своды и стены трапезы, паперти и притворы. Церковь стала походить на затейливую сказочную шкатулку. Тогда же в окна были вставлены узорчатые рамы с цветными стеклами.

http://sobory.ru/article/?object=00591

Северодвинск. Николаевский Корельский монастырь. Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664-1667 годах была возведена Успенская церковь с приделом (с 1887 г.) в честь Боголюбской иконы Божией Матери (построен в 1664 г., освящен 10 ноября 1667 г.). В Успенской Церкви иконостас одноярусный столярной работы с позолотою на полименте. По правую сторону Царских врат икона Спасителя, Успения Божией Матери, Николая Чудотворца с серебряною ризою имеющую надпись: " Алексия, Николая, Надежду с чадами " . По левую руку: образ Грузинской Божией Матери и Нерукотвореннаго Спаса. Под церковью Успения Божией Матери преосвященным Нафанаилом в 1887 г. была  устроена небольшая церковь во имя Боголюбской Богоматери. В помещении, занимаемом этою церковью, некогда был заключен знаменитый противник Екатерининской церковной реформы, Ростовский митрополит Арсений Мацеевич (1763-1767 гг.). В притворе на стене висит поясное изображение его в двух видах: в одежде крестьянина (в полушубке) и в архиерейском облачении. Здесь же лежит в углу и деревянная колода с железным кольцом, к которому, по преданию, был прикован Арсений. В 1700 г. при Успенской церкви выстроена каменная трехэтажная колокольня, на которой находились колокольные часы и 10 колоколов. Один из колоколов имел такую надпись: " 7189 (1681) года марта I дня по именному великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича, всем Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу, дан сей колокол за государское многолетнее здравие и по его государским родителям в вечное поминовение неотъемлемо при игумене Арсении " будто бы перелит из вечевого Новгородского колокола в 1674 году. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское. На северной стороне от входа в Успенский храм, под каменной часовней (построенной в 1860 г.), погребены сыновья Марфы Борецкой: Антоний и Феликс, утонувшие в устье р. Северной Двины.

http://sobory.ru/article/?object=10780

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010