Как уже говорено выше, у нас в XVII веке приобрел громкую известность, благодаря своему участию в событиях жизни русской церкви за это время, один грек по имени Арсений, которого современники так и звали «Арсением греком» и за которым это имя осталось и во всех письменных памятниках. Современники, поступая так, быть может, желали отличить его от других деятелей Арсениев, бывших в то время в Москве, – киевлянина Арсения Сатановского и Арсения Суханова . Этот Арсений грек, приехав в Москву в числе свиты иерусалимского патриарха Паисия, был оставлен в Москве именно для «риторского учения» и занимался этим делом еще до своей ссылки в Соловки. «Как де был на Москве, – говорил в 1650 году Степан Олябьев, один из числа Московской учащейся молодежи, – Арсений грек, которого сослали на Соловки, и он Степан хотел было учитца по латыни»; как сослали его, он перестал учитца и азбуку изодрал 40 . Этот Арсений грек занимался педагогическою деятельностью в Москве и по возвращении из Соловок. Протопоп Московского Казанского собора Иван Неронов в 1655 году говорил патриарху Никону : «ты его (Арсения грека) взял из Соловецкого монастыря на смуту и устроил того яко учителя, пачеже к тиснению печатному правителя» 41 . В 1657 году брат Арсения грека на обычном допросе в Путивле показал, что едет в Москву с своими старцами «по письму родного брата своего старца Арсения, который учителем на печатном дворе у патриарха Никона » 42 . Кроме того и другие современные свидетельства не оставляют сомнения в том, что известный деятель Никонова времени Арсений грек в бытность свою в Москве по возвращении из Соловок занимался и педагогической деятельностью. По моему мнению, этого именно Арсения грека и разумеет Олеарий; т. е. Арсений грек, учитель греко-латинской школы, о котором говорит Олеарий, есть известный деятель времени патриарха Никона Арсений грек. Теперь – когда же открыта греко-латинская школа этого Арсения грека? Арсений грек приехал в Москву 26 января 1649 г. и все время пребывания в Москве патриарха иерусалимского Паисия числился в числе свиты патриаршей и даже вместе с прочими членами ее получил как «уставщик» патриарший на прощальной аудиенции, данной царем патриарху, «царское жалованье».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Кроме того, около этого же времени патр. Никону были поднесены след. рукописи и книги: 1) в мае 1654 г. патриархом сербским Гавриилом 2 рукописи и 3 книги (неизвестно на каком языке; вероятнее – на славянском); 2) в июне того же года грек Ив. Николаев доставил патр. Никону греческий «лексикон-Варин»; 3) в конце того же года митроп. халкидонским Гавриилом прислана рукописная Псалтырь, принадлежавшая императ. Алексею Комнину; 4) в следующем 1657 году были привезены в Москву 43 греч. печатные книги греком иеродиаконом Мелетием, который нарочно для этого был посылан в Константинополь 151 . О том, сколько греческих рукописей и книг было в патриаршей казне при оставлении патриархом Никоном патриаршего престола, говорит опись этой казны, составленная в 1658 г. князем А. Н.Трубецким, окольничим Р.М.Стрешневым и дьяком А. Дуровым. Она прежде всего указывает в Казенной патриаршей палате 5 греческих рукописей и 1 печатную греческую книгу, вероятно, те самые, которые значились и в описях патриаршей казны – келейной и ризной патр. Филарета 152 , и кроме того еще одну новую «книгу вселенских патриархов за руками и за печатми греческим письмом, что на Московском государстве впредь быти патриархом» 153 . В «верхних полатех и в деревянных верхних хоромех домовое» – 4 печатных греческих грамматики, греческий часослов, Кирилла александрийского вопросы и ответы на людей (греч. печат.) и «положение имян латинским и немецким языком». В числе книг, «которые бывают в службе в Крестовой палате», – греческий печатный часослов. В «Казенной домовое» – две греческие рукописи Григория Нисского и греческая рукопись «в тетратех на харатье ноябрь и декабрь» 154 . «В верху в каменных полатах домовое» – 7 печатных латинских географических книг, греческая рукопись Григория Назианзина . «В деревянных кельях и в сенех келейново» – «8 тетратей в полдесть письмо греческое». В числе патриаршей келейной рухляди, посланной в Воскресенской монастырь к патр. Никону с патриаршим стряпчим Симоном Грязным – евангелие греческое на харатье, «греческие беседы толковые на Ивана Златоустого» и 3 печатных немецких библии. Но главным образом греческие рукописи и книги были под церковью 3-х святителей Московских, именно те, которые были куплены Арсением Сухановым .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Кружок лучших людей того времени, составившийся около Максима, одобрял его исправления, к сожалению, кружок этот был очень не велик, люди старины пересилили и Максиму пришлось поплатиться продолжительным монастырским заточением. Точно такая же участь постигла другого справщика знаменитого троицкого архимандрита Дионисия, сто лет спустя после Максима исправлявшего церковные книги. Гораздо удачнее были исправления церковно-богослужебных книг и обрядов, предпринятые во второй четверти XVII в., при п. Иосифе. Со времени Иосифа церковные исправления сделались настоящею специальностью времени и начали производиться в таких широких размерах, каких прежде не бывало ни разу. При этом само собою понятно, что если предшествовавшие исправления вызывали дрожь, желание умереть «за един аз», то теперь, когда эти исправления начались в небывалых еще размерах, и самый протест против них должен был обнаружиться с небывалой же силой. Если прежде поборники буквы одерживали верх над поборниками церковного обновления, которых было немного и которые были одиноки, то теперь, когда представителей преобразовательного духа стало много и когда они стали во главе церковной и гражданской администрации, они должны были осилить ревнителей старины. А последние, не желая уступить, должны были встать в оппозицию к Церкви. Словом, церковное разделение было неизбежно. Справщиками были назначены лучшие из представителей тогдашнего духовенства, люди передовые, известные своею книжностию и благочестием. Но как низко стояла образованность этих книжников 38 . Впрочем, ученые справщики сделали все, что было можно при тогдашних средствах образования. В это время прибыли в Москву иерусалимский патриарх Паисий с ученым греком Арсением и малороссийские ученые (Епиф. Славенецкий, Арс. Сатановский и др.). Они указали п. Иосифу на ошибки справщиков. Иосиф теперь поручил исправить книги приезжим ученым. Каково же было старым справщикам? До сих пор они имели авторитет непререкаемый, слыли знатоками, а теперь их променяли – и на кого же? На пришлых киевских и греческих монахов! Да сами-то эти монахи православны-ли? 39 . Тут вспомнили, что греки и учатся на Западе в еретических странах, и книги свои печатают там же. Арсений Суханов , дважды ездивший, по поручению п. Иосифа, на Восток для изучения греческих обрядов, своими рассказами усилил подозрительность к грекам. В патриаршество Иосифа приезжими греками и малороссами были исправлены и напечатаны «Шестодневец» (собрание дневных служб недели) в 1650 г., «Служебник» в 1651 г. 40 и было положено подвергнуть новому пересмотру отпечатанную в 1650 г. «Кормчую книгу». В 1652 г. скончался п. Иосиф и на патриарший престол был возведен новгородский митрополит Никон. Первою его заботою было – исправление книг. Но прежде чем приступить к этому делу, новый патриарх в 1654 г. созвал Собор. На Соборе исправление книг было признано совершенно необходимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто ж такие восставали против благонамеренных исправителей? Председателем собора был крутицкий Митрополит Иона, управлявший патриаршеством. В других случаях он был рассудителен (§ 23), и в этом случае без сомнения он не разделял всего, что говорили против исправителей. Главными обвинителями на соборе были сергиева монастыря уставщик Филарет, ризничий диакон Маркелл да головщик старец Логгин. Маркелл мало известен, зато слишком известны Логгин и Филарет. Головщик Логгин был прежде того справщиком книг при типографии, и, следовательно, теперь он стоял за личное свое дело. Все его достоинство состояло в том, что он был «громогласный певец, и хитрость грамматическую и философство книжное нарицал еретичеством». «Ты мастер всему, замечал ему преподобный Дионисий, а что поешь и говоришь, о том не рассуждаешь; вопишь великим гласом: Аврааму и семени его до века». Архимандрит ввел читать в храме беседы Златоустого, переведенные преподобным Максимом Греком ; а Логгину это «море сладости, яко лужа негодная вменяшеся». Наглость его не знала себе границ, как и невежество 310 . Уставщик Филарет был другом Логина. Этот был еще замечательнее. Он иночествовал в обители более 50 лет; но «от простоты ненаучения две мысли мудрования недоброго на ум ему приидоша; первая убо мысль сицева: глаголаше бо, Господь наш Иисус Христос не прежде век от Отца родился, но тогда, егда послан бысть Архангел Гавриил благовестити Пресвятей Деве Марии. Другая же мысль ему бе мудрование, содетеля Бога, непостижимаго и неописаннаго, Отца и Сына и святаго Духа, описана глаголаше и человечеобразна суща» 311 . И так вот в одном и том же лице и самый темный невежда, и дерзкий еретик! Нетрудно заметить, как эти два лица близки по характеру своему к какому-нибудь Аввакуму или Лазарю! Вся история Дионисия запечатлена была той же печальной печатью, какой запечатлено время Аввакума и Лазаря. Арсений пишет, что из числа 12 славянских списков в 10 списках не было слова и огнем; в одном из двух остальных приписано оно на поле, а в другом над строкой; но в печатном требнике это слово внесено уже в строку 312 . Казалось бы этого уже слишком довольно, чтобы видеть подлог поздний. Нет, странную новизну выдавали за старину и защищали подлог с ожесточением!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

л. 1. Эпиграф: Сладка убо сиа книга благочестивым, обличителна же злочестивым, страшна же нам грешником, наказателна же всякому возрасту и роду всему и сану: царем и князем, началником и началствуемым, воином и простым, богатым и убогим, иноком и мирским, мужем и женам, юным и престаревшимся. Многоразумна бо и премудрости Божиа повсюду преисполнена. (Из предисловия инока Сильвана, см. ниже). Есть же и богословствующих наказателна, и естествословствующих просветилна, стазающимся вооружение, молчалником опасение, упражняющимся во зрении возможение, озлобляемым утешение, недугующим душевное исцеление, и да сокращение реку: вся всем есть, истинное благожелающим вся носящи, некий вертоград всеплодный сиа книга есть, наипаче же сосуд есть духовнаго меда, преисполнен всякия сладости, услажая вкушающих его. Составлена благочестивым и трудолюбивым иноком Максимом греком , иже от Святыа горы, лавры же Ватопеди. На обороте: Симеона Новаго Богослова : Не попусти на мя, Владыко, выше силы моея искушениа или скорби или болезни, но дай же ми изводство и крепость, во еже мощи терпети ми со благодарением. л. 2. Предисловие в книге инока Максима грека . Оглавление с начальными словами статей. л. 6. В виде предисловия собрано несколько изречений св. Отцов о внимателном чтении писания. л. 8. Без надписи. Предисловие инока Сильвана к переводу бесед И. Златоустаго на еванг. Матфея и Иоанна. См. 92. Тетрадь особая, писанная полууставом. л. 12. Предлог к книге препод. Максима грека . Нач. Настоящая новосчиненая книга дар убо есть всесвятаго и поклоняемаго Духа. л. 13 об. Счет на греч. языке до сотни, начин. προτον, δευτερον, за тем сказание об Афонской горе и тамошних монастырях (см. Оп. Рум. Муз. стр. 370) и, наконец, краткое известие о месте рождения Максима грека и имени его родителей, взятое из статьи л. 17. л. 14 об. Стихи, начин. Еяже желаше Феодор присно юности от своея лицем к лицу поклоняемую ныне зрит Троицу. Кто и откуду еси; тферитин. Наречением кто; Феодор. и т. д. Тут же. Сказание инока Максима Святыя горы к старцу Васиану о Святой горе жительства. Нач. Во Святой горе житие разделяется на трое: на общее и на особное, сиречь на лаврьское, и на скитское.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 268 об. Мес. тогоже 16, иже в святых отца нашего Кирила, архиеп. александрийскаго, беседа о пресв. Богородици и св. Отцех, иже в Ефесце сборе на Несториа нечестиваго. Нач. Светло нам слово и благодати наплнено, елма и светел св. Отець Сбор. л. 277 об. О четвертем сборе иже в Халкидоне Слово св. Отець 630. Нач. Святый же и вселенскый четвертый сбор бысть в Халкидоне. л. 280. Сказание римскыа епистолиа. Нач. Понеже твое благородное боголюбие. За сим предисловием следует Послание Льва папы римского к Флавиану, патр. константинопольскому, переведенное иноком Феодосием греком, по просьбе киевопечерского кн. Николая-Святоши. Перевод издан в Чт. Общ. истории и древн. 1847 г. 7. л. 297 об. Мес. тогоже в 16 день, мучение св. Антиоха. Нач. Андриану воеводе сущу губителю и лютый без милости к диаволю делу. л. 304 об. Мес. тогоже в 17 день, мучение св. великомученици Марины. Нач. Вскресению Господню бывшу Ис. Христа, избавителя Господа нашего. л. 324 об. В тойже день, мучение св. мученика Анфиногена епископа. Нач. При Диоклитияне цари бяше велика пора на христианы. л. 329. Мес. тогоже в 18 день, мучение св. мученика Иуакинфа. Нач. Спаса нашего семенный мир по всей вселеней вглубися и воздрасте и до небеси ветви простре. л. 334 об. В тойже день, мучение св. Емильяна. Нач. Царствующю нечестивому Иулиану горку гонению вихор на Христовы воины творяшеся. л. 339 об. Мес. тогоже в 19 день, житие и похвала препод. и блажен. и истиннаго отца нашего Диа. Нач. Егда неции любящих учениа муж нечто обще и преславно вкупе. л. 371 об. В тже день 19, житие и жизнь препод. Макрины, сестры Великаго Василиа. Списано Григорием епископом Низским. Нач. Вид убо книжный, елико в писанемь образе епистолия мнится быти. л. 389 об. Мес. тогоже 20, житие и похвала предивнаго пророка Ильи. Нач. Ныне светозарное солнце небеснаго круга вшествием огненых ковь светлостию просвещаются паче. л. 395 об. Мес. тогоже и дня, Григориа мниха и презвитера обители Пантократоровы, похвалное св. пророку и боговидцу Илии. Нач. Пророци убо вси воплощение Единороднаго послани быша жестокосердому проповедать Израилю. Григория Цамблака. См. Оп. Рум. Муз. стр. 700, 706.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 2. Иже в святых отца нашего Амфилохиа, епископа иконийскаго, слово о Велицем Василии и о чюдесех его. См. 748 л. 47. л. 31. Житие и жизнь иже в святых отца нашего Григориа Богослова , архиеп. Констянтинаграда. Списано Григорием, учеником его. Нач. Сзываеть убо нас, о мужие, Григорие Великый . л. 57. Св. Леонтиа епископа Аполя града кипрьскаго острова о останце житиа иже в святых отца нашего Иоанна Милостиваго, патриарха алекесандрьскаго. Нач. Мысль убо едина есть наша же, и иже прежде нас трудолюбивых и преподобных мужей. Разделено на 60 параграфов. л. 106. Мес. ноября в 23 день, житие иже в святых отца нашего Амфилохиа, епископа иконийскаго. См. 758 л. 410. л. 109 об. Мес. ноября в 6 день, житие и мучение св. отца нашего Павла исповедника. Списано Иоанном Златоустом , архиеп. Констянтиняграда. Нач. Иже убо хотящеи кого внешних в сем житии славно похвалити и удивити. л. 117 об. Мес. ноемвриа 11, житие и подвизи препод. отца нашего и исповедника Феодора игумена студийскаго. Нач. Всемь убо сладок и всемь любезен великий отець наш и исповедник Феодор. л. 168. Слово вспоминателно о святем апостоле Фоме. Списано убо блаженым Симеоном Метафрастом . Нач. Древле убо на земли житие свршающе Апостоли п поднебесную обтекающе, нечестием порабощенным свобожение проповедаше. Между заглавием и текстом было написано киноварью, но замарано: Преведеся из греческия книги Максимом греком иноком святогорьским. л. 174. Житие иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о, патриарха Констянтинаграда, великаго светилника и учителя вселенныя. Списано Георгием, архиеп. александрским. См. 759 л. 84. л. 297 об. Златоустово послание к Кирияку епископу, иже и тому изгнану сущу, потом два послания к Алимпияде диаконисе. л. 306 об. Мес. генуариа 27, Козмы Веститора о пренесении мощемь иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Констянтиняграда, Златоустаго. См. 781 л. 378. л. 315 об. Мес. генуариа в 30 день, сбор свершаем св. Отець наших трею святителей: Василиа Великаго , Григориа Богослова , Иоанна Златоустаг о. Списано Никифоромь Калистом. Нач. Во днех царства благочестиваго и христолюбиваго царя Алексиа Комнина. См. 745 л. 178.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 346 об. О архистратиге, еже поруски воевода, какову ему быти во исправлении земском. Нач. Велисарей архистратиг, еже есть поруски болшый воевода, бе убо телом прекрасен. л. 347. О проскурнице. Нач. Что проскурници не едят мяса, сами ведаете и нам скажите: мы слышимь от Спасовых уст, что не входящая во уста сквернят человека. – яице строфокамилове. Нач. Яице струфокамилово вешают в церкви не украшениа ради которого, – какое бо украшение в том церкви Божией? но поучениа и ползы деля. – Сказание о птици неясыти. Нач. Неясыть птица подобна жеравлю, питается же змиами. л. 347 об. Сказание, который убо в человеческом естестве первый грех . Нач. Первый грех есть, по св. Писанию, преступление прьвозданного Адама. – Ответ к вопросившему, х кому рече, прежде всех с небеси грамота сослана бысть. Нач. А с небесе грамота несть сослана никомуже ннколнже. – Сказание о венцех свадебных. Нач. А венцы, имиже венчаются свадбы, по моему дагаду, а по уставу писаному не умею тебе сказати. л. 348. Словцо, аки от лица амвона восходящем нань попом и диаконом. Нач. Амвон аз преухищрен, дело доброхвално и всяческими цветами различных узор и вапов преудобрено. 349 . Сиа словеса сотворил есть инок, в темницы затворен и скорбя, имижс себе утешаше и утвержаше в терпении, в 7040 (1532) лето. Нач. Не тужи, ни скорби, ниже тоскуй, о нихже, любезна ми душе, стражеши без правды. Тоже, что в Москвитянине 1842 г. 11, в статье о Максиме греке . – Какия словеса рекл бы Петр, отвергся Христа и плакася горко. Нач. Горе мне окаянному, горе мне, увы ми, увы! кими слезными потоки исчищу нечестие мое окаянный! Надпись сделана почерком позднейшего времени. л. 350. Иже во святых отца нашего Василиа, архиеп. Кесариа капподокийскиа, о св. мученице Варлааме, преведено Максимом греком . Нач. Первее убо святых смерти плачми украшахуся и слезами: плакал зело Иосиф Иакова умерша. л. 352. Похвална словеса о препод. Иоанне, нареченном Тревеликом. Нач. Се борба страшна и подвиг необычен, и превосходящь ума же и разума, и слуха и слова.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 353. Препод. отца нашего Касияна римлянина о расуждении. Потом 8 бесед о злых помыслах и о воспоминании смерти и проч. Там же 756 л. 460–477. л. 372. Препод. отца Филимона ошелника слово зело полезно. То же, что выше л. 246. л. 382. Препод. Отца нашего Аммона поучения. См. 185 л. 557. л. 386. Менандра Мудрого, научьшаго человека всему разуму. Нач. Человеку сущу человеческая смыслити. Стихов 147. л. 388. Выписки из творений и житий св. Отцов, между коими на л. 395 тою же рукою написано: Первее типом изобразися в царствующем граде Москве лета от создания мира 7163, от воплощения же Божия Слова 1655 мес. иуниа в 23. Храброму во граде премирным победнику мира Лествица с делы благи православна готовой Христови тамо притекают, иже храбро мир лестный в мире побеждают. Тыя российск патриарх мира победитель, Никон с миром возводит в премирну обитель. л. 410. Патерик азбучный, без надписи и предисловия, начин. О авве Антонии и о прокаженном. Алфавит имен тот же, какой под 701. л. 500. Патерик иерусалимский (?), Озаглавленный: Предисловис о житии и повести блаженных и святых Отец. Слов 17. Там же. По окончании Патерика прибавлено: Совершися сия книга декабря в 14-е. л. 598. Повесть зело полезна. Из Патерика скитского. См. 756 л. 119 об. л. 603 об. От Зерцала, о заповедех Божиих, благоделающих нас, яже суть сия. Было выиие, и в ркп. 756 встречается дважды. л. 603 об. Слово душеполезно св. Макария египтянина. См. 13 л. 2. л. 605. Слово Петра Дамаскина . Нач. Мали суть спасаеми, глаголет Господь, зане сладка являются им видимая, аще и горка суть. л. 608 об. Златоустаго толкование во еже Отче наш , иже на небесех. См. 142 л. 143 и 756. (Листы 611–613 порожние). л. 614. Без надписи. Нила постника главы о молитве, числом 150, те же, какия выше л. 270. (Листы 618–621 порожние). л. 622. Мелкие отрывки из творений отеческих. л. 623. Благодарственное слово Паисиа, митрополита газскаго, к Царю и Вел. Князю Алексею Михайловичю всея великия и малыя и белыя России Самодержцу 7171 (1663). Нач. Седмь суть священныя одежды, в няже облачается архиерей, о боговенчанный Царю и Самодержче Алексие Михаиловичь, яже являют и седмь дарований Пресв. Духа. Благодар. слово Паисия Лигарида за подарок шелковой мантии, на русский язык переложено Арсением греком, который за перевод получил бархатную рясу. Обзор русс. духов. литер. 1859 г. § 225. Там же на стр. 171 сказано, что ркп. эта писана Сухановым; в настоящее время нет никакой приписи, вероятно, она утрачена при новом переплете. Ркп. действительно принадлежала Арсению Суханову († 1668), только письма его здесь очень не много, последняя статья писана самим Сухановым; он был восприемным отцом Лигарида при пострижении его (в Иерусалиме в монашество. См. Проскинитарион Арсения Суханова часть 2. Отдел IV. Разные богословские сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 415. О Спиридонии чюдотворцы. Нач. По многих философских взысканий и силных показаний и свящ. перваго Собора спирающуся. л. 416. О Сивиллах, колико их есть было. Нач. Сивилла Халдеа, яже и Еврея именуется и Персида, яже особнымь именем именуется Самвифи, и считаемая от колена блаженнейшаго Ноя. л. 417. Без надписи. Сказание о голубе, толкование слов: пандок, левиафан, пристать, тма и – притчи о пришествии антихристове. л. 418. Иоаким, милостию Божиею папа и патриарх великаго града александрьскаго и судия вселенныя. В конце: Лета 7053 (1545) мес. апреля в 4 день. Послание Царю Иоанну Василиевичу об освобождении Максима грека и отпуске его на Афон. (Карамз. Истор., т. VII, прим. 386). л. 410. Дионисие, милостию Божиею архиепископ Костянтинаграда, Новаго Рима и вселенский патриарх. Соборное послание о томже с подписью 14 митрополитов. л. 420. Послание Феодора Карпова. Нач. Возлюбленному о Христе и пречестнейшему иноку Максиму, иже от Ватопеда, Феодор Иванов сын Карпова челом бьет. В конце ответ Максима грека с надписью: о левиафане. л. 422 об. Мелкие статьи, в связи: На Крещение Господне, Богослов (т. е. Григорий) глава 23. Сказание о венце Спасове ωοн. О свитце, егоже пишут в руце Спасове, толк. О том, что пишут обоюду святыя иконы преч. Богородици сице МР. У. л. 424. Иже во святых отца нашего Василиа Великаго Слово о еже не. пригвоздитися в житийских, переведено Максимом иноком греком. Нач. Аз убо непщевах, о возлюбленнии зелнейши, о сем слово всегда принося. (листы 428–430 порожние). л. 431. Св. отца нашего Василиа, архиеп. Кесарии Кападокие, речсние. Нач. И аще светлы суть оныа постановлениа закон, ихже царие ко управлению общие своеа вещи, покоривши себе люди, уставляют и заповедывают. л. 434. Нравоучение от беседы 29 еврейскаго посланиа. Нач. Учениа ли убо есть учасницство святыни зело, егда убо нерадениа отгоняет, похоти измещет. л. 437. Нравоучение Златоустаго от беседы 1-я еврейскаго посланиа о Латынех, зело полезно. Нач. Не все убо возлагайте на учители, а не всех подавайте строителем.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010