отв. ред. Д. С. Лихачев Житие Алексея человека Божия Житие Алексея человека божия – переведенный с греческого агиографический памятник, получивший распространение в древнерусской книжности по крайней мере с XII в. Списки Ж. озаглавлены: «Житие и жизнь преподобного и богоносного отца нашего Алексея человека божия», «О жизни и смерти преподобного отца нашего Алексея человека божия», «Живот святого Алексея человека божия» и т. д. Ж. посвящено христианскому подвижнику Алексею, жившему, согласно церковному преданию, при императорах Аркадии и Гонории и при папе Иннокентии I (кон. IV – нач. V в.). Легенды о нем знакомы всем христианским литературам (библиографию списков и изданий греческого текста жития А. см. в кн.: BHG, t. 1, р. 15–19). Сюжетная схема и поэтика Ж. в достаточной мере традиционны и находят многочисленные параллели в других агиографических произведениях, как византийских, так и древнерусских. Литературная история произведения на Руси изучена В. П. Адриановой-Перетц. Древнейший вид Ж. сохранился в рукописи XII в. (ГПБ, F.n.I.46) и в большом количестве позднейших. В целом он соответствует греческой редакции, изданной Перейрой (Pereira E. Légende grecque de S. Alexis. – Analecta Bollandiana. Bruxelles, 1900, t. 19, p. 243–254). В. П. Адрианова-Перетц называет этот вид «редакцией Златоструя», В. Н. Перетц – «редакцией Торжественника», так как он входит в состав так называемого Торжественника, включенного в список «Златоструя». Этот перевод был сделан, как полагает В.П. Адрианова-Перетц, на славянском юге, откуда перешел не позднее XI в. на Русь. Из поздних списков этой редакции (незначительно отличающихся от древнейшего списка) следует отметить лицевую рукопись середины XVII в. (БАН, 34.3.27). Ж. входит также в сборники различного состава, в том числе и в построенные по календарному принципу, где читается под 17 марта – днем памяти святого. Существовала другая редакция Ж., «Троицкая» (старший список – ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, 9, XIV–XV вв.). Она исправляет и дополняет древнейший текст по более пространному греческому оригиналу. Третья редакция Ж. входит в ВМЧ; в ее основе список древнейшей редакции, исправленный по греческому оригиналу, близкому текстам, изданным Перейрой и М. Ресслером (Rössler M. Die Fassungen der Alexius-Legende.– Wiener Beiträge zur englischen Philologie, Bd 21, 1905, S. 118–155). Новый перевод Ж. с греческого был сделан в 1659 г. Арсением Греком, напечатан в Анфологионе 1660 г. (с. 1–37) и в изданиях Пролога, начиная с 1660 г. Этот текст представляет собой образец риторически украшенного жития.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Поверив Никону, что он оставил навсегда патриаршую кафедру в Москве и впредь до избрания нового патриарха поручил править Церковию Крутицкому митрополиту Питириму, царь Алексей Михайлович в конце того же месяца (31 июля 1658 г.) указал боярину князю Алексею Никитичу Трубецкому, да окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу, да дьяку Александру Дурову переписать всю домовую и келейную патриаршую казну «после великого господина, бывшего патриарха Никона », т. е. все имущество, принадлежавшее как патриаршему дому, или кафедре, так и лично, или келейно, патриарху Никону : такая перепись делалась и прежде – после патриархов Филарета Никитича, Иоасафа и Иосифа. При этом подробно описаны были: а) церковные вещи: образа, кресты, панагии, сосуды церковные и облачения, богослужебные книги и разная церковная утварь; б) домашние вещи: рясы, клобуки, камилавки, шубы, серебряные кубки, братины, ковши, тарелки и пр., бархаты, атласы, соболи, сукна, ковры и пр.; в) наличные деньги, поступившие в патриаршую казну с духовенства, с патриарших монастырей и вотчин и из других источников (денег оказалось в сложности 844 золотых, 3402 ефимка и 17615 тогдашних рублей); г) жалованные грамоты и другие многочисленные документы на разные патриаршие имения; д) книги, рукописные и печатные, славянские и греческие и на иных языках, отчасти находившиеся в палатах патриарха, каменных и деревянных, а преимущественно помещавшиеся под Крестовою церковию трех святителей – Петра, Алексия и Ионы, Московских чудотворцев. По окончании переписи патриаршего имущества все, что оказалось в нем «келейного», т. е. все вещи, принадлежавшие собственно патриарху Никону, какого бы рода они ни были, по приказанию государя были отделены, переданы патриаршему дьяку Ивану Кокошилову да патриаршему стряпчему Симону Грязному и чрез них отправлены в Воскресенский монастырь к бывшему патриарху. В частности, замечательно, что государь приказал отослать туда же к Никону не только все книги на иностранных языках, купленные на его келейные деньги в Новгороде старцем Арсением Греком и находившиеся у этого Арсения, но и все многочисленные греческие книги, письменные и печатные, приобретенные на Афоне старцем Арсением Сухановым на денежную казну государеву и находившиеся под церковию трех святителей Московских – Петра, Алексия и Ионы; те и другие книги по царскому указу были отданы для отсылки в Воскресенский монастырь патриаршему боярину Борису Нелединскому да дьякам Ивану Кокошилову и Ивану Калитину.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В иконописных подлинниках содержатся разные предписания об изображении А.: его внешность уподобляется облику прп. Сергия Радонежского ( Большаков . С. 76), святителей Иоанна Новгородского (ИРЛИ. Бобков 4. Л. 82 об. 2 марта), Филиппа Московского, Гурия (Руготина) , архиеп. Казанского. В памятниках кон. XVII-XVIII в. А. часто изображался вместе с блгв. вел. кн. Михаилом Ярославичем на фоне Твери, как на иконе кон. XVII в. (ТКГ): святитель представлен слева, в архиерейской мантии, омофоре и схимническом куколе, с седой бородой средней величины, на левой руке Евангелие, правая - в молении; в центре вверху - образ Преображения Господня, внизу - вид Твери с пятиглавым Спасо-Преображенским собором и колокольней. Образы А. и Михаила Ярославича помещены на водосвятной чаше 1687 г. (ТГОМ), происходящей из Спасо-Преображенского собора; на прориси с иконы XVIII в. (ГРМ), где святые предстоят Господу Иисусу Христу в облачном сегменте; на иконе нач. XIX в. (ЦМиАР); иконе 1802 г. (частное собрание. Москва), происходящей из Твери, где, вероятно, представлен вид Жёлтикова мон-ря. В архиерейской мантии, омофоре и митре, с жезлом в левой руке, на фоне пейзажа А. изображен на иконе 1738 г., выполненной Егором Греком (ЦМиАР),- вместе со сщмч. Феодотом , еп. Киринейским (память к-рого также празднуется 2 марта); с Евангелием в руках - в правой части складня-мощевика 2-й пол. XVIII в. (ГММК); в полном богослужебном облачении (саккосе, омофоре, палице и митре, с панагией и крестом на груди, жезлом в руке) - на иконе-мощевике кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР), к-рой в 1803 г. была благословлена кнж. А. Гагарина. Редкий образ А. в полной схиме, с окладистой бородой, имеется на деисусной иконе сер. - 2-й пол. XIX в. (ЦАК МДА), а также на прориси с иконы 1814 г. «Русские святые» ( Маркелов . С. 461), где А. назван «преподобным». К небольшим паломническим иконам относится поясной образ святого, кон. XIX в. (ЦМиАР). Преставление святителя помещено на Святцах годовых, 1864 г. (ГМЗРК), выполненных в технике финифти. На хромолитографии 1893 г. (РГБ), изданной в Москве, А. изображен в молении Пресв. Богородице, вокруг - 15 клейм его жития. В храме Воскресения Христова («Спас-на-крови») в С.-Петербурге (1894-1907) есть мозаика с образами прп. Антония Сийского и А.

http://sedmitza.ru/text/837559.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Марк Евгеник, архиеп. Эфесский. Икона Святитель Марк Ефесский Молитвословия Тропарь, глас 8 Православия наставниче,/новшеств противоборниче,/степень веры,/Церкве светильниче,/учителей Богодухновенная печате,/Марко всемудре,/писании твоими вся просветил еси,/цевнице духовная,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Тропарь греческий, глас 3 Божественныя веры исповеданием/велия обрете Церковь тя ревнителя,/божественне Марко всехвальне,/отеческаго мудрования поборника/и низложителя тьмы возношения./Темже оставление Христа Бога моли//даровати нам, тя величающим. Кондак, глас 8 Богословов Богомудрая писания,/яко Богоглагольник истинен, прием в сердцы,/исхождение Духа Святаго возвестил еси, яко должно есть, приснохвальне,/и всесвятый запечатлел еси Символ,/сего ради поем://радуйся, Марко Богоглаголиве. Ин кондак, глас 4 Премудрыми словес твоих исплетении, всеблаженне,/всякая уста хульная заградил еси/и верныя Боговещании просветил еси//чести Троицу в тождестве естества. Труды На русском языке издано : Письмо монаху Исидору, вопросившему о пределах жизни. " Духовная беседа " , 1872. 33, с. 97-108. Диалог между латинянином и греком о Символе веры. - Там же. 1858. Ответ Иоанну Палеологу о слабой нравственности человека. Пер. Преосв. Арсения Иващенко. - " Странник " , 1872, 3: Изъяснение о духовных обязанностях. - В кн.: " Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию православного богослужения " . Вып. 3. СПб.. 1857, с. 251-285. Назидательные мысли [Пер. А. Норова. СПб, 1860]. Окружное послание к православным христианам [Пер. А. Норова. СПб, 1860]. Предсмертное завещание Георгию Схоларию (будущему Патриарху Константинопольскому Геннадию) [Пер. А. Норова. СПб, 1860]. Исповедание святейшего Митрополита Ефесского Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине [Пер. А. Норова. СПб, 1860]. Энциклика папы православным. Пер. А. Норова. Париж. 1859. То же. СПб. 1860. Исповедание дел в конце своей жизни. - Там же, с.65-67. Проповеди и завещания Схоларию. - Там же, с. 45-59.

http://drevo-info.ru/articles/4936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ [греч. Ιερθεος], иером. из К-поля (2-я пол. XIII в.). О происхождении И. нет сведений; вероятно, он принял монашество в обители на Латрской горе в М. Азии и учился у Никифора Влеммида . До 1275 г. жил в одном из мон-рей недалеко от Эфеса. После низложения в 1265 г. К-польского патриарха Арсения Авториана , когда группа его сторонников объявила о разрыве отношений с К-польской Патриархией и визант. имп. Михаилом VIII Палеологом, И., хотя и остался в общении с офиц. Церковью, симпатизировал арсенитам. В период с 1263 по 1275 г. в К-поле между И. и папским легатом, епископом Кротонским Николаем, греком, перешедшим в католичество, состоялся 1-й диспут об исхождении Св. Духа. После заключения Лионской унии (1274) И. написал ряд полемических произведений с критикой учения о Filioque (Marc. gr. 83. Fol. 211-212; Vat. Barber. gr. 291. Fol. 118-121). Для доказательства исхождения Св. Духа только от Отца И. помимо цитат из Свящ. Писания и Отцов Церкви использовал и собственные умозаключения, представляя отношения между Лицами Св. Троицы в виде различных геометрических построений (ιϒραμμα Ιεροθου). Резкие и неоднозначные формулировки и методы богословских доказательств И. вызвали споры как среди латинян и сторонников унии, так и среди православных. В 1277-1278 гг. И. был брошен в тюрьму, где в оправдание своих взглядов написал неск. сочинений (Marc. gr. 153. Fol. 203-215). После освобождения (нач. 80-х гг. XIII в.) И. составил речь к имп. Михаилу VIII Палеологу (Marc. gr. 153. Fol. 215-230), а затем «Увещевание против латинян» 2 сторонникам унии - Луке Карнацу, ученику Николая Кротонского, и некоему мон. Нифонту (Laurent. Plut. VII 19. Fol. 55-68), в к-рых назвал латинян еретиками, а сторонников унии - раскольниками, критикуя не только Filioque, но и католич. дисциплинарную практику. Дальнейшая судьба И. неизвестна. В Ватиканской б-ке сохранилось неск. приписываемых И. литургических произведений (стихиры и канон) и 2 исповедания веры (Vat.

http://pravenc.ru/text/293756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК I [серб. Калиник Први] († 16(27).08.1710, Темешвар (ныне Тимишоара, Румыния)), патриарх Печский (1691-1710). В историографии есть 2 версии о происхождении К. Согласно источникам из Римской курии, он был греком, родственником великого драгомана Александра Маврокордата, представителя Османской империи на переговорах со Священной лигой в 1683-1699 гг. Эту версию, возможно, подтверждает поставление К. в Печского патриарха в К-поле (Вселенские патриархи периодически назначали иерархов в др. Поместные православные Церкви) и активное участие Маврокордата в делах К-польской Патриархии. В доказательство 2-й версии, согласно к-рой К. был овдовевшим священником из Скопье, приводят данные о том, что он не определял греческих священников на вакантные кафедры и приходы и был гоним тур. властями, а печский Худаверди-паша даже сажал его на цепь, что было бы невозможно при наличии сильных покровителей. К. был поставлен на Печский Патриарший престол после т. н. великого переселения сербов 1690 г., когда большое число сербов во главе с патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) и неск. епископами перешли в земли Габсбургской империи. В то время как Арсений III на новых землях учредил Крушедольскую митрополию (см. Карловацкая митрополия ) и продолжал именоваться и выполнять функции патриарха, восшествие К. было расценено неканоническим, что спровоцировало раскол. Мн. иерархи, оставшиеся на османской территории, подчинялись патриарху Арсению. Именно к последнему в 1700 г. в венг. г. Сечуй приехал с просьбой совершить хиротонию буд. митр. Черногорский Даниил I (Петрович-Негош) . После смерти патриарха Арсения (1706) К. преодолел раскол при помощи епископов, с к-рыми поддерживал отношения, в т. ч. и Исаии (Джаковича) , возглавившего в 1708 г. Крушедольскую митрополию. В том же году лояльность К. выразил Черногорский митр. Даниил I и пригласил его в свою епархию. 18(29) мая 1710 г. в Немете К. издал грамоту об автономии Крушедольской митрополии и дал новому ее главе митр. Софронию (Подгоричанину) титул наместника и экзарха.

http://pravenc.ru/text/1320051.html

Святитель Арсений Тверской Фрагмент статьи из т. 3 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г. Арсений († 2.03.1409), свт. (пам. 2 марта и в 1-ю неделю после 29 июня - празднование перенесения мощей А. и Собору Тверских святых), еп. Тверской (с 1390), основатель Жёлтикова в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Житие А. известно в большом количестве списков, редакции отличаются в основном количеством чудес, в наиболее ранней (РГБ. Унд. 286, 90-е гг. XVI в.; ГА Тверской области. Рук. Кол. Оп. 1. 1103, 2-я пол. XVII в. и др.) описаны 2 чуда (1566 и 1594). В житии сказано, что оно было составлено через много лет после преставления святого. Источниками для жития послужили краткие записи о святом, хранившиеся в Жёлтиковом мон-ре и неполно отражавшие деятельность святителя: называя А. преподобным, житие рассказывает преимущественно о событиях его жизни, связанных с историей мон-ря. Житие дополняют летописные известия о закладке и освящении святителем храмов, Крещении и венчании княжеских детей, миротворческой деятельности в конфликтах между тверскими князьями и кашинским кн. Василием Михайловичем и др. В нач. XVI в. независимо от пространного жития было составлено проложное житие А. (РГБ. Рум. 397. Л. 418-418 об.; ГИМ. Увар. 1001. Л. 8 об. и др.). Сообщаемые им сведения отличаются от фактов, приводимых в пространном житии, и представляются менее достоверными. Существует также житие А., написанное в 1764 г. архим. Макарием (Петровичем), ректором Тверской ДС (ГА Тверской области. Рук. Кол. Оп. 1. 26, 1017; ГИМ. Щук. 106 и др.), этот текст представляет собой беллетризированную обработку пространного жития с добавлением сведений из проложного жития. Пространное житие говорит, что о происхождении святителя сведения не сохранились (РГБ. Унд. 286. Л. 9об.), в проложном житии А. назван тверитянином. После смерти родителей А. принял постриг в Киево-Печерском мон-ре, это дает основание предположить, что он скорее всего был уроженцем Юж. Руси. На основании ошибочного свидетельства святцев XVII в. (РГБ. Больш. 249. Л. 267) А. называли также греком (Клибанов. С. 240). Подвизаясь в Киево-Печерском мон-ре, А. вскоре стал образцом для др. монахов, и на него обратил внимание буд. митр. свт. Киприан , взявший его с собой в Москву. После поставления Киприана на митрополию А. был возведен в сан протодиакона.

http://sedmitza.ru/text/1039161.html

М.И. Успенский Андрей Рублев Сведения о жизни Андрея Рублева весьма скудны. «Звание и родина его неизвестны; но можно предполагать, – говорит И. М. Снегирев , – что он пскович; а как это храмовое художество (иконопись) считалось почетным, и художники наравне с царским синклитом и прочими благородными пользовались уважением (Акты Археогр. эксп. IV, 174), то, может статься, и Рублев был боярским сыном; ибо в числе послов из Пскова к Иоанну III 1486 года был боярин Андрей Семенович Рублев (Псковская летоп. 168). Кроме того Москва заимствовала из Пскова зодчих, строивших соборы: Благовещенский в Москве и Троицкий в Сергиевской обители» 57 . Рублев был учеником своего «спостника» Даниила Черного. В одном из подлинников о Рублеве говорится: «А преже живяше в послушании у преподобнаго Никона Радонежскаго. Он повеле при себе 58 образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, св. Сергию Чудотворцу» 59 . Приглашенный вместе с Даниилом в Московский Андроников монастырь игуменом его Александром для исполнения иконописных работ, Андрей был иноком этого монастыря. Иеромонах Арсений в «Исторических сведениях об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре» пишет: «Некоторые ученые, занимавшиеся изследованием о русском иконописании, именно: гг. Ровинский (Зап. Арх. Общ. 7, VIII, стр. 177) и Буслаев (Сбор. Общ. древне-русск. искусс, на 1866 г., стр. 8), а также К. Тихонравов (Владимир. Сбор. прим. на стр. 28) и другие, на основании подлинников, считают вышедшим из школы преп. Сергия знаменитаго иконописца инока Андрея Рублева; но из житий преп. Сергия и Никона, Софийскаго временника и свидетельства преп. Иосифа Волоколамскаго видно, что он был монахом Спасо-Андроникова монастыря, в котором и скончался около 1427 года» 60 . Рис.6 С другой стороны он мог быть иноком Сергиево-Троицкого монастыря до поступления в монастырь Спасо-Андроников. В Москве Андрею пришлось работать вместе с прибывшим сюда из Новгорода греком Феофаном, которого современники прозвали философом, и, конечно, не без основания. Это был опытный мастер своего дела. В 1378 г. Феофан росписывал Спасскую церковь на Ильинской улице в Новгороде 61 ; в Москве в 1395 г. 62 с Симеоном Черным церковь Рождества Богородицы, в 1399 г. Архангельский собор 63 (см. таблицу III, снимок с миниатюры Остермановского летописца XVII в., рки. Академии Наук 31. 7. 30, стр. 1212), в 1405 г. Благовещенский собор. «Тое же весны, – читаем в летописи, – начаша подписывати церковь каменную св. Благовещения на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит; а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев» 64 . В 1408 г. вместе с Даниилом Андрей работал во Владимире: «Мая начата бысть подписывати великая и соборная церкви Пречистаа Володимерьская, повелением великаго князя Василия Дмитриевича; а мастеры Данило иконник, да Ондрей Рублев» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ [серб. Jepeмuja] († 29.06.1815, мон-рь Житомислич), митр. Герцеговинский (1803-1815). По происхождению был греком из К-поля. На Герцеговинскую кафедру (см. Захумско-Герцеговинская и Приморская епархия ) взошел после смерти митр. Анании (1772-1802). В 1804 г., в период управления И., в Герцеговине было жестоко подавлено серб. восстание и часто разгорались конфликты среди местного мусульм. населения. И. призывал паству к сохранению мира, лояльности к светским властям и невмешательству в конфликты мусульман. Эти призывы были вызваны не антисерб. воззрениями И., свойственными многим иерархам-фанариотам, а пониманием того, что в данный период любая попытка восстания закончится для сербов жестокой местью турок. Он поддерживал хорошие отношения с паствой и со священнослужителями и знал, кто из сербов активно выступает против турок, но не выдавал их властям. В сообщении, к-рое в 1803 г. архим. из мон-ря Пива Арсений (Гагович) передал рус. властям в С.-Петербург, отмечено, что народ в Герцеговине «посвящен» освобождению и Герцеговинский митрополит (без указания имени, но на кафедре в это время был И.) «предан русскому престолу». И. тайно поддерживал контакты с рус. консулом в Дубровнике. В 1808 г. его имя упоминается в жалобе К-польского патриарха султану. И. умер от чумы; похоронен в мон-ре Житомислич. Иером. Пахомий в записи о смерти И. отметил, что он был «честным и богобоязненным и смиренным» ( Записи. 2. 3942). Лит.: Uoahhukuj (Памучина), архим. Летопис православне цркве далматинске и херцеговачке: Почетак долазка грчки владика у Херцеговину//Србско-далматински магазин. Задар, 1848. С. 173-177; Ucmopuja. 2. С. 466-468; Српски jepapcu. С. 216-217; Н. Херцеговачки митрополити, 1766-1878//ИЧ. 2008. 57. С. 211-212. Н. Радославлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/293646.html

158 года марта в 30 день едучи с Москвы – живоначальные Троицы Сергиева монастыря – старец Арсеней Суханов к Паисию патриарху ерусалимскому, – ночевал в молдавской земле в васлую монастыре сербском, в метохе 2 святые горы зуграфского монастыря и ту-то сидя за трапезою сказывал игумен з братьею: деялос де у них во афонской горе; некто у них был старец честен сербин, житием свят и во всем искусен и леты стар, жил в ските и держал книги московские у себя и крестился крестным знамением по московску, как писано в книге Кирила еросалимского, что печатана на Москве, да и прочих де томуж учил; – и сведали де про-то греки сошлись все изо всех монастырей и того сербина и с московскими книгами поставили на соборе испытали во всем и он де им ответ дал против книги кириловой, как писал блаженныи Феодорит и Мелетии патриарх антиохиискии и последуючи им писал Максим грек ; и те греки выслушав у нево называли московские книги еретическими и он де им говорил, что есть у них книги старинные сербьские писменые, а в них де писано о крестном знамении так же, как и в московских, и тое де книгу писменую сыскав, принесли на собор и спущали с московскою печатною книгою и все де сошлось слово в слово против московской книги, а та де книга как писана 130 лет тому; и греки де на того старца распыхались яростию велью и хотели его сжечь с книгами на милость положили, что его не сожгли, а всяким жестоким смирением смиряли и безчестили и привели де его ко клятве, что впред ему так не крестится и прочих неучить; а что де у него было книг печатных московских и то у него все взяли и пожгли, да и серьбскую де писменую внигу тутож сожгли, а московских книг сожгли Кирила ерусолимского и многосложной свиток и псалтирь следованием. Да тот же игумен говорил: греки-де горды и нам сербом из давных веков ненавистны, как де мы сербы и болгары крестились и Государи де наши посылали к ним греком, чтоб оне нам преложили книги на словенской язык и оне де нам отказали, ненавидя нас и чтоб им греком у нас быть во властех, и как де Бог дал нам Кирила философа, родился от отца болгарина, а от матери грекини, и навык грамоте греческой и латыньской и словенскому языку.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010