Вместе с Лигаридом и Арсением Греком деятельную роль как по делу Никона, так и по книжным исправлениям играл еще иверский афонский архимандрит Дионисий. В деле исправления русских церковных чинов и обрядов к Дионисию обращались за сведениями и справками как к знатоку церковных чинов и обрядов, практиковавшихся на святой горе Афонской. Дионисий писал свои ответы на предложенные ему вопросы по-гречески, и его ответы переводились потом на русский язык. Так, он подавал особую записку об освящении воды на Иордани 239 , записку об афонских уставах относительно начала и продолжительности различных церковных служб на Афоне в различное время года 240 и пр. Об этом деятеле в эпоху русских церковных замешательств ходили у нас очень нелестные слухи; но для нас особое значение имеют не эти слухи о Дионисии, а его собственная оценка себя и своей московской деятельности, которую он сделал в челобитной государю перед своим отправлением на Афон. В этой челобитной Дионисий обидчиво заявляет государю, что иным архимандритам, которые вовсе государю и не работали, однако дано было по 100, 500 и даже 1000 рублей и священные одежды, «а ему, Дионисию, который по царскому делу задержан был и лишен звания своего 15 лет и работал великому государю и Святой Соборной Греко-Российской Церкви столь многое время, всею душою и сколько было силы, и труды сии ведомы государю, ему дано только на 200 рублей соболями, и ему не только не с чем будет явиться к братии, но и на дорогу едва станет. Приехать же ему с порожними руками в монастырь пред всеми будет стыдно и не знает он, с каким лицем явится пред братией, потому что, – колко замечает архимандрит, – если бив своих странах он столько бы пожил, то много бы пользы сделал монастырю своему и себе, а здесь только напрасно здоровье свое изнурил, работая великому государю, и Мелетий не малую работу нес, но за то и получил царскую милость неизреченно, а его, Дионисьева, работа не меньше». В заключение Дионисий умоляет государя за его многую службу Святой Соборной Церкви и ему, государю, прибавить еще милостыни, и ему действительно еще было дано на 200 рублей соболями и одежда 241 . Эта откровенная оценка своей работы «государю и Святой Соборной Греко-Российской Церкви» количеством рублей, это откровенное признание, что за малую дачу не стоило бы, собственно, и служить государю и Святой Соборной Греко-Восточной Церкви, настолько ясно, определенно рисует характер дельца-гречанина, работавшего на Руси, что всякая дальнейшая характеристика Дионисия уже будет излишнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Вместе с тем Паисий прислал нашему патриарху и свое частное письмо, в котором, извещая о бывшем в Константинополе Соборе и посылаемых в Москву соборных ответах, просил передать эти ответы «всем священным лицам, да совершают последование и всякое священнодействие по чину великой (т. е. патриаршей) Церкви, да не имеем ни единой разности как истинные чада одной и той же матери, Восточной апостольской и соборной Церкви». Далее Паисий писал Никону: «Здесь слышно, что в ваших церковных чинах есть и еще некоторые вещи, несогласные с чином великой Церкви, и я удивляюсь, как ты не спрашиваешь и об них. И прежде всего, в самом Символе св. отцов Никейских вы будто бы имеете некоторые приложения и слова, которых мы не имеем... От многой любви к Богу желаем, да исправятся всякие разности между нами». С этою целию Паисий прислал в Москву и греческий Символ веры, буквально списанный с того, какой составлен был отцами Первого и Второго Вселенских Соборов . Определение Московского Собора, бывшего в марте 1655 г., о напечатании Служебника скоро было исполнено. В 31-й день августа того же года Служебник был уже выпущен из Московской типографии, а чрез одиннадцать месяцев издан вторично. И так как это была первая новоисправленная книга, то справщики или издатели, конечно с соизволения самого Никона, в предисловии к ней изложили довольно подробную историю, как началось и велось все дело о исправлении наших книг, из которых первая теперь являлась в свет. Но Никон желал дать православным не только новоисправленный Служебник, или чин Божественной литургии, а затем и другие новоисправленные книги, но желал вместе дать и толкование на литургию и на прочие церковные священнодействия и обряды, чтобы православные могли лучше понимать таинственный смысл их. Потому приказал перевести с греческого книгу «Скрижаль», которая по просьбе его еще в 1653 г. прислана была ему от Вселенского патриарха Паисия. Книга эта, составленная греческим иеромонахом Иоанном Нафанаилом, переведена на славянский язык одним из справщиков, именно старцем Арсением Греком, и в октябре 1655 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436173/

Вместе с тем Паисий прислал нашему патриарху и свое частное письмо, в котором, извещая о бывшем в Константинополе соборе и посылаемых в Москву соборных ответах, просил передать эти ответы «всем священным лицам, да совершают последование и всякое священнодействие по чину великой (т. е. патриаршей) церкви, да не имеем ни единой разности, как истинныя чада одной и той же матери, восточной апостольской и соборной церкви». Далее Паисий писал Никону: «здесь слышно, что в ваших церковных чинах есть и еще некоторыя вещи, несогласныя с чином великой церкви, и я удивляюсь, как ты не спрашиваешь и об них. И, прежде всего, в самом символе св. отцев никейских вы будто бы имеете некоторыя приложения и слова, которых мы не имеем... От многой любви к Богу желаем, да исправятся всякия разности между нами». С этою целию Паисий прислал в Москву и греческий символ веры , буквально списанный с того, какой составлен был отцами первого и второго вселенских соборов 52 . Определение московского собора, бывшего в марте 1655 года, о напечатании служебника скоро было исполнено. В 31 день августа того – же года служебник был уже выпущен из московской типографии, а чрез одиннадцать месяцев издан втоично. И так как это была первая новоисправленная книга, то справщики или издатели, конечно, с соизволения самого Никона, в предисловии к ней изложили довольно подробную историю, как началось и велось все дело о исправлении наших книг, из которых первая теперь являлась в свет. Но Никон желал дать православным не только новоисправленный служебник или чин божественной литургии, а затем и другие новоисправленные книги, но желал вместе дать и толкование на литургию и на прочие церковные священнодействия и обряды, чтобы православные могли лучше понимать таинственный смысл их. Потому приказал перевести с греческого книгу «Скрижаль», которая, по просьбе его, еще в 1653 г. прислана была ему от вселенского патриарха Паисия. Книга эта, составленная греческим иеромонахом Иоанном Нафанаилом, переведена на славянский язык одним из справщиков, именно старцем Арсением Греком, и в октябре 1655 года была окончена печатанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

должен учить, а не учиться – повелевать, а не повиноваться. Тогда будешь тверд на царстве и грозою вельмож. Советник мудрейший государя неминуемо овладеет им». Эти ядовитые слова проникли в глубину Иоаннова сердца. Схватив и поцеловав руку Вассиана, он с живостью сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета!» – В лавре Сергиевой, царь беседовал в последний раз с преп. Максимом Греком . Страдалец за правду не похвалил богомольного путешествия царского: «Пристойно ли тебе, государь – говорил угасающий старец – скитаться по дальним монастырям с юною супругою и с младенцем? Вездесущего не должно искать только в пустынях: весь мир исполнен славы Его. Если желаешь изъявить ревностную признательность к небесной благости, то благотвори на престоле. Завоевание Казанского царства, счастливое для России, было гибелью для многих христиан; вдовы, сироты, матери избиенных льют слезы: утешь их своею милостью. Вот дело царское». Иоанн не принял его совета, и преп. Максим сказал ему через бояр последнее слово, что если он не попечется об устройстве сирот и вдов, то Бог у него самого отнимет сына. 27 Предсказание Максима сбылось: царевич Димитрий скончался в дороге. Он был заменен царю двумя сынами – Иоанном и Феодором, но ничто не могло заменить царицы Анастасии. Ранняя кончина ее, после краткой болезни, отняла у неутешного супруга последнюю подпору на пути к добру. Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не двор один, а вся Москва погребала свою первую, возлюбленную царицу. Когда несли тело в девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни духовенству, ни вельможам, теснясь со стонами ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в день печали. Но еще не знали тогда, что Анастасия унесла с собою счастье царя и царства Русского! Глава II Святители, современные первой половине царствования Uoahha IV : митрополиты святители Иоасаф и Макарий; святитель Гурий Казанский и сотрудники его, Варсонофий и Герман. Преподобные иноки подвижники: Даниил Переяславский, Герман Болдинский, Арсений Комельский, Адриан Ондрусовский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Антоний Сийский, Нил Столбенский, святой Василий, юродивый Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Желая поделиться сведениями о ходе занятий на Олонецких миссионерских курсах, которые представляют собою одну из немногих и до последнего времени редких вообще попыток в этом роде, мы подробно изложим, что и как делалось на этих курсах. О. Дроздин и Здравомыслов сообщили сведения: Понятие о русском расколе; вред раскола для Церкви и государства и необходимость борьбы с ним; время и повод к появлению раскола (1-й урок 6 Окт.). Неисправность церковно-богослужебных книг, причины её. Попытки к исправлению книг в XIV ст.; исправление древле-письменных церк.-богослуж. книг пр. Максимом Греком (2-й ур.). Меры к исправлению книг, указанные Стоглавым собором; книгопечатание исправление книг архим. Дионисием с сотрудниками (3-й ур.). Исправление церковно-богослужебных книг при патр. Филарете, Иоасафе и Иосифе, результаты этого исправления (1-й ур, 7 Октября). Биография патр. Никона и влияние его на церковные дела в сане митрополита новгородского. Посещение России восточными святителями. Посольство Арсения Суханова на Восток. Вступление Никона на патриаршество и первые его распоряжения; враги патр. Никона (2-й ур.). Собор 1654 г.; собрание в Москву древних славянских и греческих книг; грамота патр. Паисия (3-й ур). 8-го Октября прибыл на курсы епархиальный миссионер. С его приездом центр тяжести был перенесен на обличение раскола, и самые занятия стали происходить не только утром, но и вечером. Вот те предметы, о которых сообщены сведения на курсах с 9 по 20 Октября, как это значится в журнале занятий с курсистами (привожу буквально, не изменяя ничего). 9 Октября. 1-й ур. Вступительная речь епархиального миссионера о высоте и важности миссионерского дела и необходимости участия в нём мирян. Предмет и задача обличения раскола. О старопечатных книгах (как следует относиться к этим книгам и какие из них более полезны и употребительны в борьбе с расколом). Сведения о большом катехизисе. 2-й ур. Соборы 1655 и 1656 гг., содержание Скрижали 1656 г. 3-й ур. Удаление патр. Никона с патриаршего престола.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и Макария в 1542 г.; участвовал на Московских соборах 1542 и 1547 г., (когда были сделаны постановления о канонизации русских святых). В это время, по представлению епископа Акакия, были причислены к святым Арсений 1-й, Епископ Тверской, и Макарий Колязинский. Святитель Акакий присутствовал на Стоглавом соборе 1551 г., на Соборе 1553–1554 г., осудившем Матфея Бакшина и др., и на Соборе 1555 г., рассуждавшем о многоразличных церковных чинах. В 1564 г. престарелый Тверской святитель уже не мог принимать лично участия на Московских соборах и только присылал на оные свои повольные грамоты: так на избрание и поставление Митрополита Филиппа в 1564 г. и в 1566 г. он (Акакий) отправлял от себя в Москву грамоты (Карамзин, т. IX). – Святитель Акакий по своей душевной доброте и детской простоте нередко печаловался пред великими князьями за опальных: в 1525 г. он поручался в верности царю за князя Ивана Михайловича Воротынского и за Максима Грека , (как это видно из продолжения Несторовой летописи, стр. 381); в 1522 г. за князя Василия Васильевича Шуйского, в 1531 г. за князя Феодора Михайловича Воротынского, в 1547 г. за князя Ивана Пронского, в 1562 г. за князя Ивана Дм. Бельского и др. В 1564 г. в Твери епископ Акакий освящал церковь Пресвятой Троицы, что за р. Тьмакой (Белая Троица), а также церковь св. Николая Чудотворца, что в Капустниках. По его ходатайству царь Иоанн Грозный повелел быть Архимандрии в Отроче монастыре, а также и в Желтикове (вследствие чуда при мощах святителя Арсения – воскрешения утопшего рыбака Терентия). – Святитель Акакий скончался 14 января 1567 г. и, согласно завещанию, погребён в Успенском Желтикове монастыре, в самом соборе. По мнению Востокова, к епископу Акакию было написано пр. Максимом Греком «Описание устройства Римско-католических орденов – Доминикан и Францискан. (Описание Рукописей Румянцевского Музея, XIX. – Архиепископ Димитрий, Месяцеслов русских святых, январь, стр. 130–132). 26. Св. Варсонофий 2-й, епископ Тверской, Чудотворец Казанский

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

инок Григорий Суздальский, создавая (также по образцу Канона преподобного Феодора Студита) “Канон новым русским чудотворцам”, “заместил” в соответствующем тропаре (п. 4,тр. 5) Афонскую гору — Соловецким островом, а Петра Афонского — Зосимой и Савватием Соловецкими. Ср.: “В песнех да похвалится Зосимо,/постивыися в Соловецком острове изрядно,/с сим да почтется Саватие,/всю уяснивыи тварь светлолучными чюдес своих сиянии” (“Канон новым русским чудотворцам” Григория Суздальского). Позднее, в конце XVII — нач. XVIII вв. справедливость уподобления Соловков Афону постарался исследовать в специальном сочинении чудовский иеромонах Арсений, см.: Сравнение св. Афонской горы с Соловецким монастырем и лес на оной, сочинение чудовского иеродиакона Дамаскина (1701–1703)//Афонская гора и Соловецкий монастырь. СПб., 1883 (ПДПИ. Т. 32). С. 67–95. Однако, например, уже в нач. XVIII в. выговский писатель Семен Денисов, создавая “Слово воспоминательное о святых чюдотворцех, в России просиявших”, сравнивал Соловки уже не с Афоном, а с “остро­вами блаженных”. Это объясняется прежде всего тем, что у старообрядцев — после известных путешествий на Восток Арсения Суханова в сер. XVII в. и знакомства на Руси с Арсением Греком и другими греческими единоверцами — отношение к Афону резко изменилось в отрицательную сторону. Для них теперь сами Соловки значили гораздо больше, чем Афон, см. Юхименко Е. М. Почитание Зосимы и Савватия Соловецких в Выговской старообрядческой пустыни//ТОДРЛ. Т. 48. СПб., 1993. С. 351–354. 17 “Память” Василия III как почитаемого усопшего, вероятно, отмечалась в месте его упокоения — Архангельском соборе Московского Кремля, где сохранялась и его портретная икона, созданная в 60-е гг. XVI в., см. Горматюк А. А. Икона “Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении”. Краткая история и реставрация памятника//Искусство христианского мира. Сборник статей. Вып. 2. М., 1998. С. 131–138; Он же. Царский лик: икона и портрет//Наше наследие. 2000. 52. С. 46–57; Кызласова И.

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Иона иером., автор, 514, 628, 677, 694, игумен глушицкий, 667, 668. Иона Зуй, иеродиакон Троиц. Серг. мон., 73, 138, 316. Иона, архимандрит, владелец, 182, 739. Иона диакон, ризничий Троиц. Серг. мон., владелец, 206. Иосиф Прекрасный. Слова о нем, 9, 142, 143, 177, 404, 805. Иосифа Флавия два отрывка, 730, 770. Иосифа, инока, Слово, 751, 754, 764. Иосифа из Евреев, книга соч., 91, 772. Иосифа Тризны редакция киево-печерского Патерика, 714. Иосифа, игумена волоколамского, сочинения, 187. Выписки, 736, 739, 810. Обиходник его столовый, 739. Упом., 90. Житие см. Жития. Иосиф, старец Киржач. мон., владелец, 280. Иосиф Махай, строитель, владелец, 299. Иосиф, иером., книгохранитель и ризничий Троиц. Серг. мон., 781. Иосиф, архим. Новоспасского мон., 58, 284, 741. Иосей псковитин, владелец, 194. Иудеи, Жиды. Прения с ними и обличения, 9, 38, 116, 122, 124, 147–150, 180, 188, 200, 201, 205, 206, 408, 631, 728, 729, 730, 753, 786. Их крещение, 205, 206, 739, 741,799. Иудино предательство, 188, 200, 201. Кадило. Сказание о нем, 808, 809. Каин см. Авель. Калайдович. Ссылки на его издания, 2, 9, 12, 15, 91, 121, 142, 146, 175–177, 202, 204, 205, 214, 225, 227, 233, 404, 648, 660, 704, 713, 718, 723, 729, 762, 765, 768, 769, 776, 784. Калантаев Феодор Иванович, пан, 495. Каллист, ученик аввы Зосимы, 37, 167, 169, 181, 185, 753, 757, 763. Каллист см. Никифор. Каллист, биограф Григория Синаита , 116, 186, 674, 748. Каллист Ксанфопул, 284, 316, 320, 753, 806. Калистрат, диакон, владелец, 191. Каллиник, уставщик Троиц. Серг. мон., 819. Каменский монастырь. Сказание о нем, 658. Канонники, книги, 24, 253–307. Каноны с толкованием, 119, 176, 664, 665, 672–674, 780, 793, 812. Карамзина История. Ссылки на оную, 15, 200, 205, 241, 266, 768. Карпова Феодора переписка с Максимом греком , 200, 201. Карпиан, 70. Картины, изображения и рисункн в книгах, 3, 5, 7, 8, 15, 16, 22, 40, 44, 46–49, 58, 60–62, 68, 70–76, 79, 81, 83, 85, 86, 92, 96, 100, 101, 103, 105–108, 110–112, 114, 115, 118, 119, 123, 124, 127–130, 133, 134, 136–138, 140, 141, 146–148, 150, 156, 158, 162, 167–170, 173, 175, 178, 181, 183, 184, 188, 201–203, 210, 213, 215, 218, 222, 232, 241, 242, 251, 256, 259, 269, 274, 283, 308, 309, 315, 316, 319–324, 326–328, 338, 342, 343, 349, 351–354, 356, 368, 369, 372, 385–389, 409–411, 413–419, 424, 429–431, 433, 438, 443, 444, 447, 454, 456, 457, 466, 628, 637, 638, 659, 670, 680, 684, 686, 687, 690, 701, 704, 708, 715, 717, 718, 720, 723, 725, 732, 739, 751, 755, 756, 772, 806, 813, 819.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

К сему же ещё занималась я чтением истории, надлежащей до поправления книжного, и ясно усмотрела, что не один Патриарх Никон такое великое дело учинил; но собран был собор в царских палатах, на котором председание имел сам благочестивый государь царь Алексей Михайлович, и содержай престол великой Церкви Никон Патриарх Московский и всего Российского государства архиереи, митрополитов пять, архиепископов четыре, епископ един, к сим же 11 архимандритов и игуменов, 13 протопопов, всех 34; тут же был и царский синклит. И тако государь царь оный собор совершил и повелел древние святые книги, с греческого языка на славенский прежде пяти сот лет переведённые и на хартии писанные, в царствующий град Москву собрати, из великого Новаграда и Живоначальной Троицы из Сергиева монастыря, и из Юрьева монастыря, и из Хутыня монастыря, иже в великом Новеграде, и из Иосифова монастыря Волоцкого, и из прочих градов и честных монастырей древние святые книги собраны быша. К сему же благочестивый государь царь Алексей Михайлович умысли, да не едина их воля будет о сём, но и вселенских патриархов вкупе; и послаша (1654 года) грамоты с Мануилом греком к вселенским патриархам. Вселенский же Патриарх Паисий Цареградский и Освященный Собор, приемше писания, сотвориша собор и государю царю ответ и соборное деяние за своими руками прислаша (1655 года), повелевающе последовати Восточной Церкви учителей писанию, сущему в ветхих книгах греческих и славенских. Благочестивый же царь, от Вселенского Патриарха ответ и соборное деяние прочетши, имеющиеся в России ветхие греческие и славенские книги на исправление не довольны быти вменил, изволил со многой милостыней послати старца Арсения Суханова в Афонскую гору и во иные места святые, к держащим греческий закон и устав неизменно. Они же сыскаша в своих книгохранительницах книги изрядные греческого языка числом 500, в нихже толико древние были, яко от того времени прошло Евангелию лет 1050, Евангелию же 650 (ныне же Евангелие на государеве печатном дворе, в книгохранительной палате 1130 лет харатейное); Псалтири, которая писана при греческом царе Алексие Комнине, 600 лет, Евангелию Григория Богослова , принесённому от греков, 737 лет, Служебнику 600, Служебнику же 455 лет, и прочие Евангелия, Псалтыри, пророческие, Апокалипсисы, святыми отцы восточными изрядно истолкованные; ещё же и святых Дионисия Ареопагита , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Иоанна Дамаскина и прочих; также Уставы, Октоихи, Триоди, Минеи, Часословы и прочие святые книги, которым прошло 700 лет, иным 500, иным 400, сии все присланы в Москву с Арсением Сухановым .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/povestvo...

К сему же и ради желающих ю вскоре видети с великим трудихомся в деле ея, еще же и от упражнения дела ея, настоящаго сего лета к двадесятим бо и мало что к сим седмиц не сподобихомся совершити ю; к тому же и иных ради препятий, о них же глаголем, многия иныя книги, яже исправляхом во время делания ея, немало препяша нас добре исправити ю. И сих ради вин, их же предрехом, аще где и случися яковому чесому привпасти поползновению, молим, да не будеши и о сем зазирати: ведают бо искуснии, яко преложение, аще и не от мудра языка во ин, многа времене и снискания требует, множае же паче художный; но паче любовию и кротостию да призриши, исправи умом своим, и не един точию, но со множайшими мудрости сея достойными и искусными, молитвою же от нас вперися к вышнему Богу, иже всякому делу начало есть и конец, яко да подаст нам разум и бодрость, аще восхощеш в прочее время паки издати честности твоей сию книгу, исправити добрее в речении же и орфографии. Да не почюдитижеся и чина разньству в книзе сей и за еже излишним быти в ней ирмосом прежде бывших в нас книг Ирмологиев: во всем бо рачение имехом, якоже в речении, сице и в чине греческих преводов, якоже Восточная Церковь содержит последовании, и сего ради, повелением Великого Государя Святейшаго Никона, Архиепископа Московскаго и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриарха, сице и положихом»); Псалтырь следованная. М., 1658; Требник. М., 1658; Минея общая. М., 1660; Триодь цветная. М., 1660; Анфологион, сиесть Цветословие страдальчества и мучения…переведена суть и исследована с еллино-греческаго языка на словенский, монахом Арсением Греком. М., 1660; Брашно духовное. Ивер. Мон-рь, 1661; Каноник. М., 1662 г.; Святцы (Месяцеслов). М., 1662; Библия. М., 1663; Иоанна Златоустаго, о Священстве. М., 1664 г.; Святых Григория Богослова Поучения, Василия Великаго на Шестодневник, Афанасия Александрийскаго Слова на ариян, и Иоанна Дамаскина книга Небеса/Пер. с греч. иером. Епифания Славинецкаго. М., 1665. См также: Описание старопечатных книг славянских, служащее дополнением к описям библиотеки графа Ф.А.

http://pravoslavie.ru/36935.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010