е. Божьей силы, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов... Но как скоро душа прибегнет к Богу, уверует и испросит себе соль жизни, благого и человеколюбивого Духа, снисшедшая небесная соль истребляет тогда страшных червей, уничтожает вредное зловоние, и очищает душу действием силы своей 219 . Или как если кто растворит муку, но не положит закваски, то сколько, по – видимому, не будет стараться месить и трудиться над тестом остается оно невскисшим и непригодным в пишу: а когда положена закваска, – привлекает она к себе все смешение муки и все делает квасным, чему и Господь уподобил царствие, сказав: подобно есть царствие небесное квасу, его же вземши жена скрыв сатех трех муки дóндеже вскисоша вся ( Мф. 13:33 ); или как мясо, если кто приложит о нем попечение, но не осолится солью, истребляющей червей и уничтожающей смрад, делается зловонным, загнивает и бывает негодно для людского употребления, так, подобно сему и все человечество представ себе как бы мясом и незаквашенным тестом и под солью и закваской из иного века разумей божественное естество Святого Духа. Посему, если в уничиженное естество человеческое не будет вложена и примешана из этого века и из оного отечества небесная закваска Духа, также добрая и святая соль Божества, то душа не освободится от зловония н не вскиснет по тяжести и безквасию лукавства 220 . Возрождающую благодать далее можно сравнить с деревом, которое бросил Моисей в горький источник и тем сделал его годным для питья. Пришел народ в Мерру, где был источник, дающий воду горькую и негодную для питья. Почему Бог повелевает недоумевающему Моисею в горькую воду ввергнуть дерево; и как скоро ввергнуто дерево, – вода усладилась и, утратив горечь, сделалась сладкой и годной для питья народу Божию. Так горька бывает и душа, пьющая вино змииное (дьявола). Посему, Бог влагает древо жизни в самый горький источник сердца, и душа услаждается, отложив свою горечь и срастворившись Духом Христовым; и таким образом, сделавшись благопотребной, употребляется на служение своему Владыке, потому что делается плодоносным духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

У него нет напр. речи ни о постах, ни о поклонах и т. д. Главным образом, он настаивает, что вся суть во внутреннем расположении человека, в его духовных подвигах. Легко сделать вывод – можно не налагать на себя внешних подвигов и быть добродетельными. Но пусть сам пр. Макарий своей жизнью опровергнет мнение таковых. Внутреннее, искреннее очищение сердца само собой предполагает строгий образ жизни. Чем чище человек, тем строже он в своей жизни. Между тем как нельзя сказать наоборот. Можно быть великим постником и в то же время ничего не значащим «соли обуявшею». Пр. Макарий постоянно говорил о внутреннем делании христианина и в то же время он был великий аскет. Это значит, что с одной стороны наставления его не были одними пустыми фразами, а они исходили от сердца, – а с другой его внешние подвиги не были лишь видимой красивой оболочкой, его аскетизм был одухотворен 50 . Если пожелаем далее охарактеризовать нашего отца, то мы должны назвать следующие черты его нравственного облика: любовь и смирение. Эти добродетели составляют как бы основной фон, на котором зиждется и вся его внутренняя физиономия. Любовью и смирением была проникнута и вся его внешняя деятельность; в каждом его поступке эти черты рельефно выступают наперед. Итак пр. Макарий был любвеобильный старец. Он никого не осуждал, никогда не говорил о грехах братии, никому никогда не делал выговора 51 . «Христиане, читаем мы в его беседе, должны все старание употреблять к тому, чтобы никого не осуждать, ни явную блудницу, ни грешников, ни людей бесчинных, но взирать на всех с простодушием, чистым оком, ни кем не гнушаться и не делать различия между людьми. Увидишь ли одинокого, – не осуждай его в сердце своем, но смотри на него, как на здорового; смотри на имеющего сухую руку, как не на сухорукого, на хромого, как на ходящего прямо и на расслабленного, как на здорового. Ибо в том и состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердным 52 . Пр. Макарий, по отзыву современников был как бог земной, потому что он, как Бог , прикрывал согрешения, который он и видя как бы не видел и слыша, как бы не слышал.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Изложенные сведения из истории библиотеки Московской Синодальной типографии 280 , кажется, достаточно ясно свидетельствуют о том, что находившееся здесь значительное собрание иноязычных книг и рукописей составилось в XVII- XVIII в. и что его не было здесь в XVI век е. Эта история постепенного роста настоящих трех главных московских собраний иноязычных книг и рукописей, в которых можно бы было предполагать существование остатков царской библиотеки XVI в., наглядно показывает, как они постепенно составлялись. Почти ни одно из этих собраний не существовало в XVI в., они положили свое начало только в XVII в., почти исключительно со времен патриарха Никова или с царствования Алексея Михайловича. По отношению к греческим рукописям их, бесспорно, что сии рукописи были сперва почти все из числа привезенных с Востока Арсением Сухановым , к которым потом уже присоединились и другие, доставленные разными лицами с Востока же. Из этой истории происхождения московских собраний иноязычных рукописей и книг ясно также, что искать среди них иноязычные рукописи, принадлежавшие московским великим князьям и царям XVI в., – совершенно напрасно. Г. Тремер после своего ознакомления с греческими и латинскими рукописями этих собраний принужден был сознаться, что в этих собраниях действительно нет ни одной рукописи из царской библиотеки XVI в. – Хотя и с меньшею уверенностию отыскать «потерянное и забытое сокровище», но все-таки с этою именно целию он продолжал свои поиски и в других рукописных собраниях гор. Москвы, где только находились иноязычные рукописи. В Московском публичном и Румянцевском музеях мы встречаем несколько греческих и латинских рукописей в собраниях А. С. Норова 378–389) 281 , В. М. Ундольского 373, 980–983, 1359:1360), Григоровича 818–820), Севастьянова и др. – Находим несколько греческих рукописей и в собраниях А. И. Хлудова, принадлежащем ныне Никольскому единоверческому монастырю 129, 131, 132 и 171–174) 282 . Но происхождение всех этих собраний и рукописей настолько известно, что не может быть сомнения о непринадлежности их библиотеке московских царей XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Не в праве-ли теперь, усопший Император, которого ныне Россия погребает, призвать на суд своих подданных, поставить их перед лицом Божьим, спросить их: «Люди Мои! Что Я сделал для вас худого? Почто вы воздали Мне за благая злая? Я дал вам свободу, это высочайшее благо для человека; Я дал вам скорый, правый, и по совести суд и самоуправление; Я излил свои милости на бедных и несчастных: Я облегчил участь преступников; Я просветил вас светом науки, ускорил вам пути сообщения, оживил вашу торговлю, обеспечил земледелие и проч., и все это Я сделал для вашего благосостояния. И за все это претерпел поносную мученическую смерть. В том только разве и было Моё несчастье, что вы не умели воспользоваться дарованными Мной вам благами, и самое добро обратили в зло. Люди Мои, что Я сделал для вас худого, почему вы Мне воздали за добро – злом; дайте Мне ответ: придите истяжемся... На этот голос усопшего праведника, мученика – Императора, несомненно вся Россия, как один человек, отозвалась бы: «Благочестивейший Государь, возлюбленный Монарх наш! За Твои благодеяния мы любили Тебя, как Отца, мы благоговели перед Тобой, как перед Помазанником Божиим, мы благословляли Бога за Тебя и Твои великие дела, но злодеи опозорили нас, помрачили нашу любовь к Тебе, отняли Тебя у нас самым бесчеловечным образом». «Верю», сказал бы на это усопший Монарх. Но откуда взялись эти злодеи? Где они выросли, на какой ниве? Где они воспитались? Не сыны ли они России? Не ваши ли они сыновья, братья и сестры? Не ваш ли долг был исторгнуть из среды своей эти зловредные плевелы, обезопасить и сохранить жизнь своего Царя«? Что-то мы ответим на этот вопрос усопшего Императора? .. Не останется ли Россия безответной перед Ним?... Да, братья, не без причины Господь посетил нас тяжким посещением; много раз Он спасал драгоценную жизнь усопшего Императора от угрожавших опасностей, но теперь видно, по грехам нашим Он наказал нас великим горем, взял от нас нашего Ангела Хранителя; допустил тяжкую – мученическую кончину нашего возлюбленного Монарха от злодейской руки нашего же соотечественника.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но, быть может, разлука с нашим Великим Императором облегчится мыслью о том, что Он отошёл к Господу в преклонности лет, в глубокой старости, что, при этом, смерть есть неизбежный удел всех смертных царей и рабов. О, если бы так было! Мы легче бы примирились с мыслью о разлуке с нашим Царём, мы утешились бы той мыслью, что Он, после продолжительных и великих трудов, в старости лет, уснул сном смерти, и наша скорбь о разлуке с Ним легче и естественнее перешла бы в тихую молитву об упокоении души Его. Но нет, наш возлюбленный Император Александр Николаевич отошёл к Господу, если не в цвете лет, то в крепости сил. Он ещё мог бы править Русским Государством много лет. Он ещё не успел насладиться плодами своих великих дел, своих преобразований; Он взят от нас, когда мы ещё не вполне сознали и оценили великие дела и преобразования нашего усопшего Монарха; когда Россияне ещё не успели воспользоваться, как должно, великими благодеяниями усопшего Императора, сознательно и разумно ввести их в свою жизнь. Да, горька разлука с нашим Благодетелем, когда мы видим, что Он ещё не успел видеть полного осуществления своих великих идей в жизни своего народа, когда Он нужен был для нас, как Отец и Руководитель для своих детей, когда Он по крепости сил своих, ещё многое мог сделать для блага России. Но, быть может, наш усопший Император, если и скончался в крепости сил, то после продолжительной и тяжкой болезни: часто бывает, что смерть похищает людей и во цвете лет, и в крепости сил. Пусть бы так было: мы успели бы приготовиться к роковой вести, и легче могли бы перенести своё горе. Ещё году нет, как Россия похоронила Благочестивейшую Супругу усопшего Императора, Императрицу Марию Александровну; Россия беспредельно любила Её. Но Она скончалась, после продолжительной и тяжкой болезни; мы знали Её страдания; ожидали Её кончины. И когда Она мирно почила о Господе, подготовленная скорбь наша о потери Матери Царицы, легко перешла в тихую печаль и тёплую молитву об упокоении чистой души Её. Не то теперь: не более пяти месяцев назад мы видели нашего возлюбленного усопшего Монарха в пределах нашего Крыма бодрым и здоровым; ежедневно мы слышали и читали о Его Царских трудах и подвигах на благо России, знали о Его цветущем здоровье почти до самого дня Его кончины; мы и не думали о Его смерти. Вот почему внезапная, беспредельно печальная весть о кончине возлюбленного Монарха, как ударом грома, поразила Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

П.В. Долгоруков Бартеневы В старину: Бортеневы. Из жалованной грамоты Иоанном Великим сыну его, князю Юрию Ивановичу, на владение Дмитровым и Рузою, в 1503 году, видно, что в то время Демид Бортенев владел, в тех местах, деревнею Овсянниковою, а Рыжок Бортенев деревнями Ивановщиною и Шириповым. Кирило Макарьевич и Галактион Фомич Бортеневы упоминаются в колыванском походе 1540 года; Иван Васильевич находился воеводою в походах: казанском 1544, шведском 1549 и полоцком 1551 годов; сотник стрелецкий Афанасий Бортенев упоминается в походе против крымцев в 1555 году. Пять Бортеневых подписались у поручной грамоты по боярине князе Иване Фёдоровиче Мстиславском, в 1571 году: Шарап Микулич во ста рублях; Афанасий и Ковер Юрьевичи, оба вместе, во ста рублях; Назарий Семёнович и Владимир Григорьевич в семидесяти рублях каждый. Данило Микулич подписался, 2 июля 1566 года, у приговора думы земской о войне с Польшею. Елизарий Данилович был воеводою в Цареве-Борисове в 1602 году. Во время смоленской осады 1634 года, Григорий Фатьянович убит, а Дементий Андреевич и Борис Иванович умерли от получённых ими ран. Двадцать один Бартеневых владели населёнными имениями в 1699 году. Арсений Иванович Бартенев, от брака с Федосьею Ивановною Бутурлиною, имел несколько человек детей, из коих Мария Арсеньевна (рождение 1815) за Дмитрием Ивановичем Нарышкиным. Различные ветви фамилии Бартеневых употребляют два различные герба: 1) Общий Российский Гербовник, часть III, 62: щит разделён горизонтально на два поля; верхнее голубое; в нём золотой меч, перпендикулярно пронзающий серебряный полумесяц; нижнее поле золотое; в нём натянутый лук с летящею вверх стрелою. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями; намет голубой, подложенный золотом. 2) Общий Российский Гербовник, часть X, 80: щит разделён перпендикулярно на два поля; правое серебряное; в нём натянутый лук с летящею вправо стрелою; левое поле голубое; в нём золотой меч, острием вверх. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями; намет голубой, подложенный, справа золотом, слева серебром. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

XXIX. Речь пред третьим собеседованием протоиерея Ксенофонта Крючкова 29 . О необходимости твёрдо знать вероучение Духовная любовь моя по отношению к вам – моим духовным чадам, живущим на окраинах града сего, привлекла меня в этот храм ваш. Забота о вашем духовном просвещении и ревность о вашем спасении внушили мне предложить и вам слово назидания. В двух храмах, пред великим множеством народа, уже предложены были духовные беседы посетившим нас достопочтенным миссионером о. Ксенофонтом Крючковым. Как же оставить ваш храм, или, лучше, вас без духовного назидания?.. Ваш приход, сравнительно с другими, обширный; к тому же вы живёте в ближайшем соседстве с глаголемыми старообрядцами; а потому вам более других нужна духовная пища: наставления в истинах православной веры п доброй и христианской жизни; вы скорее других можете вступать в общение по житейским делам, а быть может и в религиозные беседы, с глаголемыми старообрядцами. Поэтому вам больше других нужно знать и все вероучение, дабы твёрже стоять в православии и понимать ошибки своих соседей, чтобы уметь, в случае нужды, вести с ними религиозную беседу. Могу думать: и теперь – в нашем храме они присутствуют и слушают нас. Если так, радуюсь; пусть знают и они, что любовь наша и ревность о спасении простирается и на них. В своих беседах о. миссионер предлагаешь вниманию слушателей самые необходимые истины для спасения, как-то: истинное учение о Церкви, о церковной иерархии, о св. таинствах и друг. Как страшно подумать о тех людях, которые или не признают учения об этих предметах, или неверно понимают их: ведь, они заграждают себе этим самым двери царства небесного. Прошу вас, возлюбленные братья, со всем вниманием выслушать беседу о. протоиерея, облегчить вашу душу разрешением тех сомнений, которые тяготят вас, не стесняясь обращаться к нему за разрешением ваших сомнений. Все полезное и необходимое с любовью будет выслушано и разъяснено. Да благословит Господь Бог наше святое дело добрым успехом. Благословение Божье вам, слушатели, и о. протоиерею, трудящемуся на апостольской ниве, проповедания слова Божья. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Геронда, благословите вместо воды пить немного чаю? – Чай? Мыслимое ли дело иметь здесь такую ро­скошь? – Хорошо, Геронда, пусть будет вода, можно ее не­множко подогреть? – Если хочешь, то пей холодную воду. А горячая во­да нам неизвестна. Что делать, отвечаю: – Благословите. Так продолжалось до преподобнической кончины моего Старца. Как-то раз, уже после его смерти, я не­много простыл. Налил в кастрюльку водички, вскипя­тил ее, бросил туда чай, и говорю: «Геронда, до самой твоей смерти я был у тебя в послушании. А теперь бла­гослови меня выпить немного чайку, чтобы согреться”. Согласно распорядку, мы трудились на послушани­ях до полудня. Затем братья расходились по своим пе­щеркам на два-три часа, чтобы совершить по четкам вечерню и, если еще оставалось время, заняться чтени­ем творений Святых Отцов. После этого была общая трапеза и отдых около трех с половиной – четырех часов. В двенадцать часов по-византийски, то есть после захода солнца, братья снова поднимались на непременное восьмичасовое целонощ­ное бдение, предварительно подойдя под благослове­ние к Старцу. Перед бдением братья, для того чтобы не­множко взбодриться, имели благословение выпить ча­шечку кофе, а немощные могли также подкрепить свои силы сладостями (медом, халвой и так далее). Как я уже говорил, братство в том составе, в каком оно было в последние годы жизни Старца Иосифа, от­личала полная воодушевления ревность, несмотря на то, что по телесной крепости большинство послуш­ников уступало великим отцам Иосифу и Арсению. Вследствие этого премудрый Старец Иосиф ограничил уклад жизни своего братства самым необходимым, тем, что составляет духовную сущность монашеской жиз­ни: строгим послушанием, всегдашним бдением, пол­ным откровением помыслов, посильным трудом, пре­сечением пустословия и упражнением в непрестанной молитве не только в часы бдения, но и, насколько это возможно, в том, чтобы уста не переставали произно­сить молитву в течение всего дня. Что же касается пищи и сна, то тут были некоторые послабления, согласно телесным силам каждого. На протяжении многих лет оба великих Старца, за исклю­чением субботних и воскресных дней, вкушали пищу один раз в день и без растительного масла. Теперь же они были вынуждены снизойти к телесным немощам молодых братий. Они стали вкушать пищу один раз в день и без масла только в установленные три дня неде­ли, тогда как в остальные четыре дня, естественно, за исключением положенных постов, Великой Четыреде­сятницы и т. д., было с рассуждением позволено на об­щей трапезе один раз в день разрешение на все (есте­ственно, кроме мяса).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/nastav...

– Ведете ли вы духовный дневник и что побудило вас к этому? – Духовный дневник я вести стараюсь. Начала я это делать, будучи взрослым человеком. К записям меня побудили сугубо прагматические соображения: в повседневной суматохе и водовороте дел трудно удержать в памяти, зафиксировать все факты, помыслы и треволнения. К сожалению, вести дневник получается не так систематично и подробно, как хотелось бы. Меж тем он необыкновенно дисциплинирует, а главное – через какое-то время, иногда довольно продолжительное, помогает заново проанализировать поступки, слова и мысли, увидеть их в ином свете, отнестись к ним более трезво. Также немалую пользу приносит мне чтение дневников людей, который имеют большой духовный опыт. Одним из первых я прочитала «Духовный дневник» епископа Арсения (Жадановского). Много тогда меня задело в его словах, а особенно: «Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде, – прими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу». С возможно большим вниманием и прилежанием я веду дневниковые записи в периоды постов – прежде всего Великим Постом. – Каково, по вашему мнению, значение систематического богословского образования в пастырском делании? – Любой священник должен четко, непротиворечиво знать основы православной веры. Разумеется, необходимо ориентироваться в Священном Писании, Предании, святоотеческом наследии, осознанно владеть богослужебным языком, а главное – любить церковную службу, приступая к ее совершению со страхом и трепетом. Процесс постижения всего этого, конечно, во многом индивидуален и определяется опытом. Но, кажется, что в настоящее время стационарное образование просто необходимо. Ребята до поступления в семинарию, конечно, обладают определенными знаниями, но они зачастую характеризуются, с одной стороны, недостаточностью и фрагментарностью, а с другой – пестротой и даже известной ошибочностью. И именно в духовной школе учащиеся получают начальные, целостные – хочется это подчеркнуть – сведения о православном богословии. К тому же современные реалии таковы, что пастыри очень много, очень разновекторно общаются с инославными, осваивают новые миссионерские формы, все органичней интегрируются в общественную жизнь, образовательное пространство и т.п. И это уже диктует необходимость не только основных, фундаментальных знаний, а побуждает к постоянному самообразованию.

http://pravoslavie.ru/46891.html

51 Хотя на первый взгляд этот вопрос и кажется маловажным по своему содержанию, но часто молокане сильно расстраивают им наших православных; и мне не однократно, по просьбе наших православных, приходилось объяснять им этот вопрос; посему для полноты доказательств я считаю необходимым внести этот вопрос в нашу беседу, на защиту нашим православным от назойливых иконоборцев, которые пустыми вещами хотят сбить православного с пути истины. 52 Нужно заметить, что подобны тайные кружки существуют у всех иконоборцев, которые от одного своего учителя научились совращать наших православных в свои ереси славой мира сего, богатством, чревоугодием и отвержением постов. И только чревоугодники переходят на сторону иконоборцев, возненавидев нищету и убожество Христово и предавшись князю мира сего и своему мамоне. 53 Молокане часто употребляют подобные меры, приводя вовсе неподходящие тексты для защиты своих положений, и желая тем победить своего собеседника; но в действительности чрез это они сами еще более обличаются, а потому на следующих беседах они уже не поставляют этих неподходящих текстов. Часто случается и так, что молокане повторяют эти лукавые приемы с новым собеседником. 54 Некоторые молокане, по своему ожесточению или неразумию, на этот вопрос отвечают, что за эту-де прибавку и лишил Господь Соломона его царства; но этот ответ неправильный, так как известно, что лишение или разделение царства произошло не за прибавление львов или тельцов, но за построение капища идольского, как о сем и сказано в Священном Писании ( 3Цар.11:3–13 ). 56 Некоторые неопытные наши миссионеры на этот вопрос о колоколах не от Св. Писания отвечают, а от предания свято-отеческого; поэтому как молоканские наставники, так и все иконоборческие наставники всюду этим вопросом торжествуют, будучи уверены, что на этот вопрос никто из православных миссионеров не может ответить Св. Писанием. Таким образом они и поставляют это вопрос с великим самоуверением, что они непременно будут победителями, почему и делают разные кощунственные насмешки над нашими православными учеными, а особенно когда при беседах, случается, присутствуют духовные лица – местные священники, то молокане с уязвительной насмешкой возражают. Поэтому миссионеру нужно более запасаться терпением и снисходительностью к их безобразиям, за что православная публика их крикунов после вразумит. Так как многократно приходилось мне слышать этот вопрос о колоколах, то я нашел нужным составить подробное на это доказательство; этим вопросом повсеместно они сбивают наших православных, а особенно если случается, что нужно купить колокол и составляется общественный сбор на покупку его, то молокане этому св. делу сильно противодействуют, внушая православным, что колокол есть выдумка священников, а не от Божия приказания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010