Наконец, призывающая благодать Божия действует на человека посредственно, путем, например, постоянного воспитания в сознании человека мысли о необходимости изменить жизнь и обратиться ко Христу. С этой целию посылаются, например, скорби и страдания. Когда по домостроительству Божию бываешь в скорбях, в страданиях, в язвах, тогда что почитаешь для себя противным, то самое служит к пользе души твоей. Если посещают тебя несчастия, то начинаешь рассуждать сам с собою: несчастлив я в мipe, пойду отрекусь от мipa, буду служить Богу 535 . Приступающим к Господу необходимо, при этом, духовное рождение от Духа, которое и совершается в момент крещения. Господь хочет, чтобы все люди сподобились этого рождения, потому что за всех Он умер и всех призвал к жизни. Ибо без этого рождения душе невозможно жить, как говорит Господь: аще кто не родится свыше, не может видеть Царствия Божия ( Ин. 3:3 ). А посему все те, которые уверовали в Господа и, приступив, сподобились этого рождения, радость и великое веселие на небесах доставляют родившим их родителям. Все Ангелы и святые силы радуются о душе рожденной от Духа 536 . Что же делается с душею во время этого духовного рождения, какие действия производит тогда на душу Божественная благодать? В душу, которая обращается ко Христу, Господь влагает закваску, которая очищает ее от грехов и делается потом залогом или условием постепенного нравственного преуспеяния и возрастания ее, пока весь человек не заквасится в добре 537 . Эта небесная закваска подобна той закваске порока, благодаря которой ветхий человек совратился совершенно в порок и лукавство. Там была закваска греха, здесь влагается в души обращенных ко Христу закваска добра – небесной благодати 538 . Ту благодатную силу, которая подается в крещении человеку, можно сравнить также с солью. Как мясо без соли загнивает, исполняется великим зловонием и по причине несносного смрада все отвращаются от него, – и в загнившем мясе пресмыкаются черви, находят там себе пищу, поедают его и гнездятся в нем; но как скоро посыпана соль, – питавшиеся мясом черви истребляются и гибнут, зловонный запах прекращается; потому что соль, по природе своей, истребляет червей и уничтожает зловоние; таким же образом и всякая душа, неосоленная Святым Духом, не причастная небесной соли, т. е. Божией силы, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов... Но как скоро душа прибегнет к Богу, уверует и попросит себе соль жизни, благого и человеколюбивого Духа, снисшедшая небесная соль истребляет тогда страшных червей, уничтожает вредное зловоние, и очищает душу действием силы своей 539 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но всегда, прежде чем начать чтение, нужно помолиться. После молитвы чтение жития святого приводит нас в такое умиление, что мы уже не в состоянии остановить слезы. Так бывает потому, что молитва просвещает ум». – Геронда, что из Священного Писания читать больше всего? Все Священное Писание богодухновенно, и мы должны читать его всё. Из Ветхого Завета особенное внимание нужно уделять Псалтири. Это очень сильная молитва.   Слово старца Арсения – плод опыта Живя рядом со старцем, мы убедились в том, что те простые вещи, которым он обучал нас, являлись не просто рассудочными словами, а тем, что он исполнял сам и чем жил. Почему от своего преизбытка легко передавал это и нам. Когда отец П. первый раз послушником пришел в напали на него с такой силой, что во время бдения он не мог произносить молитву. Он бежит к старцу Арсению и просит помощи. Старец же говорит ему: – Не скорби. Помолюсь я, и сегодня ночью помыслов у тебя не будет. И действительно, как уверял брат, в ту ночь ни один помысл не приближался к нему, так что он удивлялся такой силе молитвы старца. Когда ударили к ежедневной Божественной литургии, послушник прибежал поблагодарить старца. Тот ответил ему просто: – Это потому, что сегодня ночью ты все помыслы отослал ко мне! Другой брат как-то по недоразумению оказался в одном непредвиденном искушении, и на две ночи его заперли в полицейском отделении. Находясь в такой великой нужде, он от всей души призвал молитвы старца. «Тогда,– рассказывает он,– в моей душе тотчас зажглось пламя такой силы, что на протяжении двух суток я не ел, не пил, не присел, не задремал, но мои ноги, подобно двум бревнам, держали меня прямо, и я молился непрестанно». Это, как уверяет брат, было великим даром от старца. Да, своим чадам он отчасти показал то, чем обладал, еще находясь в этой жизни… Но, несмотря на это, сравнивая себя с Великим Старцем, он по смиренномудрию видел себя очень далеким от него.   Беседы старца Арсения с благочестивыми паломниками Кроме узкого круга послушников, старца посещало много монахов и мирян, жаждавших высшей духовной жизни и просивших его молитв.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

Да и в 1721 году января 25-го состоявшемся высочайшем указе напечатано: уставляем духовную коллегию... и повелеваем всем верным поданным иметь сие за важное и сильное правительство и у него крайние дел духовных управы, решения и вершения просить и судом его определенным удовольствоваться, и указов его слушать, и во всем, под великим за ослушание наказанием, против прочих коллегий. Да докладных Его Императорскому Величеству от Св. Синода апреля 12-го 1722 года пунктов в 5-м представлено: кто гордо презирает власть церковную с великим соблазном немощных братий, и тако безбожия воню издает, и против того собственной Его Императорского Величества рукой подписано: понеже Синод в духовном деле равную власть имеет, как сенат, того ради респект и послушание равное отдавать ему надлежит, и за преступление – наказание. А о послушании сенату в подлинном Его Императорского Величества указе 1711 г. марта 2-го написано: все, кому о том ведать надлежит, как духовным, так и мирским, военного и земского управления вышним и нижним чинам, что мы для всегдашних наших в сих войнах отлучек определили управительный сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, так, как нам самому, под жестоким наказанием или смертью, по вине смотря. А Св. Синод, как выше изображено, учрежден в правлении духовных дел в такой власти, как и сенат в светских. И для того тебе вышеозначенным Ее Императорского Величества указом сего августа 12-го паки Св. Синод подтверждает: дабы ты от вышеписанных продерзостей отныне конечно воздержался, и во всяких письменных корреспонденциях поступал, как вышеозначенные высокие регламенты и Его Императорского Величества высокомонаршие указы повелевают непременно. А ежели ты впредь, в подобное оному паки будешь вступать противление и презорство, то яко помешатель добрых порядков и общего покоя, и яко противник и неприятель Ее Императорского Величества воли и оного высокого, в регламентах изображенного, учреждения, не точию сана архиерейского, но, как вышеизложенным указом объявлено, и клобука лишишься».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Благодарю Господа, вновь избавившего меня от стремительного гнева на жену, а прогневался было на нее после сна дневного (после ранней обедни) за то, что окна настежь отворила в столовой при сильном ветре и против этих окон были открыты же в столовой, так что был сильный сквозной ветер. Да не держу никогда ни на кого гнева и да не буду сообщник диавола. Буди! Аминь. Благодарю Господа, подавшего мне помощь благодатную при крещении младенца у подвального в доме Туригина, Дмитрия Гаврилова N... С великим дерзновением и миром благодатным я совершил все молитвы и обряды. Благодарю Господа, избавившего меня от возродившегося было у меня на сердце гнева на молодого отца диакона Арсения Петровича Добронравина за то, что не дал мне знать о своем отбытии в Петербург и оставил меня одного служить обедни... Сильно было забирал меня диавол в плен, подстрекая меня к злу на брата, но я усердно молил Господа удалить от сердца моего зло и даровать мне любовь совершенную, не престающую, вся покрывающую и терпящую и тяготы друг друга носящую, и скоро ощутил я в себе милость Божию, оживотворившую мою душу. Это было при крестинах у Гаврила Вуколова Баранова, против Владимирской церкви. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня от начинавшегося гнева и зависти (по приходе домой вечером, в десять часов вечера) при виде ядения всеми домашними любимого мною молока (простокваши); познав грех свой и намерение диавола, я немедленно обратился ко Господу в покаянии сердечном, прося избавить меня от кваса злобы и зависти и восстановить во мне любовь. И Господь, видя искреннее мое покаяние, избавил меня от бесовской злобы, начинавшейся было, как огонь, разгораться во мне, теснить меня, и даровал мне прощение, мир, дерзновение, свободу, правоту. Превозношу Его благопослушливость и бесконечное милосердие, безмерные щедроты. 11 июня Благодарю Господа за проведенную спокойно ночь. Даждь, Господи, день свят, мирен, безгрешен, благопоспешен. 12 июня Благодарю Господа, даровавшего мне победу над врагами смущения и боязни во время панихиды по жене почтмейстера Анне. Помыслы говорили мне: нельзя служить панихиду, она католичка, а я говорил: жена неверующая освящается мужем верующим [ 1Кор.7:14 ]; муж православный и дети православные желают панихиду служить и просят меня, и я служу без сомнения. Муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? [ 1Кор.7:16 ]. На первой малой ектении я споткнулся, не выговорив некоторых слов, скрав их, во время пения дьячка, а на последней я оправился, ободрился и выговорил громко все, а также и отпуст весь, обратясь на запад. Слава Богу! 13 июня

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Нужно при этом сказать, что способности, с одной стороны, тонко различать греховные, а, с другой, благодатные проявления у духовно-опытных людей проявляются одновременно. Если же этого не замечается, то это верный признак отсутствия духовного опыта. Кто сознает в себе греховный струп, страстями оскверняющий внутреннего человека, но не сознает в себе вспомоществования от Святаго Духа истины, укрепляющего немощь его и обновляющего душу сердечным веселием, тот остается без способности различия, не имея познания о многоразличном домостоительстве Божией благодати и Божия мира 797 . Отличительная особенность духовноопытных людей, – это их рассудительность 798 и во всех обстоятельствах жизни непоколебимая твердость. Преуспевающие в искушениях и скорбях, от которых ни один христианин никогда не свободен, не будут отчаиваться и приходить в удивление, ибо знают, что, по Божию попущению, дозволяется злобе испытывать душу и при своем богатстве и покое они не делаются безпечными, но всегда ожидают перемены 799 , и при этом не боятся уже этих вражеских нападений. Как тот, кто многократно попадал в руки разбойников, и, потерпев от них потери, затем с великим трудом избегал их и после того приобрел огромное имущество и большое достояние, не боится уже разорения по причине умножившегося богатства, так и духовно-опытные люди, прошедшие сначала множество искушений и страшных мест, потом, исполнившись благодати и преизобилуя благами, не боятся уже тех, которые хотят разграбить их, потому что богатство их немало 800 . Не удивляются эти люди и духовным благам и, в частности, тому, что будут царствовать со Христом, ибо они предварительно уже познали все тайны благодати 801 . Еще новая особенность внутренней жизни духовноопытных людей это та, что они начинают приобретать или лучше сказать преумножать в себе добродетели без особого труда, подобно тому, как в мipe имеющие богатство без труда приобретают себе всякую вещь и на богатство приобретают себе еще большее богатство 802 , и при этом в своих трудах они находят себе радость и отраду 803 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но Христос совсем не являет чем-либо великим то, когда братолюбие наше простирается на немногих, а желает, чтобы мы смело брались за то, что выше (нашей естественной) надежды, укрепляясь дерзновенными упованием на Него по отношению ко всем благам. Сказанного достаточно для целей изъяснения исторического смысла. Но превращая это опять в духовное созерцание и снимая с образа присущий ему грубый вид, скажем уже яснее, что, как с горы, с вышнего, то есть и боголепного предведения, Бог провидит взыскующих Его чрез доброе усердие и веру, по сказанному Павлом: «ибо коих предуведал и предопределил сообразными образу Сына Своего, сих и призвали» ( Рим.8:29–30 ). Итак, —423— поднимает очи Христос, как бы тем являя достойными божественного призрения любящих Его, как без сомнения и в виде благословения говорил к Израилю: «да поднимет Господь лице Свое на тебя и да даст тебе мир» ( Чис.6:26 ). Однако ж, благодать к любящим Его не ограничивается одним только призрением, но, присоединяя и нечто другое, блаженный Евангелист показует Господа не остающимся без промышления о народе, а заботящимся об уготовлении пищи и угощения, дабы опять чрез это ты разумел содержащееся в Притчах: «не убьет голодом Господь душу праведную» ( Прит.10:3 ). Себя ведь предлагает, как хлеб с неба, и души боящихся Его напитает. Он все приготовляет им достаточное для жизни, как и в Псалмах говорит: «приготовил Ты пищу их, потому что так (таково есть) приготовленье Твое» ( Пс.64:10 ). И Сам Христос говорит в одном месте; «истинно, истинно говорю вам: приходящий ко Мне не взалчет никогда» ( Ин.6:35 ). Он будет подавать, как уже прежде сказали мы, пищу с неба и сообщать многообразную благодать Духа. А уготовляет Он пищу для даяния приходящим (к Нему), не дожидаясь прошения: «ибо о чем помолимся, как должно, не знаем» ( Рим.8:26 ), но Сам, предупреждая нас, дарует то, что сохраняет нас к жизни вечной. Итак, говорит к Филиппу: откуда (как) купим хлебы? Почему к Филиппу (обращает вопрос), хотя и другие ученики находились тут и пребывали с Ним, это необходимо знать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между тем и это изречение не может иметь значения без ограничений. Ибо, – воспользуемся сравнением Христа, – может случиться, что и дерево доброе не приносит плодов или, по крайней мере, плодов добрых, – может быть, потому, что его цветы слишком рано обвеяны холодным дыханием познания истины (?). Именно такой случай мы имеем пред собою в Индии. Редко вечная философская истина находила для себя более строгое и точное выражение, чем какое нашла в учении о спасающем действии познания Атмана. И, однако, это познание, нужно сравнить именно с тем леденящим дыханием, которое задерживает всякое развитие, заставляет цепенеть всякую жизнь. Кто познал себя, как Атман, тот, хотя и свободен (притом навсегда) от всяких желаний, а чрез то и от самой возможности безнравственных деяний, однако, вместе с тем, утратил и всякое побуждение к какой-либо деятельности и творчеству: он выступил из круга индивидуального, иллюзорного существования, его тело уже не его тело, его дела уже не его дела. Все, что бы отселе он ни делал, все это относится к области того великого, обольщения, которое он теперь прозрел и все это, поэтому, не имеет теперь для него уже никакого значения… Европейцы, практичные и умные, обыкновенно оценивают действие прежде всего по его объективной ценности, то есть по той пользе, какую оно приносит для ближних, для большинства, для всех. Кто достиг в этом отношении наибольших результатов, тот признается великим человеком своего времени: лепта вдовицы всегда остается при этом не больше, как именно лептою… Но эта объективная оценка доброго дела в очень значительной степени зависит от стечения обстоятельств, благоприятных или неблагоприятных, почему и не может служить надежным критерием нравственной оценки. Эта последняя скорее должна основываться на субъективной ценности поступка, то есть измеряться размером личной жертвы, которую приносить субъект действующий или, говоря точнее, его сознанием величия жертвы, которую он думает приносить, степенью самоотречения (tapas) и самоотказа (nyasa), проявляемых в поступке, – будет ли он приносит большую пользу, маленькую или совсем не принесет никакой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После служения в Гефсимании нас пригласил настоятель оной, архимандрит Пантелеймон, зайти к нему в келию в здании Патриархии; предварительно же мы побывали на греческом подворье, устроенном как раз там, где пролил кровь свою св. архидиакон Стефан. После понесенных трудов приятно было отдохнуть и подкрепиться трапезой, приготовленной нам здесь русскими богомольцами, везде одинаково сердобольными, гостеприимными и приветливыми! Но в данном случае чувствовалось еще покровительство самого св. Первомученика. Немного повыше гробницы Богоматери находятся остатки Гефсиманского сада, куда Господь любил уединяться на молитву и откуда Его взяли воины на распятие ( Мф. 26:36–50 ). Это место с 6-ю весьма древними масличными деревьями, относимыми естествоиспытателями к жизни Спасителя, в настоящее время принадлежит католикам. Маслины бережно охраняются: каждая из них в отдельности и затем все вместе огорожены, так что на них можно смотреть только с дорожки, проложенной вокруг. По выходе из садика около стены указывают пространство, где Христос в ночь предания скорбел и тужил, даже до кровавого пота, а на расстоянии вержения камня лежат большие кремни, на которых почивали апостолы. Тут мы встретили абиссинских монахов, прислонившихся лицом к ограде и с великим усердием и жаром молившихся. За все время нашего пребывания они не оглянулись и, видимо, ничего не замечали, что вокруг происходило. Ум и сердце их, несомненно, слились с Тем, Кто во дни плоти Своей с сильным воплем и слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти и услышан был за Свое благоговение ( Евр. 5:7 ). Мы еще раз посетили Гефсиманию и опять застали тех же абиссинцев. Говорят, последние – большие молитвенники, а потому им лучшего уголка для духовных подвигов нельзя и найти, как именно этот: они, очевидно, знают, что выбирают. Дух молитвы Спасителя, запечатлевшийся здесь навсегда, затем передается всякому приходящему сюда верующему христианину. Особенно хорошо тут под вечер, когда лучи заходящего солнца, освещая святую площадку, ласкают взор, а умеренная теплота и благорастворение воздуха бодрят тело: тогда можно пережить все плоды благодатного состояния – и сладость, и мир душевный, и радостнотворный плач и умиление. Кажется, ради только этого места никогда бы не расстался со Святым Градом Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

…Не пугайте себя представлением близкой смерти и ответом за гробом. Не носите в душе страха смерти. Этот страх спасителен, когда мы живём земною жизнию, живём в страстях, в похотях плоти; когда же жизнь наша кончается, когда мы смотрим за её предел, то страх этот может быть для души великим искушением. Таким и сочтите его. Смотрите на предстоящий переход с верою и упованием, укрепляйте дух свой упованием на обетование Господа. Положите всё своё чаяние, всю надежду на Его заслуги, на Его милосердие, на Его любовь к человеку, хотя грешному, но Ему единому преданному. Нет у вас ничего. Мертва душа, нет памяти Божией. Но пусть будет уверенность в Его спасение. Отгоните страх и безнадежие. Не погибнет душа верующая, душа, преданная Его воле… Веруйте и радуйтесь. Если придёт уныние или страх, отгоните его, с надеждою и радостию думайте о переходе в загробную жизнь, и тем, кто стережёт во вратах душу, чтоб восхитить её, скажите с дерзновением: «Не имеете вы части во мне, я послушник моих отцов, которые отвечают за меня пред Господом Богом моим». Аминь. …Нужно приносить плоды, достойные покаяния, нужно трудиться там, где грешил, вставать там, где падал, поправлять то, что сгубил, спасать то, что утратил собственным небрежением, собственными страстями. Спасение возможно на всяком месте и во всяком деле… …Все христиане должны идти путём Христовых заповедей, путём отречения от своих греховных страстей, но есть различие в духовных подвигах, в приёмах жизненных, если можно так выразиться. Достигать отречения своей воли может затворник, и послушник, и мирской человек. Но достигать этой цели они все трое должны различными путями. Первый из них видит волю Божию, пред которой он отвергает свою собственную волю, во свете слова Божия, второй – в воле своего духовного руководителя, а третий – в обстоятельствах жизни. Для всех трёх доступна чистота сердца, но первый стремится к ней постоянной молитвой, второй – трудом послушания и исповедания помыслов, третий – честным исполнением служебных обязанностей и семейного долга. Все достигают одной цели, но разными путями. Так и во всех вопросах жизни… Монашество не больше как форма внешней жизни, и, как оно ни хорошо, всё же оно не должно быть крайней целию искания. «Ревнуйте дарований больших», – говорит апостол ( 1Кор. 12:31 ). В заповедях Христовых сокрыто всё духовное сокровище. Любить Бога больше всего, и ближнего – как себя. Сколько нужно отречения от своих страстей, чтобы полюбить Бога выше и больше всего земного, больше себя! Сколько нужно борьбы над собой, чтобы полюбить ближнего, как себя! И вот в этих двух заповедях вся чистота, вся святость души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дама, говорившая о существовании заговора на жизнь Государя графиня Потоцкая, а говорила она графине Редигер. Государя в Москву не пускает доктор, так как его нервы расстроены и торжества Московские могут увеличить это расстройство. Долгорукову написан великолепный рескрипт. Есть слухи, что будто вновь угрожают Государю покушением в подметных письмах. Неужели не положат этому предел? Муравьев на стихи Некрасова отвечал будто: «да тебя-то первого с твоими сотрудниками и должен забрать». За Огрызкою 1000 послали будто, чтобы сделать ему Допросы, так как его деятельность пустила корни и в это дело. Собираю молву не потому, что верю, а любопытно это движение говора народного. Царь по минутному вдохновению назначил Комиссарова дворянином, а мера вышла весьма мудрая. Дворянам это приятно, изглаживает и то, что преступник из среды дворянства, а народу узда. Ибо стали раздаваться голоса, что теперь царь отнимет у всех помещиков земли и отдаст крестьянам. В комитете преобразования дух. училищ дело не клейко идет. Вопрос о том, должны ли быть эти училища просто учебные или учебно-благотворительные окончательно не решен. Ректор Киевской академии требует закрытия отдельных духовных училищ, как вредных. Митр. Арсений предложил заняться просмотром старого устава комиссии дух. училищ. Более дельных замечаний высказывает Филомафитский. 1001 Почти согласились на то, что —748— бы не было приходских училищ, а вместо их благочиннические. Рассуждения свои облекают великим секретом и до меня только посредственно достигли слухи о сем. 1866 г. мая 9-го. Был здесь Мельников. 1002 Он говорил о назначении Толстого Министром Нар. Просвещ. следующее: Государь приказал ему явиться на другой день, Толстой не знал для чего, между тем Государь перед тем спрашивал его о ходе дел в комитете преобразования дух. училищ. Думая не об этом ли, он составил записку о трех заседаниях. Государь сказал: «при моем дяде Голицын был и министром нар. просвещ. и обер-прокур. тот старик не отказался нести это бремя; и светские и духовные училища требуют преобразования. Нужно, чтобы они шли соответственно, возьми это дело на себя». Толстой повиновался, но ему не велено было никому говорить до объявления решения. Уже после подписи объявлено Головину. При объяснении тот жаловался на Москов. Вед., потом на неимение состояния. Ему назначено 12,000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010