«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 14:15–17 ). Часть 5 Таинство Тела и Крови Христовых Мы знаем немало случаев, когда Господь людям, сомневающимся в реальности претворения хлеба и вина в Его Тело и Кровь, показывал это явным образом Центральным церковным таинством является Божественная литургия. Во время этого богослужения хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, не изменяя, впрочем, своего вида. И Церковь учит, что в этом таинстве мы под видом хлеба и вина вкушаем именно Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Не всегда человеку просто поверить в реальность такого чудесного изменения. Некоторые полагают, что «Тело и Кровь» – это символическое название, некая аллегория. Между тем, мы знаем немало случаев, когда Господь людям, сомневающимся в реальности претворения хлеба и вина в Его Тело и Кровь, показывал это явным образом. «Авва Даниил Фаранский рассказывал: отец наш авва Арсений говорил об одном жившем в скиту, что он был великий подвижник, но прост в вере и от простоты погрешал. Он говорил: хлеб, который мы принимаем, не есть существенно Тело Христово, а только вместообразное (αντιτπον). Два старца услышали, что он так говорит, и, зная его великим по жизни, уразумели, что говорит сие не по злобе, а от простоты. Они пришли к нему и говорят: авва! мы слышали об одном старце, что он учит противно вере, ибо говорит, что хлеб, который мы принимаем, не есть существенно Тело Христово, а один только образ. Старец отвечал: это я говорил. Тогда они начали его увещевать, говоря: не так принимай, авва, но как предала нам Вселенская Церковь. Ибо мы веруем, что самый хлеб есть Тело Христово, и чаша – есть самая Кровь Христова, истинно, а не вместообразно. Как в начале Бог, взяв персть от земли, создал из нее человека по образу Своему, и хотя сей образ Божий для нас непостижим, никто, однако же, не может сказать, что нет его в человеке, – так точно мы веруем, что и хлеб, о коем сказал Иисус Христос: сие есть Тело Мое – истинно есть Тело Христово.

http://azbyka.ru/katehizacija/beseda-per...

Желание это мы выражаем в шестом прошении молитвы Господней, к изъяснению которого мы и приступим теперь. Из истории мы знаем, какому тяжкому испытанию подвергся Авраам. Испытание это состояло в том, что он должен был принести в жертву единственного сына Исаака. Как ни тяжко это было для Авраама, однако волю Божию он ставил выше всего и потому беспрекословно решился исполнить повеление Божие. За это Господь даровал Аврааму великую награду и удержал руку его от заклания сына, сказав: «не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего для Меня». При этом нужно заметить еще следующее. Еще до упомянутого испытания Аврааму было дано Богом обетование многочисленного потомства именно через сына Исаака. Не должен ли он был посему думать при этом испытании, что это обетование не исполнится? Однако Авраам не думал так. «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и, имея обетование, принес единородного… ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование», – говорит об Аврааме апостол Павел, показывая тем, что, собственно, сделало Авраама сильным исполнить тяжкое для него повеление Божие. Авраам именно верил, что Бог может и из пепла воскресить ему сына и по этой вере решился принесть его в жертву. Таким образом, благодаря тяжкому испытанию, посланному на Авраама, во всей силе просияли великие добродетели этого праотца: вера и послушание. Вот почему пример этот ясно показывает, что Бог подвергает человека испытаниям для его же блага, с целью укрепить его в добре. Так свидетельствовал о сем уже Моисей в следующих словах к народу израильскому: «Искушает вас Господь Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа Бога вашего от всего сердца вашего и от всей души вашей». Это же подтверждается и примером тяжкого испытания, которому был подвергнут Иов. Сатана думал, что Иов потому только любил Бога, что был богат и пользовался великим благополучием. Поэтому Бог попустил сатане лишить Иова всего благополучия его и его самого поразить тяжкою болезнью. Но и после всего этого Иов не перестал любить Бога и жить в благочестии. Безропотно он подчинился тяжкой судьбе своей и на приглашение жены: «ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри», отвечал: «ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Так, благодаря испытанию, постигшему Иова, он еще более укрепился в добре, и для всех стали очевидны великие добродетели его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

И вновь, как это уже было в Южном Ханаане, подвергается, во исполнение заповеди Моисеевой ( Втор. 20:16–18 . Ср. Исх. 23:32–33 ) заклятию все дышущее (11:11,14), умерщвляются все обитатели захваченных городов. Асор разрушен и сожжен огнем, прочие захваченные города разграблены (11:14) и заселены. Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал; не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею (11:15). Далее (11:16–23) писатель подводит итог всему, описанному в предыдущих главах: вся Обетованная земля завоевана, война завершена. Палестина – от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона (11:17) 403 – перешла во владение потомков Иакова. Исполнились древние обетования, данные Богом патриархам. Уже в древности библейские повествования о поголовном истреблении обитателей ханаанских городов вызывали соблазн у читателей. Древние секты, в частности маркиониты и манихеи учили о двух богах – «злом» Ветхого Завета и «добром» Нового. Как древняя Церковь отвечала на подобные претензии к Писанию? «Ни в коем случае не следует думать, – рассуждает блаженный Августин , – что была какая-то жестокость в том, что Иисус не оставлял в живых никого из жителей городов, захваченных им, потому что так заповедал Бог . Однако те, которые на основании этого повеления думают, что Сам Бог был жесток и посему не хотят веровать, что истинный Бог был автором Ветхого Завета, судят ложно как дела Божии, так и грехи людей, не зная того, что всякая вещь достойна страдания, и считая великим злом то, что разрушаются здания, предназначенные к падению и умирают существа, подверженные смерти» 404 . Августин рассуждает с позиции вечности. Только с этой позиции имеют смысл все земные события, кажущиеся порой такими несправедливыми, все суды Божии, совершающиеся на земле по предопределению Божию. Мера беззаконий, совершенных хананеями исполнилась и посему им надлежало быть истребленными с земли, дабы своим примером не развратить прочие народы и, прежде всего, Израиля. Поэтому, желая совершить Свой суд над развращенными и проклятыми ( Быт. 9:25 ) потомками Хама, Бог попустил хананеям воевать против Израиля – а значит против Бога – чтобы не иметь им оправдания. Ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля, для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею (11:20). «Сказание сие научает нас, – пишет блаженный Феодорит , – что Бог, располагающий все весом и мерою, попустил народам сим вести войну с израильтянами, чтобы не заслуживали они никакой пощады, но были истреблены по определению Божию» 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

И ныне, как и всегда, душевен человек не приемлет внушения от Духа Божия; ибо оно кажется ему безумным ( 1Кор.2:14 ). Потому и не смотри ты, Божий человек, на то, что мир тебя не ценит, или ценит за ничто. Не дорого ж оценил и Неоцененного: вся жизнь Его не дороже показалась ему тридцати серебренников. Мир не друг спасающихся, а враг; благоразумием их он гнушается и самую жизнь их (такую, какую они избрали) считает следствием празднолюбия и безумия. Послушай, если хочешь, что говорят о тебе сыны мира сего: устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и объявляет себя имеющим познание о Боге. Он пред нами обличение помыслов наших; тяжело нам и смотреть на него. Ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его; он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот ( Прем.2:12–16 ). Таков вот суд мирских людей о человеке, приверженном Богу! Потому и не нужно дорожить их мнением и делать что-либо в угоду им; но говорить лучше так: не Богу ли повинуется душа моя, от Того бо спасение мое ( Пс.61:2 ). Прерви лучше, друг, всякие сношения с сынами века сего, расторгни союз с ними, чтобы борьба с помыслами не затрудняла твое шествие к Богу, и тишина души твоей не нарушалась. Пусть утвердится в тебе такая мысль, что ты один, да Бог в мире сем, и нет другого, которому бы ты должен угождать. Пусть небесный глас, слышанный Арсением Великим , звучит и в твоих ушах: «убегай людей, молчи и безмолвствуй – это корни безгрешности». Помни, что начало премудрости есть искреннейшее желание учения Господня и хранение законов Его; соблюдение же слов Его есть утверждение бессмертия, которое творит близь быти Бога (Ср. Прем.17–19 ). «Если хочешь, – говорит один лучший учитель безмолвной жизни, – если хочешь, чтоб сердце твое было вместилище таинств нового века, привяжи твой ум к чтению и изучению Писаний, изобрази заповеди пред очами твоими, приучайся к непрестанной молитве и молению (сердца) и постоянным упражнением в том исторгни из сердца всякий образ и подобие, какое впечатлел в тебе мир сей».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем (11:5). Меромские воды расположены в самом верхнем течении Иордана и представляют собой низменные озерца (Эмек-Хула и др.), образуемые многочисленными источниками, стекающими с окрестных гор и бьющими из-под земли 398 . И вновь Господь укрепляет Иисуса: Не бойся их; ибо завтра, около сего времени, Я предам всех их на избиение сынам Израиля (11:6). Яхве есть истинный Полководец Израиля, и потому, несмотря на явное военное преимущество противника, победа народу Божию гарантирована. Вдохновленные словами Господа, Иисус и с ним весь народ, способный к войне, внезапно вышли на противника к водам Меромским и напали на них. И предал их Господь в руки Израильтян, и поразили они их, и преследовали их до Сидона великого, и до Мисрефоф-Маима, и до долины Мицфы к востоку, и перебили их, так что никого из них не осталось, кто уцелел бы (11:7–8). Войска израильтян преследовали расколовшуюся надвое армию неприятеля: одна часть стремилась уйти к снежному Ермону, другая – к Средиземному морю, к финикийскому городу Сидону. Сидон, только здесь и в Нав. 19:28 великим – важный и знаменитый торговый город-государство финикийцев, морской порт в 40 км на север от Тира. Упоминается в угаритских источниках (KTU 1.14.IV.35, 39), в одном из хеттейских текстов и неоднократно в тель-амарнской переписке. Израильтяне, преследую хананеев, удалились далеко за пределы собственно Палестины. Местоположение Мисрефоф-Маима крайне неопределенно. Гарстангом и Симонсом 399 оно идентифицируется с хирбет Мушейрефех, на севере долины Акко; Ахарони 400 локализует его при впадении реки Литани, на юге Сидонского царства; Каллай 401 склоняется к тому, чтобы локализовать его на северной границе Сидонского царства; Нааман 402 – на берегу реки Литани, в северной части удела Неффалима. Долину Мицфа обычно ищут у южного подножия Ермона (ср. 11:3). По всей видимости, главный организатор антиизраильского сопротивления, царь Асора, сумел убежать с поля боя и затвориться в своем городе. Возвратившийся от преследования и истребления врагов Иисус взял Асор, и царя его убил мечом (11:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Когда же, в ответ на молитвенные слова Богоматери принять дух Её с миром и охранить Её от лукавых духов, возлюбленный Сын Её Иисус Христос утешил Её не бояться силы вражьей, которая уже попрана ногами Её, и с любовью призывал Её прейти от земли в небесные обители, Матерь Божья, с радостью, воскликнула: «Готово сердце Моё, Боже, готово сердце Моё! » – и, сказавши: «буди Мне ныне по глаголу Твоему», возлегла на одр и мирно и безболезненно предала Святую душу Свою в пречистые руки возлюбленного Сына Своего, как бы уснувши сладким сном. Да, действительно готово было сердце Царицы Небесной к такому блаженному успению Её! Будут ли также готовы наши души и сердца перед кончиной нашей, и будет ли наша кончина так же тиха, мирна, безболезненна и непостыдна, как кончина Матери Божией? Будем же молиться Господу, чтобы Он даровал нам такую кончину и сподобил нас услышать на страшном суде Его блаженный глас: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царствие, уготованное вам от сложения мира!.. Но не о себе только молилась перед Своим блаженным успением Царица Небесная, Она, милостивая, молилась и о нас, молилась о всех, верующих в Сына Её Иисуса Христа. Когда пресвятая Душа Её вознесена была Божественными руками Господа на небо, Она, предстоя престолу Божию, молит Сына Своего и Бога нашего, чтобы избавил Он нас от всех бед и скорбей и сохранил нас при кончине нашей неповрежденными от сетей вражьих в воздушных мытарствах. Наконец, когда апостолы оплакивали Её блаженную кончину, Матерь Божия явилась им во время вечерней трапезы их, на воздухе, в небесном сиянии, со множеством ангелов и сказала им: «Радуйтесь, потому что Я с вами есмь во вся дни! » Эти слова утешения Богоматери апостолам служат великим утешением и для всего христианского мира, потому что Матерь Божия действительно и во успении Своём не оставила мира христианского; но всегда и невидимо пребывает с нами, надзирает и помогает нам в нуждах наших, и видимо являет нам знамения в своих чудотворных иконах, в бесчисленном множестве сияющих чудесами, по всему христианскому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Можете ли, спросил Он, пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь? Те ответили: «Можем». А что такое чаша и крещение? –Страдания и мученическая смерть. Значит, Апостолы, сами не зная того, в своем ответе предуготовили себя к мученичеству. Впоследствии так и было: Иаков Заведеев был первый из Апостолов, потерпевший мученическую кончину за Христа, а Апостол Иоанн, хотя и не был замучен и умер своей смертью , но все-таки потерпел жестокие мучения от гонителей на христиан. И Спаситель не только приготовил их к мученичеству, но и добавил еще: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними, но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» ( Мк.10:42–44 ). Апостолы хотели возвыситься, а Спаситель предложил им смирение и говорил, что только смиренные будут лучше других людей. Почему? Потому что и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Итак, вот почему истинные последователи Его, кому надлежит быть великим в мире, должны быть смиренными. Кто хочет быть со Христом, тот должен уподобляться Христу. Он, Сын Божий, смиренно служит людям, а люди не больше ли должны служить друг другу? Да и как Он служит! Душу Свою отдает, Собой жертвует. Опять указание на предстоящие страдания; значит, опять подготовление Апостолов к этим спасительным событиям, но предсказание и подготовление еще более решительные, могущие еще более утвердить Апостолов не печалиться, когда наступят бедствия для Божественного Учителя их, не страшиться подобных же бедствий и впоследствии и, не домогаясь первенства, служить и безропотно проповедывать о Нем, хотя бы надлежало за то потерпеть унижение и даже смерть. А нам здесь назидание встретить Великую Страстную седмицу, когда мы снова увидим Господа нашего страдающим, распятым и умершим, с большим еще сокрушением душевным и всегда быть готовыми на служение друг другу и ближним нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Молиться с верою все мы можем и должны потому, что Сам Бог и может, и хочет помогать нам в наших нуждах. Он может помогать потому, что Сам обещал это. «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня», – так говорил, например, Бог еще в Ветхом Завете. Господь не изменяет Своих обещаний. Все обетования Его, по слову апостола, в Нем, да и аминь, ибо Он истинен. Таким образом, о молитве с верою должно сказать, что она должна быть соединяема с несомненною уверенностью в том, что Богу угодно и возможно помочь нам в нуждах наших. А о том, как сильна бывает перед Богом подобного рода молитва, свидетельствуют многочисленные примеры из священной истории. Мы не будем приводить их здесь, как уже известные, а перейдем к дальнейшему указанию свойств угодной Богу молитвы. Кроме веры с молитвою необходимо должно быть соединяемо также смирение. Смирению противоположна гордость. Пример молитвы горделивой мы видим в гордом фарисее, а пример молитвы смиренной – в смиренном мытаре. Фарисей молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю». В этом проявилось высокомерное, бездушное сердце фарисея, ибо он даже в молитве противопоставлял себя бедному мытарю и поносил его. Но не такова была молитва мытаря. Стоя вдали, он не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив будь ко мне, грешнику!» В этом проявилось великое смирение мытаря. За такое смирение Господь помиловал мытаря, а фарисея за гордость осудил, ибо, по слову Писания, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Посему-то все святые Божии молились не иначе, как в глубочайшем смирении. Так, например, Авраам в своей молитве за нечестивый Содом говорил: «вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел». Слова эти были словами великого смирения, ибо ими он выражал свое ничтожество перед Богом. Точно так же с великим смирением молился Иаков. Так, на обратном пути из Харрана он в молитве к Богу говорил: «недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел через этот Иордан; а теперь у меня два стана». Подобным же образом должны молиться и мы. Все наши молитвы должны вытекать из смиренного чувства, которое заставляет говорить: «вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

На этот раз пришел туда и ее престарелый отец – язычник, нежно любивший ее. Он считал великим позором для дома своего то, что дочь его уверовала во Христа. Полный отчаяния он плакал и трогательным голосом говорил ей: «дочь моя, пожалей хотя мои седины, имей сострадание к твоему родителю. Сжалься также над своим беспомощным малюткой, который непременно умрет, если умрешь ты. Какой позор навлекаешь ты на нашу семью!» После таких трогательных слов он громко взывал к ней: «отрекись, отрекись, дитя мое, от твоей веры и сохрани свою жизнь». При этом он целовал ее руки, припадал к ногам ее, рыдал и неотступно умолял принести жертву идолам. Многие, присутствовавшие при этом язычники глубоко были растроганы этими воплями и со своей стороны стали убеждать святую Перпетую оставить христианскую веру, хотя ради своего престарелого отца и беспомощного малютки. Как же поступила после всего этого святая Перпетуя? Теперь она была в том положении, о котором Иисус Христос сказал: «всякого, кто исповедует Меня пред людьми, исповедую Я пред Отцом Моим небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим небесным» и еще: «кто любит отца и мать более, нежели Меня, тот недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот недостоин Меня». Любовь к отцу и малютке-сыну, угрозы судьи мучениями и смертью могли бы побудить святую Перпетую сделать то, что сделал даже апостол Павел в минуту тяжкого испытания. Ее любовь к отцу и дитяте, любовь к жизни вступила в тяжкую борьбу с любовью, которой она любила Бога и Спасителя своего. Но твердая в своем исповедании святая Перпетуя не отреклась от веры. Голосом, исполненным глубокой любви, она сказала отцу своему: «поистине мне жаль тебя, родитель мой; но глубоко скорблю я также о моем любимом сыне, но – я не могу и не желаю отречься от веры в единого истинного Бога и Спасителя моего и останусь в этой вере навсегда, до конца моей жизни. Бог и Спаситель да поможет мне в том». Эти слова святой исповедницы услыхал также и языческий судья.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Насколько арабы горячи и темпераментны, можно судить из следующего. Мы стояли около Мерсины на рейде, а они грузили муку, подвозимую на баржах. Дело не всегда обходилось благополучно – иногда мешки подавались неудачно и падали в море, и нужно было тогда видеть досаду восточных людей, топавших ногами, танцевавших и неистово кричавших. По возвращении из путешествия наши соотечественники сравнительно с ними казались точно мореными мухами. В Смирне попался нам ловкий проводник-поляк. Он быстро и удачно провел нас повсюду и показал все достопримечательности. Прежде всего побывали с ним на вершине Пагуса, где находился полуразрушенный языческий цирк. Отсюда на далекое расстояние видно море и самый город, расположенный у подошвы горы. Осматривая развалины и особенно интересуясь какими-то затворами в стенах и ямами на площадках, служивших, по всей вероятности, логовищами для ристалищных зверей, мы умственно представляли себе первохристианскую эру. Здесь пострадали целые полки мучеников во главе с великим Поликарпом Смирнским . Вот страничка из его дивной жизни. За ним, уже 85-летним старцем, приезжают воины, чтобы схватить и доставить на суд народа. Святитель в это время совершает на крыше дома очередную молитву. Узнав о цели прибытия, он не сразу отдается и умоляет разрешить ему несколько помолиться. О чем же в столь исключительный момент служитель Божий просит Отца Небесного?! Несомненно, о Церкви, о пастве, о врагах, а может быть, и о том, чтобы Спаситель подкрепил его в предстоящих страданиях. Человеку свойственно страшиться телесных пыток и болезней. Если бы не Господь, никто не выдержал бы их, с Ним же легко идти на мучения, ибо тогда всем существом познаешь истину, что нечего бояться «убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10:28 ). Тогда сердце от переполняющих чувств любви к сладчайшему Искупителю горит желанием скорее разрешиться от скорбей, мятежной и многотрудной плоти и быть со Христом ( Филип. 1:23 ). Рано или поздно всем предлежит смерть, так не лучше ли умереть за святую идею, высшее благо, добро, как и говорит св. ап. Петр: Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас как убийца или вор, или злодей, или посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь ( 1Петр. 4:14–16 ). О, если бы Господь помогал каждому из нас воодушевляться такими чувствами – не страшно было бы тогда жить и терпеть...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010