сиречь в Царство Небесное, введе Божественною силою и крепостию Своею, и Евангелием вселенную просвети, идолослужения тьму далече отгна, сего ради имена сия три Имени Исусову уподобляются…» 46 Типология Иисус Навин – Иисус Христос имеет корни еще в той раннехристианской среде, которая формировалась под воздействием иудейства, больше александрийской его ветви, чем палестинской. Как видим на примере традиционного истолкования имени Иисус, эта типология была воспринята церковным богословием как на Востоке, так и на Западе. В дальнейшем, в рассмотрении сквозь призму традиционного толкования основных сюжетов книги Иисуса Навина мы увидим, что главные линии интерпретации, будучи сформированными в очень ранний период христианства, остаются по существу неизменными на протяжении всей истории традиционного экзегезиса. Смерть Моисея (1:1–2а) По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб мой, умер… (1:1–2). Книга Иисуса Навина начинается с упоминания о смерти Моисея. Первые стихи новой книги являются как бы естественным продолжением Пятикнижия, заканчивающегося описанием смерти и погребения Моисея. Тесная связь преемника Моисеева с великим законодателем не раз подчеркивалась в Пятикнижии. В Исх. 17:8–14 , где мы впервые встречаемся с Иисусом, Моисей назначает его командовать экспедицией против амаликитян. Он был рядом с законодателем на Синае ( Исх. 24:13. 32:17 ). Во время сорокалетнего странствования народа по пустыне сын Навин неизменно поддерживал «человека Божия» в тяжелые моменты испытаний ( Исх. 33:11 . Числ. 11:26–30. 14:6–10 ). Ему назначает Господь быть преемником Моисея и ввести народ в землю обетованную ( Втор. 31:23 ). По указанию Божию Моисей совершает пред лицом всего Израиля посвящение Иисуса в свои преемники: И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых ( Числ. 27:18–20 ). На Иисуса возлагается военно-политическая власть в Израиле, но верховная власть, согласно повелению Божию, должна принадлежать первосвященнику Елеазару, по слову которого должны входить и… должны выходить он (Иисус), и все общество ( Числ. 27:21 ). Эта инвеститура, полученная Иисусом перед смертью Моисея, подтверждается в последних строках Второзакония, служа как бы плавным переходом к началу повествования шестой книги Библии: И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Слова эти приводятся в повествовании об обращении Савла. Мы уже знаем, каким великим врагом Иисуса Христа первоначально был этот Савл. Но Господь явился ему на пути его в Дамаск, и это чудное явление открыло ему глаза, и с этого времени он уверовал в Иисуса Христа, как в Единородного Сына Божия и Спасителя всех грешников. Небесное явление так потрясло Савла, что он три дня не вкушал пищи и пребывал в молитве. Тогда Господь послал ему Ананию, который должен был крестить его. Анания обратился к нему со словами: «встань, крестись и омой грехи твои». Значит, Савл должен был креститься и омыть грехи свои. Слово омыть здесь, очевидно, употреблено в образном смысле, ибо грехи нельзя омывать водою, подобно тому, как омывают тело от телесной нечистоты. Но в Священном Писании подобное выражение встречается нередко. Так в 50-м псалме говорится: «помилуй ме, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое; наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя». Ясно, что Давид в этих словах просит Бога о прощении грехов. Значит, омыться, очиститься от грехов и получить прощение грехов, – это одно и то же. Вот почему и обращение Анании можно выразить иначе так: крестись и получи прощение грехов своих. Здесь мы снова имеем пример того, как тесно поставляются в Писании крещение и прощение грехов. Нам известно уже изречение апостола Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова». Под банею водною апостол разумеет здесь крещение, а под очищением посредством бани – очищение от грехов или прощение. Так и это изречение показывает, что крещение и прощение грехов нераздельно связаны одно с другим. Освобождая нас от грехов, крещение вместе с тем освобождает нас и от следствий грехов и прежде всего от смерти, так что в нем человек рождается в новую жизнь. Есть троякого рода смерть: телесная, духовная и вечная, и все эти роды смерти происходят от разделения того, что должно быть соединенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Сотворив все Своею всемогущею волею, Бог имеет также и власть над всем сотворенным, над всеми небесными и земными силами. Этому учит нас священная история. Вспомним, например, об исходе евреев из Египта. При Чермном море евреям угрожала страшная опасность: впереди их было море, а позади – Фараон с огромным войском. Но при такой опасности Бог не оставил евреев без помощи. На них Он показал тогда Свое всемогущество, ибо повелел морю, и море расступилось, и евреи пошли через него посуху. Так же точно Свое всемогущество Он показал тогда и на врагах евреев – египтянах, ибо опять повелел морю, и море возвратилось в свое место, и египтяне погибли. «Кто, как Ты, Господи? Десница Твоя, Господи, прославилась силою!» – восклицал в хвалебной песне народ Божий, когда увидел это великое чудо спасения своего. Эту же чудную помощь Всемогущего воспел и псалмопевец Давид в следующих словах: «когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его. Море увидело и побежало… Что с тобою, море, что ты побежало?.. Пред лицом Господа трепещи, земля!» Для нас, христиан, всемогущество нашего Отца Небесного как бы наглядно представлено Тем, Кто есть Образ Бога невидимого, именно Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом. Он также повелевал ветру и морю, и они повиновались Ему. Раз это было на море галилейском; ученики Иисуса Христа поплыли с одного берега на другой. Ночью поднялась страшная буря, и они были в опасности. Тогда Иисус Христос сказал ветру и морю: «молчи, утихни», – и ветер утих, и настала великая тишина. Это было всемогущее слово, изумившее учеников. В страхе они говорили друг другу: «Кто же это, что и ветер, и море повинуются Ему?» Конечно, если бы Спаситель наш был только человеком, то никогда не мог бы повелевать ветру и морю. Даже самые могущественные цари на земле не в силах делать это. Некогда в Дании царствовал один король по имени Канут. Его называли великим и владыкою морей, ибо ему подвластны были многие обширные страны и моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Старец с любовью выслушал их совет, и все они затворились каждый в келии своей на всю неделю и проводили время в посте и молитве. Старец тот молился к Богу так: — Господи! Ты знаешь, что я мыслю так не по злобе, но своим простым умом не могу постигнуть тайны этой. Открой же мне, по благодати Твоей, истину, дабы я не заблуждался в неверии. Другие же два старца говорили в молитве своей: — Господи! Открой брату нашему великую тайну Твою, дабы он не остался неверующим в нее и не погубил бы своих трудов и добродетелей. Бог послушал рабов Своих и открыл им страшную тайну ту таким образом. По прошествии недели с тех пор, как старцы начали свой пост и молитву, и наступило воскресенье, то те три старца пошли в церковь, для слушания божественной литургии; в церкви стали они друг около друга. Господь открыл духовные очи их. Когда для святой трапезы был приготовлен хлеб, они увидели вместо хлеба юного младенца. В то время как священник простер руку для того, чтобы преломить хлебе старцы увидели ангела Божия, сошедшего с неба и имевшего в руках нож. Заколов младенца, ангел вылил Кровь в чашу. Когда священник преломлял хлеб, ангел раздроблял Тело на части. Между тем наступило время причащения. Вместе с прочими братиями пошел причащаться и неверовавший брат. Приняв в руки кусок мяса сырого и источавшего кровь, и видя кровь в чаше, старец этот в ужасе воскликнул: — Верую Господи, что хлеб сей есть Твое Тело, и вино сие — есть Твоя Кровь. Тотчас мясо обратилось в хлеб и кровь в вино. Тогда старец причастился святым Тайнам Христовым с великим страхом и умилением сердечным. Другие два старца сказали ему: — Христос Бог знает, что человек не может есть сырого мяса и пить кровь. Поэтому он и предлагает верующим пречистое Тело Свое под видом хлеба и животворящую Кровь Свою под видом вина. Затем старцы возблагодарили Господа за откровение и за то, что Он не попустил погибнуть в неверии тому добродетельному старцу. Однажды некоторый брат спросил Арсения о том, что полезно для души. Преподобный же ответил ему: — Всячески заботься о том, чтобы то, что ты мыслишь в уме своем, было бы угодно Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Так всемогущий Бог, повелевший при сотворении мира земле произрастить зелень, траву, сеющую семя и дерево плодовитое, тем же всемогуществом произвел то, что безжизненный жезл стал живым змеем, и живой змей – безжизненным жезлом, дабы Моисей и израильтяне познали, что в руках Божиих заключаются жизнь и смерть, и что Бог по Своему всемогуществу может делать все, что хочет. И действительно, как только Моисей возвестил израильтянам волю Божию о них и совершил перед ними чудо с жезлом, они поверили, что Бог послал его. Они так рассуждали при этом: чудо может творить один только всемогущий Бог; если же теперь и Моисей совершил чудо, то явно, что Он совершил его по воле Божией и с помощью Божией. Более сильного доказательства Божественного посланничества Моисея нельзя было и представить. Еще пример из Ветхого Завета. Когда Илия потребовал, чтобы израильтяне отвратились от служения Ваалу и обратились к истинному Богу, то израильтяне не послушались его. Но когда, по молитве Илии, снисшел с неба огонь и пожрал жертву его, то весь народ воскликнул: Господь есть Бог ! Господь есть Бог! Такое исповедание было вызвано в народе великим чудом, совершенным по молитве Илии. Обращаясь затем к Евангелию, мы видим, что Никодим, пришедший к Иисусу ночью, обратился к Нему со следующими словами: «Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Значит, и Никодим по чудесам заключил, что Иисус Христос есть пророк. Он хорошо знал, что человек не может собственною силою исцелить, например, по одному слову прокаженного или даровать зрение слепому. Поэтому он и говорит, что только тот может делать такие чудеса, с кем находится Бог. Когда Иисус Христос воскресил Сына наинской вдовы, то пораженный этим чудом народ говорил: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Явно, что в этом случае народ признал Спасителя пророком вследствие совершенного Им чуда. То же мы усматриваем и в повествовании о посольстве Иоанна Крестителя к Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Таким образом, в последний день суда откроется пред всем миром Божественная слава Иисуса Христа, как Царя и Судии всей вселенной. Много великих дней по совершившимся в них великим событиям прошло от первого дня мира и пройдет еще до последнего дня. Но этот последний день имеет неизмеримое и величайшее значение для всех людей и между всеми великими днями мира, ибо в этот день навеки определится судьба каждого из нас. Неудивительно поэтому, если люди и даже сами апостолы Христовы старались узнать время и час, когда Сын Человеческий приидет на суд. Это приводит нас к вопросу, не открыты ли хотя некоторые признаки близкого пришествия Христа? Так как мир сей должен иметь и будет иметь конец, то один из дней его должен быть последним. Многие, говорим, желали знать, когда наступит этот день. Так, уже апостолы вопрошали Господа: «скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» На первую половину этого вопроса Господь отвечал: «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой Один». Что же касается до тех признаков, по которым можно было бы узнать, что второе пришествие Господа и кончина века близки, то Господу угодно было открыть таковые. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец», – таков один из признаков второго пришествия Христова. Признак этот состоит в проповедании Евангелия всем людям. Уже апостолы проповедали Евангелие всей твари, однако, проповедь их хотя и обратила многих ко Христу, но далеко не всех. После них прошло уже девятнадцать веков. Число христиан с каждым годом увеличивается все более и более, так что ныне насчитывается около 400 миллионов их. При всем том число язычников слишком велико. Но всем им проповедуется теперь Евангелие, и многие из них обращаются ко Христу. Нужно думать, что при усилении проповеднической деятельности, обращение язычников ко Христу будет идти еще успешнее, и затем уже наступит конец. Далее Господь предсказал также, какое будет нравственное состояние людей перед вторым пришествием Его. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» – так вопрошал Господь и этим вопросом научал, что перед вторым пришествием Его произойдет оскудение веры. От оскудения веры произойдет и оскудение любви, и между людьми умножатся пороки и взаимная ненависть. Вместе с этим умножатся на земле и бедствия. По слову Господа, около этого времени восстанет народ на народ, и царство – на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам. «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет», «и будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и вомутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Таким образом, учение слова Божия о сошествии Иисуса Христа во ад утешительно потому, что научает нас не страшиться смерти и ада. Но это же учение должно побуждать также нас к благочестивой жизни. Христос для нас сходил Своею душою во ад, для нас Он разрушил врата ада и соделал его бессильным и нестрашным. Но, со своей стороны, и мы должны при этом быть верными учениками Спасителя нашего, должны слушать Его учение и исполнять заповеди Его. Только тот, кто служит Спасителю исполнением заповедей Его, будет там, где пребывает и Он Сам ( Ин.12:26 ). Напротив, те, которые не исполняют заповедей Спасителя и не служат Ему, сделаются добычею ада, как Сам Он говорил о сем: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают». В какое состояние Иисус Христос вступил после Своей смерти? Что открывает нам слово Божие о сошествии Иисуса Христа во ад? Какое утешение доставляет нам истина сошествия Иисуса Христа во ад? К чему побуждает нас сия истина? 17. Воскресение Иисуса Христа Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Рим.6:9 . Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё. Флп.3:21 . Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Пс.15:10 . А Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. Деян.3:15 . А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. 1Кор.15:17 . Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. 1Кор.15:20 . Поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 1Кор.15:54 –55. Велик для христиан праздник Рождества Христова, ибо в это время воспоминается величайшее событие в мире, – воплощение Сына Божия нас ради человек и нашего ради спасения. Об этом событии, как о величайшей радости, благовестил Ангел вифлеемским пастырям: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь». Но еще более велик для нас праздник Пасхи, в который мы торжествуем победу Иисуса Христа над смертью и Его воскресение из мертвых. Это поистине есть праздников праздник и торжество из торжеств. Уже первые христиане называли его царем всех праздников, «великим днем Господа» и, подобно нам, при взаимных встречах в этот праздник, в знак радости приветствовали друг друга словами: «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«Я увидел страдание народа Моего в Египте, – говорил тогда Господь Моисею, – и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его». А когда затем Фараон отказался исполнить повеление Божие об освобождении израильтян, то Господь страшными казнями сломил упорство его, показав тем, что Он всегда находится вблизи людей Своих и защищает их. Точно так же страшное бедствие постигло израильтян во время Гедеона, когда они подпали под иго мадианитян, которые грабили и всячески притесняли их. При этом бедствии израильтяне думали даже, что Бог оставил их и не находится при них. Это видно из того, что Гедеон, когда явившийся Ангел сказал ему: «Господь с тобою, муж сильный», отвечал на это: «если Господь с нами, то отчего постигло нас все это бедствие?» Между тем и теперь Господь чудным образом устроил спасение израильтян от постигшего их бедствия, и они опытом также дознали ту утешительную истину, что Бог находится вблизи людей Своих и никогда не оставляет их. – То же самое израильтяне испытали и во время Саула, когда угнетали их филистимляне. Известно, что для избавления их от этих врагов, Господь послал им нового Гедеона в лице воинственного Давида. Но поражение Голиафа, сделав Давида любимцем всего народа, возбудило зависть к нему в царе Сауле. Последний сделался смертельным врагом его и вознамерился даже умертвить его. Вследствие этого жизнь Давида при Сауле стала невыносимой и, чтобы спасти ее, он вынужден был бежать в пустыню при мертвом море. Однако и здесь, в диких и неприступных ущельях, он, хотя и чувствовал себя в безопасности от Саула, но другим великим опасностям подвергал себя день и ночь. Ущелья те были наполнены разбойниками, дикими зверями и ядовитыми змеями. В них могло сделаться страшно самому храброму человеку. Но при всем том Давид не боялся зла. В это время он составил, вероятно, 22-й псалом, в котором говорит между прочим: «если я пойду долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною, Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня». Здесь Давид указывает причину своей неустрашимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Радуйся, великим терпением от Господа наделенный; радуйся, мужеством, яко каменем укрепленный. Радуйся, Арсение, великий угодниче Божий. Кондак 11 Пение со безплотными чины горе ныне принося ко Пресвятей Троице, Арсение богомудре, ты уже зде на земли яко ангел пожил еси, любве Христовой быв исполнен, ибо вещал учеником своим: «всех любите и от всех ради любве ко Господу бегите». Тою же любовию распаляем ко ближнему своему, ты инока, одержимаго немощью крадения, на исправление в келлию принял еси, поя Богу: Аллилуиа. Икос 11. Светоподательный светильник явился еси, отче Арсение, всему иноческому роду, сияя добродетельми, наипаче же спасительным смирением, имже стяжал еси в сердце своем Духа Святаго. Темже и величаем тя тако: Радуйся, образ смиренномудрия показавый; радуйся, ниже всея твари себе считавый. Радуйся, простоте иноков вельми подражавый; радуйся, яко не от себе, а от лица старцев ответы вопрошавшим тя дававый. Радуйся, со смирением строгий нрав соединивый; радуйся, яко всего себе ни во что же вменивый. Радуйся, Арсение, великий угодниче Божий. Кондак 12. Благодать Христову приобрел еси, преподобне, помогати всем с любовию творящим память твою. Сего ради молимся ти: вразуми ны не мipy, а Богови благоугождати, Ему Единому служити и Его святому водительству себе вручати, яко же и ты сие в житии своем исполнил еси, глаголя: «аще не Господь сохранит мя, то ми низачимже жити на земли». Поминая твоя сия святыя словеса, взываем Промыслителю Богу: Аллилуиа. Икос 12. Поюще твое безмолвное житие, отче наш Арсение, дивимся и всем подвигом твоим, адаманта веры, надежды и любве к Богу тя имуща. Темже и глаголем ти: Радуйся, всех заповедей Христовых рачителю; радуйся, ведений Божественных тайнозрителю. Радуйся, яко час смертный присно поминал еси; радуйся, яко не погребати, а низвергнути тело свое завещал еси. Радуйся, в маститей старости умерый; радуйся, Безкровную жертву за себе совершати повелевый. Радуйся, Арсение, великий угодниче Божий. Кондак 13. О, великий угодниче Божий, преподобие отче наш Арсение! Приими малое сие моление в похвалу тебе приносимое и умоли возлюбленнаго тобою и возлюбившаго тя Господа, да сподобит ны прочее время живота нашего в покаянии, без порока прейти и мирно о Бозе почити, воспевая Ему: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Старец Арсений, видя духовные дарования отца Иоанникия и ведая высокое предназначение, отведенное ему Промыслом Божиим, поначалу благословил его на некоторое время на безмолвное житие в уединенной келлии, для того чтобы новопостриженный отец Иоанникий смог успокоить свою душу, умиротвориться, сосредоточиться и насладиться безмолвием, к которому он так стремился всю жизнь, и это пустынное «внешнее» безмолвие вскоре должно было для него замениться духовническим служением многим братьям-инокам. Истомившаяся духовной жаждой душа монаха Иоанникия погрузилась в такую углубленную, нерассеянную молитву, которую может дать только поистине безмолвное житие. Опыт сердечного обращения к Спасителю, обретенный им еще во время брани духовной посреди мира, стал для него здесь, в афонской пустыне, хлебом насущным, который он с алчбой и жаждой вкушал день и ночь, и, по неложному обетованию Господню, был насыщаем благодатью, укрепляем неведомыми нам утешениями и посещениями. За совершенное послушание, безграничное доверие духовнику и исключительное самоотвержение монах Иоанникий пользовался особым доверием и любовью старца Арсения. Видя в нем сосуд избранный, испытанный и закаленный, чистый и вполне способный вместить высокое духовное научение, отец Арсений сделал его своим сотаинником в умном делании и руководил им в прохождении обучения молитве Иисусовой. Получая великую пользу от своего старца, монах Иоанникий, преданный и верный его ученик, не считал нужным искать себе других советников, наставников и руководителей. От собеседований с другими монахами он всячески уклонялся, был всегда настолько самоуглублен, внимателен и благоговеен, что вскоре всем знающим его стало заметно его духовное преуспеяние, и о нем заговорили как об особом ученике духовника Арсения. А вскоре отец Арсений благословил его и самому принять к себе учеников. Отец Иоанникий стал им за старца, а отец Арсений – общим руководителем и духовником, как и всем прочим русским инокам Святой Горы. Сделал это отец Арсений с великим разумением и мудрым расчетом, устраивая таким образом для отца Иоанникия как переход от пустынножительства к общежитию, так и от послушничества к наставничеству. Но даже после того, как отец Иоанникий за послушание старцу Арсению принял на себя старческие обязанности, в душе он все равно оставался смиренным учеником своего духовного наставника до самой его блаженной кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010