Насколько Павел был возмущен отнятием у Церкви имущества и как велика была его ревность о Боге, об этом свидетельствует тот факт, что его, приехавшего из Москвы в Петербург, несколько раз требовала к себе императрица, и он не поехал. Императрица прислала в дар ему 10 рублей, но он не принял их, находя несправедливым обогащаться ему – служителю Церкви – из рук императрицы в то время, когда Церковь была ею лишена имущества. 217 Великим уважением и любовью был окружен митрополит Павел в Киеве благочестивыми русскими людьми как бесстрашный борец за права Церкви. К тому же Павел проводил время своей жизни в строгих иноческих подвигах и, несмотря на свое болезненное состояние, часто служил и в лавре и в киевских городских церквах, утешая верующих. Через два года своего пребывания на покое Павел в 1770 году 4 ноября скончался, а через 57 лет после смерти тело его в склепе под великой лаврской церковью было обретено Киевским митрополитом Евгением Болховитиновым в поразительном нетлении. 218 Несомненно, своею праведною жизнью, своим исповедническим подвигом митрополит Павел угодил Богу, так как от его мощей до самого последнего времени источалось много чудесных исцелений. Хотя он еще не причислен к лику святых русской Церкви, но все верующие русские люди чтут его как скорого своего заступника. Прославление мощей митрополита Павла должно было быть одним из первых очередных дел русской Церкви пред войной с Германией. Конечно, протесты великих святителей русской земли – Арсения и Павла – не могли остановить отобрания церковных имуществ. Как люди весьма умные и просвещенные, они сами хорошо понимали это. Своим 303 протестом они показывают, что в борьбе за Церковь и истинное благо русского народа надо жертвовать своим временным благополучием и даже не щадить своей жизни. Вместе с тем этот протест есть ни что иное, как оставленное потомству непререкаемое свидетельство о великом значении церковных имуществ для всей России. Если бы эти имущества были в руках Церкви, то в ее распоряжении осталось бы и просвещение всего русского народа, и он, как воспитанный и просвещенный на началах православной веры, был бы непоколебим гибельными ветрами западных лжеучений, воплощая в себе слова Христа: Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. 219

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Не бросай орудия, без которого нельзя возделать плодоносную землю. Орудие это, соделанное Великим Богом, есть смирение: оно искореняет все плевелы с поля Владыки и подает благодать обитающим на нём. Смирение не падает, но воздвигает от падения тех, которые имеют его. Возлюби всем сердцем плач, ибо и он – соучастник благого сего делания. Потрудись во всём отсекать свою волю, ибо это вменяется человеку в жертву: сие-то и значит: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» ( Пс. 43, 23 ). Не расслабляй себя беседами, ибо они не допускают тебя преуспевать о Боге. Усильно обуздывай органы чувств твоих: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания – и преуспеешь благодатию Христовою. Без мучений никто не бывает мучеником, как и Господь сказал: «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк. 21, 19 ), и Апостол говорит: «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах» ( 2Кор. 6, 4 ) и проч. Смотри, не показывай халдеям сокровищ дома твоего (см. 4Цар. 20, 12–18 ), иначе возьмут они тебя в плен и уведут к Навуходоносору, царю вавилонскому (см. 4Цар. 24, 13–16 ). Вразумляясь всегда ответом моим, попирай страсти, чтобы они не попрали тебя и насильственно не сделали тебе зла. Убегай от них, как серна от тенет (см. Притч. 6, 5 ), чтобы они не закололи тебя, как ягненка. Не бойся их, они не имеют силы: Господь наш Иисус Христос расслабил их и сделал бессильными. Не предавайся сну, хотя они и полумертвы, но не спят; не будь нерадив, ибо они не нерадят. Хотя немного простри и ты руку Отцам твоим, желающим извлечь тебя из зловонной тины. Вспоминай, что «много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5, 16 ). Не суди, не уничижай и не соблазняй никого. Не приписывай никому того, чего не знаешь о нём достоверно, ибо это погибель душевная. Себе внимай и ожидай приближающейся смерти. Говори себе слово блаженного Арсения: «Арсений, зачем ты вышел из мира?» Научайся тому, чего пришел ты здесь искать. Теки к Иисусу, чтобы и достигнуть Его. Если хочешь спастись, теки скоро, чтобы войти и тебе в добрую дружину святых старцев. Если хочешь преуспеть – трудись. Пожелай быть прославленным со святыми в неизреченной славе, а не быть с постыдными демонами в неизреченном мучении. Возжелай быть в Царствии Небесном, а не в геенне огненной. Возжелай услышать: «приидите, благословенные Отца Моего» ( Мф. 25, 34 ), и: «хорошо, добрый и верный раб», и проч., а не услышать: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (ст. 41), «лукавый раб и ленивый» (ст. 26). Господу слава вовеки, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Неправильно вы толкуете слова Спасителя, которые сказаны были Им об исполнении закона, ибо в этих словах говорится не о страдании и смерти Спасителя, но о том, чтобы верующие в Него вполне исполняли закон, и ни малейшей йоты или черты в нем не отвергали и не разоряли, как и Сам Он о сем говорит следующее (на русском): «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в царствии небесном: а кто сотворит и научит, тот великим наречется в царствии небесном» ( Мф.5:17–19 ). из этих слов видно, во первых, что сам Начальник нашей веры не разорить приходил Ветхий Завет , но исполнить; исполняющие же не есть разоряющие; во вторых видно, что верность и вечность закона подтверждена Иисусом Христом, словеса же Господни непреложны и неизменны; в третьих видно, что Иисус Христос заповедовал исполнять весь закон до малейшей йоты, или черты, а кто, хотя самую меньшую из заповедей нарушит или разорит и будет других научать разрушать малейшие заповеди, как бы ничтожные, то таковой малым и ничтожным наречется в царствии небесном т. е. погибшим. 6) За отвержение храма Божия, молокане разрушают не малые заповеди: черту или йоту закона, но самые первые и великие заповеди Но вы, достоуважаемые наши собеседники, должны теперь подумать о том, что вы немалые заповеди закона ныне разрушаете, не йоту или черту, но самые главные и великие заповеди Божии дерзаете разрушать, пред которыми все праведники благоговели и трепетали, и о которых Бог сказал Моисею: «и да сотвориши Ми освящение и явлюся в вас, и сотвориши ми по всему, елика Аз покажу тебе на горе образ скинии, и образ всех сосудов ея… И сотвориши два херувима злата изваянна» ( Исх.25:8 +9:18). И затем, Бог строго подтвердил Свое приказание, двоекратно сказав Моисею: «виждь, да сотвориши по образу показанному тебе на горе» ( Исх.25:40 +26:30).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Но, несмотря на все преследования, она останется непоколебимою, и все силы адовы не одолеют ее. Ее защищает сидящий одесную Бога Отца Господь. Некоторые примеры этой защиты мы представим здесь. Исполнившись Духа Святого, апостолы Петр и Иоанн безбоязненно и с великою радостию начали проповедовать об Иисусе Христе. Это не могло быть приятно старейшинам и книжникам иудейским, и они воспретили им благовестие. Но святые апостолы воспротивились им, сказав: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Тогда старейшины, видя, что запрещения и угрозы не помогают им, возложили руки на апостолов и заключили их в темницу, чтобы осудить их. Но Господь чудесным образом защитил их. Ангел Господень ночью отворил двери темницы и вывел святых апостолов, несмотря на бдительную стражу, приставленную к ним. Великим гонителем церкви Божией был первоначально Савл. Дыша угрозами и убийством, он отправился в Дамаск, чтобы там вязать верных и приводить в Иерусалим. Но на это взирал сидящий одесную Бога Отца Господь и чудным образом отклонил Савла от намерения его. Он явился именно Савлу пред Дамаском и сказал ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» И когда Савл спросил: «кто ты, Господи?» – то Господь отвечал: «Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». После этих слов Савл совершенно оставил намерение свое и уже смиренно вопросил Господа: Господи! Что повелишь мне делать? – Так Господь и в этом случае чудным образом отвратил преследование от христиан города Дамаска. Правда, иногда по сокровенному совету Премудрости Своей, Господь попускает людям грешным причинять великие бедствия последователям Своим и даже умерщвлять их. Так, уже в самом начале христианства был побит камнями за исповедание имени Иисуса Христа архидьякон Стефан. Но за то сему же святому первомученику явился Сам Господь во славе Своей и укреплял его на мученический подвиг. Взору его открылись именно небеса, и он увидел Сына Божия, стоящего одесную Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Отец Клеопа любил иногда пошутить, разумеется, в рамках благочестия, чтобы отвлечь нас, как сказали бы по-современному, от «стресса». Однажды, когда он ужинал вместе с отцом Варсануфием, были с ними и двое его учеников. Один из них был молод, и у него еще не было бороды, а у второго борода была немного рыжеватая. Тут слышим, отец Клеопа говорит: – А знаете, что говорит народная пословица? «Сохрани тебя Бог от человека безбородого и от рыжебородого». И посмотри ж ты, каких учеников дал мне Господь! Да к ним еще и плешивый! (Отец Варсануфий был лысоват.) И хоть мы и были уставшие и подавленные «стрессом», вмиг забыли обо всех неприятностях. Батюшка умел использовать и внешнее, чтобы помочь нам в духовном. Господи Царю, даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего Когда я был помоложе, мне нравилось во время каникул ездить по стране, и особенно в места с впечатляющими пейзажами: горы, долины, ущелья рек Биказ и Великой и так далее. Позже я убедился, что для души намного полезнее посещать монастыри. Так я открыл для себя сначала отца Паисия из Сихлы, а затем отца Арсения из Текиргёла 120 и отца Клеопу из Сихастрии, с которым у меня связано много воспоминаний. Случилось так, что до революции на работе у меня сложилась очень тяжелая ситуация: соответствующие органы тех времен стали требовать от меня, чтобы я подавал донесения об одной особе. Если бы я согласился, этот человек пострадал бы, а если бы не согласился, у меня были бы большие неприятности. Выбор был очень тяжелый, и я не мог решить, как мне поступить. Наконец я пришел к отцу Клеопе и спросил его, что мне делать, потому что эта ситуация в любом случае не могла закончиться добром. А отец Клеопа мне сказал: – Сначала вспомни о слове Спасителя из Священного Писания: не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ( Мф. 7, 1–3 ). Затем другой пример, известный тебе очень хорошо, – это три стиха святого Ефрема Сирина , которые священник произносит по многу раз в день Великим постом, когда все в храме кладут земные и поясные поклоны. А именно: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». А третий стих – твой: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Поступай так, и не случится ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Откр.21:4 . Сеется в уничижении, восстает в славе. 1Кор.15:43 . И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. 1Кор.15:49 . Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых. 1Кор.15:41 –42. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. Откр.20:15,14 . Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Мф.25:41 . И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Мф.25:46 . 2Фес.2:10 . Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь. Сир.7:39 . В последние два урока мы говорили о воскресении мертвых и о состоянии душ по смерти до этого воскресения. Воскресение мертвых будет последним великим чудом, которое Господь совершит на этой земле над всеми людьми, ибо после сего мир этот кончится, и будет уже новое небо и новая земля, и откроется новая жизнь. Веру в эту жизнь мы исповедуем в словах символа: (чаю) «и жизни будущего века. Аминь», каковые слова мы и рассмотрим теперь. Итак, мы ожидаем жизни будущего века, то есть той жизни, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова, жизни вечной, о которой Иисус Христос говорит: «и пойдут праведники в жизнь вечную». Чтобы даровать нам эту жизнь Иисус Христос сошел с неба на землю, пострадал, умер и был погребен, воскрес из мертвых, вознесся на небо и ниспослал Духа Святого. Эта же жизнь служит также целью и всей настоящей нашей жизни. Спрашивается теперь, что же это за жизнь? Какова будет она? Что касается свойства или качества жизни будущего века, то жизнь эта для верующих и любящих Бога будет столь блаженна, что мы сего блаженства и представить не можем. «Еще не открылось, что будет», – так говорит апостол Иоанн. Равным образом апостол Павел свидетельствует: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Вот почему сей же апостол, сообщая в другом месте о себе, что он был восхищен в рай, говорит, что слова, слышанные им там, человеку нельзя пересказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Первым на земле мучеником за правду был Авель. В истории умерщвления его говорится, что Господь призрел на жертву Авеля и принял ее, а на жертву Каина не призрел и не принял ее. Это огорчило Каина, и он убил брата своего. Таким образом, Авель был убит, потому что Господь призрел на жертву его. Но Господь призирает только на жертвы людей праведных. Значит, верно то, что причиною смерти Авеля служила собственно его праведность. На эту причину указывал и Сам Бог, когда после вопроса к Каину, почему он огорчился, говорил: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит». Каин именно не делал доброго, почему и был огорчен, увидев жертву свою непринятою. Авель же делал доброе, почему и был обрадован принятием жертвы своей. – Или вспомним еще об Иосифе. Он был любим отцом своим более всех братьев своих. За это последние возненавидели его и продали в Египет. Но отцы, обыкновенно, наиболее любят добрых детей своих. Значит, и в этом случае Иосиф пострадал за добродетель свою. Однако этим гонение на Иосифа не прекратилось. В Египте он понравился жене царедворца Пентефрия, пожелавшей соблазнить его. Но, несмотря на все искушения грехолюбивой жены, Иосиф пребыл тверд в добродетели целомудрия. И не мужество только он проявил при этом, но и великое постоянство. Будучи оклеветан женою Пентефрия, он был посажен в темницу. Здесь Иосиф прожил несколько лет и во все это время не поколебался в добродетели. «Господь был с ним и во всем, что он делал, Господь давал успех», – так свидетельствует Писание о богоугодной жизни Иосифа в темнице. Великим также примером постоянства в добродетели служит Иов. Дьявол думал, что Иов был праведен, потому что пользовался благополучием. Но Бог показал ему, как ошибался он в этом случае. По попущению Божию Иов был лишен всего имущества своего, детей и, наконец, был поражен страшною болезнью. Как трудно было ему при таких страшных бедствиях устоять в добродетели! Собственная жена его говорила ему: «ты все еще тверд в непорочности своей; похули Бога и умри». Но мужественный в добродетели Иов отвечал ей: «ты говоришь как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Так самые страшные бедствия не могли поколебать Иова в добродетели. Множество и других подобных примеров мы могли бы привести здесь. Все они не только подтверждают то, что хотящие благочестиво жить подвергаются гонениям, но вместе показывают и то, какие качества требуются от желающих терпеть гонения за правду. Качествами этими, по словам катехизиса, служат: «правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, когда кто подвергается бедствию или опасности за то, что не хочет изменить истине и добродетели». Все эти качества мы усматриваем на бесчисленных примерах святых мучеников. Один из таких примеров, заимствованный из нашей отечественной истории, мы приведем здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Посему-то милосердый и вместе правосудный Бог, желая, по Своему человеколюбию, предохранить и предотвратить людей от преступлений сего рода, в предосторожность говорит: не прикасайтеся к помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте ( Пс.104:15 ), и прибавляет угрозу: зане, вещает Он чрез пророка Захарию, касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Моего ( Зах.2:8 ). Во-вторых – в прямой и непосредственной хуле на Самого Бога Синаина с обстоятельствами, увеличивающими виновность и тяжесть преступления до величины чрезмерной и ужасающей. Обстоятельства эти суть: унизительное сравнение Бога Всемогущего, всё из ничего в бытие приведшего и всё в своей длани содержащего, с бренным человеком, каков был царь Ассирийский, хотя он пред очами мipa и казался великим и славным, с видимым предпочтением в силе и власти последнего первому, и ещё более унизительное сравнение того же Бога Вышнего с богами языческими, т. е., с бездушными идолами, с открытым также признанием первого столь же слабым и немощным, как и последние, которые не могли избавить народы, им поклонявшееся, от преобладательной руки царя Ассирийского. Что же может быть выше, безобразнее, бесстыднее, нечестивее и виновнее сего богохульства сугубого? А злой умысел их против Царя Небесного состоял в разновременных и многообразных совещаниях, соображениях и приготовлениях их к войне против покровительствуемого Богом Езекии, царя иудейского, в следствие коих открыт был потом поход в Иудею многочисленнейшего войска Ассирийского, под предводительством Рапсака, до того в лёгкой победе над царём иудейским уверенного, что, не дав ещё ни одного сражения, смело и отважно с словами упрёка и укоризны обратился к народу и вызывал его к добровольной сдаче Иерусалима и самих себя на волю победителя, при чём не счёл он даже нужным сокрыть, хотя до времени, и то, что царь Ассирийский намерен царя и народ иудейский переселить в землю Вавилонскую. Не слушайте, говорил он, Езекии, но вступите со мною в дружбу и выйдите ко мне, и тогда ешьте всяк плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пейте воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю богатую хлебом и вином, плодами и виноградными садами ( Ис.36:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Поэтому здесь можно быть кратким. Савл, ставший впоследствии апостолом Павлом, был первоначально великим грешником. Он жестоко преследовал христиан, и при его участии даже был умерщвлен святой Стефан. Но несмотря на это, Бог не отвратил от него милости Своей. В Первом послании к коринфянам (глава 15, стих 10) он сам свидетельствует о себе: «но благодатью Божией есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна». Не утешительно ли теперь то, что милость Божия спасла подобного грешника? Припомним далее благоразумного разбойника. Каких злодеяний он мог не совершить в своей жизни? Но вот, на кресте он раскаивается. И что же? Бог не только прощает ему все грехи, но и удостаивает его Царства Небесного. Или вспомним также притчу о распутном сыне, расточившем все имущество свое и долгое время проводившем греховную жизнь. Как только он с раскаянием возвратился к отцу своему, отец не только не отвергнул его, но с радостью принял его, как любимого сына своего, после долгой утраты вновь обретенного. Известно, что Спаситель в этой притче изобразил любовь небесного Отца к нам, грешникам. Кого же из вас не утешит это благостнейшее отношение Бога к нам? Поэтому пусть никто из вас не унывает, как бы далеко не заблудился он от Отца своего небесного. В Боге наша надежда и наше утешение. Глубоко в памяти своей мы должны запечатлеть следующее евангельское изречение о беспредельной любви Бога к нам, грешникам: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Мы твердо должны верить, что Бог по Своей беспредельной любви ежеминутно поддерживает нас, и не хочет, чтобы кто погиб из нас, но, чтобы каждый пришел в покаяние. Как отрадно слушать и читать следующее изречение Господа, высказанное им через пророка Иезекииля: «живу я, – говорит Господь Бог, – не хочу смерти грешникам, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был!» К чему же должна побуждать нас любовь Божия? Родители наши любили нас еще прежде, чем мы могли любить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Примером может служить авва Арсений Великий . Так, когда авва Марк сказал ему: «Почему ты бегаешь от нас?», старец отвечал ему: «Бог видит, что я люблю вас, но я не могу быть вместе и с Богом, и с людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей – воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми» 390 Итак, молчание бывает разное: один молчит потому, что по смирению не считает себя достойным говорить, а другой – потому что не считает других достойными его слушать. Один молчанием хочет прославиться у Бога, а другой посредством того же самого дела ставит себе цель прославиться у людей и сойти у них за мудрого. Таким образом, бывает и безрассудное, бесовское молчание 391 Оно иногда заставляет человека, вместо долготерпения к немощам ближнего, требующим поучить его в чем-то не раз и не два, говорить самому себе: «Ты и раз, и десять раз уже говорил брату, оставь его, пусть он делает, как хочет, а ты отложи попечение, как сказали отцы...» Таковым отвечает св. Варсонофий Великий: «...от тебя так далеко эта мера (духовного возраста), как небо от земли. Хочешь ли удостовериться в этом? Вспомни, что Господь сказал о деревьях: каковы они, такие приносят и плоды. Рассмотри же, что происходит из молчания, внушаемого тебе диаволом? – Смущение и гнев... Ясно покажу тебе, что долготерпение твое не по Богу: ты собираешь несколько дней, а потом в один день истощаешь мешец свой, и он остается пустым. Долготерпение же по Богу вовсе ничего не говорит до самого конца. А ты, господин мой, брат, подобен властителю: вместо того, чтобы дать рабу своему один удар в ланиту, объяснить ему проступки его и помириться с ним, терпишь несколько дней, а потом вдруг наносишь брату один удар, который быть может для него убийственным, и берешь (на себя) душу его» 392 4. Как приобретается молчание? С великим трудом 393 «Сперва будем принуждать себя к молчанию, – говорит великий молчальник св. Исаак Сирин , – и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию... Не думай, брат, что, – как рассказывают о чудном Арсении, когда посетили его отцы и братия, приходившие видеть его, а он сидел с ними молча и в молчании отпускал их от себя, – все это делал он совершенно по воле и что вначале не принуждал себя к этому» 394

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010