Но хитрый Гедимин умел снискать дружбу Моголов; по крайней мере никогда не воевал с ними и не платил им дани. Властвуя над Литвою и завоеванною частию России, он именовал себя Великим Князем Литовским и Российским, жил в Вильне, им основанной; правил новыми подданными благоразумно, уважая их древние гражданские обыкновения, покровительствуя Веру Греческую и не мешая народу зависеть в церковных делах от Митрополита Московского; украшал новую столицу свою, ловил зверей в дремучих лесах и, желая прекратить всегдашнюю, кровопролитную и бесполезную войну с Немецким Орденом, писал к Папе Иоанну: «Одолевая Христиан в битвах, я не хочу истреблять Веры их, а только защищаюсь от врагов, подобно всем другим Государям. Монахи Доминиканские и Францисканские окружают меня: даю им волю учить и крестить людей в моем государстве; сам верю Святой Троице, желаю повиноваться тебе, Главе Церкви и Пастырю Царей; ручаюсь и за моих Вельмож: только усмири злобу Немцев», и проч. Иоанн, обрадованный столь благословенным известием, отправил в Литву Епископа Алетского Варфоломея, и Бернарда, Игумена Пюйского; но Гедимин, вновь раздраженный неприятельскими действиями и вероломством Прусского Ордена, вдруг переменил мысли, встретил Послов Иоанновых весьма немилостиво и сказал им: «Я не знаю вашего Папы и знать не желаю. Исповедую Веру моих предков и не изменю ей до гроба». Потупив глаза в землю, они должны были удалиться; и с того времени Гедимин слыл в Европе коварным обманщиком. Впрочем, история отдает справедливость многим его достохвальным делам и качествам. Он старался образовать народ свой; дозволял Ганзейским купцам торговать в Литве без всякой пошлины; призывал людей ремесленных, серебренников, каменщиков, механиков; на десять лет освобождал всех новых поселенцев от дани, ручаясь им за безопасность личную и целость собственности, которую они приобретут своим трудолюбием; давал им гражданское право Риги и все возможные выгоды; построил для Христиан церкви в Вильне и Новогородке и, не терпя Монахов, под видом набожности скрывающих злое корыстолюбие и сердце развратное, любил Иноков добродетельных, не мешая им распространять Веру Иисусову; любил хвалиться верностию своих обещаний и ставил себя Христианам в пример честности. Сии обстоятельства известны нам по грамоте, данной им в 1323 году Любекским, Ростокским, Штетинским и другим Немцам, за его Княжескую печатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Барон Николай, шведский генерал-майор, от брака с баронессою Христиною-Беатою Пальбицкою имел сына барона Матвея-Александра (рождение 1689 † 13 января 1763), шведского генерала от инфантерии и полковника лейб-регимента, женатого на Беате-Софие Мернер, и два раза, в 1742 и 1746 годах, бывшего ландмаршалом шведского сейма. Барон Лудвиг-Фридрих († 1774), бывший, в 1767 году, депутатом эстляндского дворянства в коммиссии составления законов, женат был на Елене-Гертруде Розен; имел 3 сыновей и 2 дочерей: 1) баронесса Августина-София (рождение 1747 † 1822) была за Бруйнингом; 2) баронесса Христина-Елисавета (рождение 1752 † 1790), за Ренненкампфом; 3) барон Вильгельм-Иоанн (рождение 1741 † ....), от брака с Луизою-Гертрудою Виттен оставил сына, барона Карла Ивановича, который женат был на Юлие Вартманн; имел 2 сыновей, бароновы Фёдора Карловича и Евгения Карловича, а 3 дочерей, баронесс: Эрнестину Карловну, Юлию Карловну и Аделаиду Карловну; 4) барон Рейнгольд, майор (рождение 1749 † 1811), женат был 3 раза: на баронессе Вильгельмине Унгерн-Штернберг; на баронессе Гедвиге-Шарлотте Унгерн-Штернберг (см. выше) и на девице Веймарн; от 1-го брака имел 2 дочерей: баронессу Вилгельмину-Гертруду-Шарлотту, за Оттоном-Христофором Тизенгаузеном, и баронессу Елисавету, бывшую в 1-м браке за Манекеном, во 2-м браке за генерал-лейтенантом Вахтеном, и сына барона Карла-Рейнгольда (рождение 1779), который, от брака с Вильгельминою Блумен, рождённою Пистолькорс, имел сына барона Александра Карловича (рождение 1814); сей последний, от 1-го брака с Наталиею Рейтерн, имеет сына барона Виктора Александровича (рождение 6 ноября 1848), и дочь баронессу Наталию Александровну; от 2-го же брака с Паулиною Ренненкампф имеет сына барона Павла Александровича (рождение 2 марта 1851) и дочь баронессу Екатерину Александровну; 5) барон Христиан-Фридрих (рождение 1754 † 1801), российский майор, потом каммергер князя-епископа любекского (в последствии бывшего Герцогом Ольденбургским), женат был на Иоанне-Баумгартен; оставил двух дочерей: баронессу Каролину-Марфу-Маргариту, за Гандтвигом, и баронессу Иоанну Августину-Вильгельмину, за Ренненкампфом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В средние века этот сюжет так любили, что во всех храмах его изображали на стенах или в виде витражей. А вот сводчатые готические потолки. Держит эти своды специальный камень – замковый. Весь свод держался на этом чрезвычайно крепком, подогнанном камне, вбитом как клин. На камне – изображение креста, потому что этот камень изображает собой Иисуса Христа. В Евангелии много раз говорится о том, что Христос – краеугольный камень. «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно…» ( Мф. 21, 42 ). Если такой – краеугольный – камень убрать, свод развалится. Это было совершенно несомненно для средневекового человека. И этот камень говорил ему о том, что если Христа, веру в Бога убрать из жизни – жизнь даст трещину и начнет разваливаться. К сожалению, сейчас об этом немцы забыли. На стенах – нравоучительные истории в виде картинок. Вот птицы подхватили рака и несут в небо. А смысл такой: рак все время жаловался, что не может летать. И тогда птицы решили его поднять под небеса. Только подняли, да рак испугался, стал трепыхаться, и птицы его упустили. Он полетел и разбился… Мораль такова: довольствуйся тем, что имеешь от Бога. Не ропщи на судьбу. Пытаясь получить то, что тебе несвойственно, – рискуешь разбиться. Я просто так и вижу, как в старину приходит к священнику бедная крестьянка и жалуется, и плачет, что все у нее в жизни не так. А он берет ее за плечо и отводит к этой картинке, и рассказывает ей, как, с благодарностью Богу, нужно относиться к тому, что имеем. Бог знает, какие условия жизни лучше всего нам подходят. И дает нам именно такую жизнь, какая должна быть. В этом же соборе – древняя купель. Так как зимой в соборе холодно (мы на себе это испытали, холодно так же, как на улице), купель выполнена в виде котла. Под ней разводили огонь и крестили в теплой воде, не рискуя заморозить крещающегося. А вот главный собор города – Дом зу Любек, Любекский кафедральный собор. Начали строить в 1173 году, строили и перестраивали до XIV века. Огромный собор с двумя башнями высотой по 120 метров. Прямо перед алтарем… гигантские часы, напоминающие, что жизнь – скоротечна и бежит без остановки.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Пять мифов про борьбу " церковников " с просвещением Книгопечатание устроилось на Руси намного позднее, чем в большинстве европейских стран. По сравнению с Германией, родиной Гутенберга, — позже на целое столетие. Этот факт много раз использовался мифотворцами, провозглашавшими «вековую отсталость» России. Традиционно больше всего досталось Церкви.      По мнению таких мифотворцев, Церковь, «ненавистница просвещения», натравливала темный народ на заезжих европейских типографов, преследовала и изгоняла русских печатников, публично сжигала книги. И даже если вынуждена была в конце концов уступить требованиям времени, то лишь потому, что массовое тиражирование книг случайно совпало с ее собственными интересами. Накануне Дня славянской письменности и культуры мы попробуем разобраться, как же было на самом деле. Миф 1. Утопили немца Однажды на лекции по истории книги нам, студентам Полиграфического университета, рассказывали о первой попытке европейского печатника создать на Руси типографию. Дело было в Новгороде в конце XV века. Дама-лектор с иронией поведала о том, как горожанам не понравилось новшество и они утопили немецкого просветителя Бартоломея Готана в реке. Аудитория смеялась невежеству новгородцев. Миф этот, одно время бытовавший среди историков русской культуры, вырос из нескольких фраз немецкой хроники XVI века. Ее автор настолько фантастически описывает попытку введения на Руси книгопечатания в 1490-х годах, что заставляет глубоко усомниться в своей осведомленности. Бартоломей Готан, типограф из Любека, был одним из тех, кто действительно знакомил русских с западной печатной книгой. На Русь он приехал по приглашению Церкви, ко двору новгородского архиепископа Геннадия, развернувшего в те годы широкую просветительско-переводческую деятельность. С собой Готан привез немало печатных книг, в том числе из своей любекской типографии. Среди них были Библия и богословско-полемические сочинения, в которых нуждался владыка Геннадий для борьбы с распространившейся тогда ересью. Были и светские книги, «научно-популярные». Не исключено, что архиепископ Геннадий лелеял замысел с помощью Готана устроить в Новгороде типографию. Исполниться этому было не суждено. Однако смерть любекского печатника совершенно не связана с книгоизданием. Предполагают, что он мог погибнуть во время разгрома в Новгороде Ганзейского двора — торговой конторы немцев. А этот разгром был произведен по причинам экономическим, ничуть не связанным с вопросами просвещения.

http://pravoslavie.ru/70922.html

Макаров 17 октября 2017, 10:04 Вадим К.16 октября 2017, 16:42 Не надо нам думать, что мы лучше их и с нами такого никогда не будет! Россия, как увы и др. православные страны, первые по числу абортов. Ув.тов. Вадим К. Откуда такая статистика ? Именно ПРАВОСЛАВНЫЕ страны первые по числу абортов ? Вот данные за 2017 год впереди планеты всей Гренландия, Гваделупе, Французская Гвиана и т.п. Это всё православные страны ? Вы правы, " не надо нам думать, что мы лучше их " . Но также НЕ НАДО НАМ ВНУШАТЬ, ЧТО МЫ ХУЖЕ ИХ. Галина Б. 17 октября 2017, 03:22 Андрею от 16.10-18.30. Ну насмешили Вы меня: поехал на запад помолиться. Да поезжайте в нашу любую деревню, там общины - " в три старушки " , а уж какие дружные. Дмитрию -10.32. Согласна с Вами: литературы правдивой мало. Попросим о.Андрея, чтобы посоветовал, что прочесть, он-большой книгочей, и тем более, мы ему доверяем. Вот я бы, например, посоветовала митрополита Вениамина (Федченкова) " На рубеже двух эпох " . Может он в чем-то и заблуждался (а я бы с ним согласилась во всем), но настолько без лукавства. Честнейший писатель. А какая память, а какая простота языка. А еще у него замечательная книга " О вере, неверии и сомнении " . Перечитываю и возвращаюсь. Татьяна Органова 16 октября 2017, 22:30 Часто слышала Ольга Александровна ( сестра Николая II) банальное обвинение, что Романовы - русские только по фамилии, на это она неизменно отвечала: " А много ли английской крови течет в жилах Георга VI? Ведь не в крови дело. Дело в почве, на которой ты вырос, в вере, в которой воспитан, в языке, на котором говоришь. " р.Б. Алексий, прихожанин храма блаж. Прокопия РПЦЗ в Любеке 16 октября 2017, 21:56 О житии святого блаженного Прокопия известно весьма мало. Есть предположение, что он юношей с кораблями своего отца, любекского купца, впервые приехал в Новгород и проникся там духом святого православия. Однако хранил свое призвание в тайне и, как послушный сын, трудился в предприятии своего отца. И только после кончины родителей роздал унаследованное имущество бедным и навсегда отбыл в Новгород. Позволю себе в одном поправить автора статьи: музей Гюнтера Трасса (человека, кстати, весьма безбожного) находится в Любеке, почти напротив церкви блаженного Прокопия, но сам Грасс родом из Данцига, т.е. польского Гданьска. Многолетним настоятелем нашей церкви был о. Амвросий, природный немец.

http://pravoslavie.ru/107196.html

Они боялись, чтобы царь, скитаясь по монастырям, не наткнулся на ненавистных для них осифлян, которые умели льстить и угождать властолюбию и щекотать дурные склонности сильных мира сего. Адашев и Курбский говорили Ивану, будто Максим им предрекал, что государь потеряет сына, если не послушает его и будет ездить по монастырям. Опасение их было не напрасно. Иван не послушался Максима Грека, продолжал свое набожное странствие и в Песношском монастыре (в нынешнем Дмитровском уезде) увидался с одним из самых первостатейных осифлян - бывшим коломенским владыкою Вассианом. Этот Вассиан был когда-то в большой милости у Василия Ивановича; но во время боярского правления его удалили. " Если хочешь быть настоящим самодержцем, - сказал царю Вассиан, - не держи около себя никого мудрее тебя самого; ты всех лучше. Если так будешь поступать, то будешь тверд на своем царстве, и все у тебя в руках будет, а если станешь держать около себя мудрейших, то поневоле будешь их слушаться " . Замечание попало в самое сердце. Царь поцеловал его руку и сказал: " Если бы отец родной был жив, так и тот не сказал бы мне ничего лучшего! " Предсказание Максима сбылось. Сын Ивана умер; это, без сомнения, должно было поразить Ивана и снова подчинить его своим опекунам, хотя он не переставал ими тяготиться. Пользуясь этим, они еще успели именем государя совершить несколько важных дел. Необходимость сблизиться с Европою и усвоить ее культуру чувствовалась русскими. Еще в 1547 году, когда уже наступило влияние Сильвестра и Адашева, следовательно с их участием, от имени царя, поручено было одному саксонцу Шлитту, знавшему по-русски, вызвать из немецкой земли всякого рода умелых людей: ремесленников, художников, медиков, плавильщиков, юристов, аптекарей, типографов и даже богословов. Поручение это не удалось по зависти Ганзейского Союза и Ливонского ордена, которые полагали, что введение европейского образования, возвысив силы московской земли, сделает ее опасною для Европы. Любекские сенаторы не пустили Шлитта в Москву, засадили его в тюрьму и разогнали толпу немцев, которых он вез с собою (123 чел.).

http://sedmitza.ru/lib/text/435603/

Любек. Церковь Прокопия Устюжского. Русская церковь; храм Прокопия Любекского и Устюжского Церковь. Действует.   Престолы: Прокопия Устюжского Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Glockengiesserstrasse 3, Luebeck, 23552, Germany Координаты: 53.869253, 10.690112 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм расположен в маленьком здании, пристроенном вплотную к лютеранской церкви св. Екатерины и, возможно, занимает также часть её помещений. Богослужения совершаются тогда, когда присутствует священник - примерно раз в месяц (так написано на табличке). Священник проживает в Гамбурге. Храм освящён в честь блж. Прокопия Устюжского, т.к., согласно житию этого святого, он был ганзейским купцом родом из города Любека, католиком. Отправившись с товарами в Новгород, он был потрясён благолепием храмов и самим фактом того, что люди, не подчиняющиеся папе Римскому, могут, тем не менее, так сильно и искренне верить в Бога. Всё это побудило его к принятию православия. После перехода в православие св. Прокопий отправился странствовать в город Великий Устюг, где прославился в подвиге юродства и скончался в 1303 г. Таким образом, св. Прокопий является родным не только для русских, но и для немцев, а город Любек - его родина. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=32337

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРТОЛЬД ЛИВОНСКИЙ [лат. Bertholdus Livoniensis, нем. Berthold von Livonien] († 1198, Ливония), еп. Ливонии (1196-1198). Сведения о нем немногочисленны и отчасти противоречивы. Примерно с 1187 г. Б. Л. был настоятелем цистерцианского мон-ря в Локкуме в Н. Саксонии, близ Нинбурга, а после смерти первого ливонского еп. Мейнгарда в 1196 г. рукоположен бременско-гамбургским архиеп. Хартвигом II в епископа Ливонии. Сообщение об этом в хронике Арнольда Любекского можно понять так, что Б. Л., еще будучи локкумским аббатом, принимал участие в миссионерской деятельности среди ливов. Заручившись поддержкой папы Целестина III , даровавшего Б. Л. и его спутникам отпущение грехов, приравняв их миссию к крестовому походу в Св. землю, Б. Л. собрал в Любеке войско из рыцарей и купцов, к к-рому присоединилось духовенство, и летом 1198 г. высадился с ним в устье Зап. Двины, но погиб в одном из первых же столкновений с ливами (традиционно принятый день гибели 24 июля нельзя считать достаточно достоверным). Погребен в церкви в Икскуле (совр. Икшкиле). Несмотря на смерть Б. Л., военная победа была на стороне миссионеров, хотя ее результаты оказались под вопросом сразу же после отплытия крестоносцев на родину, и успех ливонской миссии стал очевиден только в нач. XIII в. при еп. Альберте I . Ист.: Arnoldus Lubecensis. Chronica Slavorum. V 30/Ed. I. M. Lappenberg. Hannover, 1868. P. 214-215; Heinricus. Chronicon Livoniae. II 1/Ed. L. Arbusow, A. Bauer. Hannover, 1955. P. 8-10; Albericus Trium Fontium. Chronica/Ed. P. Scheffer-Boichorst//MGH. SS. Hannover, 1874. T. 23. P. 613; Annales Stadenses auctore Alberto/Ed. I. M. Lappenberg//MGH. SS. Hannover, 1859. T. 16. P. 353. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер

http://pravenc.ru/text/78204.html

П.В. Долгоруков Бароны Местмахеры Иван Иванович Местмахер (Mestmacher), канцелярии советник и российский резидент при князе-епископе Любекском, возведён был Екатериною Великою, 6 июня 1777 года, в Баронское РоссийскойИмперии достоинство. Он был в последствии тайным советником и посланником в Дрездене. Дочь его была за князем Александром Яковлевичем Хилковым; сын, статский советник барон Фёдор Иванович, служил по коллегии иностранных дел, а внук, статский советник барон Павел Фёдорович, ныне председатель попечительного комитета об иностранных поселенцах в южной России; женат на Елисавете Павловне Дивовой; имеет несколько человек детей. Герб (Общий Российский Гербовник, часть VII, 7-й): в голубом поле золотое стропило и вокруг него три чёрные голубя, влево обращённые. На щите дворянский шлем с золотою баронскою короною. Намет голубой, подложенный золотом. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

18 И земля и небо... Всё растворилось... – «Придёт же день Господень. воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» ( 2Пет. 3:10, 12 ); «Прежнее небо и прежняя земля миновали. Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» ( Откр. 21:1 ; Ис. 65:17 ). Из библейских пророчеств одни делают вывод о торжестве жизни, другие – смерти. Человек свободен, но обязан выбирать. 21 Фея – сверхъестественное существо, творящее чудеса, делающее людям добро или зло. Герой дважды называет Ванду «феей жизни». Но может ли прелюбодейка быть ангелом света? 23 Всё перед вами падёт ниц, как перед властной царицей. – Апокалипсическому зверю поклонятся все живущие на земле, имена которых не написаны в книге жизни, а на нём будет восседать великая блудница и говорить в сердце своём: «Сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» ( Откр. 13:8; 17:3; 18:7 ). 24 Ваша красота победит всё. – Обольщённый внешностью Арнольд придаёт ей божественный статус, теряя способность видеть духовное нутро. Ср.: «И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её» ( Откр. 17:4 ). 25 …туманным призраком. Вы воплотили мечту. – Ср. желание Бранда: «Воплотить мои мечты, в яви – призрак воссоздать!» (Ибсен. 2, 371). 28 ...до нас никто не знал такого счастья. Мы первые в обетованную землю. – Грех лишает разума, гордыня – свойство безумных. Библейский символ только обличает помрачение падших. «Проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю. ...Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна, хотя бы возросло до небес величие его и голова касалась облаков... не устоит счастье его» ( Иов 21:13; 20:5–6, 21 ). 29 Верю... Больше – я знаю. – «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать» ( 1Кор. 8:2 ). Пока пребываем в теле, «ходим верою, а не видением», и лишь «отчасти знаем и отчасти пророчествуем» ( 2Кор. 5:7 ; 1Кор. 13:9 ). Вера же есть уповаемых утверждение, вещей обличение невидимых ( Евр. 11:1 ). Для раскрытия диалектики веры и знания важно сравнение: первая лексема отсутствует в Ветхом Завете, вторая же употребляется значительно чаще, чем в Новом. Ср. фразу Подгорного из пьесы «Интеллигенция»: «Он не знает – он верит: это выше».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010