Для убедительной иллюстрации того, что Бог есть любовь и только любовь вполне уместно привести Евангельскую притчу о блудном сыне, но привести в пример не младшего (собственно блудного) сына (пример его раскаяния и отцовской любви вполне понятны и очевидны), а старшего («верного») сына. Он имел участие в имении отца и, собственно, все отчее состояние фактически принадлежало ему. Сам отец умолял его принять участие в радостном пире по случаю возвращения непутевого младшего братца, однако старший отказал, не принял радости отца, ибо не любил ни его, ни брата. Что же отделяло его от ликующих домочадцев? Разве отец или хотя бы младший брат перестали его любить? Не собственная ли злоба и зависть, гнездящиеся в его сердце, была причиной его несчастья? Не великая ли и бескорыстная любовь отца к сыну, которая возгорелась от слов раскаяния младшего брата, обнаружила, «высветила» вместе с тем и печаль брата старшего. Огорчение и ропот при виде невинной радости, сердечная злоба в ответ на исцеляющую и окружающую любовь заставляет грешника искать мучительного одиночества, превращает его жизнь буквально в ад, что в собственном смысле и является наказанием для него. В Священном Писании (притом в Ветхом Завете) есть многие точные слова, открывающие нам подлинную природу наказания за грех: « Вы беременны сеном, разродитесь соломою, дыхание ваше - огонь, который пожрет вас. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены на огне » (Ис: 33. 11 - 12); « Вот все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, - идите в пламень огня вашего и стрел разженных вами » (Ис. 50: 11). Также в Притчах Соломона читаем: « за то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои, за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их » (Притч. 1: 29-31). « Для каждого , - говорит свт. Василий Великий, - будут дела его причиною мучительности наказания; потому что сами себя приуготовляем к тому, чтобы стать годными к сожжению, и, как искры огненные, возгнетаем в себе страсти душевные для возгорения геенского пламени, как и палимый жаждою в пламени богатый томим был за собственные удовольствия.

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/31/...

И он сделал, как сказал ему Иосиф, и наполнил мешки их пищею, и золото их положил также в их мешки, и чашу в мешок Вениамина. И рано утром они отправились. И когда они выехали оттуда, Иосиф сказал мужу; «гонись за ними, беги и обличи их, говоря: «вы отплатили злом за добро, и похитили серебряную чашу, из которой пьет господин мой». И приведи назад ко мне их младшего брата, и приведи его немедленно, прежде чем я займусь своими делами». И он побежал за ними, и сказал им по его словам. И они сказали ему: «да будет это далеко от рабов твоих; они не сделают ничего подобного, и не украдут никакого имущества из дома твоего господина. И даже золото, которое мы в первый раз нашли в наших мешках, мы, рабы твои, принесли назад из земли Ханаанской. Украдем ли мы какое нибудь имущество? Вот мы здесь и мешки наши: ищи, и тот из нас, в мешке которого ты найдешь чашу, пусть будет наказан смертию, и мы с своими ослами будем в подчинении у твоего господина». И он сказал им: «нет; мужа, у которого я найду, его одного только возьму я в рабы; а вы идите с миром». И когда он искал в их сосудах, он начал со старшего и кончил младшим, и она была найдена в мешке Вениамина, младшего. И они пришли в ужас, и разорвали свои одежды, и навьючили своих ослов, и возвратились назад в город. И они пришли в дом Иосифа, и пали все пред ним на свое лице на землю. И Иосиф сказал им: «вы сделали это». И они сказали: «что нам сказать, и как оправдаться, когда наш господин нашел вину за своими рабами? Вот, мы рабы господина нашего вместе с нашими ослами». И Иосиф сказал им: «я страшусь Господа, и вы пойдете домой: но ваш брат будет принадлежать мне, ибо вы сделали злое. Вы не знаете, что муж, как я, пьющий из этой чапш, дорожит своею чашею? И вы похитили ее у меня». И Иуда сказал «да будет позволено мне, господин мой, сказать слово в уши господина моего. Двоих братьев мать моя родила нашему отцу, рабу твоему: один ушел и погиб, так что его уже не нашли; и только тот один остался от своей матери, и раб твой, отец наш, любит его, и душа его привязалась к этой душе. И будет, что если мы возвратимся к рабу твоему, отцу нашему, и младшего не будет с нами, то он умрет, и мы погубим нашего отца, и он умрет от печали. Лучше я буду рабом твоим вместо дитяти, рабом моего господина; но юноше позволь идти с его братьями, ибо я поручился за него пред рабом твоим, отцем нашим; и если ты не отдашь его, то раб твой будет всегда виновным пред нашим отцем».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Полагая, что я уже уснул, старший толкнул младшего в бок, они встали, опоясались и воздели руки к небу. Я смотрел на них, а они не замечали того. Тут я увидел, что демоны, как мухи нападали на младшего и одни хотели сесть на уста, другие – на очи, и я видел Ангела Божия с огненным мечем, который ограждал его и прогонял демонов от него, а к старшему они не могли приблизиться. Когда около утра они легли спать, я показал вид, что проснулся, и они также. Старший сказал только одно: хочешь ли, мы пропоем двенадцать псалмов? Я сказал: хорошо. Тогда младший пропел пять псалмов по шести стихов, по одному – аллилуия, и при каждом стихе исходила из уст его огненная лампа и восходила на небо. Подобным образом, когда старший отверзал уста свои для пения, из уст его исходила как бы огненная вервь, досягавшая до самого неба. И я также прочитал немного на память и, уходя от них, сказал им: молитесь обо мне. Они положили метание молча. Из сего я узнал, что старший уже совершен, а младшего еще борет враг. Спустя несколько дней старший почил, а через три дня и младший. После сего, когда приходили какие-нибудь отцы к авве Макарию, он водил их к ним в келлию, говоря: подите посмотрите мучилище юных странников. 10. Некогда авва Макарий молился в келлии своей, и пришел к нему глас: ты не достиг еще в меру таких-то двух жен, живущих в таком-то городе. Встав утром, старец взял ваийный жезл и пошел в тот город. Достигши места их жилища, он постучался в дверь, и одна из них вышла и приняла его в дом, потом пришла и другая. Он позвал их, и они пришли и сели с ним. Старец сказал им: ради вас пришел я из пустыни и подъял такой труд; скажите мне о делании вашем – в чем оно и каково? Они говорят ему: поведай нам, отче, какое делание ты хочешь найти у нас, когда каждая из нас была с мужем в день сей? Тогда старец положил им метание и умолял их, говоря: откройте мне добродетель свою! Они сказали ему: мы по-мирскому чужие одна другой, но случилось нам сочетаться браком с двумя братиями по плоти, и вот ныне пятнадцать лет, как мы живем в доме сем и не знаем, бранились ли мы когда-нибудь между собою или сказали дурное слово одна другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Протоиерей Валерий Захаров, 2001 г. Одну из подготовительных к Великому посту недель Святая Церковь именует Неделей о блудном сыне . В этот день за Божественной литургией нашему благочестивому вниманию была предложена притча о блудном сыне (Лк. 15;11-32). Слушая эту притчу, мы всегда печалимся печалью отца, потерявшего сына, и печалью сына, оказавшегося в трудном положении после того, как он, истребовав часть отцовского имения, ушел в далекую страну и, живя там блудно, расточил свое богатство. Но вместе с тем, слушая притчу, мы и радуемся радостью отца, который дождался возвращения блудного сына, и радостью блудного сына, нашедшего в себе силы, чтобы с покаянием вернуться к отцу. Можно только представить себе этого старца, как он с радостным чувством, со слезами на глазах, увидев издалека фигуру своего заблудшего сына и узнав свою родную плоть, оставляет все и бежит навстречу сыну. И какая совершается трогательная встреча: отец обнимает сына, склоняет свою старческую голову на его плечо и ни слова не дает сказать сыну в оправдание — для него это уже не нужно. Он радуется возвращению младшего сына и хочет поделиться радостью со своим первенцем. Но старший сын, к сожалению, не разделяет ликование отца — гнев, возмущение, обида переполняют его. Как! ведь он никуда не уходил из отчего дома, он в поте лица трудился, и отец никогда не устраивал в его честь такого пира! Нет в нем радости от возвращения родного брата, мнимая праведность снаружи, а внутри — грех, не меньший, чем у брата-блудника, лишь осуждение отца и брата, эгоистическая жалость к себе и отсутствие всяческих родственных чувств. Он упрекает отца: «Я столько лет служу тебе и никогда не нарушал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (ст.29). А отец, пытаясь вразумить его, говорит: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (ст. 32). Мы не знаем, вернулся ли в отеческий дом старший сын или так и остался, повернувшись спиной к отцу, не желающим принять своего младшего брата и разделить радость отца. К сожалению, мы не знаем этого, Господь умалчивает об этом. Можно лишь предположить, что, наверное, пришло осознание и к старшему сыну, и он все-таки раскаялся в своем поведении, принял младшего брата и понял своего отца. Иначе не было бы радости на том пире, который устроил отец. А ведь радость была велия!

http://zavet.ru/a/rss_1015232174.html

Услышав это, Иосиф понял, что они помнят о содеянном, и ушел из комнаты, чтобы унять слезы. Когда же он вернулся, то приказал взять под стражу одного из братьев — Симеона, пока они не приведут младшего — Вениамина. Через год братья снова приехали в Египет за хлебом и привезли с собой младшего брата. Иосиф, увидев его, приказал ввести их в дом свой и устроил для них обильное угощение. После обеда Иосиф отпустил их всех, но хитростью обвинил Вениамина в краже, чтобы задержать его. Иуда, один из братьев Иосифа, предложил себя вместо младшего брата, говоря, что его отец стар и не выдержит известия о потере ещё одного сына. Иосиф, видя, что его братья изменились, открылся им и с любовью простил, сказав, что все происшедшее с ним было угодно Господу: Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением (Быт 45:7). После этого Иосиф переселил своего отца и всю многочисленную семью в Египет. Как эта история отразилась в Новом Завете? Жизнь Иосифа наполнена событиями, которые потом будут переосмыслены в церковном предании как прообразы, которым предстояло раскрыться в новозаветную эпоху, в земной жизни и образе Иисуса Христа. Иосиф был не просто одним из детей Иакова, он был его любимым сыном. Святитель Кирилл Иерусалимский видел во взаимоотношениях Иакова и Иосифа указание на тайну отношений Бога Отца с Богом Сыном. Иаков послал своего возлюбленного сына Иосифа к другим своим детям, но те не приняли его. Подобно этому и Бог- Отец посылает Своего Сына на землю, но большинство тех, к кому Он пришел, отвергает Его: Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11). Как братья Иосифа тайно сговорились убить его, так и первосвященники с фарисеями составили заговор, чтобы уничтожить Спасителя: и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить (Мф. 26:4). Но не только от рук своих братьев пострадал Иосиф. Египтяне бросили его, ни в чем не повинного праведника, в темницу, как злодея. Так Спаситель, на Котором не было никакой вины, был подвергнут римлянами пыткам и мучениям и, по слову пророка Исайи, к злодеям причтен (причислен. — прим ред.) (Ис. 53:12).

http://foma.ru/kakie-paralleli-est-u-ist...

20. Верою о грядущих благослови Исаак Иакова и Исава. «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава». Исаак веровал, что Божеские обетования исполнятся, и по этой вере благословил сынов своих Иакова и Исава, младшему сыну Иакову усвоил высшие духовные блага, вместе с земными, а старшему только земные ( Быт.27:27,39 ). Иаков получил в благословение то данное Аврааму обетование, что из его потомства произойдет обетованный Спаситель мира. Повидимому Исаак хотел это благословение передать Исаву, как старшему сыну; но по особому устроению Промысла, передал его младшему, как более достойному, и утвердил свое благословение за Иаковом, не смотря на все просьбы Исава ( Быт.27:33,35,37 ). Без сомнения, Исаак утверждал преимущественное благословение за Иаковом, верою созерцая истину судов Божиих, и повинуясь им. 21. Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови; и поклонися на верх жезла его. «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова». Благословляя двух сынов Иосифа, Иаков младшего Ефрема предпочел старшему Манассии, созерцая преимущество младшего пред старшим в его потомстве: потому что из колена Ефремова произошел Иисус Навин, приведший евреев в землю обетованную, также Иеровоам, первый царь израильского царства, и его преемники в этом царстве. «И поклонился на верх жезла своего». Это было, когда Иаков клятвенно обязал Иосифа не хоронить его в Египте, а вынести тело его из Египта и похоронить во гробе, который Иаков выкопал себе в земле Ханаанской, и Иосиф клялся Иакову исполнить завещание ( Быт.47:29–31;50:5 ). Можно думать, что это поклонение было выражением благоговейного благодарения к Богу и его упования на исполнение Божеских обетований о водворении потомства его в земле обетованной и о ниспослании небесного благословения всему роду человеческому чрез обетованного Искупителя. Может быть, в минуту этого поклонения на верх жезла, душа изнемогающего телом патриарха исполнена была тем же чувством веры, которое выразилось, когда сказал он: Твоего спасения жду я, о Господи ( Быт.49:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

23«Успокойтесь , вам нечего бояться, – сказал им управляющий. – Это, должно быть, ваш Бог, Бог отца вашего, положил для вас в мешки клад. А ваше серебро я получил сполна». Он привел к ним Симеона, 24пригласил их войти в дом Иосифа, дал им воды омыть ноги и распорядился дать корм их ослам. 25Ожидая прихода Иосифа к полудню, они разложили свои дары, ибо слышали, что им предстоит обедать здесь вместе с ним. 26Когда Иосиф пришел домой, они поднесли ему дары, что были при них, и поклонились ему до земли. 27Он приветливо спросил их о здоровье, а потом сказал: «Вы говорили мне о своем отце, старце, – жив ли он еще? Как его здоровье?» 28«Отец наш, раб твой, жив и здоров!» – ответили они и еще раз смиренно поклонились. 29Продолжая говорить с ними, Иосиф остановил взор на брате своем Вениамине, сыне матери своей. «Это и есть ваш младший брат, – спросил он, – тот, о котором вы говорили мне? Да явит Бог милость Свою тебе, сын мой!» – произнес он взволнованно. 30И, готовый зарыдать под наплывом нежных чувств к брату своему, поспешно удалился Иосиф в свою комнату и плакал там. 31 Потом, умывшись, он вышел и, держа себя в руках, велел подавать на стол. 32 Подавали отдельно ему, отдельно братьям и отдельно египтянам, которые обедали тут же (египтяне не едят за одним столом с евреями – считают это ниже своего достоинства). 33Братьев рассадили перед Иосифом одного за другим по старшинству, от первенца до самого младшего, это поразило их  – они смотрели друг на друга в изумлении. 34А когда им подавали угощенья со стола Иосифа, Вениамин получал в пять раз больше, чем остальные. Так вместе с Иосифом братья пили и пировали. Последнее испытание 44 П ока гости еще ели и пили, Иосиф сказал своему управляющему: «Наполни мешки их зерном, сколько взять с собой они смогут. И серебро их положи им обратно каждому в мешок, сверху. 2 И чашу мою, чашу серебряную, положи в мешок самого младшего из них вместе с серебром, которое он привез в уплату за зерно». Тот сделал всё, как велел Иосиф. 3 Когда рассвело, братьев с их навьюченными донельзя ослами отпустили домой; 4но не успели они еще уйти далеко от города, как Иосиф сказал своему управляющему: «Немедленно отправляйся в погоню, догони людей этих! И когда догонишь их, скажи им так: «Зачем вы отплатили злом за добро? 5Зачем похитили чашу серебряную, из которой пьет господин мой? Он и будущее предсказывает по ней. Поступили вы возмутительно!“»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3.9. Благословения, данные патриархом Иаковом своим сыновьям Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Прежде своей кончины Иаков преподал детям благословение. Первым он призвал Иосифа и дал ему двойное благословение. Он благословляет и усыновляет его сыновей: Ефрема и Манассию, причем делает это символическим образом. Подведенные отцом таким образом, чтобы правая рука легла на старшего, а левая на младшего, они благословляются наоборот: Иаков крестообразно возлагает на них руки, выделяя, тем самым, младшего и давая ему большее благословение, выделяя Ефрема по сравнению с Манассией. По толкованию преподобного Исидора Пелусиота и других святых отцов, «Сопровождаемое благожеланиями благословение патриарха, какое дал он сынам Иосифовым, не на них одних исполнилось, но служило прообразованием более важного. Ибо пременение рук (Быт. 48:14) предызображало спасительный Крест и предпочтение меньшего сына указывало на новый народ, как бы провозглашая чрез этот образ: когда на благословение явится Крест, тогда возвеличится народ меньший и смиряяйся вознесется (Лк.14:11)» ч. 1, с. 151]. Когда Иаков перед смертью собрал своих сыновей, он стал благословлять их по очереди. Но первых трех – Рувима, Симеона и Левия, он лишил благословения за разные прегрешения. Таким образом, право первенства переходит к Иуде. И одновременно с этим, благословение, которое он получает, становится мессианским пророчеством. «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49:8-11). Это пророчество, в первую очередь, говорит о том, что Спаситель произойдет именно из этого колена – колена Иудина. Иногда здесь выделяют только то, что «не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (ст. 10), – хотя и здесь тоже некоторая сложность есть, поскольку цари из колена Иудина кончаются во время вавилонского плена. После иудейского плена Иудея достаточно долгое время является просто провинцией разных государств, потом восстанавливается династия уже не из Иудина колена, а из колена Левина – династия Маккавеев – это потомки священника Маттафии. И потом, в конце концов, является Ирод Идумеянин, который и становится, собственно, царем, – и вот, как раз, во времена Ирода и приходит время явления этого Примирителя. Поэтому здесь не все так просто: явление Спасителя оказывается тем временем, когда этот скипетр попадает уже в руки иноплеменника.

http://sedmitza.ru/lib/text/430904/

574 Таксиарх — второй после главнокомандующего чин в армии, командир полка тяжеловооруженной пехоты. 575 Однако в Четвертой книге Царств (4Цар 2.1—11) подробно описаны последние мгновения пребывания пророка Илии на земле. 576 В основу рассказанного в этой главе положены Третья (3Цар 22.40:52—54) и Четвертая (4Цар 1.1—17) книги Царств. 577 Это правивший в начале IX в. до н.э. царь Моава Меша. В августе 1864 г. была найдена стелла с надписью этого царя, которая имеет много точек соприкосновения с библейским текстом. 578 Очевидно, это личное предположение Иосифа Флавия, так как в Четвертой книге Царств (4Цар 3.20—23) нет этой вставки. 579 Здесь возможен иной перевод: не «на горах», а на «границе (своей) страны». (Перев.) 580 Жертвоприношение царских детей — часто зафиксированное в письменных источниках явление в западно-семитском мире древности. К примеру, в Третьей книге Царств (3Цар 16.33—34) сказано: «...Ахав делал то, что раздражает Господа, Бога Израилева. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем сыне своем Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек через Иисуса, сына Навина». Как известно из Книги Иисуса Навина (Нав 6.25), вождем израильтян после разрушения Иерихона было высказано проклятие: «Кто восстановит и построит город сей Иерихон, на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его». См. ниже, IX, 12, 1. 581 Очевидно, последующие события отражены в упомянутой выше надписи Меши. В начале ее рассказано, что в течение сорока лет Моав был подчинен израильскому царю Амврию и его сыну Иораму, потому что главный бог моавитян Кемош «гневался на землю». Далее Меша свидетельствует: «И Кемош сказал мне: иди, отними населенный пункт Нево у Израиля. И я пошел ночью, и сражался с восхождения утренней зари до полудня, и взял город и всех избил, 7000 человек... женщин и дев я посвятил Кемошу, Астарте, и взял оттуда сосуды, посвященные Иегове, и доставил их пред лицо Кемоша...»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

   Затем начинается 2-я часть рассказа. Иудеи не поняли, о какой пище сказал им Иисус Христос (когда говорил: «старайтесь о пище, которая дает жизнь вечную»), подумали, что Господь сказал о пище обыкновенной, и вот они вспомнили, как Моисей насытил отцов их в пустыне манною с неба (попутно история вспоминается частью детьми старшего, частью — среднего отделения): они сказали Иисусу Христу: «Отцы наши ели манну в пустыне; Ты какое чудо сделаешь, чтобы мы уверовали в Тебя?» Им хотелось непременно, чтобы Иисус Христос совершал такие чудеса, как насыщение манною. Иисус Христос сказал им, что манна — не истинная пища, потому что не сохраняла от смерти: «отцы ваши, — говорил Господь иудеям, — ели манну в пустыне и умерли; а хлеб, который Я дам, таков, что, кто ест его, не умрет... И этот хлеб... есть Плоть Моя, которую Я отдам за грехи мира» (Ин. 6:49—51). При этом дети среднего отделения объясняют, что Господь отдал Плоть Свою тогда, когда был распят на Кресте. Дети младшего отделения тоже вспоминают то, что с ними учитель говорил ранее о распятии Господа на Кресте. Потом учитель спрашивает детей среднего отделения: чего же, значит, мы причащаемся? Ответ: Святых Таин Тела и Крови Христовых (дети младшего отделения тоже говорят это). Учитель напоминает также, что хлеб (просфора) и вино на литургии становятся истинными Телом и Кровию Христовыми, хотя по виду остаются не похожи на 2я часть рассказа, переданная учителем дважды, после этого повторяется несколько раз детьми старшего отделения при участии и среднего отделения. Вопросы при этом задавались следующие: поняли ли иудеи, о какой пище сказал Господь (заботьтесь о пище, которая даст жизнь вечную)? что они вспомнили при этом и сказали Иисусу Христу? что ответил им Иисус Христос? истинная ли пища была манна? какая — истинная?    Начинается 3я часть. Когда иудеи услышали, что Господь хочет дать есть Плоть Свою, то начали роптать на Него и говорили: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Иисус Христос опять повторил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Плоть Моя есть истинная пища, и Кровь Моя — истинное питие. Не так, как отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; кто будет есть хлеб, который Я дам, будет жить вовеки» (Ин. 6:52—53, 55, 58). Следует воспроизведение по вопросам: что иудеи сказали Иисусу Христу, когда Он обещал им дать есть Плоть Свою? что Он ответил, когда они начали роптать? что сказал о Самом Теле и Крови Христовой? как закончил беседу? такой ли хлеб, как манну, Он обещал дать?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010