Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда) АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ (Новая армянская нотопись), система записи монодических песнопений, изобретенная в 10-х или 20-х гг. XIX в. западноарм. музыкантом свящ. Амбарцумом Лимонджяном АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда

http://pravenc.ru/rubrics/123062_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Теория музыки A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АЛЕКСАНДР (Светлаков Андрей Иванович; 1839-1895), еп. Калужский и Боровский, автор духовн. хоров и статей по церк. музыке АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АНАГРАММАТИЗМ один из основных видов композиции в поздневизантийском певческом искусстве, означает перестановку «грамм», т. е. слов, синтагм или целых стихов поэтического текста песнопения АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ (Новая армянская нотопись), система записи монодических песнопений, изобретенная в 10-х или 20-х гг. XIX в. западноарм. музыкантом свящ. Амбарцумом Лимонджяном АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902 - 1973), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор

http://pravenc.ru/rubrics/123244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковная музыка АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ (Новая армянская нотопись), система записи монодических песнопений, изобретенная в 10-х или 20-х гг. XIX в. западноарм. музыкантом свящ. Амбарцумом Лимонджяном АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве

http://pravenc.ru/rubrics/123242_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Теория музыки. Региональные традиции АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ (Новая армянская нотопись), система записи монодических песнопений, изобретенная в 10-х или 20-х гг. XIX в. западноарм. музыкантом свящ. Амбарцумом Лимонджяном ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ Нина Александровна (род. 23.12.1927, Киев), укр. музыковед, исследователь укр. традиции многоголосного пения XVII в. ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи

http://pravenc.ru/rubrics/123258.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История музыки Алексей Николаевич (1854-1914), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению КАСТОРСКИЙ Алексей Васильевич (1869-1944), регент, композитор, преподаватель, автор работ по церковному пению КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ [киево-печерский распев], певч. традиция Киево-Печерской лавры, монастырская ветвь развития киевской церковнопевч. традиции КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель КРУПИЦКИЙ Василий Егорович (1819-1875), певчий и учитель пения Придворной певческой капеллы, автор духовно-муз. сочинений ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи

http://pravenc.ru/rubrics/123262_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История музыки. Региональные традиции A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ Нина Александровна (род. 23.12.1927, Киев), укр. музыковед, исследователь укр. традиции многоголосного пения XVII в. ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи

http://pravenc.ru/rubrics/123278.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История музыки. Региональные традиции. Персоналии ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ Нина Александровна (род. 23.12.1927, Киев), укр. музыковед, исследователь укр. традиции многоголосного пения XVII в. ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи

http://pravenc.ru/rubrics/123280.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИМОНДЖЯН Амбарцум [Арм. (?)] (1768, К-поль - 29.06.1839, там же), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи . Учился у известных церковных певцов и муз. теоретиков К-поля армян диак. Зенне Погоса (1746-1826) и Григора Гапасакаляна (1740-1808), греч. псалта Онуфрия. В совершенстве овладел теорией и практикой арм. церковного пения. Одновременно брал уроки у дервишей, прежде всего у принадлежавшего к ордену мевлеви тур. композитора и теоретика Хаммамизаде Исмаила Деде Эфенди, изучал жанры и формы традиц. вост. музыки. Преподавал в лицее им. Григория Просветителя и в семинарии при арм. кафедральной церкви в К-поле. Среди учеников Л.- его сыновья Танбури Алексан и Зеноб Лимонджян, а также Петрос Чомлекчян и Аристакес Ованисян. Л.- автор ряда вокальных монодийных произведений на стихи армянских поэтов, духовных песнопений и произведений в традиционном восточном жанре бесте (разновидность персид. газели). В частности, им написано свыше 20 тагов во всех ладах на слова « » (Христос воскресе). Созданная Л. в 1813-1815 гг. система записи мелоса явилась связующим звеном между арм. традиц. невменной нотацией (см. Хазы ) и западноевроп. 5-линейной нотацией. В 70-х гг. XIX в. по инициативе католикоса Геворга IV в Вагаршапате (Эчмиадзине) с помощью созданной Л. нотации были записаны и изданы песнопения из основных богослужебных книг Армянской Апостольской Церкви - Патарагаматуйц (Литургиарий), Жамагирк (Часослов) и Шаракноц (Гимнарий). Безлинейная нотопись Л. по приказу султана Селима III была принята в Османской империи. Нотопись Л. сыграла важную роль в сохранении муз. наследия арм. народа. Ею широко пользовались для записи как духовных мелодий, так и народных песен Е. Тынтесян , архим. Комитас (Согомонян) и С. А. Меликян. Л. был похоронен на центральном армянском кладбище К-поля Сурб-Акоп (в наст. время на этом месте площадь Таксим).

http://pravenc.ru/text/2110509.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии музыковедов и музыкальных критиков ГЕРЦМАН Евгений Владимирович (род. 22.01.1937), российский музыковед, исследователь античной и визант. музыки ГУСЕЙНОВА Зивар Махмудовна (1951, Ашхабад), исследователь истории и теории древнерус. церковнопевч. искусства ЖЮМИЛЬЯК Пьер Бенуа де (1611 - 1682), франц. церковный деятель, музыковед, исследователь григорианского пения ЗАБОЛОТНАЯ Наталия Викторовна (род. 26.06.1957), музыковед, исследователь рус. церковного пения и богослужебной книжности, педагог, д-р искусствоведения КАРАС Симон (1903-1999), греч. музыковед, исследователь визант. и поствизант. церковной и народной музыки КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель КОНОМОС Димитрий (род. 26.09.1947), англ. музыковед, исследователь визант. и совр. греч. церковного пения КРУЧИНИНА Альбина Никандровна (род. 12.07.1943), исследователь истории и теории древнерус. церковного пения ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи ЛЬВОВ Алексей Федорович (1798-1870), рус. композитор, скрипач, хормейстер, дирижер, музыкально-общественный деятель, музыкальный теоретик МОКРАНЯЦ [наст. фамилия Стоянович] Стеван (1856-1914), серб. композитор, регент, мелограф, педагог, музыковед МУЗЫЧЕСКУ [Музыченко] Гавриил Вакулович (1847-1903), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (1804-1869), князь, писатель, мыслитель, педагог, муз. критик, гос. деятель; тайный советник (1858), гофмейстер (1858)

http://pravenc.ru/rubrics/536869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Р. А. Атаян. Фотография. 1968 г. (ГЦММК) [арм. ] Роберт Аршакович (7.11.1915, Тегеран - 5.03.1994, Лос-Анджелес, США), арм. музыковед, фольклорист, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Армении (1961). С 1923 г. жил в Ереване. Учился композиции в Ереванской консерватории им. Комитаса у В. Г. Тальяна. С 1944 г. вел курсы общей и специальной гармонии в Ереванской консерватории (с 1962 профессор и с перерывами по 1991 зав. кафедрой теории музыки). С 1951 г. участвовал в фольклорных экспедициях по Армении. В 1955 г. защитил в Ереване дис. на тему «Армянская хазовая нотопись» (см. Хазы ), к-рая была издана в 1959 г. там же. С 1956 г. сотрудник Ин-та искусств АН Армении. Участник международных и всесоюзных симпозиумов в Армении, России, Ср. Азии, Закавказье, Польше, Германии, Англии, Франции, США. Составитель и научный редактор полного академического издания произведений и трудов архим. Комитаса (Согомоняна) (Ереван, 1960-1998. 8 т.). Среди учеников А.- Д. Дероян, Л. Еринджакян, С. Саркисян. Похоронен в Ереване. Разносторонние интересы А. концентрировались в области арм. крестьянского и городского фольклора (систематизация типологических, жанровых, модальных и диалектных признаков), средневек. монодии и музыки архим. Комитаса (исследование структурных закономерностей и стилевой эволюции творчества). Исходя из понимания единства вопросов теории, истории и этнологии арм. культуры, А. изучал наследие М. Г. Екмаляна и А. Т. Тиграняна. Под рук. А. в Ереване и Москве было издано неск. коллективных музыковедческих работ. Как композитор А. предпочитал вокальный жанр - сольные и хоровые песни, основанные на национальном тематизме и ритме, а также аранжировки средневек. монодий. Соч.: монографии: Пособие по изучению новой армянской нотописи. Ереван, 1950 (на арм. яз.); Атаян Р. , Тер-Мартиросян Т. Учебник элементарной теории музыки. Ереван, 1949, 19804 (на арм. яз.); Атаян Р.

http://pravenc.ru/text/76756.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010