Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Комитас. Фотография. 1914 г. (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869, Кютахья (Кутина), Турция - 22.10.1935, Париж), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель. Основоположник арм. национальной композиторской школы. Рано осиротел, в 1881 г. был привезен местоблюстителем епархии Кютахья архим. Геворгом Дерцакяном в Эчмиадзин, где был определен в семинарию Геворгян. Под рук. архим. Саака Аматуни изучил теоретические и практические основы церковной музыки, армянскую нотопись , стал записывать духовные песнопения. Одновременно начал собирать и изучать народные песни, пробовал сочинять музыку. В 1890 г. был пострижен в монашество. Окончив в 1893 г. семинарию, был назначен там же преподавателем музыки и регентом хора кафедрального собора в Эчмиадзине. В 1893 г. был рукоположен во священника и получил имя в честь гимнографа VII в. католикоса Комитаса I Ахцеци . С 1895 г. архимандрит. Осенью того же года в Тифлисе (ныне Тбилиси) брал уроки музыки у М. Г. Екмаляна , а в 1896-1899 гг. по протекции католикоса Мкртича I (Хримьяна) и при финансовой поддержке мецената А. И. Манташева продолжил учебу в Берлине на философском фак-те имп. ун-та у О. Флейшера и Г. Беллермана (муз. эстетика и музыковедение) и в частной консерватории Р. Шмидта (композиция, вокал, хоровое дирижирование). К. стал одним из основателей Международного музыкального общества (ММО), на конгрессах которого (в частности, в 1899 и 1906 в Берлине) выступал с докладами об арм. народных песнях и их обработках в сравнении с араб., персид., тур. и курд. песнями. В 1899 г., возвратившись в Эчмиадзин, продолжил научную, творческую и педагогическую деятельность, одновременно выступал с хором семинарии в Эчмиадзине, Эривани (ныне Ереван), Тифлисе и Баку. В 1906 г. в Париже с хором концертного об-ва «Ламурё» исполнил свои обработки арм. народных песен и духовных песнопений. В 1907 г. по приглашению Р. Роллана читал лекции об арм. музыке в парижской Высшей школе общественных наук. В том же году в Париже был издан 1-й сборник его муз. произведений. К. выступал с концертами в Швейцарии, читал лекции в конгрегации мхитаристов в Венеции. В 1910 г. переехал в Стамбул, где основал смешанный хор «Гусан» (300 чел.), с успехом выступавший не только в Стамбуле, но и в Александрии, Каире и др. городах.

http://pravenc.ru/text/1841848.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМАРАДОС [греч. Καμαρδος] Нилевс (1847, Диплокьонион (Бешикташ), ныне в черте Стамбула - 22.06.1922, Мега-Ревма (Арнавуткёй, там же)), греч. иеропсалт и муз. теоретик. Род К. происходил с о-ва Хиос. Его дед Хадзи Константис и отец Антониос, спасаясь от резни 1822 г., переселились в Россию, а после освобождения Греции жили близ К-поля (сохранив торговое предприятие в Одессе). К., выросший в Мега-Ревме, с детских лет пел в ц. Архангелов, изучал церковную музыку у иеропсалта Герасима Канеллидиса, известного своим уникальным голосом и плодотворной муз. фантазией. Позднее учился у теоретиков визант. музыки П. Килдзанидиса, И. Рососа и свящ. Кириака Филоксениса. Изучал западноевроп. и арабо-персид. вокальную и инструментальную музыку, основы фортепианного искусства, армянскую нотопись А. Лимонджяна (у придворного музыканта Л. Ханджяна). Наибольших успехов К. достиг в теории музыки. Как сказал в надгробном слове Г. Пападопулос , «он истолковывал и осмыслял Аристоксена, Евклида, Пифагора и всех философов, писавших о музыке, не только как мудрецов и теоретиков музыки. Теория музыки была для него единственным занятием… Он один делал то, для чего... потребовались бы совместные усилия многих музыковедов… Он целиком посвятил себя этому делу и прославился в исследовании нашей музыки, подобно священнику Баласису или Хрисанфу из Мадита» ( Καμαρδος-Βυζντιος. 1976. Σ. 16). С 1865 г. К. служил иеропсалтом и преподавал в уч-ще Музыкального об-ва К-поля. По словам Пападопулоса, он «был драгоценнейшим сотрудником Музыкального общества… душой всей его музыкальной деятельности. Не обсуждалась ни одна искусная и сложная тема, не принималось ни одно решение без того, чтобы не спросить мнения Камарадоса, которое всегда было самым основательным и самым взвешенным» (Ibid. Σ. 25). Особо ценными являются теоретические разработки К. в рамках созванной в 1881 г. по инициативе патриарха К-польского Иоакима III (Деведзиса) Музыкальной комиссии (Μουσικ Επιτροπ), которые стали определяющими для решения проблемы муз. интервалов. Впосл. К. участвовал во всех муз. комиссиях К-польского Патриархата, рассматривавших вопросы тоники и ее характеристик, ритма визант. пения, т. н. двойной интервальной линии (διπλ συνηχιτικ γραμμ, т. е. двойной исократимы ). По свидетельству его внука и биографа Г. Камарадоса, К. первым предложил создать т. н. всегармонический псалтерий - вспомогательный инструмент для преподавания и изучения византийской музыки, впосл. получивший широкую известность благодаря деятельности его ученика К. Псахоса .

http://pravenc.ru/text/1320191.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLI ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН [полное название - Немецкий орден Пресв. Девы Марии в Ливонии], одно из подразделений Тевтонского ордена ЛИГА ИСЛАМСКОГО МИРА [др. название - Всемирная исламская лига], международная ислам. неправительственная религиозно-политическая орг-ция ЛИДДА [Лод, Диосполь, Георгиополь], город в Израиле, в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива; древняя епархия Иерусалимской Православной Церкви, центр почитания вмч. Георгия Победоносца ЛИДИЯ древняя страна в М. Азии, историческая область и провинция Римской и Византийской империй, один из древнейших центров распространения христианства, митрополия К-польской Православной Церкви (КПЦ) ЛИКАОНИЯ историческая область и позднерим. провинция в Центр. Анатолии; древняя митрополия К-польской Православной Церкви с центром в Иконии ЛИКИЯ древняя историческая область и рим. провинция в Южной Анатолии (ныне Турция); древняя митрополия К-польской Православной Церкви ЛИЛИЕНФЕЛЬД Фэри фон [урожд. баронесса фон Розенберг Вера Георгиевна] (1917 - 2009), славист, протестантский богослов, проф. истории и богословия Восточных Церквей ун-та Эрлангена, автор научных трудов по истории Православия, пастор лютеран. церкви ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи ЛИМОНОС во имя св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный монастырь (Элладская Православная Церковь) ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛИОНСКАЯ УНИЯ соглашение об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, заключенное на Лионском II Соборе (1274) ЛИОНСКИЙ II СОБОР (7 мая - 17 июля 1274), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Григорием X

http://pravenc.ru/vol/xli.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Новая армянская нотопись), система записи монодических песнопений, изобретенная в 10-х или 20-х гг. XIX в. западноарм. музыкантом свящ. Амбарцумом Лимонджяном . Потребность в А. н. была обусловлена тем, что к нач. XIX в. искусство пения по арм. невмам - хазам - пришло в упадок, а европ. 5-линейная нотация (известная Лимонджяну) казалась слишком сложной для записи одноголосных мелодий. В А. н. сочетаются черты хазовой и европ. нотной систем. По внешнему облику и названиям мн. знаки А. н. тождественны хазам; с др. стороны, А. н., подобно европ. нотам (и в отличие от хазов), приспособлена для фиксации интервалов. Так же как и в европ. системе, в А. н. действуют принципы октавного подобия тонов и парного деления основных длительностей (что, строго говоря, противоречит исконным принципам ладового и ритмического строения арм. музыки). Высота звуков передается в А. н. посредством следующих знаков (поскольку традиц. арм. звукоряды не темперированы, все соответствия носят более или менее приблизительный характер). Звуки, отстоящие на октаву вверх или вниз от звуков этого ряда, обозначаются соответственно с помощью точек и тире под знаками. Знаки высоты записываются непосредственно над словесным текстом. Знаки длительности либо надписываются над знаками высоты, либо (в паузах) пишутся между ними. Различаются следующие знаки длительности: В качестве метрической единицы текста принимается 1/4. Отсутствие знака длительности над знаком высоты означает, что данная длительность равна предыдущей. Образец монодии, записанной с помощью А. н.: В сер. и 2-й пол. XIX в. с помощью А. н. были зафиксированы практически все дошедшие до этого времени средневек. церковные напевы. В кон. XIX в., с появлением многоголосных обработок духовной музыки, А. н. была вытеснена европ. 5-линейной нотацией. Лит.: · (?)· , 1874 ( Ташчян Н. Учебник церковной нотописи армян. Вагаршапат, 1874); · (?) · , 1890 ( Брутянц А. Учебник армянской церковной нотописи. Вагаршапат, 1890). Л. О. Акопян Рубрики: Ключевые слова: ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи

http://pravenc.ru/text/76128.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Г. Екмалян. Фотография. 90-е гг. XIX в. [арм. ] Макар Григорьевич (21.01.1856, Вагаршапат - 6.03.1905, Тифлис, ныне Тбилиси), армянский композитор, хормейстер, педагог. Окончил С.-Петербургскую консерваторию (1888). В 1874-1877 гг. преподавал в ДС Геворкяна в Вагаршапате, в 1891-1902 гг.- в гимназии Нерсесяна в Тифлисе, в 1893-1894 гг.- в муз. уч-ще там же (был его ректором). В 1877-1891 гг.- регент арм. ц. св. Екатерины в С.-Петербурге. С 1891 г. жил в Тифлисе. Учениками Е. были композиторы архим. Комитас (Согомонян) , А. Манукян, А. Тигранян, певец Т. Налбандян. Наиболее значительное произведение Е. «Патараг» (Литургия) для смешанного хора a cappella (Песнопения св. литургии в обработке для хора. Лпц., 1896 (на арм. яз.)). Среди соч. Е.: кантата «Странствие розы», хоры, сольные и хоровые обработки арм. народных песен и др. (Хоры и романсы/Сост.: Ш. Тальян, М. Мурадян, Р. Атаян. Ереван, 1970 (на арм. яз.)). Е. во многом способствовал формированию арм. национального полифонического стиля, стал основоположником жанров романса и оратории-кантаты в арм. музыке. В 70-х гг. XIX в. по благословению католикоса Геворга IV вместе с Н. Ташчяном принял участие в записи и подготовке к изданию в Вагаршапате основных певч. книг Армянской Апостольской Церкви: (Литургия. 1874, 1878), (Часослов. 1877) и (Гимнарий. 1875) в безлинейной армянской нотописи . Лит.: Макар Екмалян: Кр. библиогр./Сост.: Н. Теймуразян. Ереван, 1959 (на арм. яз.); Худабашян К. Э. Армянская музыка на пути от монодии к многолосию. Ереван, 1977. С. 144-206; Komitas [Sogomonian] Vardapet. On the Music of the Divine Liturgy by M. Ekmalian/Éd. T. Manoogian. N. Y., 1981; Тагмизян Н. К. Макар Екмалян: Жизнь и творчество. Ереван, 1981 (на арм. яз.); Макар Екмалян: Док-ты, письма, восп., статьи/Сост.: А. Татевосян. Ереван, 2006 (на арм. яз.). А. С. Аревшатян Рубрики: Ключевые слова: КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи МУЗЫЧЕСКУ [Музыченко] Гавриил Вакулович (1847-1903), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/189653.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Теория музыки ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ Нина Александровна (род. 23.12.1927, Киев), укр. музыковед, исследователь укр. традиции многоголосного пения XVII в. ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед ГОТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ стиль западноевроп. певч. нотации, выработанный в позднесредневек. скрипториях в XII–XIII вв. и называемый в совр. музыковедческой лит-ре готическим по аналогии с лат. книжным письмом XIII–XVI вв. ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович (1630 (?) - после 1723 (?)), муз. деятель, автор произведений в партесном стиле и «Мусикийской грамматики» ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЖАК ЛЬЕЖСКИЙ (70-80-е гг. XIII в. - между 1333 и 1343 (?)), западноевроп., вероятно франко-фламанд., теоретик муз. искусства и литургического пения ЖЮМИЛЬЯК Пьер Бенуа де (1611 - 1682), франц. церковный деятель, музыковед, исследователь григорианского пения КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ [киевское знамя], нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ " КЛЮЧ ЗНАМЕННОЙ " принятое в совр. музыковедении название группы руководств по знаменной и путевой нотациям из рукописи РНБ. Кир.-Бел. 665/922 (Л. 1000 об.- 1028 об.), выполненной монахом Кириллова Белозерского мон-ря Христофором КЛЮЧИ НОТНЫЕ знаки нотного письма, наделяющие линии нотоносца (в обиходе называемые нотными линейками) и промежутки между ними значением определенной высоты звука ЛАМБЕРТ [Магистр Ламберт; Псевдо-Аристотель] (60-70-е гг. XIII в.), франц. муз. теоретик периода Ars anmiqua ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи

http://pravenc.ru/rubrics/123244_2.html

263-264 АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) 264-266 266-267 267-268 АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер АРКАДИЙ (Шапошников Андрей Родионович; † 1868), старообрядческий епископ, управляющий Славской епархией 268-269 АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.) 269-271 АРКАДИЙ И КОНСТАНТИН ШАМАРСКИЕ († 1857), местночтимые старообрядческие подвижники, преподобномученики (пам. 18 янв., 29 июня) АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ († 1077?), прп. (пам. 13 дек., 14 авг., в Соборе Смоленских святых и в Соборе Тверских святых) 272-273 273-274 274-275 АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда) 275-276 276-277 277-278 278-379 АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии 279-283 283-284 284-285 285-286 286-322 АРМЕНОПУЛ Константин (сер. XIV в.), византийский юрист и канонист, писатель, автор юридичических сочинений 322-323 323-324 324-325 325-326 326-329 АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей 329-355 АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ (Новая армянская нотопись), система записи монодических песнопений, изобретенная в 10-х или 20-х гг. XIX в. западноарм. музыкантом свящ. Амбарцумом Лимонджяном 355-356 356-374 374-375 375-376 378-378 378-379 АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ (ок. 1100-1155), средневек. итал. религ. проповедник, сторонник радикального реформирования католич. Церкви 379-380 380-381 АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) АРОЕР название городов: 1) к вост. от Мертвого моря 2) близ г. Раввы город на юго-востоке колена Гадова

http://pravenc.ru/vol/iii.html

Известны и др. имена авторов церковных песнопений VIII в.: католикос Ованнес Одзнеци, а также женщины-гимнографы - кнж. Хосровидухт, автор Плача (или Хвалы) на память своего брата вмч. Ваана Гохтнеци († 737), и мон. Саакадухт, автор множества кцурдов. Среди гимнографов периода Анийского царства наиболее значительными являются Григор Магистр (Пахлавуни) (ок. 990-1059), католикос Петрос I Гетадардз (1019-1058), Ованнес Саркаваг. Огромный вклад в обогащение поэтического и муз. языка внес католикос Нерсес IV Шнорали (XII в.), автор многочисленных духовных гимнов и целых канонов. Он широко применял силлабическое стихосложение и одним из первых ввел в духовную гимнодию силлабо-тоническое стихосложение, а также рифмованный стих. Ему принадлежит авторство ряда оригинальных мелодических моделей, к-рые не вписываются в каноническую систему осмогласия. Оригинальные напевы создавали и др. гимнографы той же эпохи: Нерсес Ламбронаци (XII в.), Акоб Клаеци (XIII в.). Хачатур Таронаци (XII в.) известен как автор шаракана «Великое таинство», поющегося в начале литургии во время облачения священника. К XIII в. число мелодических моделей шараканов выросло с первоначальных 8 до 40-45. Ради того, чтобы сохранить сакральный смысл числа 8, все новые модели искусственно « привязывались » к тем или иным из традиц. гласов, часто под названием « мутантных» ((?) [дардзвац " к]) гласов. К XIII в. все дни церковного календаря были обеспечены необходимым количеством гимнов, и хотя в течение нек-рого времени еще создавались новые шараканы, в состав церковных служб их уже не включали. Корпус гимнов, канонизированный в XIII в. под названием Шаракан или Шаракноц (), включает в себя ок. 1,5 тыс. песнопений; примерно 2/3 из них соответствуют нормам традиц. осмогласия, напевы остальных принадлежат к « мутантным» гласам или к др. оригинальным мелодическим моделям. Сохранились поэтические тексты ряда шараканов, не вошедших в канонический Шаракноц. В ср. века напевы шараканов записывались с помощью невменных знаков - хазов . Не позднее XVIII в. искусство пения по хазам пришло в упадок, однако шараканы продолжали передаваться изустно; по общему мнению арм. специалистов, к сер. XIX в. (когда традиц. песнопения начали систематически записывать с помощью новой армянской нотописи ) их напевы все еще сохраняли свой первозданный вид.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Нек-рые исследователи (см., напр.: Карбелашвили П. Грузинские духовные и светские напевы. Тбилиси, 1998) считают, что названия напевов - чрелта гварни, к-рые впервые упоминались в рукописях XIII в., идентичны гласовым моделям (кило), однако это утверждение остается пока недоказанным. Лит.: Асланишвили Ш. С. Гармония в нар. хоровых песнях Картли и Кахети. М., 1978; Андриадзе М. Г. Глас как канон. основа многоголосных песнопений Груз. правосл. церкви//Православна мohoдiя: iï богословська, лimypriчha та естетична cymhicmь: Наук. bichuk НМАУ. К., 2001. Вип. 15. С. 116-124. М. Г. Андриадзе В армянской певческой традиции Поскольку из древних арм. источников нотированными являются только Шаракноцы , о Г. как о категории, имеющей отношение к структуре напева, можно с уверенностью говорить только в применении к шараканам . Псалмы, судя по всему, также распределялись по Г., но из-за отсутствия нотированных записей псалмов (с соответствующими указаниями на Г.) точное содержание понятия «Г.» в данном случае неизвестно. Кроме 8 обычных Г. в арм. рукописных и печатных Шаракноцах, как хазовых, так и записанных по системе А. Лимонджяна (см. ст. Армянская нотопись ), встречаются песнопения на т. н. Г.-дардзвацки ((?)), имеющие указание на мутацию от основного Г. По невменному (хазовому) рисунку собственно Г., как правило, отличаются от «мутантных» Г.-дардзвацков. Для последних характерна высокая плотность хазов над каждым слогом, часто с составными знаками (за исключением дардзвацка 1-го побочного Г.). Ладово-звукорядные характеристики 8 основных Г. и их дардзвацков (в общей сложности ок. 20 различных моделей) на основе всего корпуса шараканов были опубликованы в 1874 г. муз. теоретиком Н. Ташчяном. Для каждого Г. и дардзвацка указаны основная ладовая опора (финалис), преобладающий тон (реперкусса), тон завершения крупных срединных построений (полукадансовый тон) и звукоряд. Звукоряды нек-рых Г. и дардзвацков содержат т. н. характерные (альтерированные) тоны, «хроматизирующие» лад и тем самым придающие ему специфический колорит (напр., в 3-м Г. понижена 2-я и повышена 3-я ступени, считая от полукадансового тона (основы звукоряда), а в 3-м побочном Г. микрохроматически понижена 4-я ступень). В отличие от визант. плагальных Г. арм. побочные Г. являются не производными от собственно Г., а самостоятельными и независимыми компонентами системы.

http://pravenc.ru/text/165085.html

Певческий сборник. Мастер Саргис Пицак. 1322 г. Киликия (Ierus. Arm. 1644. P. 245) Певческий сборник. Мастер Саргис Пицак. 1322 г. Киликия (Ierus. Arm. 1644. P. 245) Корпус шараканов представляет собой сердцевину национальной муз. культуры Армении. Все остальные жанры и формы средневек. духовного и светского музыкально-поэтического искусства, в т. ч. песнопения Патарага (литургии), выросли на основе корпуса шараканов. Значительные по своим художественным достоинствам гимнографические памятники были созданы в жанрах гандз () и таг ( [тал]), для музыки к-рых характерен богато орнаментированный (мелизматический) стиль, для поэтических текстов - ярко выраженное личностное начало. Эти песнопения помещались в особых певч. книгах - Гандзаране () и Тагаране (). Напевы и слова нек-рых тагов, в т. ч. знаменитой «Птицы» ((?) [нАвик]), традиционно приписываются Григору Нарекаци (Х в.). Среди др. авторов тагов - братья католикосы Григор III Пахлавуни и Нерсес Шнорали (XII в.), Ованнес Ерзнкаци (Плуз) и Константин Сисеци (XIII в.), еп. Аракел Сюнеци (XIV-XV вв.). Гандз, нарративный по словесной форме, является первым элементом праздничного цикла песнопений - гандзшарка (), сформировавшегося в творчестве Григора Нарекаци и включающего в себя также жанры таг, мегеди ( [меледи]) и ордорак ( [йордорак]). Первая и последняя из 4 частей гандзшарка имеют речитативно-псалмодический характер, 2 средние, лирические - мелизматический. Искусство мелизматического пения с элементами маньеризма процветало в Киликийской Армении (XII-XIV вв.); мн. его образцы собраны в певч. книгах Манрусум (), отличающихся необычайно густой фактурой хазового письма. До сер. XIX в. традиц. арм. музыка сохраняла строго монодический склад, однако во 2-й пол. столетия светские и церковные музыканты начали перелагать церковные и фольклорные напевы на европ. лад. Так, композитор М. Г. Екмалян (1856-1902), выпускник С.-Петербургской консерватории (ученик Н. А. Римского-Корсакова ), обработал Патараг для 4-голосного смешанного хора; обработка Екмаляна, опубликованная в 1892 г., поныне исполняется в арм. церквах. В 70-х гг. XIX в., при католикосе Георге IV, в Вагаршапате Н. Ташчян и Екмалян осуществили издание певч. богослужебных книг в армянской нотописи (Патарагаматуйц, 1874, 1878; Шаракноц, 1875; Жамагирк, 1876).

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

  001     002    003    004