ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ ИЗ МАРКИ [мирское имя Доменико Гангала] (1394 - 1476), св. католич. Церкви (пам. 28 нояб.), монах-францисканец, проповедник, политический деятель, дипломат ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ [апостолов Иакова, брата Господня, и Иакова Зеведеева], памятник арм. архитектуры и искусства эпохи крестоносцев ИВАНОВ Александр Никанорович (1823-1916), прот., настоятель тульского кафедрального собора, церковный и общественный деятель, автор работ по церковному пению ИВАНОВ Максим († после 1716), иконописец Оружейной палаты Московского Кремля посл. четв. XVII - нач. XVIII в. ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.) ИВЕРСКАЯ ЧАСОВНЯ (Иверской иконы Божией Матери), в Москве у Воскресенских ворот Китай-города; одна из особо почитаемых святынь православной Москвы ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_33.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙТАЛЛАХ [Айталла, Италлаха; сир.  , арм. , греч. Αιθαλ], еп. Эдесский (на кафедре 324/25-345/46), один из отцов Всел. I Собора в Никее. В сир. традиции ему приписывается сохранившееся лишь по-армянски послание «Ко христианам, иже во Персидских пределах суть». В нем дается историческая справка о рим. императорах от Диоклетиана до Константина Великого , сообщается о ходе и итогах Никейского Собора, приводится Символ веры, имеющий текстуальные расхождения с Никейским Символом (по-видимому, подвергшийся интерполяции частью из древних сир. исповеданий, частью - из К-польского Символа 381 г.), рассматривается вопрос о дате празднования Пасхи, причем осуждается вычисление этой даты, т. к. христиане празднуют Воскресение Господа на каждой Евхаристии, а не только раз в году. Учение о Св. Троице излагается христологически: «Тело Христово именуется Богом, а Его Божество называется Духом, и Силою, и Словом, и Светом»; все земные естества состоят из 4 элементов, сущность всех тварей, включая ангелов, ограничена их природой, а использование свободной воли делает их добрыми либо злыми. По мнению Д. Банди, этот документ не является подлинным и возник в среде сир. христиан между 410 и 428 гг. Изд.: ·//. 1911. С. 555-567; Thorossian I. Aithallae episcopi Edesseni epistola ad Christianos in Persarum regione de fide. Venetiis, 1942. Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 31; Honigmann E. La liste originale des Pères de Nicée//Byz. 1939. Т. 14. P. 46 (N 73), 62; Ortiz de Urbina I. Patrologia Syriaca. R., 1958. P. 78; De Durand G. -M. Un document sur le Concile de Nicée//RSPhTh. 1966. Т. 50. P. 615-627; Ibr â h î m H. , Poggi V. É possibile identificare Itallâhâ de Dialogo cristologico del Vaticano Siriaco 173?//ОСР. 1977. T. 43. P. 379-383; Bundy D. The Letter of Aitallah (CPG 3340): theology, purpose, date//ОСА. 1983. T. 221: [III Symposium Syriacum]. P. 135-142; idem. The Creed of Aitallah: A study in the history of the early Syriac Symbol//Ephemerides Theologicae Lovanenses. 1987. T. 63. P. 157-163. А. В. Муравьев Рубрики: Ключевые слова: АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства

http://pravenc.ru/text/63744.html

Церковь вмч. Георгия. 1385 г. Церковь вмч. Георгия. 1385 г. К кон. XIV в. в К. насчитывалось не менее 22 католических церквей, наиболее значимые из них - кафедральный собор св. Агнессы и храмы 2 францисканских мон-рей. В 1430 г. К. стала центром Восточной провинции (provincia Orientalis) ордена францисканцев и резиденцией генерального викария ордена. К. была крупным центром миссионерской деятельности, католицизм распространялся усилиями монахов нищенствующих орденов, сооружавших храмы во многих поселениях консульства. Сохранился важный памятник тюрк. языка и письменности того времени - принадлежавший некогда Ф. Петрарке «Codex Cumanicus», содержащий 3-язычный, латинско-персидско-куманский словарь-разговорник, переводы молитв и др. тексты. После захвата К. турками (1475) католич. епископская кафедра в К. де-факто перестала существовать, но сохранилась в качестве титулярной (вакантна с 1978). В кон. XIII в. в К. была значительная арм. община; в 20-х гг. XIV в. в городе проживал арм. еп. Аракел. После того как польский кор. Казимир III Великий (1333-1370) даровал армянам право свободного исповедания веры (1367) и различные привилегии, кафедра арм. епископа была перенесена из К. во Львов. Однако вскоре армянское население К. существенно увеличилось в связи с падением Киликийского королевства (1375). Среди армян проповедовали доминиканцы. В XIV в. в городе появились армяне-католики (мон-рь свт. Николая Мирликийского). В 1438 г. в К. состоялось совещание арм. священников и мирян под рук. еп. Малахии; было решено отправить делегацию на Ферраро-Флорентийский Собор (1438-1439). Решение было одобрено Киликийским католикосом Константином V ( Gill J. The Council of Florence. Camb., 1959. P. 305-310). В 1440 г. армяне К. присоединились к заключенной в 1439 г. Флорентийской унии с Римом. В совр. Феодосии сохранилось неск. арм. храмов, построенных в XIV-XV вв., в т. ч. церкви св. Сергия и св. архангелов Михаила и Гавриила внутри укреплений бурга К. До XV в. греки, по-видимому, составляли большинство среди местного населения К. Сведения о греч. православной епархии в К. относятся лишь к кон. XV в. ( Janin R. Caffa//DHGE. T. 11. Col. 158-159). После Ферраро-Флорентийского Собора Пахомий, бывш. еп. Амасии, признавший унию с Римом, в 1469 г. по просьбе кард. Виссариона Никейского, титулярного латинского патриарха К-польского, был назначен греч. епископом К., но скончался, так и не прибыв туда.

http://pravenc.ru/text/1683945.html

Помимо этого на территории К. имеются приходы восточнокатолич. церквей в составе епархий, центры к-рых находятся в США. Так, приходы Армянской католической Церкви относятся к епархии Пресв. Девы Марии Нарег в Нью-Йорке (10 тыс. чел. в 2 приходах - Монреаль и Торонто). Общины Сирийской католической Церкви включены в состав епархии Пресв. Девы Марии Избавительницы в Ньюарке (ок. 14 тыс. чел. в 9 приходах). Сиро-малабарская католическая Церковь в К. представлена епархией св. ап. Фомы с центром в Чикаго, обладает независимым статусом и объединяет все приходы малабарской церкви в Сев. Америке. Общее количество последователей в К. составляет ок. 50 тыс. чел., приход Торонто-Миссисога. На территории К. действует ряд католич. монашеских орденов, развита сеть образовательных (начальных, средних и высших) учреждений, ведется каритативная, социальная и миссионерская работа. Верховным органом церкви в стране является Канадская конференция католических епископов, имеется 4 региональных подразделения: Атлантическая епископская ассамблея, Ассамблея католических епископов Квебека, Ассамблея католических епископов Онтарио, Ассамблея католических епископов Запада. Общее количество католиков до 13,5 млн. Старокатолики в К. представлены Канадской епархией т. н. Польской национальной католической Церкви, возникшей в шт. Пенсильвания (США) в кон. XIX в. в связи с негативным отношением верующих к решениям I Ватиканского Собора. Общее количество верующих ок. 1 тыс. чел. Значительной старокатолической организацией является Христианская католическая Церковь Канады, созданная в 1858 г. группой франко-канадцев, эмигрировавших в США, в нач. XX в. они активно организовывали общины в К. Старокатолическая церковь Канады была преобразована из епархии Гамильтона Североамериканской Староримско-католической церкви Карфоры в самостоятельную церковь на синоде 3-5 сент. 1960 г. В 1962-1963 гг. от нее отделилась группа клириков, создавших Староримско-католическую церковь Онтарио. Т. н. Международная католическая Церковь Христа, образованная в результате объединения в дек. 1992 г. 3 старокатолич. орг-ций: Либеральной католической Церкви Онтарио, Либеральной католической церкви Канады и Католической церкви Христа.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

До конца своей жизни А. не ослабевал в усилиях по укреплению всеправосл. единства. Этому служила вторая паломническая поездка Патриарха в Св. землю и к святыням Востока в нояб.- дек. 1960 г., когда он посетил Патриархаты Востока и Элладскую Церковь. В мае - июне 1962 г. А. посетил Сербскую, Румынскую и Болгарскую Церкви. В июле 1963 г. Главы и представители поместных правосл. Церквей были гостями А. и участвовали в праздничной программе, посвященной 50-летию его архипастырского служения, в мае - июне 1968 г.- в праздновании 50-летия восстановления Московского Патриаршего престола. Межконфессиональные отношения Прием Патриархом Алексием I архиеп. Кентерберийского Майкла Рамсея. Июль 1962 г. Прием Патриархом Алексием I архиеп. Кентерберийского Майкла Рамсея. Июль 1962 г. В целях содействия межконфессиональным отношениям Русской Церкви, их богословского углубления А. 28 авг. 1960 г. учредил Комиссию по межхрист. связям под председательством митр. Ленинградского и Ладожского Питирима (Свиридова), с 3 авг. 1963 г.- Комиссия Свящ. Синода по вопросам христ. единства. Сразу же после вступления на Патриарший престол А. начал работу по установлению братских отношений с христ. Церквами и орг-циями СССР - с Армянской Апостольской Церковью , с центрами Римско-католич. Церкви в СССР, с лютеран. церквами Прибалтики, с Союзом евангельских христиан-баптистов и др. Эти отношения скреплялись общей ответственностью за свидетельство о Христе в атеистическом гос-ве. Восстановление традиции добрых отношений Русской Церкви с церквами Реформации, прерванных Октябрьской революцией 1917 г., началось с посещения Москвы в сент. 1943 г. архиеп. Йоркским Кириллом Гарбеттом, примасом Англии и митрополитом. По благословению А. ответный визит в Англию был совершен в июне 1945 г. митр. Крутицким Николаем (Ярушевичем). В июле 1956 г. в Москве состоялся богословский диалог, в к-ром приняли участие делегация Англиканской Церкви во главе с архиеп. Йоркским Майклом Рамсеем , примасом Англии и митрополитом, и ученые Русской Церкви во главе с еп.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Статистические данные о количестве приверженцев той или иной религии и конфессии существенно расходятся в различных источниках. Это связано с тем, что М. с момента получения независимости сталкивается с серьезными затруднениями в сфере национального строительства. В этих условиях представители меньшинств и этнорелиг. большинства склонны завышать собственную численность и занижать численность оппонентов. Православие Исповедует незначительное число мигрантов, работников международных предприятий и дипломатических миссий. С 1996 г. территория М. относится к юрисдикции митрополии Гонконга и Юго-Вост. Азии Константинопольской Православной Церкви . Восточные нехалкидонские Церкви Восточные нехалкидонские Церкви в М. представлены Армянской Апостольской Церковью (ААЦ). Действует ц. св. Иоанна Крестителя в Янгоне (построена в 1862). 1-5 окт. 2014 г. М. посетил Католикос всех армян Гарегин II . Армяне бежали в М. от преследований Османской империи в нач. XVII в. По переписи населения Британской Индии 1881 г., в М. было 466 армян. В наст. время в Янгоне проживает не более 10-20 арм. семей. Римско-католическая Церковь Действуют 3 архиеп-ства и 13 епископств-суффраганов: Янгон (Бассейн, Моламьяйн, Пхаан, Пьи), Мандалай (Банмо, Калемьо, Лашо, Мьичина, Хакха), Таунджи (Лойко, Пекон, Тауннгу, Чёнгтун). Католиков в М. ок. 450 тыс. чел. Ок. 90% из них - карены, качины, чины, шаны. Действуют апостолическая делегатура (с 1990) и Конференция католич. епископов М. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь представлена независимой Церковью провинции Мьянма (основана в 1970), являющейся частью Англиканского Содружества . Церковь включает 6 диоцезов: Мандалай, Мьичина, Пхаан, Ситуэ (Акьяб), Тауннгу, Янгон (Рангун); насчитывает более 70 тыс. приверженцев. Кроме того, в М. действуют отколовшиеся от Англиканской Церкви церковные структуры: Независимая англиканская церковь (Independent Anglican Church; отделившиеся в 1958 от Миссионерского об-ва библейских священнослужителей общины качинов, расположенные гл. обр. в В. Бирме; в нач. XXI в. насчитывали ок. 2,8 тыс. чел.), Конгрегационный союз Св. Гавриила (St. Gabriel " s Congregational Union Church; в 1925 община тамилов в Янгоне отделилась от основной Церкви, в нач. XXI в. она насчитывала в М. ок. 300 чел.).

http://pravenc.ru/text/2564540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель НОВАЦИАН [Новатиан; Новат] (ок. 200-257/8), раннехрист. лат. церковный писатель и богослов, рим. пресвитер; после 251 г.- предводитель новацианского раскола и антипапа НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов ОБРАЗЦОВ Павел Евфимьевич (Ефимович) (1840 - 1895), протоиерей, магистр богословия, правосл. богослов, библеист ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард] (после 1060 - 1113), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов ОЗОЛИН Николай (род. 26.05.1942), протоиерей Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви, богослов, искусствовед, иконописец ОККАМ Уильям († 1347), англ. теолог, философ, церковный деятель; основоположник номиналистического направления в позднесредневек. схоластике; член монашеского ордена францисканцев

http://pravenc.ru/rubrics/122392_8.html

К. оказывал содействие Насеру и на международной арене, солидаризируясь с его антиизраильским и антиимпериалистическим курсом. Как «сионистская» была осуждена декларация Ватиканского II Собора , снимавшая с евреев обвинения в распятии Христа. Во время Шестидневной войны 1967 г. К. совместно с ислам. религ. лидерами призвал егип. народ к «священной войне» против Израиля. После поражения в войне патриарх запретил коптам совершать паломничество в захваченные израильтянами св. места Палестины. К. издавал многочисленные прокламации, осуждавшие амер. вторжение во Вьетнам, империализм и колониализм в Африке, религ. дискриминацию в Израиле. Внешнецерковная политика К. была направлена прежде всего на укрепление связей с другими древневосточными (нехалкидонскими, монофизитскими) Церквами. Уже через 20 дней после интронизации К. направил к эфиоп. имп. Хайле Селассие I делегацию для переговоров о будущем Эфиопской Церкви . 29 июня 1959 г. ей была дарована автокефалия. Этот акт значительно улучшил отношения между 2 Церквами. В окт. 1960 г. К. нанес пастырский визит в Эфиопию , а в янв. 1965 г. стал председателем 1-й конференции глав т. н. Ориентальных православных (нехалкидонских) Церквей, созванной по инициативе имп. Хайле Селассие I в Аддис-Абебе. Чтобы пресечь практику расторжения заключенных в Коптской Церкви браков путем перехода в юрисдикцию Сирийской яковитской Церкви , К. совместно с сиро-яковитским патриархом Мар Игнатием Иаковом III издал в 1965 г. декларацию, в к-рой подчеркивалось взаимное признание совершаемых в обеих Церквах таинств, в частности бракосочетания. К. вел также активную межконфессиональную политику. При нем Коптская Церковь вступила во Всеафриканскую конференцию церквей и участвовала в 4 неофиц. консультациях правосл. и монофизитских богословов (в Орхусе, 1964, в Бристоле, 1967, в Женеве, 1970, в Аддис-Абебе, 1971). В марте 1960 г. в Александрии прошла встреча представителей монофизитских (Коптской и Армянской), правосл., католич. и протестант. Церквей.

http://pravenc.ru/text/1840425.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТЕРАНСКИЙ IV СОБОР (11-30 нояб. 1215), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся XII вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием III (1198-1216). Подготовка Л. С. Папа Иннокентий III объявил о намерении созвать «всеобщий Собор в соответствии с прежним обычаем святых отцов» (generale concilium juxta priscam sanctorum patrum consuetudinem) в булле «Vineam Domini Sabaoth», опубликованной 19 апр. 1213 г. (PL. 216. Col. 823-827). Непосредственным поводом для созыва Собора могло стать успешное для папы Римского разрешение конфликта с кор. Англии Иоанном Безземельным (1199-1216). В нач. 1213 г. англ. послы в Риме согласились принять условия Иннокентия III, а король признал себя вассалом папы Римского. Однако, по мнению большинства исследователей, Иннокентий III намеревался созвать Собор еще с начала своего понтификата. Согласно регистрам папской канцелярии, экземпляры буллы «Vineam Domini Sabaoth» были разосланы архиепископам, епископам и настоятелям мон-рей в Зап. и Центр. Европе, Иерусалимском королевстве, Латинской империи (как лат., так и греч. прелатам) и на о-ве Кипр, а также армянам (с 1198 они состояли в унии с Папским престолом; см. Армянская Апостольская Церковь ) и маронитам . Впервые приглашения на Собор получили также мн. светские правители, в т. ч. почти все европ. монархи (кроме Иоанна Безземельного, отлученного от Церкви), руководители монашеских и духовно-рыцарских орденов. Основными задачами Собора провозглашались организация крестового похода для освобождения Св. земли и реформирование Церкви (ad recuperationem videlicet terrae sanctae ac reformationem universalis Ecclesiae). Открытие Собора должно было состояться спустя 2 с половиной года после издания буллы - 1 нояб. 1215 г. Т. о., Иннокентий III нарушил сложившуюся в XI-XII вв. традицию созывать Соборы в Риме в период 40-дневного поста или на Пасху. В Римской курии началась подготовка проектов соборных постановлений ( Baldwin. 1961). Участники Л. С.

http://pravenc.ru/text/2463165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежной философии. Средние века АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО (1068/70 - 1121/2), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы ВОЛЯ сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого ГРИГОРИЙ Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри (1225 или 1226 - 1286), сиро-яковитский еп., богослов, писатель, церковный и общественный деятель ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы ГРОССЕТЕСТ (ок. 1168 или 1175 - 1253), еп. Линкольнский, богослов, философ, переводчик, фактический основатель Оксфордской школы ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) [Давид Нергинаци] (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.), св. Армянской Церкви, философ, основоположник светского направления древнеарм. философии

http://pravenc.ru/rubrics/317314.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010