Сир. А. конгрегации св. Ефрема, орден, основанный сир. католиками, перебравшимися после смерти сир. католич. патриарха Андрея Ахиджяна (1677) в Ливан, где они в 1706 г. основали мон-рь св. Ефрема. В 1785 г. католич. патриарх Михаил Джарвих построил в Шарфе мон-рь Богородицы, к-рый был признан папой Пием VI . В период первой мировой войны орден фактически распался. Последние сир. А. подвизались в окрестностях Мардина (Турция), в 1934 г. насчитывали всего 5 священнослужителей. Арм. А., орден в составе Армянской католической Церкви. Был основан в 1715 г. в Ливане для армян-католиков по образцу маронитских А. (приняли их устав в 1739); предполагалось, что члены созерцательного ордена также будут участвовать в распространении католичества в Армении. Одобрен папой Климентом XIII . Расцвет деятельности ордена приходится на кон. XVII-haч. XIX в., когда многие католикосы Армянской католической Церкви и католич. патриархи Антиохии принадлежали к А. В кон. 60-х гг. XIX в. в результате конфликта руководства А. с Римской курией орден был фактически распущен папой Пием IX , нек-рые монахи перешли в Армяно-григорианскую Церковь. В нач. XX в. был только один мон-рь арм. А. в р-не Ортакёй в Стамбуле. Халдейские А. св. Хормизда (Ordo Antonianus S. Hormisdae Chaldaeorum), орден Халдейской католической церкви, основанный в 1808 г. по образцу маронитских А. в мест. Алкош вблизи Мосула; одобрен в 1845 г. папой Григорием XVI . Члены ордена, ведя созерцательный образ жизни, принимают участие в миссионерской, педагогической и проповеднической деятельности. Резиденция генерала ордена - мон-рь св. Антония в Багдаде (Ирак). В 1996 г. в 9 мон-рях халдейских А. подвизалось 54 монаха. Лит.: Advielle V. Histoire de l " ordre hospitalier de St. Antoine. P., 1883; Karalevskij C., Tournebize F. Antonins//DHGE. T. 3. Col. 860-873; Heimbucher M. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche. Paderborn, 1934. Bd. 1. S. 101-105; Bd. 2. S. 38-39; Handbuch der bayerischen Geschichte/Ed. M. Spindler u. a. Münch., 1974. Bd. 2. S. 202-207; Mischlewski A. Grundzüge der Geschichte des Antoniusordens bis zum Ausgang des 15. Jh. Köln; W., 1976; Родионов М. А. Марониты. М., 1982. С. 34; An. Pont. 1999. P. 1450-1451, 1518.

http://pravenc.ru/text/114042.html

Католич. церковь св. Людовика Французского. Архитекторы Д. И. и А. О. Жилярди. 1827–1830 гг. Фотография. 1884 г. Католич. церковь св. Людовика Французского. Архитекторы Д. И. и А. О. Жилярди. 1827–1830 гг. Фотография. 1884 г. Первая католич. церковь, во имя апостолов Петра и Павла, была построена в Немецкой слободе по инициативе полководца П. И. Гордона по личному разрешению царя Петра Алексеевича (1705) и простояла до 1838 г. Новое здание для этого престола было выделено в Мясницкой части города, в Милютинском пер. (1839-1849, архит. А. О. Жилярди; известна также как польская церковь), стиль поздний ампир (впосл. перестроена). Прихожанами нового храма были мн. известные люди - Э. Л. Минелли, дочь музыканта Л. А. Минелли и супруга архит. М. Быковского, «святой доктор» Ф. П. Гааз, меценат А. Л. Шанявский, поэт Ю. К. Балтрушайтис. Погребения с кладбища вокруг прежнего здания были перенесены на Введенское (Немецкое) кладбище в Лефортове, в 1870 г. обветшавший храм был сломан, надгробная плита Гордона передана в Румянцевский музей (ныне в ГИМ). Крупнейшая церковь католиков в М.- во имя Девы Марии (Непорочного зачатия) на М. Грузинской ул., также называвшаяся до 1917 г. польской, получила новое здание в 1910 г. (архит. Ф. О. Богданович-Дворжецкий), представлявшее богато декорированный образец неоготики. Церковь св. Людовика Французского на М. Лубянке для франц. протестантов с 1791 г. была деревянной. Каменное здание (1833-1835, архит. А. О. Жилярди), в плане базилика, решено в стиле позднего классицизма с 2 башнями-звонницами на западном фасаде, соединенными тосканским портиком. Храм в честь Крестовоздвижения (Армянская Апостольская Церковь) в Армянском пер. Архит. Ю. М. Фельтен. 1779–1780 гг. Фотография. 1881 г. Храм в честь Крестовоздвижения (Армянская Апостольская Церковь) в Армянском пер. Архит. Ю. М. Фельтен. 1779–1780 гг. Фотография. 1881 г. Храм в честь Крестовоздвижения, принадлежавший Армянской Апостольской Церкви (1779-1780, архит. Ю. М. Фельтен; не сохр.), напоминал Екатерининскую (Армянскую) ц. на Невском проспекте С.-Петербурга того же архитектора (1771-1776) и был построен на средства тех же покровителей, прежде всего И. Л. Лазарева. Это была однокупольная церковь в стиле классицизма с колокольней над зап. входом, западный фасад был украшен 4-колонным портиком. Ныне главным духовным центром Армянской Церкви в М. является комплекс на Олимпийском проспекте с ц. в честь Преображения Господня (1996-2011), к-рый возведен по канонам средневек. арм. архитектуры. В документах 30-х гг. XX в. упоминаются еще 2 арм. церкви - Успенская на Б. Грузинской, д. 28, и Воскресенская в Ваганьковском пер. (ныне Староваганьковский; обе не сохр., см.: Лавринов В., прот. 2010. С. 230).

http://pravenc.ru/text/Москва.html

В 1736 г. из Тибета в Рим вернулся капуцин Франческо делла Пенна, проживавший в Лхасе с 1707 г. По его просьбе К. организовал сбор средств для новой миссии в Тибете, куда делла Пенна отправился в марте 1739 г., получив от К. письмо к далай-ламе VII с просьбой разрешить католич. миссионерам работать там и в дальнейшем. К. продолжил политику папы Климента XI по латинизации Восточных католич. Церквей. Папа поручил ученому-ориенталисту И. С. Ассемани совместно с Конгрегацией пропаганды веры подготовить проекты решений для Собора Маронитской католической Церкви , на котором ставилась цель привести в соответствие с нормами Тридентского Собора адм. и богослужебную практику маронитов. 21 нояб. 1735 г., после подготовки этих проектов на лат. и араб. языках, папа направил послание «Quod inclyta» Антиохийскому маронитскому патриарху Юсефу V и послание «Quae de pastoralibus vestris» епископату Маронитской Церкви, в к-рых объявлял о созыве Собора. 26 нояб. К. назначил Ассемани папским аблегатом на Соборе с полномочиями председателя. На Соборе, проходившем с 30 сент. по 13 окт. 1736 г. в Дайр-Лувайзе близ Бейрута, присутствовали 12 епископов, 11 настоятелей мон-рей, 17 священников и 49 мирян, в качестве наблюдателей на Синоде находились епископы Сирийской католической Церкви из Алеппо и Дамаска и епископ Армянской католической Церкви . В начале Собора патриарх и значительное число его участников высказывались против курса латинизации Маронитской Церкви. Однако Ассемани удалось добиться принятия разработанных в Риме проектов документов. Собор утвердил адм. реформу, в соответствии с к-рой в Маронитской Церкви создавалась система диоцезов, при этом власть маронитского патриарха ограничивалась той епархией, где он являлся правящим епископом, а право назначения и смещения маронитских католич. епископов сохранялось за Папским престолом. В соответствии с решениями Тридентского Собора епископам предписывалось проживать на территории своих диоцезов и совершать регулярные визитации приходов. Собор подтвердил использование в Маронитской Церкви григорианского календаря, а также признал необходимым принятие Римского катехизиса после его издания на араб. языке. Для реализации решений Собора и рассмотрения вопросов, связанных с реформой Маронитской католич. Церкви папа создал специальную комиссию кардиналов, работа которой завершилась после смерти К.

http://pravenc.ru/text/1841403.html

Следующий, расположенный в галерее придел принадлежит Армянской Церкви и посвящен Разделению риз (Ин 19. 23-24); согласно преданию, именно на этом месте распинавшие Христа легионеры разделили Его одежды (на Голгофе существует католич. престол того же посвящения). Близ лестницы, уходящей вниз к ц. св. Елены, помещается придел Тернового венца. В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию (древнейшее свидетельство датируется 1384), на этой колонне, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом (Мф 27. 29). По свидетельству рус. паломников сер. XIX в., тут же «в стене за стеклом и за решеткой» сохранялась часть тернового венца ( Леонид (Кавелин), архим. С. 86). Подземная ц. св. Елены в наст. время принадлежит армянам, к-рые приобрели ее, по одной версии, у груз. православ. общины, по др.- у эфиопов. Храм имеет 2 престола: сев. алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный,- царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно арм. преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, был удостоен схождения Св. Огня. Католич. алтарь придела Обретения Креста Католич. алтарь придела Обретения Креста Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики имп. Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты к-рой взяты из истории Армении. Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады. Церковь св. Елены 13 ступенями соединена с католич. ц. Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя св. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австр. эрцгерц. Максимилианом.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богословие ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи ГЛАГОЛЕВ Сергей Сергеевич (1865 - 1937), историк религии, автор работ по основному богословию и апологетике ГОМИЛЕТИКА наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения ГРАБМАНН Мартин (1875 — 1949), нем. католич. теолог и философ, медиевист, исследователь средневек. философии ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ термин, используемый в христ. богословии для определения принадлежности к единой Христовой Церкви как отдельных лиц, так и христ. сообществ (конфессий, деноминаций, общин) ГРИВЕЦ Фран (1878 - 1963), словен. историк-славист, католич. богослов, специалист по истории Вост. Церквей ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри (1225 или 1226 - 1286), сиро-яковитский еп., богослов, писатель, церковный и общественный деятель ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ (ок. 1300 - 1358), итал. средневек. богослов, философ и естествоиспытатель, член ордена братьев-отшельников блж. Августина ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста)

http://pravenc.ru/rubrics/122390_8.html

того же года Кентерберийский архиеп. Джеффри Фишер посетили Ватикан. Важным для последующего развития межрелиг. диалога католич. Церкви с иудаизмом стало принятое 21 марта 1959 г. решение папы удалить из богослужения Великой пятницы наименование иудеев «коварными» (perfidis Judaeis). Уделяя особое внимание развитию отношений с православной Церковью, 30 авг. 1959 г. И. выразил пожелание, чтобы на II Ватиканском Соборе присутствовали наблюдатели от «отделенных братьев», в первую очередь представители Поместных Православных Церквей. В июне 1961 г. офиц. делегация посетила К-польского Патриарха Афинагора I (Спиру) , обещавшего содействие переговорам с Поместными Церквами о присутствии на Соборе правосл. наблюдателей. В февр. 1962 г. в Афинах и Стамбуле побывал член Секретариата пресв. Й. Виллебрандс , но, несмотря на одобрительное отношение Патриарха Афинагора, направлять наблюдателей на Собор отказались Иерусалимская, Элладская Церкви и РПЦ, а вслед за ними и К-польский Патриархат. После длительных переговоров Секретариата по содействию христианскому единству с РПЦ (подробнее см. ст. Ватиканский II Собор ), повлиявших на изменение ее позиции, 10 окт. 1962 г. Президиум ЦК КПСС разрешил отправить представителей Московского Патриархата на Собор, и в тот же день Свящ. Синод РПЦ назначил наблюдателями прот. Виталия Борового и архим. Владимира (Котлярова) . Наблюдателей на Собор отправили также Русская Православная Церковь за границей , к-рую на 1-й сессии представляли архиеп. Антоний (Бартошевич) и прот. И. Троянов, а также Древние Восточные (дохалкидонские) Церкви (Армянская, Коптская, Сирийская и Эфиопская) и большинство протестант. Церквей и деноминаций. Социальное учение И. внес значительный вклад в социальное учение Римско-католической Церкви, заложив основу для его новой формулировки во 2-й пол. ХХ в. Особое внимание он уделял изменениям в экономической, социально-политической и научно-технической сферах жизни совр. мира. По представлению И., эти изменения требовали переосмысления и новой расстановки акцентов в основных положениях католич. социального учения. Анализ социальных проблем представлен во мн. документах, составленных папой, наиболее важными из к-рых являются энциклики «Mater et magistra» (от 15 мая 1961) и «Pacem in terris» (от 11 апр. 1963; последняя энциклика И. и его духовное завещание). В обеих энцикликах ключевой темой явились признание и отстаивание прав (религ., политических, экономических, социальных) и достоинства человеческой личности, что впосл. оказало значительное влияние на выработку ряда документов II Ватиканского Собора (особенно пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» и декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» ) и на общее развитие католич. богословия ХХ в. в духе христ. гуманизма и персонализма.

http://pravenc.ru/text/469716.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ORIENTALIUM ECClESIARUM Декрет Ватиканского II Собора о Восточных католич. Церквах. Принят 21 нояб. 1964 г. большинством голосов (2110 - за, 39 - против) с установленной возможностью двухмесячной отсрочки вступления в законную силу на местах (лат. vocatio legis) по усмотрению иерархов. История составления После разделения Церквей отношение в католицизме к армянской, византийской, сирийской, коптской, эфиопской и др. обрядовым и богослужебным традициям христ. Востока было преимущественно прагматичным. Так, папа Римский Бенедикт XIV в конституции «Etsi pastoralis» (1742) и энциклике «Allate sunt» (1755), опираясь на постановления своих предшественников, деяния униональных Лионского II и Ферраро-Флорентийского Соборов, утверждал превосходство и образцовость происходящего из Рима лат. обряда, а иные признавал лишь в качестве средства к унии. В каноническом отношении униатские Церкви в большинстве своем находились в сильной зависимости от Ватикана, назначавшего или утверждавшего их иерархию ( Hilberath. 2009. S. 8-9). Попытки добиться внимания и уважения к вост. традиции на Ватиканском I Соборе успехом не увенчались. Редким примером положительной оценки восточно-христианского литургического наследия католич. учительством до II Ватиканского Собора служит энциклика папы Римского Льва XIII «Orientalium dignitas» (1894). В предсоборный период для пересмотра положения дел была учреждена в 1960 г. комиссия, подготовившая на основе представленных вост. Синодами, специализированными католич. академическими учреждениями (напр., Восточным папским институтом ) и ватиканской Конгрегацией по делам Восточных Церквей (см. в ст. Восточные католические Церкви ) материалов и предложений схемы «De Ecclesiae unitate» (О единстве Церкви). Начавшаяся работа над документом, затрагивающим тему вост. христианства, вызвала интерес у правосл. иерархов и богословов, в частности привлекла внимание патриарха К-польского Афинагора I . В связи с этим папа Римский Иоанн XXIII поручил провести консультации по определенным вопросам с православными.

http://pravenc.ru/text/2581527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLV Иоганн Адам (1796-1838), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог 158-165 МЕРРИ ДЕЛЬ ВАЛЬ Рафаэль (полное имя - Мерри дель Валь-и-Сулуэта Рафаэль Мария Хосе Педро Франсиско Борха Доминго Херардо де ла Сантисима Тринидад) (1865-1930), кард., гос. секретарь (1903-1914) МОРЯ РУКОПИСИ общее обозначение письменных памятников IV в. до Р. Х.- VI в. Р. Х., найденных в Иудейской пустыне в период с 1947 по 1952 г. ГОРОДА принятое в совр. научной лит-ре условное название комплекса более чем из 700 селений рим. и ранневизант. эпох (в основном II-VI вв.) 165-179 МЕРЦЕДАРИИ [мерседарии; офиц. название - орден Пресв. Девы Марии Милосердной], католич. монашеский орден, основан в 1218 г. для выкупа христиан из мусульм. плена МЕСИР мч. (пам. греч. 5, 6, 7, 8 мая) - см. в ст. Варвар, Димитрий, Донат, Данакт, Месир и Ферин, мученики МЕСИЧ в честь Собора св. Иоанна Предтечи жен. мон-рь Банатской епархии Сербской Православной Церкви МЕСОПОТАМИИ РЕЛИГИЯ мифологические представления и верования народов, населявших долин рек Тигр и Евфрат (греч. Месопотамия - Двуречье/Междуречье),- шумеров, аккадцев, вавилонян, ассирийцев с сер. IV тыс. по 539 г. до Р. Х. МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МЕССА общепринятое наименование чинопоследования евхаристического богослужения в римском и др. зап. обрядах МЕССАЛИАНЕ последователи христ. ереси возникшей в IV в. и получившей распространение на территории Римской империи (гл. обр. Восточной) и сасанидского Ирана МЕССИЯ эсхатологический Спаситель, Вождь избранников Божиих в переломный момент истории, в решающем столкновении добра и зла

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

Снятие межгос. барьеров привело к возобновлению контактов с Русской Православной Церковью за границей . Однако первоначально в политике РПЦЗ превалировали попытки проникновения на каноническую территорию Московского Патриархата, создания на ней собственных приходов, что провоцировало отход отдельных общин от РПЦ. В кон. 90-х гг. в России было зарегистрировано 118 приходов, находившихся в юрисдикции РПЦЗ. Часть их к этому времени уже оформилась в самочинную «Российскую Православную автономную церковь» . Ок. 120 приходов относилось к др. неканоническим раскольничьим группировкам. Число зарегистрированных религ. орг-ций старообрядческих Церквей выросло за 90-е гг. со 140 до 211. С 10 до 43 увеличилось число зарегистрированных в РФ приходов Армянской Апостольской Церкви . В 90-х гг. Римско-католическая Церковь добилась значительного увеличения своего влияния в РФ. Число зарегистрированных католич. орг-ций выросло с 23 в 1990 г. до 239 в 1999 г. На канонической территории Московского Патриархата Ватикан ориентировался не столько на исторически исповедующие католицизм этнические группы (поляков, немцев, литовцев), сколько на представителей основных народов России. В 1991 г. в РСФСР было образовано 2 апостольские администратуры для католиков лат. обряда, еще 2 появилось в 1998 г. Впосл. апостольские администратуры стали основой для создания в России католич. епархий. Католич. Церковь стремилась к налаживанию контактов с гос. властью РФ. Е. дважды встречался с папой Римским Иоанном Павлом II : во время визитов в Италию в дек. 1991 и в февр. 1998 г. Две основные лютеран. Церкви РФ (объединяющая нем. прихожан Евангелическо-лютеранская Церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии и представляющая финноязычные народы северо-запада России Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии (ЕВЛЦИ)) в 90-х гг. увеличили число зарегистрированных орг-ций с 88 до 201, что во многом было связано с активной миссионерской деятельностью среди народов финно-угорской языковой группы (со стороны ЕВЛЦИ), в т.

http://pravenc.ru/text/189919.html

Девы Марии Заступницы. В 1893 г. ксендз Феликс Грохольский освятил костел во имя св. Александра, при храме действовали «человеколюбивое общество» и начальная школа. По неподтвержденному сообщению митр. Сергия (Петрова), в 1913 г. в Воронеже действовал литов. костел. По 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г., к римско-католич. вероисповеданию в Воронежской губ. принадлежали 2159 чел. (в т. ч. в Воронеже 1273 чел.), из них польск. язык назвали родным 1778 чел. После закрытия костела в 1932 г. часть реликвий были распределены по разным антирелиг. музеям СССР. В июле 1947 г. горисполком передал костел в пользование общине евангельских христиан-баптистов. Весной 1962 г. костел был снесен. Католич. община воссоздана в нач. 90-х гг., с 1993 г. зарегистрирована и относилась к юрисдикции московской Апостолической Администратуры для католиков лат. обряда (позже к Администратуре юга России с центром в Саратове). С февр. 2002 г. община находится в юрисдикции Римско-католич. епархии св. Климента. В сент. 2003 г. воронежская община Св. Девы Марии Заступницы приобрела в собственность здание в центре города, где разместились молитвенный дом, учебный класс, жилые помещения. Армянская Апостольская Церковь с 1909 г. имела в Воронеже молитвенный дом (не сохр.), в наст. время община не зарегистрирована. Протестантскиме церкви, деноминации и секты Лютеране, в основном немцы и голландцы, появились на территории совр. В. о. в кон. XVIII в. В 1811-1819 гг. в центре Воронежа была построена Мариинская кирха на 500 чел. В 1865 г. на территории Воронежской губ. было 2007 протестантов (большинство лютеран. исповедания). В 1892 г. численность нем. колонистов, некогда переселенных из Вюртемберга, достигла 4077 чел. В 1819-1923 гг. на территории совр. В. о. существовало 7 приходов, подчинявшихся Генеральной консистории евангелическо-лютеранской церкви (ЕЛЦ). В 1923 г. произошло разделение на Финскую евангелическо-лютеранскую церковь северо-запада СССР и Евангелическо-лютеранскую церковь СССР (т.

http://pravenc.ru/text/155256.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010