На Ферраро-Флорентийском Соборе унию с Римом заключили представители Армянской Апостольской Церкви , направленные в Италию католикосом Григором IX Мусабегянцем (1439-1446). Однако воссоединение армян, провозглашенное в декрете «Exsultate Deo» (22 нояб. 1439), не состоялось. Лишь в XVII в. унию приняли отдельные арм. церковные общины, напр. Львовская епархия, объединявшая армян Речи Посполитой во главе с архиеп. Николаем Торосовичем (1630). В 1700 г. Мхитар Севастеци основал монашескую конгрегацию мхитаристов , находившуюся в унии с Римом. По инициативе армян-католиков, живших в Халебе, на кафедру католикоса Киликии был избран Аврам Бедрос I Ардзивян (1740-1749), утвержденный Папским престолом в 1742 г. С этого времени общины армян-католиков были объединены в Армянскую католическую Церковь . Русскую делегацию на Ферраро-Флорентийском Соборе возглавлял Исидор , митр. Киевский (1436-1443), сторонник воссоединения правосл. Церквей с Римом; 6 июля 1439 г. вместе с представителями К-польской Церкви он подписал акт об унии. После возвращения в Москву митрополит столкнулся с враждебной реакцией вел. кн. Василия II Васильевича и русских епископов и в 1441 г. был вынужден покинуть русские земли. Впосл. Исидор, возведенный в достоинство кардинала, был назначен папским легатом в К-поле и стал свидетелем взятия города турками (1453). Следствием унии, подписанной митр. Исидором, стало основание Западнорусской митрополии , которую возглавил ученик Исидора митр. Григорий (1458-1472/73). Однако Григорий и его преемники перестали поддерживать контакты с Римом и перешли в юрисдикцию правосл. К-польского патриарха. Проекты восстановления унии неоднократно выдвигались западнорус. церковными иерархами, но условия для их осуществления сложились лишь в кон. XVI в. (острая религ. полемика с католиками и протестантами, ослабление позиций церковной иерархии, вызванное попытками правосл. братств, магнатов и шляхты захватить контроль над епископскими кафедрами, церквами и мон-рями). После провозглашения Брестской унии (1596) начались ожесточенные столкновения сторонников и противников унии с Римом, но к кон. XVII в. в униат. (греко-католич.) Церкви состояло большинство христиан вост. обряда, живших в Речи Посполитой. Процесс латинизации богослужения, церковной дисциплины и обычаев усилился после Замойского Собора (1720), проведенного при митр. Льве Кишке . Структуры греко-католич. Церкви в бывш. Речи Посполитой были в основном ликвидированы рус. властями в XIX в., но на территории, отошедшей к Австро-Венгерской империи, они сохранились в Украинской греко-католической Церкви .

http://pravenc.ru/text/2057152.html

АННА Васильевна Шашкина (1888-1939), мц. (пам. 28 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (963 - ок. 1012 г.), жена киевского кн. св. равноап. Владимира Святославича, дочь визант. имп. Романа II 456-457 АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря 457-458 458-461 461-463 АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.) 463-464 464-465 465-466 466-467 467-468 468-469 АННУРИАНСКИЙ РАСКОЛ (Аннорианский, Толлиурский), разделение в среде инд. христиан-яковитов, возн. в кон. XVIII в. «ANNUS SANCTUS» год в Римско-католич. Церкви, в кот. даруется полное отпущение грехов при условии совершения паломничества к святыням калотич. Церкви 469-470 470-471 471-473 АНОНИМ АРМЯНСКИЙ (VII), неизв. правосл. армянин, автор " Повествования о делах армянских " , предст. общины армян-халкидонитов 474-475 475-477 477-478 478-479 АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.) АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса 479-480 480-482 482-483 483-484 484-485 485-487 АНТИЛЕГОМЕНА термин, возникший в процессе формирования канона новозаветных книг обознач. оспариваемые книги, IV в. 487-488 АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) 488-489 АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия 489-493 493-494 494-498 498-499 АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.) 499-500 500-501 501-529 530-534 534-535 535-537 537-538 538-542 542-543 543-544 АНТИПАПА термин, в традиции католич. Церкви обознач. того, кто был провозгл. папой Римским незаконно

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛГАРИЯ (Республика Болгария; болг. Република България), гос-во на Балканском п-ове. Территория: 110994 кв. км. Столица: София (1310 тыс. чел.- 2002). Крупнейшие города: Варна, Пловдив, Бургас, Стара-Загора, Плевен, Шумен, Русе. Гос. язык: болгарский. География. Граничит на севере с Румынией, на западе с Македонией, Сербией, на юге с Грецией и Турцией, с востока омывается Чёрным м. Население: ок. 8 млн чел. (2002). Болгары составляют 86% населения, турки - ок. 10%, цыгане - 3%. Гос. устройство: президентская республика. Основной закон - Конституция, принятая 12 июля 1991 г. Глава гос-ва - президент (избирается на 4 года всеобщим тайным голосованием). Законодательная власть принадлежит Народному собранию (240 депутатов избираются на 4 года). Для принятия новой конституции или решения вопросов об изменении формы гос. устройства предусмотрен созыв Великого Народного собрания (400 депутатов). Адм. деление страны - 9 областей; София имеет статус отдельной области. Религия Подавляющее большинство населения Б. исповедует Православие. К Болгарской Православной Церкви принадлежит 85% населения (2001). В Софии находится подворье РПЦ с храмом вмч. Пантелеимона. Римско-католическая Церковь (ок. 0,5%) представлена епархиями: Софийско-Пловдивской (кафедра в Пловдиве) и Русенской (Никопольской) (кафедра в Русе). Униатов (0,2%) представляет Софийская епархия во главе с апостолическим экзархом для верующих вост. обряда (кафедра в Софии). Католич. Церковь в Б. управляется Епископской конференцией, председателем к-рой является один из 3 епископов, избираемый на 3 года. Ок. 50 священников, 60 храмов и часовен, 10 мон-рей; католич. семинария в Пловдиве. Офиц. печатный орган газ. «Истина - Veritas». Армянская Апостольская Церковь (0,2%) представлена Болгарской епархией Эчмиадзинского Католикосата с центром в Софии. Протестантские церкви и секты (0,5%): Союз баптистских церквей Болгарии (3,5 тыс. в 2000), свидетели Иеговы, евангельские христиане, Болгарская Пятидесятническая церковь, свободные пятидесятнические церкви, церковь Иисуса Христа святых последних дней, церковь Бога Нового Завета. Мусульман - ок. 13%. Иудеев - 0,1%. История

http://pravenc.ru/text/149669.html

На территории Е. Александрийский Патриархат имеет Александрийскую архиепископию, возглавляемую Патриархом (резиденции в Александрии и Каире), и 5 митрополий: Мемфисскую (Гелиополь-Каир), Леонтопольскую (Исмаилия), Пелусийскую (Порт-Саид), Гермопольскую (Танта) и Птолемаидскую (Миния). Численность постоянно проживающих в стране православных незначительна - ок. 10 тыс. чел., окормляемых в 30 приходах. Также на территории Е. действуют 3 мон-ря: св. Саввы Освященного в Александрии, свт. Николая в Каире и вмч. Георгия в Ст. Каире. Синайская архиепископия, имеющая автономный статус в составе Иерусалимской Православной Церкви , состоит из мон-ря вмц. Екатерины, расположенного у подножия горы Синай, и подворий (3 в Е. и 14 в др. странах: в Греции, на Кипре, в Ливане и в Турции). РПЦ имеет на территории Е. представительство при Патриархе Александрийском в Каире. Русская диаспора в Е. окормляется в посольском храме во имя вмч. Димитрия Солунского в Каире и в храме во имя блгв. Александра Невского в Александрии. Нехалкидонские Церкви Коптская Церковь имеет на территории Е. 42 еп-ства. Общее количество верующих ок. 6,5 млн чел. В структуре Армянской Апостольской Церкви Эчмиадзинского Католикосата 4 общины, объединяющие 13 тыс. верующих. Римско-католическая Церковь Со времени 5-го крестового похода (1217-1221) в Е. существовали лат. еп-ства и осуществлялась католич. пропаганда. В 1630 г. в Каире была учреждена миссия капуцинов , а в 1675 г. в страну прибыли иезуиты . В 1687 г. их деятельность была объединена под упр. миссии Sui Iuris в Верхнем Е. В 1839 г. был создан Апостольский викариат Египта (с 27 янв. 1951 апостольский викариат Александрии Египетской). Кон. XIX - нач. XX в. был наиболее активным периодом для католич. миссионеров. В 1909 г. апостольская префектура Дельты Нила, созданная в 1886 г., была преобразована в апостольский викариат Дельты Нила. В 1926 г. был создан апостольский викариат Суэцкого канала, затем переименованный в апостольский викариат Порт-Саида. После революции 1952 г.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства ЗАДОСТОЙНИК ирмос 9-й песни канона того или иного праздника, к-рый в день праздника и связанные с ним дни заменяет собой «Достойно есть» на Божественной литургии ЗАКХЕЙ начальник мытарей в Иерихоне, встреча к-рого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.) ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа ЗАПЕВ 1. Певч. исполнение начала песнопения священником или руководителем хора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗАРИН Дмитрий Иванович (1862? - 1925), учитель пения, хоровой дирижер, автор методических пособий по церковному и светскому пению, общественный деятель ЗАРНДЖА с. в горной местности (Армения), в к-ром находится храм 30-40-х гг. VII в., памятник арм. средневек. зодчества ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗВАРТНОЦ церковь свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников армянской и мировой средневек. архитектуры ЗВЕЗДИЦА [лат. - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧИН принятое в истории древнерус. искусства название 3 сохранившихся икон полуфигурного Деисуса - Спасителя, арх. Михаила, ап. Павла, составлявших часть 7- или 9-фигурного чина иконостаса ЗЕДЛЬМАЙР Ханс (1896 - 1984), австр. религ. философ, историк искусства, представитель т. н. венской школы искусствознания ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич (1688 (по др. сведениям, 1686) - 1743), архит., градостроитель, художник-график, один из первых зодчих С.-Петербурга ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко Винницкой обл. ЗИНОВЬЕВ Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста

http://pravenc.ru/rubrics/123062_32.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLIX  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLIX 170-172 НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ РИМСКОГО догмат Римско-католической Церкви о безошибочной и непреложной учительной власти ее верховного понтифика «НЕПОМИНАЮЩИЕ» движение внутри РПЦ, оппозиционное заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ католич. догмат о том, что Дева Мария, от века предызбранная Богом стать Матерью Спасителя НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НЕПОТИЗМ [от лат. nepos - внук, племянник], злоупотребление, связанное с предоставлением церковными иерархами привилегий, должностей, земельных владений, высших званий и титулов ближайшим родственникам НЕРЕДИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ см. Преображения Господня Нередицкий (Спасо-Преображенский на Нередице, Спаса на Нередице) мужской монастырь НЕРЕЗИ муж. мон-рь во имя вмч. Пантелеимона Скопской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви НЕРИ Филиппо Ромоло (1515-1595), св. Римско-католической Церкви (пам. зап. 26 мая), основатель конгрегации ораториан НЕРОН Клавдий Цезарь Август Германик (37-68), рим. император (с 13 окт. 54), последний представитель династии Юлиев-Клавдиев, традиционно считается 1-м правителем Римской империи, организовавшим офиц. преследование христиан НЕРОНОВ Иоанн (в крещении Гавриил, в монашестве Григорий; 1591 - 1670), протопоп, в конце жизни архимандрит переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ (Партев) (ок. 329 - 373), свт., католикос Армянской Апостольской Церкви (353-359, 364-373); один из наиболее почитаемых арм. святых НЕРСЕС III СТРОИТЕЛЬ [Шинох, Ишханци, Таеци, Ишхнели], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (641-661/662), (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.) Грузинской Православной Церкви свт.

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

Мхитар является основателем лексикографической традиции М. Он - автор Словаря армянского языка (1749. Т. 1; 1769. T. 2), последние исправления в котором делал уже на смертном одре. В 1-м томе содержится 37 тыс. слов и их толкования; всего же в словаре ок. 100 тыс. слов, собранных из всех опубликованных к тому времени на арм. языке печатных книг, а также известных М. рукописей. Для армян, говорящих по-турецки, дан перевод на турецкий, приведены греческие и латинские аналоги каждого слова. После приобретения новых ценных рукописей, содержащих примеры неисследованных древнеарм. сочинений, М. предприняли 2-е издание словаря - Новый словарь армянского языка (Венеция, 1836. 2 т.). Труды по изучению богословской литературы Переводы М. религ. сочинений содержат толкования Свящ. Писания, нравственно-этические труды, общие вопросы христ. воспитания, но среди них нет произведений на богословские темы или отражающих межцерковные споры по вопросам, актуальным в то время. Так, одним из важных трудов является краткое изложение Мхитаром «Теологии» Альберта Великого (XIII в.), изданное в 1715 г., а также издание в 1720-1721 гг. переводов «Книги заблуждений» и «Книги добродетелей» (1721) Петра Арагонского (XIV в.). Переводы произведений религиозного и этического содержания в основном создавались М. в XVIII в., когда арменоведение еще не стало окончательно ведущим направлением в деятельности ордена. В позднейший период в работах М. преобладают издания средневек. толкований, к-рые ценны как публикации рукописных первоисточников. Опубликованные М. толкования Свящ. Писания можно разделить на 3 группы: комментарии арм. средневековых мыслителей; арм. переводы библейских комментариев отцов Церкви (напр., святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста); авторские толкования. Сочинения Мхитара Себастаци «Комментарий на Книгу Екклезиаста» (1736) и «Толкование на Евангелие от Матфея» (1737) положили начало традиции издания авторских толкований М. Согласно канонам средневек. лит-ры, в этих трудах в начале каждой главы излагается ее основной смысл и духовное содержание, затем дается разъяснение к каждому слову и к каждой строке, приводятся соответствующие строки из комментариев арм. средневек. авторов, толкования католич. теологов Нового времени. По тому же принципу позже были написаны комментарии к «Псалмам Давида» Микаэла Чамчяна в 10 томах, а также сочинения Габриэла Аветикяна в 2 томах, посвященные толкованиям 2 Посланий ап. Петра. Издания Библии

http://pravenc.ru/text/2564514.html

образ Г. П. встречается редко, т. к. в Римский Мартиролог имя святого было включено только в 1837 г., при папе Григории XVI (среди festa pro aliquibus locis), хотя текст Жития Г. П. был переведен на лат. язык в X в. При этом Г. П. был хорошо известен в лат. мире благодаря почитанию его мощей, сохранявшихся в Неаполе, а затем в Риме (в 2000 переданы в собор во имя свт. Григория Просветителя в Ереване), существованию разветвленной арм. диаспоры в Европе, а также уний с Римом Армянского Киликийского царства в 1198-1375 гг. и большой группы армян-католиков с Римско-католической Церковью в 1742 г., образованию Армянского католического Патриархата Киликии и деятельности арм. католич. ордена мхитаристов, основанного в 1701 г. Самый обширный цикл со сценами из Жития Г. П. в западноевроп. искусстве Нового времени находится в ц. Сан-Грегорио Армено в Неаполе (основана в 930, перестроена в 1574-1580, архит. Дж. Б. Каванья; фрески Л. Джордано, 1679) и включает основные сцены из Жития святого: заточение Г. П.; безумие Трдата, обращенного в вепря; прошение Трдатом исцеления у Г. П.; крещение Трдата Г. П.; видение Г. П.; основание церкви Г. П.; поклонение Трдата Г. П.; Г. П.- первосвятитель Армянской Апостольской Церкви; успение Г. П.; перенесение мощей Г. П. 3 греч. монахами в Неаполь. В алтаре храма - 3 картины с образом Г. П. худож. Ф. Фраканцано (1635) («Григорий Просветитель на троне», «Григорий Просветитель с царем Трдатом, обращенным в вепря», «Освобождение св. Григория Просветителя из темницы по повелению и в присутствии царя Трдата»). Живописный цикл Жития Г. П. был создан в 1737 г. Ф. Цуньо для арм. мон-ря мхитаристов на о-ве Сан-Ладзаро в Венеции (картины с основными сценами: Г. П. в заточении; крещение Трдата; исцеление Трдата) ( Pilo G. M. F. Zugno//Saggi e memorie di storia dell " arte. Venezia, 1958/1959. N 2. P. 323-356. Il. 3). Лит.: LCI. Bd. 6. Sp. 430-432; Der Nersessian S. Les portraits de Grégoire l " Illuminateur dans l " art Byzantin//Byz. 1966. T. 36. P. 386-395; Каковкин А.

http://pravenc.ru/text/168061.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ [БВСЦ; англ. Middle East Council of Churches; араб.        ], межконфессиональная христ. орг-ция, основанная рядом правосл., восточноправосл., протестант. и англикан. Церквей в мае 1974 г. на I Генеральной ассамблее в Никосии (Кипр). Обязательным условием членства в БВСЦ является признание Церковью-членом Апостольского и Никео-Константинопольского Символов веры. Сопредседателями Совета были избраны митр. Лаодикийский Игнатий (Хазим) (Антиохийская Православная Церковь; с 1979 Патриарх Антиохийский Игнатий IV ), свящ. Ованнес Агаранян (Армянская Апостольская Церковь) и митр. Сомуил (Коптская Церковь). В 1990 г. на V Генеральной ассамблее к Совету присоединились римо-католики и сопредседателем стал еп. Юсеф аль-Хури. С 1994 г. сопредседателями Совета были: правосл. Патриарх Александрийский Парфений III (в 1996 его в качестве сопредседателя сменил митр. Лимасольский Хрисанф (Кипрская Православная Церковь), копт. Патриарх Александрийский Шенуда III , лат. Патриарх Иерусалимский Мишель Саббаи и глава Совета евангелических Церквей Сирии и Ливана пресвитерианский пастор Салим Сахиуни. В наст. время членами БВСЦ являются почти все крупные Церкви Ближ. Востока, в т. ч. Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Кипрская Православные Церкви, арм. Киликийский Католикосат, Коптская Церковь, Сирийская Церковь, ближневост. католич. Церкви (Армянская, Халдейская, Коптская, Мелкитская, Маронитская, Сирийская Католические Церкви и лат. Иерусалимский Патриархат), англикан. Епископальная Церковь в Иерусалиме и на Ближ. Востоке и Епископальная Церковь в Судане, Евангелическо-Лютеранская Церковь в Иордании, ряд реформатских Церквей и объединений (Евангелическая Церковь Египта, Евангелическая Церковь в Судане, Синод Евангелической Церкви в Иране, Национальный евангелический синод Сирии и Ливана, Национальный евангелический союз Ливана, Пресвитерианская Церковь в Судане, Союз армянских евангелических Церквей на Ближ. Востоке, Французская реформатская Церковь в Тунисе, Национальная евангелическая Церковь в Кувейте) и Протестантская Церковь в Алжире, объединяющая методистов, реформатов, пятидесятников и членов Армии спасения. Из традиц. ближневост. Церквей не входит в Совет только ассир. Церковь Востока.

http://pravenc.ru/text/149383.html

Католикос Нерсес V. Портрет. 40-е гг. XIX в. (Гос. Картинная галерея Армении. Ереван) Католикос Нерсес V. Портрет. 40-е гг. XIX в. (Гос. Картинная галерея Армении. Ереван) Благодаря длившейся почти столетие борьбе с Персией по Туркманчайскому договору 1828 г. Вост. Армения вошла в состав Российской империи. Деятельность Армянской Церкви протекала в соответствии с особым «Положением» («Сводом законов Армянской Церкви»), утвержденным имп. Николаем I в 1836 г. Согласно этому документу, в частности, был упразднен утративший самостоятельное значение Албанский Католикосат, епархии к-рого вошли в состав Эчмиадзинского Католикосата. По сравнению с др. религ. общинами Армянская Церковь в Российской империи занимала особое положение, на к-рое не могли существенно повлиять частные ограничения (католикос должен был рукополагаться только с согласия императора; в 1885-1886 арм. приходские школы были временно закрыты, а с 1897 переданы в ведомство Мин-ва просвещения; в 1903 был издан указ о национализации арм. церковных имуществ, отмененный в 1905). Предстоятели Армянской Церкви имели возможность влиять и на мирские дела. Усилиями католикоса Нерсеса V в Тифлисе была открыта школа, выпускники к-рой сыграли особую роль в развитии новой арм. культуры. ДА в Эчмиадзине к кон. XIX в. стала одним из крупнейших центров научного арменоведения. В Османской империи арм. церковная организация в XIX в. также обрела новый статус. После русско-тур. войны 1828-1829 гг. благодаря посредничеству европ. держав в К-поле были созданы католич. и протестант. общины, в их состав вошло значительное количество армян. Тем не менее арм. К-польский патриарх продолжал рассматриваться Высокой Портой как офиц. представитель всего арм. населения империи. Избрание патриарха утверждалось султанской грамотой, и тур. власти всячески стремились поставить его под свой контроль, используя политические и общественные рычаги. Малейшее нарушение пределов компетенции и неповиновение могли повлечь за собой низложение с престола.

http://pravenc.ru/text/76124.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010