После разгрома монголо-татарами в 1232-1241 гг. половцев, Волжской Булгарии, Руси и Кавказа хан Батый основал гос-во Золотая Орда (см. Орда ). В течение долгого времени среди населения, жившего на территориях, подвластных Золотой Орде, сосуществовали язычество, буддизм, ислам (в 1313 ставший господствующей религией) и христианство. Среди христ. исповеданий в начальный период монголо-татар. гос-ва заметную роль играло несторианство , распространенное среди правящей верхушки, несторианином был старший сын Батыя хан Сартак (1255-1256). Хан Берке (1256-1266) преследовал несториан и разгромил их общину в Самарканде. В золотоордынских городах существовали также общины Яковитской церкви (об этом свидетельствуют вопросы правосл. Сарайского еп. Феогноста , направленные греч. архиереям в 1276) и Армянской Апостольской Церкви . Для окормления правосл. населения поволжских и подонских степей, входивших в состав Орды, а также многочисленных рус. пленных, живших в Орде, в 1261 г. была создана Сарайская и Подонская епархия Русской Церкви. Первоначально резиденцией Сарайских архиереев являлся г. Сарай-Бату (Селитренное городище в Астраханской обл.), затем Сарай-эль-Джедид (предположительно Царёвское городище в В. о.). В сер. XV в., в период войн в распадавшейся Орде, резиденция Сарайских епископов переместилась в Москву, на Крутицы. В 20-х гг. XIV в. в столице Орды появилась католич. кафедра во главе с францисканцем Стефаном. Францисканцы занимались миссионерством среди кочевников, их проповедь имела успех, при хане Узбеке католики пользовались льготами и владели охранной грамотой. В 1334 г. в Сарае мусульмане убили миссионера-францисканца Стефана Венгерского, к-рого местные католики стали почитать как святого. Прекращение деятельности католиков в Золотой Орде, по-видимому, связано с последствиями похода в 1395 г. войск Тамерлана, опустошивших земли Орды. В образовавшихся после распада Золотой Орды татар. ханствах и ордах господствовал ислам. Православие на территории В. о. в сер. XVI - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/155148.html

в Бахдиде (Кара-Коше) начала работать семинария Сирийской католической Церкви. 9 февр. 2010 г. в Багдаде в арм. монастыре св. Карапета был создан Совет лидеров христианских Церквей И. В его состав вошли представители 14 христ. Церквей, официально признанных Иракским гос-вом еще в 1982 г. Генеральным секретарем сроком на 3 года был избран Авак (Асадурян), архиеп. Армянской Апостольской Церкви в И. Среди главных задач совет назвал объединение усилий членов христ. сообщества, направленных на защиту интересов ирак. христиан. 31 окт. 2010 г. в Багдаде был совершен террористический акт против прихожан ц. Саидат аль-Неджат (Пресв. Девы Марии Заступницы), принадлежащей Сирийской католич. Церкви, в результате к-рого погибли 58 чел., 75 были ранены. 8 февр. 2011 г. Президент И. Талабани создал Комитет по делам христиан, который будет осуществлять мониторинг положения христиан в И. и содействие в решении их проблем. В офиц. коммюнике сообщается, что комитет собирается обратиться к мусульм. духовным лидерам с просьбой издать фетвы, однозначно осуждающие нападения на христиан. Лит.: Dann U. Iraq under Qassem: A Political History, 1958-1963. N. Y.; L., 1969; Федченко А. Ф. Ирак в борьбе за независимость (1917-1969). М., 1970; Batatu H. The Old Social Class and the Revolutionary Movements of Iraq: A Study of Iraq " s Old Landed and Commercial Classes and of its Communists, Ba‘thists, and Free Officers. Princeton, 1978; Marr P. The Modern History of Iraq. L.; Boulder, 1985; Новейшая история арабских стран Азии, 1917-1985. М., 1988; Valognes J.-P. Vie et mort des chrétiens d " Orient: Des origines à nos jours. [P.], 1994; Simons G. L. Iraq: From Sumer to Saddam. L., 19962; Planhol X., de. Minorités en Islam: Géographie politique et sociale. [P.], 1997; Республика Ирак в системе междунар. отношений (80-е гг. XX в.- нач. XXI в.). М., 2002; Иракский кризис: [Сб.]. М., 2004; Уткин А. И. Правда об Ираке, или Битва в Месопотамии. М., 2007. Т. К. Кораев, И. Р. Л. Рубрики: Ключевые слова: ИРАН [Исламская Республика Иран; Джомхурийе Эсламийе Иран; до 1935 г. Персия], государство в Юго-Зап. Азии

http://pravenc.ru/text/673821.html

Фотография. 24 февр. 2000 г. Шенуда III, патриарх Коптской Церкви, и папа Римский Иоанн Павел II во время визита в Египет. Фотография. 24 февр. 2000 г. В период Патриаршества Шенуды III К. Ц. открыто стала претендовать на ведущую роль среди нехалкидонских Церквей, что вызвало неоднозначную реакцию др. единоверных общин. В частности, в 1998 г. главы Сирийской яковитской и Армянской Апостольской Церквей отказались от предложения К. Ц. представлять их интересы на экуменических съездах. Отношения с Эфиопской Церковью кардинально ухудшились после того, как в 1976 г. марксистским правительством Эфиопии был арестован, а в 1979 г. казнен Эфиопский патриарх Феофил. К. Ц. отказалась признавать его преемника Такла Хайманота (1976-1988), хотя евхаристическое общение между Церквами прервано не было. Новый кризис в коптско-эфиопских церковных отношениях возник, когда в 1994 г. Шенуда III рукоположил 5 эритрейских епископов, а 7 мая 1998 г. один из них, Филипп, был возведен в патриарший сан. Активное участие престола св. Марка в создании автокефальной Эритрейской Церкви было воспринято в Аддис-Абебе как недружественный шаг. Полностью связи между Коптской и Эфиопской Церквами восстановились лишь в июле 2007 г. С 70-х гг. ХХ в. по инициативе Шенуды III К. Ц. активизировала диалог с халкидонскими Церквами. С 1971 г. начались регулярные встречи копт. и католич. богословов. В окт. 1972 г. патриарх Шенуда посетил Москву, Стамбул, Бухарест и Тбилиси, где был принят поместными правосл. патриархами. 4-10 мая 1973 г. состоялся 1-й в истории визит коптского патриарха в Рим. По итогам переговоров с папой Павлом VI было заявлено об обоюдном согласии с христологической формулой свт. Кирилла Александрийского: «единая природа Бога Слова воплощенная». В 1988 г. между К. Ц. и Ватиканом была подписана совместная декларация, признававшая общую веру в «тайну Воплощенного Слова». 24-26 февр. 2000 г. Шенуда III принимал прибывшего в Египет Римского папу Иоанна Павла II . В 1985 г. начала официальную работу Смешанная комиссия по богословскому диалогу между представителями нехалкидонских и крупнейших греко-православных Церквей.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Нек-рые церкви эпохи крестоносцев строились по восточнохрист. образцам с их тяготением к центричности и с подчеркнутой темой купола на квадратной основе. Эти качества переплетались с особенностями зап. традиции или воплощались в чистом варианте, и только отдельные архитектурные детали (порталы, стрельчатые арки) выдают принадлежность таких построек к XII в. Образцом синтеза традиций является арм. собор святых Иаковов (сер. XII в.) с необычным куполом над центральной ячейкой 4-столпного наоса (см. Иаковов святых армянский мон-рь в Иерусалиме ). Др. пример синтеза - ц. св. Елены на 4 круглых колоннах (см. выше). Типологически близка к этим постройкам ц. Страданий Марии, фрагменты к-рой открыты под арм. католич. церковью 1881 г. Она реконструирована Венсаном как типичная для визант. мира церковь с 4 крестообразными столбами и 3 апсидами на востоке (размер 12,5×17,9 м). Исторические сведения, метки мастеров и фрагменты греч. и лат. надписей позволяют датировать ее 1160-1187 гг. или, вероятнее, 1229-1244 гг., когда ее могла возвести правосл. или яковитская община. К эпохе крестоносцев относятся и остатки структуры под совр. ц. Осуждения Спасителя. Раскопки Шика в 1889 г. выявили стены по периметру построек высотой до 1,5 м. В основе комплекса - небольшая церковь (внешний размер 8,8×9,15 м) с квадратным наосом, 4 колоннами квадратного сечения посреди него и 3 апсидами. Наиболее вероятно, что она была построена в 1229-1244 гг.; Венсан считает постройку правосл. храмом ( Vincent, Abel. 1922. Fasc. 3. P. 586; Pringle. 2007. P. 91). Новая ц. св. Иоанна Предтечи (ныне православная) была построена над старой церковью того же посвящения, оказавшейся к XII в. значительно ниже культурного слоя и, вероятно, частично разрушенной. Она имела форму триконха с широко раздвинутыми юж. и сев. экседрами (22 м по оси «север-юг» × 10 м по оси «запад-восток»). Стены старой церкви были укреплены, центральная часть и апсида перекрыты стрельчатыми крестовыми сводами, после чего она стала криптой. Верхняя церковь получила 3 алтаря: главный - в апсиде, боковые - в небольших прямоугольных нишах по сторонам ее. Купол имеет низкий 8-гранный барабан с окнами во всех гранях ( Pringle. 2007. P. 201-206). Др. триконховая композиция, в отличие от предыдущей вытянутая по продольной линии, представлена ц. Марии, раскопанной на Елеоне. Ни датировка, ни конфессиональная принадлежность точно не установлены.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Маронитская католическая Церковь появилась на К. в VIII в. Резиденция архиепископа Кипра расположена в Никосии. Имеется 10 приходов. Прихожан насчитывается ок. 4 тыс., большинство из которых - сельские жители. Более половины всех маронитов К. проживает в неск. деревнях в окр. Кириния. В зап. части округа, в сел. Кормакитис, находится один из старейших соборов кипрских маронитов, построенный в 1-й пол. XII в. Среди городских жителей маронитов менее 500 чел. В Никосии проживает ок. 350 чел., в Лимасоле - ок. 100. Протестантские церкви, деноминации и секты Распространение протестантизма началось на К. во 2-й пол. XIX в. Тогда же образовались различные протестант. миссии. Наиболее многочисленная - 10 тыс. прихожан, в основном англичан, среди протестант. орг-ций - англикан. Епископальная Церковь Иерусалима и Ближнего Востока, представленная диоцезом Кипра и Персидского зал. На острове проживает ок. 500 чел. Свидетелей Иеговы . Адвентисты седьмого дня, Церковь Бога , Реформатская пресвитерианская церковь (греко-евангелическая) насчитывают по неск. десятков адептов каждая. Небольшое число протестантов-евангелистов, встречающихся среди армян, объединены в Союз армянских евангелических церквей на Ближ. Востоке. Христ. Церкви К. входят в Совет Церквей Ближ. Востока. Ислам Верующие мусульмане К.- сунниты. В основном это турки-киприоты, проживающие в сев. части острова, где существует наибольшее количество мечетей, нередко переделанных из католич. храмов. Иудаизм Община приверженцев иудаизма объединяет 1800 чел. В Ларнаке открыта синагога (построена в 2005). Религиозное законодательство Согласно Конституции 1960 г. (ст. 18. 1), каждый человек имеет право свободы слова, совести и религии. Все религии, обряды к-рых не осуществляются тайно, являются свободными и равны перед законом (ст. 18. 2-3). Ни один законодательный, исполнительный или адм. акт республики не может дискриминировать к.-л. религ. институт или религ. орг-цию. Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания, он может изучать догматы своей религии индивидуально или коллективно. Запрещена религ. деятельность, угрожающая конституционному строю, безопасности граждан и общественному порядку. Все эти постановления указывают на то, что на острове нет религии, признанной официальной. Гарантирована защита прав 3 религ. групп, к-рые составляют наименьшую часть населения (католики, монофизиты и марониты).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Римско-католическая Церковь пыталась распространить в К. действие Флорентийской унии 1439 г. (см. Ферраро-Флорентийский Собор ). Среди участников Флорентийского Собора упоминается арм. епископ Каффы. Еп. Каффский Джакомо Кампори (1446-1455) требовал помощи консула Каффы в латинизации армяно-униат. и греко-униат. общин. Получив отказ, епископ обвинил консула во взяточничестве, но был смещен с кафедры. К сер. XV в. в Каффе существовали 3 епископские кафедры (латинская, греческая и армянская), подчиненные Риму. К 1475 г. в городе было 2 католич. мон-ря (доминиканский и францисканский) и более 20 церквей (ни одна из них не сохр.). Армянский мон-рь Сурб-Хач в Ст. Крыму. Фотография. 2010 г. Армянский мон-рь Сурб-Хач в Ст. Крыму. Фотография. 2010 г. С эпохой генуэзского господства в К. связан период расцвета арм. общин региона. Армяне присутствовали в К. с древности благодаря тесным связям Боспора и Понтийского царства в эпоху эллинизма. В VII-VIII вв. нек-рые армяне переселились в К., спасаясь от араб. завоеваний. Новые переселенцы из Закавказья и Понта прибыли в К. в XI-XIII вв., когда Ближ. Восток завоевали турки-сельджуки. К XIII в. армяне проживали во всех крупных городах юж. берега К. Иммиграция армян продолжалась и в дальнейшем. Так, в 1330 г. с согласия генуэзцев неск. тысяч армян из Ани переселились в Каффу. Нек-рые армяне прибыли в К. из Ак-Сарая на Волге. Известно о постройке армянами храмов в Каффе на рубеже XIII и XIV вв.; с 1318 г. в городе находился арм. архиепископ. В Уставе генуэзской Газарии (1316) упоминаются 3 арм. церкви внутри крепостных стен Каффы (консулам запрещалось распоряжаться той частью городской земли, на к-рой «издревле расположены церкви греков, армян и русских и монастыри этих церквей»). В нек-рых генуэзских документах 1-й пол. XV в. юго-вост. побережье К. именуется Приморская Армения. В Солхате (Сурхате) в XIV-XV вв. было 4 арм. мон-ря и 9 церквей. В окрестностях города - храмы и мон-ри св. Симеона, Пресв. Богородицы, св. Стефана, Воскресения Христова, св. Григория Просветителя, св. Сергия, Св. Креста (Сурб-Хач), св. Авксентия и св. Георгия. В нач. XIV в. под рук. архимандритов Аветика и Петроса действовали училища при монастырях Гамчак (Кимчак; на окраине Солхата) и Кизилташском св. Мины (близ совр. пос. Щебетовка, в 1434 кафедра Каффского епископа), куда приезжали ученики даже из закавказской Армении. В XV в. получила известность школа при монастыре св. Антония в Каффе под руководством архим. Саргиса. С нач. XIV в. Римско-католическая Церковь прилагала усилия к заключению унии с Армянской Апостольской Церковью, действуя в К. через администрацию генуэзских факторий. В Каффе существовал армянский доминиканский мон-рь. В 1438 г. армяне, жившие в К. под духовным рук. архим. Саргиса, направили делегацию на Флорентийский Собор и вступили в унию.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ [евр.  ,  араб.  ; греч. Ιβ], ветхозаветный праотец, о к-ром повествует ветхозаветная каноническая книга, названная его именем (см. Иова книга ). Память И. в Иерусалимском уставе отмечалась 22 мая, но основным днем его памяти стало 6 мая. В Армянской Церкви память И. празднуется 6 мая, 26 дек. (в числе ветхозаветных праведников) и в 3-й четверг после Успения Пресв. Богородицы (в воскресенье, ближайшее к 15 авг.), в Коптской и Эфиопской Церквах - 2 пашонса/генбота (27 апр.; в нек-рых копт. Минологиях также 1 тоута (29 авг.), иногда с уточнением, что это память исцеления И.). В сиро-яковитских Минологиях VII-XIV вв. отмечена память И. 9 авг., к-рую в более поздних календарях вытеснила визант. память 6 мая (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 34, 44, 77, 101, 112. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В католич. Церкви - 10 мая. Этимология имени В науке возобладало мнение, что   - древнее западносемит., возможно аморрейское, имя ( Knudsen. 1999). Это имя зафиксировано в источниках II тыс. до Р. Х., найденных в Египте (в текстах проклятий, в письмах из Амарны), Месопотамии (Мари) и Сирии (Алалах, Угарит). Реконструкция этого имени ayya-abum или ayya-abi позволяет истолковать его значение как «Где (Бог-)Отец?» ( Janzen. 1985) или «Где мой (Бог-)Отец?» ( Clines. 1989). Такое имя, вероятно, понималось как обращение к Богу за помощью; менее вероятно, как считает Д. Клайнс, оно давалось детям, чей отец умер до их рождения (Ibid.). Другая этимология этого имени, впервые выдвинутая, возможно, Г. Эвальдом, основана на сопоставлении с араб.   (возвращаться) и с его именным производным   (кающийся) (так И. назван в Коране 38. 44). Не исключено, что древнее западносемит. имя было переосмыслено в древнееврейском; оно может быть понято как производное от евр. корня  ,   (ненавидеть) либо с пассивным значением «ненавидимый, притесняемый» (ср.   - рожденный), либо с активным значением «ненавидящий, враждебный» (ср.   - сильный). Как предполагает Дж. Янзен, древнеевр. читатель видел в имени Иов игру слов, к-рая перекликается с содержанием книги: ее благочестивый герой («Где (Бог-)Отец?») терпит страдания («ненавидимый, притесняемый»). Клайнз, напротив, полагает, что в древнеевр. тексте имя  утратило древнее западносемит. значение.

http://pravenc.ru/text/578142.html

536-538 ИАКОВ ИЗ МАРКИ [мирское имя Доменико Гангала] (1394 - 1476), св. католич. Церкви (пам. 28 нояб.), монах-францисканец, проповедник, политический деятель, дипломат 538-540 540-542 543-545 ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) 545-546 546-547 547-548 548-553 ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления 553-556 ИАКОВ ЭВБЕЙСКИЙ [в миру Иаков Цаликис] (1920 - 1991), старец, архим. и игум. Давида преподобного мон-ря на о-ве Эвбея 556-557 557-558 «ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ, ШЕСТОДНЕВ» средневек. слав., вероятнее всего древнерус., псевдоэпиграф, цикл уставных чтений для седмичного круга богослужения 558-559 ИАКОВА ПОСЛАНИЕ в составе НЗ одно из Соборных Посланий, автором к-рого традиционно считается Иаков, брат Господень 559-567 ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ раннехристианский апокриф о жизни Пресв. Богородицы и Рождестве относящийся к жанру Евангелий детства 567-576 ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ [апостолов Иакова, брата Господня, и Иакова Зеведеева], памятник арм. архитектуры и искусства эпохи крестоносцев 576-580 580-582 ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник 583-590 ИАННУАРИЙ мч. (пам. греч. 16 апр., 30 авг., 27 сент.) - см. в ст. Феликс, Ианнуарий, Фуртунат (Фуртуниан) и Септимин (Септимий), мученики Римские 590-591 ИАРЛАТ (VI в.), свт. (пам. зап. 25 дек., 6 июня), основатель церковного поселения и епископской кафедры Туам-Да-Гуаланн (ныне Туам, Ирландия) 591-593 593-595 ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) 596-598 598-599 ИБАР (V-VI вв.), св. (пам. зап. 23 апр.), основатель церковного поселения на о-ве Бекк-Эре (Ирландия)

http://pravenc.ru/vol/xx.html

Чаще всего визант. О. украшаются 4 или 5 крестами (πλοι). В позднее средневековье на них стали размещаться изображения праздничных циклов (напр., образы Рождества Христова, Крещения, Распятия и Вознесения на О. 2-й пол. XIV в. из Никеи, к-рый был привезен в Россию в 1655 и в наст. время хранится в Музеях Кремля; О., сшитый из 2 визант. О., датируемых XIV или XV в., к-рый в 1683 был прислан Афанасию (Любимову), архиепископу Холмогорскому, от митрополита Новгородского Корнилия (Космы) и в наст. время хранится в Архангельском областном краеведческом музее, в центре каждого креста на этом О. имеется изображение Христа Пантократора, а по сторонам помещены образы Пресв. Богородицы, св. Иоанна Предтечи и архангелов Михаила и Гавриила). У нехалкидонитов сирийской и армянской традиции О. почти идентичен визант. образцам. У сирийцев его принято называть «большой орарь» (    ). Количество крестов на арм. О. указывает на место епископа в иерархии (2 креста - епископ, 3 - митрополит, 4 - архиепископ, 5 - католикос). У коптов в древности использовались О. визант. типа и О. в виде узкого шарфа, туго завязанного вокруг шеи, со свисающими на грудь концами. Однако в позднее средневековье они были полностью вытеснены др. облачением -   («баллин»,- возможно, от «паллий»), к-рое представляет собой широкую шелковую ленту длиной 4-5 м и шириной от 40 см и больше. Баллин возлагается на голову наподобие капюшона или башлыка (что, возможно, вызвано влиянием монашеского облачения на епископское), концы ленты спускаются на грудь, перекрещиваются и обматываются вокруг тела, затем перекрещиваются на спине и закидываются на плечи. В католич. Церкви после 2005 г. наряду с паллием и рационалом может использоваться О. визант. типа, даже при совершении службы по рим. обряду. Лит.: Мансветов И. Д. Омофор//Древности: Тр.МАО. 1871. Т. 3. Вып. 2. С. 138-154; Голубинский. История РЦ. 1904. Т. 1. Ч. 2. С. 262-263; Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904. С. 256-260; Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident u. Orient. Freiburg i. Br., 1907; Пальмов Н. Н. Об омофоре, саккосе и митре: Ист.-археол. этюд//ТКДА. 1912. Т. 2. 7/8. C. 375-424; Klauser Th. Der Ursprung der bischöflichen Insignien u. Ehrenrechte. Bonn, 19532; Papas T. Studien zur Geschichte der Messgewänder im byzant. Ritus. Münch., 1965; Walter Chr. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982; Innem é e K. C. Ecclesiastical Dress in the Medieval Near East. Leiden etc., 1992; Woodfin W. Th. Late Byzantine Liturgical Vestments and the Iconography of Sacerdotal Power: Diss. Urbana (Il.), 2002; Taft R. F. The Case of the Missing Vestment: The Byzantine Omophorion Great and Small//BollGrott. Ser. 3. 2004. Vol. 1. P. 273-302; Schnabel N. C. Die liturgischen Gewänder u. Insignien des Diakons, Presbyters u. Bischofs in den Kirchen des byzant. Ritus. Würzburg, 2008.

http://pravenc.ru/text/2578397.html

В 1965-1982 гг. на территории СССР легально действовали следующие религ. орг-ции. Наибольшее число верующих объединяла в себе Русская Православная Церковь, против к-рой в первую очередь была направлена репрессивная политика гос-ва. Число приходов РПЦ постепенно уменьшалось, сократившись с 7523 в 1966 г. до 7007 в 1981 г., офиц. поводом для закрытия храмов служило в основном сокращение населения деревень. Число епархий сократилось с 73 в нач. 60-х гг. до 67 в 1974 г. при числе правящих архиереев в 1974 г.- 58. Грузинская Православная Церковь имела к нач. 80-х гг. 45 приходов, расположенных на территории Грузинской ССР. К нач. 70-х гг. в СССР насчитывалось более 300 старообрядческих приходов. Католич. церковь в СССР в 60-70-х гг. имела общины (в 1976 - 1070) в основном в местах компактного проживания католиков - в Литве и Латвии, зап. областях Белоруссии, Украины и Молдавии. Армянская Апостольская Церковь имела приходы на территории Армении, Азербайджана, Грузии, РСФСР (в нач. 80-х гг.- 38 действующих храмов). В 1961 г. произошел раскол Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), вызванный несогласием нек-рых общин с политической линией руководства ВСЕХБ. «Инициативники» обвинили руководство в соглашательстве с властями и вышли из ВСЕХБ, образовав Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦЕХБ), к-рый не был признан властями. В 70-х гг. во ВСЕХБ входило ок. 3 тыс. общин, в СЦЕХБ - свыше 400. Приходы Евангелическо-лютеранской церкви действовали в основном на территории Латвии, Эстонии и Литвы (в сер. 80-х гг.- 580 общин). К нач. 80-х гг. в СССР существовало 86 зарегистрированных реформатских общин, представлявших Евангелическо-реформатскую церковь Литовской ССР и Реформатскую церковь Закарпатской обл. Украинской ССР. Методистская церковь в СССР действовала на территории Эстонии (в сер. 80-х гг.- 15 приходов). Общины меннонитов объединяли этнических немцев, проживавших в ряде областей Зап. Сибири и республиках Ср. Азии; к сер. 80-х гг. действовали 53 общины, число незарегистрированных общин составляло ок. 100. К сер. 80-х гг. в СССР насчитывалось 235 зарегистрированных орг-ций христиан веры евангельской - пятидесятников , число незарегистрированных общин многократно превышало число действовавших легально. В 1981 г. произошло объединение общин адвентистов седьмого дня, действовавших на территории СССР, число общин увеличилось со 159 в 1968 г. до 342 к сер. 80-х гг. К сер. 70-х гг. в СССР было зарегистрировано 181 объединение иудаистов, столько же общин действовало без регистрации, 2 орг-ции буддистов (ок. 15 существовали без регистрации).

http://pravenc.ru/text/153403.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010