Пять В. к. Ц. происходят от древних Восточных (дохалкидонских) Церквей, среди последователей к-рых также проводилась пропаганда католич. униатизма. В 1182 г. при поддержке крестоносцев в общение с лат. Антиохийским патриархом вступили общины маронитов (сир. монофелитов), добровольно заключившие унию с Римом с принятием католич. вероучения, но с сохранением своего обряда и составившие Маронитскую католическую Церковь. В 1198 г. из-за политических причин, связанных со стремлением правителей Киликийской Армении получить царский (королевский) титул, между иерархами Армянской Церкви и Римом была подписана уния (см. ст. Армянская Апостольская Церковь ), однако большинство армян отказались признать воссоединение с католич. Церковью. Принятый на Ферраро-Флорентийском Соборе декрет об унии с Армянской Церковью «Exsultate Deo» (22 нояб. 1439) носил декларативный характер и не имел к.-л. последствий, но послужил догматической основой для образования в XVIII в. Армянской католической Церкви, возникшей как результат миссионерской деятельности доминиканцев и иезуитов на Ближ. Востоке. Богослужение в храме Коптской католической Церкви в Каире. Фотография. 1998 г. Богослужение в храме Коптской католической Церкви в Каире. Фотография. 1998 г. Со времени 5-го крестового похода (1217-1221) в Египте существовали лат. еп-ства и осуществлялась католич. пропаганда среди христиан-монофизитов Коптской Церкви . 4 февр. 1442 г. на Ферраро-Флорентийском Соборе был принят декрет «Cantate Domino», провозгласивший унию Коптской и Римско-католической Церквей, но реального воссоединения не произошло из-за негативного отношения к унии со стороны большинства христиан-коптов. Усиление деятельности францисканцев , капуцинов и иезуитов в Египте и Палестине в XVII-XVIII вв. позволило Риму учредить апостольский викариат для коптов-католиков Египта (1741), преобразованный 15 авг. 1824 г. в Александрийский патриархат Коптской католической Церкви (возобновлен 26 нояб. 1895). В кон. XIII в. первые католич. проповедники начали проводить миссию среди христиан-монофизитов Эфиопской Церкви .

http://pravenc.ru/text/155376.html

Церковно-политические взгляды Г. Т. характеризуют его как твердого защитника Армянской Церкви, отстаивавшего ее позиции в борьбе против католич. миссионеров, проникших в Вост. Армению в 20-40-х гг. XIV в. В это же время арм. униатами (сторонниками унии с Римом) были переведены на арм. язык труды Фомы Аквинского , Альберта Великого , Гильберта Порретанского и др. католич. философов. Эти сочинения были использованы Г. Т. в полемике с католич. проповедниками, а арм. читатели познакомились с европ. философской мыслью XIII-XIV вв. Аристотелизм Фомы Аквинского оказал определенное влияние на гносеологию и логику Г. Т. Положительно восприняв философскую лит-ру Запада, Г. Т. отверг католич. теологию и догматику. Он возглавил борьбу за сохранение самостоятельности Армянской Церкви, пресек попытки униатов подчинить Армению Римскому престолу и выдвинул идею о перенесении обратно в Эчмиадзин резиденции арм. католикоса-патриарха из Киликийской Армении, попавшей под власть егип. мамлюков и под влияние папских эмиссаров. Эту идею через 2 десятилетия после смерти Г. Т. осуществили его ученики (Товма Мецопеци и др.), вернувшие престол католикоса в Араратскую долину, в Эчмиадзин, где он и пребывает в наст. время. За годы руководства Татевским ун-том и апракунисской монастырской школой Г. Т., по свидетельству современников, воспитал свыше 300 учеников, ставших впосл. видными деятелями арм. науки, лит-ры и Церкви (Аракел Сюнеци, Матеос Джугаеци, Товма Мецопеци и др.). Армянская Апостольская Церковь причислила Г. Т. к лику святых. Соч.: Армянская философия, Григор Татеваци/Сост., пер. и вступ. ст.: С. С. Аревшатян//Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 654-659; Толкование Притчей Соломоновых/Пер. с древнеарм., вступ. ст. и примеч.: С. С. Аревшатян. Ереван, 1999. Лит.: Аревшатян С. С. Философские взгляды Григора Татеваци. Ереван, 1957; он же. Григор Татеваци//Видные деятели армянской культуры. Ереван, 1982. С. 326-333. С. С. Аревшатян Рубрики: Ключевые слова: ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель

http://pravenc.ru/text/168121.html

С 2005 г. в городе функционирует арм. воскресная школа. В 2007 г. на собрании Региональной армянской национальной культурной автономии было решено начать строительство армянской церкви в Новосибирске. В 2008 г. заложена ц. Сурб-Аствацацин (Пресв. Богородицы; архит. Г. Арутюнян). 7 апр. 2009 г. зарегистрирован приход Сурб-Аствацацин Новонахичеванской и Российской (с 2013 Российской и Новонахичеванской) епархии. ААЦ ведет в Новосибирске активную богослужебную, просветительную, благотворительную деятельность, созданы молодежная орг-ция «Манкунк», школа арм. традиц. танцев «Берд», футбольный клуб «Мрав». Римско-католическая Церковь Становление Римско-католической Церкви в регионе происходило одновременно с его освоением: поляки, литовцы, белорусы входили в состав первопоселенцев. Число католиков пополняли ссыльные - участники Польских восстаний 1830-1831 и 1863-1864 гг. К кон. XIX в. польск. общины существовали в Каинске и Колывани. Со строительством Транссибирской магистрали в регионе появились выходцы из нем. католич. колоний Поволжья, из Прибалтики и зап. губерний России. По данным Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в Каинском окр. Томской губ. проживали 3 594 католика. В 1902 г. в пос. Новониколаевском был построен католич. молитвенный дом, к приходу к-рого относились города Барнаул, Бийск, Кузнецк, Усть-Каменогорск, Колывань и села в Барнаульском, Бийском и Кузнецком уездах, а также станции по Сибирской железной дороге восточнее Чулыма до Болотной. До 1904 г., до назначения постоянного священника, католиков, проживавших на данной территории, окормлял томский курат. В 1905-1909 гг. в Новониколаевске шло строительство каменного костела, его освящение во имя св. Казимира 12 мая 1909 г. совершил епископ-суффраган римско-католич. Могилёвской архиепархии Иоанн Цепляк. При костеле размещались польск. школа, правление благотворительного об-ва, действовало римско-католич. кладбище. Новониколаевский костел входил в учрежденный в 1910 г. Томский деканат. В 1906-1909 гг.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Одновременно с укреплением экономических связей Османской империи с Европой в XVII-XVIII вв. происходил рост пропагандистской активности католич. Церкви. ААЦ в целом занимала резко негативную позицию по отношению к миссионерской деятельности Рима среди армян. Тем не менее в сер. XVII в. наиболее значительная арм. колония в Европе - в Речи Посполитой - под мощным политическим и идеологическим давлением приняла католичество, вскоре после чего эта многочисленная и процветавшая арм. община ассимилировалась, слившись с местным населением (хотя многие из потомков польск. армян еще помнят о своем происхождении). В нач. XVIII в. арм. епископы Халеба и Мардина открыто высказывались в пользу перехода в католичество. В К-поле, где пересекались политические интересы Востока и Запада, европ. посольства и католич. миссионеры из орденов доминиканцев, францисканцев и иезуитов развернули активную деятельность среди арм. общины. В результате влияния католиков среди арм. духовенства в Османской империи произошел раскол: неск. епископов приняли католичество и при посредничестве франц. правительства и папства отделились от ААЦ. В 1740 г. при поддержке папы Бенедикта XIV они образовали Армянскую католическую Церковь , перешедшую в подчинение Римского престола. Вместе с тем связи ААЦ с католиками сыграли существенную роль в возрождении национальной культуры армян и распространении европ. идей Ренессанса и Просвещения. С 1512 г. в Амстердаме (типография мон. Агопа Мегапарта), а затем в Венеции, Марселе и др. городах Зап. Европы начали печататься книги на арм. языке. Первое арм. печатное издание Свящ. Писания было осуществлено в 1666 г. в Амстердаме мон. Эчмиадзинского мон-ря Восканом Ереванци. В самой Армении культурная деятельность была сильно затруднена (первая типография открылась здесь только в 1771), что заставляло мн. представителей духовенства покидать Ближ. Восток и создавать монастырские, научно-просветительские объединения в Европе. Мхитар Себастаци, увлекшийся деятельностью католич. миссионеров в К-поле, в 1712 г. основал мон-рь на о-ве Сан-Ладзаро в Венеции. Приспособившись к местным политическим условиям, братия мон-ря признала примат Римского папы; тем не менее эта община и возникшее ее ответвление в Вене старались оставаться в стороне от пропагандистской деятельности католиков, занимаясь исключительно научно-просветительской работой, плоды к-рой заслужили всенародное признание (см. Мхитаристы ). В XVIII в. большое влияние среди армян, сотрудничавших с католиками, приобрел католич. монашеский орден антонитов . Общины антонитов на Ближ. Востоке формировались из представителей Вост. Церквей, перешедших в католичество, в т. ч. из ААЦ. Орден арм. антонитов был основан в 1715 г., и его статус утвержден папой Климентом XIII . К кон. XVIII в. большинство архиереев Армянской католической Церкви принадлежали к этому ордену.

http://pravenc.ru/text/76124.html

было учреждено лат. Вавилонское еп-ство (с 1848 архиеп-ство), юрисдикция к-рого распространялась на Месопотамию, Иран и Армению. Под влиянием католич. пропаганды большинство несториан, в т. ч. обитатели Б., во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. перешли в унию с Римом, образовав т. н. Халдейскую Церковь. Численность багдадских христиан сер. XIX в. составляла всего ок. 2-4 тыс. чел., гл. обр. халдеев. Имелись халдейская, сиро-католич., армяно-католич., мелькитская (униатская) церкви, храмы лат. епископа Б. и общины Армянской Апостольской Церкви. Положение католич. епископа было довольно двусмысленным, т. к. его не признавало большинство униатов вост. обряда, подчинявшихся собственным патриархам. В нач. XX в. из 200 тыс. населения Б. 40 тыс. составляли иудеи и 10 тыс. христиане, насчитывалось 6 церквей и 6 синагог. Багдадские евреи представляли собой влиятельную общину, монополизировавшую всю внутреннюю и значительную часть внешней торговли Ирака и игравшую важную роль в гос. управлении. Во время первой мировой войны, в марте 1917 г., Б. был занят англ. войсками. В 1921 г. он стал столицей королевства Ирак, первоначально находившегося под брит. мандатом, с 1932 г. независимого, с 1958 г.- Республики Ирак. Начиная с 30-х гг. XX в. Б. быстро расширялся, в городе создавалась совр. промышленность, стремительно росло население (1947 - 467 тыс., 1957 - 735 тыс., 1987 - 3844 тыс.). Христ. присутствие в Б. сохранялось: по статистическим данным 1936 г., одних только халдеев в столице насчитывалось более 20 тыс. В городе наряду с халдейским патриархом пребывали епископ сиро-католиков, патриарший викарий сиро-яковитов и др. христ. иерархи. После арабо-израильской войны 1948-1949 гг. практически вся 125-тысячная евр. община Ирака была вынуждена покинуть страну. Численность христиан в Б. возрастала за счет миграций из сев. районов страны, где с 60-х гг. XX в. шла почти постоянная война иракской армии с курдскими повстанцами. Б. стал городом с самой крупной христ. общиной в Ираке (в 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/77320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Магакия Орманян, патриарх К-польский (ААЦ). Фотография. Нач. XX в. Магакия (Малахия; в миру Погос) [арм. ] (23.02.1841, К-поль (Стамбул) - 19.11.1918, там же), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед. Жизнь Род. в семье, принадлежавшей к Армянской католической Церкви . Начальное образование получил в школах католических орденов мхитаристов и антонитов в К-поле. В 1851 г. продолжил учебу в монастырской школе св. Григория Просветителя антонитов в Риме. 25 дек. 1855 г. был посвящен в дарохранителя и наречен именем Магакия. В 1858 г. принял постриг, став членом ордена. Высшее образование получил в Риме, в частности в папском ин-те св. Аполлинария. 24 авг. 1863 г. был рукоположен во иерея. В 1865 г. в присутствии гос. секретаря Св. Престола кард. Джакомо Антонелли выступил с обоснованием учения о папском примате. Некоторое время состоял учителем арм. языка в миссионерской коллегии Конгрегации пропаганды веры в Риме. В 1866 г., вернувшись в К-поль, О. стал секретарем в мон-ре антонитов. Он активно выступал против церковно-политической деятельности католикоса армян-католиков Антония Петра IX, к-рый был поборником полной ассимиляции армяно-католич. общины Римско-католической Церковью. В 1867 г. О. стал смотрителем в уч-ще антонитов в Риме. В 1868 г. был избран членом Римской богословской академии. На Ватиканском I Соборе (1869-1870) был одним из советников армяно-католич. епископов, выступал против принятого Собором догмата о непогрешимости папы Римского . После Собора из-за гонений на противников догмата О. был вынужден вернуться в К-поль, где продолжил борьбу уже на литературно-публицистическом поприще. От лица армяно-католич. общины он составил полемический ответ (изд. в К-поле в 1870 на армянском, французском и итальянском языках) на циркулярное письмо апостольского нунция в К-поле архиеп. Йозефа Плёйма, к-рый под угрозой отлучения потребовал от армян признать полную власть папы Римского в вопросах, касающихся не только веры и нравственности, но и управления Церковью. Три сочинения О., посвященные истокам и сути современного ему армяно-католич. конфликта, в 1874 г. были включены Ватиканом в список запрещенных книг, что заставило его задуматься о переходе в ААЦ. В 1875 г. в Италии О. встретился с лидером итал. народно-освободительного движения Дж. Гарибальди и обсудил с ним вопросы, касавшиеся освободительных движений итальянского и армянского народов. В 1876 г. вернулся в К-поль и через год обратился к арм. К-польскому патриарху Нерсесу II Варжапетяну с просьбой принять его в лоно ААЦ, но тот посоветовал ему не спешить.

http://pravenc.ru/text/2581563.html

Храмы этой конфессии существовали в Аккермане (ныне Белгород-Днестровский) и Измаиле. В послевоенный период были зарегистрированы община Армянской Церкви в Одессе (упразднена в 1947 из-за отсутствия священника), 2 прихода в Измаильской обл.: в Измаиле и Белгороде-Днестровском (сняты с регистрации в 1946). К наст. времени действуют 2 общины - в Одессе и в Белгороде-Днестровском. Католическая Церковь (КЦ). Первыми губернаторами и градоначальниками Одессы были католики (герц. Э. О. де Ришелье, гр. А. Ф. де Ланжерон). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. католики (преобладали немцы, также жили поляки и чехи) составляли ок. 13% населения Одессы и были 3-й религ. группой после православных (ок. 50%) и иудеев (33%). В нач. XIX в. в городе действовала миссия иезуитов. В Одесском у. до 1917 г. насчитывалось 17 нем. католич. церквей. В 1918 г. Тираспольский еп. Иосиф Алоиз Кесслер перешел из Саратова, где была его резиденция, в Одессу, затем в Бессарабию, в 1930 г. уехал в Германию († 1933). В 1926 г. папа Пий XI разделил Тираспольскую епархию на администратуры: Одесса-Крым, Харьков, Саратов-Поволжье, Казань-Самара-Симбирск, Сев. Кавказ, Закавказье. В 1935 г. власти закрыли католический Успенский собор в Одессе, во время оккупации богослужение было восстановлено, костел вновь закрыли в 1949 г. В 1945 г. упразднен польск. костел в пос. Кривое Озеро (ныне Николаевской обл.), в 1948 г.- Успенская часовня в Белгороде-Днестровском. В 1949-1991 гг. на Юго-Вост. Украине непрерывно действовал небольшой католич. храм св. ап. Петра в Одессе. Католич. собор Успения Пресв. Девы Марии в Одессе. 1847–1853 гг. Архитекторы Ф. Моранди, Ф. Генсиоровский. Фотография. Нач. XX в. Католич. собор Успения Пресв. Девы Марии в Одессе. 1847–1853 гг. Архитекторы Ф. Моранди, Ф. Генсиоровский. Фотография. Нач. XX в. В 1991 г. Успенский костел в Одессе был передан католической общине, в 1998 г. при соборе, ставшем кафедральным, был создан мон-рь. В 1993 г. зарегистрирован приход св. Станислава в Балте. В дек. 1994 г. в доме священников (плебании) при взорванном в 1936 г. костеле во имя свт. Климента Римского, к-рый получила Климентовская община, был зарегистрирован приход, устроены мон-рь ордена паллотинцев и часовня св. Климента. В 1994 г. зарегистрированы общины в Измаиле и в пос. Коминтерново (ныне Доброслав). В 2000 г. получили регистрацию приходы в Белгороде-Днестровском и в с. Дачном Беляевского р-на.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

В ведении располагающегося в Москве «Священного синода Православной кафолической церкви» в 1994-1995 гг. зарегистрированы Никольская община в Климовске и приход в Сергиевом Посаде. В. Г. Пидгайко Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) Имеет 3 зарегистрированных прихода в М. о.: Св. Вознесения (Сурб-Амбарцум) в Химках, Св. Троицы (Сурб-Еррордутюн) в Дмитрове и св. Григория Просветителя (Сурб-Григор-Лусаворич) в Балашихе. Приходы входят в Российскую и Новонахичеванскую епархию ААЦ. Храмовых зданий нет. Э. П. Р. Римско-католическая Церковь На территории совр. М. о. католич. приходов не существовало. Проживавшие в Подмосковье немногочисленные католики были рассеяны по различным населенным пунктам. По данным 1-й Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в Московской губ. (без Москвы) насчитывалось 2557 римо-католиков, из них в Московском у. (без Москвы) - 455 чел., в Богородском у.- 117, в Бронницком у.- 72, в Верейском у.- 95, в Волоколамском у.- 22, в Дмитровском у.- 70, в Звенигородском у.- 344, в Клинском у.- 60, в Коломенском у.- 313, в Можайском у.- 102, в Подольском у.- 308, в Рузском у.- 186, в Серпуховском у.- 413 чел. (Первая всеобщая перепись населения Российской империи: 1897 г. [СПб.], 1905. Т. 24: Московская губ.). Эти католики окормлялись в католич. приходах Москвы. Официально учрежденных католич. приходов в М. о. не существует. Декретом архиепископа архиепархии Божией Матери в Москве П. Пецци от 17 июня 2014 г. установлены следующие, ныне действующие, границы пастырской ответственности московских католич. приходов в отношении М. о. Приход Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии при кафедральном соборе: Волоколамский, Истринский, Клинский, Красногорский, Лотошинский, Можайский, Наро-Фоминский, Одинцовский, Рузский, Солнечногорский, Шаховской районы; округа Власиха, Восход, Звенигород, Краснознаменск, Молодежный, Химки. Приход св. апостолов Петра и Павла: Дмитровский, Мытищинский, Ногинский, Пушкинский, Сергиево-Посадский, Талдомский, Щёлковский районы; округа Балашиха, Долгопрудный, Дубна, Железнодорожный, Звёздный городок, Ивантеевка, Королёв, Красноармейск, Лобня, Лосино-Петровский, Реутов, Фрязино, Черноголовка, Электросталь. Приход св. Ольги: Воскресенский, Егорьевский, Зарайский, Коломенский, Луховицкий, Люберецкий, Озерский, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский, Раменский, Серебряно-Прудский, Шатурский районы; округа Бронницы, Дзержинский, Жуковский, Коломна, Котельники, Лыткарино, Люберцы, Орехово-Зуево, Рошаль, Электрогорск. Приход Св. Семейства: Каширский, Ленинский, Подольский, Серпуховский, Ступинский, Чеховский районы; округа Домодедово, Климовск, Подольск, Протвино, Пущино, Серпухов.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастыри (монастырские комплексы) ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ [апостолов Иакова, брата Господня, и Иакова Зеведеева], памятник арм. архитектуры и искусства эпохи крестоносцев ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЪАТ-СИМЪАН монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.) КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция)

http://pravenc.ru/rubrics/123106_2.html

В наст. время первоиерархи с титулом П. возглавляют 9 из 15 автокефальных Поместных Церквей, а именно, в порядке диптиха: К-польский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский и всея Руси, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский. В нехалкидонских Церквах титул П. носят предстоятели Коптской, Армянской, Сиро-Яковитской и Эфиопской Церквей, а также Ассирийской Церкви Востока. Титул П. употребляется в Римско-католич. Церкви. До 2006 г. полная титулатура папы включала и титул Патриарха Запада. В настоящее время 6 предстоятелей униат. Церквей и 5 епископов лат. обряда носят титул П.: это главы Коптской католич. Церкви (с титулом патриарха Александрийского), Маронитской, Сирийской и Мелькитской Церквей (все трое с титулом патриархов Антиохии), Халдейской церкви (патриарх Вавилона) и Армянской католической Церкви (патриарх Киликии). Патриаршие кафедры лат. обряда на Западе - Венецианская (преемственно связанная с автокефальной Аквилейской Церковью) и Лиссабонская, на Востоке - Иерусалимская, Вост. Индии и Зап. Индии (последняя остается вакантной с 1963). Титул П. был усвоен главой т. н. Древлеправославной старообрядческой Церкви, известной как Новозыбковская. Дублирование в его наименовании титула канонического патриарха Московского и всея Руси исключает его употребление в протоколе РПЦ. Патриарший титул носят нек-рые из лидеров протестант. общин, в частности глава Чешской гуситской Церкви, Международной объединенной харизматической епископальной церкви, Ассамблеи Иерусалима, а также Церквей, именующихся католическими, но не признанных Римско-католич. Церковью, напр., Католической апостольской национальной церкви Бразилии и ряда др. маргинальных общин. Лит.: Собор, 1918. Определения. 1994; Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 184-187; Цыпин В., прот. Канонич. право. М., 2009. С. 393-498; Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси//Собр. док. РПЦ. М., 2013. Т. 1. Нормативные документы. С. 102-105; Устав РПЦ//Там же. С. 23-90. Прот. Владислав Цыпин

http://pravenc.ru/text/2579748.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010