По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали : со учинённой формы, каким образом отныне Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Иоанна Антоновича всея России, Благоверную Государыню Правительницу великую княгиню Анну всея России и супруга Её Благородного Государя Антона Герцога Брауншвейг-Люнебургского, и благоверную Государыню Цесаревну Елисавет Петровну во всех церковнослужениях на ектениях и прочих, где надлежит, местах воспоминать, напечатать в Санкт-Петербурге при Троицком Александро-Невском монастыре два завода и из оных для надлежащего исполнения разослать к синодальным членам, преосвященным Амвросию, архиепископу Велико-Новоградскому и Великолукскому, Стефану, епископу Псковскому и архимандриту Троицкого Александро-Невского монастыря, да к преосвященным Варсонофию, епископу Архангелогородскому, к Иосифу, епископу Белорусскому, в Санкт-Петербургское Духовное Правление и к обретающемуся в Китайском государстве в столичном городе Пекине архимандриту Илариону, сколько куда надлежит по пропорции, а для надлежащего к священникам, в иностранных государствах при Российских послах резидентах обретающимся, також и в Шведскую Корелию к священнику Фёдору Софронову отправления в Иностранную Коллегию таковых же двадцать пять, да в Военную Коллегию для посылки ж к полевым армейским священникам двести форм, а такову ж одну форму отправить в Московскую синодального правления Канцелярию, которой в Московской типографии велеть таковых форм напечатать потребное число в самой скорости, и как напечатаны будут, из оной Московской синодального правления Канцелярии для надлежащего исполнения немедленно разослать к прочим синодальным членам и во все епархии, також в Духовную Дикастерию и в ставропигиальные монастыри ко властям, а сколько куда и когда разослано будет, Святейшему Правительствующему Синоду прислать оной Канцелярии надлежащий рапорт; и посему куда и к кому о чём надлежит послать указы, а типографским справщикам с сего протокола с приложением формы дать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   21 серпня 2009 р. 17:00 Протоиерей Владимир Воробьев: «Кадры для преподавания основ православной культуры должна готовить прежде всего Церковь» [Ihmepb " ю] В интервью корреспонденту портала Патриархия.ru ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев прокомментировал итоги состоявшегося 21 июля совещания по вопросам религиозного образования и введения института армейского духовенства, прошедшего под председательством Президента РФ. 7 серпня 2009 р. 16:00 Религия в школе: как объединить неравнодушных? Интервью епископа Зарайского Меркурия [Ihmepb " ю] Епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, ответил на вопросы корреспондента интернет-портала «Татьянин день» Даниила Сидорова. 27 липня 2009 р. 13:28 Епископ Зарайский Меркурий: «В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования — от детского сада до вуза» [Ihmepb " ю] Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий прокомментировал решения о развитии в школе религиозного образования, принятые на встрече лидеров традиционных конфессий страны с Президентом РФ Дмитрием Медведевым. 13 травня 2009 р. 18:18 Перспективы общецерковной аспирантуры. Интервью архиепископа Волоколамского Илариона [Ihmepb " ю] В интервью порталу «Богослов.ru» председатель ОВЦС и ректор Общецерковной аспирантуры архиепископ Волоколамский Иларион поделился своим видением перспектив развития духовного образования и церковной науки в контексте новообразованной структуры Московского Патриархата. 2 травня 2009 р. 18:11 Протоиерей Владимир Воробьев: Олимпиада по Основам православной культуры выявила огромный интерес всего нашего общества к вопросам религиозного образования [Ihmepb " ю] В Свято-Тихоновском университете прошел финальный этап I Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную».

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/36...

Александр, епископ Полтавский и Переяславский (Павлович Андроник Иванович) Родился 17 мая 1799 года в селе Кобриновой Гребле Уманского уезда Киевской губернии в семье священника. Начальное образование получил в сельской школе. 17 июля 1817 года окончил Киевскую духовную академию и был рукоположен во диакона в местечко Бородянку Киевского уезда с оставлением учителем латинского языка при митрополичьем хоре в Киеве. 15 июня 1820 года рукоположен во священника и назначен в Полоцкий пехотный полк. С 1827 по 1832 год был священником в местечке Рыжановке Звенигородского уезда Киевской епархии. В 1832 году, по его просьбе, он снова был назначен священником в Алексопольский полк, в котором служил в течение 15 лет (до 1847 года). За этот период времени он был возведен в сан протоиерея (12 декабря 1841 г.). С 1847 по 1853 год протоиерей Андроник был настоятелем Соломбальского Преображенского Морского собора Архангельской епархии. Здесь он зарекомендовал себя с самой наилучшей стороны, как ревностный пастырь примерной жизни, как надежный помощник вдовам и сиротам армейского духовенства. 20 июня 1853 года епископом Христофором Андроник был пострижен в монашество в Александро-Невской лавре; 21 июня 1853 года возведен в сан архимандрита, а 25 июля 1853 года назначен настоятелем Соловецкого монастыря. В 1854 году на Соловецкую обитель напали англичане с целью захвата Соловецких островов. Здесь проявился характер архимандрита Александра как настоящего патриота, истинного сына России. Он организовал оборону островов, на предложение неприятеля сдать обитель ответил отказом и призвал всех к усиленной молитве. Его действия увенчались успехом. Англичане прекратили бомбардировку и отступили от обители. За эту победу настоятелю монастыря архимандриту Александру свою признательность выразили духовные и гражданские власти. Он получил ряд наград, в том числе от императора Николая I. 17 ноября 1857 года архимандрит Александр был хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского в Казанском соборе митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Григорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Был выдвинут сторонниками Константина Копронима и должен был стать новым Копронимом, т.е. ожесточенным иконоборцем. Таким он и стал. Он оправдал надежды военных. Отогнал от стен Константинополя Крума, a затем после 818г. нанес болгарам решительное поражение. Иконоборцы ждали с нетерпением немедленного гонения на иконы, но Лев Армянин был осторожен. Он был, кроме того, церковен: очень любил петь и канонархать в церкви, щеголяя своим громким голосом. Но армейский дух еще увлекал его. B интимном кругу он высказывался совершенно по-иконоборчески: что все беды постигают империю «δια το προσκυνεισθαι τας εικνας και αλλο οδν,» a доказательство — это благополучие императоров-иконоборцев и жалкая судьба иконопоклонников. Венчал на царство Льва патриарх Никифор, и, по-видимому, Лев произнес обычное исповедание православия. Но вскоре повел с патриархом такие речи: «Народ (войско) возмущается против икон, говоря, что мы неправильно почитаем их, за то нас и одолевают враги. Сделай уступку, убери кое-что с глаз долой.» Патриарх, как бывший министр двора, понимал политику царя, но за спиной патриарха стояла другая партия, и свободно пойти на компромисс он не мог. На сторону императора опять встали некоторые иерархи: Антоний, епископ Силлейский из монахов; Иоанн Грамматик, ученый профессор богословия (ему Лев и поручил собирать свидетельства против икон) и даже придворный чтец с особым выражением читавший в церкви обличения пророка Исаии против выделки идолов (40:18-19). Β декабре 814 г. Лев счел полезным столкнуть лбами самих богословов. Он устроил диспут своих вышеупомянутых сторонников с патриархом Никифором, Феодором Студитом и др. Вульгарным резонансом этого соблазнительного диспута было бросание камнями со стороны солдат в знаменитый образ Спасителя на медных воротах дворца (Халкопратия). Идя к причащению в день Рождества 814 г., Лев V поклонился иконе, a 6 января 815 г. уже не сделал этого и велел икону убрать под предлогом оберегания ее от оскорблений. Об этом с возмущением писал Феодор Студит к папе в Рим. Туда снова во имя православия обратилось сердце монахов и их вождя Феодора. И как бесхитростно ошибался преподобный Феодор в области политики, так же без хитрости он превозносил высоко честь кафедры апостола Петра. Этим до сих пор пользуются римские богословы для укора греков в измене древнему православию.

http://sedmitza.ru/lib/text/435422/

В воскресенье праздновался Покров Божией Матери. В этот день в 1964 году состоялся пленум ЦК КПСС, снявший со всех постов генерального секретаря Никиту Хрущева. Этим внезапно и бесславно окончилось одно из самых сильных гонений в новейшей истории Русской Церкви. Верующие сразу усмотрели в этом явное заступничество Царицы Небесной, потому что гонение длилось уже шесть лет , казалось, конца края ему не будет и действительно однажды «покажут по телевизору последнего попа». Датой официального начала гонения можно считать 16 октября 1958 года, когда Совет министров СССР принял постановления о положении монастырей и о налоговом обложении доходов Церкви. За 12 дней до того ЦК КПСС издал секретное постановление «О недостатках научно-атеистической пропаганды», предписывавшее всем партийным и советским органам развернуть наступление на «религиозные пережитки». За время гонения в два раза уменьшилось число храмов и в три монастырей. Более 1200 человек оказалось в тюрьме, в том числе несколько епископов. В стране физиков и лириков, «Оттепели», «Июльского дождя» монахов сажали в психиатрические больницы и накачивали психотропными препаратами, паломницы подвергались насилию со стороны милиционеров и комсомольских активистов, на церкви и священников нападали при полном бездействии и негласном поощрении властей, порой для разгона жителей, противившихся закрытию храмов приходилось, привлекались армейские части. Попытка окончательного решения церковного вопроса осуществлялась жестко. Мы вспоминаем пять историй, которые произошли во время хрущевского гонения с известными людьми Церкви и ярко характеризуют то время. Пять примеров решимости. Три из них показывают, что гонители, как правило, рассчитывали на отсутствие сопротивления, не были готовы к отпору и боялись его. Если им противостояли, они отступали, сколь бы ни казалось это нелепым и невозможным в такой стране, как СССР. А две другие истории – то, что самое главное и самое сложное во время гонения, это решимость священника с утра совершить молебен за тех, кто ночью на него напал, и решимость проповедовать в пустом храме без электричества, потому что вдруг пришел хоть кто-то, кого он в темноте не видит.

http://pravoslavie.ru/56762.html

«Выстояли во имя победной весны сорок пятого» Интервью епископа Ржевского и Торопецкого Адриана Ольга Кирьянова Среди городов и весей нашего Отечества, опаленных войной , особое место занимает Ржев. Более года он был центром ожесточенного противостояния нашей и гитлеровской армий. Память об этом трагическом времени хранят и чтут нынешние ржевитяне, а в их числе, разумеется, и православная паства Ржевской епархии, образованной решением Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2011 года. На территории этой новой епархии, охватывающей весь юго-запад Тверской области, проживает 200 тысяч человек, большая часть — именно в городе Ржеве. О военной истории и современной церковной жизни города рассказывает епископ Ржевский и Торопецкий Адриан. — Владыка, нынешней весной исполнилось 70-лет освобождения Ржева от немецко-фашистских захватчиков. В военно-исторической науке давно идут споры о значении и итогах Ржевской битвы. Как вы, живущие в этом городе, оцениваете происшедшее семь десятилетий назад? — Трагедия Ржева в том, что он, будучи длительное время оккупирован немцами и являясь их важным опорным пунктом, был разрушен родной армией. Ржевская битва — это не сражение за город, а операция по уничтожению основных сил мощной армейской фашистской группировки на ржевско-вяземском плацдарме. Битва разворачивалась не только в районе города Ржева, но и на территории Московской, Тульской, Калининской, Смоленской, Калужской и других областей. Город Ржев, так же как Москва, Сталинград, Курск, дал название битве, хотя бои за город были лишь ее частью. Тверские историки и ржевские краеведы, занимаясь давно и профессионально историей Ржевской битвы, считают, что в истории Великой Отечественной войны не было более масштабного по количеству задействованных войск, по охватываемой территории, по изощренности маневров, да и по длительности сражений, чем битва в 1942–1943 годах за Ржев. Город по картам военного времени был центром огромной территории, именуемой «Ржевским выступом».

http://pravoslavie.ru/61387.html

Иркутск. Церковь Николая Чудотворца в память воинов 28-го Сибирского стрелкового полка. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца (дерев.) 1910 г., воинская, арх. Ф.Ф. Каштял. Сооружена в память воинов 28-го Сибирского стрелкового полка, погибших в боях за Порт-Артур. Утрачена. Находилась на территории казарм в районе 5-й Иерусалимской улицы (ныне район ул. Пискунова и Ядринцева) Еще задолго до начала строительства, с благословения архиепископа Иркутского Тихона, начался сбор средств на возведение храма. Был образован комитет, который возглавил командир полка полковник П.Р. Брейкш. К 1910 г. собрали более 10 тысяч рублей, а также различную церковную утварь и облачения. Ко дню окончания строительства сумма пожертвований возросла до 25 тысяч рублей. Немалые пожертвования внес Вознесенский монастырь, передавший для будущей церкви престол и жертвенник, изготовленные еще в начале XIX в. Управление государственных имуществ бесплатно выделило строевой лес. Полковым священником служил отец Павел Крахмалев, немало сил употребивший на устройство храма. На его плечи легли все организационные тяготы. Современники вспоминали, что он даже отказался от выгодного назначения благочинным в другом городе, поскольку это могло невольно приостановить строительство. Проект деревянной полковой церкви, рассчитанной на одновременное посещение до 1000 человек, составил инженер Ф.Ф. Коштял. Работа была выполнена им бесплатно, в качестве личного пожертвования в это богоугодное дело. 22 марта 1910 г. состоялась торжественная закладка храма. Работы шли очень споро, всего за один месяц стены возвели почти до карнизов. Еще за месяц, к празднику св. Пасхи, церковь вчерне была сооружена. К декабрю того же года, то есть спустя всего 9 месяцев, строительство закончили как снаружи, так и изнутри. Дата освящения нового храма – 19 декабря – совпала с днем последней геройской защиты Порт-Артура, когда часть потеряла особенно много своих солдат и офицеров. Накануне праздника из иркутского мужского Вознесенского монастыря перенесли икону Св. Иннокентия с частицею от гроба Святителя и установили в новом храме рядом с иконой Св. Николая. Была отслужена панихида по героям полка с поименным поминанием более тысячи погибших воинов. Торжество, на которое пригласили более ста почетных гостей, отличалось пышностью. Присутствовали командующий войсками Иркутского военного округа генерал А.В. Брилевич, командир 3-го Сибирского армейского корпуса генерал-майор Радкевич, Иркутский генерал-губернатор Л.М. Князев и другие высшие военные чины и представители гражданской власти. Освящение храма совершали Иркутский архиепископ Тихон и Киренский епископ Иоанн. Год спустя, после завершения внутренней отделки, храм был вторично освящен 20 октября 1911 г.

http://sobory.ru/article/?object=37759

К 10-летию Сретенской духовной школы. «Если человек учился в духовной школе, он обязан приносить пользу Церкви» Беседа с доцентом Олегом Стародубцевым Доцент О. В. Стародубцев Фото Г. Балаянц – Олег Викторович, расскажите, пожалуйста, о том, где вы учились. –Я родился и вырос в городе Кирове, там и закончил школу. Получил достаточно хорошее по тем временам образование, закончив художественное училище с «красным» дипломом. В свое время я даже был рекомендован для поступления в Государственный художественный институт имени В.И. Сурикова в Москве. В 1989–1991 годах служил в армии. А затем начинается новый этап в моей жизни. Еще до армии меня пригласили в Кировскую художественную школу, где я начал свое преподавание. Мне была выделена творческая мастерская, там я мог бы заниматься живописью. Но, пройдя определенный армейский путь, я не вернулся в художественную школу, хотя меня ждали, у меня складывались достаточно хорошие отношения с коллективом, с ребятами. Я устроился разнорабочим в кафедральный собор города Кирова, а тогда в соборе мне не могли даже трудовой книжки оформить. Со временем меня перевели на должность реставратора. Так трудился два года. Постепенно открывались новые храмы, многое в них надо было воссоздавать. Получил реставраторскую категорию. Параллельно нес иподиаконское послушание у архиепископа. А в 1993 году я поступил в Московскую духовную семинарию, которую закончил в 1997-м. В 2001 году завершилось мое обучение в Московской духовной академии. Ее я закончил со степенью кандидата богословия, работа была защищена на кафедре библейской археологии по теме «Русское церковное искусство с X по XVI века». В том же году тогдашний проректор Сретенского высшего православного училища иеромонах Амвросий (Ермаков) – сейчас епископ Гатчинский, ректор Санкт-Петербургских духовных школ – пригласил меня читать лекции по церковному искусству в училище. Кроме того, я преподаю в МДАиС – в регентской школе, а также в Лингвистическом университете на кафедре теологии. Таким образом, я восемь лет сотрудничаю со Сретенской духовной школой и пять лет являюсь здесь заведующим кафедрой церковной истории.

http://pravoslavie.ru/30305.html

Москва. Церковь Воскресения Словущего в Крутицах. Карта и ближайшие объекты Церковь была построена на месте деревянного храма в 1498 г. Первоначально храм назывался в честь Успения Божией Матери. После строительства в 1689 г. нового Успенского собора храм был переосвящен в честь Воскресения Словущего. В подвалах храма находится усыпальница епископов (15 века). Церковь обновлялась в 17-18 веках. В 1788 г. в связи с закрытием монастыря и подворья храм был упразднен. В 1816 г., после размещения в помещениях монастыря казарм, начата разборка храма, остановленная по требованию общественности. В помещениях храма долго находился армейский склад. Храм недействующий. Расположена справа от Митрополичьих палат. Здание церкви состоит из белокаменного подвала XV века с захоронениями крутицких митрополитов, подклета XVI века и верхнего яруса середины XVIII века. Северный придел святителя Николая устроен в 1516 году. Посетивший в XIX веке Воскресенскую церковь архиепископ Московский Августин (Виноградов) отмечал, что внутри она «благолепием, свойственным храму Божию, и стенным писанием расписана». В 1812 г. церковь выгорела, но росписи остались. Спустя четыре года главнокомандующий г. Москвы Тормасов распорядился церковь эту разобрать, священные стенные изображения смыть, намереваясь сделать здесь жилые помещения, а по некоторым сведениям, даже конюшни. Однако архиепископ Августин ходатайствовал перед обер-прокурором князем А. Н. Голицыным о сохранении храма. Голицын доложил об обстоятельствах дела императору Александру I, в результате чего последовало распоряжение о прекращении разборки храма. В ходе начатого разрушения были открыты склеп с гробом епископа Крутицкого Иллариона и надписи над гробом епископов Евфимия, Симеона, Досифея и митрополита Геласия. Повелено было на месте погребения установить новые надгробные плиты. В 1839 году по проекту архитектора Е.Д. Тюрина предполагалось осуществить реставрацию древней Воскресенской церкви. В 1840 году с аналогичным проектом выступил архитектор Константин Тон. В 1840 и 1899 гг. храм был частично перестроен. В 1899 было осуществлено также обновление Успенской церкви. На рубеже XIX и XX вв. вновь расписан нижний Петропавловский храм. Храм действующий, в нем проводятся службы.

http://sobory.ru/article/?object=05431

протоиерей Георгий Иванов ЖМП 6 июнь 2011 /  22 июня 2011 г. Протоиерей Георгий Иванов ( + 16.12.2010 ) После продолжительной болезни отошел ко Господу клирик Вологодской епархии, почетный настоятель храма апостола Андрея Первозванного в Вологде мит­рофорный протоиерей Георгий Иванов. Почившего пастыря любили и уважали не только в Вологодской епархии, но и далеко за ее пределами. Родился он в крестьянской семье в деревне Гаврилово Бежаницкого района, на древней Псковской земле. Неподалеку от его родных мест находились Святогорский и Псково-Печерский монастыри. Протоиерей Георгий всегда с любовью рассказывал о жизни насельников знаменитой Псково-Печерской обители, куда он нередко приходил на богомолье, вспоминал свою глубоко верующую бабушку. Впервые Георгий попал на службу в праздник Преображения Господня. Всё тогда понравилось 14-летнему подростку в церкви, особенно благолепие церковной службы и батюшка в белоснежной ризе... После первого посещения церковной службы Георгий мечтал стать священником. Правда, в то время молодым людям запрещалось ходить в храм, и немало унижений и насмешек претерпел будущий пастырь, когда начал помогать в алтаре, читать на клиросе. Но ничто не могло сломить его намерения служить Святой Церкви. По окончании школы он уехал учиться в Ленинград, где познакомился с игуменом Дамаскином (Быстрым), и эта встреча во многом определила дальнейший жизненный путь юноши. Он стал духовным сыном отца Дамаскина, и, когда того назначили епископом Тамбовским, Георгий Иванов переехал вслед за ним. До призыва в армию он служил алтарником Космодамиановского храма близ Тамбова. Армейские годы Георгия Иванова прошли под Ленинградом, в свободное время он ходил молиться в храм Ленинградской духовной академии, побывал на богослужениях, совершаемых митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым), уважение и трепетное отношение к которому пронес через всю жизнь. Окончив воинскую службу, Георгий вернулся в Тамбов. К этому времени владыка Дамаскин был уже переведен в Вологду, и будущий пастырь поехал к своему духовному наставнику. Это было в 1975 году. Духовные отношения отца и сына сохранялись между отцом Георгием и владыкой Дамаскином до самой смерти архиерея. И ныне Господь призвал отца Георгия в мир иной накануне дня ангела владыки Дамаскина.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010