В связи с тем, что специальность " теология " официально включена в государственный реестр специальностей высших учебных заведений, возможности духовного образования для офицеров - воспитателей еще более расширяются. Для оказания помощи на местах и обобщения накопленного там опыта, наши сотрудники посещают епархии с ведома и по приглашению местного преосвященного. Мне, как Председателю Отдела, удалось посетить 22 епархии, т.е. все имеющиеся в составе Министерства Обороны 9 военных округов и 2 флота. Программы таких посещений включали совместные с местным владыкой богослужения в кафедральном соборе, встречи с руководством епархиального города и области, с командованием военных округов и их частей, за которыми решались многие вопросы и взаимно уточнялись и разъяснялись позиции, проводились практические конференции с командирами и офицерами-воспитателями, посещались воинские части и исправительные учреждения. Во время таких поездок я, как Председатель Отдела, принимал участие в освящении подводных лодок и кораблей, воинских знамен и боевой техники. Иногда такие поездки совпадали с пастырскими визитами Святейшего Патриарха, например посещение Его Святейшеством Мурманской епархии и Северного Флота в июле 1997 года, во время которого состоялись встречи Его Святейшества с военнослужащими военно-морской базы и личным составом пограничных подразделений. Во время этого визита Его Святейшество освятил тяжелый ракетный крейсер " Адмирал Нахимов " . По благословению Святейшего Патриарха Председатель Отдела по взаимодействию и его сотрудники также освящали военные корабли - подводную лодку Северного Флота " Даниил Московский " , тяжелый атомный ракетный крейсер " Адмирал Лазарев " Тихоокеанского Флота. Анализируя в результате этих поездок и на основании информации, поступающей из епархий, состояние взаимодействия духовенства и командования воинских частей Министерства Обороны и других силовых структур на епархиальном уровне, хотел бы отметить несомненные успехи в деле церковно-армейского взаимодействия в Московской, Курской, Смоленской, Пензенской, Екатеринбургской, Санкт-Петербургской, Костромской, Рязанской, Тульской, Псковской и в ряде других епархий.

http://sedmitza.ru/lib/text/429376/

Значительный интерес представляет Политический архив Министерства иностранных дел в Бонне (Politisches Archiv des Auswärtigen Amts Bonn – AA). Здесь сосредоточено большое количество документов о религиозной ситуации на оккупированных территориях и нацистской политике в отношении Православной Церкви, сгруппированных по территориальному принципу: «Остланд/Украина. Церкви» (Inland 1-D, 4756–4759); «Генерал-губернаторство. Церкви» (Inland I-D, 4854); «Сербия. Церкви» (Inland I-D, 4797–4800); «Хорватия. Церкви» (Inland I-D, 4740); «Религиозная ситуация на занятых восточных территориях 1941–1942» (Politik XII 5, R105 169); «Россия. Церкви» (Inland I-D, 4779–4781); «Религиозные и церковные дела в Польше 1939–1941» (Polen V, 288–289) и др. Из этих дел видно, что МИД в некоторых регионах – прежде всего на Балканах – играл важную роль в выработке и практическом осуществлении германской церковной политики, стремясь как можно интенсивнее использовать православные церкви во внешнеполитических и пропагандистских целях. Правда, на оккупированные территории СССР это ведомство реально не допустили. Третьим использованным германским архивом является Бундесархив-Милитерархив во Фрейбурге (ВА-МА), материалы которого позволяют исследовать церковную политику военной администрации на оккупированных территориях СССР. В фонде командующих армейскими тыловыми областями хранятся указы, определившие отношение к Русской Церкви военнослужащих вермахта, деятельность в этой области военной администрации и армейских отделов пропаганды (RH22/7, 171, 272а). А одно из дел составляет доклад о переговорах представителя командующего частями вермахта на Украине с православным епископом Николаевским (RH22/160). В фонде комендантов тыловых армейских областей были обнаружены интересные документы о деятельности Псковской духовной миссии на Северо-Западе России в 1942–1943 гг. (RH23/281). Материалы Верховного командования армии (ОКХ)/Генерального штаба армии свидетельствуют об определенном внимании, которое ОКХ уделяло церковной проблеме в России. Здесь можно встретить и суждение Восточного отдела чужих армий о необходимости изменить религиозную политику на Востоке от 25 ноября 1942 г. (RH2/2089) и подборку подробнейших сведений из прессы, сообщений радио, допросов военнопленных, донесений разведки о церковной жизни в СССР за июль 1944 – апрель 1945 гг. (RH2/2336) и доклады абвера 1943 г. о настроениях населения в религиозной сфере на Украине и Северо-Западе России (RH2/2560).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка Маркелл глаз­ами иподиакона и лич­ного секретаря марта 2024 Прошло пять лет, как владыка Маркелл, еп­ископ Царскосельский , настоятель Феодоро­вского Государева со­бора в Царском Селе, отошел ко Господу, туда, где нет болезни, печали, воздыханий, а только бесконечная жизнь. Мое знакомство с ним произошло в 19­98 году, когда мой отец протоиерей Георг­ий Гонтарчук начал помогать, тогда еще игумену Маркеллу, в Феодоровском Государе­вом Соборе в Царском Селе. Я, будучи юным отроком, вместе с отцом присутствовал на богослужениях каж­дый воскресный день. Нас, ребят школьного возраста, было неск­олько человек и нам, детям, было сложно сосредоточен­но стоять на одном месте в молитвенном воздыхании. На этот случай игумен Маркелл, как заботливый отец, занимал нас посильны­ми послушаниями: вын­ести свечу на вход, подать кадило, почитать, попеть. Моей задачей было во­время перевернуть ли­сты в служебнике на литургии. Для меня это было ответственным и важным мероприятием. Прошли годы, и эти знания мне пригодились, так как я стал иподиакон­ом епископа Маркелла (его хиротония - 27.09.2006). В 2009 году по оконч­ании школы, по благо­словению и рекоменда­ции владыки я поступ­ил в Санкт-Петербург­скую духовную академ­ию , в 2015 году благо­получно окончил ее со степенью магистра богословия. Учебу я совмещал со служением иподиакона. Годы, проведенные ря­дом с владыкой (на протяжении 10 лет) ст­али не только фундам­ентом моего служения как священнослужителя, но и школой жизн­и. Владыка бы скро­мным и достаточно за­крытым, но его добро­та и харизма покоряли всех вокруг. На его пути встречались разные люд­и: от заключенных до высоких государстве­нных чиновников. И ко всем он находил по­дход. В частности, поддерживал тесное общение с Военной академией материальн­о-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева. Участвовал в освящении двух до­мовых храмов, с особ­ой радостью посещал мероприятия в военных ведомствах, находил общие темы для общ­ения. Владыка и сам был приобщен к военному делу - проходил армейское служение в рядах ВМФ.

http://mitropolia.spb.ru/docs/vladyka-ma...

«Они другого ничего не знали, кроме того, что, сколько жизней у них будет впереди, они будут служить своей Родине», — сказал епископ Михаил. А сопредседатель попечительского совета по воссозданию памятника, Александр Соколов сказал, что это событие вписывает «новую славную страницу в летопись XXI века, которой мы будем гордиться». Русские эмигранты, добавил он, сохранили представление о крепкой семье, о чистом, незамутненном русском языке. «Сегодня мы убеждаемся: все, что они сделали, не пропало, а осталось как наследие, которым мы гордимся», — подчеркнул он. Памятник воинам белой Русской армии был создан в Галлиполи в 1921 году. Затем он был торжественно передан администрации Гелиболу генералом А.П. Кутеповым, когда тот покидал город. В 1949 году каменный курган, сооруженный вблизи русского кладбища «Голого поля», как окрестили беженцы из России Гелиболу, был сильно разрушен землетрясением, а затем разобран. Первый камень в основание нового памятника был заложен 10 января 2008 года . В нем находится капсула с обращением к потомкам, а которой говорится: «Убеждены, что после состоявшегося в 2007 году объединения двух ветвей Русской Православной Церкви восстановление этого памятника будет способствовать дальнейшему уврачеванию ран, нанесенных русскому обществу революцией и гражданской войной, восстановлению исторической памяти нашего народа и исторической справедливости в отношении тех граждан России, которые, оказавшись в изгнании, сохранили верность долгу, присяге и своей Родине». Напомним, что в 1920 году на 126 кораблях почти 150 тысяч русских людей вынуждено покинули пределы Отечества. Среди них были и пожилые люди, и женщины, и дети. Но большинство составляли различные военные чины Русской армии генерала барона П.Н. Врангеля. Наиболее многочисленный 1-й армейский корпус разместился на Галлиполийском полуострове в районе городка Галлиполи, ныне Гелиболу. В тяжелых условиях русские офицеры и солдаты сумели сорганизоваться и сделать то, что казалось невозможным — создать сплоченную военную организацию, способную противостоять враждебному окружению и заставившую считаться с собой.

http://patriarchia.ru/db/text/409203.htm...

Давайте более подробно остановимся на биографии епископа Каллиста. Тимоти Уэр родился в Бате, тогда Сомерсет, 11 сентября 1934 года. Его отец состоял в британской армии, дослужившись до звания бригадира. Местом службы родителя была Индия, пока тот не вернулся в Англию с семьей вскоре после рождения Тимоти, продолжив армейскую службу до конца Второй мировой войны. Тимоти был вторым ребенком в семье – у него был старший брат и две младшие сестры. Со стороны матери он приходился родственником великому философу и историку древности Р.Дж.Коллингвуду, к колледжу которого, Пемброк в Оксфорде, к тому времени архимандрит Каллист принадлежал в качестве преподавателя. Тимоти ходил в Лондоне в Бестминстерскую школу, примыкающую к одноименному аббатству. Там его посвятили в нечто, что он называл, заимствуя выражение К.С. Льюиса, образованием «старого западного человека». Он получил блестящее образование по греческому языку и латыни, не только научившись читать на них, но и сочинять прозу, поэзию, а также познакомился с литературой, историей и философией, сохранившихся на этих языках. Подобное образование было в первую очередь гуманитарным при мизерном присутствии естественных наук (помимо строгой, но в терминах ХХ века элементарной, математики). Уже в школе юный Тимоти обнаружил интерес к философии. История, рассказанная А.М. («Дональдом») Олчином, на несколько классов старше его в Бестминстере и ставшего одним из наиболее верных друзей, гласит, что однажды вечером, когда Дональд вел подготовительные уроки, 859 Тимоти поднял руку и спросил, можно ли ему почитать, так как он закончил подготовку. Тьютор спросил: «Что ты читаешь?» – «Критику чистого разума» Канта», – последовал ответ. Позже епископ Каллист сам будет отмечать, что настоящей философской любовью школьных лет для него были великие английские философы – Локк, Беркли и Юм («английские» – по языку, потому что Беркли был ирландцем, а Юм – шотландцем), изящному слогу и ясности выражения которых он, без сомнения, частично обязан. Среди них его любимцем был Беркли; что неудивительно: его глубокое чувство первичной реальности мира духовных сущностей происходило в некоторой степени из знания греческих св. отцов [и церковных писателей], особенно Оригена .

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Но, так-как эта мера не приведена была в исполнение ни при Петре, ни при его преемниках, то Екатерина и считает своей обязанностью решить наконец этот вопрос. При этом она заявляет, что она «не имеет намерения и желания присвоить себе церковные имения, но имеет данную от Бога власть предписывать законы о лучшем оных употребления на славу Божью и пользу отечества», а потому и намерена учредить особую комиссию «из духовных и светских персон», которая должна решить этот вопрос, а пока эта комиссия «произведет свое действие», имения возвращаются снова в управление духовных лиц 271 . Таким образом, в приведенном указе прямо оправдываются стремления правительства взять церковные имения под свой контроль и опеку и заявляется, что имения возвращаются духовным лицам только на время, «пока комиссия свое действо произведет». 29 ноября 1762 года, учреждена была и самая комиссия, имевшая решить судьбу церковных имений. Членами ее назначены были – из духовных: Димитрий Сеченов, Гавриил Кременецкий и Сильвестр, епископ Переяславский; из светских: граф Воронцов, князь Куракин, князь Гагарин, обер-прокурор св. Синода князь Козловский и действительный ст. сов. Теплов. Этой комиссии предписывалось собрать описи всех церковных имений, количества населяющих их крестьян, качества земли, различных угодий, фабрик, заводов и пр.; при этом, членам комиссии внушалось, что не следует полагаться на показания владельцев церковных имений, потому что они будут уменьшать цифру дохода, а нужно послать для описи церковных имений посторонних лиц. Потом комиссии предписывалось составить штаты архиерейским домам, монастырям, соборам и назначить им жалование. Далее комиссии повелевалось подумать о духовно-учебных заведениях и, наконец, суммы, который останутся от обеспечения домов архиерейских, монастырей и духовных школ, Екатерина предписывала употребить на содержание больных, увечных и раненых и на пенсии, как дела богоугодные» 272 . Вот содержание инструкции, данной комиссии о церковных имениях. Ровно через два месяца после своего учреждения комиссия представила императрице доклад, в котором испрашивала позволения послать армейских обер-офицеров для описи церковных имений 273 . К докладу приложены были формы описей, сообразно с которыми обер-офицеры должны были описать в архиерейских домах и монастырях все до последних мелочей – рогож, веревок и пр. Этот докладе комиссии и формы описей были утверждены императрицей. Почти одновременно с утверждением этого доклада комиссии объявлен был именной указ о рассылке во все архиерейские дома и монастыри шнуровых приходно-расходных книг с тем, чтобы архиереи и настоятели монастырей записывали в них приходы и расходы и в конце года остаток от расходов 274 . 8 и 10 апреля 1763 года, комиссия разослала уже по епархиям формы, как записывать в книги приход и расход, как денежный, так и хлебный 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

О. Аркадий принял участие в проходившем с 5 по 8 мая в городе Проскурове съезде духовенства армий Юго-Западного фронта. В своём выступлении по вопросу «войны и мира» он напомнил присутствующим о громадном влиянии на армию совета солдатских и рабочих депутатов. Этот совет выпустил воззвание к армии и флоту, которое произвело огромное и отрезвляющее впечатление, дав благие результаты. В частности, оно повлияло на характер направления резолюций делегатов VII-oй Армии на фронтовой съезд, которые о. Аркадий зачитал: «Армейский съезд VII-oй Армии 4 мая в совместном заседании с делегатами армии на фронтовой съезд, заслушав воззвание совета рабочих и солдатских депутатов, постановил: 1) всех, проповедующих братание и пассивную оборону, чем бы они её не обосновывали, считать защитниками сепаратного мира и изменниками русской революции. Самое же братание считать явлением безусловно недопустимым; 2) считать воззвание совета рабочих и солдатских депутатов основой, на которой обязаны работать все выборные организации VII-oй Армии; 3) довести до сведения солдатских и рабочих депутатов, что съезд понимает, как трудно представителям русской демократии – ненавистникам войны, и требовать наступления; 4) съезд безусловно верит, что наступление требуется лишь во имя мира, защиты добытой свободы и спасения Родины; 5) а потому обещает приложить все силы к тому, чтобы дух армии и её боеспособность поднялась на должную высоту, и чтобы армия по первому приказанию начальников пошла вперёд» 159 . В июне иерей Аркадий Остальский в качестве армейского проповедника прибыл в Житомир на одно из заседаний Волынского епархиального съезда духовенства и мирян, на котором выступил с докладом. Он говорил об отношении армии к вере и Церкви, обрисовав картину падения церковной жизни. Для врачевания церковной болезни и для объединения православного духовенства и мирян, о. Аркадий предложил съезду принять программу Христианско-демократической партии, которая тогда казалась ему правильной, и реализация этой программы вполне осуществимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

— Каковы самые острые проблемы, стоящие сегодня перед регионом? — Я скажу о нравственных и духовных, об экономических я говорить не вправе. Это проблема общения, проблема воцерковления, проблема возврата к корням и традициям наших предков. Нашей епархии только 20 лет, и нам еще очень и очень много работать. «Аллилуйя», такие скептические — Вы ведете активную работу в армии и правоохранительных органах? Что меняется? Как относятся к священникам? Помогает ли Вам здесь Ваш армейский опыт? — Наши священники активно общаются с силовыми структурами. Это в первую очередь наши милиционеры и ОМОНовцы, которые регулярно выезжают в командировки. Это наши СОБРовцы, ППСники и служащие в армиях. И здесь низкий поклон нашим священникам, которые не только присутствуют на присягах, но и преподают в полковых воскресных школах, на регулярной основе общаются с сотрудниками ГИБДД, которым тоже нелегко стоять на наших дорогах и выслушивать не всегда позитивные отклики со стороны водителей. В этом плане меняется все, и, к счастью, к лучшему. Еще 9 лет назад мы не могли войти в ворота нашей дивизии. Из-за ворот мы слышали насмешки, в глаза люди боялись насмехаться. Спустя два-три года подвижнической работы наших священников с руководством, с командованием и с дивизиями сложились теплые отношения, которые постепенно переросли в приятельские. К священникам изменилось отношение. Я вспоминаю, приходишь в первый раз на призыв воинский, когда те или иные команды отправляются с областного или городского призывного пункта в войска. Слышишь сначала «Аллилуйя», такие скептические. Через пять-десять минут общения видишь: это наши нормальные призывники, они нормальные ребята. Да, насмотрелись фильмов, хотят быть достаточно независимыми, оторванными, но, тем не менее, через 15 минут, когда заканчиваешь служить молебен и начинаешь раздавать крестики, они от этого крестика и от иконки не отказываются, и от целования креста, и от получения благословения тоже. — Какие новые направления в социальной деятельности епархии вы сейчас осваиваете? Например, мы слышали о том, что епархия выделила деньги для организации женского приюта.

http://pravmir.ru/episkop-yuzhno-saxalin...

Пришел нищий? Вспомни, как ты был беден и как обогатился. Хлеба просит или воды, или может быть, другой Лазарь отверженный лежит у твоих дверей? Устыдись таинственной трапезы, к которой ты приступал, хлеба, которого причастился, чаши, которой приобщился, посвящаемый в страдания Христа. Странник припал к тебе, бездомный, бесприютный? Прими в лице его Странствовавшего ради тебя, Странствовавшего среди своих, Вселившегося в тебя благодатью и Привлекшему тебя к горнему жилищу. Будь Закхеем - мытарем вчера, но щедрым сегодня... Лежит больной и раненый? Своего здоровья устыдись и ран, от которых освободил тебя Христос. Если видишь нагого, одень его, почитая твою собственную ризу нетления, которая есть Христос, ибо все мы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. [ 12 ] Социальные темы В творчестве Григория нравственные и социальные темы тесно переплетены. Это не случайно, ведь нравственность каждого отдельного человека отражается на жизни социума, и проблемы, возникающие в обществе, часто коренятся в личной нравственности его членов. Несовершенство всякого социального строя, всякой государственной системы и общественной структуры обусловлено общей греховностью человека, его неспособностью к жизни по законам любви, справедливости, гармонии. Григорий был гражданином могущественной имериии с рабовладельческим строем. Во главе государства, на вершине общественной пирамиды, стоял император - полу-божественная фигура, человек, над которым не властны законы, ибо он сам творец законов, который не подчиняется никому, кроме Бога. Дно пирамиды формировал многочисленный класс рабов, составлявших безусловное большинство городского и сельского населения; это люди, находившиеся в полной и беспрекословной зависимости от своего господина, без воли которого они не могли ни вступать в брак, ни становиться членами церковного клира; рабы были людьми, не владевшими собственной жизнью. [ 1 ] Между этими двумя общественными полюсами располагались многочисленные гражданские чины - от членов сената, придворных, городских и областных начальников, крупных землевладельцев и армейских офицеров до мелкого дворянства, разночинцев, купцов, солдат, крестьян, вольноотпущенных. Члены церковного клира могли происходить из любых сословий; впрочем, начиная с IV в., епископами все чаще становились представители аристократии и все труднее было выходцу из низших слоев общества подняться до архиерейской кафедры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1213...

Обер-фискалу иметь четыре помощника (2 из купцов). Во всяком городе быть по 1, по 2 фискала. NB. Указ о майоратстве. Быть протоколам во всех присутственных местах и в полках. Голоса подавать с младшего чином, о решении дела по большинству голосов и о подписывании решений всем судьям. О строении каменном на городском и адмиралтейском острове (в Петербурге), а в прочих местах деревянном по плану архитектора Трезина etc. NBNB. О дворянских детях. О строении на каменном фундаменте. О привозе дикого камня, на больших судах по 30, на других — по 20 и 10. Также и на возах по 5 фунтов (? пудов?), за непривоз брать по 10 коп. на камень. Зачитать в рекруты переведенцев из господских крестьян. Запрещение возить товары в иные порты, как Петербургский, отменяется. О непродаже русского платья и сапогов; ослушников лишать имения и ссылать на каторгу. 1715 Карл XII выехал из Турции 6 октября 1714-го года и 22 ноября (Voltaire, 21 novembre) прибыл нечаянно в Стральзунд. Он стал приуготовляться к войне, послал генерал-майора Ливена в Сенат со строгим указом набирать людей и денег и отправить всё в Померанию, повелел своим каперам нападать на все чужие корабли, входящие в Северное море, а от прусского короля требовал возвращения Штетина. Прусский король требовал сперва заплаты денег и обещания не беспокоить земель датских, польских и саксонских. Карл XII отвечал, что он денег никаких платить не намерен, потому что, вероятно, и король ничего не истратил. Любский епископ и администратор голстейнский прислали в Стральзунд поздравления. От последнего явился Герц, франконец, впоследствии любимец Карла XII. Король принял предложение от Фридерика, наследника гессен-кассельского владения, о браке его с Ульрикою-Элеонорою, который и совершился 4 апреля, а принц объявлен генералиссимусом шведских войск. Следствие о лихоимстве и других беспорядках было окончено виновники наказаны или прощены. Петр повелел ближней своей канцелярии сосчитать все губернии, все канцелярии, приказы, денежные дворы, соляной сбор и армейских комиссаров с самого 1710 года, т. е. со дня открытия губерний. Начали с канцелярии военной, адмиралтейской, артиллерийской и Московской ратуши. Повелено во всех присутственных местах быть по секретарю и подьячему и им вести ежедневный счет, казну держать за печатью секретаря, не счетши, в чины не производить etc.

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010