В единении с русским воинством В конце 1916 года в районах Урмии, Хоя, Салмаса находился штаб 7-го Кавказского Отдельного Армейского корпуса, его службы и соединения, а также части 2-го Кавказского кавалерийского корпуса. Офицеры и солдаты посещали богослужения в Миссии. Со многими из офицеров епископ Пимен поддерживал дружеские контакты. По вечерам офицеры и священники собирались у него на чаепитие. Особую благодарность в ту трудную пору вызывал командир 2-го Кавказского кавалерийского корпуса генерал-лейтенант Фёдор Григорьевич Чернозубов 271 . Генерал был потомком донского генерала, чей портрет работы Дау находился в Эрмитаже в галерее героев войны 1812 года. Фёдор Григорьевич был известен не только как коннозаводчик, но и автор работ, посвященных терской казачьей старине и религиозной жизни терских казаков 272 . Генерал Чернозубов давал указания офицерам и солдатам приходить на помощь сирийцам-беженцам и оказывать поддержку Миссии. Он окружил епископа Пимена добросердечным участием и поддерживал его авторитет. Миссионер не оставался в долгу и, в свою очередь, выступал перед частями, укрепляя патриотический и моральный дух русских войск. Об этой стороне деятельности епископа Пимена управляющий российским вицеконсульством в Урмии сообщал в Петроград: «Вновь назначенный начальником нашей миссии Его преосвященство епископ Пимен сумел за короткое время снискать общие симпатии своей энергией, простотой и примирительной политикой. Для устроения церковных дел им был созван в начале отчётного месяца церковный собор, на открытие которого был приглашён и я, причём епископ Пимен весьма любезно отметил в краткой речи мои старания сотрудничать с Миссией в деле устроения христиан 273 . С согласия генерала Чернозубова и в сопровождении его епископ совершил поездку в Соуджбулаг и преподал частям, расположенным там, так и по пути своё архипастырское благословение. Я тоже принял участие в поездке и с удовольствием наблюдал, какое большое и благотворное значение она имела для наших войск» 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Модератор форума, председатель Синодального отдела по благотворительности, епископ Верейский Пантелеимон отметил, что столь представительная международная конференция проводится впервые. В своем докладе он сделал краткий исторический обзор развития больничного служения и других дел милосердия в дореволюционной России, напомнил, что традиция эта прервалась на многие десятилетия в ХХ веке и с большими трудностями возрождалась, начиная с 90-х гг. Тем важнее в России узнать об опыте западных христиан, где эта традиция последовательно развивалась. Епископ Пантелеимон рассказал о том, как непросто складывалось больничное служение священников и православных волонтеров в период пандемии. Потребность в духовной помощи больным, их семьям и медперсоналу была очевидна и велика, но до начала пандемии не удалось выработать условий церковно-государственного взаимодействия  в этой области, поэтому на первых порах священников практически не пускали в больницы, в каждом случае решение зависело от воли конкретного руководителя медучреждения. Сейчас их по -прежнему не пускают в ведомственные и федеральные больницы, но двери тех, что подчинены Департаменту здравоохранения Москвы, теперь открыты – достигнуты соглашения с государственными органами, благодаря чему доступ в «красную зону» возможен не только для специально обученных и экипированных священников, но и для волонтеров. По словам епископа Пантелеимона, его «главная мечта в течение 30 лет – поставить  служение больничных священников на правовую основу». Именно в этом глава Синодального отдела видит залог развития института больничных капелланов в России. Определенный правовой статус должен включать государственное материальное обеспечение больничных священников, что позволит им полностью отдаться служению, как это уже происходит в отношении армейских и тюремных капелланов в России. Представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович представила базовые документы ВОЗ, в которых  психологическая и духовная поддержка понимается как один из главных  элементов помощи больным. Это позволяет 194 странам-участницам ВОЗ опираться на эти документы, регулируя на законодательном уровне оказание медицинской помощи. «Наша глобальная этическая ответственность – оказывать всестороннюю поддержку больному, в том числе – психологическую и духовную», – сказала представитель ВОЗ. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Пасху 1919 года Владыка встречал в этом городе, служил в русской посольской церкви вместе с архиепископом Анастасием (Грибановским) , будущим главой Русской Православной Церкви за границей, который в эти годы нес послушание в Палестине. В Константинополе епископ Нестор вручил послание Патриарха Тихона Местоблюстителю Константинопольского Патриаршего Престола митрополиту Николаю, затем отправился в Александрию, где встретился с Патриархом Александрийским Фотием, которому также вручил послание Патриарха. Ему же оставил послание, адресованное Патриарху Иерусалимскому. На пароходе «Томск», который ранее обслуживал владивостокско-камчатские рейсы, Владыка совершил кругосветное путешествие – через Суэцкий канал, Порт-Саид, Гонконг, Шанхай за 84 дня добрался до Владивостока, откуда на том же «Томске» поехал на Камчатку, «где встретил новую, но не большевистскую власть, чему был приятно удивлен» 64 (с конца 1917-го по ноябрь 1922 года политические режимы на Камчатке менялись шесть раз 65 ). В Петропавловске-Камчатском Владыка исполнил накопившиеся епархиальные дела, много служил и на следующем пароходе прошел вдоль восточного побережья Берингова моря, посетив камчатские селения. Его радостно встречала камчатская паства, он снова крестил, помогал больным и бедным. Однако обратно в Петропавловск пароход не пустили – там началось восстание. Епископ Нестор отправился в Омск, где обосновалось Временное высшее церковное управление во главе с Омским архиепископом Сильвестром (Ольшевским) . Там состоялась встреча епископа Нестора с адмиралом А. В. Колчаком. Верховный правитель Российского государства адмирал А. В. Колчак большое значение придавал сотрудничеству с духовенством. Число армейских священников достигло двух тысяч. Высшее церковное управление Сибири предписало создавать проповеднические отряды, которые были призваны поднимать в войсках боевой дух защиты отечества. В сентябре 1919 года был реорганизован военно-церковный аппарат Сибири, введены новые должности – «епископ армии», «главные священники фронтов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Прибавим к этому, что половина иерархов – вдовцы, вдовые священники, уже в преклонном возрасте изменявшие семейную жизнь на одинокую и принявшие монашеское звание вместе с начальственной должностью незадолго до архиерейской хиротонии, и уже потому лишённые возможности не только удалиться от суетного мира, но даже и ознакомиться с монастырским строем, которому они по большей части вовсе и не сочувствуют. Итак, не в осуждение кого-либо, а ради выяснения настоящего положения дел должно признать, что главная деятельность и внимание наши, и наши симпатии поглощаются заботами о белом духовенстве, и притом преимущественно о его внешнем, материальном, правовом и сословном положении, а потому ни о каком ущербе для его интересов не может быть опасений не только на церковном соборе, но, если бы речь шла о чисто сословном, государственном представительстве архиереев от имени духовенства. Либеральные духовные писатели любят жаловаться на грубое, жестокое отношение епископов к белому духовенству и объясняют это монашеским званием. Допустим, что такое отношение иногда встречается, но монашеское звание тут не причём. Наибольшей строгостью и требовательностью отличаются иерархи из священников. Упомянем из них весьма просвещённых, мудрых и справедливых, но беспримерных в отношении требовательности недавно почивших Преосв. Иринея, Митрофана, Владимира Нижегородского и подобных. Дело в том, что принятый —705— до последнего времени способ отношений епископов к духовенству (белому и чёрному, и к последнему гораздо строже) выражает собой вообще начальническое отношение в духовном сословии. Ректора-протоиереи, смотрители статского звания, благочинные и члены консистории относятся к подчинённым таким-же тоном с соответственным каждому званию оттенками. Армейское духовенство в отношении своего высшего начальника бывает поставлено совершенно так же, как приходский священник к архиерею, а наибольшая степень неудовольствия приходского духовенства бывает обыкновенно направлена не на архиерея, а на благочинного да на секретаря консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1797 году учреждена Семинария Волынская Житомирская в городе Остроге, и отделено было на содержание оной от Минской Семинарии 1.000 рублей (смотри выше, стр. 452 PDF-фaйлa); но в 1800 году положена особенная на Житомирскую сумма по 3.000 рублей в год. В 1800 году учреждена Семинария Пермская, и положено на содержание оной ежегодно жалованья по 2.000 рублей, а потом по 3.000 рублей. В том же 1800 году учреждена Семинария Пензенская, и положено на содержание оной суммы по 2.500 рублей. В том же 1800 году учреждена Семинария Оренбургская, и положено на содержание оной по 2.500 рублей. В том же 1800 году учреждена Армейская Семинария в Санкт-Петербурге для обучения армейских и флотских священно- церковно-служительских детей. На содержание оной положено жалованья по 12.000 рублей. В 1800 году Указами Св. Синода от 25 Августа предписано Епархиальным Преосвященным, чтобы в Семинариях непонятных к учению, и к продолжению высших наук безнадёжных учеников обучать, пока не будут определены к местам, в Русской школе (которые, если где их тогда не было, велено везде непременно завести), церковному уставу и округу, нотному пению, также писать, и чтобы они знали Катехизис, Священную Историю, а равно занимать и другие, относящиеся к той должности, к коей они приготовляются, предметами. В 1802 году Именным Указом Июля 17, повелено во всех духовных Академиях и Семинариях завести преподавание курса Медицины, и изобретши способы для одобрения священно- церковно-служителей к успеху сего полезного заведения, и назначив некоторую сумму на содержание учителей и приобретение инструментов, представишь ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ. В 1803 году, Марта 18, Указом из Святейшего Синода предписано Епархиальным Преосвященным приложить попечение о преподавании в Епархиях их при Семинариях, и где есть, в уездных духовных училищах, на Русском языке учению по начертанию, представленному Св. Синоду от Преосвященного Амвросия, Митрополита Новгородского. В 1804 году, Июня 3, Именным Высочайшим Указом, на основании указа, данного Сенату в 1790 году, Декабря 16, и Сенатского определения 1801 года, Августа 9, повелено из светских по Семинариям учителей производить чинами по выслужении девяти лет, Префектов в 9-й класс, а прочих учителей в 12-й класс.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Повторюсь, что ради безопасности и здоровья своих детей есть готовность поступиться частью своих свобод. Поэтому мы согласны на усложнение порядка регистрации религиозных объединений, на ограничение миссионерской деятельности, в том числе в школах, вузах и армейских частях. Но в данном случае речь идет совсем о другом. Речь не идет о Церкви как общественной организации, о ее преференциях, правах, выгодах. Речь идет о проявлении жестокого и бессердечного отношения к конкретным людям, нашим гражданам, которые остро нуждаются в моральной поддержке и духовной помощи. После того, как человечество пережило коммунистический ГУЛАГ и фашистскую тоталитарную чуму, оно изменилось, в значительной степени гуманизировались нравы эпохи. Убежден, что в XXI веке подобные примеры бездушия немыслимы для цивилизованной страны. Совершенно очевидно, что священник должен находиться при больных и умирающих людях, это общепринятая международная норма. Если пастырь совершает Таинство покаяния, соборования и Причащения над человеком в период терминальной болезни, то для этого должны быть созданы хотя бы минимальные условия: покой, благоговейная обстановка, присутствие иконописных изображений, что и имеет место в небольших молитвенных комнатах, которых насчитывается порядка 70 во всем Казахстане. 7 статья закона обязывает администрации больниц и тюрем предоставлять соответствующие условия для совершения священниками церковных Таинств и обрядов! По благословению главы Православной Церкви Казахстана митрополита Астанайского и Казахстанского Александра я принимал участие в подготовке законопроекта. Выступал в Мажилисе, в Общественной палате, и везде получал заверения, что нуждающиеся в социальной опеке люди не будут лишены духовной помощи священнослужителей. Очень странно видеть происходящее. Надеюсь, что случившееся в Алма-Атинском доме-интернате всего лишь печальное недоразумение, которое будет скоро исправлено. — Ваше Преосвященство, а предпринимались ли какие-нибудь попытки повлиять на ситуацию в период разработки законопроекта со стороны высшего руководства Православной Церкви Казахстана?

http://patriarchia.ru/db/text/1668741.ht...

По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, рассуждая, что хотя по силе Кабинета Его Императорского Величества сего августа 14 дня резолюции Святейшим Синодом и определено для объявленной от короны Шведской против Всероссийской Империи войны как здесь, так и во всей Всероссийской Империи во всех церквах о благословении и благом произвождении Его Императорского Величества оружия всещедрого Господа Бога молить и просить со всяким благоговением и во всеусердием, и в церковных священнослужениях, то есть на вечерне, утрене и литургии прилагательные о победе на супостаты христоименитому воинству ектении и молитву отправлять, как в напечатанных и в епархии в 1722 и в 1736 годах из Святейшего Синода разосланных тетрадках изображено, о чём в Московскую синодального правления Канцелярию ведение, а к синодальным членам, в епархии к архиереям и в прочие подчинённые Святейшему Синоду места указы сего августа 16 числа уже посланы; а понеже усмотрено, что при церквах оные молебные тетрадки имеются выходов разных годов, а именно 702, 722 и 736, а в некоторых новопостроенных церквах и тех нет, но письменные с них и между собою в некиих речениях не согласны, да и титулы Императорских Величеств разные, и за многопрошедшими годами оных 702 и 722 гг., а напечатанных же в 736 году одного точию завода, то есть тысячи двухсот, при всех церквах ово за обетшанием, иных же каким-либо случаем за утратою быть не чаятельно, да и титул Его Императорского Величества в тех прилагательных ектениях и в молитве надлежит воспоминать, как в напечатанных о церковных возношениях формах показано. Того ради приказали: со учинённого вновь и Святейшим Синодом апробованного и подписанного о прилагательных о победе на супостаты христоименитому воинству ектениях формуляра списав точную копию, сообщить в Московскую синодального правления Канцелярию при ведении, с которой вместо помянутых прежних трёх выходов тетрадок в Московской типографии напечатав по числу обретающихся в Всероссийской Империи церквей, монастырей же и пустынь и переплетя в синюю или красную бумагу, из оной Канцелярии разослать к синодальным членам, в епархии к архиереям, також и к преосвященному Иосифу, епископу Белорусскому, и в Духовную Дикастерию и С.-Петербургское Правление, и в ставропигиальные монастыри ко властям, а за те книжицы, во что они и с переплётом станут, из тех мест (кроме Белорусской епархии), в которые разосланы будут, цену наложа сверх того на каждую тетрадку по единой копейке, требовать присылкою неукоснительно, а для рассылки таковых же тетрадок и ко обретающимся в иностранных государствах при российских послах и резидентах священникам и к полевым армейским священникам же переплетённых в красной бумаге, всего двести, прислать в Святейший Синод немедленно, а колико в которые епархии и в прочие места долженствует тех тетрадок разослать, тому о числе церквей, и монастырей, и пустынь сообщить при оном ведении и исправный с последних ведомостей реестр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так как в 1813 году низший грамматический класс соединен был с средний, то священник Иоанн Попов и сделан был учителем обоих; впрочем, оставался в этой должности недолго: в январе 1814 года он был уволен от учительства 40 . На это место определен возвратившийся из Москвы снова в Пермскую епархию иеромонах Иустин, но и этот в том же году помер. С 1814 по 1815 учителем этого класса значится священник Семен Пеунов, города Камышлова священнический сын, обучавшийся с низших классов в Тобольской семинарии и окончивший курс в Пермской. В 1808 году он определен был учителем арифметики и информатории; в 1809 году произведен во священника к градо-Камышловскому собору; овдовевши в 1812 году, определен в число братства Пермского архиерейского дома, – в 1813 году назначен законоучителем Пермской гимназии, в 1814 году определен комиссаром семинарии, а потом и учителем; в 1815 году оставил учительскую должность и поступил в армейское ведомство. По увольнении Пеунова, с 1815 по 1818 год учителем этого класса состояли Савва Пьянков, пермского уезда, Гаревского села дьяческий сын, обучавшийся в Пермской семинарии и по окончании учения определенный сначала учителем информатории, а потом и грамматики. После исключен был из духовного ведомства. Учители низшего грамматического класса. Первый учитель этого класса Григорий Серебреников уволен от сей должности в 1803 году и рукоположен во священника в Ильинское село пермского уезда; в 1814 году произведен в протоиерея; с 1821 по 1833 год был благочинным; в 1822 году награжден бархатной фиолетовой скуфьей. Вместо Серебреникова определен учителем протодиакон Иоанн Баженов, города Соликамска священнический сын, обучавшийся в Вятской семинарии. В 1790 году Баженов посвящен во диакона к Соликамскому собору, в 1800 году произведен в протодиакона и переведен в Пермь; в 1803 году произведен во священника к Пермскому кафедральному собору и определен ключарем оного и учителем семинарии. В 1805 году от учительской должности уволен и определен присутствующим в консисторию и благочинным над церквами пермского уезда, а в 1809 году и над церквами города Перми; в 1811 году произведен в протоиерея к Пермскому Петропавловскому собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андрей Себенцов, известный специалист в области государственно-конфессиональных отношений, действительный государственный советник РФ I класса, обратил внимание на то, что в ходе бурных дискуссий часто остается незамеченным: в числе трех предложенных Президентом  РФ образовательных модулей есть курс «История и основы культуры основных мировых религий». Именно этот «неконфликтный, религиоведчески ориентированный» курс, предположил А.Себенцов, окажется наиболее востребованным на местах в ходе эксперимента. Кроме того, он коснулся проблемы военного духовенства и подверг критике разработанный Министерством обороны соответствующий законопроект. Епископ Константин Бендас, представитель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) выразил опасение, что положение о военных священниках, дискриминирующее «нетрадиционных» верующих, может быть введено указом, без общественного обсуждения. Профессор Ольга Васильева  также видит множество проблем в предложенной модели армейского священства. Она подчеркнула, что вопрос морального климата в армии напрямую касается большинства населения нашей страны, и призвала общественность поднять вопрос о широком обсуждении данного законопроекта. Юлия Зайцева Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 29.04.2022 11:20 " Газета.Ru " «Религиозная грамотность родителей оставляет желать лучшего»: интервью с Ольгой Васильевой 19.10.2021 15:34 Кравцов: основы православной культуры в 85% случаев преподают учителя начальных классов 09.09.2021 15:59 Екатеринбург: Основы религии в уральских школах будут изучать 7 тыс. детей 19.03.2019 10:31 Предмет без оценки: эксперты обсудили школьный курс по религиозной культуре 12.12.2018 14:47 " Коммерсантъ " Батюшкам помогут матушки 14.02.2018 10:56 Православный кинофестиваль «Встреча» представляет иранский фильм «Последний ужин» 10.11.2017 11:48 Эксперты предлагают расширить школьный курс религиозных культур и светской этики 26.05.2017 13:21

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

- в мае 1998 года — научно-практическая конференция в Рязанском Высшем Военном Воздушно-десантном училище. - в том же году в Военно-воздушной Академии имени Ю.А.Гагарина проведена военно-научная конференция " Проблемы строительства и применения Военно-воздушных сил XXI века " . - в ноябре 1998 года состоялась встреча за " круглым столом " студентов Московской Духовной Академии со слушателями Академии Федеральной Пограничной Службы. - в Рождественских чтениях 1999 года работали две секции по предупреждению и предотвращению суицида в Армии. В них приняли участие священники, несущие послушание в Армии. - в июне 1999 года в Костроме проходил совместный сбор военнослужащих и священнослужителей для обсуждения вопросов духовного окормления личного состава Войск химической защиты. - в ноябре 1999 года в Санкт-Петербурге - региональная научно-практическая конференция по проблемам церковно-военного взаимодействия. Всего за последние два года наши сотрудники приняли участие, выступив с докладами и сообщениями, более, чем в 20 научных конференциях и семинарах. Хотел бы отметить, что не только конференции, но и все совместные церковно-армейские мероприятия 1998 и 1999 годов проходили под знаком подготовки к празднованию Второго Тысячелетия Рождества Христова. Отдел активно участвует в военно-патриотическом воспитании допризывной и призывной молодежи. В частности, в Москве один из сотрудников Отдела является членом Совета по военно-патриотическому воспитанию молодежи. В рамках взаимодействия с Вооруженными силами Отдел практикует направление православных призывников по рекомендациям из епархий в части, где имеются православные храмы. Надо отметить, что командиры многих войсковых частей ежегодно обращаются в Отдел с просьбой ходатайствовать перед военным командованием о направлении в указанные войсковые части через призывные комиссии военкоматов православных призывников, так как с таким контингентом командование не имеет дисциплинарных проблем. Ежегодно через Главное Организационно-Мобилизационное Управление Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ при посредстве нашего Отдела таким образом призывается около 300 призывников, которые впоследствии достойно исполняют свой воинский долг.

http://sedmitza.ru/lib/text/429376/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010