Антоний Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум, 1914–2003) – епископ РП Ц, митрополит, выдающийся философ и проповедник. Родился в Лозанне в семье дипломата. По материнской линии – племянник композитора Скрябина. Подростком прочел Евангелие и обратился ко Христу. Закончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. Тайно принял монашеские обеты, в конце 30-х гг. служил армейским хирургом на фронте, во времена Сопротивления был врачом в антифашистском подполье. В 1943 г. пострижен в мантию. К 2003 г. был старейшим по хиротонии епископом РП Ц. Похоронен в Лондоне. Мне кажется, митрополит Антоний придумал очень точный образ того, что происходит с человеком, приходящим к Богу. Он должен решиться на такой шаг. Рискнуть и оторваться от старой жизни для жизни новой. Понимание того, что теперь с ним все будет хорошо, придет постепенно. Наша проблема заключается в том, что мы все проверяем человеческим опытом. Мы все меряем по своим привычным оценочным лекалам. Но надо дать место Богу. Почувствовать и понять, что наш расчет – это наш расчет. А есть Божественная воля. И невозможно существовать без доверия к ней. Вера – это самый главный риск, потому что она – это не-знание. Это похоже на шаг в бездну. Вспомните, как Христос велит Петру идти по воде. Это ведь невозможно. Противоречит всему – от элементарной логики до законов земного притяжения. Кто в состоянии это сделать? Никто. Только если ты веришь, ты пойдешь. Если надо будет – и по воде. Чудо происходит, когда открывается способность отбросить все сомнения и страхи, поверить всей душой. На самом деле так или иначе об этом говорят самые разные источники. В той же культовой кинотрилогии «Матрица» герои задаются все теми же вопросами: что есть свобода? Что есть мир вокруг нас? Где границы наших возможностей? Да, верить в Бога – это большой риск. По-настоящему верить, а не говорить, как многие: «Да, что-то такое, наверное, есть», или: «У меня Бог в душе». Такая «вера» не рискует ничем, потому что она ни за что не отвечает, она необременительна и безопасна. Когда мне надо, я пойду попрошу что-то у Бога, когда не надо, я и без него спокойно существую.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Март 2021 года: в лесу Берсе во французском регионе Луара срубили первый из тысячи старых могучих дубов, предназначенных для воссоздания свода, перекрытий, несущих конструкций и шпиля по старинным технологиям. Сентябрь 2021 года: полностью завершены работы по закреплению (консервации) строительных конструкций собора. Трудами плотников, монтажников, сварщиков, промышленных альпинистов и многих других мастеров и специалистов удалось возвести временные строительные конструкции и специальный огромный защитный колпак, укрывший оголенные башни, своды и стены здания от атмосферных осадков. Открылись тендеры на дальнейшие работы по реконструкции. Весна 2022 года: предприятия и мастерские художественного стекла с привлечением узких специалистов по всей Франции начали кропотливые работы по очистке, замене и восстановлению элементов знаменитых витражей собора. На помощь пришли также искусные реставраторы немецкого Кельнского собора, которые восстановили четыре оконных витража. Июль 2023 года: изготовлены массивные дубовые несущие конструкции. Дубовые балки и фермы подняли высотными кранами и установили, сформировав своды собора Парижской Богоматери. Многие парижане собрались, чтобы своими глазами увидеть это торжественное событие. В нем даже усмотрели символический акт, косвенно открывающий подготовку к Парижским Олимпийским играм 2024 года. Август 2023 года: Франция оплакала внезапную смерть армейского генерала Жан-Луи Жоржелена (Jean-Louis Georgelin), возглавлявшего работы по реставрации собора. Президент Макрон с присущим ему цветистым красноречием восславил усопшего генерала как «величайшего солдата», доблестно посвятившего себя подвигу восстановления Собора Парижской Богоматери «камень за камнем». Декабрь 2023 года: на шпиль собора водрузили золотого петушка, который многими теперь воспринимается как феникс, чудом возродившийся из огня и символизирующий возрождение собора Парижской Богоматери. Перед церемонией водружения петушка, епископ торжественно возложил ему в грудь через особую герметичную дверцу драгоценные реликвии веры, в том числе капсулу с частицей Тернового Венца Иисуса Христа.

http://sedmitza.ru/text/10376229.html

Доказывать всю несообразность со здравым смыслом неудачных этих похвал не стоит труда, ибо они сами за себя довольно говорят, и все сколько-нибудь мыслящие люди, в особенности же знавшие преосвященного во дни его ранней молодости и после того, в последние годы его пребывания в Москве, подтвердят, что все мирское, светское, мелочное, тщеславное он умел вполне победить, подавить, изгладить, совершенно искоренить в себе, и если он стал тем, чем все его видели, то этим он обязан не пансиону, не корпусу, не обществу молодых офицеров, не чопорности дамского общества средней руки или краткому пребыванию в академии, но единственно своему здравому смыслу, который ему правильно подсказал, что для того, чтобы в новом его положении стать тем, чем ему быть следует, долженствовало ему прежде всего отрешиться от всех мирских условий светских мелочей и утонченностей, словом, искоренить в себе все мирское дотла и самому снова перевоспитать себя соответственно изменяющемуся своему положению. Он был обязан миру только знанием иностранных языков, может быть, вынес из мира только то убеждение, что все мирское и светское – вне мира, и в особенности для монаха – совершенно непригодно, а он считал себя монахом, и хотя и не в монастыре достиг монашества, но искренно любил и чтил монашество. И действительно, не смешно ли, не странно ли было бы видеть в студенте академии или в иеромонахе приемы гардемарина, или в ректоре, в архимандрите и, в особенности, в епископе манеры застенчивого или разбитного незначительного армейского офицерика или светского щеголя и шаркуна? Это не только не было бы извинительно, но просто поражало бы как нечто отвратительное и безобразное. Но, конечно, люди полусветские не поймут этой односторонности и извращенности своих понятий, почитая все светское выше всего... Преосвященному не было нужды влезать на эти искусственные подставки и подмостки(на которые любят иногда громоздиться светские люди в невольном своем сознании, что сами по себе они ничто), он не скрывал своего прежнего убожества и даже любил иногда рассказывать о своем прошлом сравнительном ничтожестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Соответственно, и церковная корпоративность пародирует церковную соборность. Корпоративная закрытость является «перевертышем» древней «дисциплина аркана» (disciplina arcana), признаки которой сохранялись и в средневековой церковной культуре (т.н. тайнозамкненность) . Вместо духовной посвященности, посвященности в тайны богообщения – посвященность внешняя. Вместо тайны Таинства – тайна тайного общества (недаром в Новое время так расплодились масоны – внешняя таинственность стала модной). Вместо духовной иерархичности – внешняя иерархия наград и званий. Символ сохраняет за собой лишь информационную функцию . Сама «дисциплина тайны» в Древней Церкви была необходима как защита от кощунства, чтобы исполнить заповедь «Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф., 7; 6). В Новое время тайна – средство сохранить корпорацию. Вместо тайны духовного обучения-посвящения (старец-ученик) – закрытость заведений сословного обучения. Для корпорации со временем неизбежно деление на субкорпорации. Таким образом, обособление клириков от мирян в как бы в отдельную субкорпорацию является признаком корпоративности в Церкви. Также и обособление внутри клира епископов от священства. Эта субкорпорация (или субкорпорации) представила из себя типичную однополую – мужскую – корпорацию и стала развиваться, увы, по обычным законам мужских корпораций. Одним из примеров подобной мужской корпорации можно назвать армию. Самым простым – но вовсе не естественным и органичным – принципом организации подобной системы является то, что мы обычно называем термином «армейская дисциплина» (мы говорим об этом явлении в понимании Нового и Новейшего времени). Обиднее всего, что в современной Церкви эта практика подделывается под средневековую практику иерархического соподчинения и послушания и как бы оправдывается этой практикой. Из практики типа «армейской дисциплины» вытекают обычные для армии принципы формирования корпорации, система «стукачества», «палочная» дисциплина (отсюда и деспотизм начальника в отношении подчиненного), система наказания и вообще принципы организации системы «начальник–подчиненный».

http://bogoslov.ru/article/1667366

Сочинения, в которых под предлогом благонамеренного и основательного исследования вопросов, касающихся христианской веры и Церкви, приводятся в сомнение важные истины веры, или постановления православной Церкви, признаются неблагонамеренными, и потому не допускаются к напечатанию. Но если бы в цензуру представлена была рукопись, исполненная мыслей и выражений, явно противных духу Христианства и разрушающих начала нравственного учения, устройство и мир Церкви: то цензура обязывается доносить о таком сочинении своему высшему начальству 114 . Наконец, если бы вольномыслие соединялось с дерзкими и злонамеренными действиями против веры и Церкви, как, например, с богохульством, с оскорблением святыни и т.д., тогда оно судится, как уголовное преступление 115 . 12 Уст. конс., ст. 9. Собрания поучений, ––– одно на воскресные и праздничные дни (в 3-х частях, другое ––– краткое на каждый день года, ––– составлены еще в прошлом столетии митр. Гавриилом и Платоном, из разных отеческих, древних и отечественных сочинений. СПб. и М., 1776, 1781. 13 Там же, ст.ст. 10 и 11. В очередное проповедание положено вводить и воспитанников академий и семинарий, кончивших курс учения, но еще не получивших определенных должностей и мест службы. Тамже. 16 В некоторых местах священникам вменено в обязанность прочитывать в церквях книгу: Прав. исповедание веры по вопросам и ответам, и каждый ответ сопровождать кратким и самым простым объяснением, по мере нужды. 17 Указ от 28 сентября 1808 г. 27. § 246. Инструкции полевым обер––священникам и армейским благочинным. 18 Уст. конс., т. 9 В клировых ведомостях означается, сколько священнослужителями произнесено собственных поучений. Тамже, ст. 12. 33 Указы от 10 августа 1824 г., от 4 мая 1831 г. и 31 июля 1836 г. в Собр. зак. В последнем из этих указов определено: священникам и дьяконам, имеющим академические степени, или окончившим полный учебный курс в семинариях, предоставить право обучения, без особого испытания, закону Божию и всем другим предметам, в знании которых имеют они училищные аттестаты; не окончившим семинарского курса дозволяется только обучение катехизису, грамоте и арифметике; причетников же допускать к обучению этим последним предметам не иначе, как по испытании в семинарском правлении, или особо назначенными от местного архиерея лицам, и по снабжении надлежащим о том свидетельством; наконец, наблюдение за этим предоставить епархиальному начальству. Все эти правила Высочайше утверждены 1836 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

1 декабря 2014 г. 16:50 Второй сезон «Ангара спасения»: вместо ночевок — центр социальной помощи Сегодня, в первый день зимы, на территории Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению начал работу в своем втором зимнем сезоне «Ангар спасения» - отапливаемая палатка дневного пребывания для бездомных (аналог взводной армейской полевой палатки). В отличие от прошлой зимы, ночлег здесь предоставляться не будет: объект открыт ежедневно с 9 часов утра до 6 вечера. Вместо этого ведущие прием специалисты предложат посетителям широкий спектр социальных услуг и правовой поддержки: помогут начать процедуру восстановления пропавших документов, приобретут билеты на родину, окажут консультации юридического характера, подберут временный приют и место работы, предоставят место в мобильных душевых и возможность поменять одежду и обувь, накормят горячим обедом и напоят чаем, а при необходимости проведут первичный врачебный осмотр. «Это связано с тем, что государство повернулось к проблемам бездомных лицом. Московские власти дополнительно выделили пятьсот коек для ночлега этих людей в городских центрах социальной адаптации, - рассказал «Церковному Вестнику» глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон . - Ежевечерне туда их будет отвозить автобус общегородской службы «Социальный патруль». Надеюсь, это хорошо для всех. Ночевать на кроватях все же гораздо лучше, чем здесь, где спальные места были оборудованы на полу. А мы теперь получаем возможность сосредоточиться на мерах поддержки социального характера. Главная цель нового формата нашей работы — способствовать возвращению бездомных в общество». В исключительных случаях, если мест в городских центрах на всех не хватит, ангар можно будет оперативно переоборудовать под прежний, ночной режим. В любом случае, как и прежде, сюда сможет попасть любой человек, оказавшийся в кризисной ситуации без денег и документов, без крыши над головой. Кроме социальных работников, фельдшеров, психологов и юристов, к услугам посетителей — бесплатный таксофон, с которого каждый сможет позвонить один раз в любую точку страны.

http://e-vestnik.ru/news/zarabotal_angar...

В несчастиях, говорят, познается человек. Счастие часто затуманивает нашу голову. Мы тогда живем вне себя, внутреннее наше принижается, забывается. То же нужно сказать и относительно целого общества и даже народа. Мы теперь переживаем великое несчастие – войну. И вот это несчастие выдвинуло многие добрые качества нашей русской души. И прежде всего любовь к родине. Про нас стали говорить, и не без основания, что скоро нами завладеют иностранцы, что мы потеряли национальное чувство, что русские готовы свое родное продать, своему родному изменить. Но вот началась война и русские люди, как один, встали на защиту своей родины. Подъем духа произошел необычайный. Матери охотно посылают своих мужей, своих детей на войну. Вот, например, что пишет одна русская мать своему сыну-воину: «Твой отец был убит далеко от нас за Ляояном, тебя я отдала святому делу защиты нашей милой родины от близкого и страшного врага. Помни, что ты – сын героя. Мое сердце сжимается и глаза плачут, когда я говорю тебе: «Будь его достоин!» Ведь я знаю весь роковой ужас этих слов, и все-таки в муке за тебя повторяю их. Нас всех не будет. Что наша жизнь! Это – капля в океане прекрасной России. Нас всех не будет, но пусть цветет и радуется она. Я знаю, мы будем забыты, наши счастливые потомки и не вспомнят тех, кто истлеет в братских могилах... Целуя и благословляя тебя, я простилась с тобою. Когда тебя пошлют на подвиг, не помни моих слез, помни только мои благословения... Да хранит тебя Бог, мой дорогой, светлый, любимый!» («Армейский вестник»). Не далее, как вчера, подходит ко мне в церкви подросток лет 14 и со слезами говорит: «Благословите меня пойти на войну добровольцем». – «Ведь ты еще мал», – говорю я ему. – «Но мне жаль наших солдат, проливающих за нас кровь, мне жаль смотреть, как их, раненых, привозят к нам. Я сижу дома здоровым, а они там мучатся, я хочу также пострадать за Россию». Выдвинула, далее, война русское милосердие, любовь к страждущему человечеству. В одной Москве открыто до 700 лазаретов. Все спешат в чем-нибудь проявить участие в общем, посетившем нашу родину, несчастьи. Кто записывается в сестры милосердия, кто ухаживает за больными и ранеными, кто шьет одежду, кто материально помогает... Открылись, как и у вас, между прочим, при многих церквах лазареты. Здесь приход, под покровом церкви и при благословении своих пастырей, объединился для благотворения. И замечено, что в этих приходских лазаретах дело идет хорошо, и главное, в них чувствуется какая-то благодатная атмосфера, а деятели вместе с пастырем переживают особый религиозный подъем духа, очевидно, Господь принимает жертву доброхотов и их духовно утешает. Вот истинная благотворительность. Она должна исходить и группироваться в приходе при храме. И дай Бог, чтобы примеры такой приходской благотворительности, данные войною, имели отклик и на будущее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Показателен пример создания миссионерского стана «Спасский» поселка Тикси Якутской епархии, расположенный в арктической пустыне на берегу моря Лаптевых. Его строительство проходило в труднейших не только климатических, но и социально-хозяйственных условиях. В середине 2013 года было принято решение о закрытии находящейся при нем базы дальней авиации. Из поселка уехали сотни военнослужащих и членов их семей. Это повлекло за собой серьезные инфраструктурные проблемы. Были разморожены отопительные системы, закрыты детские сады, прервано воздушное сообщение с «большой землей». Оставшиеся же люди, объединенные сотрудником Синодального миссионерского отдела игуменом Агафангелом (Белых), при поддержке благотворителей построили миссионерский комплекс, и, словно в ответ на их веру, армейское командование приняло решение о возрождении поселка.  В Тикси стали возвращаться люди. А в октябре 2014 года председателем Синодального миссионерского отдела митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном и епископом Якутским и Ленским Романом в миссионерском стане «Спасский» был освящен Николо-Серафимовский храм. И это, конечно, очень хорошее событие в сфере нашей миссионерской деятельности на Севере России. К сожалению, временное присутствие духовенства в отдаленных уголках какого-либо региона с миссионерскими целями, не может служить средством решения кадровых проблем, связанных с недостатком клира местных епархий. Задача миссионера обратить ум и сердце человека к Богу, крестить его, наставить в первоначальных знаниях Евангельской истины. Однако этим духовная жизнь обращенного не заканчивается, с этого она лишь начинается. Далее новокрещеный нуждается в постоянной пастырской заботе, непрестанном душепопечении и, конечно же, в регулярном участии в Литургии, в приобщении Святых Христовых Таин. Поэтому, особую актуальность приобретает создание постоянно действующего храма или хотя бы молитвенного помещение и, что еще более важно, наличие постоянного священника, заботящегося о врученной ему от Бога пастве. Миссия среди коренных и малочисленных народов нашей страны часто сталкивается еще с одной важной проблемой: проблемой соотнесенности национальной культуры и христианской веры, предстающей перед обращаемыми людьми в форме русского Православия. Означает ли это, что человек, этнически принадлежащий к одной из народностей Сибири или Дальнего Востока, воцерковляясь, должен отказаться от родной ему культурной традиции? Речь должна идти в таком случае не о русификации, то есть о разрыве с местной культурой, а о насыщении этой культуры христианскими смыслами. Поэтому убежден, миссия должна быть связана с работой по сохранению национальных культур и их возрождению. Именно так трудились наши выдающиеся миссионеры в XIX и в начале XX века. Сделанные ими переводы богослужебных и библейских текстов послужили, в частности, становлению национальной письменности и литературы.

http://patriarchia.ru/db/text/3851775.ht...

Несогласие с указанием земной организации приравнивается к «отклонению Божьего руководства». Страшно уже то, что люди могут проводить такие сравнения или аналогии. Еще страшнее, что люди делают это безо всякого смущения, словно в этом есть что–то похвальное. Утверждать, что руководители организации являются единственным каналом связи с «центром управления», это практически то же самое, что называть их самим «центром управления». Но автору этого рассуждения из «Сторожевой башни» и в голову не приходит мысль о серьезной опасности, к которой могут привести подобные призывы к безоговорочному, «армейскому» подчинению несовершенным человеческим религиозным вождям. Полномочия верховного религиозного совета В ранние века управление отдельным собранием (или, например, крупным городом и прилегающими к нему районами) осуществлял епископат или отдельный председательствующий надзиратель. Но международная власть центрального руководящего органа со временем закрепилась за соборами , или религиозными советами. До 1970–х годов упоминания о «руководящем совете» или «руководящей корпорации» в «Сторожевой башне» были нечастыми. Но затем власть этой группы людей стала подчеркиваться все больше и больше. В ранние века руководители Церкви стали призывать христиан почитать советы старейшин как «сонм апостолов». После того, как со временем были организованы церковные соборы, верующих призывали смотреть на них теми же глазами. Хотя организация Сторожевой башни не признает понятия «апостольской преемственности» (которое существует в католической церкви, где епископы считаются «преемниками апостолов»), она поощряет тот же самый склад ума, рисуя Руководящий совет в виде современного эквивалента совету апостолов и старейшин в Иерусалиме. Руководящий совет считает, что его положение по отношению к людям на более низких должностях в сущности соответствует тому, какое положение занимал апостол Павел по отношению к Тимофею, Титу, старейшинам или другим членам собраний. Мы уже приводили примечательное утверждение о том, что сегодня Свидетели, руководствуясь опытом, могут с большей готовностью и уверенностью принимать все, произносимое «верным и благоразумным рабом» и его Руководящим советом, нежели Верийцы, когда они слушали апостола Павла. В действительности же имеет место самонадеянное присвоение и приписывание себе таких полномочий, которые не только равняются полномочиям апостолов, но и во многих отношениях превышают их. В «Сторожевой башне» за 15 декабря 1971 года (с. 749, англ.) схематически отображается иерархическая лестница, начиная от Бога и заканчивая служебным помощниками: Современная теократическая организация христианских Свидетелей Иеговы:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Православие в армии. Уже много лет православные священники посещают армейские подразделения. В военных поселках при крупных воинских частях строятся храмы, существуют даже воинские части, где большинство солдат и офицеров осознают себя в качестве активных православных, благодаря чему удается создать особую духовную атмосферу. В некоторых военных учебных заведениях существуют молельные комнаты и домовые храмы. Существуют также епархии, где окормляется большая часть воинских частей, расположенных на их территории. Особую роль играют священники в «горячих точках», которые идут к солдатам и офицерам прямо в окопы. Бывают случаи, когда епископ на военной подводной лодке идет в дальний рейс, служит, исповедует и причащает. Сегодня обсуждаются конкретные возможности введения штатных должностей армейских священников. Для всей нашей армии потребовалось бы около 5000 священников — капелланов. Православное просвещение в тюрьмах. С первых лет перестройки и наступления «дикого капитализма» с его психологией «беспредела» в стране катастрофически выросла преступность, прежде всего — в молодежной среде. И для многих оступившихся отрезвление и пробуждение веры произошло именно в местах лишения свободы. Первыми миссионерами в тюрьмы пришли сектанты, но уже в 1993 г. в Москве появились и первые тюремные храмы и тюремные общины, постепенно священники стали систематически навещать тюрьмы. Один из первых тюремных храмов был открыт прот. Глебом Каледой в Бутырской тюрьме в Москве. Троице-Сергиева Лавра окормляет ближайшее СИЗО с 1990 г., а храм был устроен там в 1991 г. Сегодня в некоторых епархиях систематически навещаются почти все места лишения свободы. Регулированием отношений Церкви с тюрьмами занимается специальный Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Почти одновременно в нескольких местах началось обучение заключенных основам православной веры. Наиболее успешно работают группы при миссионерском факультете ПСТГУ во главе с его выпускницей Н. Пономаревой. Группа разработала ряд методик, а ее группа создала учебные пособия для обучения православию по переписке. Сегодня это движение быстро расширяется, издаются созданные учебные пособия и описания методик, и этот опыт становится достоянием всей России.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010