Среди добровольных помощников иером. Спиридона был мальчик 12 лет родом из дер. Эредви (Юж. Осетия), Василий Майсурадзе. В 1903 г. он подвизался в скиту св. ап. Иоанна Богослова на Афоне, в 1920 г., будучи уже иеромонахом Иоанном, он вернулся на родину вместе с другими грузинскими монахами и поселился в монастыре Армази в Мцхета. В 1921 г. в обители кроме иером. Иоанна остался лишь еще один насельник. Однажды в монастырь пришли двое чекистов, вывели монахов из монастыря в леса гор и открыли по ним огонь. Выходили чудом спасшихся монахов сестры монастыря Самтавро во Мцхета, после чего иером. Иоанн вернулся в место своего первого духовного опыта - спрятанный в горах Бетанский монастырь, где все еще подвизался о. Спиридон. Решив вернуться в Зап. Грузию, о. Спиридон передал игуменство монастыря иером. Илие, а тот через некоторое время передал настоятельство иером. Иоанну. В 1924 г. в монастырь пришел иером. Георгий (Мхеидзе), человек удивительной судьбы. Он родился в 1887 в д. Ниж. Крихи, (истор. пров. Грузии Ниж. Рача) в многодетной семье и принадлежал обедневшему княжескому роду. Отец, Мефодий, был советником деревни, состоял в народной милиции, участвовал в кавказских битвах и имел награды, в том числе - Георгиевский крест за пленение Шамиля. Георгий начал образование в Челиагельском училище, затем его отправили в Тбилиси, к богатому дяде Иванэ, где мальчик некоторое время продолжал учебу и работал секретарем у писателя св. Илии Чавчавадзе. Позже был отправлен в Петербург в военное училище, но вскоре вернулся в родную деревню из-за мистической кончины старшего брата Полиактра. Приняв постриг, Полиактр отрекся от всего мирского, проводя жизнь лишь в уединении и молитве. Он лицезрел таинственные небесные откровения и видения и очень скоро скончался. Вернувшись домой в 1909 г., Георгий прочел записи усопшего и резко изменил образ жизни. Приехавшие из Тбилиси братья, опасавшиеся за душевное состояние младшего брата, пытались говорить с ним, но он отвечал лишь одно: " Я жертвую себя Богу. Я слышал голос с Неба, который сказал мне, что это мой путь " . После этого Георгий уединился где-то в пещере в горах, затем ушел в Мегрелию. Из этого периода его жизни известно лишь, что он принял постриг от митр. Назария и некоторое время подвизался в Хирском монастыре. Хирский монастырь был закрыт в 1924 г., и иером. Георгий возвратился домой. Двое из его братьев уже были коммунистами (один из которых - Петр, был заместителем Берии и даже поменял отчество, чтобы не быть братом монаха; был расстрелян в 1938 г.) и, презирая брата за его веру, оскорбляли его и всячески пытались соблазнить.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Могила Шушаник – это горящий светильник, зажженный на каменном подсвечнике Метехской скалы. Это духовная заря, сияющая над Исани – колыбелью Тбилиси. Две крепости – Исани и Нарикала за 15 столетий стали ковчегами крови и костей мучеников. Впоследствии, уже в нашем столетии, по сатанинской ненависти к святыне, Метехи – первый из построенных в Тбилиси храмов – превращали то в пороховой склад, то в тюрьму, то в театр, как будто история города начиналась с тюрьмы или театра. Но и тогда к поруганной и оскверненной святыне шли явно и тайно верующие и получали у стен Метехского храма исцеление, прощение грехов и небесную помощь. Теперь кончилось время второго плена и заточения святой Шушаник: храм открыт, зажглись лампады в его алтаре, могила святой освобождена от плена. Святая мученица внемлет нашим молитвам, как мать – страданию и боли своих детей. Метехи – это святое место Тбилиси. Как река берет начало от источника, так от храма Пресвятой Богородицы начинался город с его многовековой летописью. Мимо гробницы Шушаник шли вереницы мучеников; здесь Вахтанг Горгасал размышлял о будущей столице Грузии, как император Константин – над картой Царьграда; здесь в горниле войн и гонений сгорали невинные жертвы, превращаясь в дивные небесные цветы. Во второй половине V века Иран, отразив нашествие кочевников из Турана, сосредоточил свои силы на борьбе с христианством в Закавказье. Ареной этой борьбы, подобной арене римского Колизея, по которой три столетия текла мученическая кровь, стала Грузия. Пламя войны охватило всю страну. Днем не было видно солнца из-за дыма от горящих городов и сел, который нависал над землей, как грозовые тучи, и стелился по долинам, как черный туман. По ночам небосвод освещали вспышки багрового, как кровь, зарева пожарищ. Иран вел войну не только против живых, но и против мертвых. Персы оскверняли кладбища, выбрасывали трупы христиан на съедение псам и стервятникам. Ближайшим соратником царя Вахтанга Горгасала был Ражден, перс из рода Сасанидов, который принял христианство в Грузии и остался до смерти верен Христу и своей новой отчизне. Царь поручил ему защищать подступы ко Мцхета. Ражден одержал несколько побед, но в одной из битв у крепости Армази был взят в плен. Персидский шах уговаривал своего пленника отречься от Христа и вернуться в маздеизм, употребляя все свое цветистое красноречие. Ражден ответил: «Твои обещания – прах и дым, а смерть за Христа – бессмертие».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ I (Гулаберисдзе) [груз. ], католикос-патриарх всей Грузии (нач. 50-х гг. XII в.- 1177/78), гимнограф. Жизнь О происхождении и жизни Н. известно из его соч. «Слово о Столпе Животворящем, хитоне Господнем и Церкви главной» ( (?), (?)(?) (?)): в описание одного из чудес, происшедшего в мцхетском патриаршем соборе Светицховели , гимнограф включил нек-рые автобиографические сведения. В частности, рассказывается о том, как Н. и его спутнику, ведшему груженную вином лошадь, удалось чудесным образом перейти у с. Цицамури разлившуюся и бушевавшую р. Арагви: их вел свет Животворящего Столпа. Из этого отрывка становится известно, что Н. был родом из восточногруз. провинции Кахети и приблизительно в 20-х гг. XII в. пришел к своему дяде по отцу, мон. Симеону (католикос-патриарх всей Грузии Симеон IV (Гулаберисдзе ; 1128-1144)), к-рый в то время подвизался в мон-ре во имя прп. Саввы Освященного в Армази под Мцхетой ( Николай (Гулаберисдзе). 2007. С. 53). Н. занимал пост предстоятеля Грузинской Православной Церкви в период царствования Георгия III (1156-1184): в «Слове о Столпе...» Н. описал единственный происшедший в период его предстоятельства случай нарушения чина совершения хиротонии и в связи с этим упомянул имя супруги царя - царицы Бурдухан. Согласно груз. церковной традиции, архиереев хиротонисали в Светицховели. Когда Н. занял Патриарший престол, он во время проверки священноначалия и клира выяснил, что несколько действующих епископов по разным причинам оказались нехиротонисанными. Он хиротонисал их в Светицховели, кроме одного - еп. Руисского Тимофея, чему воспрепятствовали, как указано в сочинении, «тяжелая зима» и противление царицы Бурдухан, очевидно покровительствовавшей мон-рю Руиси и Руисской епархии. В результате Н. был вынужден хиротонисать еп. Тимофея «в своей церкви» (не названа; возможно, имеется в виду кафедральный собор в Руиси). Той же ночью одному почтенному монаху (имя не указано) во сне явился Животворящий Столп «в виде старца, окутанного невероятным сиянием», к-рый обвинил Н. в нарушении церковных канонов. Н. глубоко каялся в содеянном и писал, что недопустимо нарушать церковные законы, установленные Господом и переданные человеку через Духа Святого, кто бы ни подвигал на это - представитель высшей церковной иерархии или глава государства. По мнению Н., глава Церкви сам должен быть гарантом соблюдения церковного законодательства ( Николай (Гулаберисдзе). 2007. С. 56-57).

http://pravenc.ru/text/2566054.html

Закрыть Грузия может помочь возродить наши церковность и культуру Доклад на торжествах в гор. Лысково 02.06.2023 577 Время на чтение 6 минут Фото: предоставлено автором В городе Лысково Нижегородской области, в день памяти потомка грузинских царей, светлейшего князя Георгия Александровича (+15/28 мая 1852 г.), уже многие годы совершаются торжественные встречи. В 2021 году дело по организации торжеств взяла на себя администрация гор. Лысково, главой которого является Иванов Виктор Иванович. Благодаря тому, что к делу подключилась администрация муниципального округа, в прошлом 2022 году, когда исполнилось 170 лет со дня кончины князя, из Москвы приехала многочисленная грузинская делегация. Не менее многочисленной она была и на сей раз. После литургии в храме св. Георгия Победоносца делегация отправилась в культурный центр «Рассвет», расположенный рядом с домом, в котором жил светлейший князь. Здесь, перед участниками торжеств выступил глава муниципального округа Лысково Виктор Иванович Иванов. Несколько песен исполнил вокальный ансамбль «Русская песня». С танцевальными номерами выступил грузинский ансамбль из Нижнего Новгорода «Армази». Доклады о светлейшем князе Георгии прочитали – Ирина Александровна Высоцкая, Николай Алексеевич Лобастов, Павел Валентинович Рябинин и Василий Степанович Никитин. Ярким было выступление Георгия Адамия, представителя грузинской диаспоры в Москве. Дано было слово и автору настоящего материала. Когда, несколько лет назад, мне довелось узнать, что в Грузии на протяжении всей ее истории не прижилась ни одна ересь, то задал себе вопрос: по причине чего это могло произойти? Повлиял ли на это национальный характер грузинского народа? Или, быть может, повлияла удаленность от Европы, этого полигона по внедрению ересей в социальную среду? Или тому имелись другие причины. Изучение вопроса показало, что духовной стойкости грузинского народа во многом способствовало наличие своих национальных духовных школ. Первая академия в Грузии появилась на рубеже III-IV веков в гор. Фазисе (ныне – гор. Поти), являвшемся тогда греческой колонией. После того как Византия приняла христианство, наряду с философией, в академии Фазиса стали преподавать богословие. По этой причине, в Грузии появились свои, воспитанные на Платоне, Аристотеле и Плотине философы и богословы. Самым выдающимся из них являлся свт. Петр Ивер, живший в V-м веке от Р.Х.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/02/gr...

     Отец Георгий (в миру Афанасий Карслидис) родился в 1901 году в селе Аргирополе в семье понтийских греков. Родители его рано скончались, и ребенка воспитывала верующая бабушка. Перед смертью она благословила Афанасия, подарив ему икону Божьей Матери из слоновой кости. Вскоре преставилась и старшая сестра Афанасия Анна. Впоследствии над ее могилой часто видели свет. А когда по греческому обычаю через три года вскрыли ее могилу, кости девицы оказались желтоватого цвета, что указывало на их святость. Епископ того района передал останки Анны церкви. Афанасий попросил, и часть костей его сестры отдали ему. Дядя повез Афанасия с его старшим братом в Эрзерум. Брат обращался с мальчиком очень жестоко, и Афанасий решил бежать из дома. Устав от ходьбы по горам, он спрятался в одной пещере. В ту ночь выпал большой снег, и вход в пещеру полностью завалило. Неподалеку проходил караван верблюдов. Один из погонщиков заметил детскую руку, торчащую из снега, и побежал раскапывать. Спасенного Афанасия он передал грузину, который принял его, как родного. Мальчик весь день проводил в молитвах и церковном пении. Его приемный отец увидел во сне какого-то старца, который сказал, что мальчик принадлежит другому и в будущем должен многие души обратить к Господу. Самому Афанасию тоже как-то явились во сне три епископа и сказали: «Прими монашество». Приемный отец, тайный христианин, узнав об этом сне, спустил мальчика в подвал и показал ему спрятанные иконы. Афанасий сразу же узнал на них тех, кого видел во сне. Это были святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Услышав это признание, его воспитателя объял страх. Он понял, что мальчик принадлежит Кому-то другому. Вскоре Афанасий так же неожиданно исчез, как и появился. Однажды во время молитвы Афанасию явился святой Георгий, посадил его на коня и повез в Грузию. Прискакали они очень быстро. Святой оставил мальчика в Тбилиси около ворот одной из церквей. Было воскресенье. Из церкви вышел монах и подошел к мальчику. Узнав его историю, он повел его к настоятелю. Тот велел одеть его как послушника, несмотря на то, что Афанасию в то время было всего 9 лет. Тот монастырь, где жил будущий отец Георгий, составитель его жития упоминает как «Живоносный Источник». Описанная обитель очень напоминает мужской монастырь Армази. Маленького послушника очень полюбили грузинские монахи и внимательно следили за его духовным ростом. Афанасий полюбил грузинскую церковную службу.

http://pravoslavie.ru/98632.html

Фильм о святой Елисавете открывает новую грань православной церковной истории, напрямую связанной с Латвией. Великая княгиня в начале ХХ века бывала в Латвии и посетила Спасо-Преображенскую пустынь под Елгавой. А в декабре 2004 года мощи преподобномученицы Елисаветы были доставлены в Ригу, где им поклонились свыше 150 тысяч человек. В начале этого года Н. и В. Маргевичи закончили работу над лентой “Кто ны разлучит от любве Божия”, рассказывающей о знаменитом латвийском святом – священномученнике Иоанне (Поммере) . А в Грузии готовятся снять фильмы о святых Нине и Кетеван . Грузинский актер и режиссер Нугзар Шария, эмигрировавший в США 35 лет назад, в нынешнем году вернулся на родину, чтобы по благословению Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II снять фильмы о двух грузинских святых женах. Первая картина будет посвящена жизни и деятельности святой равноапостольной Нины Каппадокийской, просветительницы Грузии, пришедшей на эту землю в начале IV в. Во втором фильме пойдет речь о святой царице Кетеван, жившей в XVI в. Царица отвергла предложение брата своего покойного мужа Константина (прозванного Окаянным), который просил ее руки. Константин принял магометанство из корыстных побуждений. Кетеван вступила с ним в войну, в которой он был убит. Персидский шах Аббас в ответ напал на Грузию и направил Кетеван в Персию, где ей было предложено перейти в ислам. Но царица Кетеван предпочла мученическую смерть вероотступничеству. “Его Святейшество спросил меня во время аудиенции, кого я намерен пригласить на главные роли, – рассказал режиссер газете “Баста”. – Я ответил, что думаю посетить с этой целью Грецию. Но Его Святейшество посоветовал мне поискать подходящие типажи в грузинских деревнях, и я намерен внять этому совету”. Фильм будет сниматься в местах исторического пребывания святых Нины и Кетеван – в Мцхете, Армази, Светицховели, Каппадокии. С каждым таким отснятым фильмом увеличивается пространство современной православной культуры, а наиболее успешные картины становятся серьезными миссионерскими и просветительскими проектами, помогая людям больше узнать о Православии и о тех, кто своею жизнью явил пример подлинной святости и любви ко Христу.

http://pravoslavie.ru/4981.html

Крест равноап. Нины (собор Тбилисский Сиони) Крест равноап. Нины (собор Тбилисский Сиони) Когда Н. исполнилось 12 лет, ее родители, преподобные Завулон и Сосанна , решили посвятить свою жизнь Богу: они продали все имущество, раздали деньги бедным и поехали в Иерусалим. По обоюдному согласию они расстались: отец посвятил себя миссионерству, мать - служению немощным женщинам. Дочь они отдали на воспитание благочестивой женщине Сарре Миафоре, подвизавшейся при иерусалимском храме, от к-рой Н. узнала о месте нахождения хитона Господня . В Иерусалиме Н. однажды встретила женщину, к-рая прибыла из Эфеса, чтобы поклониться Гробу Господню. Она рассказала Миафоре и Н. о намерении равноап. Елены (Флавии) принять крещение. Н. захотела поехать в К-поль: «Я пойду к царице Елене, быть может, она дозволит мне проповедать Христа». Патриарх благословил Н., чтобы она, «куда Твое (Христа.- Авт.) благоволение направит ее, благовествовала воскресение Твое» (Обращение Грузии. 1989. С. 34-35). Также он дал ей крест, и Н. отправилась с женщиной из Эфеса. Далее в редакции рассказывается о том, как Н. и ее спутница 2 года оставались в доме «царицы одной, из царского рода, по имени Рипсиме», к-рая при содействии Н. приняла крещение с 40 домочадцами. Спустя нек-рое время Н., св. Рипсимия, ее кормилица св. Гаиания и др. девы отправились на Кавказ. В Армении все, кроме Н., приняли мученическую смерть (см. в ст. Рипсимия, Гаиания и 35 святых дев ). Н. чудом спаслась и продолжила путь, через Джавахетские горы попала в пределы древнегруз. царства Картли и пришла в г. Урбниси, где в течение месяца жила в евр. общине и «наблюдала за нравами этой страны» (Там же. С. 35-36). Однажды Н. увидела, как «сильная и несметная по числу толпа» двинулась в столицу Картли Мцхету на поклонение богу Армазу. Она последовала за людьми и стала свидетельницей жертвоприношения, которое совершал картлийский царь св. Мириан. По ее молитве идолы были разрушены. В разных редакциях Жития указано, что св. Мириан намеревался сохранить язычество в обновленном виде и предложил святой стать верховной жрицей бога Армази. Н. удалось склонить царя к обращению в христианство только после того, как она рассказала ему о нахождении в Грузии важных христианских реликвий: хитона Господня и епанчи прор. Илии (о епанче Н. узнала от местных евреев), которые могли бы придать уникальность Грузинской Церкви. Именно сведения об этих святынях легли в основу идеологии об этнической избранности грузин, которая была разработана вскоре после обращения страны в христианство, поскольку вхождение в христ. сообщество заставило грузин искать свое место среди единоверцев и в рамках новой идеологии и новой системы ценностей легитимировать свое существование, обосновав свою уникальную глобальную миссию ( Чхартишвили. Груз. идентичность. 2009; Она же. Груз. этнос. 2009; Она же. Мцхета как Новый Иерусалим. 2009).

http://pravenc.ru/text/2577665.html

Армази. Церковь Георгия Победоносца. /// Епархия неизвестна Церковь.    Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:Между 843 и 864. Адрес: Республика Южная Осетия, Ахалгорийский район, с.Армази Координаты: 42.168084, 44.37685 Проезд:Храм находится прямо у дороги Цхинвали-Ахалгори. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=56139

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Пресв. Богородицы в Армази. 1-я пол. XII в. [груз. , от имени древнегруз. языческого божества], мон-рь во имя Пресв. Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия), в ущелье Армазисхеви. Его большая зальная монастырская церковь с выступающей апсидой датируется 1-й пол. XII в. Согласно надписи над входом в усыпальницу (ГМИГ), упоминающей Мцхетского Католикоса-Патриарха Николая I (Гулаберисдзе) , между 50 и 78 гг. XII в. к храму были пристроены длинный придел с севера, притвор с запада и усыпальница у сев.-зап. угла. В XVII в. монастырский двор обнесли стеной, к западу от церкви возвели колокольню, нижняя часть к-рой была включена в ограду и служила проходом на территорию мон-ря. В 90-х гг. XVI в. в А. находился изгнанный царем Луарсабом Католикос-Патриарх Мелхиседек II (Багратиони) . В XVIII в. мон-рь пришел в запустение. В 80-х гг. XIX в. в А. поселился мон. Мириан, к-рый частично восстановил монастырские постройки. После его кончины мон-рь более не возобновлялся. Лит.: Шмерлинг Р. , Долидзе В. , Барнавели Т. Окрестности Тбилиси. Тбилиси, 1960. С. 29-33; /. . , . . . 2000. P. 93. Д. Хоштария Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76096.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖОНЕТИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 19 , С. 366 опубликовано: 8 октября 2013г. ЖОНЕТИ [груз. ], Преображения Господня муж. мон-рь Грузинской Православной Церкви - см. в ст. Кутаисско-Гаенатская епархия . Рубрики: Грузинская Православная Церковь. Монастыри Ключевые слова: Монастыри Грузинской Православной Церкви Жонети, Преображения Господня мужской монастырь Грузинской Православной Церкви - см. Кутаисско-Гаенатская епархия См.также: АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия) АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв. АХТАЛА крепость и монастырь в Армении ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/182333.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010