Ущелья р. Уруха и его многочисленных притоков населены Дигорским обществом, которое разделяется на собственно Дигор и на Усть-Дигор (или дальнюю Дигорию). Дигория составляет первое ущелье в Владикавказском округе и, прилегая к Кабарде, служит границею Осетии с Балкарскою областью, или южною частью Кабардинской земли, простирающейся до самого хребта Кавказских гор. Горы, образующие это ущелье, идут на юг в извилистом направлении и чрезвычайно разнообразны по виду и растительности. Потоки на каждом шагу бороздят скаты и катятся с них водопадом; каменные и снеговые завалы тут не редкость и бывают одинаково и летом и зимою. Глухой шум в горах – обыкновенный предвестник их падения. На юг, вверх по течению Терека, по ущельям Ардона и его притоков, обитает Алагирское или Валаджирское общество. Оно ограничено с юга снеговым хребтом, заключенным между горами Стыр и Сонгути-хог; с запада прямою чертою, проходящею между горами Сонгути и Хуруха-хог на хребет Черных гор, через р.р. Курупшу и Урустану, а с востока оно прилегает к Куртатинскому обществу. Последнее находится в горах по ущельям рек Суадона и Фиаг-дона с его притоками. Куртатинское общество ограничено: с юга – снеговым хребтом, с запада прямою чертою, проходящею между горами Стыр-хог и Устюг и р. Ардоном, с севера – р. Тереком, а с востока Тагаурским обществом, получившим свое название от Тагаурского ущелья, образуемого слиянием рек Пога и Кизила. Тагаурцы поселились по левому берегу р. Терека, в параллельных ущельях рек Саниба и Гизель-дона и их притоков. Общество это граничит с юга – снеговым хребтом, начиная от р. Терека до горы Рез (Хиляк); с запада прямою чертою, проходящею между горами Рез и Табау и рекою Майрама-Адеге (Майремадагом) и Гизель-доном; с севера Кабардинским хребтом, с востока старою военною грузинскою дорогою, до Елизаветинского укрепления, рекою Камбилеевкою до Владикавказа и р. Тереком 21 . Южные осетины делятся также на многие мелкие общества, носящие название по именам ущелий ими обитаемых. Так, они делятся на Ксанских, Кударских, Лияхвских, Гудошаурских, Магладолетских, Джамурских и других. Много осетин поселилось в Мтиулетии и Хевском ущелье 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не так легко, однако, спуститься в сей очарованный край, как легко и отрадно обнимать его взорами с подоблачных высот Кавказа. Каменистый спуск от Гут-горы до станции Кашаури и далее к селению Квишети, становится все круче по мере приближения к подошве горы. Почти отвесно сбегает дорога в чудную долину Арагвы, над домом князя Авалова в Квишети, которому поручено наблюдение за горным перевалом и подчинены все Осетины, расчищающие дорогу. Весьма часто, особенно весной, когда завалы преграждают дорогу на две и на три недели, поместье князя бывает наполнено невольными гостями; многие должны возвращаться в Тифлис, потому что хозяину уже нечем угощать их по недостатку жизненных припасов в пустынном месте. Освободившись от утомительных, хотя и живописных гор, помчался я вдоль берега шумной Арагвы, по лесистому ущелью, одному из самых роскошных в Грузии своей растительностью. Приятно было чувство скорого движения после медленных подъема и спуска, и как ни быстро мчался подле нас поток, его опережали легкие кони под заунывную песню ямщика: и сюда, в Закавказье, проникло это коренное русское ремесло, которое казалось столь же свойственным горному краю, как и широким степям нашей родины: так умел себя приспособить русский народ ко всякой местности и везде он как у себя. Станция Пассанаури стоит на середине лесистого ущелья; далее верст за 20 расширяется долина Арагвы, близ местечка Ананури, памятного горькой участью своих Эриставов. Еще стоит на горе их опустевший зубчатый замок, с двумя внутри него церквями, во вкусе древнего Грузинского зодчества. Нарядные арабески, сплетенные из змеиных голов и виноградных лоз, образуют ценнейшее украшение стен. В малой церкви, сложенной из кирпича и уже частью обрушенной, находится гроб одного из древних Эриставов; там погибло, в пламени и дыме, семейство последних Эриставов Арагвских. В главном соборе, празднующем Богоматери, еще совершается богослужение; но все иконы на стенах истыканы кинжалами Лезгинов, которые помогли Эриставам Ксанским разорить родовое гнездо их единокровных, в половине минувшего столетия. Зрелище развалин возбудило во мне любопытство, и я узнал впоследствии от почтенного старца, князя Эристова, причину разорения Ананура.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

После этого, как пишет Бери Эгнаташвили, сыновья Заала Зураб и Наберал бежали в Самцхе, но были схвачены людьми Вахтанга-Шахнаваза, отправившего их, откровенных своих врагов, " к каэну " (шаху). " Но эристав Шалва и Элисбар, сын его, и стольник Бидзина Чолокашвили не явились к царю Шахнавазу, но отправились в Караджу к Муртузалкулихану (которого авторы синаксарных версиий, очевидно, по ошибке именуют Манфекаханом. - Г.Ц.). Он их схватил и отправил к казну. [Картлис Цховреба. Т.Н. С. 439] Аналогичные сведения имеются и в сочинении Вахушти Багратиони. " А после смерти эристава Заала, - пишет историк, - Бидзина, Шалва с братом Элисбаром оробели и не явились к царю Вахтангу, но пришли к Муртуззалихану в Караджу. Тогда хан схватил их и отправил к каэну. А каэн же выдал их кровоместникам, за то, что они истребили их элиев и их замучили за Христа " , и Вахушти тут же ссылается: " Как писано их метафрастом " [Вахушти Багратиони. Указ соч. С.600] , т.е. Виссарионом Орбелишвили. И тем не менее, как установлено в специальной литературе [Памятники древнегрузинской агиографической литературы. T.IV (Изд. Э.Габидзашвили). Тбилиси, 1968 (исследования). С. 314. На груз яз.] , сведения Вахушти Багратиони, ссылавшегося на Виссариона, должны соответствовать истинному положению вещей. Хотя историк дает лишь общее описание событий, в то время как Бери Эгнаташвили детализирует события всей этой истории, приводит дополнительные сведения, очевидно, заимствованные им из курсировавших в тогдашнем обществе устных рассказов. Исследователи заметили, что Вахушти, хотя и ссылается на " метафраста " , но в своих описаниях опирается на синаксарные версии мартирия [Памятники... T.IV. С. 313] . Кроме уже приведенного случая это видно и по данным о родстве ксанского эристава Элисбара и Шалвы. В пространной версии мы читаем: " Элизбар был бездетен и стар днями и святого Шалву, племянника (сына брата) своего усыновил и так они эриставствовали в Ксани " . Согласно Вахушти Багратиони, Ксанский эристав Элисбар был братом Шалвы. [Вахушти Багратиони. Указ соч. С.600]

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В то время, как южная Осетия подчинилась Грузии, северная Осетия, вместе с другими народами северного Кавказа, была покорена татарами. Это данничество татарам было бедствием для христианства, так как с этого времени христианство опять стало постепенно вытесняться магометанством. Для осетинских-же владельцев эта зависимость не была особенно тягостною, так как дала им возможность освободиться от подчинения Грузии. Впрочем, северная Осетия была не долго под властью татар. У осетин вспыхивает борьба за независимость и с Грузией и с татарами. В этой борьбе судьба южной и северной Осетии была не одинакова. Для южной Осетии борьба закончилась полным подчинением её власти грузинских феодалов – князей Эристовых и Мачабеловых, проявлявших страшную жестокость к своим крепостным осетинам. «Богатые грузины», – говорит Потто: – «стали строить в тесных ущельях укрепленные замки, мимо которых никто не мог пройти без опасения лишиться жизни или свободы. И эти страшные замки памятны народу доселе. В сырых и мрачных подземельях их нередко длинные годы томились несчастные жертвы помещичьего произвола и в оковах оканчивали свое мучительное существование. Один путешественник, посетивший такую темницу в Ксанском ущелье, видел в ней заржавленные цепи, разбросанные кости и пожелтевшие черепа… Это был ветхий остаток страшной, но верной картины Эристовского управления» 15 . Порабощенная и угнетенная южная Осетия во многих отношениях утратила свою самобытность. С этого времени исторический интерес сосредотачивается по преимуществу на северной Осетии. Здесь борьба с феодалами имела лучший исход для народа. Громадное большинство пришлых из Грузии феодалов должны были покинуть свои насиженные разбойничьи гнезда и удалиться из Осетии; осталось только несколько осетинский фамилий, но и их власть значительно пошатнулась. Успешности народной борьбы отчасти помогли татарские полчища великой орды Чингисхана, ослабившие силу Грузии и нашедшие сообщником в лице осетин, добровольно подчинившихся им, вероятно, из ненависти к грузинскому владычеству 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святые мученики Бидзина, Элизбар и Шалва, князья Ксанские (версия для печати)/Православие.Ru Святые мученики Бидзина, Элизбар и Шалва, князья Ксанские Православие.Ru , 1 октября 2012 г. Память 18 сентября/1 октября Святые мученики Бидзина, Элизбар и Шалва, князья Ксанские Скачать (MP3 файл. Продолжительность 2:32 мин. Размер 1.9 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Святой и славный князь Бидзина Чолокашвили жил в XVII веке. Он служил при дворе Кахетинских царей. В те времена Восточная Грузия томилась под игом мусульман-персов. Бидзина с помощью князя Шалвы и его дяди Элизбара, князя Ксанского, поднял восстание, дабы освободить страну от персидского господства. Они одержали первую победу в битве при Ахмете (15 сентября 1659 г.). Однако удача недолго сопутствовала им. Персидский шах Аббас II (1642–1667) приказал Картлийскому царю Вахтангу V (1658–1675) выдать вождей восстания под угрозой разорения всей страны. Тогда князья Бидзина, Элизбар и Шалва сдались, несмотря на желание других знатных грузин продолжать сопротивление. Они заявили шаху, что готовы ради спасения своего народа принять любое наказание (1661). Персидский властелин предложил им перейти в ислам, но они отказались и горячо свидетельствовали о вере во Христа. Тогда их раздели и выставили под лучи солнца и укусы насекомых. Поскольку решимость святых оставалась неколебимой, один из вассалов шаха, Селим Хан, приказал отрубить головы святым Шалве и Элизбару, надеясь этим испугать Бидзину. Но тот воскликнул: «Нет ничего сладостнее смерти за Христа!» Палачи рассекли пополам и обезглавили дядю и племянника. Наступил черед святого Бидзины претерпеть издевательства и мучения. На него надели чадру, посадили на осла и выставили на посмешище толпы. Затем ему постепенно отрезали куски тела, начиная с рук и ног, но святой продолжал молиться. После всего ему проткнули сердце копьем. . Изуродованные тела святых мучеников были оставлены без погребения, а ночью над ними появилось сияние. Через много лет вдова святого Шалвы привезла драгоценные мощи мучеников в Картли. Тогда встречать святыню вышло великое множество христиан. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря Имена этих мучеников были внесены в месяцеслов Грузинской Церкви католикосом Антонием I Багратионом (1744–1788).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Святые мученики Бидзина, Элизбар и Шалва, князья Ксанские Аудио Святой и славный князь Бидзина Чолокашвили жил в XVII веке. Он служил при дворе Кахетинских царей. В те времена Восточная Грузия томилась под игом мусульман-персов. Бидзина с помощью князя Шалвы и его дяди Элизбара, князя Ксанского, поднял восстание, дабы освободить страну от персидского господства. Они одержали первую победу в битве при Ахмете (15 сентября 1659 г.). Однако удача недолго сопутствовала им. Персидский шах Аббас II (1642–1667) приказал Картлийскому царю Вахтангу V (1658–1675) выдать вождей восстания под угрозой разорения всей страны. Тогда князья Бидзина, Элизбар и Шалва сдались, несмотря на желание других знатных грузин продолжать сопротивление. Они заявили шаху, что готовы ради спасения своего народа принять любое наказание (1661). Персидский властелин предложил им перейти в ислам, но они отказались и горячо свидетельствовали о вере во Христа. Тогда их раздели и выставили под лучи солнца и укусы насекомых. Поскольку решимость святых оставалась неколебимой, один из вассалов шаха, Селим Хан, приказал отрубить головы святым Шалве и Элизбару, надеясь этим испугать Бидзину. Но тот воскликнул: «Нет ничего сладостнее смерти за Христа!» Палачи рассекли пополам и обезглавили дядю и племянника. Наступил черед святого Бидзины претерпеть издевательства и мучения. На него надели чадру, посадили на осла и выставили на посмешище толпы. Затем ему постепенно отрезали куски тела, начиная с рук и ног, но святой продолжал молиться. После всего ему проткнули сердце копьем. Изуродованные тела святых мучеников были оставлены без погребения, а ночью над ними появилось сияние. Через много лет вдова святого Шалвы привезла драгоценные мощи мучеников в Картли. Тогда встречать святыню вышло великое множество христиан. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

http://pravoslavie.ru/56409.html

Пергаменное Четвероевангелие НЦРГ. H 496 (XIII в.) (25,5×20 см) написано в 2 столбца, заголовки выполнены золотыми и зелеными чернилами, начала - киноварью. В текст включены миниатюры с изображениями евангелистов: Матфея (Л. 3 об.), Иоанна (Л. 12 об.), Марка (Л. 43 об.), Луки (Л. 76 об.). Упоминаются имена миниатюриста Мате (Матфея) (Л. 4) и исторических лиц Ксанского ущелья (Л. 3) ( Хаханов. 1898. С. 52; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 12; Описание груз. рукописей. 1948. Т. 5. С. 239-241; Мачавариани. 1965. С. 102, 104, 106; Она же. 1973. С. 242; Она же. 1975. С. 17). В тексте пергаменного Параклитика НЦРГ. A 575 (очевидно, XIV в.) (23,5×33,5 см) различаются 4 руки: 1-я - переписчика Авгароза (Авгаря) Бандас-дзе (1348-1365) (Л. 154 об., 155, 186); 2-я и 4-я трудноразличимы; 3-й рукой исполнены листы 174 об.- 186, их переписчиком является Георгий Табаури (XIV в.) (Л. 187). Текст (в нек-рых местах - листы целиком) был поновлен Давидом (Л. 10, 114, 171-181, 182-185 об., 207 об.). Рукопись украшена расписными арками. В завещаниях-приписках упоминаются члены семейства переписчика Авгароза (Л. 155). Также в Параклитике находилась приписка сына Авгароза Григола, содержащая важные исторические сведения ( Brosset. 1851. Vol. 3. Р. 77-78; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 204-205; Джавахишвили. 1949. Ч. 2. С. 52, 53, 59, 115, 307; Памятник эриставов. 1954. С. 317-321; Беридзе. 1967. С. 14-16; Описание груз. рукописей. 2004. Т. 2. С. 175-180). Пергаменное Четвероевангелие НЦРГ. A 2122 и A 2125 (XIV в.) (28,4×19 см), представлявшее вначале единую рукопись, написано нусхури Георгием Табаури (Л. 76) и украшено миниатюрами (Л. 1, 1 об., 2, 2 об., 3, 42 об., 43), выполненными Авгарозом Бандас-дзе (Л. 2 об.). В приписках рукописи также упоминаются исторические лица Ксанского ущелья: эристав Виршел (XIV в.) и его мать Мнатоби (Л. 41 об.), тетка Рипсиме (Л. 78 об., 117 об.), свящ. Георгий (Л. 118) и др. (Л. 43, 43 об.) (Описание груз. рукописей. 1986. Т. 2. Ч. 2. С. 75-76, 79).

http://pravenc.ru/text/2463127.html

На Фессалоникскую митрополичью кафедру тогда же был избрав Ксанский митрополит Иоаким, предпочтенный другим кандидатам – митрополитам Амвросию Неокесарийскому и Константину Трапезунтскому. Митрополитом Ксанфским в том же заседании священного синода был избран митрополит Саранта-Екклисион кир Анфим, сокандидатами которого на кафедру были митрополиты Иоаким Преспский и Григорий Кидонийский. На кафедру же Саранта-Екклисион был избран епископ Елеи Агафангел, предпочтенный епископам Анфиму Севастийскому и Герману Милитопольскому 322 . 4 декабря, после синодального решения относительно избрания епископов-помощников для священных митрополий Писсидий и Смирны, в патриаршем храме состоялось каноническое голосование. И для митрополии Писсидийской был избран, с титулом епископа Патарского, протосинкелл этой митрополии, архимандрит Мелетий Христиди, окончивший курс в Халкинской школе и семь лет служивший при митрополиях Каллиополя и Писсиии и в греческом киноте Мерсины. Для Смирнской же митрополии был избран, с титулом некогда процветавшей епископии Траллеон, архимандрит Хрисостом Хаджи-Диму, протосинкелл Смирны, в течение 8 лет служивший при митрополиях Драмы, Ксанфы и Смирны. 7 декабря был избран архиерей-настоятель для столичного прихода Ставродромия, с титулом некогда существовавшей епископии Ставропольской, – в лице архимандрита Христофора Книти, начальника патриаршего архива, получившего высшее, богословское образование в Оксфорде, состоявшего преподавателем Пифагоровой гимназии на Самосе и помощником редактора патриаршего журнала «Церковная Истина» 323 . Наконец, на острове Крит местным собором епископов, под председательством митрополита Евмения, был избран и 28 октября хиротонисан епископ Рефимны кир Хрисанф Цепетаки, питомец Халкинской богословской школы и начальник священно-учительской школы при монастыре Святой Троицы. Священный синод Константинопольской церкви утвердил это избрание 324 . 1911 год 15 февраля в патриаршем храме состоялось каноническое избрание архипастырей для священных митрополий Месимврийской и Варнской, которые не имели предстоятелей. Митрополитом Месимврии был избран митрополит Тиролои и Сергентия кир Никифор, сокандидатами которого при избрании были епископы Герман Аргиропольский и Афанасий Мурейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Я просил, чтобы отслужили молебен Матери Божией, в той убогой храмине, где находилась её чудотворная икона, напоминавшая пашу Влахернскую, и когда, после молитвы, прикладывался к её лику, внимательно рассмотрел я сию святыню. Мне кажется, что самое лице было обновлено, потому что, в противном случае, удивительна свежесть красок, густыми слоями положенных, как бы лепная работа, в то время как живопись, под жемчужною ризой, совсем поблекла. Впрочем, и некоторые другие иконы, почитаемые за самые древние в Грузии, нисаны такою же грубою кистью и густыми слоями. В них нет того темного колорита и строгости в чертах, какими отличаются иконы византийского письма. На иконе Цилканской приметно двоякое украшение: одно весьма древнее эмалевое и жемчужное; таковы венец на главе Пречистой Девы и четыре кружка, в коих написаны по эмали мученики Феодор и Димитрий, и бессребренные Косма и Дамиан; по сторонам Богоматери видны два архангела. Второй оклад не столь древний, из чеканного серебра, с драгоценными привесками и с ликом св. Георгия, устроен был в минувшем столетии, князем Иваном Мухранским. Из боковой линии царей Карталинских, которым доселе принадлежит владение Мухрань, недалеко от Цилкана. Дорога наша лежала чрез это обширное селение, где виден дом владельцев, окруженный, на подобие замка, деревянною стеною, с башнями и теремами. Быстрый поток Ксани, давший свое имя Эриставам Ксанским, принял нас в свои бурные весенние воды, часто опасные для путешественников. Близ Самтависа, скучная равнина Карталинская пересечена лесистым оврагом, где иногда кроются хищники осетинские, в голодное время. Селение Самтавис, украшено древнею церковью царя Вахтанга Гург-аслана, почти современного отшельнику сирскому Исидору, который тут основался; она была обновлена в 358 году грузинского хроникона, или в 1673 году нашего летосчисления, князем Димитрием Амилахваровым, как написано на древней иконе Спасителя, внутри храма, и там до ныне погребается княжеский род сей, имеющий возле свои поместья. Их старый замок и монастырь видны на горе; неподалеку селение Чалы, где хранятся, в домовой их церкви, многие древние иконы, перенесенные в смутные времена, из пустыни Шиомгвинской и Мцхета. Род Амилахваровых, один из знаменитых в Грузии, возведен был в княжеское достоинство, потому что предок их пожертвовал своею жизнью, для спасения царя Георгия VIII. Амилахвар есть искаженное слово арабское Эмир-ахор, или великий конюший, звание, которым пользовались старшие из князей сего дома, при двор царском.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

После смерти Шах-Аббаса I на персидский престол вступил Шах-Аббас II – словно для того, чтобы Грузия не забыла проклятого ею имени. При нем тюркские кочевые племена, под защитой персидских войск, наводнили Кахетию. На месте садов и виноградников паслись табуны коней и стада овец. Целые села кочевники захватывали в плен и продавали в рабство на рынках Стамбула и Трапезунда. Погасли светильники алтарей. Алавердский храм – краса Кахетии – стал обиталищем летучих мышей. Вместо завесы над алтарем висела паутина. В непогоду в опустевший храм пастухи загоняли скот. Из обломков иконостаса и досок икон разводили костры, чтобы согреться и приготовить пищу. Священный жертвенник алтаря превратили в стол, за которым пировали и играли в кости. Священные для кахетинцев могилы были покрыты слоем грязи, которую оставляли за собой стада; в темные и пустые, как глазницы черепа, окна с пронзительным свистом врывался зимний ветер, а летом был слышен похожий на плач и причитание крик совы – ночной птицы – точно женщины, оплакивающей мертвеца. В это время князья Бидзина, Шалва и Элизбар 40 решили спасти Кахетию или умереть. С небольшим войском и отрядом горцев Ксанские князья стремительно, как отряд Гедеона, напали на полчища персов и татар. Решающее сражение произошло около Ахметы. Святой Георгий, покровитель Алавердского собора, был виден на небе над сражающимися войсками. Гонимые необъяснимым ужасом кочевники, побросав оружие, бежали, как сирийцы от стен Самарии, где молился пророк Елисей. Те, кто недавно попирали ногами грудь Кахетии, как своей пленницы, теперь искали спасения в бегстве – так кидаются люди с разбитого бурей тонущего корабля: кто на лодках, кто обхватив обломок мачты, кто – вплавь. Бушующие волны хоронят их в своей пучине, и только один пловец достигает берега и с ужасом смотрит на море, ставшее могилой его спутников. Из всего войска кочевников только один султан спасся живым – благодаря своему арабскому скакуну, а также тому, что он догадался первым покинуть поле боя. Шах потребовал суда над князьями. Чтобы предотвратить новое нашествие персов, они добровольно отправились в Исфахан; так христианские мученики при Нероне, приговоренные к смертной казни, сами бесстрашно шли навстречу голодным львам и в огонь пылающих костров. Шах предал трех князей в руки родственников убитых татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010