Ожидаем суда специалистов. Грузинский перевод Христианство, принесенное в Грузию апостолами Андреем и Симоном Кананитом, впоследствии распространялось через военнопленных и разбегавшихся от римских гонений христиан и число верующих в Грузии умножалось уже в первом и втором веках. В IV веке жила просветительница Грузии Нина, пронесшая христианство по многим городам и племенам грузинского царства. Живший в V веке Месроп исправил и утвердил церковно-грузинский алфавит и применил его к переписке Священных и богослужебных книг на грузинском языке. Грузинские юноши в V веке, получив первоначальное образование в местных школах, посылались для довершения своего духовного образования в Палестину, Константинополь, Антиохию, Афины, Кесарию и Александрию. – Все эти общие церковно-исторические сведения дают основание предполагать в V веке существование священных переводов. Грузинское предание и памятники относят к V веку переводческие труды грузинских монахов Стефана и Иоанна. В V веке жил царевич Мурван, в иночестве Петр, а в VI веке его ученик Иоанн переводил Священные книги с греческого и сирского языков. В V веке грузины учились в школе, основанной для грузин в Иерусалиме. В Иерусалиме же они переводили Священные книги, частью с греческого перевода LXX, частью и с арабского и с сирского Пешито. В VII веке переводом Священных книг занимались в Палестине Антоний и Савва, в VIII и IX вв. на Синае – Михаил и Евстафий; в X и XI на Афоне Евфимий и Георгий; в XI и XII вв. Ефрем Мцире и Саба Тухарели, и многие другие. Из житий св. Саввы Палестинского и Феодосия Великого – подвижников V века – видно, что в их обителях грузины отправляли богослужение и читали слово Божие на своем родном языке. В V веке для супруги царя Арчиля были переведены Евангелие и Апостол. От VI века сохранилось Евангелие Ксанское. В VI веке упоминается «богатоукрашенное» Евангелие на грузинском языке, как церковная монастырская книга. Очевидно, таким образом, в V и VI вв. были уже переводы Священных книг на грузинском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Наконец, после долгого поругания над телом мученика Христова, отсекли ему честную голову. Бесчеловечные мучители после этого пронзили еще трепещущее его сердце шашкой. Зарытые прежде тела двух мучеников Христовых вынули и вместе с изрубленным на части телом страстотерпца Бидзина выбросили на поругание и на съедение зверям. Приставили также стражей, чтобы святые мощи не были похищены и с честью преданы земле христианами. Страдание святых Бидзина, Элизбара и Шалвы последовало в 1661 году по Р.Х. В первую ночь после кончины святого Бидзина Господь прославил Своих рабов. На тела спустился с неба светоносный столп, который видели все. Места, обагренные кровью мучеников, освещались также лучами небесного света. Видя такое необыкновенное знамение Божие, множество персов воздали славу Христу, прославившему так Своих святых Воины, которые стерегли тела, устрашились этого чуда и разбежались по своим домам. Армяне, жители города Нового Джугами, бывшие в то время в Испагани по торговым делам, пришли ночью тайно, собрали и унесли останки святых, и с величайшей осторожностью, с честью скрыли в своей церкви. От мощей совершилось множество исцелений и дивных чудес. По прошествии нескольких лет супруга блаженного мученика Шалвы, христолюбивая Кетевань, дочь Арагвского эристава Заала, который умер в 1679 году, и сын ее, эристав Ксанский Давид, послали некоторых христиан и одного армянина в Испагань, чтобы они перенесли оттуда в Грузию мощи страстотерпцев Христовых. Посланные достигли города и упомянутого места, взяли мощи святых мучеников, положили в приготовленный для них ковчег и благополучно возвратились в Карталинию. Кетевань и сын ее Давид, получив бесценное сокровище, пригласили епископов и множество священников. При бесчисленном стечении народа, с величайшей радостью, пением псалмов, каждением, воздавая благодарение Богу, понесли святые мощи в Икортский Архангельский монастырь . Святые мощи предали земле в соборе, с северной стороны, внутри храма перед колонной. Празднование памяти страдания мучеников было установлено совершать 18 сентября, в славу и честь в Троице поклоняемого Бога, Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Бuдзuha Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч. Описания иконы Бидзина Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч. - житие Мученики Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские - грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое были выданы ему, с согласия грузинского царя Вахтанга V (1658-1675) принявшего ислам и известного под именем Шах-Наваза. Когда святых связанными представили шаху, то на обычный опрос отвечали, что они христиане. Никто не мог заставить переменить убеждение исповедников, стоявших на твердом исповедании веры Христовой. Шах Аббас, испробовав все возможные средства, включая посулы, угрозы и пытки, отослал Бидзина, Элизбара и Шалву к бывшему правителю Кахетии султану Алдаранскому, жившему тогда в Испагани. Султан, видя непоколебимость их, приказал отрубить после жестоких мучений главы Элизбару и Шалве, что и исполнено было на глазах Бидзина. Бидзина же он велел одеть в знак позора в женское платье и возить по городу на осле. Когда же и после этого Бидзин не поколебался в вере, его предали новым терзаниям и мучения[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-3238

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Бидзина Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч. - житие Мученики Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские - грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое были выданы ему, с согласия грузинского царя Вахтанга V (1658-1675) принявшего ислам и известного под именем Шах-Наваза. Когда святых связанными представили шаху, то на обычный опрос отвечали, что они христиане. Никто не мог заставить переменить убеждение исповедников, стоявших на твердом исповедании веры Христовой. Шах Аббас, испробовав все возможные средства, включая посулы, угрозы и пытки, отослал Бидзина, Элизбара и Шалву к бывшему правителю Кахетии султану Алдаранскому, жившему тогда в Испагани. Султан, видя непоколебимость их, приказал отрубить после жестоких мучений главы Элизбару и Шалве, что и исполнено было на глазах Бидзина. Бидзина же он велел одеть в знак позора в женское платье и возить по городу на осле. Когда же и после этого Бидзин не поколебался в вере, его предали новым терзаниям и мучениям: тело его было разделено по суставам и, наконец, отсечена честная глава. Это событие совершилось 18 сентября 1660 года (по другим сведениям, мученики пострадали при шахе Сефи, сыне Аббаса II, в 1664 году). Святые тела мучеников были выброшены в выгребные ямы за городом. Ночью над ними воссиял свет, струившийся с неба. Увидев это, местные армяне унесли и сокрыли святые мощи в своей церкви. Через некоторое время мощи были перенесены в Карталинию и с честью погребены в Икортском монастыре близ города Гори. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Бидзина Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч. " .

http://pravicon.com/info-3638

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БИДЗИН КСАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вмч. кн. Бидзин Солокашвили, мчч. князья Элизбар и Шалва, эриставы Ксанские. Литография монаха Гоброна (М. Сабинина). " Рай Грузии " (Тифлис, 1882) Редакция текста от: 27.11.2021 01:19:25 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/7139.html

Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх вознес молитвы о мире в Южной Осетии и Абхазии 14 августа 2008 г. 16:01 14 августа в Знаменском кафедральном соборе г. Кемерово епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх  совершил молебен «Об умножении любви и о примирении враждующих» перед иконой святых грузинских мучеников Бидзины, Шалвы и Элизбара Ксанских. Богослужение было приурочено к последним событиям в республиках Южной Осетии и Абхазии. По окончании молебна была совершена заупокойная лития по жертвам грузино-осетинского конфликта. «Поддержать православный народ Осетии, близкий и родной российскому, — наш с вами христианский долг, — отметил перед началом богослужения кузбасский архиерей. — Давайте вознесем наши молитвы о том, чтобы Господь не попустил подобных кровопролитий в дальнейшем, чтобы мир, согласие и любовь восторжествовали над безумием и политическими амбициями развязавших войну руководителей». Как подчеркнул Его Преосвященство, ссылаясь на Священное Писание, «невозможное человеку возможно Богу», и молитва с верой может сделать многое, если человек возносит ее искренне, из глубины сердца». По благословению епископа Аристарха Кемеровская епархия выделила 50 тысяч рублей в помощь жителям Южной Осетии. Средства будут перечислены на банковский счет Ставропольской и Владикавказской епархии для дальнейшего распределения их среди нуждающихся. Поминовение погибших в Южной Осетии мирных жителей и миротворцев совершалось и в других храмах Кемеровской епархии. В частности, 13 августа, в день общероссийского траура, в Спасо-Преображенском соборе Новокузнецка была отслужена панихида. Сайт Кемеровской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/448277.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРМАЗИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Армази (Армаз) , в грузинской мифологии почитавшееся до принятия Христианства главное божество языческого пантеона богов Иверии . Сведения об Армази сохранились лишь в ранних грузинских летописях и в топониме «Армази». Традиция связывает введение культа Армази с именем царя Фарнаваза ( III в. до н.э. ), который заимствовал его извне. Посвящённый этому божеству идол изображал воина в медной кольчуге и золотом шлеме, с мечом в руке и, согласно летописным сведениям, был установлен на горе в Мцхете. Храм Армази дал название древнему городу, в котором находился, – Армазцихе (, на территории современной Мцхеты ), где археологические раскопки обнаружили оборонительные стены, дворцовые и общественные сооружения Возможно, что почитание Армази возникло под влиянием культа малоазийского божества луны, имя которого восходит к хеттскому Арма (Армасин). По другой версии культ Армази возник под влиянием зороастризма и его имя происходит от авест. Ахура-Мазда (новоперс. Ормуз) . Являлся синкретическим божеством, сочетавшим в себе функции верховного божества (повелителя неба, грома, дождя и растительного мира) и бога-воителя. В период становления государственности культ Армази противопоставлялся культам местных племенных божеств. Во время праздника Армази, проводившегося обычно летом, на улицах Мцхеты, украшавшихся разноцветными тканями и цветами, происходили многолюдные шествия с участием царской семьи. В жертву идолу Армази приносились дети-первенцы, чьи тела потом сжигались . Вслед за объявлением Христианства государственной религией в Грузии (330-е годы) культ Армази был упразднён. Литература Использованные материалы   Статья " Армазцихе – город Ормазда " сайта зороастрийцев " Благоверие " -    " Обращение Грузии " . Грузинские летописи свода «Картлис цховреба» до XIV в. - Редакция текста от: 24.01.2012 20:17:34 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19550.html

. Согласно исторической традиции, сохранившейся в сочинении еп. Леонтия Мровели , М. основана Мцхетосом, старшим сыном Картлоса, мифического этнарха грузин. В «Жизни грузинских царей» сказано, что «Мцхетос, превосходивший как богатырь своих братьев, остался жить на земле своего отца Картлоса, к-рая и называется ныне Армази. Он же построил город в междуречье, у слияния Куры и Арагви, и назвал город своим именем - Мцхета» ( Леонтий Мровели. 1955. С. 9; Он же. 2008. С. 16). В научной лит-ре бытуют разные мнения: нек-рые исследователи название М., как и распространение культов хетто-малоазийского происхождения, связывают с племенем мосхов/месхов, проживавших в юго-зап. районах Грузии ( Меликишвили. 1959. С. 111; Лордкипанидзе. 1989. С. 309-312); др. ученые не исключают связь названия М. с грузинско-занским словом 1ixe (крепость) ( Климов. 1964. С. 239; Кавтарадзе. 2010/2011. С. 57-58). История Археологические данные свидетельствуют о том, что М. и ее окрестности были заселены не позднее V-IV тыс. до Р. Х. Начиная со 2-й пол. IV в. до Р. Х. в долине р. Кура стали возникать города, представляющие собой крупные центры ремесла и торговли и владеющие обширной сельскохозяйственной территорией. Одним из таких городов являлась М., ставшая столицей Картли (Иберии). В груз. летописях («Обращение Картли», сочинения еп. Леонтия Мровели) М. называли «царственным градом... где владычествуют боги и царствуют цари». Царская резиденция располагалась на холме Багинети, возвышающемся на правом берегу Куры. Согласно древнегруз. исторической традиции, первый царь Картли Парнаваз воздвиг статую верховного бога Армази на вершине Мта-Картли (гора Картли) и окружил стеной; с тех пор это место стало называться Армази. Последующие цари продолжили строительство, превратив Армази в акрополь: Саурмаг и Мирван достроили Армази и воздвигли идолов Айнину и Данину на дороге в М., Арсок окружил город стеной, Арик построил в Армази внутреннюю крепость (Обращение Грузии//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 82; То же. 1989. С. 23-24). В греч. надписях, выявленных во время раскопок на холме Багинети (1993-1996), сообщается о строительной деятельности высших сановников во II-III вв.; выяснилось, что построенные бани и проведенные водоканалы преподносили в дар царским особам ( Каухчишвили. 2004. С. 227-229).

http://pravenc.ru/text/2564522.html

III в. до Р. Х. Картлийское (Иверийское) царство. Согласно им, Парнаваз, изгнав из Мцхеты правителя Азона, «не тронул» идолы божеств Гаци и Гайма, привнесенные Азоном из Ариан-Картли и установленные на Картлийской горе. Парнаваз «создал идола большого и нарек именем своим, и это есть Армази. Так как по-персидски Парнаваза звали Армаз... И учредил ежегодный великий праздник» ( Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей. С. 25). Относительно происхождения Армази мнения ученых расходятся: часть исследователей (Г. Меликишвили, А. И. Болтунова, Г. Гиоргадзе) увязывает его с хеттско-дувийским божеством луны Арма, другие (И. Сургуладзе) считают его синкретическим божеством, совмещающим в себе функции высшего божества. В. Н. Топоров возводит этимологию 1-й части имени картлийского царя (парна) к лучезарному солнцу, божественному огню и его вещественной эманации. Его данные с учетом сделанного Мровели этимологического анализа позволяют предположить, что Парнаваз в качестве общегос. религии узаконил культ солнца, что может быть подтверждено наличием тесных взаимоотношений между Картли и селевкидской Антиохией, где почитался солярный культ Аполлона (Феба): Мровели указывает, что Антиох прислал Парнавазу корону и объявил его своим сыном, приказав арм. эриставам оказывать ему содействие (Там же. С. 23). В груз. историографии распространено мнение, согласно к-рому в основу узаконенной Парнавазом религии легли прежде всего религ. представления и верования восточногруз. племени месхов, а под Армази, Гаци и Гаймом следует понимать идентичную хеттской модели высшую триаду божеств ( Лорткипанидзе. Наследие. С. 326; Гиоргадзе. Хеттско-армазские «триады». С. 154-157). Археологические раскопки могильников подтверждают существование единой религии на территории Картли. Так, распространенный в VI-IV вв. до Р. Х. (Нерон-Дереси, Шори, Кавтисхеви, Саирхе, Модинахе, Асурети, Бешташени, Уплисцихе) способ погребения усопших в позе эмбриона головой к западу в эллинистический период (Бамбеби, Катланисхеви, Саирхе, Цнисисхеви, Самадло, Трели) и еще более - в I-IV вв.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Не потому ли наши древние царские врата сохраняли еще долгое время эти деревянные столбики с изображением святителей и архидиаконов по сторонам, как это мы можем видеть на помещаемых ниже рисунках с их изображениями. В древних храмах Грузии, за Кавказом, основание которых относят иногда ко времени Юстиниана, сохранились остатки иконостасов, своею формою напоминающих вышеописанную византийских храмов. Иконостасы эти состоят в большинстве случаев из низенькой каменной стенки, на которой поставлены колонны, соединенные наверху полукруглыми арками с широким антаблементом. Подобный иконостас еще сохраняется в Пицундском храме в Абхазии (VI века), а также и в Сионском храме IX века 55 , рисунок с изображением которого помещаем мы в настоящем тексте, а равно и в одной церкви на горе Армази с остатками живописи над каменными столпами и внизу на стенке, в междустолпии 56 . Иконостасы в древней Грузии украшались иногда прекрасными своеобразными культурными украшениями в виде орнаментов, как это можно видеть на рисунках князя Г. Г. Гагарина, каковые 57 изображают иконостасы двух запустелых церквей XI века той же горы Армази в окрестностях Мцхета, древней столицы Грузии. Иконостас IX века в Сионском храме Весьма интересный вид представляет иконостас XVI века в церкви старой Шуамте в Грузии, тоже срисованный князем Г. Г. Гагариным 58 и изданный в прекрасном хромолитографированном рисунке. Иконостас этот, судя по рисунку князя, состоит из легкого антаблемента, поддерживаемого фасонными колоннами с фигурными арками. В пространстве между арками, над колоннами, находятся изображения ангелов и святых в виде ангелов с крыльями. В междустолпии, внизу, на стенке преграды помещаются тоже поясные живописные изображения ангелов и святых. Иконописные изображения, на широком антаблементе, в круглых медальонах над колоннами встречаем мы и на рисунке, изображающем иконостас древней церкви на вершине Казбека 59 . Подобные изображения показывают нам, что и в древней Византии таковые могли существовать, занимая то же место на алтарных преградах, как это мы видим, например, на помещенном выше рисунке М.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010