Письмо его к Луарсабу было следующего содержания: " Царь Луарсаб, не вверяйся царю Теймуразу, который замыслил убить тебя и завладеть твоим царством, но предупреди его и немедленно убей " . То же самое писал он и царю Теймуразу. Оба царя, получив такие письма, увидели в них тайную хитрость шаха, а еще более заметили тут влияние изменника отечеству Георгия Саакадзе, который хотел во что бы то ни стало погубить царя Луарсаба. Кроме того, Георгий и сам тайно подговорил некоторых грузинских военачальников покориться шаху, за что обещаны были им великие награды. Это были: эристав Ксанский Иессей, Андукапар, Амилахвар, Першангий, Палавандов и Агатангел Херхеулидзе Эти изменники окончательно подорвали все дело защиты Грузии и погубили свое отечество, перейдя на сторону шаха и поставив царей в безвыходное положение. Цари не надеялись более устоять против персов и, посоветовавшись между собой, предали все воле Божией. Теймураз со своим семейством уехал в местечко Мухран, а оттуда вместе с Луарсабом немедленно отправился в Имеретию к царю Имеретинскому Георгию III (1605-1639гг.). Это было в конце 1615 года. Тот, узнав, что к нему едут два царя, выехал навстречу в местечко Сачхерес, а оттуда проводил их в столицу - город Кутаис. В декабре, в день Рождества Христова, враги напали сначала на Кахетию и предали ее опустошению. Затем шах вторгся в Карталинию, предавая и эту страну почти такому же разграблению, но с некоторой пощадой. В городе Гори было объявлено, что он, великий самодержец шах Аббас I, дает полную свободу всему царству Карталинскому, желая, чтобы это царство жило в дружбе с Персией, обещает помилование всем бежавшим, которые возвратятся на свои прежние места, и что все это он делает из одной любви к Карталинии, не желая предавать ее окончательному разрушению: пусть она остается для него и для царя Луарсаба, потому что, объявлялось шахом, он любит царя Луарсаба. В указе от имени шаха говорилось: " Я знаю его как сына и брата, и добродетельного мужа, и, если явится он ко мне, то возвращу ему царство его, награжу богатством, и сам возвращусь назад в свое царство, если же не явится, то царство его передается в управление Георгию Саакадзе " .

http://pravicon.com/info-3631

митр. Антима Иверяну , грузина по происхождению, была учреждена 1-я груз. типография (1709). В 1712 г. в Иран на утверждение на царский престол отправился Вахтанг; он отказывался принять мусульманство до 1716 г. и был сослан в Керман ( Вахушти Багратиони. Описание. 1973. С. 493; Анания (Джапаридзе). Соборы. 2003. Т. 2. С. 197). В 1724 г., после взятия турками Тбилиси (1723), Вахтанг VI выехал в Россию, католикос Доментий IV нек-рое время скрывался в Лоре и Ксанском ущелье, затем в Стамбуле, где был обвинен в антитур. деятельности и посажен в тюрьму на 9 лет. Царь Иессей (Мустафа) утвердил без согласия Собора католикосом-патриархом Виссариона (Орбелишвили-Бараташвили) , мон. лавры Давида Гареджийского, писателя, богослова и философа, автора Житий св. царя Луарсаба, мучеников Бидзины, Шалвы и Элизбара, создателя первого антикатолич. богословского произведения «Грдемли» ( Кавтария. Жизнь и деятельность Виссариона. 1959. С. 75-111). Следующим католикосом (или местоблюстителем) был архиеп. Картли Кирилл II , позднее в источниках вновь упоминаемый как архиепископ (Документы по социальной истории. 1940. С. 275, 316, 395). Первое груз. печатное Евангелие. 1709 г. (ЛМГ) Первое груз. печатное Евангелие. 1709 г. (ЛМГ) После Кирилла на Патриарший престол вновь взошел вернувшийся из Стамбула Доментий, к-рого по его желанию должен был сменить его племянник, сын царя Иессея митр. Антоний (Багратиони). Собор избрал молодого архиерея, но тот наотрез отказался. Доментий IV вручил патриарший посох еп. Урбнисскому Николаю X (Херхеулидзе) ( Орбелиани. История Грузии. 1981. С. 76), по характеристике царевича Вахушти, крайнему неучу, по поведению больше мирянину, чем монаху ( Вахушти Багратиони. Описание. 1973. С. 518). Известно письмо католикоса Николая папе Бенедикту XIV, где он просит папу защитить христиан Грузии (лат. текст: Michel de Tugio. Bullarium Capucinorum. R., 1752. Vol. 7. Р. 248; груз. текст: Тамарашвили. Католичество. С. 432). В 1744 г. католикос был убит. В авг. 1744 г. Церковным Собором на Патриарший престол был избран 24-летний митр.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Св. царь Луарсаб был вывезен в Шираз и посажен в темницу, после мучений задушен тетивой лука. Тело мученика было похоронено в тюремном дворе. К 1624 г. относится мученичество св. царицы Кетеван . В 1614 г. шах Аббас потребовал от кахетинского царя Теймураза I в качестве заложника его старшего сына Левана. Теймураз отправил в Шираз своего младшего сына Александра вместе со своей матерью св. Кетеван. Позже он был вынужден отправить в Шираз и Левана. Аббас разлучил св. Кетеван с внуками, отправив ее к правителю Юго-Вост. Персии, принявшему пленницу с большими почестями. В 1620 г. Аббас, рассерженный тем, что Теймураз просил помощи против Персии у России и Турции, кастрировал пленных царевичей, в результате чего Леван умер, а Александр сошел с ума. В тот день, когда св. Кетеван узнала об участи внуков, ей передали предложение шаха стать его женой с условием принятия ислама. Царица отказалась, и ее жестоко замучили на городской площади. Свидетелями пыток стали миссионеры-католики, к-рые вывезли часть мощей в католич. мон-рь Гоа (Индия), др. часть в Португалию. Позже монахи выслали мощи царицы Теймуразу и он упокоил их в храме Алаверди. В марте 1625 г. груз. войско под предводительством Вел. Моурави Георгия Саакадзе разгромило 30-тысячную армию персов. Разгневанный Аббас вновь послал многочисленную армию в Грузию. В битве на Марабдинском поле близ Тбилиси победу одержали персы, потерявшие 14 тыс. чел., потери грузин составили 9 тыс. чел. В сражении погибли епископы Руставский, Харчашнийский, полководец Теймураз Мухранбатони, знаменосцы - 9 братьев Херхеулидзе, 9 братьев Мачабели, 7 братьев Чолокашвили и др. Знамя, пронесенное в победоносных груз. битвах при Дидгори и Басиани, переходило от одного брата Херхеулидзе к другому, и, когда был убит последний брат, знамя приняла их сестра, а от нее - мать. Через неск. месяцев в Ксанском ущелье грузины полностью разгромили 12-тысячную персид. армию, что остановило нашествия шаха Аббаса. Грузины защищали не только родину, но и веру.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Кацхи. Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь. Мацховари /// Епархия неизвестна Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1027 и 1073. Адрес: Грузия, Имеретия, Чиатурский район, с. Кацхи Координаты: 42.269376, 43.2127 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Следующая скудная информация оказалась доступной в интернете: Из описания грузинских монастырей на 1913 г., составленного С. В. Булгаковым: Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь, 3 класса, в селе Кацхи, в Шаропанском уезде, в 50 верстах от города Кутаиси. Основан в 1027 - 1073 годах. Близ Чиатуры в с. Кацхи, сохранился купольный храм Мацховари (10 - 11 вв.) с остатками росписи. В XI веке декоративная аркатура считается уже необходимым приемом оформления фасада, что можно наблюдать по Хциси, храму Баграта в Кутаиси, Кацхи, Никорцминда, Икви, Алаверди, Самтависи. Сохранился алтарный крест XII века. А. Грабар, разрабатывая вопрос о происхождении двухэтажных церквей, находит их истоки в древнейших мартириях с открытыми алтарями над гробами мучеников. Эти здания позднее оформились в двухэтажные сооружения с погребениями внизу и часовнями на втором этаже. Среди памятников Грузии, нижняя часть которых отведена под крипты, можно назвать миниатюрную, квадратную в плане и открытую арками на четыре стороны постройку в Череми, древнейшую церковь монастыря в Некреси (третья четверть IV века), для VI—VII веков Малый храм Джвари во Мцхета, Кацхи, Зегани, Икалто — VIII век, Кабени Ксанский, Биети — IX век, Табакини, Касагина — X век и ряд других. Крипты в этих памятниках либо полностью находились под землей, но чаще для них были возведены невысокие субструкции, с использованием при этом уклона почвы для устройства входа в наиболее пониженной ее точке. Крипты устраивались под церквами зального типа (Малая церковь Джвари, Кацхи), под трехцерковными базиликами (Зегани), а также под купольными храмами (Икалто). Второй этаж представлял либо удлиненный зал, либо купольное здание («свободного креста», креста, вписанного в прямоугольник, здания с четырьмя подкупольными устоями). Личные впечатления.

http://sobory.ru/article/?object=04889

Богородицы частицы св. мощей и «всякие украшения» (Памятник эриставов. 1954. С. 348; То же. 1979. С. 25); их сын эристав Ларгвели (II) (1318-1320) украсил большую икону вмч. Феодора, также «создал» икону Спасителя «в свой рост и оправил ее» (Памятник эриставов. 1954. С. 349; То же. 1979. С. 26); эристав Виршел (II) (1320-1335) преподнес Л. «превосходный» Синаксарь (Памятник эриставов. 1954. С. 352; То же. 1979. С. 29). Ксанские эриставы активно участвовали в строительной деятельности и организации хозяйственной жизни Л. В XIV в. р. Ксани дважды выходила из берегов, смыв ограду мон-ря, «колокольни, большие и прекрасные», подмыла основание кафоликона (Памятник эриставов. 1954. С. 349, 355; То же. 1979. С. 6, 32). Эристав Квенипневели (I) (1344-1373) заново отстроил ограду и колокольню и «всеми украшениями украсил церковь. И собрал священников и монахов и почитал их больше, [чем] все первые и последующие эриставы». Также он выстроил маслобойню, установил 17 агап (поминальных дней - очевидно, членов своего рода) и пожертвовал 9 виноградников, а также крестьян «на услужение церкви» (Памятник эриставов. 1954. С. 352; То же. 1979. С. 29). Его брат и преемник эристав Иоанн (I) (1373-1390) построил за 3 года «верхнюю церковь», пристроил притвор и колокольню, украсил стены церкви росписью (Памятник эриставов. 1954. С. 355; То же. 1979. С. 32). Сын Иоанна эристав Виршел (III) (1390-1422) «построил из камня на извести церковь святого Николая» (Памятник эриставов. 1954. С. 356; Там же. 1979. С. 33). Местные феодалы щедро жертвовали поместья вместе с крестьянами. В «Памятнике эриставов» сохранились сведения о прот. Иоанне Бандас-дзе. В 20-х гг. XIV в. он сопровождал Пипу Квенипневели, сына эристава Шалвы (I), к египетскому султану для ведения переговоров о возвращении груз. монахам «ключей иерусалимских», т. е. храма Гроба Господня. Дипломатическая миссия завершилась успешно, и прот. Иоанн был посвящен в сан модзгварт-модзгвари (благочинного) груз. мон-рей Иерусалима (подробнее см.

http://pravenc.ru/text/2463127.html

Лит.: Джанашвили М. Известия груз. летописей и историков о Сев. Кавказе и России//СМОМПК. 1897. Вып. 22. С. 1-206; Иоселиани П. Жизнь Георгия Тринадцатого. Тб., 1936 (на груз. яз.); Джавахишвили И. Цель истории, источники и методы, раньше и теперь. Тб., 1949. Т. 3. Ч. 1: Грузинская письменность, наука и палеография (на груз. яз.); Закарая П. Архитектурный ансамбль Ларгвиси//Моамбе (Вестник)/Гос. музей Грузии. Тб., 1956. Вып. 19В. С. 47-83 (на груз. яз.); он же. Древние города и крепости Грузии. Тб., 1973. С. 111-115 (на груз. яз.); он же. Центрально-купольная архитектура Грузии. Тб., 1981. Т. 3: XIII-XVIII вв. С. 271-281 (на груз. яз.); он же. История груз. крепостей с ранних эпох по XVIII в. Тб., 2002. С. 292-300 (на груз. яз.); Мачавариани Е. К вопросу о датировке одного груз. Четвероглава//Палеографические разыскания. Тб., 1965. Вып. 1. С. 95-108 (на груз. яз.); она же. Художественные особенности письма мхедрули по груз. рукописи (XI-XII)//Мравалтави (Многоглав). Тб., 1973. Вып. 2/3. С. 66-73 (на груз. яз.); она же. К вопросу о распределении труда между переписчиком и художником во время создания худож. композиции рукописной книги//Там же. 1975. Вып. 4. С. 15-34 (на груз. яз.); Беридзе В. Мастера древнегруз. искусства. Тб., 1967 (на груз. яз.); он же. Грузинская церк. архитектура XVI-XVIII вв. Тб., 1994. С. 101-107 (на груз. яз.); Макалатия С. Ксанское ущелье. Тб., 1968. С. 78-89 (на груз. яз.); Меписашвили Р., Цинцадзе В. Архитектура нагорной части ист. провинции Грузии - Шида Картли. Тб., 1975. С. 140-146; Мачарадзе В. Материалы по истории русско-груз. отношений 2-й пол. XVIII в. Тб., 1988. Ч. 3. Вып. 1; Гвасалиа Д. Историческая география Вост. Грузии. Тб., 1991; Квициани Н. Ларгвисская Триодь//Литература и искусство. Тб., 1991. Вып. 6. С. 108-141 (на груз. яз.); Гутнов Ф. Ксанские и арагвинские эриставы//Дарьял. Владикавказ, 2001. 3; Гунашвили В. Политическая история Ксанского эриставства. Тб., 2005 (на груз. яз.); Шида Картли/Сост.: Ц. Дадианидзе. Тб., 2008. Т. 4. С. 104-111 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Церкви, мон-ри и древности Картли. Тб., 2011 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2463127.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАРГВИСИ [Груз. ], муж. мон-рь во имя вмч. Феодора Тирона (VI-XVIII вв.) Никозско-Цхинвальской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В наст. время резиденция правящего архиерея. Расположен в одноименном селении у слияния рек Ксани и Чурта, в 20 км к северу от г. Ахалгори, в исторической пров. Грузии Шида-Картли. История По сведению хроники «Памятник эриставов» (1405-1410), кафоликон Л. был построен в VI в. и вскоре превратился в религ. и адм. центр Цхрадзмисхеви, области в верхнем течении р. Ксани. Во главе Л. стоял мамасахлиси (груз.- «отец дома»), представитель царской власти и, вероятно, настоятель Л. Ему подчинялись сакдрисшвилни (груз.- «дети храма»), члены привилегированного сословия местной общины, связанные с хозяйством Л., вассалы храма. В мон-ре были устроены усыпальницы аристократов, их владения находились поблизости от церкви. В VI в. в Л. поселился Ростом Бибилури, родоначальник ксанских эриставов (один из крупнейших феодальных домов Грузии). За военное предводительство Цхрадзмисхеви Ростом получил усыпальницу в Л. «на правой стороне алтаря перед святым престолом… и дом для пребывания [своего] среди сакдрисшвилни, а в Цхрадзма - вотчину, бывшую во владении цихистава (правителя крепости.- Авт.)», а также резиденцию в Квенипневи, в 3 км к югу от Л. Согласно правовым нормам того времени, «чьей могиле подобает наивысшая почесть, тому и принадлежит по праву церковь» и «весь ее приход». Ростом стал владетелем Цхрадзмисхеви, «построил город в Ларгвиси, завершил [постройку] церкви и украсил [ее] всем [необходимым]» (Памятник эриставов. 1954. С. 345-346; То же. 1979. С. 22-23). Ростом и его потомки именовались Квенипневели или Квенипневели-Ларгвели. Вскоре эти родовые имена стали личными именами рода Квенипневели. Монастырь Ларгвиси Монастырь Ларгвиси В кон. XIII в. Цхрадзмисхеви выделилось в самостоятельное эриставство. Цхрадзмисхевские (ксанские) эриставы особо пеклись о фамильной усыпальнице в Л.: Ширд, супруга эристава Шалвы (I) (1290-1318), «увеличила достоинство монастыря этого», пожертвовала золотую и серебряную утварь, оправила иконы, добавила к иконе Пресв.

http://pravenc.ru/text/2463127.html

7-е Октября 1604 года было зарею воскресения Грузии и ее древней славы. Но будущее счастье ее требовало еще новой, и не последней жертвы Царевич Константин, принявши в Персии магометанскую веру, изменивший вере отцов своих, вдруг явился убийцею отца своего Александра и брата. Вельможи страшась царя магометанина, но ободренные послом Русским, требовали царя христианского; наконец смутность и волнение народа кончились одним только решительными объявлением Татищева, что царем может быть только христианин и волею царя Бориса Годунова спасти Иверию от насилия магометан. Шах-Аббас хитростями и силою одерживая везде победы (1617 г.) во все продолжение долговременного царствования своего, был страшилищем, грозившим гибелью всему царству и церкви Грузинской. Каждое требование от Грузии было полное подданство Персии, и измена вере Христовой – покорность Алкорану. Вида, что цари наши и князья медлят преклонить пред ним колена, грянул он на Грузию, все попирая на пути до Тифлиса, все заливая кровно, превращая в пепел города, селения, церкви и монастыри. явив себя свирепым и гордым мучителем, заставил он всех бросить оружие. Христиане Грузинские, не надеясь на крепость воинскую, всю надежду свою возложили на Бога. Церкви и монастыри наполнились молящимися; установлены посты и крестные ходы; все каялись и плакали о грехах своих, слушали наставления пастырей, и готовясь к смерти, напутствовали себя Св. Тайнами. Шах-Аббас собирая в церкви христиан верных Евангелию, сжигал их тысячами. Сами кости Святых и прежде усопших подвижников веры и благочестия, не обретали покоя в земле, которой они преданы в надежде Воскресения. Но христианство не ослабело, в Грузии; вера, всегда торжествующая в бедствиях, еще более промяла в Грузинах. Насытив свою кровожадность, Шах-Аббас наконец испытал и сам тяготеющую над собою руку Божию. Историки заметили, что многие из Персов, при вторжении в храмы для грабительства, были поражены слепотою, другие видя, чудеса Христа Бога, обращались в христианство. Сам Шах-Аббас немогши разрушить здания Божия, неразрушимого и силою ада, устрашился неслыханных событий с своею армией, удивлявшеюся христианству, и явным следам Промысла. Сие засвидетельствовал возвращением чудотворных икон построенного царицею Тамарь на высокой гор, между ущельями Ксанским и Арагвским и приславший в дар икон Св. Евстафия в Карталинии драгоценного эфеса своей сабли и других даров в знамение торжества христианства. Глава 10

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В горной Грузии культ быка был прочно связан с почитанием вмч. Георгия (подробнее см. в статьях Георгий , вмч., Илори ); образ быка присутствует во мн. преданиях, связанных с основанием святилищ и церквей. По мнению исследователей, присутствие быка в такой мифологеме указывает на особую сакральность места, к-рую верующие соотносят с явлением Креста (груз. джварчена): святой, или по традиции горских грузин гвтишвили (сын Бога), «при помощи» быка обозначал место, где сакмо (община) должна выстроить для него святилище (в традиции горцев Вост. Грузии именуемое джвари (крест)). В случае большой нужды или в виде благодарности святому в таких местах закалывали жертвенного быка (груз. курати, берзвар), считавшегося кормильцем семьи, мерилом благополучия. Истребление языческих капищ груз. горцы связывали именно с вмч. Георгием, помощником во всех делах, в первую очередь - военных, поэтому посвященные ему церкви строили на местах древних святилищ на вершинах гор, на горных склонах, как знак победы Креста над язычеством; вмч. Георгия именовали батони (от - господин) - покровителем, хранителем. Интерьер ц. во имя вмч. Георгия в млетском мон-ре Ломиси Интерьер ц. во имя вмч. Георгия в млетском мон-ре Ломиси Считается, что гора Ломиси в древности была посвящена луне, и здесь находилось языческое капище. Со временем в результате инверсии стали думать, что наименование мон-ря дало название горе, а не наоборот: груз. историк царевич Вахушти Багратиони (XVIII в.) писал: «На гребне горы Ломиси есть некупольная церковь святого Георгия, именуемая Ломиси, поэтому и называется эта гора так. Хранится там множество золотых и серебряных икон и крестов» ( Вахушти Багратиони. 1976. С. 355-356). Гора с аналогичным названием находилась также на Месхетском хребте, разделяющем исторические области Тори (ныне муниципалитет Боржоми) и Аргвети (муниципалитет Харагаули). Церковь Л. являлась главной святыней Мтиулети (исторические общины Хада-Цхавати) и Цхрадзмисхеви (Ксанское ущелье); так же как и др. святыни груз.

http://pravenc.ru/text/2110681.html

Эмир, к которому вновь привели мученика, опять начал уговаривать его, желая хитростью склонить к магометанскому злочестию, но никак не мог убедить святого оставить веру во Христа. Наконец, видя его непреклонность, эмир стал грозить ему, говоря: " Знай, Гоброн, что, если не подчинишься моей воле, то никак не избежишь смерти. Послушай теперь моего доброго совета: не губи себя и своей молодости! Я прикажу врачам вылечить нанесенную тебе рану. и то, что прежде обещал тебе, исполню немедленно, все дам и даже в избытке! " Святой мученик Гоброн на это ответил ему: " Делай со мной, что тебе угодно. Я -христианин и никогда не отвергнусь пресладкого имени Господа моего Иисуса Христа " . Разъяренный эмир велел немедленно вывести святого во двор и отсечь ему голову. Слуги, исполняя нечестивую волю эмира, вывели мученика Христова и отсекли ему честную главу, 17 ноября, на четвертом году царствования Адарнаса II (917-923гг.), в 920 году по Р.Х. Тело блаженного было оставлено вместе с телами его воинов на том самом месте, где они пострадали, на съедение зверям. Но звери не касались святых тел, и злочестивый мучитель повелел собрать их и зарыть в одну общую яму . Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу святых мучеников. Множество больных, приходивших на могилу святых, получали здравие. И поэтому святая Грузинская Церковь вскоре причислила страдальцев к лику святых и установила празднование их памяти 17 ноября, в день их кончины. Так пострадали добропобедные мученики Гоброн-Михаил и сто тридцать три его воина, которые предстоят ныне Подвигополояснику Христу, Который даровал им вечную радость с апостолами и мучениками. Богу же, венчающему святых Своих славой, да будет слава, честь и поклонение. Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. МОЛИТВА  СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ ГОБРОНУ-МИХАИЛУ   О, достоблаженный мучениче Гоброне-Михайле, молися о мне на Престоле Своем сидящему Царю неба и земли, Господу нашему Иисусу Христу. Огради мя оружием всесильных молитв твоих, избави мя от видимых и невидимых враг, погубити душу мою тщащихся. Буди сопутником души моея, внегда проходити ей сквозе мьтарства горькия, и приведи мя, верный рабе и доблестный воине Господень, к Царю и Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает со Отцем и Святым Духом всякая слава и честь, ныне и в безконечные веки. Аминь. Страдание Святого Славного Мученика Князя Бидзина Чолокашвили и Князей-Мучеников Элизбара и Шалвы, Эриставов Ксанских

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010