Не потому ли наш и древние царские врата сохраняли еще долгое время эти деревянные столбики с изображением святителей и архидиаконов по сторонам, как это мы можем видеть на помещаемых ниже рисунках с их изображениями. В древних храмах Грузии, за Кавказом, основание которых относят иногда ко времени Юстиниана, сохранились остатки иконостасов, своею формою напоминающих вышеописанную византийских храмов. Иконостасы эти состоят в большинстве случаев из низенькой каменной стенки, на которой поставлены колонны, соединенные наверху полукруглыми арками с широким антаблементом. Подобный иконостас еще сохраняется в Пицундском храме в Абхазии (VI века), а также и в Сионском храме IX века 55 , рисунок 19) с изображением которого помещаем мы в настоящем тексте, а равно и в одной церкви на горе Армази с остатками живописи над каменными столпами и внизу на стенке, в междустолпии 56 . Иконостасы в древней Грузии украшались иногда прекрасными своеобразными скульптурными украшениями в виде орнаментов, как это можно видеть на рисунках князя Г. Г. Гагарина, каковые 57 изображают иконостасы двух запустелых церквей XI века той же горы Армази в окрестностях Мцхета, древней столицы Грузии. Иконостас IX века в Сионском храме. Весьма интересный вид представляет иконостас XVI века в церкви старой Шуамте в Грузии, тоже срисованный князем Г. Г. Гагариным 58 и изданный в прекрасном хромолитографированном рисунке. Иконостас этот, судя по рисунку князя, состоит из легкого антаблемента, поддерживаемого фасонными колоннами с фигурными арками. В пространстве между арками, над колоннами, находятся изображения ангелов и святых в виде ангелов с крыльями. В междустолпии, внизу, на стенке преграды помещаются тоже поясные живописные изображения ангелов и святых. Иконописные изображения, на широком антаблементе, в круглых медальонах над колоннами встречаем мы и на рисунке, изображающем иконостас древней церкви на вершине Казбека 59 . Подобные изображения показывают нам, что и в древней Византии таковыя могли существовать, занимая то же место на алтарных преградах, как это мы видим, например, на помещенном выше рисунке М.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkaja...

На территории древнего города и окрестностей обнаружены памятники раннеземледельческого (V-IV тыс. до Р. Х.), раннебронзового (IV-III тыс. до Р. Х.), средне- и позднебронзового (1-я пол. II - I тыс. до Р. Х.) периодов; протогородские поселения (VII-VI вв. до Р. Х.); мцхетский акрополь - царская резиденция Армазцихе (Армази, II-V вв.; ныне в 2 км от М.) на горе Багинети на правом берегу р. Кура, часто упоминающийся в летописях; древние районы Великой М. Севсамора (левый берег р. Арагви) и Саркинети; уникальная оборонная система Гартискари (III в. до Р. Х.- V-VI вв.); армазисхевская (Картлисхеви) резиденция и некрополь питиахшей - высших сановников (после царя) Картлийского царства (II-V вв.); поселение ремесленников в Карснисхеви и т. д. Дохристианский период Археологические исследования полностью подтвердили сведения исторических хроник о границах Вел. М.: с запада возвышенности Кодмани и Саркине; с востока гора Зедазени; с севера ущелье Гартискари по правому берегу р. Арагви и зап. склоны горы Зедазени по левому берегу р. Арагви; с юга гора Картли. На каждом из этих направлений были сооружены крепости, к-рые надежно защищали столицу. Две фортификационные системы - Зедазени и Гартискари - археологически изучены. Следы проживания людей на территории города относятся к V-IV тыс. до Р. Х.; интенсивное освоение района началось на рубеже IV-III тыс. до Р. Х., когда сформировались более или менее компактные поселения и образовались сопровождающие их могильники. Более активное освоение территории произошло в среднебронзовый период, позднебронзовую-раннежелезную эпоху, особенно в VIII-VI вв. до Р. Х. Именно в это время появились протогородские поселения, высокого уровня достигли почти все отрасли хозяйства (добыча и обработка бронзы и железа, земледелие, животноводство, дифференцированные отрасли ремесла, торговля); на развитие института частной собственности указывают глиняные печати, найденные в жилых домах поселений данного периода (Самтавро I, Нареквави). Активизация и усиление указанных процессов вызвали определенный демографический взрыв; за ростом населения последовали создание ряда новых поселений и расширение уже существующих, что спустя 2 века привело к возникновению в Картли городов и формированию буд. столицы страны.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

II в.); железный кинжал со вставленными в золотую рукоятку камнями (красный альмандин) и зеленой пастой из погребения питиахша Берсуми (2-я пол. III в.) и т. д. Здесь же были обнаружены греческие и арам. надписи, которые помогли по-новому представить устройство Картли, значительно расширили ономастикон (перечень личных имен) царского двора и высших чиновников. Было установлено, что институт питиахшей появился в Картли не позже II-III вв., а не в V в., как считалось ранее. Кроме обилия высокохудожественных и исторически значимых изделий, раскопки Армазисхеви выявили неск. памятников, не лишенных эмоциональной окраски. Напр., в обнаруженном в усыпальнице молодой аристократки золотом кулоне с крышкой, украшенной драгоценными камнями, лежал молочный зуб младенца. В 2-язычной греко-арам. эпитафии, высеченной на надгробном камне и написанной от лица Серафиты, дочери Зеваха, младшего питиахша царя Парсмана, жены Иодмангана, содержатся слова: «Горе, горе тебе... красивая была, что никто не был ей подобен по красоте. И умерла на 21-м году» ( Церетели. 1941). На гемме-инталии с портретными (профиль) изображениями молодой женщины и мужчины сохранилась греческая надпись: «Зевах, моя жизнь, Карпак» (перевод проф. Т. Каухчишвили: Древнегреч. источники... 1976. С. 250). В 1975-1977 гг. у северо-вост. подножия горы Армази (Картли) были исследованы поселение и могильник ремесленников Карснисхеви: жилые здания, гончарные мастерские, в к-рых зафиксированы длинные подчетырехугольные печи для обжига разного рода керамических изделий - от столовой посуды до черепицы; винодельня с винодавильней и погребом. В плане 4-угольные, с каменными стенами на глиняном растворе и с глинобитным полом, жилые здания состояли из 2 отсеков: собственно жилья с очагом в центре и пристройки хозяйственного назначения, также имевшей очаг. Часть зданий была перекрыта плоской желобчатой черепицей. На могильнике, за исключением одного плинфового ящика, раскопаны только погребения, сконструированные плоской желобчатой черепицей.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Появление в Картли просветительницы Грузии св. Нины было обусловлено рядом чудесных событий, в т. ч. касавшихся и Мириана. Когда она бежала из Армении от преследований царя Трдата и остановилась у предгорий Южного Кавказа близ оз. Паравани, ей во сне предстал некий человек, который передал ей запечатанное послание и велел отдать его " царю язычников в Мцхете " . Св. Нина пришла в Мцхету в день главного языческого праздника в честь идола Армази и стала свидетельницей идолопоклоннического служения Мириана. По ее молитве буря разрушила идолов . Поселившись в царском саду, она ждала возможности увидеться с Мирианом, проповедовала и исцеляла. Царь неоднократно становился свидетелем чудес, которые происходили по ее молитвам, однако в течение долгого времени Мириан не обращал на св. Нину внимания. Первыми учениками св. Нины стали царский садовник и его жена Анасто, иудейский свящ. Абиатар (Авиафар) , его дочь св. Сидония и шесть женщин-иудеек. После того как св. Нина исцелила жену Мириана Нану , царь обратил внимание на учение о Христе, стал расспрашивать о вере Абиатара и взял у него книги Священного Писания. Сведения о пришествии Мессии, почерпнутые из них, он сравнил с главной для зороастрийцев " Книгой Неброта " , которая хранилась в царской семье, и был удивлен тождеством знаний о спасении человечества. Позже он беседовал со св. Ниной, однако " смотрел на ее дело все еще с некоторым недоверием " . Спустя год после исцеления св. Наны Мириан задумал истребить всех христиан, в т. ч. и свою супругу, если она не отречется от Христа. Исполнению его замыслов помешало чудо, случившееся с ним во время охоты, которое привело его к обращению в христианство . Как указывают грузинские источники, 20 июля царь направился в сторону Мухнари и поднялся на гребень горы Тхоти осмотреть Каспи и Уплисцихе. В полдень померкло солнце, стало темно, спутники царя рассеялись, всех охватило ощущение " беды и горя " . Царь бродил по горам в лесу и призывал языческих богов. Ему казалось, что он живым находится в аду, он не мог понять, " всю ли вселенную постигла погибель эта " или только его. Спустя какое-то время Мириан вспомнил об исцеляющем " Боге Нино " и взмолился Ему. Показалось солнце, и царь исповедал Христа: " Ты - Бог над всеми богами и Владыка над всеми владыками... Достойно Имя Твое хвалы от всякой твари, живущей под небесами и на земле " . Прибыв в Мцхету, Мириан поспешил к св. Нине, совершавшей с 50 приверженцами вечернюю молитву, назвал ее своей матерью, а ее Бога - своим Избавителем. Святая научила его молиться .

http://drevo-info.ru/articles/13681714.h...

Надгробия над могилой святых Мириана и Наны в кафоликоне мон-ря Салитавро, Мцхета Надгробия над могилой святых Мириана и Наны в кафоликоне мон-ря Салитавро, Мцхета Появление в Картли просветительницы Грузии св. Нины было обусловлено рядом чудесных событий, в т. ч. касавшихся и М. Когда она бежала из Армении от преследований царя Трдата и остановилась у предгорий Юж. Кавказа близ оз. Паравани, ей во сне предстал некий человек, к-рый передал ей запечатанное послание и велел отдать его «царю язычников в Мцхете». Св. Нина пришла в Мцхету в день главного языческого праздника в честь идола Армази и стала свидетельницей идолопоклоннического служения М. По ее молитве буря разрушила идолов ( Леонти Мровели. 1955. С. 86, 88, 90, 91; Он же. 2008. С. 48-51). Поселившись в царском саду, она ждала возможности увидеться с М., проповедовала и исцеляла. Царь неоднократно становился свидетелем чудес, к-рые происходили по ее молитвам, однако в течение долгого времени М. не обращал на св. Нину внимания. Первыми учениками св. Нины стали царский садовник и его жена Анасто, иудейский свящ. св. Абиатар (Авиафар), его дочь св. Сидония и 6 женщин-иудеек. После того как св. Нина исцелила жену М. св. Нану, М. обратил внимание на учение о Христе, стал расспрашивать о вере св. Абиатара и взял у него книги Свящ. Писания. Сведения о пришествии Мессии, почерпнутые из них, он сравнил с главной для зороастрийцев «Книгой Неброта», к-рая хранилась в царской семье, и был удивлен тождеством знаний о спасении человечества. Позже он беседовал со св. Ниной, однако «смотрел на ее дело все еще с некоторым недоверием» ( Леонти Мровели. 1955. С. 102, 103, 105; Он же. 2008. С. 51-56). Спустя год после исцеления св. Наны М. задумал истребить всех христиан, в т. ч. и свою супругу, если она не отречется от Христа. Исполнению его замыслов помешало чудо, к-рое произошло с ним во время охоты и к-рое привело его к обращению в христианство. Как указывают груз. источники, 20 июля царь направился в сторону Мухнари и поднялся на гребень горы Тхоти осмотреть Каспи и Уплисцихе. В полдень померкло солнце, стало темно, спутники царя рассеялись, всех охватило ощущение «беды и горя». Царь бродил по горам в лесу и призывал языческих богов. Ему казалось, что он живым находится в аду, он не мог понять, «всю ли вселенную постигла погибель эта» или только его. Спустя какое-то время М. вспомнил об исцеляющем «Боге Нино» и взмолился Ему. Показалось солнце, и царь исповедал Христа: «Ты - Бог над всеми богами и Владыка над всеми владыками... Достойно Имя Твое хвалы от всякой твари, живущей под небесами и на земле». Прибыв в Мцхету, М. поспешил к св. Нине, совершавшей с 50 приверженцами вечернюю молитву, назвал ее своей матерью, а ее Бога - своим Избавителем. Святая научила его молиться ( Леонти Мровели. 1955. С. 109-111; Он же. 2008. С. 57-58).

http://pravenc.ru/text/2563312.html

Для почитания характерны многочисленные обряды, связанные с огнем. Конец мира – очистительный огонь и преображение жизни. Огненная река отделит праведных от недостойных. 79 Парнаоз (Фарнаоз) (III в. до Р.Х.) – первый грузинский царь. Летописи приписывают ему устройство гражданского быта Грузии, введение письменности и установление в стране религии Зороастра. 80 Крепость Армази, находящаяся в Мцхетском акрополе, была резиденцией грузинских царей до II в. 82 Мемфис (греч.) – древнеегипетский город (первоначальное название Инебу-хедж – «Белые стены»). Основан в начале 3-го тыс. до Р.Х. на границе Верхнего и Нижнего Египта, на левом берегу Нила. Был столицей при царях тридцати династий. Пророк Иезекииль предсказывал падение города и обличал идолопоклонство ( Иез.30:13–16 ). О Египте, как центре идолослужения, писали многие древние писатели. Все пророческие предсказания о нем исполнились с поразительной точностью. 84 Авеста – священные книги зороастризма, религии, распространенной в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Каспийской Албании и ряде др. стран Ближнего и Среднего Востока, а в настоя время у парсов в Индии (отсюда – парсизм) и гебров в Иране. 85 Память святой равноапостольной Наны, царицы Иверии, супруги равноапостольного царя Мириана, – 14 (27) января, 1 (14) октября. 86 Память святого равноапостольного Мириана (t 342), царя Иверского, из династии Хосроидов – 14 (27) января, 1 (14) октября. 87 Существует много различных мнений о названии «Туран». В «Авесте» часто упоминаются враги ариев (индоевропейских племен иранской группы) – туры. Их государство Туран находилось во вражде с Ираном. Зороастрийцы и туранцы противостояли друг другу на протяжении многих веков. Некоторые исследователи отождествляют туранцев с тюрками, другие считают, что это ираноязычные кочевые племена скифов. Арабские географы указывают, что тюрки проживали на территориях, находящихся в восточной части реки Сырдарьи, другие географы считали, что родиной тюрков (Туран) являлась территория между Сырдарьей и Амударьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Урбанизация территории совр. М. (левобережье Куры), согласно сведениям «Обращения Грузии», происходила в течение II-I вв. до Р. Х.: процесс начался в правление 8-го картлийского царя Братмана («в Мцхете положено было начало городу») и закончился при 11-м царе Роке («совершенно окончил Мцхету») (Обращение Грузии//ПДГАЛ. 1964. Т. 1. С. 82; То же. 1989. С. 24). К нач. IV в. центром городской жизни Большой М. являлась ее левобережная часть. Повествуя о деятельности просветительницы Грузии св. равноап. Нины в М., арм. историк V в. Мовсес Хоренаци дважды подчеркнул, что город лежал напротив «изображения громовержца Арамазда (Армаза.- Авт.)», «по ту сторону могучей реки (Куры.- Авт.)». Также Хоренаци привел интересную деталь: жители М. поклонялись Армазу «ежедневно на рассвете, каждый с кровли своего дома... Если же кто хотел принести жертву, то переправлялся через реку и совершал жертвоприношение перед храмом» ( Мовсес Хоренаци. 1984. С. 171). В «Географии» другого арм. историка Анании Ширакаци (VII в.) также названа М., а Армазцихе не упоминается (Geography of Ananias. 1992. P. 57, 57A). Подходы к Большой М. были хорошо защищены мощными крепостями Гартискари и Бебрисцихе (с севера), Цихедиди и Саркине (с запада), Накулбакеви и Земо-Авчала (с юга-востока). Интересным фактом является «укрепление (крепостных) стен» Армазской крепости, произведенное римлянами для царя иберов Митридата, «друга Цезаря и друга римлян», о чем говорит датируемая 75 г. греч. надпись Веспасиана, Тита и Домициана, найденная в 1867 г. на правом берегу Куры в местности Накулбакеви ( Каухчишвили. 2004. С. 251-252). М., как и мн. города М. Азии, отличалась этнической пестротой. Основное население составляли грузины. Они считались слугами божества Армази. После Крещения Картли христ. население М. стало слугами Светицховели - главного храма Картлийской Церкви. Самую значительную негруз. диаспору составляли евреи. Согласно сообщениям источников, включенных в свод груз. летописей «Картлис Цховреба» , появление евреев в Картли связывалось со взятием Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором (586 г.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Погребальные сооружения и погребальный обряд На сегодняшний день проведены археологические исследования общегородского некрополя на Самтаврском поле и локальных могильников отдельных кварталов столицы: в Камарахеви (в Цицамури-Севсамора; IV-III вв. до Р. Х.), Мухатгверди (IV-III вв. до Р. Х.), Армазцихе-Багинети (I-III вв.), Армазисхеви (II-V вв.), Карснисхеви (I-III вв.), на т. н. могильнике Могвтакари (II-III вв.), в Туиакочора в Кодмани (II-III вв.), Ахали-Армази (III-IV вв.), Авчалискари (кон. III - IV-V вв.) и т. д. Раскопано более 2,5 тыс. погребений. Удивляет разнообразие могильных сооружений (ямные, с перекрытием из каменных плит, деревянных брусьев, черепицы; каменные ящики; кувшинные; черепичные; плинфовые; саркофаги, высеченные из цельного камня; склеп с двускатным перекрытием). В позднерим. период появился подтип каменных гробниц с двускатным перекрытием, предназначенных для усопших высокого социального статуса или имевших особое экономическое положение. Таковыми являются саркофаг царевны из Армазцихе-Багинети, погребения знатных особ в Армазисхеви, каменный саркофаг на общегородском некрополе Самтавро и др. Археологические раскопки могильников подтверждают существование единой религии у грузин в дохрист. период на территории Картли. Так, распространенный способ погребения усопших в позе эмбриона головой к западу в VI-IV вв. до Р. Х. (Нерон-Дереси, Шори, Кавтисхеви, Саирхе, Модинахе, Асурети, Бешташени, Уплисцихе), в эллинистический период (Бамбеби, Катланисхеви, Саирхе, Цнисисхеви, Самадло, Трели) и еще чаще в I-IV вв. (Армазисхеви, Карснисхеви, Арагвиспири, Жинвали, Ахали-Жинвали, Эрцо, Модинахе, Клдеети, Череми, Ничбисисхеви и т. д.) был преобладающим. Даже после провозглашения христианства гос. религией в Картли данный способ захоронения наблюдался еще неск. веков (до V-VIII вв.), особенно в горных и предгорных районах страны (Модинахе, Ахали-Жинвали, Бетаниа, Цхваричамиа, Рачисубани, Санта, Гантиади), что связывают с сохранением в этих местах элементов языческого погребального обряда.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Особенно часто встречаются резные камни с изображением Тихе-Фортуны - греко-рим. богини судьбы, случая, счастливого и злого рока. В евр. погребениях превалируют бальзамарии для ароматных масел и благовоний. Христианский период Существование раннехрист. общин в Великой М. до Крещения Картли доказывают предметы, найденные в погребальных комплексах 2-й пол. III в., расположенных на общегородском могильнике и близ Светицховели: якорь между 2 рыбами, рыбы, дельфины и т. д. ( Бибилури. 1983. С. 78-85). Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, связанные с переносом столицы Картли из М. в Тбилиси, в М. по-прежнему наблюдался высокий уровень строительного мастерства и сохранялся статус центра зодчества. Так, в IV и последующие века в М. функционировал институт главного художника и зодчего Картли (греч. ρχιζγραφος κα ρχιτεκτν). Об уровне строительного дела свидетельствует городская оборонительная система V-VII вв., отдельные участки к-рой были раскопаны в 50-х, 60-х и 90-х гг. XX в. Изучены остатки жилых домов и кварталы М. IV-VII вв., к-рые показывают жизнь полиэтнического города. К югу и западу от Светицховели был раскопан плотно населенный и довольно благоустроенный квартал (дома, покрытые черепицей, погреба, водопровод, канализационный коллектор, мощеные булыжником улицы и т. д.), в 1 км к югу от собора был открыт Еврейский квартал. Помимо жилых кварталов, о численности и плотности населения свидетельствуют могильники, раскопанные в разных районах города, в первую очередь общегородской некрополь на Самтаврском поле. Найденный здесь материал показывает, что в М. на высоком уровне сохранялись такие ремесла, как гончарное дело, златокузнечество, художественная обработка минералов, серебра и бронзы, производство стеклянных изделий. Существенную роль играли как внутренняя, так и внешняя торговля. Лит.: Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900; Церетели Г. Армазская билингва: Двуязычная надпись, найденная при археол. раскопках в Мцхета-Армази.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

После завершения богослужения состоялся праздник, посвященный закладке храма. Перед собравшимися выступил детский состав ансамбля грузинского танца «Армази» под руководством Мевлуди Чумбуридзе и Ирины Миндиашвили. Дети исполнили аджарский танец и танец «Давлури», затем с песнями и танцами выступил взрослый состав «Армази». От имени грузинской диаспоры Зураб Кардава и Теймураз Нижарадзе преподнесли владыке Георгию образ святой Нины, который нижегородский архипастырь передал приходу строящегося храма. Митрополит Георгий отметил, что это первый в Нижнем Новгороде храм, который будет посвящен святой равноапостольной Нине. «Русская земля объединяла и объединяет разные народы и культуры. Мы стараемся поддерживать эту традицию», — сказал он. История грузинской диаспоры на нижегородской земле уходит в далекое прошлое и свидетельствует о давней исторической связи русского и грузинского народов. Название одной из улиц Нижнего Новгорода связано со старинным родом князей Грузинских: улица Грузинская, пересекающая главную улицу города — Большую Покровскую — получила название от находившейся здесь усадьбы князя Георгия Александровича Грузинского, потомка грузинского царя Бакара Вахтанговича. Князь Грузинский сыграл немалую роль в нижегородской истории: он был одним из инициаторов нижегородского ополчения 1812 года, много жертвовал на храмы. Грузинская община как общественная организация была создана в Нижнем Новгороде в 2000 году под руководством Мераба Буркадзе. Тогда же открылась грузинская воскресная школа и был создан ансамбль грузинских народных танцев «Армази» (руководитель — Рамаз Курдгелия). Более десяти лет коллектив участвует в городских праздниках и мероприятиях. Летом 2010 года была учреждена национально-культурная автономия грузин Нижнего Новгорода «Золотое руно». Основные цели автономии — содействие сохранению и изучению грузинского языка, самобытности, традиций и национальной культуры грузинского народа; развитие и укрепление экономических, культурных и гуманитарных связей между Российской Федерацией и Грузией; участие в просветительской и благотворительной деятельности, развитие сотрудничества и взаимопонимания с другими национальными объединениями. Главой грузинской диаспоры является Зураб Кардава. Сейчас в Нижнем Новгороде проживают около 300 грузинских семей.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010