Страдание И Подвиги Святых Славных Мучеников Давида И Константина, Князей Аргветских Житие и Страдание Святого Славного Мученика Або Тифлисского Житие и Страдание Святой Славной Великомученицы Царицы Кахетинской Кетевани Житие и Страдание Святого Славного Мученика Благоверного Царя Карталинского Луарсаба Страдание Святого Священномученика Авива, Епископа Некресского, одного из Тринадцати Сирийских Отцов Страдание святого мученика Гоброна-Михаила и ста тридцати трех воинов его Страдание Святого Славного Мученика Князя Бидзина Чолокашвили и Князей-Мучеников Элизбара и Шалвы, Эриставов Ксанских Страдание Святого Мученика Евстафия Мцхетского Житие Преподобных Отцов Наших Иоанна и Евфимия Житие Преподобного и Богоносного Отца Нашего Георгия Святогорца Страдание Шестисот Преподобных Отцов, Избиенных в Давидо-Гареджийской Пустыне Предисловие Книга 1 Иверия (Грузия) после того, как озарилась светом Евангельской проповеди от самого апостола Андрея и св. Нины, до сего времени тщательно и свято хранит данное ей Богом сокровище. Подобно небу, блистающему мириадами звезд, она просияла целым сонмом святых угодников Божиих, которые, свидетельствуя о чистоте ее веры, служат ей несомненным залогом спасения. Церковь Иверская многократно подвергалась притеснениям и претерпевала тяжкие бедствия. На нее нападали как греки, с целью сделать Грузию своей провинцией для защиты от нападений персов, так и своекорыстное папство с запада, старавшееся всеми возможными средствами подчинить святую Церковь Иверскую своему престолу. Защитой чистоты Православия в Иверии были пастыри и учители, украшенные христианскими добродетелями, а перед врагами иноверными христиане отстаивали свои права, претерпевая все возможные мучения, страдания и, наконец, смерть. Кровожадные деспоты Востока: Тамерлан, Чингисхан и другие, потом магометанские государи, от окаянного Мурвана Глухого до шаха Аббаса, и, наконец, турки - беспощадно терзали Церковь Христову. Но благое Промышление Божие хранило и хранит святую Иверию от окончательной погибели, врагам ее не удалось исполнить свои преступные замыслы, разбившиеся в прах пред стойкостью ее героев-мучеников и героинь-мучениц.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

1 . Председательствующий: ВАРЛААМ Ксанский–Еристов, Экзарх Грузинский и Имеретинский. 2 . Присутствующий: ДОСИФЕЙ Пицхелаурий Архиепископ Телавский и Грузино-Кавказский. 3 . Присутствующий: АФАНАСИЙ Петрияев, Архимандрит Квабтахебский. Примечание: прочее Члены ещё не определены, а Прокурором пожалован 1814 года Ноября 6 Надворный Советник Чилаев. К стр. 29. 60 Прибавление: Тульская Епархия учреждена в 1799 году вместо Коломенской и положена в 3 классе степенью 7. Епископу оной велено именоваться Тульским и Белевским и пребывание иметь в Губернском городе Туле, в третьеклассном мужском Предтечеве монастыре, который тогда же и учинён Кафедральным. В 1808 году, Марта 27 дня, по присоединению Молдавии к Российской Державе, учреждена там Экзархия Святейшего Синода и Экзарху велено именоваться: Членом Св. Синода и Экзархом оного в Молдавии, Валахии и Бессарабии, каковым тогда же определён Гавриил, бывший Митрополит Киевский. По представлению его и по докладу Святейшего Синода Указом 1811 года Апреля 17, дан ему и Викарный Епископ с наименованием Бендерский и Аккерманский; и велено в этот сан посвятить Екатеринославского города Николаева Адмиралтейского вдового Протоиерея Даниила Сулиму, который по пострижении в монашество наименован Димитрием и вскоре хиротонисан в Епископа в Молдавии, а в 1812 году, Января 6, пожалован ему Орден Св. Анны 1 класса. В 1812 году по докладу Святейшего Синода, от 4 Декабря, Высочайше утверждённому, учреждена вновь Епархия, в новоприсоединённой к Российской Империи за-Днепровской области, под названием Кишинёвской и Хотинской без назначения класса (этой Епархии), а предоставлена токмо Митрополиту Гавриилу, Епархиальному оной Архиерею, бывшему Экзарху Молдавскому, та степень, которую он имеет по прежнему управлению его Киевской Епархией с наименованием Экзарха: Синода, Митрополита Кишинёвского и Хотинского, по причине устроения в городе Кишинёве местного правительства и потому что в Хотине был некогда правящий Епископ, и дан ему в пособие устроения и управления этой Епархии Викарный Епископ Бендерский и Аккерманский.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На Фессалоникскую митрополичью кафедру тогда же был избрав Ксанский митрополит Иоаким, предпочтенный другим кандидатам – митрополитам Амвросию Неокесарийскому и Константину Трапезунтскому. Митрополитом Ксанфским в том же заседании священного синода был избран митрополит Саранта-Екклисион кир Анфим, сокандидатами которого на кафедру были митрополиты Иоаким Преспский и Григорий Кидонийский. На кафедру же Саранта-Екклисион был избран епископ Елеи Агафангел, предпочтенный епископам Анфиму Севастийскому и Герману Милитопольскому 322 . 4 декабря, после синодального решения относительно избрания епископов-помощников для священных митрополий Писсидий и Смирны, в патриаршем храме состоялось каноническое голосование. И для митрополии Писсидийской был избран, с титулом епископа Патарского, протосинкелл этой митрополии, архимандрит Мелетий Христиди, окончивший курс в Халкинской школе и семь лет служивший при митрополиях Каллиополя и Писсиии и в греческом киноте Мерсины. Для Смирнской же митрополии был избран, с титулом некогда процветавшей епископии Траллеон, архимандрит Хрисостом Хаджи-Диму, протосинкелл Смирны, в течение 8 лет служивший при митрополиях Драмы, Ксанфы и Смирны. 7 декабря был избран архиерей-настоятель для столичного прихода Ставродромия, с титулом некогда существовавшей епископии Ставропольской, – в лице архимандрита Христофора Книти, начальника патриаршего архива, получившего высшее, богословское образование в Оксфорде, состоявшего преподавателем Пифагоровой гимназии на Самосе и помощником редактора патриаршего журнала «Церковная Истина» 323 . Наконец, на острове Крит местным собором епископов, под председательством митрополита Евмения, был избран и 28 октября хиротонисан епископ Рефимны кир Хрисанф Цепетаки, питомец Халкинской богословской школы и начальник священно-учительской школы при монастыре Святой Троицы. Священный синод Константинопольской церкви утвердил это избрание 324 . 1911 год 15 февраля в патриаршем храме состоялось каноническое избрание архипастырей для священных митрополий Месимврийской и Варнской, которые не имели предстоятелей. Митрополитом Месимврии был избран митрополит Тиролои и Сергентия кир Никифор, сокандидатами которого при избрании были епископы Герман Аргиропольский и Афанасий Мурейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

3 . Икона Богоматери. Она малого объема и довольно грубой работы. Надпись на ее нижней кайме: «Икону сию Пречистой оковала я, дочь Мхецидзе Марех, в ходатайство за душу мою и в долгоденствие Георгия Абашилзе». Надпись не ране XVII в. Род Мхецидзе мы указали в надписях гелатских икон из Сохастера. 4 . Выносной крест. Злато-чеканный. Распятие его довольно хорошей работы, как и его медальон Богоматери с надписью: «Пречистая Богородица», характера XI– XII в. На оборотном серебро-позолоченном листе читается: «Крест сей Кацхской церкви во имя св. Троицы украсила я, дочь арагвского эристава Заала и супруга Левана Абашидзе Тинатива, в иночестве Теона, в прощении грехов наших и в ходатайство за сыновей и дочерей наших въ годе от Р. Х. 1709». Обыкновенно грузинские эриставы после XV в. делились на ксанских и арагских, по происхождению ничего общего между собою неимевших. Представители обоих этих родов часто действуют в истории Грузии в последние века ее отдельного существования. Заалы тоже встречаются как в летописях ее, так и в гуджарах; но кто такие Заал и Леван нашей надписи не знаем. Можно подозревать, что это суть действующий в истори Грузии лица – первый исхода XVII в. (H. de la G., II, 1 livr., 67, 69), а второй, сын Георгия Абашидзе, начала XVIII в. (ibid., 304, 315 319), но об их родственных отношениях мы сведений не имеем. 5 . Крест. Самого креста нет, сохранился только киот его, на створках которого читается: «Святое и Животворящее Древо, победу над врагами...». « Помилуй дочь мою Елену». На оборотной стороне его надпись: «Я, Богом венчанного царя царей Константина внучка, дочь царя Баграта и невестка дома атабегов Дедис-имеди, оковала образ сей Животворящего Древа, да будет он покровом и защитой мне и супругу моему Кайхосро, детям нашим: Кваркваре, Мзедчабуку, Твалшвениери, Ивану и Тамаре, да дарует нам долгоденствие и простит грехи наши и да помилует отца моего Баграта, мать мою Елену и братьев моих: Ерекле, Шота (или Ашотан), Иотама, Ионатана и Феодору, аминь. Даждь здравие братьям моим, освободи их от рук агарян и окружи их прежним почетом, аминь. Гулдафра и Ионатана да помилует Бог, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Грузин. – Св. великомуч. князя Бидзина и мучч. князей Шалвы и Елизбара. Эриставы (главы народа) Ксанские, они, за отказ принять мусульманство, пострадали от персидского шаха Аббаса II в Испагани в 1660 (1661) г. Будучи правителем в Кахетии, князь Бидзик (Челокаев), скорбя душой о бедствиях родной церкви и своего отечества, решился с помощью своих родственников правителей Ксанских, князя Елизбара и его племянника Шалвы, смелым натиском истребить всех персов в Кахетии, поселившихся здесь при персидском шахе Аббасе II. Собранным свв. правителями войском было истреблено 7.000 персидских семейств, и Кахетия всецело была очищена от персов. После этого было восстановлено христианское богослужение, и духовенство заняло свои места. Но Аббас II, узнав о случившемся, предписал омусульманившемуся грузинскому царю Вахтангу IV немедленно представить ему неустрашимых трех свв. князей. Выданные Вахтангом, свв. правители мужественно предстали пред шахом в Испагани и смело исповедали пред ним свою веру. Не могши заставить их отречься от Христа и принять ислам , шах отослал их для мучения к бывшему правителю Кахетии султану Алдаранскому, жившему также в Испагани. Свв. Елизбара и Шалву немилосердно били палками и таскали по земле; затем, после тюремного заключения, вывели на площадь, израненные их тела обмазали медом и привязали к столбам, чтобы мученики страдали от жгучих лучей солнца и от насекомых, которые тысячами облепили их, – и тела их, подобно мехам, вздулись; потом мучитель, видя непоколебимость воинов Христовых, приказал простреливать их насквозь ружейными пулями, рассечь шашками и, наконец, отсечь головы. Эти зверские истязания совершались пред глазами св. Бидзина для устрашения его, но св. князь остался непреклонным исповедником Христа, за что для посрамления султан приказал одеть его в женское платье, посадить его на осла и возить по всему городу Испагани; после сего призваны были знаменитые риторы убедить св. Бидзина принять мусульманство, но когда и это оказалось напрасным, султан приказал по частям рассекать тело мученика, отделять острым орудие каждый сустав его и, наконец, отсечь голову. Свв. тела этих трех мучеников были выброшены, куда сваливался за городом всякий мусор, но дивный свет с неба всю ночь сиял над ними, и жившие в Испагани армяне, увидя этот свет, пришли ночью и тайно унесли и скрыли в своей церкви мощи свв. мучеников, а через несколько времени свв. мощи были отвезены в Карталинию и с честью погребены в Икортском Архангельском (ныне упраздненном) монастыре, в 25 верстах от г. Гори и в 88 от Тифлиса. Им есть особая полиелейная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

После смерти Шах-Аббаса I на персидский престол вступил Шах-Аббас II – словно для того, чтобы Грузия не забыла проклятого ею имени. При нем тюркские кочевые племена, под защитой персидских войск, наводнили Кахетию. На месте садов и виноградников паслись табуны коней и стада овец. Целые села кочевники захватывали в плен и продавали в рабство на рынках Стамбула и Трапезунда. Погасли светильники алтарей. Алавердский храм – краса Кахетии – стал обиталищем летучих мышей. Вместо завесы над алтарем висела паутина. В непогоду в опустевший храм пастухи загоняли скот. Из обломков иконостаса и досок икон разводили костры, чтобы согреться и приготовить пищу. Священный жертвенник алтаря превратили в стол, за которым пировали и играли в кости. Священные для кахетинцев могилы были покрыты слоем грязи, которую оставляли за собой стада; в темные и пустые, как глазницы черепа, окна с пронзительным свистом врывался зимний ветер, а летом был слышен похожий на плач и причитание крик совы – ночной птицы – точно женщины, оплакивающей мертвеца. В это время князья Бидзина, Шалва и Элизбар 40 решили спасти Кахетию или умереть. С небольшим войском и отрядом горцев Ксанские князья стремительно, как отряд Гедеона, напали на полчища персов и татар. Решающее сражение произошло около Ахметы. Святой Георгий, покровитель Алавердского собора, был виден на небе над сражающимися войсками. Гонимые необъяснимым ужасом кочевники, побросав оружие, бежали, как сирийцы от стен Самарии, где молился пророк Елисей. Те, кто недавно попирали ногами грудь Кахетии, как своей пленницы, теперь искали спасения в бегстве – так кидаются люди с разбитого бурей тонущего корабля: кто на лодках, кто обхватив обломок мачты, кто – вплавь. Бушующие волны хоронят их в своей пучине, и только один пловец достигает берега и с ужасом смотрит на море, ставшее могилой его спутников. Из всего войска кочевников только один султан спасся живым – благодаря своему арабскому скакуну, а также тому, что он догадался первым покинуть поле боя. Шах потребовал суда над князьями. Чтобы предотвратить новое нашествие персов, они добровольно отправились в Исфахан; так христианские мученики при Нероне, приговоренные к смертной казни, сами бесстрашно шли навстречу голодным львам и в огонь пылающих костров. Шах предал трех князей в руки родственников убитых татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Святые мученики Исаак и Иосиф, родные братья, родились в городе Феодосиополе, или Карну (Эрзерум). Отец их был знатный мусульманин, а мать — христианка, добрая и благочестивая женщина, тайно воспитавшая этих двух сыновей и еще одного, старшего, неизвестного по имени, в христианской вере. Достигнув зрелого возраста, эти три брата, из которые один Иосиф был женат, пожелали удалиться от своего родителя–магометанина, чтобы беспрепятственно исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Они обратились с письмом к императору Никифору I (802–811), прося его произволения переселиться в Константинополь и поступить на службу при его дворе. Получив благоприятный ответ христианского государя, братья стали собираться в дорогу. Старший в скором времени отправился в Константинополь, а Иосиф и Исаак были задержаны по приказу эмира г. Феодосиополя. На вопрос о причине их переселения в Константинополь братья ответили ко всеобщему изумлению присутствовавших, в том числе их отца, что они христиане с самого рождения и потому бегут от нечестивых, желая свободно исповедовать свою веру. Никакие уговоры и угрозы не поколебали мужественных исповедников. Созвав совет вельмож, эмир вынес братьям смертным приговор. На месте казни, приклонив колени, святые Исаак и Иосиф вознесли молитву ко Господу, после чего палач отсек их честные главы. Это совершилось в 808 году. На непогребенные тела святых мучеников ночью спустился необыкновенный столп света и стал над ними. Пораженные этим знамением, магометане просили на следующие день христиан города предать святые тела мучеников погребению. На месте погребения святых впоследствии был построен храм и освящен во имя Пресвятой Троицы. Сентябрь 18 Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские, мученики Мученики Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские — грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое были выданы ему с согласия грузинского царя Вахтанга V (1658–1675), принявшего ислам и известного под именем Шах–Наваза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Преемник Шах-Аббаса I, взявший его имя, не походил на своего воинственного дядю. Шах-Аббас II окружил себя поэтами и философами. Он казался суфием 212 на древнем троне персидских царей. Но в отношении Грузии он продолжал политику Шах-Аббаса I, целью которого было истребление христианства на Кавказе и уничтожение грузин как народа. Если Шах-Аббас I хотел сжечь и испепелить Грузию дотла в пламени войн, то его преемник решил задушить страну руками татар-кочевников и превратить Кахетию в пастбище для скота. Этот план был более коварен, и не менее губителен, чем недавние кровавые нашествия персов. Наследником старого тигра стал молодой лис. Улусы 213 татар, сопровождаемые отрядами персов, потянулись в Кахетию. 80 тысяч кочевников, как саранча, опустошали когда-то цветущую страну. Татары вырубали сада, выкорчевывали виноградники, сжигали посевы. Отары овец и табуны коней, переходя с пастбища на пастбище, вытаптывали поля. Татары шайками рыскали по стране в поясках добычи. Они как вода просачивались повсюду, убивали, грабили и уводили в плен. Села стояли опустевшие как после чумы; безмолвные города казались призраками. Люди уходили в горы или переселялись в другие области Грузии. Кахетия казалась обреченней. В храмах прекратилась служба; живые оставались без причастия, мертвые – без погребения. Татары разорили и осквернили главную святыню Кахетии – Алавердский Собор. Храмовая утварь, которую священники не успели спрятать и замуровать в стенах собора, попала в руки татар, как священные сосуды Иерусалимского храма – в руки вавилонян 214 . Церковные облачения они дарили своим женам на платья, покрывалами и завесами алтарей обвивали кибитки, из парчи делали попоны для коней. Татары сожгли иконостас церкви, а икону святого Георгия – храмовую святыню – разрубили саблями и бросили в костер. Видя это, народ говорил: «Сам Георгий Победоносец отомстит за поругание. Теперь враги вырыли могилу для себя своими зубами». Кахетия была похожа на корабль во время морской бури. Волны кидали его на подводные скалы, вздымали его вверх и бросали в провалы волн и водовороты. Он захлебывался как раненный пловец, поднимался снова и вновь погружался в морскую пучину. Казалось, что помощи ждать неоткуда, но в то время, когда рушится и исчезает надежда на человеческую помощь, Бог являет свое дивное могущество. Когда Кахетия оказалась обреченной и гибнущей, три ксанских князя из Самачабло, владетели Аргвети – Бидзина, Шалва и Элизбар 215 возглавили борьбу с татарами и персами. Кахетинцы и горцы, как будто воспрянув от сна, стали на защиту своих святынь, очагов и могил предков. Война была стремительной и молниеносной. Решительное сражение произошло у Ахметы 216 . Во время битвы с кочевниками грузины видели знамение – белые облака как клинки вонзились в черные тучи и оттеснили их на восток в сторону Каспия. На небе, над грузинским войском появился всадник в одеянии, сверкающем как молния: «Это святой Георгий идет к нам на помощь» – восклицали грузины.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Св. царь Луарсаб был вывезен в Шираз и посажен в темницу, после мучений задушен тетивой лука. Тело мученика было похоронено в тюремном дворе. К 1624 г. относится мученичество св. царицы Кетеван . В 1614 г. шах Аббас потребовал от кахетинского царя Теймураза I в качестве заложника его старшего сына Левана. Теймураз отправил в Шираз своего младшего сына Александра вместе со своей матерью св. Кетеван. Позже он был вынужден отправить в Шираз и Левана. Аббас разлучил св. Кетеван с внуками, отправив ее к правителю Юго-Вост. Персии, принявшему пленницу с большими почестями. В 1620 г. Аббас, рассерженный тем, что Теймураз просил помощи против Персии у России и Турции, кастрировал пленных царевичей, в результате чего Леван умер, а Александр сошел с ума. В тот день, когда св. Кетеван узнала об участи внуков, ей передали предложение шаха стать его женой с условием принятия ислама. Царица отказалась, и ее жестоко замучили на городской площади. Свидетелями пыток стали миссионеры-католики, к-рые вывезли часть мощей в католич. мон-рь Гоа (Индия), др. часть в Португалию. Позже монахи выслали мощи царицы Теймуразу и он упокоил их в храме Алаверди. В марте 1625 г. груз. войско под предводительством Вел. Моурави Георгия Саакадзе разгромило 30-тысячную армию персов. Разгневанный Аббас вновь послал многочисленную армию в Грузию. В битве на Марабдинском поле близ Тбилиси победу одержали персы, потерявшие 14 тыс. чел., потери грузин составили 9 тыс. чел. В сражении погибли епископы Руставский, Харчашнийский, полководец Теймураз Мухранбатони, знаменосцы - 9 братьев Херхеулидзе, 9 братьев Мачабели, 7 братьев Чолокашвили и др. Знамя, пронесенное в победоносных груз. битвах при Дидгори и Басиани, переходило от одного брата Херхеулидзе к другому, и, когда был убит последний брат, знамя приняла их сестра, а от нее - мать. Через неск. месяцев в Ксанском ущелье грузины полностью разгромили 12-тысячную персид. армию, что остановило нашествия шаха Аббаса. Грузины защищали не только родину, но и веру.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Святые отцы-основатели монашества не установили обета «не браться за оружие». Что касается заповеди не убий ( Исх. 20: 13 ; Втор. 5: 17 ), то она общая как для мирян, так и для монахов. Господь наш Иисус Христос, заключив Новый Завет, подтвердил эту заповедь ( Мф. 19:18 . Только священнослужителям, поскольку они приносят бескровную жертву, каноны безусловно запрещают всякое убийство и даже просто пролитие крови (Номоканон при Большом Требнике. Ст. 132). Ясно, что заповедь не убийзапрещает человеку лишать жизни другого человека, руководствуясь личными мотивами. Никто, кроме Бога, не может дать жизнь человеку, и никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее. Но когда зло укореняется и является опасным для многих, оно не должно оставаться безнаказанным. Выше всех заповедей стоит заповедь любить Бога и ближнего. Должны ли люди, живущие в христианском отечестве, защищать своих людей (женщин, детей, больных и т. д.), святыни и вообще свою землю от всех желающих напасть и ограбить ее? Если да, то как это реально сделать, не убивая вооруженных насильников? Конечно, монах не должен хранить оружие или носить его, и тем более применять, когда речь идет о его безопасности. Это противоречит духу монашеского делания и традиции. Он вверяет себя в руки Божии. Многие древние монахи селились в необитаемых местах, где всегда была опасность нападения разбойников. Например, преподобный Харитон Исповедник был схвачен разбойниками. Но если какой-нибудь убийца хочет сделать зло ближнему, то не только мирской человек, но и монах должен проявить жертвенную любовь и защищать его. Тем более если опасность грозит христианскому отечеству со всеми его людьми и святынями. Это не отвлеченное утверждение. История дает нам примеры этому. В 976 году правитель восточных областей Византийской империи Варда Склир поднял мятеж и, захватив столицу, угрожал императорской семье. Царица Зоя послала письмо к преподобному Афанасию Афонскому , в монастыре которого подвизался известный грузинский военачальник Торникий, происходивший из рода эриставов (князей) Ксанских.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010