Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Нижнем Новгороде заложен храм в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии 31.05.2017 28 мая 2017 года в Московском районе Нижнего Новгорода митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) совершил чин закладки храма в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (адрес г. Н. Новгород, ул. Левинка, д. 1). Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Московского округа иерей Александр Копейкин, настоятель храма в честь Святой Живоначальной Троицы протоиерей Сергий Шалатонов, духовенство Нижегородской епархии . Перед богослужением митрополит Георгий обратился к верующим: «Сегодня мы совершаем молитву о новом храме в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Иверия — древняя земля, ставшая первым уделом Матери Божией, и уже в IV веке вера Христова через святую Нину пришла в Грузию. Мы будем молиться, чтобы успешно завершить строительство храма, который будет возводиться в соответствии с образцами древней грузинской архитектуры. Пусть он послужит путеводной звездой, помогающей людям найти в своем сердце дорогу к Господу». В закладке памятной капсулы приняли участие председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев, представители грузинской диаспоры Омари Шарадзе, Зураб Кардава и Теймураз Нижарадзе. О новом храме рассказал директор ООО «Региональный инженерный центр» Юрий Коваль: «Проект необычный. Это можно заметить, обратив внимание на форму фундамента, которая нехарактерна для православных храмов средней полосы России. Грузинской стороной нам был представлен эскиз внешнего облика здания. Наши специалисты изучали архитектурные особенности грузинских горных церквей, создали четыре варианта. Законченный проект, над которым мы работали в течение семи месяцев, сейчас можно увидеть на баннерах». После завершения богослужения состоялся праздник, посвященный закладке храма. Перед собравшимися выступил детский состав ансамбля грузинского танца «Армази» под руководством Мевлуди Чумбуридзе и Ирины Миндиашвили. Дети исполнили аджарский танец и танец «Давлури», затем с песнями и танцами выступил взрослый состав «Армази». От имени грузинской диаспоры Зураб Кардава и Теймураз Нижарадзе преподнесли владыке Георгию образ святой Нины, который нижегородский архипастырь передал приходу строящегося храма. Митрополит Георгий отметил, что это первый в Нижнем Новгороде храм, который будет посвящен святой равноапостольной Нине. «Русская земля объединяла и объединяет разные народы и культуры. Мы стараемся поддерживать эту традицию», — сказал он. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 31.05.2017 21:46:57

http://drevo-info.ru/news/22370.html

Быстро мелькают пред глазами путешественников местности, церкви, монастыри, свидетели былой и кипучей истории Закавказья. Наш край еще ждет своего историка, который властной рукой и обаянием творчества и вдохновения развернул бы пред нами картину его минувшей жизни. Закавказье с незапамятных времен привлекало к себе все исторические народы то как торговый путь Востока и Запада, лежащий между Черным морем, Персией и Индией, то как выгоднейшая позиция в вековой борьбе того же Востока и Запада, Персии и Греции, Персии и Рима, Персии и Византии... Вот остатки Помпеева моста около Мцхета – знак, что здесь стоял еще в I в. до Р. X. сильный римский гарнизон; вот самый Мцхет с его святынями, где Мириан царь, родом из персидской династии, долго колебался, куда ему примкнуть: к Востоку или Западу, победоносному Константину Великому или к персидскому шаху, к христианству или персизму... Город давно, еще с XIV в., со времени Тамерлана, пришел в полное и окончательное запустение; раньше и в VII в. он был разрушен Мурваном-Кру. Вот и Армази гора, где стояли языческие боги, которым кланялся Мириан с народом и среди которых был и Армазд, т. е. несомненно, древне-парсийский Ормузд. Здесь же недалеко был и город Армази, где также стоял сильный римский гарнизон со времен императора Адриана, при котором грузинские цари уже вызывались в Рим и от Рима получали знаки инвеституры... Еще немного, и вправо от железной дороги виден Шиомгвимский монастырь, основанный на месте древнейшего пещерного города, отданного задолго до христианской эры под поселение колонии туранцев и затем разрушенный рассеявшимися полчищами Александра Македонского. Этими пещерами (по-грузински мгвиме) воспользовались потом христианские иноки, здесь с VI века, подвизавшиеся под руководством св. Шио, одного из XIII сирских отцов. И доселе еще сохранились некоторые пещеры с остатками церквей и иконостасов; они разбросаны по возвышенностям гор, выдолбленные под самыми вершинами, теперь уже недоступные по причине разрушения дорог, которые некогда были туда проложены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН И ИОАНН-ГЕОРГИЙ Прп. Иоанн (Майсурадзе). Икона. XX в. (частное собрание) Прп. Иоанн (Майсурадзе). Икона. XX в. (частное собрание) (Майсурадзе Василий) [груз. ] (1882, дер. Эредви Горийского у. Тифлисской губ.- 1957, мон-рь Бетаниа) (Мхеидзе Георгий Мефодиевич) [груз. -] (1887, дер. Земо-Крихи Рачинского у. Кутаисской губ.- 1962, монастырь Бетаниа), преподобные, исповедники (пам. 8 сент.), схиархимандриты, старцы мон-ря Бетаниа Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Сведения о них и др. насельниках Бетаниа собрал настоятель мон-ря (до 1997) архим. Лазарь (Абашидзе). Василий Майсурадзе родился в крестьянской семье, с 12 лет подвизался в восстанавливающемся под рук. иером. Спиридона (Кетиладзе) монастыре Бетаниа. По словам архим. Лазаря, мальчик много трудился на строительных работах, «так, что кровь сочилась из пальцев». В 1903-1920 гг. подвизался в келлии ап. Иоанна Богослова груз. Иверского монастыря на Афоне, где принял постриг с именем Иоанн. Вместе с др. груз. монахами вернулся на родину, поселился в мон-ре Армази близ Мцхеты. С установлением в Грузии советской власти (25 февр. 1921) насельники покинули Армази, остался только И. вместе с еще одним монахом. Вскоре в мон-рь пришли чекисты и вывели монахов из обители под предлогом вызова в город. По пути они открыли по инокам огонь и, полагая, что те мертвы, сбросили их с дороги. Однако оба остались живы. И. был ранен в грудь, его вылечили монахини мцхетского мон-ря Самтавро . Он поселился в мон-ре Бетаниа, расположенном в труднодоступном месте, в горах близ Тифлиса. Иером. Спиридона на посту настоятеля сменил иером. Илия, через неск. лет - И. Прп. Иоанн (Мхеидзе). Икона. XX в. (частное собрание) Прп. Иоанн (Мхеидзе). Икона. XX в. (частное собрание) Георгий Мхеидзе происходил из обедневшей дворянской семьи. Его отец, Мефодий Мхеидзе, состоял в народной полиции, участвовал в военных кампаниях Кавказской войны 1817-1864 гг.

http://pravenc.ru/text/471219.html

Апостола Иоанна Богослова, где прожил до 1920 г. Смута, возникшая на Святой Горе злоухищрениями извечного врага рода человеческого, вынудила большинство монахов-грузин покинуть Афон. Лишившись возможности в тиши иноческих келий молиться за свою многострадальную родину, они возвратились в Грузию, одержимую жестокой лихорадкой богоотступничества. Здесь их ожидали неописуемые скорби, какие-то изощренные, жесточайшие мытарства. Часть возвратившихся из Греции монахов поселилась в монастыре Армази, возле Мцхеты, был среди них и Василий Майсурадзе, теперь уже иеромонах Иоанн. Но обстоятельства были таковы, что в 1921 году в обители оставалось всего лишь двое иноков – отец Иоанн и другой брат. Однажды в монастырь пришли два вооруженных чекиста и объявили монахам, что их немедленно вызывают в город. Велели отцам идти вперед, сами шли немного позади. Отойдя недалеко от монастыря, коммунисты открыли по инокам огонь... Затем, думая, что они уже мертвы, сбросили их с дороги и удалились. Однако оба монаха по милости Божией остались в живых. Отцу Иоанну выстрел разорвал правую сторону груди, второму брату пуля попала в голову, но не убила его, только задела череп, так что он скоро пришел в себя и даже смог добраться до Мцхеты. Когда добрые люди узнали, что произошло, пошли искать отца Иоанна и нашли его также еще живым. В!ыходили отца Иоанна монахини – сестры монастыря Самтавро. Рана долго не заживала, гноилась. Поправившись, он уже не вернулся в Армази, но поселился в Бетании. Здесь в ту пору все еще жил о. Спиридон. В скором времени он сдал монастырь иеромонаху Илие, о котором мы ничего не знаем, а сам, неизвестно по какой причине, возвратился в Западную Грузию. Но отец Илия, видимо, недолго был игуменом обители и передал настоятельство отцу Иоанну. В 1924 году пришел в монастырь монах Георгий (Мхеидзе). Он родился в 1887 году в Нижней Рачи, в деревне Нижняя Крихи, в очень почтенной, но бедной и многодетной семье, принадлежавшей к княжескому роду. Отец его, Мефодий Мхеидзе, и мать – Дафне Джапаридзе, были уважаемыми людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Мужской монастырь Джвари стоит на горе Армази недалеко от старой грузинской столицы Мцхеты. А под горой, действительно, шумят, сливаясь зелеными струями, реки Арагва и Кура.   Путешествия в Грузию Кажется, на Успение в старый тбилисский кафедральный собор Сиони собралась вся столица: представители прессы и творческой интеллигенции, ученые, политики и монахини… Народ стоит плотной стеной даже вокруг храма — большинство с молитвословами, готовятся ко Причастию. Жаркая июльская ночь. Маленький монастырь возле Хони. Я не могу уснуть. Выхожу на веранду и вглядываюсь в небо. Ну как же так! Вот уже несколько дней мы путешествуем по грузинским весям , где нет Wi-Fi, iPhone и даже телевизору мужчины предпочитают неспешную беседу на завалинке. Там бабушка ведет ослика, нагруженного дровами, а тут крестьянин на лошади обрабатывает свое поле. Кому-то повезет поклониться святыням грузинской земли. Но это вовсе не говорит о том, что наша викторина подойдет только этим людям. Каждый из нас обязан знать как можно больше об истории православной веры во всем мире. Проверьте себя. Проверьте себя! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 января, 2010 10 сентября, 2012 29 апреля, 2014 9 марта, 2024 27 января, 2024 16 мая, 2023 16 мая, 2023 10 мая, 2023 8 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/o-gruzii-s-lyubovyu/

Несмотря на господство арабов, церковная жизнь в М. не прекращалась: в 70-х гг. VIII в. католикос Картли (Мцхетский) Климент воздвиг на вершине г. Зедазени большую базилику во имя св. Иоанна Предтечи. После освобождения Шида-Картли от непосредственного владения арабами (2-я пол. IX в.) в М. и ее окрестностях были построены церкви в Калоубани во имя вмч. Георгия (IX-X вв.) и Карсани (IX-X вв.), отреставрирована ц. во имя св. Нины на Мта-Картли (IX-X вв.). В 888 г. тао-кларджетский кн. Адарнасе Багратиони, внук св. Ашота I Великого (Багратиони), восстановил царскую власть и принял титул «царя картвелов» (т. е. Вост. Грузии). Для легитимации этого акта он ездил в М. и короновался в Самтавро, о чем говорится в однострочной надписи на триумфальной арке кафоликона ( Силогава. 2011. С. 20-30, 54-67). В этой связи интересно сообщение араб. историка X в. Масуди : столицей царства Джурзан (Вост. Грузия) он называет «Масджид дзил-Карнай», т. е. М. ( Minorsky. 1958. P. 160-161. Not. 3). Вслед за политическим объединением Грузии в М. был воздвигнут новый собор Светицховели (1010-1029) как символ единства нового гос-ва, также был основательно реконструирован и расширен кафедральный собор Самтавро (XI). К X-XI вв. относится строительство ц. во имя вмц. Варвары в зап. части М. Не позже XI в. была воздвигнута церковь в Кодмани (сохранилась лапидарная надпись этого времени), на руинах которой в XVI-XVII вв. была выстроена ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. В XII в. с посвящением Пресв. Богородице были основаны мон-ри Армази (у среднего течения Армазисхеви; сохранилась строительная надпись с упоминанием католикоса-патриарха всей Грузии Николая I ( Гулаберисдзе , 50-е гг. XII в.)) и Ахалкалакури (на правой стороне Куры, значительно переделан в кон. XIX в.). М. не теряла стратегического значения, т. к. через нее проходили дороги, связывавшие западные (Абхазия, Эгриси) и юго-западные (Тао-Кларджети) провинции Грузии с восточными (Кахети и Эрети). Через М. горцы Грузии - гудамакарцы - гнали стада на пастбища Сагурамо (Представление гудамакарских жителей гр.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Трехчастное строение занимало 100 кв. м. В центральном нефе прослеживается 4-угольный с закругленными сторонами алтарь высотой 0,8 м и шириной 0,6 м. Пол боковых нефов на 20 см выше, чем пол центрального нефа ( Николаишвили, Нариманашвили. 2006. С. 45). В Армазцихе-Багинети был раскопан 6-апсидный 4-угольный в плане языческий храм с культовым винным погребом. Он был выстроен из сырцового кирпича на основе тщательно обработанных каменных квадров и покрыт крашеной в красный цвет плоской желобчатой черепицей. В центре главного зала стояла орнаментированная каменная база - основа колонны, к-рая заканчивалась капителью, украшенной волютами. В углах апсид зафиксированы капители малых размеров ( Кипиани. 2006. С. 211-234; Николаишвили. 2011. С. 28-30). По археологическим данным, храм функционировал в первые века от Р. Х. и был разрушен в 1-й пол. IV в. Из источников известно, что деятельность св. Нины была направлена в первую очередь на те места, где находились главные религ. центры столицы и царства: гору Картли, где стояли изваяния высшей божественной триады языческого пантеона царства Армази, Гаци и Гаима (ныне на этом месте находится зальная церковь св. Нины), а также на место, находящееся в непосредственной близости от кафедральных соборов Самтавро и Светицховели, где до Крещения Грузии с большей долей вероятности функционировали дохрист. храмы ( Бибилури. 1999. С. 75-80). В частности, в интерьере храма Самтавро во время археологических раскопок, связанных с реставрационными работами, были обнаружены остатки круглого в плане храма типа ротонда, относящегося к позднерим. эпохе, радиус которого достигал 15 м, ширина дверного проема составляла 5 м. Отдельные архитектурные детали этого храма были использованы при строительстве христ. базилики IV в. ( Кипиани. 2009. С. 733-789). По сведениям груз. летописей, близ того места, где в 1-й пол. IV в. был построен Светицховели, стоял языческий храм. В сирийско-копт. хрониках уточнялось, что это храм солнца Аполлона ( Bibiluri. 2009).

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛХИСЕДЕК II (Багратиони), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1528-1529; 1540-1545; 1548-1552). Сын царя Картли Константина II (1478-1505), о чем сказано в сочинении груз. историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони : «Царь Константин имел от царицы Тамар сыновей: Давида, Георгия, Баграта, Александра и Мелхиседека, который позже стал католикосом» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 391). Даты его Патриаршества реконструированы с учетом нек-рых источников, а также сведений о датах предстоятельства др. католикосов-патриархов того периода: Василия VI , Малахии , Германа и Николая VI . К 1511 г. М. уже был пострижен в монашество: в источнике сообщается, что царь Картли Давид X (1505-1526) «имел братьев Георгия, Баграта, Александра и монаха Мелхиседека, и в то время католикосом был Доротеоз ( Дорофей II (1503-1505; 1511-1516).- Авт.)» ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 488). В 1526 г. Давид X, «человек миролюбивый и благочестивый», по настоянию брата, буд. царя Картли Георгия IX (1526-1527), «обдумал... изменчивость мира и несчастья свои, оставил царство и постригся в монахи» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 399). По сведениям Вахушти Багратиони, после смерти католикоса Дорофея II царь Картли Георгий IX посадил на Патриарший престол своего брата М. (Там же. С. 400). Когда к власти в Картли пришел царь Луарсаб I (1527-1556), «католикос Мелхиседек был изгнан и жил в монастыре Армази»; новым католикосом-патриархом стал Герман (ок. 1535-1546). По сведениям Вахушти Багратиони, приблизительно в 1535 г. «скончался католикос Мелхиседек и царь посадил католикосом Германа» (Там же. С. 402). Однако эти сведения считаются ошибочными, поскольку М. как католикос упоминается в письме (1545) папы Римского Павла III царю Луарсабу I ( Тамарашвили. 1995. С. 519). Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 326-442; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4). Лит.: Одишели Дж. К политической истории Вост. Грузии XIV-XVIII вв.: Несколько груз. ист. документов. Тб., 1964. С. 86-88 (на груз. яз.); Гучуа В. Грузия в 50-70-е гг., XVI в.//Очерки истории Грузии. Тб., 1973. Т. 4. С. 85-105 (на груз. яз.); Тамарашвили М. История Грузинской Церкви. Тб., 1995. С. 519 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562938.html

Среди наиболее интересных памятников архитектуры следует упомянуть несколько раннесредневековых церквей, построенных, вероятно, в VII-IX веках. Это монастырь Хвтисмшобели в селе Цхавати, где частично сохранились фрески, небольшие церкви в селах Цирколи, Мосабруни, Кабени, Инаури, церкви Св. Эстате в селах Земо-Ачабети и Армази (864 год), где также была уникальная фресковая роспись. О судьбе этих церквей пока ничего не известно в отличие от близкой им по времени строительства церкви Св. Георгия в Цхинвали, которая только что была полностью уничтожена. Эта же участь постигла и крепость Сабацминда (XV-XVIII века), а также два собора XIX века (Св. Николая и Успения Богоматери), находившихся в разрушенной столице Южной Осетии. Сам Цхинвали был основан, вероятно, в середине III века н. э. До недавнего времени там сохранялись древнее кладбище и ряд старинных построек гражданской архитектуры. Каково состояние церквей, построенных в Аланском государстве византийскими миссионерами в X-XI веках (в частности, в селах Белоти, Ванати, Ванели, Джава, Ередви, Земо-Снекви, Икорта, Кемерти, Приси, Тбети, Хеити), пока не ясно. Однако есть сведения, что Росохранкультура планирует организовать специальную группу, которой будет поручено выяснить точные размеры ущерба, нанесенного культурным памятникам Южной Осетии в ходе последней войны. Впрочем, уже сейчас к числу несомненных и больших потерь можно отнести Историко-краеведческий музей Цхинвали, где до сих пор хранилась большая часть предметов, обнаруженных еще в ходе археологических экспедиций советского времени. Музей был разрушен до основания в результате артобстрела. Абхазия Ситуация с учетом и охраной памятников истории и культуры в Абхазии гораздо более благоприятна. По данным управления по охране памятников при министерстве культуры Абхазии, здесь сохраняется около 2 тыс. объектов. Паспорта на них, которые были составлены еще в 1960-х, хранились до недавнего времени в Москве, а теперь возвращены в Сухуми. Как и в Южной Осетии, в Абхазии наиболее ранние из известных памятников относятся ко времени палеолита. Одна из самых известных стоянок, датируемая ашельским периодом, была обнаружена недалеко от Сухуми, у подножия горы Яштхуа. Это одна из самых древних и самых крупных (ее площадь около 70 га) палеолитических стоянок на территории бывшего СССР.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По воле Спасителя и благословению Божией Матери она пришла из Палестины в столицу Грузии Мцхетой, ставшей вторым Иерусалимом. День ее прихода – 6 августа – было новолетием и праздником божества зороастрийцев Ормузда – главным торжеством огнепоклонников. Святая Нина, вступив в единоборство с Ормуздом, победила его, как Георгий Победоносец дракона. Силой молитвы дракон был поражен, а идол Ормузда пал и разбился в прах. Этот день стал духовным новолетим в жизни грузинского народа. Мцхета встретила святую Нину праздничным шумом, торжественными процессиями и морем огней, зажженных в честь божества Ормузда. У маздеистов каждый первый день месяца был посвящен Ормузду, а с особой торжественностью справлялся этот праздник в первый день новолетия. На правом берегу Куры, напротив Мцхета, царь Парнаоз построил крепость и языческий храм, называемый Армази. По левую сторону напротив Мцхета, на вершине горы стояли идолы зороастрийских божеств, выкованные из металла и украшенные драгоценными камнями. Один из них держал обнаженный меч в вытянутой руке и стоял над Мцхета как завоеватель, осматривающий город с высоты цитадели. Святая Нина, опустившись на колени, стала молиться, чтобы Господь Своей силой ниспроверг идолов, как заколебались и рухнули идолы Мемфиса, когда Дева Мария с Младенцем вошла через городские ворота. Совершилось чудо. Поднялась буря. Горизонт заволокло облаками, будто небо нахмурило свои брови. Тучи, как черные льдины, поплыли над Мцхета. Свет солнца сменился сумерками, будто время возвратилось вспять и снова наступила ночь. Молнии разорвали облака. От ударов грома казалось, что заколебалась вся земля. Вихрь, подобный смерчу, сбросил Ормузда в ущелье, как в единоборстве витязь сшибает своего соперника с коня . Хлынул ливень, смешанный с градом, как будто осадные машины метали камни в крепость. Вода в Арагви покрылась пеной, словно закипела: волны вздымались ввысь, как будто желая достичь вершин гор. Казалось, что реки обрушатся на Мцхета и потопят ее в своей пучине. Люди в ужасе стали разбегаться по домам. Город опустел, как кладбище. Но гроза прошла также быстро, как и началась. Снова засияло солнце на небе, очищенном бурей и вымытом дождем. На вершине горы уже не было видно идолов, как будто святая Нина сорвала воинское знамя со стен Акрополя. В грозе и буре, в ослепительных вспышках молний открылась новая страница христианской летописи Грузии, величественная как природа Кавказа.

http://pravoslavie.ru/44338.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010