1977. С. 174, 297), «только силой и трудом» (строительная надпись еп. Арсения Манглисского на церкви в Абелиа, 1247-1259 гг.- Силогава. 2000. С. 248, 264) были выстроены церкви Метехи, Эртацминда (Шида-Картли), Худжаби, Абелиа, Кобайр (Квемо-Картли) и др. В 1-й пол. XIV в., во время царствования Георгия V Блистательного, была воздвигнута ц. Гергетис Самеба (Св. Троицы) у подножия горы Мкинварцвери (Казбек). В 1-й пол. XV в. царь Александр I отстроил разрушенные крепости, церкви и мон-ри, в т. ч. Светицховели и Руиси, очистил Лоре-Ташири от кочевников и восстановил там церковные и светские владения. В процессе формирования сатавадо монастыри, принадлежавшие некогда царю или католикосу, перешли к тавадам. В Кинцвиси была устроена усыпальница Панаскертели-Цицишвили, в Никози - Павленишвили, в Питарети - Орбелишвили, в Тири - Тавхелидзе-Мачабели. Крупные тавады строили новые усыпальницы: Арагвские эриставы - в Ананури (XVII в.), Ксанские эриставы - в Ларгвиси (отстроена заново в 50-60-х гг. XVIII в.) и Икорте (здесь были похоронены герои Бахтрионского восстания 1659 г. святые Шалва и Элизбар Эристави) и т. д. Представители царского дома (царица Мариам, царь Вахтанг VI) и тавады (Гиви Амилахвари) активно участвовали в восстановлении храмов. Раздел К. на сферы влияния Ирана и Турции; образование царства Картли-Кахети Противодействие тавадов и внешних врагов делало все попытки грузинских царей воссоединить страну тщетными. В XVI в. борьбу с иран. и тур. властителями вели цари К. Давид X, Луарсаб I, Симеон I. По оценке историка 1-й пол. XVIII в. Бери Эгнаташвили, если бы не сопротивление царя Луарсаба I, смерть к-рого от полученных в бою ран он считал мученической, «то омусульманилась бы вся Грузия, и если слышится имя ее, то благодаря мечу царя Луарсаба» (КЦ. 1959. Т. 2. С. 366). Сын и преемник Луарсаба I Симеон I, по словам митр. Тбилисского Иосифа (Саакадзе) (1620-1688), «опоясал Картли мечом» ( Иосиф Тбилели, митр. 1939. Строфа 281): в течение 50 лет он противостоял персам и туркам.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Около этого же времени появляется грузинская типография в Новгороде, основателем которой был грузинский епископ Иосиф Самебели, прибывший в Россию в 1732 году и вскоре после этого указом императрицы Анны Иоанновны назначенный наместником новгородского архиепископа Феофана Прокоповича и священно-архимандритом Юрьевского монастыря. В типографии этой отпечатаны были: цветная триодь (не позже 1739 года), часослов, триодь постная, параклитон и Евангелие – все, как значится на них, в царствование императрицы Анны Иоанновны. Была грузинская типография и в Кременчуге, где епископ Гаиоз (Бараташвили) печатал свою грамматику и некоторые другие книги. В 1756 году мы находим типографию во Владимире, где состоял на архиепископской кафедре Антоний I, бывший католикос Грузии, лично руководивший типографией. Отсюда вышли некоторые богослужебные книги и «Камень веры» – перевод Вахушти. В 1768 году появляется грузинская типография в Петербурге, открытая епископом Григорием Хартчашнели, в которой отпечатано Евангелие. После же присоединения Грузии к России в Петербурге типографию открыл первый экзарх Грузии, митрополит Мцхетский и Карталинский Варлаам, из фамилии князей Эрнстовых ксанских. Небезынтересно упомянуть и о том, что грузинские типографии в XVIII веке были и за пределами Грузии и России, так, например, в Валахии, где книгопечатанием занимался, по иностранным источникам, Анфим Ивериец, возведенный в 1705 году в сан Рымникского архиерея, а потом назначенный епископом Валахии. Собственно, в Грузии первая типография появляется в 1709 году, она известна под именем Вахтанговой, так как основана была в царствование и по инициативе Вахтанга VI. Типография эта появляется в Тифлисе главным образом благодаря помянутому «Анфиму Иверийцу», бывшему в Валахии епископом; он отлил грузинские буквы и прислал к царю станок вместе с типографщиками, во главе коих находился опытный мастер из Валахии, некто Михаил Стефанов. Последний то и устроил типографию в Тифлисе, в которой кроме библейских и церковно-богослужебных книг печатались и книги светского содержания. Печатанием заведовал монах Николай Орбелиани, корректуру же держал некто Михаил, сын придворного протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ожидаем суда специалистов. Грузинский перевод    Христианство, принесенное в Грузию апостолами Андреем и Симоном Кананитом, впоследствии распространялось через военнопленных и разбегавшихся от римских гонений христиан и число верующих в Грузии умножалось уже в первом и втором веках. В IV веке жила просветительница Грузии Нина, пронесшая христианство по многим городам и племенам грузинского царства. Живший в V веке Месроп исправил и утвердил церковно-грузинский алфавит и применил его к переписке Священных и богослужебных книг на грузинском языке. Грузинские юноши в V веке, получив первоначальное образование в местных школах, посылались для довершения своего духовного образования в Палестину, Константинополь, Антиохию, Афины, Кесарию и Александрию. — Все эти общие церковно-исторические сведения дают основание предполагать в V веке существование священных переводов. Грузинское предание и памятники относят к V веку переводческие труды грузинских монахов Стефана и Иоанна. В V веке жил царевич Мурван, в иночестве Петр, а в VI веке его ученик Иоанн переводил Священные книги с греческого и сирского языков. В V веке грузины учились в школе, основанной для грузин в Иерусалиме. В Иерусалиме же они переводили Священные книги, частью с греческого перевода LXX, частью и с арабского и с сирского Пешито. В VII веке переводом Священных книг занимались в Палестине Антоний и Савва, в VIII и IX вв. на Синае — Михаил и Евстафий; в X и XI на Афоне Евфимий и Георгий; в XI и XII вв. Ефрем Мцире и Саба Тухарели, и многие другие. Из житий св. Саввы Палестинского и Феодосия Великого — подвижников V века — видно, что в их обителях грузины отправляли богослужение и читали слово Божие на своем родном языке. В V веке для супруги царя Арчиля были переведены Евангелие и Апостол. От VI века сохранилось Евангелие Ксанское. В VI веке упоминается «богатоукрашенное» Евангелие на грузинском языке, как церковная монастырская книга. Очевидно, таким образом, в V и VI вв. были уже переводы Священных книг на грузинском языке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

царском дворе и ок. 950 г. вел переговоры с визант. имп. Константином VII о территориальных притязаниях Грузии. Известны имена матери (Мариам) и братьев (Баграт, Аршуша, Абухарб, Иване Варазваче) И.-Т. (Гомилетический сб.//Ath. Iver. georg. 9, 977 г. Л. 375; ГИМ. Греч. 62, 981 г. Л. 377; Adontz. 1938. P. 161; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 15). Торникий имел визант. титулы патрикия и затем магистра, был Ксанским эриставом (военачальником) и занимал значительное положение при дворе груз. царя Давида III Куропалата ( 1001). И.-Т. был родственником прп. Иоанна Святогорца по жен. линии: по одной версии, супруга прп. Иоанна была племянницей И.-Т., по другой - двоюродной сестрой. Остается невыясненным, был ли Торникий женат: в нек-рых колофонах он упоминается «вместе с сыновьями» (Гомилетический сб.//Ath. Iver. georg. 9, 977 г. Л. 374 об.; Агиографический сб.//Ath. Iver. georg. 3, 979-980 гг. Л. 141; Ошкская Библия//Ath. Iver. georg. 1, 979-980 гг. Т. 1. Л. 399; Т. 2. Л. 219 об., 258, 302 об., 427-428 об.), в то время как в других, где перечислены имена его родителей и родственников (Ath. Iver. georg. 9. Л. 375; ГИМ. Греч. 62. Л. 377), упоминание о супруге и детях отсутствует. Возможно, под сыновьями подразумеваются племянники или др. представители младшего поколения рода. Торникий стремился к монашеской жизни, но не решался оставить мир. Однако, узнав, что прп. Иоанн постригся (60-е гг. X в.) и подвизается на горе Олимп в Вифинии, И.-Т. принял в Грузии монашество с именем Иоанн и в нач. 70-х гг. X в. отправился на поиски прп. Иоанна сначала на Олимп, затем на Афон, в Великую Лавру , где получил «благословение монашеское от рук Иоване». Основатель и настоятель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский «ведал дела Торника и его знатность и мужество» и принял его «с великим почетом». Вскоре весть о 2 груз. подвижниках распространилась, и в Великую Лавру стали стекаться их соотечественники, желающие подвизаться под началом прп. Иоанна и И.-Т. Преподобные, дабы не утомлять заботой о грузинах прп.

http://pravenc.ru/text/578028.html

Hd 1638; ПГП. 1970. Т. 3. С. 792). Алавердская паства оказалась покинутой. В одном из документов Н. писал о том, что укрылся «в поместье Ксанского эристава» ( Бердзенишвили. 1973. Т. 6. С. 318). В «Памятниках грузинского права» этот источник датирован 1695-1746 гг.; однако, учитывая исторический контекст, его следует отнести к периоду после 1725 - до 1732 г. (времени кончины Н.). Вскоре кахетинские крестьяне восстали против лезгин; царь, дворяне и духовенство во главе с Н. вернулись в Кахети, началось восстановление царства и Церкви (Там же. С. 319). Константин был вынужден заключить с турками мир и выплачивать им дань. В 1731 г. сын тбилисского паши Исака, Юсуф-паша, пригласил Константина к себе. Подозревая пашу в коварстве, Константин вновь бежал в Пшави. Н. вел переговоры между царем Кахети и Юсуфом-пашой и уговорил Константина принять предложение паши. Вахушти Багратиони писал о том, что Н. в довольно категоричной форме вынудил царя сделать этот шаг, считая, что в противном случае Кахети грозит новое нашествие лезгин и турок. Константин был казнен сразу после приезда к паше. Представителей сопровождавшей его знати, в т. ч. и Н., взяли в плен, затем обезглавили, головы послали тур. султану ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 624-625). В поздних источниках Н. неоднократно упоминается как «Великий господин Николоз Алавердели»: напр., в жалованной грамоте его преемника, архиеп. Алавердского Николая, сына моурави Пааты (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 2626), в документе 1775 г. «Распоряжение об имуществе Тамаза Бакрадзе» (ПГП. 1972. Т. 4. С. 680-681) и др., что говорит о высокой оценке деятельности Н. его современниками и преемниками. Ист.: Жордания Ф. Исторические документы мон-рей и церквей Картли-Кахети. Поти, 1903 (на груз. яз.); Какабадзе С. Исторические документы. Тифлис, 1913. Т. 4 (на груз. яз.); Документы из соц. истории Грузии. Тб., 1940. Т. 1/Сост.: Н. Бердзенишвили (на груз. яз.); Климиашвили А. Материалы XV-XVIII вв. по истории садрошо Кахети и Картли//Несколько груз. ист.

http://pravenc.ru/text/2566022.html

По сведениям историка XVIII в. Вахушти Багратиони , И. в этот период управлял архимандрит. Историк 1-й пол. XVIII в. Сехниа Чхеидзе описывает неоднократные нападения лезгинских племен и турок на крепость И. Так, в июле 1732 г. здесь было развернуто сражение и победу над лезгинами одержали картлийцы; в дек. того же года разоривших Квемо-Картли лезгин разбил у И. везир тур. султана Осман-паша; в 1736 г. победу над кызылбашами одержал ксанский эристав; в кон. апр. 1737 г. крепость была взята турками, колокольня и крепостная стена полностью разрушены. Землетрясение XVIII в. разрушило церковь. В 1811 г. в связи с вхождением ГПЦ в состав Грузинского Экзархата РПЦ мн. обветшавшие церкви и мон-ри были закрыты, в т. ч. и И. Во 2-й пол. XIX в. с укреплением национально-просветительского движения в Грузии интерес к И. вырос. В 1891 г. было создано Об-во по спасению и восстановлению И., куда вошли представители груз. дворянства и духовенства, в 1891-1892 гг. были собраны средства на реставрацию. В мае 1895 г. груз. экзарх архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский) и инспектор при Обществе восстановления православного христианства на Кавказе Георгий Садзаглишвили (впосл. Католикос-Патриарх всей Грузии Кирион III ), путешествуя по Картли, ознакомились с церквами этого региона и особое внимание уделили И. В 1916 г. в церкви провели значительные ремонтные работы, к-рыми руководил архит. Леопольд Бильфельд, автор проектов многих жилых домов, лютеран. кирхи и правосл. церкви Квашвети в Тифлисе. В 1917 г. храм был закрыт. В 1961-1962 гг. Главным управлением охраны памятников Грузии в церкви И. были проведены укрепительные работы. Землетрясение 29 апр. 1991 г. вновь сильно разрушило церковь. Последние основательные реставрационные работы были проведены в 1999-2003 гг. комитетом ICOMOS (Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест) в Грузии под рук. архит. М. Бочоидзе. В авг. 2008 г. И. находился в зоне военных действий и был поврежден. Церковь во имя арх. Михаила

http://pravenc.ru/text/389071.html

Святые мученики Исаак и Иосиф, родные братья, родились в городе Феодосиополе, или Карну (Эрзерум). Отец их был знатный мусульманин, а мать — христианка, добрая и благочестивая женщина, тайно воспитавшая этих двух сыновей и еще одного, старшего, неизвестного по имени, в христианской вере. Достигнув зрелого возраста, эти три брата, из которые один Иосиф был женат, пожелали удалиться от своего родителя–магометанина, чтобы беспрепятственно исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Они обратились с письмом к императору Никифору I (802–811), прося его произволения переселиться в Константинополь и поступить на службу при его дворе. Получив благоприятный ответ христианского государя, братья стали собираться в дорогу. Старший в скором времени отправился в Константинополь, а Иосиф и Исаак были задержаны по приказу эмира г. Феодосиополя. На вопрос о причине их переселения в Константинополь братья ответили ко всеобщему изумлению присутствовавших, в том числе их отца, что они христиане с самого рождения и потому бегут от нечестивых, желая свободно исповедовать свою веру. Никакие уговоры и угрозы не поколебали мужественных исповедников. Созвав совет вельмож, эмир вынес братьям смертным приговор. На месте казни, приклонив колени, святые Исаак и Иосиф вознесли молитву ко Господу, после чего палач отсек их честные главы. Это совершилось в 808 году. На непогребенные тела святых мучеников ночью спустился необыкновенный столп света и стал над ними. Пораженные этим знамением, магометане просили на следующие день христиан города предать святые тела мучеников погребению. На месте погребения святых впоследствии был построен храм и освящен во имя Пресвятой Троицы. Сентябрь 18 Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские, мученики Мученики Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские — грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое были выданы ему с согласия грузинского царя Вахтанга V (1658–1675), принявшего ислам и известного под именем Шах–Наваза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Преемник Шах-Аббаса I, взявший его имя, не походил на своего воинственного дядю. Шах-Аббас II окружил себя поэтами и философами. Он казался суфием 212 на древнем троне персидских царей. Но в отношении Грузии он продолжал политику Шах-Аббаса I, целью которого было истребление христианства на Кавказе и уничтожение грузин как народа. Если Шах-Аббас I хотел сжечь и испепелить Грузию дотла в пламени войн, то его преемник решил задушить страну руками татар-кочевников и превратить Кахетию в пастбище для скота. Этот план был более коварен, и не менее губителен, чем недавние кровавые нашествия персов. Наследником старого тигра стал молодой лис. Улусы 213 татар, сопровождаемые отрядами персов, потянулись в Кахетию. 80 тысяч кочевников, как саранча, опустошали когда-то цветущую страну. Татары вырубали сада, выкорчевывали виноградники, сжигали посевы. Отары овец и табуны коней, переходя с пастбища на пастбище, вытаптывали поля. Татары шайками рыскали по стране в поясках добычи. Они как вода просачивались повсюду, убивали, грабили и уводили в плен. Села стояли опустевшие как после чумы; безмолвные города казались призраками. Люди уходили в горы или переселялись в другие области Грузии. Кахетия казалась обреченней. В храмах прекратилась служба; живые оставались без причастия, мертвые – без погребения. Татары разорили и осквернили главную святыню Кахетии – Алавердский Собор. Храмовая утварь, которую священники не успели спрятать и замуровать в стенах собора, попала в руки татар, как священные сосуды Иерусалимского храма – в руки вавилонян 214 . Церковные облачения они дарили своим женам на платья, покрывалами и завесами алтарей обвивали кибитки, из парчи делали попоны для коней. Татары сожгли иконостас церкви, а икону святого Георгия – храмовую святыню – разрубили саблями и бросили в костер. Видя это, народ говорил: «Сам Георгий Победоносец отомстит за поругание. Теперь враги вырыли могилу для себя своими зубами». Кахетия была похожа на корабль во время морской бури. Волны кидали его на подводные скалы, вздымали его вверх и бросали в провалы волн и водовороты. Он захлебывался как раненный пловец, поднимался снова и вновь погружался в морскую пучину. Казалось, что помощи ждать неоткуда, но в то время, когда рушится и исчезает надежда на человеческую помощь, Бог являет свое дивное могущество. Когда Кахетия оказалась обреченной и гибнущей, три ксанских князя из Самачабло, владетели Аргвети – Бидзина, Шалва и Элизбар 215 возглавили борьбу с татарами и персами. Кахетинцы и горцы, как будто воспрянув от сна, стали на защиту своих святынь, очагов и могил предков. Война была стремительной и молниеносной. Решительное сражение произошло у Ахметы 216 . Во время битвы с кочевниками грузины видели знамение – белые облака как клинки вонзились в черные тучи и оттеснили их на восток в сторону Каспия. На небе, над грузинским войском появился всадник в одеянии, сверкающем как молния: «Это святой Георгий идет к нам на помощь» – восклицали грузины.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

212 Суфий (от араб, суфи, буквально – носящий шерстяные одежды) – последователь суфизма, мистического течения в исламе, возникшего в VIII -IX вв. на территории современного Ирака и Сирии. Для суфизма характерны сочетание метафизики с аскетической практикой, стремление к интуитивному познанию, «озарениям», экстазу, достигаемому путем особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул, «умерщвление плоти». 214 Во время осады города Вавилона Навуходоносор «вывез оттуда все сокровища дома Господня... и изломал... все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем» ( 4Цар.24:13 ). Валтасар, сын Навуходоносора и последний царь Вавилонский из Халдейской династии, устроил пиршество и кощунственно пил вино со своими гостями из золотых и серебряных сосудов, похищенных Навуходоносором из храма Иерусалимского ( Дан.5 гл.). За это святотатство царству Валтасара пришел конец. Персы беспрепятственно вошли в оставленный без всякого надзора, при всеобщем опьянении, город и без сопротивления завладели им. «В ту же самую ночь, – говорит пророк Даниил, – Валтасар, царь Халдейский, был убит» ( Дан.5:30 ). 215 Великомученик Бидзина, мученики Шалва и Элизбар Ксанские – грузинские князья, освободившие от персов Кахети. Замучены в 1660 г. 18 сентября (1 октября). 216 Ахмета – кахетинское село в верховье реки Алазани, расположенное в том самом месте, где эта река вырывается из теснины Панкисского ущелья. 218 Хафиз (Хафиз Ширази) Шамседдин (ок. 1324–1390), – персидский поэт, выходец из городских слоев общества; в образах земной любви пытался выразить экстатическую любовь к божеству, 219 В арабской и персидской изящной словесности основными поэтическими формами являются ода (касыда), лирический стих (газель), четверостишие (рубай, или рубайат) и эпическая поэма (маснави; перс, месневи). 220 Шариат (араб, шариа, букв. – надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом и обязательных для всех мусульман. 221 Исфаган (Испагань) – город в Персии, в провинции Ирак-Аджеми, на реке Сажен-де-Руд, 1698 м над уровнем моря. В XVI-XVIH вв. был резиденцией шахов с замечательными постройками и населением более полумиллиона жителей; с XVIII в. большая часть в развалинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В 1299 г. грузинский царь Вахтанг III сумел добиться временного освобождения К. м. (КЦ. 1959. T. 2. C. 316), затем обитель вновь оказалась у мусульман: по мнению одних исследователей, в 1305 г. (Цагарели, Д. А. Кипшидзе, Метревели, Д. Ланг, Ингороква, Б. Силагадзе, И. Сихарулидзе, Бутрус Абу Маннех) ( Цагарели. 1888. C. 95); другие относят это событие к 20-м гг. XIV в. (И. А. Джавахишвили, Н. А. Бердзенишвили, А. Ментешашвили, Н. Канделаки, Мамиствалишвили). По сведениям араб. летописца аль-Макризи, 24 июля 1305 г. послы груз. царя Вахтанга III и визант. имп. Андроника II Палеолога приезжали в Египет к султану Мухаммаду I с просьбой освободить К. м. и вернуть его грузинам ( Maqrizi Amad ibn Ali. 1934. С. 17). В поминальной книге К. м. 2-м воссоздателем мон-ря, возвратившим святыню христианам, назван груз. царь Давид VIII (1293-1311) ( Метревели. 1962. C. 43-44, 106, 148 ; Сведения араб. историков XIV-XV вв. 1988. C. 34). В 1310 г. Каир посетило новое посольство Грузии и Византии (как считают нек-рые ученые, речь идет об одном и том же посольстве, однако дата 1305 г. представляется более обоснованной) (Там же. 1988. C. 37, 39; Джапаридзе. 2005. C. 166). Спас Еммануил в медальоне с архангелами. Роспись кафоликона. XVII в. Спас Еммануил в медальоне с архангелами. Роспись кафоликона. XVII в. В нач. XIV в. груз. царь Георгий (И. Давид называет его Георгий VI Мцире (1311-1313); по мнению Джавахишвили, Метревели, Т. Папуашвили, это - Георгий V (Блистательный (1314-1346)) сумел улучшить положение грузин на Св. земле. Егип. султан вернул груз. послу Пипе Эристави (Квенипневельскому) «ключи Иерусалима», т. е. право въезжать в Иерусалим во всеоружии, верхом на коне и с гос. флагом, служить в храме Гроба Господня и владеть его частью или целиком и т. п.; эти сведения содержатся в хронике анонимного автора XIV в. (груз.- Жамтаагмцерели) в своде груз. летописей «Картлис Цховреба» (КЦ. 1959. Т. 2. С. 444-445) и в «Памятнике эриставов», написанном при жизни Ксанского эристава эриставов Виршела III (1348-1400) книжником и художником из Ларгвиси Авгарозом Бандаисдзе (Памятник эриставов. 1954. С. 321, 350) ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 8; Метревели. 1962. С. 45, 46, 58; Джавахишвили. История народа. 1966. Т. 3. С. 176-177). По мнению некоторых ученых, в этих источниках также могло найти отражение посольство Вахтанга III в 1305 г. В любом случае в нач. XIV в. К. м. был возвращен прежним владельцам по настоянию визант. и груз. посольств. Подобная передача мусульманского культового объекта (на территории завии уже была выстроена мечеть) христианам была крайне редким юридическим прецедентом. Впрочем, настоятели К. м. многие века выплачивали компенсацию за владение зданием мечети ( Pahlitzch. 2003. P. 41-51; M ü ller, Pahlitzch. 2004. P. 258-281).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010