Коробовые арки перспективного портала над полукружием проёма обильно украшены встречными и одинарными жгутами, выпуклыми косыми крестиками и мелкими астроидами, а также включают в себя дыньки из усечённых конусов с ложчатой поверхностью (подобные дыньки есть и в оконных наличниках). На подстава 17 века навешены пост-ампирные кованые створки 2-й трети 19 в. – сквозные в верхних двух третях и сплошные в нижней трети. Радиальные лучи завершающего полукружия соединены С-образными скобками со спиралями на концах, характерными уже для периода эклектики. На прямоугольных участках каждое пересечение в косой сетке из квадратов закрыто плоским георгиевским крестом. В портал и нижнее западное окно северного фасада упирается профилированная рамка закладной каменной плиты с текстом 1680 года. Две ниши для подобных плит – размером с киот между верхними кокошниками – сохранились на южном фасаде четверика в основании окон обоих уровней. Барабаны всех пяти маковичных глав храма глухие, с аркатурно-колончатым поясом под боковыми главами и сплетением изогнутых контурных ромбов под центральной главой. Её крест в оригинальных формах 2-й пол. 17 в. увенчан объёмной ажурной короной. К вертикали этого креста, ниже главной поперечины, симметрично примыкают силуэтные фигурки ангелов в пустотелых нимбах вокруг головы и с тонкими линейными крыльями. Трёхлопастные концы центрального креста и процветший полумесяц в его основании заполнены своеобразной коруной, а на крестах боковых глав имеют вид ажурного листа с прожилками. Западающие углы крестов заняты волнистыми и прямолинейными остроконечными лучами. Храм перекрыт лотковым сводом, с лотками от западной и южной сторон. В трапезной пересекаются пять коробовых сводов. Они опираются на пару квадратных столбов, которые сдвинуты к западной стене и освобождают место для придельных алтарей. Для них в восточную стену заглублены ниши. Арочные амбразуры окон храма и трапезной начинаются от пола. Верхние окна храма, расположенные над простенками, имеют пологий отлив. В интерьере, среди церковного убранства, изготовленного в конце 20 в., обращает на себя внимание раскрашенная деревянная статуя Николы Можайского с моделью одноглавого храма и мечом в руках – в традициях допетровской народной резьбы. В нижнем ярусе колокольни, под парусным сводом, – портал трапезной, обрубленный сверху и обуженный частичной закладкой под новейшие деревянные двери. В северной стене того же объёма – проход в каморку с проёмной печью для обогрева трапезной. По словам местных жителей, дрова для печи загружали через окошко в западной стене, несколько искажённое при восстановительных работах на рубеже 20–21 вв. В нише восточной стены уцелело закопчёное квадратное отверстие дымохода. Свод над каморкой истопника коробовый.

http://sobory.ru/article/?object=07110

Расположена в северной части села – древней вотчины князей Ногтевых (известно с 1534 г.), а затем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Стоит на крутом берегу р. Ухтохма, среди деревьев. Построена из кирпича в 1803 г. на средства прихожан вместо двух деревянных церквей; в 1863–67 гг. возведены колокольня и два симметричных придела по сторонам трапезной (северный ныне утр.). Интересный пример архаичного по композиции сельского храма, сочетающего формы архитектуры 17 в. и барокко. В основе композиции – двусветный четверик, покрытый четырехскатной кровлей и увенчанный стройным пятиглавием: изящные луковичные главки с перетяжками на высоких барабанчиках (центральная глава световая). К четверику примыкают пониженные объемы полукруглой апсиды в ширину храма и трапезной. Последняя сильно расширена к югу приделом с трехгранным алтарем (объемы завершены общей двускатной кровлей). Западная часть придела со скругленным юго-западным углом частично охватывает нижний четверик колокольни. Ее квадратные в плане ярусы (три с полуярусом) увенчаны восьмигранным шатром со слухами. По краям фасадов четверика и трапезной поставлены сдвоенные рустованные лопатки. Стены четверика венчает трехчастный антаблемент, крепованный над лопатками, в котором выделяются городчатый архитрав и карниз с сухариками. Боковые фасады четверика имеют по три оси проемов, в центре нижнего света – уступчатый портал с обрамляющим валиком, по его сторонам и во втором свете – окна с наличниками из колонок, подоконных тяг и килевидных фронтонов-кокошников. Аналогичные окна – в апсиде и трапезной. Боковые барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясами, центральный – рустованными лопатками, его окна обрамлены барочными наличниками. Края фасадов первого яруса и колокольни обработаны филенками; в центре сторон помещены круглые окна в рамах; второй и третий (ярусы звона) украшены плоскими рамками, причем на углах второго яруса поставлены трехгранные колонны, а углы третьего скруглены. В основании шатра на углах сохранились остатки круглых тумб-главок.

http://sobory.ru/article/?object=20873

Спасо-Преображенский собор отняли у верующих и разграбили после Октябрьской революции. Особенно пострадал изысканный иконостас. Только в 1980-е годы памятником всерьёз занялись специалисты. Реставраторам, приглашённым из Новгорода, пришлось восстанавливать декор иконостаса буквально из обломков. К 1150-летнему юбилею Белозёрска его облик разительно переменился к лучшему. Реставрация храмов и гражданской застройки сообщила старинному городку даже некоторый туристический лоск. Не обошла стороной предпраздничная подготовка и Спасо-Преображенский собор. В 2011-2012 годах над ним хорошо потрудились вологодские реставраторы. Не осталось без внимания и его резное убранство: были проведены консервационные работы на алтарной сени, вот уже тридцать лет " выживавшей " без реставрации. Сейчас, в сущности, будущее Преображенского собора как памятника архитектуры видится в оптимистическом свете. Конечно, высокий уровень грунтовых вод, вообще характерный для Белоозёрска, никогда не даст спать спокойно реставраторам и музейным работникам. Но непосредственной угрозы существованию памятника теперь нет. Спасо-Преображенский собор относится к Белозёрскому областному краеведческому музею и открыт для осмотра с мая по октябрь. Как уже говорилось, объёмно-планировочное решение собора восходит к белозёрскому Успенскому храму XVI века, а тот, свою очередь, ориентируется на новгородскую традицию (хотя в порядной записи поименованы ростовские мастера). В итоге мы получаем архаичный соборный храм с добропорядочной родословной. Архаична не только структура собора, но и его изначальный декор (весьма скупой) - плоские, сухого рисунка лопатки, задающие трёхчастное деление стен, и перспективные порталы южного и северного фасадов. Если представить себе на месте современных больших окон щелевидные окошки и мысленно убрать западный притвор, то собор вполне впишется в архитектурную парадигму XVI века. Но оформление барабанов вполне характерно для XVII века. Здесь и небольшие, " робкие " кокошники у оснований, и аркатурно-колончатый поясок, столь полюбившийся зодчим " узорчатой " эпохи, и характерный для Белозерья орнамент " пила " , опоясывающий в верхней трети центральный барабан.

http://sobory.ru/article/?object=00364

Собор является ярким образцом «русско-романского» стиля. Квадратный в плане 4-столпный храм с тремя полуциркульными в плане апсидами венчают центральный монументальный шатер, завершенный луковичной главой, и 12 малых луковичных главок, создающих живописный силуэт. Как и лицевая кладка из красного кирпича, композиция завершений храма восходит к московско-ярославскому узорочью XVII в. Кирпичный фасадный декор имеет достаточно сдержанный характер со значительным преобладанием арочных элементов. Полуциркульные окна, расположенные в 3 яруса, вписаны в аркатурно-колончатые пояса. Зодчему удалось добиться хорошего освещения храма также за счет окон светового барабана. Угловые части здания оформлены рустом и выложенными в кирпиче крестами, фасады – поясами арочек и кронштейнов, шатер – поясом полуциркульных кокошников. Расстановка на своеобразных барабанах-постаментах малых боковых главок соответствует завершениям Иоанно-Златоустовского храма Никольского монастыря в Старой Ладоге, композиция имеет общие черты с Никольской церковью Валаамского монастыря – другими проектами А.М. Горностаева. Спускающаяся со скалы лестница вела к невысокой двухъярусной двухпролетной звоннице псковского типа. Архитектура собора не имеет никакого отношения ни к русскому деревянному зодчеству, ни к церквям с. Коломенского. Конфликтная ситуация на постройке собора в Гельсингфорсе (связанная со сменой генерал-губернатора), как полагали современники, ускорила кончину Горностаева, долгое время страдавшего «водяной болезнью». Кончина зодчего последовала 18 декабря 1862 г. После его смерти здание достроил архит. И. А. Варнек. В частности, звонница была заменена шатровой колокольней, выполненной в стилистике церкви, с декором в виде арок и поясом килевидных кокошников в основании шатра. Новый проект иконостаса в тоновских формах был утвержден генерал-губернатором Н.В. Адлербергом 27 февраля 1868 г. Двухъярусный ступенчатый иконостас завершен поясами килевидных кокошников, иконы в академическом стиле вписаны в аркатурно-колончатые пояса.

http://sobory.ru/article/?object=07932

Вышний Волочёк. Казанский монастырь. Церковь Андрониковой иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1897-1901 гг. по проекту московского архитектора Н.П. Маркова был сооружён тёплый собор Андрониковой иконы Божией Матери. Храм примкнул к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса с воротами и звонницей. Собор Андрониковой Божьей Матери в духе " тоновской " архитектуры - типичный образец пятиглавого крестовокупольного храма с центральной световой главой. Кирпичное на высоком гранитном цоколе здание побелено с покраской деталей охрой. Шестистолпный храм завершен барабанами-восьмериками, несущими массивные золоченые маковицы. С востока примыкает низкая апсида, с запада - объем с гранитными лестницами на хоры. Боковые фасады с центральными ризалитами завершены крупными ложными закомарами. В нижней части ризалиты обработаны разнообразными филенками с крестами, а в верхней - аркатурно-колончатыми поясами, в которых окна чередуются с нишами. Опирающийся на четыре столба и подпружные арки центральный барабан имеет внутри круглое сечение. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками. Глухие барабаны стоят на крестовых сводах угловых компартиментов. Под притвором расположена усыпальница. На стенах и сводах сохранились фрагменты сюжетных и орнаментальных композиций. Хоры ограждены ажурными чугунными балясинами.  По материалам книги: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2./Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002. Информация с сайта Церковь Андрониковой иконы Божией Матери находится на территории Казанского монастыря по улице Сиверсова города Вышний Волочек Вышневолоцкого района Тверской области. Кирпичный теплый церковь Андрониковой иконы Божией Матери возведена по проекту известного архитектора Москвы Н.П. Маркова в стиле эклектики и псевдорусском стиле в 1897-1901 годах. Пятиглавый крестово-купольный храм в духе " тоновской " архитектуры с центральной световой главкой сооружен на высоком гранитном цоколе и примыкает к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса. Массивные золоченные маковки шестистолопного храма возвышаются над восьмигранными барабанами. С восточной стороны к храму примыкает апсида, а с западной - объем с гранитными лестницами на хоры, огражденные ажурными чугунными балясинами. Крупные ложные закомары завершают боковые фасады. Архитектурное сооружение украшено филенками, аркатурно-колончатыми поясами, где окна чередуются с нишами. В настоящее время церковь является историко-культурным наследием Тверской области.

http://sobory.ru/article/?object=05478

Совершено освящение храма Покрова на Нерли — всемирно известного памятника древнерусской архитектуры 12 октября 2015 г. 10:14 4 октября 2015 года митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий совершил освящение всемирно известного памятника древнерусской архитектуры — храма Покрова на Нерли и расположенного рядом возрожденного храма святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — вновь открывшегося архиерейского подворья Богородице-Рождественского монастыря города Владимира. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Вятский и Слободской Марк и митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх . За богослужением молились игумении владимирских монастырей, учащиеся Владимирской Феофановской духовной семинарии, Владимирского епархиального женского духовного училища, участники православных молодежных объединений города Владимира, многочисленные паломники. По окончании богослужения состоялся крестный ход вокруг храмов. Затем митрополит Евлогий обратился к верующим с архипастырским словом. Богослужения в храме Покрова на Нерли будут совершаться только в летний период, зимой — в Трехсвятительском храме. Настоятелем подворья Богородице-Рождественского монастыря назначен игумен Гавриил (Крускоп). Храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году в низине, на заливном лугу, предположительно в месте впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили свое положение), на рукотворном холме. Храм белокаменный, крестово-купольного типа, четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. В 1992 году церковь, являющаяся одним из наиболее известных памятников древнерусской архитектуры, была включена Список всемирного наследия ЮНЕСКО. По материалам сайта Владимирской епархии Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4242148.ht...

Первоначальная высокая трехъярусная колокольня Воскресенского собора имела шатровое завершение. На низкий четверик основания колокольни был водружен вертикально вытянутый двухъярусный восьмигранный столп, ярус «звона» которого был прорезан арочными проемами с архивольтами. Композицию колокольни увенчивал стройный кирпичный шатер с поясом слуховых окон. Ведущую роль в оформлении фасадов холодного храма Воскресенского собора играли колончатые оконные наличники с различными по форме очельями: на окнах алтарной апсиды и четверика – трехлопастные, во втором ярусе окон четверика с треугольным фронтоном, в окнах широкого восьмерика - в виде двух встречных завитков-волют с двускатной бровкой. Апсида холодного храма увенчивалась профилированным карнизом из полочек на массивных кубических кронштейнах, получивших огрубленную трактовку из-за отсутствия углублений для керамических вставок. Фасады храмового четверика и восьмерика собора также увенчивались профилированным карнизом из полочек, под которым был протянут пояс мелких частых кронштейнов. Углы четверика и стены алтарной апсиды были обработаны своеобразными округлыми пилястрами с «капителями», составленными из четырех кронштейнов. Ребра храмового восьмерика были обработаны массивными полукруглыми пилястрами с «капителями» из профилированных поясов и мелких зубцов между ними. Архитектурное оформление северного и южного придельных храмов, было одинаковым и включало колончатые без завершений наличники вокруг заглубленных профилем в стену оконных проемов. Между венчающими профилированными карнизами, составленными из полочек, и рамами оконных наличников приделов был протянут декоративный пояс в виде профилированной тяги на мелких частых кронштейнах. Массивный, вертикально вытянутый нижний ярус поздней колокольни, в котором находились лестничные марши для подъема в придельный храм Великомученика Никиты, был возведен в один уровень карнизов с двухэтажным переходом и восьмигранным объемом придельного храма. Углы этого яруса колокольни были обработаны спаренными плоскими пилястрами, игравшими важную роль в тектонике и пластическом уборе ее форм. На западном и боковых фасадах нижнего яруса колокольни находилось по одному «итальянскому» окну, обрамленному профилированной штукатурной рамой с полукруглым верхом.

http://sobory.ru/article/?object=23533

По материалам: " Памятники архитектуры Костромской области " ,2 выпуск,стр.225-229; С.В.Демидов,Е.В.Кудряшов " Нерехта " ,стр.96-103; Д.Ф.Белоруков " Деревни,сёла и города Костромского края " ,стр.171. Выдающийся памятник костромского зодчества позднепетровского времени, целиком выдержанный в традициях архитектуры 17 в.; росписи в интерьере принадлежат к лучшим по сохранности и ценнейшим по художественным качествам образцам монументальной живописи на территории области. Кирпичные стены церкви, за исключением трапезной и нижнего яруса колокольни, обшиты листовым железом в 1881 г. Тогда же, вероятно, были растесаны окна трапезной, получившие новые наличники. Объемную композицию составляют пятиглавый четверик храма с трехчастной равной ему по ширине апсидой, трапезная с выступающим северным приделом и шатровая колокольня. Цилиндрические барабаны храма (центральный световой, угловые глухие) завершены луковичными чешуйчатыми главками. Полукруглая в плане апсида придела закрывает почти на половину ширины северный фасад храма. Над кровлей трапезной с юга и севера возвышаются две глухие главы приделов. Нижний квадратный ярус колокольни несет восьмигранный столп с шатром, увенчанным луковичной главкой на глухом цилиндрическом барабане. Двусветные фасады четверика, закрепленные на углах лопатками, прорезаны окнами с коробовыми перемычками. Проемы обрамлены колончатыми наличниками и завершены двухлопастными очельями с килями. В средней части южного и северного фасадов, но не на одной оси, расположены арочные входы с перспективными порталами. Северный проем заложен, перед южным выступает крыльцо с двумя массивными столбами, на которые опираются арки. Высокая ярусная кровля крыльца достигает окон второго света. На западном фасаде четверика над скатами кровли трапезной помещены восьмигранные окна без наличников. Профилированный венчающий карниз с кронштейнами отделяет основную плоскость стены от аттика, который обработан полукруглыми кокошниками. На углах кокошники ломаются пополам под углом в 90 градусов. Окна апсиды аналогичны храму. В трапезной прямоугольные окна обрамлены профилированными наличниками. От первоначального декора здесь частично сохранился венчающий карниз с фризом пилы. На западном фасаде трапезной, севернее колокольни, расположен вход на внутристенную лестницу, ведущую на колокольню. Нижний ярус колокольни разделен карнизом с пилой на две части. Широкие арочные входные проемы устроены на южном и северном фасадах. Отсутствие привычного входа с запада обусловлено расположением колокольни у самого склона берегового холма. Окна первого яруса, обрамленные колончатыми наличниками, завершены крутыми трапециевидными сандриками. Над углами нижнего объема колокольни поставлены килевидные кокошники. Столп колокольни разделен карнизами на три неравные части; верхнюю прорезают арочные проемы звона с килевидными архивольтами. Шатер расчленен тремя рядами слухов со щипцами.

http://sobory.ru/article/?object=03096

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАТИЛО ФЛОР серебряных дел мастер; вероятно, Флор - его крестильное имя. Работал в Новгороде, в 1-й пол. XII в. изготовил чеканный серебряный золоченый кратир (чеканный сосуд), являющийся уникальным образцом рус. торевтики (НГОМЗ). Кратир (высота 21 см) в виде глубокой чаши имеет в плане квадрифолий, 2 фигурные S-oбpaзhыe ручки, украшенные восьмилепестковыми цветочными розетками. Предназначался для причастия, о чем свидетельствует литургическая надпись, вырезанная по его венцу: «          …». На дне с нижней стороны сосуда расположена гравированная подпись мастера: «                ». Кратир традиционно связывают с именами новгородского посадника Петрилы Микулича и его жены Варвары, вложившими его в новгородский Софийский собор, о чем сообщается в черневой надписи, сделанной на поддоне: «              ». На стенках кратира чеканные рельефные фигуры в рост Иисуса Христа, Божией Матери и тезоименитых вкладчикам сосуда ап. Петра и вмц. Варвары. Рельефы фигур, изысканный растительный орнамент, резные колончатые надписи отличает виртуозная отделка. Известны визант. евхаристические чаши подобного типа (напр., X-XI вв., Музей собора Сан-Марко. Венеция), а также аналогичный сосуд работы рус. мастера Косты (НГОМЗ). Лит.: Покровский Н. В. Древняя ризница новгородского Софийского собора//Тр. XV Археол. съезда в Новгороде. М., 1914. Т. 1. С. 42-60; Рыбаков Б. А. Ремесло Др. Руси. М., 1948. С. 294-298; Бочаров Г. Н. Художественный металл Др. Руси. М., 1984. С. 244-252; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож. металл XI-XV вв./Под ред. И. А. Стерлиговой. М., 1996. С. 115-116; Медынцева А. А. Грамотность в Др. Руси: По памятникам эпиграфики X - 1-й пол. XIII в. М., 2000. С. 155-166. В. В. Игошев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153341.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010