Своеобразно решен интерьер. Высокий двухсветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом с выходом в световой барабан, представляет собою светлое и свободное помещение. Три арочных проема ведут в просторную апсиду в виде конхи с глубокими оконными распалубками. Рядом, к югу от Спасской церкви, стоит маленькая теплая церковь Николы. Она очень нарядна. Хотя точной даты ее постройки нет, создана она, несомненно, в традициях архитектурного узорочья второй половины XVII века. Верх четверика венчает широкий пояс из кокошников, ниже проходит фриз из горизонтальных тяг и поребрика. На северном фасаде сохранился прекрасный резной наличник окна с необычным килевидным завершением и обрамлением в виде изысканного ожерелья из бусин. Создается впечатление, что над храмом работал зодчий с очень развитым чувством пластики. Привлекательна и невысокая башнеобразная колокольня, завершавшаяся некогда четырехгранным шатром. В убранстве ее верхнего яруса использованы муравленые изразцы. Утопленные в ниши-ширинки, они создают богатую игру света и цвета. Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова " Владимир. Путеводитель-справочник " , 1984 г. 1116 г. – построение церкви Владимиром Мономахом (мнение Карамзина, основанное на летописи времени великого князя Василия Тёмного). По другим источникам: 1162 г. – у Золотых ворот князь Андрей Боголюбский основал княжеский двор, где в 1164 г. построил белокаменный храм Спаса. По формам был близок к церкви Покрова на Нерли, небольшой, четырехстолпный, крестовокупольный храм, украшенный аркатурно-колончатым поясом с резьбой. Полы были выложены поливными плитками. «Спасский мужской монастырь существовал некогда в губернском городе Владимире у Златых врат. На этом месте теперь две церкви, обращенные в приходские: Преображения Господня с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи, заложенная в 1160 г. святым князем Андреем Юрьевичем Боголюбским и освященная в 1163 г. При этой церкви, вероятно, в то же время была и обитель учреждена; церковь Николая Чудотворца трапезная, деревянная также. В 1238 г. при взятии Владимира Батыем монастырь был разорен, игумен Феодосий погиб в Успенском Златоверхом соборе. После чего обитель эта уже не возникала».

http://sobory.ru/article/?object=01839

Алатовщина. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Расположена на кладбище в 0,5 км к северо-востоку от села [Сеглино], стоит на возвышенном берегу р. Касуля, впадающей в р. Мста. Во 2-й пол. 18 в. в Сеглинском погосте существовали две деревянные церкви (Рождества Богородицы с приделом Николая Чудотворца и Троицкая), сгоревшие в 1789 г. В 1800 г. вместо них на средства помещика майора Фаддея Непейцына и других прихожан сооружена деревянная холодная церковь Троицы. Позднее, вероятно, в сер. или 2-й пол. 19 в. главный престол храма был освящен в честь Рождества Богородицы, а в трапезной находились приделы Троицы и Николая Чудотворца. Эта церковь в 1910 или 1911 г. сгорела и вместо нее в 1911 г. был устроен временный храм Рождества Богородицы в деревянном здании приходской школы, к которому пристроили алтарь. Существующая церковь строилась в 1916-17 гг. и освящена была, по-видимому, после Октябрьской революции. Наименования главного престола и приделов скорее всего совпадали с предшествующей церковью. В настоящее время выломана часть наружной стены южного придела, не сохранилась глава храма, обрушилась глава колокольни, полностью утрачено убранство интерьера. Стены сложены из кирпича, цоколь - из валунов. Пример поздней сельской приходской церкви в русском стиле, декор которой ориентирован на зодчество 17 в. Композиция церкви симметрична относительно продольной оси. Ядро храма снаружи выявлено верхним ярусом-восьмериком с узкими диагональными гранями. С юга и севера нижнюю часть храма закрывают прямоугольные приделы. С востока храму и приделам соответствуют крупные полукруглые апсиды, центральная шире и имеет больший выступ, по сравнению с боковыми. Почти квадратный в плане притвор соединяет храм и столпообразную колокольню, состоящую из трех ярусов-четвериков. Наружный декор церкви отличается единообразным характером. Стены нижнего яруса здания - приделов, апсид, притвора и первого яруса колокольни - прорезаны арочными окнами с колончатыми наличниками и криволинейными очельями. На фасадах приделов окна сближены и образуют трехчастную композицию, объединенную тремя полуциркульными завершениями. Окна апсид увенчаны килевидными очельями, а пара близко расположенных окон на фасадах притвора акцентирована небольшим щипцом, объединяющим полуциркульные завершения этих проемов. Арочные проемы восьмерика и двух верхних ярусов колокольни оформлены килевидными архивольтами. Углы объемов церкви закреплены огибающими лопатками с ширинками, в которые поочередно заглублены прямоугольные и крестообразные ниши. Стены завершаются несложными по профилю карнизами, дополненными в приделах и в первом ярусе колокольни фризом квадратных нишек. В первом ярусе колокольни под фризом проходит неширокий аркатурный пояс. Единственный вход в церковь расположен с западной стороны. Перед арочным проемом с килевидным архивольтом, опирающимся на массивные импосты, выступает бетонная площадка со ступеньками.

http://sobory.ru/article/?object=10501

Свято-Николаевский морской собор в Лиепае (Латвия). 1900–1903 гг. Свято-Николаевский морской собор в Лиепае (Латвия). 1900–1903 гг. 25 сент. 1898 г. имп. Александром III в г. Батум был заложен собор во имя его небесного покровителя блгв. кн. Александра Невского, в память 10-летнего окончания русско-тур. войны, в результате к-рой город был присоединен к Российской империи. Архитектором собора был К., император внес уточнения в проект. Собор был освящен 6 дек. 1906 г. и передан военному ведомству. Грандиозный храм называли «самым прекрасным зданием в Батуме», он доминировал в панораме города. В композиции пятиглавого собора выделялись массивная центральная луковичная глава и высокая шатровая колокольня, соединенная трапезной с основным объемом. В основе плана лежал крест, боковые главы располагались крестообразно. С востока были пристроены полуциркульная в плане апсида и компартименты по ее сторонам. Нижний ярус окружала галерея. Декор был выполнен в стиле рус. коврового «узорочья» XVII в. Собор был закрыт в 1921 г. и в 1931 г. разрушен. Церковь Св. Троицы в с. (ныне деревня) Гора-Валдай (1899-1903) К. строил как усадебный храм Воронина. Закрытый в 30-х гг. XX в. и утративший внутреннее убранство храм восстанавливается с 1999 г. Прямоугольная в плане церковь завершена массивной луковичной главой и высокой шатровой колокольней над трапезной, отличается вертикалью композиции, наличием высокой центральной 5-гранной апсиды и 2 низких боковых компартиментов, квадратных в плане. Боковые фасады в 3 оси разделены лопатками, поля к-рых заполнены ширинками. Верхний ярус отделен профилированным антаблементом, членения завершаются полуциркульными кокошниками. Боковые крыльца, типичные для зданий, возводимых по проектам К., завершены высокими щипцами. Барабан оформлен аркатурно-колончатым поясом, в его основании - пояс килевидных кокошников. В 1900-1906 гг. на средства рабочих и администрации с.-петербургского Путиловского завода (просп. Стачек, 48) была построена ц. во имя свт. Николая Чудотворца и царицы мц.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

В 1222 году владимирский князь Юрий Всеволодович повелел разобрать этот храм. Летописец сообщает, что церковь " учала бе рушитися старостью и верх ея впал... " Нового места для будущего храма решили не искать. В течение всего трёх лет воздвигли уже третий по счёту главный собор Суздаля. Учитывая уровень технологий того времени, такой короткий срок строительства кажется чем-то невероятным. Мастера, работавшие над храмом, учли недостатки предыдущих зданий. Они позаботились о том, чтобы фундамент был максимально мощным. Нижнюю его часть опустили в специальный котлован, а верхнюю " подпёрли " искусственно насыпанным холмом. Изнутри стены белокаменного собора выложили плинфой и облицевали блоками известняка. Подобное сочетание плинфяной и белокаменной традиции не имело аналогов и отличало собор в Суздале от современных ему памятников Северо-Восточной Руси. С северной, южной и западной сторон к фасадам храма примыкали притворы, которые, помимо прочего, служили своего рода дополнительным укреплением. Западный притвор представлял собой двухэтажную башню с лестницей внутри её северной стены. С восточной стороны имелись три апсиды. Фасады " обегал " аркатурно-колончатый пояс из белокаменных балясин, южный и западный порталы покрыли резным орнаментом, собор также украсили фигуры животных и женские маски. Венчали храм три купола. Освящение собора состоялось 21 сентября (по новому стилю) 1225 года. Это был праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и епископ Симеон принял решение посвятить храм именно этому событию Священной истории. Собор возвышался над низкими домами горожан, символизируя мощь православия и прочность власти владимиро-суздальских князей. В то же время это могучее сооружение было домом Божьим, где рядом с князьями и боярами мог молиться простой люд. Службы в Богородице-Рождественском соборе начались, когда работы по отделке храма ещё не завершились. В 1230 году три входа в него оборудовали уникальными по исполнению Златыми вратами. Русские мастера украсили их сценами из Священного Писания.

http://sobory.ru/article/?object=00195

Троицкий Островоезерский мужской мон-рь в Ворсме Павловского р-на расположен на одном из островов Ворсменского оз. (Павловский р-н. 2015. С. 343-362), на землях, принадлежавших князьям Черкасским. К нач. XVIII в. ансамбль включал 3 основных каменных сооружения - Троицкий собор, Казанскую ц. и братский корпус с надвратной ц. прп. Михаила Малеина со св. воротами. Холодный Троицкий собор (1692-1699) был возведен по образцу собора Чуда арх. Михаила Чудова монастыря в Московском Кремле (Там же. С. 352). Прямоугольный в плане четверик имел 2 яруса окон, был крыт на 4 ската и завершался одной главой. Пониженный алтарь в ширину четверика включал 3 апсиды, разделенные круглыми колонками. С запада на центральной оси храма располагался невысокий, квадратный в плане объем теплой паперти, крытый на 2 ската. Четверик имел лаконичный кирпичный декор, углы оформлены широкими огибающими лопатками. Пояс был составлен из поребрика, зажатого между 2 валиками. Цилиндрический барабан с 8 окнами завершался «реповидной» маковицей, покрытой деревянным лемехом (впосл. железом). Кирпичная ц. Казанской иконы Божией Матери (1691-1692; Там же. С. 354) имела продольно-осевую композицию основных объемов: трапезной, храма и алтаря. Стены невысокого четверика храма отделялись от алтаря и трапезной парными круглыми колонками. Храм освещался 6 окнами, расположенными асимметрично на 2 ярусах: на нижнем - по 2, на верхнем - по одному. Стены четверика венчал широкий городчатый карниз, характерный для построек XVII в. Над ним сохранился ряд небольших полукруглых кокошников. Восьмискатная кровля имела небольшое дугообразное «барочное» искривление. Цилиндрический барабан украшен аркатурно-колончатым поясом и венчался барочной маковицей. Надвратная ц. прп. Михаила Малеина (1691-1692) со св. воротами была включена в состав братского корпуса и располагалась на 2-м ярусе. С вост. стороны к четверику примыкал объем алтаря, сложенный по контуру 3-лопастной кривой. Алтарная стена разделена 2 узкими колонками на 3 прясла. Три окна алтаря обрамлены кирпичными рамочными наличниками. Углы четверика акцентированы лопатками, а в завершении стен проходит городчатый карниз. Над четвериком храма возвышался восьмерик колокольни, увенчанный 8-гранным шатром. Его ребра подчеркивают огибающие лопатки. Восемь крупных сквозных проемов яруса звона были перекрыты полуциркульными перемычками.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Последняя реставрация в соборе была завершена в 2016 г., сегодня настенную роспись можно видеть практически такой же, какой ее оставил Андрей Рублев. Трехъярусный иконостас храма, выполненный в пышном барочном стиле, был подарком Екатерины II в 1767 г. В 1862 г. между собором и колокольней был встроен Георгиевский придел, в декоре которого применен аркатурно-колончатый пояс – удачная стилизация под белокаменное зодчество XII в. В настоящее время Успенский кафедральный собор совместно используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Русской Православной Церковью. Успенский собор внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. С 2012 по 2018 г.г. музеем-заповедником проведены работы по капитальному ремонту внутренних электрических сетей и электроосвещения, устройство климатической системы - отопление,вентиляции и кондиционирования, реставрационные работы по живописи XIX и XII в.в., произведен капитальный ремонт помещения Странноприимного дома под вентиляционную камеру для собора. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Свято-Успенский кафедральный собор в древнем граде Владимире - величайшая святыня всей Русской земли и замечательный памятник истории и зодчества русского народа. Вот уже более восьми столетий украшает Русскую землю этот белокаменный собор на высоком берегу реки Клязьмы. Основание Успенского собора восходит к 990 году. Степенная книга об этом событии повествует так: " В лето 6498, от Рождества же Христова (990 г.), от Киева подвижеся блаженный Владимир дествовати в Суждальскую землю, взем с собою дву епископов и в земле Суздальстей вся люди крестиша; тамож и град заложи светел же и красен, и свое имя нарече его Владимир на реке Клязьме, в нем же и церковь постави древяную во имя пресвятыя Богородицы честнаго Ея Успения " . Этот храм, построенный из дубового леса, сгорел, простояв 165 лет. Когда в 1155 году во Владимире поселился святой князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, незначительный городок превратился в столицу княжества Северо-Восточной Руси. На месте сгоревшего храма князь Андрей " в лето 6666 (1158)... сам у Володимери заложи церковь камену Святою Богородица, месяца априля в 8 день, на святаго апостола Родиона, во вторник " (Собрание русских летописей, т.2, с. 81). Через два года, " в лето 6668 (1160) докончена бысть церкви Святыя Богородица в Володимери " . Успенский собор был построен из белого камня, который доставляли из Волжской Булгарии. Зодчих князь Андрей пригласил из Германии. " В лето 6669 (1161) почата писати ее... и кончена августа 30 " (Летопись Переславско-Суздальская). Через три года строительство было закончено.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Успенский собор Московского Кремля – уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии. Источник: http://www.msk-guide.ru/uspenskiy_sobor.htm В раннем сочинении " Панорама Москвы " М. Ю. Лермонтов назвал Московский Кремль " алтарём России " . Успенский собор по праву можно считать его престолом... Исследователи Успенского собора Московского Кремля сходятся в том, что шедевр Аристотеля Фьораванти достаточно близок к своему образцу - Успенскому собору во Владимире. Но при этом довольно широк разброс мнений относительно влияния, оказанного на постройку со стороны других архитектурных традиций и стилей. Некоторые специалисты рассматривали храм как " прекрасно выдержанный в стиле ранней Москвы " , другие отмечали присутствие черт северорусского (новгородского) зодчества, третьи и вовсе считали, что Фьораванти создал настоящее " итальянское произведение, лишь одетое в русский костюм " . Успенский собор - трёхнефный, пятиглавый, имеет прямоугольную форму, вытянут по оси " восток-запад " . Кладка храма состоит из небольших тщательно отёсаных белокаменных блоков с внутренней забутовкой, а наиболее сложные конструктивные элементы (арки, своды, барабаны и столпы) сооружены из кирпича. Размер кирпича 28 х 16 х 7 см. Стены покоятся на мощном цоколе и разделены пилястрами на одинаковые по размерам прясла, которые завершаются одинаковыми по высоте полуциркульными закомарами. Здание отличает особая монолитность: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты с северной и южной сторон массивными пилонами, крупные мощные главы сближены, создавая вместе с соотношением высоты стен и барабанов ощущение определённой приземистости постройки. Гладь стен подчёркивают узкие щелевидные окна в двух ярусах и небольшой аркатурно-колончатый фриз, заимствованный из владимиро-суздальской архитектуры, но при этом переработанный зодчим для выражения своей архитектурной идеи - пояс из колонок и арочек лишён пластичности, он почти не выделяется из стены и не " разрушает " её плоскости. Современники отмечали, что здание смотрится " как един камень " . Это впечатление усиливает и некоторая ассиметрия собора: сгруппированные вокруг центрального купола главы собора, а также порталы южной и северной стен сдвинуты к востоку.

http://sobory.ru/article/?object=03386

Широкая тройная лента резного растительного орнамента, сменившего аркатурно-колончатый пояс домонгольских построек, делит фасады храма по горизонтали. Верхнюю часть алтарных апсид и барабана купола украшает двойная лента из такой же каменной резьбы. В центральных пряслах фасадов располагаются обрамлённые арками на колоннах перспективные порталы. Первоначальные узкие и вытянутые по вертикали окна (сохранились только в верхних боковых частях фасадов и посередине центральной апсиды) так же имели тонкое обрамление. Кровля храма первоначально имела позакомарное покрытие. Помимо закомар, завершающих каждое из прясел, ступенчатый верх собора был усложнён четырьмя угловыми закомарами и поясом декоративных кокошников в основании барабана купола. В отличие от владимиро-суздальского зодчества, формы закомар и кокошников, а также окон и порталов были килевидными, что являлось важнейшей чертой всей московской архитектуры XIV—XV веков. В настоящее время кровля собора, как и формы оконных проёмов, искажены поздними ремонтами. Храм поставлен на высокий подклет. Лёгкое сужение всех его форм кверху подчеркивает стройность здания. Его высота и устремлённость вверх подчёркнуты также ступенчато-повышенной конструкцией сводов, выраженной снаружи через усложнённую форму кровли. Особенностью внутренней конструкции собора является смещение пары восточных столбов к алтарным апсидам, что позволило расширить центральное подкупольное пространство. Из-за этого внешние членения фасадов здания не соответствуют внутренним. Подобный же архитектурный приём был использован и в соборе Троице-Сергиева монастыря. Однако здесь он выполнен более деликатно, благодаря чему композиция здания не утрачивает гармонии и зрительного равновесия. Данью домонгольской традиции являются расположенные в западной части интерьера хоры, отсутствующие в последующих московских храмах. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени. Фрески и иконы. Сразу же после постройки Успенский собор был расписан фресками, создатели которых, по-видимому, происходили из московской придворной среды. Росписи сохранились лишь отдельными фрагментами, раскрытыми в 1918 году экспедицией Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи под руководством Николая Протасова в составе художника-реставратора Григория Чирикова, столяра П. П. Кодичева и фотографа О. Н. Крашенинникова. В том же году в отчёте, составленном Игорем Грабарем, было высказано и первое предположение об авторстве фресок: «…краски дают богатую гамму тонов, которая, в связи с общим характером рисунка и типов ликов, заставляет говорить о руке мастера рублёвской школы».

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Из книги Косточкин В. Древнерусские города. - М., Искусство. 1972, стр.36 Церковь Рождества Богородицы в Боголюбове, по всей видимости, была центральным, наиболее высоким и наиболее богато декорированным сооружением княжеского белокаменного замка. Храм был возведен из белого камня гораздо более высокого качества, чем остальные постройки. Рассмотрим вопрос датировки храма. «Краткий Владимирский летописец» говорит: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сътвори Боголюбивый град и спом осыпа, и постави две церкви камены». В том, что в этом сообщении речь идет про церкви Рождества Богородицы в Боголюбове и Покрова на Нерли, сомневаться не приходится, так как Новгородская I летопись сообщает: «И постави ей (Богородице – С.З.) храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица». Следовательно, оба летописных текста четко связывают основание города Боголюбова и строительство церквей Рождества Богородицы и Покрова. А Новгородская IV летопись дает однозначную дату основания Боголюбова – 1158 год. То, что арка ворот и переход были «приложены» к северной стене церкви, заслонив аркатурно-колончатый пояс, также свидетельствует, что Рождественская церковь была первым зданием всего Боголюбовского ансамбля. Наша позиция подтверждается еще одним летописным сообщением – Владимирского летописца (XVI век). Под 1158 годом в нем говорится: «Сии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь». А учитывая то, что в погодном летописании термин «поставить» чаще всего означал строительство в течение одного года, и многие храмы подобного масштаба действительно возводились в течение одного строительного сезона, мы обязаны принять 1158 год в качестве даты и Рождественской, и Покровской (см. гл. 8) церкви. В конце XVII века в церкви Рождества Богородицы были выломаны хоры и растесаны щелевидные окна. По-видимому, это ускорило разрушение храма: в 1705 и 1722 годах обрушились глава, своды и большая часть стен. В 1751 году остатки церкви были почти полностью разобраны. На их месте из белого камня (во вторичном использовании) и кирпича был построен новый храм, план которого практически точно повторил план церкви Андрея Боголюбского.

http://sobory.ru/article/?object=02498

Харбин. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Новом кладбище. Успенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1908. Архитектор:Н.А. Казы-Гирей Адрес: Китай, Хэйлунцзян, Харбин Координаты: 45.777535, 126.662254 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Возведена в 1908 г. на Новом кладбище на северо-востоке Харбина. Строилась частью на пожертвования русских харбинцев, а частью на средства КВЖД и Харбинского Свято-Николаевского собора. Автор проекта – известный харбинский архитектор Н.А. Казы-Гирей. Для освящения этого храма из Владивостока приезжал архиепископ Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский). По его мнению, этот храм, созданный на чужбине и осеняющий могилы русских православных людей, умерших вдали от Родины, должен иметь для жителей Харбина особое значение. В 1920–1922 гг. в ней служил архимандрит Ювеналий. В храме в разные годы проводили службы 14 священнослужителей. Последним русским настоятелем (до 1959 г.) был протоиерей о. Михаил Андреев, последни священником – китаец о. Фотий. Идущему по Большому проспекту на Новое кладбище еще издали сквозь кладбищенские ворота и широкую проездную арку колокольни (архитектор Е.А. Уласовец), открывался вид на здание храма. Небольшой компактный объем, почти квадратный в плане (31 кв. саж.) с луковичной главкой на высоком световом барабане предельно лаконичен. Входной придел выделен навесом – сенью с характерными для допетровской архитектуры опорами – кубышками и высокой крещатой кровлей на восемь скатов. На северном и южном фасадах размещены строенные окна, обрамленные архивольтами. Почти единственным ее декоративным элементом является аркатурно-колончатый пояс по периметру объема и пятигранной апсиде. Этот элемент стал излюбленным декоративным мотивом в культовом зодчестве Харбина. Роспись в тимпане фронтона Успенской церкви и подкарнизный узор оттеняет лапидарность форм и цветового решения. Сюжетика, иконография и характер расположения росписи на фасаде анализируемой церкви идентичны Успенской церкви на кладбище Сент-Женевьев де Буа (архитектор-художник А.А. Бенуа, 1939 г.). Две опубликованные архивные фотографии интерьеров харбинского храма позволяют сделать вывод, что росписи были сделаны в художественной манере В.М. Васнецова. Отдельно стоящая надвратная колокольня выполнена в стиле русской архитектуры XVII века (арх. Е.А. Уласовец).

http://sobory.ru/article/?object=40017

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010