С западного фасада, над главным входом в храм, находилась невысокая шатровая колокольня с 10 колоколами общим весом в 755 пудов, главный колокол весил 525 пудов 31 фунт (немногим более 8,4 т). Колокола, отлитые в Москве на заводе Самгина, побывали на всемирной выставке в Чикаго, где их «малиновый» звон был по достоинству оценен посетителями выставки. В западной части церкви устроены двухъярусные хоры, верхний ярус был предназначен для певчих. Интересно и разнообразно был украшен интерьер храма. Из полусумрачного притвора, освящённого только через застеклённые боковые двери основного объёма храма, прихожане попадали в залитое светом помещение. Алтарная часть отделялась одноярусным иконостасом, выполненным из фаянса в византийском стиле. Он был сделан на знаменитой фарфоровой фабрике М.С.Кузнецова в новгородской губернии, и отмечен наградой на Всемирной выставке в Париже в 1900г. Невысокий иконостас (3,5м), набранный из отдельных киотов, между которыми помещались кованные Царские врата, северные и южные диаконские двери, позволял с любого места в храме видеть запрестольный образ Тайной Вечери, написанный во всю алтарную стену. Выше, над Тайной Вечерей, помещался образ Крещения Господня. Изображённые на нём берега Иордана и окружающий пейзаж были выполнены художником А.С. Славцевым с натуры, для чего он специально ездил в Палестину. Стены и своды церкви сплошным ковром покрывала живопись, написанная «альфреско». Сюжетная живопись стен храма была исполнена академиком А.С. Славцевым, орнаментальная роспись — художником К.Н. Бутаковым, иконы в киотах и барабане написаны художником А.М.Постниковым. Нижний ярус сплошь состоял из картин на евангельские сюжеты, начиная с Рождества Христова. Эта живопись как бы заменила праздничный чин иконостаса, который имел всего один ряд. Выше, в парусах, помещались изображения евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна, а над ними — картины на евангельские сюжеты. Далее, в нижней части барабана, помещался аркатурно-колончатый пояс, интерколюмнии которого были заполнены иконами, выполненными маслом на холстах, наклеенных на щиты. На иконах были изображены праотцы, пророки и апостолы.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Богояв...

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы с переходом и лестничной башней. Фотография. 2002 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы с переходом и лестничной башней. Фотография. 2002 г. К нач. XX в. в обители существовали следующие здания. Собор в честь Рождества Пресв . Богородицы построен в 1751-1758 гг. на месте храма, воздвигнутого, возможно, в 1157/58 г. Первоначально собор являлся центром дворцового ансамбля Боголюбова, вероятно, в посл. четв. XII в. стал монастырским. Стены собора XII в. сохранились по всему периметру на уровне 3 рядов каменной кладки. Древний собор был одноглавым, трехапсидным, четырехстолпным, круглые столпы-колонны, увенчанные резными капителями, «корунами», были расписаны под мрамор. Столпам отвечали изнутри плоские лопатки. Светлый и просторный внутренний объем был роскошно декорирован с использованием меди и золочения («издну церкви от верха и до долу, и по стенам, и по столпом ковано золотом, и двери же и ободверье церкви златом же ковано и бяшеть же и сень златом украшена, от верха и до деисиса», согласно «Повести об убиении Андрея Боголюбского» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 581-582). Пол был выстлан полированными плитами красной меди (на хорах - глазурованной цветной плиткой с изображением птиц и орнаментов); листами золоченой меди были покрыты закомары и порталы (гвозди с фрагментами позолоченной медной оковки сохранились на косяках и колонках зап. портала). Храм был расписан фресками (выполнены, очевидно, в 50-х гг. XII в. греч. иконописцами) и насыщен «церковным строением»: иконами, священными сосудами (в их числе знаменитый «ерусалим злат с камении драгими», см. иерусалимы ), тканями, книгами и др. («иконами многоценными, златом и каменьем драгим и жемчюгом великым безценныи»). Снаружи по периметру собор охватывал характерный для средневек. владимиро-суздальских храмов аркатурно-колончатый пояс, архивольты перспективных порталов были украшены орнаментальной резьбой, цоколь имел выразительный аттический профиль, стены членились сложно профилированными пилястрами с тонкими полуколонками. Г. К. Вагнер полагал, что в тимпанах центральных закомар располагались скульптурные композиции в технике белокаменного рельефа (при археологических раскопках найдены их фрагменты: жен. маски, изображения птиц и зверей; 3 резных изображения львов были вмонтированы в кладку собора XVIII в.). Богомольцы и гости кн. Андрея сравнивали Рождественский собор с храмом Соломона; ближайшим его архитектурным аналогом является ц. Покрова Пресв. Богородицы на Нерли.

http://pravenc.ru/text/149505.html

В убранстве фасадов выделяется аркатурно-колончатый пояс на половине высоты стен храма и колокольни и в завершении апсид, прерывающийся на пилонах ширинками с контррельефными крестами и ромбами. На пилоны опираются архивольты закомар сильного выноса, особенно далеко выдвинутые на восточном фасаде над апсидами, где их поддерживают группы из четырёх тонких колонок, не имеющие аналогов на Руси. Узкие вертикальные окна (нижние прямоугольные, верхние арочные) лишены обрамлений. Интерьер храма [ править править код ] Основное помещение храма не имеет опорных столбов, кровля опирается на бетонные своды. Это нововведение позволило существенно расширить внутреннее пространство храма как зрительно, так и фактически. Церковь может вместить 3 тысячи человек. Интерьер храма — помещение зального типа с двумя мощными арками между боковыми стенами, на которые в каждом пролёте опираются две дополнительные арки, расположенные по осям межапсидных стен. В результате перекрытие членится на девять ячеек: над квадратными ячейками в центре и по углам поставлены световые барабаны на парусах с куполами, а прямоугольные рукава креста перекрыты вспарушенными сводами. Открытые в храм апсиды имеют коробовые своды с конхами; такие же своды у западной паперти. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом; переход к последующим ярусам осуществляется при помощи тромпов. Сохранился пол из чугунных плит и решётки с концентрическими кругами в ряде окон. Богатейшее внутреннее убранство было выполнено в едином стиле по эскизам Кузнецова. Живопись, сплошь покрывавшая внутри стены и своды, была выполнена в древнерусской манере художниками палехской мастерской Н. М. Сафонова и состояла более чем из четырёхсот сюжетов. Стенопись 1911 года масляными красками внутри собора сильно пострадала во время пожара 1970-х годов. В настоящее время она заменена современной росписью. Частично сохранилась лишь роспись притвора, где на коробовом своде и западной стене написана сцена «Страшного суда» в характерной для конца XVII века манере — с многочисленными персонажами, измельчённой проработкой ликов и одежд. Все изображения даны на золотом фоне.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

Литография Воскобойникова. 1870 г. (ГПИБ) Вид Кремлевской ц. с часовней Спасителя в Спасской башне Казанского кремля (1555). Литография Воскобойникова. 1870 г. (ГПИБ) Облик каменных храмов сер. XVI в. сохранил признаки псковской архитектурной школы: лаконичный объем здания с делением фасадов лопатками на неск. прясел и завершением стен в виде треугольных либо лопастных фронтонов, подразумевавших пощипцовое перекрытие, лопастное завершение центрального прясла, как в надвратной ц. Нерукотворного образа Спасителя в Казанском кремле ( Брунов. 1928. С. 33-34; Седов. 1996. С. 184), лопастное завершение фасадов и псковский декор барабанов и апсид Благовещенского собора в Казани и Успенского собора муж. мон-ря в Свияжске - аркатурный пояс, «поребрик» - на центральном барабане, в верхней части апсид, «бегунки» - на главах и в верхней части апсид, арочные пояски под главами ( Каргер. 1928). Видимо, по воле заказчика - царской администрации - созданные псковичами сооружения имеют нетрадиционные для Пскова вид и функции, соответствующие по духу столичной царской архитектуре: надвратные храмы позади башни, а не над ее проездом, итальянизирующие формы регулярных участков казанской крепости, валиковые пояса крепостных стен в Казани ( Седов. 1996. С. 181-183, 186); в соборе свияжского Успенского мон-ря и казанском Благовещенском соборе повторен торжественный облик городских и монастырских соборов Московской Руси, а также использование форм, восходящих к облику владимирского Успенского собора (1158-1161) - аркатурно-колончатые пояски на центральной главе и апсидах, тромпы в основании центрального барабана ( Брунов. 1928. С. 34-35; Седов. 1996. С. 194, 197). Основными качествами раннего периода зодчества К. и Т. е. можно считать компактность построек в сочетании с их крупными размерами, а также отсутствие декорации. Церковь свт. Николая Чудотворца Свияжского Успенского мон-ря, с трапезной и колокольней. 1555–1556 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПБИ) Кафедральный Благовещенский собор в Казанском кремле.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Небольшой кубический объем — односветный четверик, без апсиды, с низкой колоколенкой над притвором, был завершен круто поднятой четырёхскатной кровлей и увенчан декоративным пятиглавием с луковичными главами на круглых барабанах и шестиконечными крестами. Фасады обработаны крупными филенками, украшенными поясом сухариков, в которые вписаны арочные окна, обрамленные скромными кирпичными рамочными наличниками. Карниз включал широкий пояс поребрика. Аркатурно-колончатые пояса барабанов оживляли строгий облик храма. Низкая колокольня с каркасным шатром над ярусом звона была столь же незатейлива по своей архитектуре. Сохранился генеральный план села Борисова, не имеющий датировки, на котором нанесены обе церкви: старая и новая, т.е. он выполнен после 1873 г., но до слома старого храма. По сравнению с 1838 г. село значительно выросло. В нём насчитывалось 215 дворов (владельцы перечислены поимённо). Восточная улица была значительно продолжена за овраг, сильно выросла новая юго-восточная слободка, появились домовладения за Городёнкой. Церковная территория на генплане имеет четко очерчённую границу, проведенную зеленой линией, что означает отсутствие каменной ограды, которая на планах обозначалась красной линией. Западной границей погоста по-прежнему оставалась береговая линия пруда. Северная граница близко подходила к реке. Изломанная восточная линия следовала вдоль сельской улицы, образуя острый северо-восточный угол и прямой юго-восточный. Обе церкви алтарями выходили прямо на сельскую улицу, вернее, на площадь, где сходились две улицы. Южная граница начиналась от первого домовладения южной улицы и упиралась в пруд. Новая церковь была поставлена южнее старой. Очень близко к новому храму, южнее его, стоял дом священника. Старая церковь, по каким-то причинам, не была тотчас разобрана, хотя в новом храме было освящено сразу три престола: Троицкий в центре, в том месте, где обычно бывает проход из трапезной в главный храм, и два боковых: старый Никольский и вновь устроенный во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали».

http://sobory.ru/article/?object=01688

- новый этап в развитии древнерусского зодчества. Переломным моментом в ее эволюции была середина 1470-х гг., он связан с катастрофой Успенского собора 1471-1474 гг. и приездом в Москву псковской артели мастеров и итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковичи сыграли важную роль в строительстве Москвы второй половины 70-х и 80-х гг. XV в. Благовещенский собор был последней и лучшей постройкой псковских зодчих в столице. Летописные известия о строительстве собора. Определяющая роль великокняжеского заказа в сложении его архитектуры. Влияние объемно-композиционных особенностей предшествующего здания. Вопрос о традициях и новаторстве. Типологическая основа собора (четырехстолпное и трехапсидное здание с повышенными подпружными арками и высоким подклетом) и ее москоское происхождение. Возвращение к хорам, связанное с назначением собора как домового храма при великокняжеском дворце. Новая форма завершения - трехглавие, обусловлена, с одной стороны, традиционными образцами владимиро-суздальского зодчества, с другой - непосредственными предшественниками в Москве (собор Богоявленского монастыря в Кремле, возможно, созданный теми же псковичами). Изначальность окружающих здание галерей - новая особенность московских храмов и ее происхождение. Оригинальный пропорциональный строй собора с его подчеркнутым вертикализмом всех форм. Пирамидальность завершения с килевидными закомарами и постановкой трех глав с высоким постаментом, обработанным кокошниками у среднего из барабанов. Развитие раннемосковской традиции завершающих элементов здания. Появление высоких алтарных апсид. Формирование нового образа дворцового храма, во многом опирающегося на предшествующий опыт московского зодчества (особенно Успенского собора в Звенигороде). Фасадное убранство собора, оказавшее большое влияние на дальнейшую эволюцию декора московского и общерусского зодчества. Аркатурно-колончатый пояс и его зависимость от владимирских традиций, а также непосредственно от соседнего Успенского собора. Перенесение этого пояса также на барабаны глав собора - первый пример подобного декора в Москве, ставшего затем одним из самых распространенных приемов в русской архитектуре.

http://sobory.ru/article/?object=03383

В тридцатых годах собор был закрыт и превращен в склад кофе-цикорной фабрики. К 1991 году, когда храм возвратили верующим, его интерьер был похож на руины. Хотя регулярные богослужения в соборе как в летнем храме (с мая по октябрь) уже возобновлены, до полного окончания реставрационных работ ещё очень далеко. Описание [ править править код ] Собор, вместе с построенной позднее звонницей, расположен на примыкающей к Кремлю площадке, обнесенной невысокой кирпичной оградой, построенной в XVIII веке. Проход через ограду — через «Святые ворота» (1754 г.) сводчатый проезд в башенке, состоящей из двух восьмериков на четверике. Пятиглавый собор сложен из кирпича, а цоколь и выступающие лопатки — из белого камня. Имеет многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги-филенки и др. Высота Собора с крестом достигает 60 м. Архитектура собора во многом схожа с Московским Успенским собором, она тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла, которые заканчиваются килевидными закомарами. Узкие окна, типа бойницы, расположены в два яруса, между ними на середине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и легкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы. Главы расположены на высоких световых барабанах, также украшенных аркатурами и горизонтальными филенками. Главки в древности имели другую форму, но при постройке ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха, но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму. В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году. В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Коренная перестройка собора была начата в 1222 г., после того как был сломан Мономахов собор. В 1225 г. летопись отметила: «Создана бысть церкы святая Богородица в Суждали и священа бысть» [ЛЛ, 6733]. В 1230 г. собор начали расписывать: «Почата бысть писати церкы святыя Богородица в Суждали. .. юже бе рушил велики князь Юрги и опять созда краснейшю первыя» [ЛЛ, 6738]. К 1233 г. роспись и украшение интерьера были закончены: «Написана бысть церкы. .. и измощена моромором красным разноличпым» [ЛЛ, 6741]. Более двух столетий здание стояло без существенных повреждений. В 1445 г. церковь рухнула — «падеся» [ПСРЛ, VIII, 6953]. В 1528 г. началось восстановление храма; его разобрали до половины высоты и к 1530 г. надстроили вновь из кирпича, завершив пятью главами. Позднее собор неоднократно ремонтировали, пристроили приделы, уничтожили хоры, расширили окна. В настоящее время большая часть поздних построек разобрана. Собор XIII в. — шестистолпный храм с тремя апсидами и тремя притворами. Размер собора (без притворов): ширина около 18 м, длина 27 м, азимут 45°. Столбы крестчатые; на внутренних стенах (кроме западной) им отвечают лопатки. Наружные лопатки плоские, одноуступчатые. Северный и южный притворы одноэтажные, полностью открытые внутрь здания. Западный притвор примыкает к наружной стене, имеющей портал. Этот притвор был двухэтажным, и в его северной степе находилась лестница для подъема на второй этаж. Со второго этажа западного притвора через проем в западной стене храма входили на хоры. Хоры, видимо, имели очень большую площадь, достигая подкупольного пространства, о чем можно судить по следам стесанных арок на обеих западных парах столбов храма. Во всех притворах и в западной части храма в стенах есть аркосольные ниши. Судя по не вполне достоверному позднему источнику, собор XIII в. был трехглавым. По середине высоты здания проходил аркатурно-колончатый пояс. Выше него кладка древнего здания частично сохранилась лишь на западном фасаде, а с остальных сторон полностью переложена в XVI в. Закомары северного и южного притворов килевидные. Северный портал оформлен простыми прямоугольными уступами, а западный и южный — перспективные, богато украшенные резьбой. Стержни колонок южного портала прерваны бусинами. В восточном членении южного фасада и, согласно старому рисунку, на южной апсиде имелись узкие окна с полукруглым завершением и колонками по бокам.

http://sobory.ru/article/?object=00195

представлял собой одноглавый 4-столпный 3-апсидный храм с хорами. Длина его составляла ок. 20,5 м, ширина - 15,2 м, толщина стен - 1,2 м. Фасады, разделенные на 3 прясла сложнопрофилированными пилястрами с полуколоннами, оканчивались закомарами и имели по одному окну в верхнем ярусе, на зап. фасаде - еще 2 небольших окна внизу для освещения внутреннего пространства под хорами. Центральную апсиду освещали 3 щелевидных окна, боковые апсиды имели по одному окну. По стенам апсид тянулись тонкие полуколонны: 4 на средней апсиде, по 2 на боковых, вверху проходил аркатурно-колончатый пояс. Колонны пилястр венчались резными капителями с лиственным орнаментом. На уровне хоров храм опоясывал городчатый с поребриком фриз. 3 входа в собор были украшены перспективными порталами с гладкими колонками и резным архивольтом. Орнамент капителей этих колонок и обломов архивольта не имеет аналогов в др. белокаменных храмах владимиро-суздальского зодчества. Профили порталов по сравнению с др. храмами сер. и кон. XII в. упрощены и сближаются с суздальским собором в честь Рождества Богородицы XIII в.: последний облом архивольта опирался не на полуколонку с капителью, а на прямоугольный блок с орнаментальной лентой. Считается, что собор не имел изобразительных рельефов на фасадах. Однако, вероятно, убранству храма принадлежали белокаменные фигурные водометы (со звериной лапой на боковой грани, с растительным орнаментом и человеческой рукой), опубликованные Н. А. Артлебеном , а также фрагмент круглой скульптуры (грифон с вздыбленным крылом), обнаруженный во время раскопок в 1997-1999 гг. Внутри храма столпы крещатой формы поддерживали световой барабан и соединяли подпружные арки друг с другом и со стенами, на стенах им отвечали плоские лопатки. В 1219 г. собор был заново освящен, что могло быть связано с его росписью. Вероятно, тогда были сделаны пристройки из кирпича-плинфы, найденные при раскопках в 1997-1999 гг., когда были обнаружены фундаменты и основания галерей из белого камня, к-рые имели с юж.

http://pravenc.ru/text/154981.html

Боковые престолы собора - влкмч. Феодора Стратилата и влкмц. Ирины, свт. Николя Чудотворца. В подклете престолы - Всех Святых, в Российской земле просиявших, собора Радонежских святых, свт.Иннокентия Московского. Погребены патриархи Московские и Всея Руси - Алексий I (Симановский, ск. 1970), Пимен (Извеков, ск. 1990). Собор Успенский в комплексе " Монастырь Троице-Сергиева лавра " является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Источники: Материалы каталога " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официального сайта Троице-Сергиевой лавры " Дом Живоначальной Троицы " . Демидов С.В. " По Троицкой дороге " Троице-Сергиева лавра, 2005 г. Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г. Успенский собор (1585) Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма. Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение. Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2x42,3 м и 27x39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=03961

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010