Православная традиция также сохранила образы херувимов с лицами человека, льва, тельца и орла. В иконописи они указывают на четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луку и Иоанна. В Византии на полах храмов изображались райские реки. Процессия мучениц, мозаика храма св. Аполлинария Нуово, Равенна (VI век) Знаменательно, что преподобный Ефрем Сирин сравнивает райские деревья с завесой ветхозаветных скинии и храма. В алтаре храма Бориса и Глеба в Кидекше были расчищены датированные XII веком изображения пелен, украшенных семисвечниками и деревьями (В.Н.Лазарев, Живопись Владимиро-Суздальской Руси. История русского искусства. том 1, М., 1953). По мнению М.А.Орловой пелены с семисвечниками и деревьями связаны с символикой завесы ветхозаветных скинии и храма: " Сохранившаяся часть изоборажения белого плата украшена с удивительной многозначностью. Связь с образом ветхозаветной скинии выявлялась и подчеркивалась представленными на нем семисвечниками, а изображение виноградной лозы напоминало об искупительной жертве " (М.А.Орлова, О фрагментах орнамента и некоторых декоративных приемах в росписях храмов Владимирского княжества. Дмитриевский собор во Владимире: к 800-летию создания, М., 1997). На фасадах Димитриевского собора во Владимире (XII век) аркатурно-колончатый пояс с пальмами и святыми создает символическую границу храма как Нового Иерусалима. Этот иконографический мотив обрел своеобразное воплощение в иконостасе. Иконостасы русских православных храмов объединяют образы завесы и райского сада. В иконостасах в общий мотив золотого чудесного сада, окружающего иконописные образы, вплетены виноградные грозди, листья и плоды райских деревьев, цветы (Ю.Н.Звездина, Растительный декор поздних русских иконостасов, " Иконостас. Происхождение - развитие - символика " , М., 2000). В русских иконостасах не допускались никакие скульптурные изображения, кроме резных позолоченных херувимов. Очевидно, это исключение было сделано под влиянием ветхозаветных скульптур херувимов, украшавших ковчег завета и святое святых храма.

http://pravoslavie.ru/1456.html

Дунилово. Успенский женский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Покрова. Кирпичные стены небольшого здания оштукатурены и окрашены. Кровля и чешуйчатое покрытие главы - железные. Архитектура скромного храма объединяет формы позднего классицизма со стилизованными в духе эклектики древнерусскими элементами. В традиционной, сильно вытянутой вдоль главной оси композиции объемов доминирует основной четверик. В его пологую четырехскатную кровлю врезан глухой цилиндрический барабан, завершенный луковичной главой. С востока примыкает пониженный и суженный прямоугольный алтарь с небольшой апсидой, с запада - равновысокая апсиде узкая трапезная с еще более низким притвором. Скромное убранство фасадов составляют огибающие углы лопатки с раскрепованным на них карнизом, аркатурно-колончатый пояс барабана, килевидные архивольты арочных ниш, в которые заглублены пояски-полочки в основании оконных простенков. Внутреннее пространство четверика перекрыто сомкнутым сводом, трапезной - коробовым, алтарь и притвор имеют плоские потолки. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 595-598 Покровская церковь (зимняя) - каменный бесстолпный, одноапсидный, одноглавый храм. Сооружен в 1848-1850 г.г. на средства местной купчихи Марии Ивановны Посылиной. В настоящее время церковь отреставрирована. Вновь освящена в 1993 г. архиерейским чином. Монастырский зимний храм. В нем совершаются молебны, панихиды, ночные бдения, чтение неусыпаемой псалтири. Богослужение совершается в праздничные дни. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05671

Величие собору придают совершенные пропорции. Его стройность не кажется хрупкой, а геометрическая четкость - сухой и скованной. На всю высоту поднимаются полуколонки и лопатки, переходящие в арки закомар, стену охватывает аркатурно-колончатый фриз, под которым выделяются глубокие ниши порталов. Над фризом прорезаны узкие высокие окна (для освещения пространства под сводами хор на зап. фасаде окна растесаны в нижнем ярусе). Кровля собора повторяет форму сводов. Над сводами, приподнятый на квадратном постаменте, возвышается цилиндрический барабан с 8 окнами, увенчанный шлемовидным куполом с крестом. План собора во имя вмч. Димитрия Солунского (по В. Н. Казариновой) План собора во имя вмч. Димитрия Солунского (по В. Н. Казариновой) Порталы, аркатурно-колончатый фриз, простенки по сторонам окон, барабан покрыты резными рельефами. Белый плотный известняк, сочетающий прочность с пластичностью, позволил акцентировать резьбой конструктивные узлы и использовать плоскости стен для многофигурных сюжетных композиций. В древности камень собора был покрыт если не росписью, как аркатурно-колончатый фриз Успенского собора, то защитной известковой побелкой или обмазкой, возможно разных колеров (ср. летописное выражение «извистью белити» 1194 г., относящееся к ремонту суздальского собора). 3-слойная кладка стен выполнена в полубутовой технике. Стены снаружи и изнутри облицованы белым камнем. Пространство между наружной и внутренней облицовочными стенками заполнялось бутом (туфом, дробленым известняком) и заливалось известковым раствором с цемянкой и древесным углем. Забутовка и облицовочные стенки сложены без горизонтальной перевязки, но белокаменные квадры тщательно пригнаны друг к другу и скреплены тонкими швами раствора. Также сложены и крещатые столбы. Лицевые размеры белокаменных блоков колеблются в пределах 34-45×40-65 см, в пилонах до 55×80 см. Арки и паруса также сложены из тесаных камней, своды - из пористого известкового туфа. Первоначально храм был покрыт по сводам свинцовыми листами, а шлемовидный купол - золоченой медью. Над капителями фасадных пилястр выступали водометы. Вероятно, они зажимались внешними, не уцелевшими обломами закомар, опиравшимися на капители полуколонн, как опираются на них внешние тяги архивольта портала.

http://pravenc.ru/text/178253.html

Источник: С.В. Демидов, Е.В. Кудряшов " Нерехта " . 1996 Незаурядный памятник костромского зодчества 17 в., близкий ярославской художественной школе; более поздняя трапезная с приделом характерна для позднего классицизма. Ядро живописной объемной композиции составляет пятиглавый двусветный четверик храма с тремя более низкими полукруглыми апсидами. Цилиндрические барабаны (центральный световой крупнее глухих угловых) увенчаны луковичными главами с чешуйчатым металлическим покрытием. С юга к четверику примыкает придел с купольной кровлей и двухчастной округлой апсидой, расположенной в одной линии с апсидами храма. Перед северным фасадом храма выступает квадратное в плане крыльцо с высокой фигурной кровлей и луковичной главкой. Прямоугольная в плане поперечно вытянутая трапезная примыкает на всю ширину храма и южного придела. Колокольня поставлена со значительным смещением относительно продольной оси церкви к югу, вплотную к западному фасаду трапезной, но под углом относительно ее плоскости. Квадратный в плане столп колокольни несет восьмигранный ярус звона с шатром. К южному фасаду колокольни на высоту трапезной примыкает палатка, продолжающая объем трапезной. Четверик храма, выделенный на углах огибающими лопатками, завершен аттиком с шестью килевидными кокошниками на каждом фасаде. Аттик отделен от основной плоскости профилированным карнизом с лентами прямоугольных впадинок и поребрика. Фасады четверика расчленены на три прясла лопатками, причем с южной, северной и западной сторон лишь в верхней части («висячие» лопатки). В среднем прясле под карнизом помещен арочный киот, в котором ранее была живописная композиция. На южном и северном фасадах расположено по два прямоугольных окна второго света, обрамленных колончатыми наличниками с килевидными очельями. Такие же окна – в апсидах храма. Крыльцо северного фасада образовано четырьмя квадратными пилонами, обработанными ширинками и несущими арки с архивольтами, украшенными поребриком. Крыльцо, перекрытое коробовым сводом с распалубками, закрывает арочный входной проем с перспективным колончатым порталом. Барабаны храма в нижней части опоясаны килевидными кокошниками, в верхней – аркатурно-колончатым поясом, который в центральном барабане включает щелевидные арочные окошки.

http://sobory.ru/article/?object=05798

Крестово-купольный каркас здания был упрочен по периметру жесткой связью: на уровне пола хор в слое забутовки лежали дубовые брусья. Подобные брусья пересекали внутреннее пространство здания, перекрещиваясь в столбах. В отличие от др. белокаменных храмов в Д. с. не обнаружено 2-го уровня связей в пятах подпружных арок. Цокольная часть ниже профилированного пояса имеет плинт - 2 ряда кладки, ныне скрытые под насыпным грунтом. Ленточные фундаменты глубиной до 1,2 м выступают с внешней стороны в виде платформы от 50-58 до 70 см. Как и др. фундаменты построек кн. Всеволода, они имеют ступенчатый профиль с расширением книзу. Интерьер собора во имя вмч. Димитрия Солунского Интерьер собора во имя вмч. Димитрия Солунского Подкупольным столбам соответствуют наружные пилястры с мощными полуколоннами и лопатки на внутренних стенах. Фасады разделяются пилястрами на прясла. Полуциркульные подпружные арки, соединяющие столбы друг с другом и со стенами, задали форму коробовых сводов, к-рые образуют на фасадах спокойную линию закомар. Работа конструкции выражается на фасаде плавным сокращением ярусов. Нижний ярус с развитым цокольным профилем, несущий статическую тяжесть каменных масс и сдерживающий силы горизонтального распора подпружных арок и сводов (прежде всего по осям столбов), поднимается на высоту ок. 9 м, где проходит аркатурно-колончатый фриз, соответствующий положению хор. Над фризом стена тоньше (1,02 м), что позволило углубить профиль пилястр и закомар. Высота 2-го яруса сокращена на 1 м. Толщина стены в закомарах уменьшена до 0,97 м. Последний ярус - барабан на квадратном постаменте - также сокращен на 1 м, стены барабана утончены до 0,74 м. Угловыми пилястрами выявлен заметный наклон стен внутрь помещения. Эти приемы и пропорции порождают ощущение плавного, ритмично восходящего движения. Взаимосвязь конструктивной логики здания и его декорации проявляется в выборе форм ведущего архитектурного мотива - арки. В порталах арки спокойны и упруги, декоративным арочкам аркатурно-колончатого фриза на границе 2 тектонических зон придана напряженная подковообразная форма, высоко расположенные арки закомар вытянуты по вертикали в расчете на взгляд снизу. Резной убор органично слит с архитектурной формой.

http://pravenc.ru/text/178253.html

В архитектуре собора развита объемно-планировочная структура крестово-купольного храма, а также основные формы пластики Владимиро-Суздальского культового зодчества. Детальная пластическая обработка фасадов и интерьера аналогична церкви Покрова на Нерли и Рождественского собора в Боголюбове. Фасады этих храмов формируются сложными пилястрами и аркатурным фризом, перспективными порталами, щелевидными окнами с многообломным обрамлением, белокаменной резьбой. Внешний облик собора полностью соответствует его внутренней структуре. Внутренним столбам отвечают фасадные лопатки, которые членят западную, северную и южную стены основного объема здания на три вертикальных прясла. Тонкие колонки членят также наружные плоскости каждой апсиды. Закомары, завершающие прясла фасадов, отражают форму цилиндрических сводов. Отлив стен расположен на уровне хор собора. Под отливом идет широкий аркатурно-колончатый фриз. Каждое прясло стен фасадов над аркатурным фризом прорезано узким щелевидным окном с перспективным обрамлением; небольшие простые по форме окна расположены под аркатурным фризом в северном и южном пряслах западного фасада. В средней трети фасадов размещены перспективные входные порталы с богато орнаментированным обрамлением. Завершением храма служит массивный барабан главы со шлемовидным куполом; стена барабана прорезана световыми проемами. Язык пластики Дмитриевского собора способствует созданию образа пышного дворцового храма. Резьба украшает верхнюю половину прясел стен основного объема, простенки барабана, аркатурно-колончатые фризы и архивольты порталов. Выразительности тектонически сильной стены способствует особая четкость горизонтальных рядов кладки здания. А также характерное для массивной стены членение здания по вертикали, соответствующее естественному увеличению ее тяжести сверху вниз. Ритму основных членений сопутствует увеличение богатства декоративного убора храма по мере уменьшения толщины и тяжести стены. Увеличение богатства пластики происходит последовательно в трех основных членениях храма: в нижней, верхней частях основного объема и в барабане. Примечательна также концентрация декора преимущественно в венчании каждой из этих частей здания. В первой части особенно насыщен орнаментом аркатурный фриз. Колонки фриза и промежутки между ними, покрытые резьбой, представляют собой сплошную орнаментированную ленту. Особой декоративностью отличается верхняя часть основного объема собора. На фоне белокаменной резьбы, заполняющей все прясла стен, выделяются гладкие пилястры, арки закомар и откосы окон. Наиболее богато украшен барабан, его украшает непрерывный ряд арок на колонках, которые обрамляют чередующиеся световые проемы и простенки. Волнистая линия кокошников завершает барабан и создает последовательный переход к шлемовидной форме купола. Скульптурное убранство собора выше аркатурного фриза также дифференцировано по вертикали от горельефа в вершине закомар основного объема до углубленного в стену рельефа карниза барабана.

http://sobory.ru/article/?object=00188

Нижняя зона фасадов и апсид украшены резными аркатурно-колончатыми поясами, колонки которых имеют резные капители и фигурные консоли . Капители покрыты плотно прилегающими к тулову лиственными пальметтами и деревцами с крученым стволом, увенчанными похожими на пальмы лиственными кронами. Мотив пальмовидного деревца присутствует и в резьбе архивольтов порталов церкви. Мотивы резных консолей разнообразны: " улыбающиеся " львы; усатые личины - то ли мужские, то ли львиные; вздыбленные химеровидные крылатые зверьки; изборожденные поперечными морщинами морды (т.н. " свинячьи рыла " ); профильные фигурки барсов, львов и геральдических орлов с нимбами; девичьи лики с двумя симметрично обрамляющими их косами. Набор этих мотивов, как и форма капителей, впоследствии повторялась на стенах более поздних владимиро-суздальских соборов. Среди имевшихся на начало XXI века консолей часть были исполнены заново из штука в XIX веке; другие в ходе ремонтов, вероятно, поменялись местами. Подобные аркатурно-колончатые пояса известны в соборах Италии и Германии , однако там они размещались, как правило, вверху стен и вдоль линии щипцовых завершений фасадов. Особо сходные по декору капители и консоли часто встречаются в памятниках Северной Италии - Ломбардии и Тосканы . Плоская орнаментальная резьба в виде растительных мотивов, по-видимому, воспроизводит традицию резного декора порталов романских соборов. Схожие морды зверей с поперечными морщинами-врезами - но при этом снабженные рогами - известны среди резных камней Миланского Антониевского собора . В отличие от фасадов, интерьер церкви почти лишен резного убранства. Оно ограничено лишь двадцатью парами резных, лежащих хвостами друг к другу львов, расположенных в пятах арок подкупольных столбов и в пятах арок, перекинутых от них на стены собора. Исполнены они разными мастерами, морды их разнообразны по своему выражению и настроению - одни ухмыляются беззубыми ртами, другие хищно скалят зубастые пасти. Их соотносят с символами побежденных злых сил, которые традиционно изображались под сводами романских соборов , но не в пятах арок, а на капителях. Высота рельефа этих львов значительно превышает высоту резных изображений на фасадах, но уступает высоте рельефов львов в интерьере Успенского собора .

http://drevo-info.ru/articles/24374.html

Углы основного четверика и трапезной выделены пучками колонок. На главных осях боковых фасадов четверика расположены крупные перспективные порталы с необычайно богатыми наборными профилями из дынек и бусин. Крупные арочные окна по их сторонам обрамлены наличниками с прогнутыми килевидными рамками, окна второго света размещены по двум осям и имеют гребешковые очелья. Широкий наборный карниз из городков, поребрика и пилы раскрепован у пят четырех крупных кокошников аттика. Барабаны опоясаны аркатурно-колончатыми поясами. Грани четверика и столпа колокольни обработаны ширинками, на углах - лопатки. В основании шатра с северной стороны, над килевидными завершениями арок звона, выступает надстройка часового механизма. К западному фасаду примыкает поздний притвор с фронтонным портиком, где шесть колонн, расположенные попарно, обрамляют вход в храм и в палатки. Основное помещение храма перекрыто поперечным лотковым сводом, апсида - конхой, трапезная - полулотковым с распалубками над окнами. Первый ярус колокольни имеет крестовый свод; помещения палаток - коробовые. Клеевая роспись в четверике и трапезной - характерный образец живописи 1-й пол. 19 в., в котором сочетаются барочные по стилю композиции и классицистический гризайльный декор. В исполнении отдельных фигур широко использованы приемы иконного письма, условная моделировка объемов. Первоначальный колорит отличался богатством цветовой палитры, состоящей из преимущественно ярких, светлых, легких тонов. В своде представлена композиция " Коронование Богоматери " в окружении ангелов. Три стены объединены живописным антаблементом, проходящим между окнами верхнего и нижнего света. Антаблемент несут украшенные капителями рисованные колонны, а над ним изображена аркада композитного ордера. Эта гризайльная декорация составляет основу всей структуры росписи. Композиции расположены на стенах в два яруса: вверху в центре боковых стен изображены " Покров " (южная) и " Похвала Богоматери " (северная), внизу - фигуры святых. На западной стене над аркой - большая композиция " Страшный суд " , а по сторонам от нее - по три евангельских композиции (одна над другой).

http://sobory.ru/article/?object=05995

При строительстве собора XIII в. были широко использованы строительные материалы разобранного более древнего здания. Новый материал — тесаный камень — употреблялся главным образом для облицовки стен, а внутри стен в большом количестве имеются плинфы. Местами в нижних частях стен встречены даже целые блоки кирпичной кладки Мономахова собора. Уровень пола собора XIII в. на 2.15 м выше пола собора Мономаха. Основной строительный материал собора XIII в. — слегка кремовый по цвету туф. Поверхность стен, по-видимому, промазывали с фасада известковым раствором. Более плотный известняк предназначался для цоколя, лопаток, полуколонок, апсид, порталов, аркатурно-колончатого пояса, т. е. частей здания, требующих точной и чистой обработки. Очевидно, значительное количество резных деталей имелось в несохранившейся верхней части здания; некоторые фрагменты этой резьбы были найдены использованными в XVI в. при ремонте цоколя собора. Полы храма были выстланы поливными керамическими плитками. В соборе уцелели фрагменты фресковой росписи, законченной в 1233 г. В западном портале собора и в портале южного притвора сохранились «писанные золотом» врата, сделанные в XIII в. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси, т. 1, с. 27-32; т. 2, с. 19-42; Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. — М., 1975; Дубинин А.Ф. Из истории изучения Суздальского собора. — СА, 1972, 2, с. 139-148; Власов И.И. Живопись 1233 г. в диаконнике Рождественского собора Суздаля и ее реконструкция. — СА, 1976, 1, с. 220; Варганов А. Д. 1) Еще раз о Суздальском соборе. — СА, 1977, 2, с. 249-255; 2) История одного здания. — В кн.: О крае родном. — Ярославль, 1978, с. 19-29; 3) Отчет о работах в Суздале. — Арх. ЛОИА, ф. 35, on. 1, 1940, 20; Афанасьев К.Н. Построеппе архитектурной формы…, с. 182-184; Овчинников А.Н. Суздальские Златые врата. — М., 1978. Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. - Ленинград: Наука, 1982. – 136 с. – (Археология СССР. Свод археологических источников. – Вып. Е1-47

http://sobory.ru/article/?object=00195

Описание. Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы - 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов. Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада включают в себя белокаменные рельефами, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком. Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева . Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Собор, вид сверху Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле " елизаветинского барокко " . Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010