Ростов. Рождественский монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Как сообщает описатель Рождественского монастыря протоиерей Аристарх Израилев, побудительным поводом для строительства Тихвинской церкви послужило исцеление у чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы рясофорной послушницы Амфилохии (в миру Екатерины Григорьевны Тихановской). Екатерина Григорьевна, дочь ростовского купца, поступила в монастырь 29 марта 1829 г., при постриге в рясофор она получила имя Амфилохия. В монастыре у нее была своя келия, расположенная рядом с Рождественским собором. 16 июля 1838 г. перед всенощной она крепко заснула. Когда ударил колокол, она резко соскочила с дивана, и у нее начались беспрерывные «качания» вперед-назад, повредилась речь, чуть позже отнялась левая рука, а затем, частично, и правая нога. Болезнь продолжалась почти целый год без всяких изменений к лучшему, и послушница Амфилохия стала впадать в уныние. Однажды ей приснился сон следующего содержания: настоятельница обители игумения Павла (Шатилова) говорит ей, что она должна пойти в церковь и заказать Тихвинской иконе Божией Матери молебен с водоосвящением. На другой день Амфилохия рассказала игумении свой сон, но та не порекомендовала сразу же исполнять совет, данный во сне. Сон повторился еще дважды, после чего с благословения игумении болящую привели в храм, где священник Иоанн Ржевский совершил водосвятный молебен, во время которого над головой Амфилохии читали Евангелие. Затем больную послушницу подвели к Тихвинской иконе. Приложившись к святому образу, она увидела многочисленные огненные искры, летевшие от иконы. «Качания», мучившие её, сразу же прекратились, речь стала более внятной, а со временем она стала совсем здоровой. Игумения Павла была свидетельницей этого чуда и задумала в благодарность Божией Матери за явленную милость воздвигнуть второй храм в обители в честь Ее Тихвинской иконы. Подготовка к строительству храма началась уже в 1840 г. Церковь была построена по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова (1770–1843). Основной объем Тихвинского храма представляет собой высокий двусветный четверик. Здание двухэтажное. Русско-византийский стиль (его еще называют «национальный стиль») проявляется в следующих архитектурных решениях: храм пятиглавый, барабан, на котором утвержден центральный купол, больших размеров, чем барабаны и купол боковых глав, поставленных на углах здания. На барабанах глав - световые окна и аркатурно-колончатый пояс, окна храма украшены наличниками с кокошниками.

http://sobory.ru/article/?object=05698

Колокольня Воскресенского храма сделана более узкой, чем колокольня Московского кремля, перекликаясь образно с фабричными трубами (символами местного процветания в начале ХХ века), но немного выше (высота - около 80 м) московского прототипа (это было личное пожелание заказчика храма Ивана Кокорева). Большой, равновысокий храму четверик колокольни в два уровня с полукружиями наружных стен на каждом фасаде несёт глухой восьмерик с тремя ярусами кокошников. Выше расположен стройный восьмерик с ярусом звона и одним рядом кокошников, а затем - ещё меньший восьмерик с узкими арочными проёмами. Переходом к цилиндрическому барабану главы служат три ряда мелких кокошников " вперебежку " . Утраченная золоченая надпись в два ряда куполов колокольни раньше ещё больше подчёркивала сходство с Иваном Великим. Для храма на колокольном заводе Забенкиных в г. Костроме был отлит гигантский колокол весом в 1700 пудов (более 27 тонн). В убранстве фасадов выделяется аркатурно-колончатый пояс на половине высоты стен храма и колокольни и в завершении апсид, прерывающийся на пилонах ширинками с контррельефными крестами и ромбами. На пилоны опираются архивольты закомар сильного выноса, особенно далеко выдвинутые на восточном фасаде над апсидами, где их поддерживают группы из четырёх тонких колонок, не имеющие аналогов на Руси. Узкие вертикальные окна (нижние прямоугольные, верхние арочные) лишены обрамлений. Пятиглавая церковь, с очень высокой столпообразной колокольней, поражает своей грандиозностью, которая особенно сильно ощущается на фоне окружающей одноэтажной застройки. Впечатляют огромные майоликовые панно в оригинальных вогнутых нишах-экседрах с порталами, расположенные на нижнем ярусе колокольни. Они были изготовлены на знаменитом Абрамцевском гончарном заводе по рисункам Ивана Кузнецова и аналогов не имеют, являясь уникальным, и вместе с тем характерным, произведением искусства эпохи модерна. Входы в храм, сохранившие эффектные металлические двуполые двери с филёнками, декорированы майоликовыми панно - уникальными произведениями монументального искусства начала ХХ века. По приблизительным подсчётам, майолика " Красного " храма состояла из 12-14 тысяч керамических плиток.

http://sobory.ru/article/?object=01503

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты Сретенская церковь над Водяными воротами, обращённая к дороге на Углич, построена одновременно со звонницей в 1680 году. Завершён стройный объём храма пятиглавием, в котором боковые главы на глухих, тонких, богато декорированных барабанах противопоставлены массивной центральной главе на широком световом барабане. Основной куб Сретенской церкви разделён в центре лопаткой, доходящей до колончатого фриза. Небольшие заглублённые окошки по сторонам лопатки завершены огромными узорчатыми наличниками, подчёркивающими декоративное начало в образе Сретенской церкви. Сочный рельеф наличников ярко и неповторимо красочно подхвачен в архитектуре Водяных ворот и примыкающей к храму с запада и севера галереи. Ворота, имеющие два неравных по величине проезда и галерея покрыты сплошным кирпичным узором. Умелое чередование больших пластичных деталей с мелким рельефом декора создаёт богатую игру света и тени. Особенно выразителен нижний пояс аркады галереи и арки ворот, обильно украшенные " вислым каменьем " . Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 " ... Одним из великолепных образцов богато украшенной архитектуры XVII века в Борисоглебском монастыре является церковь Сретения над северными, Водяными, воротами. В литературе, посвященной монастырю, она датировалась 1680 годом. Однако, по сообщениям монастырских архивов, Сретенскую церковь построили во времена Петра I и освятили в 1692 году. Таким образом, время возведения этого храма следует отнести к началу 90-х годов XVII столетия. Стиль конца века чувствуется во всем облике здания: исчезает традиционное трехчастное деление стен пилястрами, северная и южная стены рассекаются лопатками на два прясла, а две другие стены не имеют членений, верх сооружения охвачен широким аркатурным поясом с изящными колонками с бусинами, а удлиненные проемы окон обрамлены нарядными килевидными наличниками. Высокий кубический объем храма возносится над воротами с двумя асимметричными проездами и небольшими фланкирующими башнями. Башни замыкают паперть и ворота, маскируют присоединение церкви к монастырским стенам, являясь, таким образом, связующим звеном между оградой и храмом. Вся композиция тщательно продумана, и храм выглядит необычайно легким и стройным. С восточной стороны храма находится апсида прямоугольной формы. Паперть у западной стены выполнена с применением уже несколько архаичных для конца XVII века форм. В западной галерее имеется лестница, ведущая внутрь храма.

http://sobory.ru/article/?object=05677

Меж описанных зданий звонницы и трапезной, составляющих как бы боковые кулисы, очень торжественно рисуется мощный пятиглавый массив Преображенского собора XVI века, опоясанный суховатым аркатурно-колончатым фризом и украшенный в XVII столетии наружной росписью. Видимо, роспись главных южного и западного фасадов входила и в первоначальный замысел здания, так как вместо обычных щелевидных окон во втором ярусе над поясом были сделаны широкие светлые оконные проемы, связанные с аркатурой пояса. Большую живописность придает зданию примыкающий к его юго-восточному углу придельный храмик. Он, видимо, был сооружен раньше собора — в 1507—1511 годах. Таким образом, первый каменный храм монастыря был всего лишь памятной маленькой бесстолпной церковкой над могилой Евфимия; к ее четверику с запада, возможно, примыкала небольшая паперть. В середине или в конце XVI века к этой церковке был пристроен большой собор, а придел был переименован в Евфимиевский. Совершенно такой же случай известен в эти годы в Никитском монастыре в Переславле-Залесском, где подобный маленький храм, построенный Василием III над могилой местного «святого» Никиты, стал приделом грандиозного собора, сооруженного в 1564 году. Бесстолпные храмики этого типа, появляющиеся на посадах Москвы в конце XV и начале XVI века, характеризуются известным демократизмом и интимной простотой. Тождество фасадной обработки придела и собора, видимо, объясняется тем, что фасады старой надгробной церковки были переработаны строителями собора. Если в рассмотренных памятниках — звоннице и трапезной — много новизны и живой творческой мысли, которыми так богато искусство XVI и XVII столетий, то собор стоит целиком в русле старозаветных традиций, которые характерны для строительства XVI века в крупных монастырях и городских кремлях. Однако от древности здесь остались лишь формы, «иконография»; и те же традиционные лопатки — очень худосочные по отношению к масштабам здания, перспективные порталы с украшенными рельефным орнаментом капителями, переутонченный колончатый пояс, «освященное пятиглавие» — все эти детали не создают уже той силы и цельности образа, которые так покоряют в памятниках XII—XIII веков.

http://sobory.ru/article/?object=00200

Археологические раскопки, которые проводились под руководством профессора Воронина Н. Н., указали, что нововыстроенный каменный храм был выставлен на фундамент прежнего деревянного храма, но при этом использовался белый камень, примененный в нижней части стен. На сегодняшний день существует церковь, выстроенная под конец 18 столетия на месте более ранней деревянной, которая полностью сгорела в 1778 году. В период возведения кирпичной церкви Спаса Преображения рабочие старались несколько подражать старинным формам, включая аркатурно-колончатый пояс, имитацию под белокаменную кладку, членение фасадов при помощи лопаток, а также перспективные порталы. Стоит отметить, что храмовые фасады имеют ордерное членение, а над большими оконными проемами расположены сандрики, находящиеся в сложно оформленных наличниках. Завершение четверика оформлено узорчатым многопрофильным карнизом. Описанные приемы свидетельствуют о наличии барочной традиции, столь характерной для того времени. Важным свойством храма Спаса Преображения является динамичное завершение верхней части путем поднятия кровли, над которой круто возвышается восьмигранный двухъярусный барабан, венчание которого осуществлено при помощи луковичной главки. С восточной стороны к храмовому объему тесно примыкает внушительных размеров апсида. Подводя итог, можно сказать, что в результате строительства получился интересный объект, наглядно представляющий соединение приемов барокко и домонгольской архитектуры. Главный храмовый объём представляет собой бесстолпный двусветный высокий четверик, который имеет перекрытия, оформленный сомкнутым сводом с проходом, ведущим в световой барабан. В результате примененных приемов получается максимально просторное и светлое пространство. Имеющиеся три проема, оформленные в форме арок, ведут в большую апсиду, которая представлена в виде конхи с внутренними оконными распалубками. Что касается храма Николая Чудотворца, то его церковные фасады имеют совершенно небольшой кубический объем и завершаются широким резным бордюром, составленным из кокошников. На сегодняшний день кокошники несколько скрыты новой четырехскатной кровлей. Особое внимание привлекают удивительно красивые оконные наличники, являющиеся настоящим произведением искусства. Церковь Николая Чудотворца стоит в тесной связи с колокольней, выстроенной в виде башни квадратной формы со слепыми арками, а также продолговатым поясом из профилированных ниш с изящными изразцами. Церковный ярус звона вымощен арками, расположенными на небольших квадратных столбах. Существует мнение, что первоначально колокольня располагала четырехгранным шатровым покрытием.

http://sobory.ru/article/?object=01839

В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Богослужения в храме не проходят. Архитектура [ править править код ] План Дмитриевского собора Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке), по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение. Фасадная часть собора состоит из трёх ярусов, нижний лишён убранства, и на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус – это аркатурный колончатый пояс с белокаменными фигурами и орнаментом. Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане. Венчает собор золочёный пологий купол в форме богатырского шлема. На куполе водружён широкий крест из золочёной меди. На южном фасаде храма расположена масштабная композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса». Сюжет композиции не традиционен для православного храма, однако в XII веке был очень популярен. На руках у Александра Македонского сидят маленькие львята, которые так манят грифонов — ужасных чудовищ. Псалмопевец царь Давид, поющий и сидящий с гуслями в руках, является главной фигурой в убранстве и занимает центральное место на всех фасадах. Дмитриевский собор небольшой по размерам, поскольку строился только для семьи князя и был его домовой церковью. Рельефы [ править править код ] Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями). Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной скульптуры собора, поэтому на ней изображено множество геральдических символов — львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей и т. п Внутреннее убранство [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Дмитриевский_с...

После упразднения В. З. м. его храмы стали приходскими, имущество обители было передано во владимирский Успенский собор и в Рождественский собор в Суздале. В бывш. монастырских зданиях, частично переданных гарнизонному батальону, разместились комендант и канцелярия военно-сиротской школы. Во время городского пожара в 1778 г. Спасская ц. разрушилась, на ее фундаменте в посл. четв. XVIII в. построили одноименный храм, сохранившийся до наст. времени. Его архитектурные формы характерны для владимирских церквей кон. XVIII в.: четверик с карнизом у основания с выпуклой, слегка овальной кровлей, завершающийся 2 ярусами убывающих барабанов, нижний - световой восьмерик, верхний - глухой, увенчанный луковичной главкой с крестом. К четверику примыкает алтарная апсида с главкой, на западе - паперть с крыльцом. В отделке фасадов применены необычные для XVIII в. мотивы владимиро-суздальской архитектуры. Пытаясь подражать формам древнего здания, строители повторили в огрубленном виде аркатурно-колончатый пояс, членение лопатками, перспективные порталы входов, имитировали в штукатурке «белокаменную» кладку. В 1872 г. причт Преображенской ц. состоял из священника, диакона и пономаря, в кон. XIX - нач. XX в.- священника и псаломщика. В 1913 г. церковь не владела землей, клирики состояли на казенном жалованье. В 1849 г. в Никольской ц. был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в авг. 1872 г. при храме открылась б-ка. 20 июля 1920 г. между местными органами советской власти и верующими было подписано соглашение о безвозмездной передаче прихожанам Спасского и Никольского храмов, приходы к-рых принадлежали к Патриаршей («тихоновской») Церкви. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из храмов 14 мая 1922 г. была конфискована серебряная утварь. На заседании президиума Владимирского городского совета 28 июля 1938 г. было принято решение о «ликвидации Спасской летней и зимней церквей». В сент. храмы были закрыты. Спасский храм передали владимирской конторе Заготзерно, к 1948 г. оба храма использовал трест Облзаготзерно. В 50-х гг. Никольский храм был уничтожен. В 80-х - нач. 90-х гг. Спасская ц. использовалась как склад декораций Владимирского обл. драмтеатра. Летом 1993 г. церковь была возвращена РПЦ, освящена 15 марта 1997 г. К 2000 г. близ Спасской ц. возведена часовня.

http://pravenc.ru/text/154983.html

Древний храм освободили от пристроек только в ХХ веке — реставрация шла с 1923 по 1980 год. Ил.: Вариант реконструкции первоначального вида собора; Строительство собора : Было настолько значительным событием, что через 350 лет летописец упомянул его в Лицевом своде царя Ивана Грозного — иллюстрированной энциклопедии, созданной в единственном экземпляре. Ил.: Рисунок из Лицевого свода, где князь Святослав Всеволодович с боярами изображен на фоне Георгиевского собора; Белый камень : Это известняк. Белокаменное строительство было примерно в десять раз дороже постройки из кирпича. Поэтому из известняка в XII веке строили только самые важные здания; Аркатурно-колончатый пояс : Указано, в каком месте фасада находится; Резной орнамент и видения Апокалипсиса : Орнамент покрывает практически всю наружную площадь стен. На нем есть фигуры и лики святых, птицы, растения, животные, грифоны и даже слон (его изображения нет больше ни в одном храме мира). Ученые до сих пор спорят о происхождении и смыслах этих образов. По их мнению резные изображения на соборе — иллюстрация ветхозаветного видения пророка Иезекииля, в котором описывается явленный ему храм (Иез 41:17-19). Ил.: Слон (с указанием места его изображения на стене); Лев (один из самых знаменитых барельефов храма); Видение пророка Иезекииля. Рафаэль Санти. 1518//Фома. - — август 2021. - С.70-73. - (раздел « Культура », рубрика « Дорога к храму »). Михаил Кукин . «Успение Девы Марии» Караваджо: какие «знаки Христа» скрыл в своей картине этот противоречивый гений. [«Успение Девы Марии» Караваджо сегодня общепризнанный шедевр, одна из жемчужин коллекции Лувра. Однако так было не всегда. История этой картины, написанной для римской церкви Санта-Мария-делла-Скала, драматична, до сих пор с ней связано множество нерешенных вопросов, на протяжении нескольких столетий мы видим самые противоречивые ее трактовки и полярные оценки — от полного неприятия до безусловного восхищения]. Ил.: Портрет Караваджо. Оттавио Леони, 1621; Автограф Караваджо; Голова Голиафа — автопортрет Караваджо на картине «Давид с головой Голиафа», 1610; Санта-Мария-делла-Скала, Рим.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-220-...

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим по своему облику близка приходским суздальским храмам второй половины XVII – середины XVIII века. Она представляет собой кубическую постройку, крытую на четыре ската сомкнутым сводом и увенчанную пятью главками на стройных барабанах. С запада к ней примыкает значительных размеров апсида. Нужно отметить, что в XVIII столетии четыре главки по непонятным причинам были разобраны, поэтому на фотографиях 1910 и даже 1989 года, а также в изданиях 1960-х – 1970-х годов мы видим церковь под одной главкой Исторический облик храму вернули только в 1990-е годы. Декор храма достаточно скромен, но привлекает внимание изяществом своего рисунка. Барабаны под главками украшены характерным для Суздаля указанного периода «аркатурно-колончатым поясом». Он представляет собой тонкие столбики с перехватом, соединенные килевидными арочками. В верхней части каждый из барабанов опоясывает «городчатый» фриз, а у невысоких постаментов внизу расположены кокошники с широким внешним краем. Пояс точно таких же кокошников, но более сложного профиля украшает верх самого храма. Кокошнички опираются на консоли необычной формы. Исследователи неоднократно отмечали, что аналогов этой формы в Суздале до Входоиерусалимской церкви не встречалось Входы в церковь выполнены в традиционной местной манере – в виде портала под многопрофильной аркадой, опирающейся на три столбика с каждой стороны. По сторонам от них размещены вытянутые окна с полуциркульным верхом (по два с севера и юга). Они декорированы нарядными наличниками. По сторонам установлены опирающиеся на консоли столбики, соединенные сверху и снизу карнизами. Венчают их трехлопастные, ощутимо пластичные, килевидные арочки сложного профиля. Столь же празднично украшена широкая апсида очень эффектной формы - в виде четверти окружности. Ее верхний край опоясывает уже знакомый нам «городчатый» фриз. Основной объем тремя столбиками разделен на пять частей. В три центральных сегмента искусно вписаны окна той же формы, что и на стенах церкви. Также выполнены и обрамления окон. Наиболее близким аналогом для Входоиерусалимского храма (включая и форму апсиды) можно назвать решение церкви святителя Николая Никольского прихода (1720 – 1739 годы). Довольно много общих мотивов мы находим и в архитектуре церкви Вознесения Господня (1695 год), и некоторых других храмов этого времени. В целом, декор представляет собой редкостно гармоничное сочетание перекликающихся между собой деталей традиционного суздальского зодчества и архитектуры уже зарождающегося нового местного стиля.

http://sobory.ru/article/?object=05921

Суховатое, но дельное описание церкви Рождества Христова можно найти у историка архитектуры С.А. Агафонова. Он пишет: " Церковь Рождества Христова построена в виде чёткого кубического объёма. Стены её традиционно расчленены лопатками на три части, каждая из которых заканчивается закомарой. На гладких плоскостях белых стен окна с их обрамлениями занимают незначительное место. Простые цилиндрические барабаны завершаются пятью шлемовидными главами, покрытыми блестящей зелёной черепицей (черепицы, к сожалению, уже нет) с крестами архаической формы, сходной с образцами XV-XVI вв. Приземистые алтарные апсиды подчёркивают высоту стен и геометрическую правильность граней основного объёма. С трёх сторон церковь была окружена одноэтажной галереей, позднее превращённой в закрытую паперть. С севера и с юга к церкви пристроены кубические невысокие приделы. Они имеют по одной главе, переходом к которой служили ступенчатые ярусы кокошников, скрытые сейчас под железной кровлей. Над юго-западным углом галереи стояла колокольня, впоследствии разобранная " . О роли приделов в общей композиции церкви Рождества Христова С.Л. Агафонов пишет: " Простые контуры церкви Рождества Христова производят впечатление спокойного величия, чему в немалой степени способствует контраст её основного объёма с пластически более развитыми, но небольшими приделами " . Фасады храма очень " регулярны " . Каждый разделён лопатками на три прясла, и единственным декоративным (впрочем, столько же и функциональным) элементом каждого прясла является окно, довольно высокое и узкое. При этом наличники, увенчанные килевидными завершениями, очень просты и даже строги. Столь же скупо, как фасады, оформлены и световые барабаны. Аркатурно-колончатый пояс и окна, лишённые каких бы то ни было наличников, - вот и всё. Что касается крестов " архаической формы " , то они слегка напоминают кресты кремлёвского Успенского собора. Раньше открытая галерея сообщала храму большую выразительность. Однако отечественный климат, когда и летом и зимой было некомфортно находится в этой галерее.

http://sobory.ru/article/?object=00899

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010