Храм завершается спокойным позакомарным покрытием. Западный и восточный фасады имеют центральную симметрию, апсиды почти той же высоты, что и храм. С запада, севера и юга по оси подкупольного пространства расположены перспективные порталы с резными архивольтами и капителями колонн, с востока главная ось храма подчёркнута более высоким окном центральной апсиды. Для того, чтобы уравновесить несимметричные северный и южный фасады, зодчий уменьшил выступ округлых апсид и сделал восточные прясла гораздо уже, чем центральные и западные. Значительный вынос угловых лопаток, с диагонально поставленными колонками, визуально скрадывает выступы апсид и объёдиняет их с восточными пряслами основного объёма храма. Иллюзорно это создаёт эффект центричной композиции. Резные перспективные порталы входов занимают всю ширину среднего прясла. Мощные лопатки, со сложным профилем и сильно выступающими полуколонками, поднимаются от цоколя до закомар. Примерно посредине прясел идёт ажурный аркатурно-колончатый пояс, толщина стены над ним уменьшается, это подчеркивается профилировкой лопаток, получивших два дополнительных уступа. Из-за этого прясла в нижней части получились шире, чем в верхней. Возникает ощущение, что стены имеют небольшой наклон и визуально храм кажется более высоким. Это подчёркивают и щелевидные окна, которые расположены в глубоких уступчатых арочных нишах и начинаются прямо от аркатурного пояса. В верхней зоне прясел, в тимпанах закомар, расположены немногочисленные рельефы. Стройный световой барабан имеет узкие щелевидные окна, его высота подчёркнута аркатурой с декоративными полуколонками. Ещё один аркатурно-колончатый пояс завершает верх апсид. Часть его полуколонок идёт на всю высоту, до цоколя. Все декоративные элементы фасадов храма имеют ясно выраженную вертикальную устремлённость. Хотя церковь Покрова на Нерли не имеет ярусного завершения, как смоленский и черниговский храмы, в ней есть то же стремительное движение ввысь. Оно создаётся нарастающим ритмом арок, который начинается с мощных порталов входов, подхватывается изящным аркатурным поясом, затем продолжается уступчатыми арками оконных ниш, переходит в повторяющиеся профили упругих полуциркульных закомар и завершается вверху стройной аркадой барабана.

http://sobory.ru/lib/3_drevnerusskie.htm...

Зонтикову, который писал, что " ... Декор храма был сдержан. Три стены четверика украшал аркатурно-колончатый пояс килевидной формы из тонких валиков, как бы в миниатюре продолжающийся и на барабанах глав придельных храмов. Выше его шёл декоративный фриз, состоящий из прямоугольных кирпичных нишек с " каплеобразными " углублениями в их донцах " . Алтарные апсиды оформлены более сдержанно, чем плоскости фасадов (это отчасти и понятно: на аркатурно-колончатый пояс и фриз здесь просто не досталось бы места). Особый эстетический вес имеют наличники - в первую очередь, наличник центральной апсиды. При владельцах усадьбы Морозовых колокольня имела обычное для своего времени устройство: увенчанный шатром восьмерик на четверике. Во второй половине XVIII века восьмерик разобрали и возвели новый, тоже восьмигранный, ярус звона, теперь уже завершённый не шатром, а барочным куполом с маленькой главкой. Своды Ильинского храма поддерживаются двумя столпами. Такая конструкция встречается реже, чем четырёхстолпная, но надо отметить, что для Костромы это как раз вполне традиционный подход: двухстолпным был Успенский собор Костромского кремля. Изначально столпы Ильинского храма имели более внушительный вид. Но в XVIII веке, когда церковь утратила усадебный " статус " и стала приходской, оказалось, что для прихожан (пусть и не так уж многочисленных) пространства, оставляемого столпами, явно мало. И столпы пообтесали - к счастью, без урона для всего здания, а то ведь бывало и такое: окна вздумают растесать, а храм возьми да и рухни. Как предполагают исследователи, вскоре после постройки Христорождественская церковь могла быть украшена фресками. Увы, от них не сохранилось и следа, и теперь стены сияют свежей побелкой. Расписаны только порталы, ведущие из южной галереи в придел и в основной четверик. Но и эти росписи - свежие. Первоначальный иконостас храма (точнее, первоначальных было три - центральный и два придельных, но речь в данном случае идёт о центральном) не сохранился до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00649

Совр. облик Б. с. во многом сформировался после первой его профессиональной реставрации, осуществленной архит. Ф. Ф. Рихтером . Подготовка к реставрации началась в 1859 г., работы шли в 1863-1867 гг. Растесанные окна, в т. ч. на центральной апсиде, по аналогии с боковыми алтарными полукружиями получили обрамление в виде аркатурно-колончатого пояса. Были обнаружены керамические балясины, по образцу к-рых был восстановлен декоративный пояс в карнизе апсид. В соответствии с методами архитектурной реставрации, предполагавшими замену разрушающихся деталей их копиями, были высечены из белого камня колонки аркатурно-колончатого пояса на фасадах четверика Б. с. Был также разобран навес над переходом из дворца на хоры Б. с., искажающий зап. фасад храма. Особое внимание при этой реставрации было уделено верхним приделам и их интерьерам, освященным в честь Собора арх. Гавриила, Собора Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Только интерьер придела св. блгв. вел. кн. Александра Невского (прежде вмч. Георгия, а до этого свт. Василия Кесарийского) сохранил облик 1822 г. В реставрируемых приделах (Собора Богородицы, Входа Господня в Иерусалим) были разобраны своды, деревянные закладки в основании барабанов (Собора арх. Гавриила) и закладки окон (Собора Богородицы, Входа Господня в Иерусалим), признанные Рихтером поздними. Пол в этих приделах был выстлан белокаменными плитами с декоративным рисунком, выполненным по образцу сохранявшихся до реставрации подлинных керамических плиток с орнаментом. В 1866 г. в юж. паперти Рихтер обнаружил заложенные в 1836 г. пилон и колонну, украшенные итальянизирующей резьбой. Они были заменены белокаменными копиями, а подлинные отданы в музей Мао. Реставрация и ремонт Б. с. были продолжены в 80-90-х гг. XIX в. и в советский период. В 1946 г. была раскрыта полуколонка в юж. паперти, не найденная Рихтером, а в 1950 г. восстановлен юж. портал собора, раскрытый из-под заделок 1836 г. Приделы собора в XVI-XX вв. Первоначальные посвящения приделов Б. с., сооруженных в 60-х гг. XVI в., известны из летописей. В янв. 1564 г. в сев. паперти были освящены приделы в честь Собора Богородицы и Собора арх. Михаила, первый в зап. части паперти, второй в вост. Престол придела Входа Господня в Иерусалим в зап. части юж. паперти был освящен в дек. 1566 г.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Церковь св. Сергия могла иметь в плане форму греческого креста, – типа плана Вознесенской церкви в Коломенском (без террасы-гульбища). Эту особенность храма пытался отобразить на своем рисунке миниатюрист, хотя и не совсем удачно. Тем не менее на этом рисунке северовосточный угол внутреннего квадрата креста внизу читается вполне отчетливо. Церковь была в целом двухъярусной, причем нижний ярус в форме креста тянулся вверх до уровня полукруглых кокошников в четыре ряда, за которыми следовал невысокий промежуточный квадратный в плане ярус с узкими окошками и двумя рядами кокошников с треугольным завершением, являвшийся основанием для восьмигранного шатра со сходящимися кверху раскреповками. Наверху на низком барабане покоилась аккуратная приземистая главка, увенчанная восьмиконечным крестом. Шатер был облицован цветными изразцами, подобно центральному храму Покровского собора, что на Рву. Углы стен этой церкви были обработаны лопатками. Центральная апсида несколько выступала из плоскости восточной стены наружу и, не доходя до поля закомар, заканчивалась треугольным фронтоном. В нижней части центральной апсиды показано обрамление проема дверного типа, хотя наружный вход в алтарь вряд ли мог быть, так как в средней его части показано довольно большое арочное окно, а в верхней, до основания завершающего треугольника, – колончатый пояс без аркатур. Подобные пояса проходили в средней части крайних апсид и в верхней части всех трех апсид, где они служили основанием для спаренных пилястр с плоскими капителями, поддерживающих арочные завершения закомар. В средней части боковых апсид, на уровне фронтона центральной, изображены маленькие круглые окошки. В боковой северной стене храма кроме арочных окон в закомарах показаны меньшие арочные же окна, располагавшиеся несколько ниже, на уровне круглых окон восточного фасада. Верхний колончатый пояс продолжается на северной стене, а нижний нет. Наконец, на этом фасаде не показаны возможные северные двери, что исключает вход в храм с Троицкой улицы.

http://sobory.ru/article/?object=47551

Уникальное построение восьмериком от земли было использовано в ц. во имя св. Иоанна Предтечи (1714-1723) в Хлынове (ныне Киров). Ряд форм собора И. П. м. был повторен в Иркутске, где каменное строительство вели мастера из Вел. Устюга. Вариант восьмерика от земли присутствовал в архитектуре собора иркутского в честь Вознесения Господня монастыря (1749-1767; не сохр.) и др. построек мон-ря; 2 придела в трапезной части, завершенные малыми восьмериками,- в Крестовоздвиженской ц. (1747-1758), в церквах с одним приделом: святых Прокопия и Иоанна Устюжских (40-е гг. XVIII в.- 1767; не сохр.); Тихвинской (1754-1773; не сохр.), композиция с расширенной трапезной с приделами - в Троицкой (50-е гг. XVIII в.- 1778). Колокольня в И. П. м. была построена отдельно, а не над притвором, как в большинстве вышеперечисленных приходских храмов (отдельно стоящую колокольню (1765) имеет ц. прп. Симеона Столпника). Объемно-пространственное решение сравнительно невысокой 3-ярусной колокольни И. П. м., увенчанной шпилем, повторяло формы собора. Над четвериком 1-го яруса возвышались 3 восьмерика: звона и 2 небольших глухих декоративных. Сохранившиеся корпуса И. П. м. представляют собой добротные строения жилой провинциальной архитектуры. От каре монастырских корпусов уцелел западный одноэтажный корпус в стилистике, переходной от барокко к классицизму, с настоятельскими кельями в северной части (1716-1725?). Здание декорировано оконными проемами с лучковыми перемычками, профилированными наличниками и лопатками. Сохранился также юго-зап. 2-этажный протяженный корпус в русско-визант. стиле (1904; архит. Курицын). Его 1-й этаж прорезан оконными проемами с лучковыми перемычками и профилированными наличниками, 2-й - большими полуциркульными окнами, заключенными в аркатурно-колончатый пояс. Карниз украшен поясами декоративных кронштейнов и поребрика, в основании аркатурно-колончатого пояса представлен пояс ширинок. На территории И. П. м. частично сохранились 2-этажные кирпичный и полукаменный келейные корпуса.

http://pravenc.ru/text/577912.html

Древний аркатурно-колончатый пояс уцелел только в зап. прясле сев. фасада; узнаются образы первых рус. святых - князей Бориса и Глеба. Проч. колонки и фигуры святых вырезаны в основном в XIX в. Исключение составляют 13 колонок и неск. сидящих святых (зап. фасад), снятых с башен. Блоки с раскидистыми «древесами» под фигурами святых также переставлены с башен. Рельефы исполнены в графичной, декоративной манере. Рельефы XIX в. более примитивны. Здесь же, в колончатом поясе зап. фасада, находятся и рельефы XVIII в., отмеченные влиянием искусства эпохи барокко. К ним принадлежит «Св. Троица» с евангелистами (центральный участок аркатурно-колончатого фриза). Др. пояс составляет развернутый на юж. и зап. фасадах цикл с изображением 12 св. конных воинов, в т. ч. великомучеников Георгия Чудотворца (с надписью), Феодора Тирона и Феодора Стратилата (атрибуция Вагнера), Димитрия Солунского (Гладкая видит здесь 2 изображения), св. князей Бориса и Глеба (атрибуция В. А. Плугина). В медальонах и рамках представлены поясные изображения святых, среди к-рых апостолы Петр и Павел на сев. фасаде (с надписями). Образы святых на аркатурном поясе, в медальонах, «всаднический цикл» раскрывают новозаветную тему. Грифон, несущий лань. Рельеф сев. фасада. XII в. Грифон, несущий лань. Рельеф сев. фасада. XII в. Между колончатым поясом, вереницей всадников и рельефами царей с героями представлен весь тварный мир. Звери, птицы, деревья и травы внимают царю Давиду у подножия престола. Лев, барс, грифон, орел - метафоры царственности и покровительства. На фасадах насчитывается 125 крупных изображений льва. Лань и голубица - воплощенные смирение и кротость христианина. Также представлены изображения оленя, барана, онагра, кентавров, фазанов, павлинов, гусей. Густая «звериная» резьба гирляндами и фризами оплетает арки порталов. На юж. портале на спинах 2 львов восседает Давид (надпись над Давидом почти утрачена; долгое время считалось, что это Соломон). На сев. портале вырезан миниатюрный 3-фигурный Деисус с надписями.

http://pravenc.ru/text/178253.html

В это же время были разобраны Феодосьевский придел с северной папертью и перестроена паперть перед южным приделом. В ходе археологических исследований, проведенных на территории Городища в 1989-1990 гг., был вскрыт фундамент Феодосьевского придела и северной паперти храма, по всей видимости, смыкавшейся с западной. Раскопки показали также наличие искусственной подсыпки из песка и глины под всей церковью. Время исчезновения боковых глав церкви неизвестно — в начале XIX столетия она была уже одноглавой. В конце XVIII в. церковная территория была окружена оградой с воротами, устроенными напротив западного входа в храм. В 1938 г. церковь была закрыта, а в 1950-х гг. кладбище вокруг нее было уничтожено, видимо, в это же время была снесена ограда (кроме ворот). В 1985-1990 гг. церковь была реставрирована по проекту архитектора Л.С. Васильева. В 1986 г. по старым фундаментам восстановлена церковная ограда. Приземистый двусветный четверик храма, крытый на четыре ската, с далеко вынесенными низкими скругленными апсидами, увенчан чешуйчатой главкой на цилиндрическом барабане. Примыкающий к апсидам с юга и равный им по высоте одноглавый Ильинский придел, не имеющий алтарного выступа, завершен пологой щипцовой кровлей, образующей пологий фронтон на южном фасаде. Низкая паперть, идущая вдоль южного и западного фасадов, соединяет придел с невысокой двухъярусной колокольней, восьмерик которой, покоящийся на четверике основания, завершен граненой купольной кровлей барочного очертания с маленькой главкой на ярусном барабанчике. Фасадный декор храма выдержан в традициях костромского культового зодчества первой половины - середины XVII в. Здание окружено невысоким профилированным цоколем. Углы объема подчеркнуты огибающими лопатками. На уровне окон второго света проходит аркатурно-колончатый пояс из тонких валиков. Килевидную форму его арок повторяет прекрасный перспективный колончатый портал на северном фасаде. Карниз с фризом, украшенным каплевидными нишками, отрезает своеобразный аттиковый ярус с ложными полуциркульными кокошниками.

http://sobory.ru/article/?object=00649

Кровля на сводах церкви на четыре ската из железа и окрашена зелёной краской. Фонарей глухих на сводах пять с разными выступами. Внизу пояс, потом выше полукруглые выступы. Далее опять пояс, выше продолговатые колонны с закруглением наверху, в середине их впадина и ещё далее пояс круглый и наконец выше пояса выступышашками кирпичными. Глав на церкви пять, они размещены так: четыре с отступкою от углов, в середине пятая. Главы окрашены голубой краской. Кресты на главах железные четырёхконечные с цепями, спускающимися к главам " . Глядя на архитектуру храма, его украшения, отчётливо бросается в глаза его бегунец - образующий на поверхности стен ряд треугольных углублений, попеременно обращённых вершинами вверх и вниз. На стенах храма также видны сухарики - декоративное украшение в виде направленных вниз зубчиков в древнерусской архитектуре. Наличники придают особый колорит зданию, создавая ощущение динамики. Горизонтали наличников подчёркнуты полуколоннами. Навершие представлено многопрофильным трёхчастным завершением, которое по своим чертам напоминает корону. Храмовые барабаны вполне традиционны для русского зодчества XVII века. Они глухие, не выполняют светового назначения. Обильно украшены декором, причём декор одинаков как на центральном барабане, так и на боковых. По периметру всех барабанов протянуты аркатурно-колончатые пояса с бусинами-перехватами посередине. В нижнем поясе барабанов - перспективные килевидные кокошники. В храме три престола: главный - в честь святителя Николая Чудотворца, северный - во имя преподобного Сергия Радонежского, южный - во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Трапезная достаточно обширна. Она вытянута по оси запад-восток. Из неё можно попасть и в основное пространство храма, и в оба придела. Стены и своды трапезной расписаны; среди сюжетов, размещённых здесь, можно увидеть " Сошествие Святого Духа на апостолов " , " Вознесение Господне " , а также другие композиции. В четверик храма из трапезной ведёт широкий проход через арку.

http://sobory.ru/article/?object=03506

Образом Успенского собора Московского Кремля навеяны строй могучего пятиглавия, а также общие пропорции здания, создающие впечатление спокойного, но вместе с тем громадного массива. Стены же, филёнки, горизонтальные тяги напоминают московский Архангельский собор. Вместе с тем в ростовском памятнике окон, согласно владимирской традиции в аркатурном поясе нет, они расположены над ним. Разная ширина вертикальных членений южного и северного фасадов отсылает нас к владимирскому Успенскому собору. Южное крыльцо на столбах с двойными арками и висячими гирьками относится к концу XVII века. Фресковые росписи паперти выполнены в 1697 году. Западный вход в Успенский собор оформлен перспективным порталом. В 1671 году он был расписан орнаментом, от которого сохранились лишь фрагменты. Портал содержит черты как владимиро-суздальского зодчества XII - XIII веков (арочная дуга без килевидного завершения), так и раннемосковского зодчества XIV - первой половины XV столетий ( " дыньки " на полуколонках обрамления). По периметру храма, между верхним и нижним рядами окон, тянется узорчатый аркатурно-колончатый пояс. Он восходит к аркатурно-колончатому фризу московского Успенского собора, который, в свою очередь, был создан на основе фриза Успенского собора во Владимире. Позакомарная кровля собора восстановлена во время реставрационных работ, проводившихся в Ростове с осени 1953 года, после мощнейшего смерча, который повредил соборный храм и другие ростовские церкви. Разрушения открывали небывалые возможности для натурного исследования памятников и, следовательно, для научной реставрации всего Ростовского кремля. Было решено воссоздать первоначальный облик кремля, а Успенский собор - в формах, близких первоначальным, но при этом не выбивающихся из общей стилистики кремлёвского ансамбля. В ходе реставрации позакомарные и многоскатные покрытия на Успенском соборе вернулись к формам XVI века, луковичные же главы соответствуют эпохе митрополита Ионы Сысоевича (1652-1690). Внутри храм поражает своей высотой.

http://sobory.ru/article/?object=00224

Георгиевский собор (Юрьев-Польский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Георгиевский собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Содержание История [ править править код ] Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким. Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по своему типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском. В 1230 году сын Всеволода III Большое Гнездо Святослав церковь, которая «обветшала и поломалася», разобрал, а через четыре года было закончено сооружение собора, по словам летописца, «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу храма был пристроен Троицкий придел, куда было перенесено погребение Святослава Всеволодовича. В 1326-1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор, ставшим первым каменным храмом Москвы. В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами В. Д. Ермолина собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым. После восстановления в 1471 году от собора 1230—1234 годов сохранились: с запада — первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса; с востока — цоколь апсид; с юга — притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера — притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс). В последующие столетия восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В 1781 году к храму была пристроена четырёхярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Древний храм буквально утонул в позднейших пристройках. Печальное состояние древнего памятника церковного зодчества обратило на себя внимание специалистов по культуре Древней Руси. В частности об этом с сокрушением писал Н. П. Кондаков. Стараниями протоиерея Александра Георгиевича Знаменского, который был настоятелем храма с 1889 по 1917 год, древний храм был освобождён от пристроек XVIII - XIX веков, а вместо гипертрофированного Троицкого придела поблизости был построен новый Троицкий собор (освящён в 1915 году).

http://azbyka.ru/palomnik/Георгиевский_с...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010